ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
Руководитель МО:
интернат»
____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.
Приказ № 25_
От «28» августа 2024 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
2 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
(Образовательная область «Окружающий мир»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей
категории
Дириноа Ольга Петровна.
г. Нелидово
2025г
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
2.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 7
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 12
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................... 19
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Адаптированная
основная
образовательная
программа
образования
обучающихся с нарушением интеллекта разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся
с
нарушениями).
с
умственной
учетом
отсталостью
реализации
их
(интеллектуальными
особых
образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Рабочая
программа коррекционного
курса
«Окружающий социальный мир»
разработана на основе следующих документов:
-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с тяжелой, глубокой степенью нарушения
интеллекта, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2). В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Окружающий социальный мир» во 2 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часов в год ( 1 часа в
неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Окружающий
социальный мир»».
Основная цель изучения данного предмета:
формирование представления о себе самом и ближайшем окружении;
формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основные задачи изучения предмета:
знакомство
с
явлениями
социальной
жизни
(человек
и
его
деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование
человеком
представлений
(многообразие,
о
предметном
функциональное
мире,
назначение
созданном
окружающих
предметов, действия с ними). Обучение детей жизни в обществе включает
формирование представлений об окружающем социальном мире и умений
ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу
различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с тяжёлой ,глубокой степенью нарушения интеллекта ,с ТМНР
испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим
программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет
планомерно
формировать
осмысленное
восприятие
социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Окружающий социальный мир» во 2 классе
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты по учебному предмету
««Окружающий социальный мир»» на конец 2 класса
1) Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.),
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в
доме, на улице, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих
ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях
людей (пассажир, пешеход,
покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая
адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу
ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи,
умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и
совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни.
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их
содержании, участие в них.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления
об
обязанностях
обучающегося,
сына/дочери,
внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
Представление о стране, городе, месте проживания.
Представление о государственной символике (флаг, гимн).
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор»,
«Город», «Предметы быта», «Страна», «Традиции и обычаи», «Продукты питания»,
«Предметы и материалы, изготовленные человеком, «Транспорт».
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе.
Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков
школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон
класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка,
краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных
принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание
(различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств
человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать
свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный
(деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего
пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не
заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др.
Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком,
кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная,
детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание
функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса
(город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на
слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей
территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для
парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для
контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во
дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль,
вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран,
трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество).
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в
доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы,
мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.
Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание
(различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля,
сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные,
настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат,
стрелки (часовая, минутная)).
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник,
фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов.Знание правил техники
безопасности при пользовании электробытовым прибором.Узнавание (различение)
предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).
Знание назначения предметов мебели.Различение видов мебели (кухонная, спальная,
кабинетная и др.).Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение
предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка,
разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного
инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные
часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов
(частей часов).
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас,
кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание
(различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло,
морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом.
Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов:
готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо
(свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со
способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения
мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению
(крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки
(приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш.
Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил
хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки имучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих
обработки
(приготовления)
(макаронные
изделия
(макароны,
вермишель,
рожки).Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание
правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к
употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих
обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со
способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и
бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное,
конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение)
видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по
фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги
(салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с
помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол).
Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда
горит).Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки,
двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают
дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными
из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и
др.). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала,
постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с
помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы
(лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые
приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы (Южный,
Боево, Черемушки и др.), улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская,
Конституции.), здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал
(аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса,
больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда,
мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер,
почтальон, работник химчистки, работник банка).Знание особенностей деятельности
людей разных профессий.Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание
(различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак
(«Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).Знание (соблюдение) правил
перехода улицы.Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение)
достопримечательностей своего города (например) (Вечный огонь, памятник героям ВОВ,
площадь Конституции, Вятская набережная и др.).
Транспорт.
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание
назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного
транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание
назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей
воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание
назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного
транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание
назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей
космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих
на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение)
общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном
транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая
помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание
профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с
профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным
транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта,
Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и
атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание
нравственных традиций, принятых в православии.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото,
видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание
(узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь,
Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Содержание разделов
№
1
Кол-во
часов
9
2
3
Название
разделов
Школа.
Квартира, дом,
двор.
Виды деятельности
Школа. Помещения школы. Экскурсия по
школе. Нахождение помещений школы:
спортивный зал, актовый зал.
Профессии людей, работающих в школе:
учитель
адаптивной
физкультуры,
учитель музыки. Учитель, ученик. Имена
и отчество учителей, имена и фамилии
детей. Дидактическая игра «Профессии».
Упражнения с фото учеников и учителей.
Подбор имен и отчеств учителей к фото.
Знание
(соблюдение)
распорядка
школьного
дня:
завтрак,
обед.
Составление расписания.
Школьные
принадлежности:
пенал,
ручка,
тетрадь.
Дифференциация
школьных
принадлежностей
среди
разных предметов окружающего мира.
