9 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР:

Руководитель МО:
____________Е.М.Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

_________А.Г. Никитина

Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь

«26» августа 2025 г.

Приказ № 25
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
9 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Музыка и движение»

(Образовательная область «Искусство»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Кадетова Светлана Владимировна

г. Нелидово
2025г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соотвествии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Цель - формирование музыкальной культуры школьников, развитие
эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и
интеллектуальных возможностей детей с нарушением интеллекта .
Задачи учебного предмета «Музыка и движение»:
 Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
 Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных
музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
 Развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкальнооценочной деятельности;
 Развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий
музыкальной
деятельностью
(музыкальное
восприятие,
музыкально
познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания,
чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
 Обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники,
обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь
к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в
урочной, так и во внеурочной деятельности;
 Формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах
сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а
также самостоятельного использования доступных технических средств для
реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
 Реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития
и профилактики возможной социальной дезадаптации.

Общая характеристика учебного предмета
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающейся являются музыкальноритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и
действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов
(погремушек, колокольчиков и т.д.). Данный предмет интегрируется с различными
учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области. Уроки

строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов игровой
деятельности), системности и преемственности.
На уроках разработано последовательное использование следующих упражнений:
 музыкально-ритмические движения;
 упражнения с использованием простейших ударных и шумовых
инструментов;
 вокальные упражнения.
В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу
которых положены многократные повторения умственных и практических действий
заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует
от обучающейся соблюдения четких правил.
Организационная
структура
уроков:
Уроки строятся на основе следующих принципов:
 интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
 системности;
 преемственности.
Формы работы. На уроках, в процессе работы по данному предмету разработано
последовательное использование следующих упражнений:
 музыкально-ритмические движения;
 упражнения с использованием простейших ударных и шумовых инструментов;
 вокальные упражнения.
Такая классификация позволяет систематизировать работу в данном направлении.
В процессе обучения на уроках активно применяются различные упражнения, в основу
которых положены многократные повторения умственных и практических действий
заданного содержания.
Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся
соблюдения четких правил.

Описание места учебного предмета «Музыка и движение» в учебном плане
В соответствии с Ф О образования обучающихся с нарушением интеллекта АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2) учебный предмет «Музыка и движение» является обязательным учебным
предметом предметной области «Искусство». Учебный предмет «Музыка» проводится в 9
классе – 2 часа в неделю – 68 часов в год.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.Личностные
результаты в 9 классе



















Личностные результаты:
проявлять интерес к слушанию звучания музыкальных инструментов;

индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов;
умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости;
проявление положительных качеств личности;
получение положительных эмоций от взаимодействия в процессе деятельности;
проявление эмоционально положительного отношения к результатам своего труда.
Предметные результаты:
огласовывать движения с движениями учителя.
Общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
Осознанное восприятие и эмоциональный отклик к звучанию разного рода музыки;
Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным
видам музыкально-творческой деятельности;
Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой
деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии;
лушать и пропевать попевки;
Ходить в различных направлениях по словесной инструкции учителя;
Узнавать разнообразные звуки;
овместно с учителем исполнять хороводные песенки.
редства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов
освоения ИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения
ИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг
результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга
специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности
представлений, действий/операций, внесенных в ИПР. Итоговые результаты
образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения
и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики
составляется ИПР на следующий учебный период.
3. Содержание учебного предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам:
 слушание музыки;
 пение; движение под музыку;
 игра на музыкальных инструментах.
« лушание музыки»

Различение тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания
музыки. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки. Узнавание знакомой песни.
Узнавание (различение) колыбельной песни (марша). Узнавание (различение) веселой
(грустной) музыки.
«Пение»
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов).
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни: отдельных
фраз, всей песни.
«Движение под музыку»
Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши,
«фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.). Начало (окончание) движения под
музыку. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение,
покачивание с ноги на ногу; движение в хороводе; ритмичная ходьба под маршевую
музыку. Выполнение под музыку действий с предметами (кукла, обруч, флажок, мяч):
наклоны предмета в разные стороны, опускание (поднимание) предмета, подбрасывание
(ловля) предмета, махание предметом и т.п. Движение под музыку в медленном
(умеренном, быстром) темпе.
«Игра на музыкальных инструментах»
Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд
(погремушки, колокольчики, бубенцы); тихая (громкая) игра на музыкальном
инструменте.

Раздел

Введение
« лушание и пение»
«Упражнение на ориентировку в
пространстве»
«Игра на музыкальных инструментах
«Музыкально ритмические движения»
«Движение под музыку»
«Ритмико-гимнастические упражнения»
Итого: 68

Кол-во часов
1
5
9
11
8
31
3

4. Тематическое планирование.
Раздел
Введение

№
темы
1.

Тема занятий
Вводное занятие.

2.

Музыкальный образ.

Основные виды учебной
деятельности обучающихся.
Повторение техники
безопасности. Дидактические
игры.
оотнесение музыкального
образа с персонажем
художественногопроизведения

Упражнения на
ориентировку в
пространстве.

Музыкальноритмические
движения.

3.

Музыкальный образ.

4.

Музыкальный образ.

5.

Музыкальный образ.

6.
7.

Пение в хоре.
Ходьба и бег.

8.

Дистанция.

9.

Дистанция.

10.

Дистанция.

11.

Дистанция.

12.

Изменение направления
и формы ходьбы

Узнавание знакомой песни.
оотнесение музыкального
образа с персонажем
художественногопроизведения
оотнесение музыкального
образа с персонажем
художественногопроизведения
оотнесение музыкального
образа с персонажем
художественногопроизведения
овместное пропевание попевок.
Правильное исходное
положение. Ориентировка в
направлении движений вперед,
назад в сторону, по диагонали.
охранение правильной
дистанции во всех видах
построений с использованием
лент, обручей, скакалок.
Упражнения с предметами,
более сложные, чем в
предыдущих классах. Ходьба с
отображением длительности нот.
охранение правильной
дистанции во всех видах
построений с использованием
лент, обручей, скакалок.
Упражнения с предметами,
более сложные, чем в
предыдущих классах. Ходьба с
отображением длительности нот.
охранение правильной
дистанции во всех видах
построений с использованием
лент, обручей, скакалок.
Упражнения с предметами,
более сложные, чем в
предыдущих классах. Ходьба с
отображением длительности нот.
охранение правильной
дистанции во всех видах
построений с использованием
лент, обручей, скакалок.
Упражнения с предметами,
более сложные, чем в
предыдущих классах. Ходьба с
отображением длительности нот.
Чередование ходьбы с
приседанием, со сгибанием
коленей, на носках, широким и
мелким шагом, на пятках, держа
ровно спину.

Игра на
музыкальных
инструментах.

13.

Изменение направления
и формы ходьбы

14.

Игры под музыку.

15.

Игры под музыку.

16.

18.

Освоение приемов игры
на музыкальных
инструментах, имеющих
звукоряд.
Освоение приемов игры
на музыкальных
инструментах, имеющих
звукоряд.
«Звучащие жесты»

19.

«Звучащие жесты»

20