Игра « Собери портфель». Упражнение
«Найди
и
раскрась
школьные
принадлежности».
Узнавание (различение) типов домов:
деревянный – одноэтажный,
(многоэтажный). Разнообразие зданий, их
назначение. Экскурсия по городу.
Просмотр фильма о городе.
Узнавание (различение) помещений
квартиры: кухня, детская комнаты.
Упражнение «Найди и раскрась детскую
комнату».
3
5
Предметы быта
Узнавание (различение) предметов
мебели диван, шкаф. Выделение по
признакам: диван-шкаф. Выделение
частей дивана, шкафа.
Игра с игрушками и предметами мебели
в классе.
Узнавание (различение) предметов
посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка. Игра « Обед». Выделение по
признакам: тарелка, стакан.
Рассматривание натуральных объектов.
Осуществление предметно-практической
деятельности с предметами.
4
4
Город
Узнавание
(различение)
элементов
городской
инфраструктуры:
улица,
проспект, площади. Экскурсия по городу.
Составление рассказа о зданиях на
улицах города.
Узнавание (различение), назначение
зданий: магазин одежды.
Знание (соблюдение) правил поведения в
общественных местах: в магазине
одежды
5
3
Транспорт
6
4
Традиции,
обычаи
7
5
Страна
Представление о городском транспорте:
автобус и легковой автомобиль. Беседа
о
транспорте,
название
частей
автомобиля.
Сюжетная игра «В
автобусе».
Заучивание
стихов
о
транспорте.
Знание традиций и атрибутов праздников
- Новый Год. День Победы
Изготовление ёлочных украшений.
Совместное составление рассказа о
празднике - Новый год.
Знание школьных традиций (стихи,
поздравления).
Знание названия государства, в котором
мы живем. Просмотр видеоролика о
нашей стране. Мультфильм «Мы живем в
России»
Слушание учителя и наблюдение.
Знание (узнавание) государственной
символики: флаг, гимн. Составление
аппликации «Флаг России»
Узнавание президента РФ (на фото,
видео). Продолжать учить имя и
фамилию президента.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
№
1.
Тема предмета
1 четверть
Школа.
Школа. Помещения школы.
Кол-во
час
1
2.
Нахождение помещений школы:
спортивный зал, актовый зал
1
3.
Профессии людей, работающих в школе:
учитель адаптивной физкультуры,
учитель музыки.
1
4.
Учитель, ученик.
1
Виды учебной
деятельности.
Электронный учебно-методический материал.
Слушание учителя. Отвечать на вопросы, используя
невербальные способы общения.
Вспомнить и назвать помещения школы.
Назначение этих помещений.
Экскурсия по школе
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
По фото составить предложение, для чего нужно то или
иное помещение.
Иметь ориентированные представления о нахождение
помещений в школе.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Продолжать знакомить с разными профессиями людей,
работающих в школе.
Дидактическая игра «Профессии»
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Выбрать картинки о профессии людей, работающих в
школе.
Упражнения с фото учеников и учителей.
Подбор имен и отчеств учителей к фото.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Сроки
по
плану
1.09
8.09
15.09
22.09
5.
Знание (соблюдение) распорядка
школьного дня: завтрак, обед
1
6.
Школьные принадлежности: пенал,
ручка, тетрадь
1
7.
Знание назначения школьных
принадлежностей: пенал, ручка, тетрадь
1
8.
Имена и отчество учителей, имена и
фамилии детей.
1
9.
Школа. Обобщение. Повторение.
10.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома:
стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол.
1
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Отвечать на вопросы, используя невербальные способы
общения.
Составление расписания. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Дифференциация школьных принадлежностей среди
разных предметов окружающего мира
( игрушки, книжки, посуда).
Игра « Собери портфель» Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Слушание учителя.
Различение школьных принадлежностей.
Учить использовать предметы по назначению.
Дидактическая игра «Что нам пригодиться в школе?» или
«Собери портфель»
Узнавать, различать, показывать предметы на предметных
картинках.
Упражнение «Найди и раскрась школьные
принадлежности» Использовалась презентация PowerPoint,
интерактивная доска.
Подбор имен и фамилий учеников класса к фото.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Вспомнить и назвать помещения школы.
Назначение этих помещений.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно,
дверь, потолок, пол).
29.09
6.10
13.10
20.10
27.10
11.
Узнавание (различение) типов домов:
1
деревянный - одноэтажный
(многоэтажный). Разнообразие зданий, их
назначение.
12.
Узнавание (различение) помещений
квартиры: кухня, детская комнаты.
1
13.
Город.
Узнавание (различение) элементов
городской инфраструктуры: улица,
проспект
1
14.
Узнавание (различение) элементов
городской инфраструктуры: площади.
1
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Рассматривание дома и называние его частей.
Работа с конструктором. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Слушание учителя и наблюдение.
Экскурсия по городу.
Узнавание (различение) типов домов: деревянный,
одноэтажный -многоэтажный.
Упражнения с фото домов детей, в которых они живут.
Просмотр фильма о городе.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Узнавание (различение) помещений квартиры: кухня,
детская комнаты.
Слушание учителя.
Упражнение «Найди и раскрась детскую комнату».
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Узнавание
(различение)
элементов
городской
инфраструктуры (улиц, проспекты).
Экскурсия по улице рядом со школой.
Название свою улицу, номер дома.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Узнавание (различение) элементов городской
инфраструктуры (площади).
Составление рассказа,какие еще здания находятся на
улице.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
15.
Узнавание (различение), назначение
зданий: магазин одежды.
1
16.
Знание (соблюдение) правил поведения в
общественных местах: в магазине
одежды
1
17.
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников
- Новый Год Изготовление ёлочных
украшений.
1
18.
Знание школьных традиций.
1
19.
Предметы быта.
Узнавание (различение) предметов
мебели диван, шкаф.
1
20.
Знание назначения предметов мебели:
1
Узнавание (различение), назначение зданий: (магазин
одежды).
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Составление рассказа, какие еще здания находятся на
улице.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Совместное составление рассказа о празднике - Новый год.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Слушание учителя. Беседа о предстоящем празднике –
Новый год. Использовалась презентация PowerPoint,
интерактивная доска. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Узнавание (различение) предметов мебели диван, шкаф).
Выделение частей дивана, шкафа.
Работа с картинками: назвать, сравнить. Использовалась
презентация PowerPoint, интерактивная доска.
Узнавание (различение) предметов мебели: диван, шкаф.
диван, шкаф
21.
Узнавание (различение) предметов
посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка.
1
22.
Знание назначения предметов посуды:
тарелка, стакан
1
23.
Страна.
Знание названия государства, в котором
мы живем.
1
24.
Знание (узнавание) государственной
символики: флаг, гимн.
1
Выделение по признакам: диван-шкаф.
Рассматривание натуральных объектов.
Выделение частей дивана, шкафа.
Осуществление предметно-практической деятельности с
предметами.
Игра с игрушками и предметами мебели в классе.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка). Игра « Обед».
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Накрыть стол для завтрака (обеда).
Выделение по признакам: тарелка, стакан.
Рассматривание натуральных объектов.
Осуществление предметно-практической деятельности с
предметами.
Назначение посуды. Игровые ситуации. Игра «Столовая» с
предметами посуды. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Учить название страны, в которой мы живем.
Просмотр видеоролика о нашей стране.
Мультфильм «Мы живем в России»
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Продолжать знакомить с символикой страны.
Узнавание флага, гимна.
25.
Узнавание президента РФ (на фото,
видео).
26.
Страна. Символика. Обобщение.
Повторение.
27.
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников. 1
День Победы
28.
Знание школьных традиций (стихи,
поздравления)
29.
30.
Транспорт.
Представление о городском транспорте:
автобус.
Узнавание (различение) разных видов
наземного транспорта: легковой
автомобиль
1
1
1
1
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Составление аппликации «Флаг России» Использовалась
презентация PowerPoint, интерактивная доска.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Дать представление о том, кто такой президент.
Продолжать учить имя и фамилию президента.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Слушание учителя и наблюдение.
Произношение с учителем.
Дать представление о том, кто такой президент.
Продолжать учить имя и фамилию президента.
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Беседа о предстоящем празднике (День Победы).Слушание
учителя. Песни о Дне Победы. Использовалась
презентация PowerPoint, интерактивная доска.
Слушание учителя и наблюдение. Произношение с
учителем. Повторить, какие мероприятия прошли в школе
и в каких мы участвовали. Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска.
Слушание учителя и наблюдение. Произношение с
учителем. Беседа о транспорте, назвать части автобуса.
Узнавание (различение) разных видов наземного
транспорта (легковой автомобиль). Слушание учителя и
наблюдение. Произношение с учителем. Беседа о
транспорте, назвать части автомобиля. Использовалась
31.
Знание назначения разного транспорта:
автобус и легковой автомобиль.
1
32.
Обобщение. Повторение транспорта.
1
33-34
Страна. Город. Школа.
Обобщение знаний о стране
(государстве),в котором живем.
Повторить название города.
2
презентация PowerPoint, интерактивная доска.
Слушание учителя и наблюдение. Произношение с
учителем. Беседа о транспорте, назвать части автобуса и
легкового автомобиля.Заучивание стихов о транспорте
Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная
доска.
Слушание учителя. Беседа о транспорте, назвать части
автобуса и легкового автомобиля. Сюжетная игра «В
автобусе».Заучивание стихов о транспорте. Использовалась
презентация PowerPoint, интерактивная доска.
Слушание учителя. Беседа о школе, о том кто в ней
работает. Видеоролик о нашей стране. Мультфильм «Мы
живем в России» Использовалась презентация PowerPoint,
интерактивная доска.
4. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета
включает:
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки;
- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»,
«Транспорт»;
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь
людей, правила поведения в общественных местах.
- детские наборы «Больница», «Магазин» и др.
- пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий,
правил поведения и т.д.
- аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и
т.д.;
- рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных социальных представлений.
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- компьютер, проектор, интерактивная доска.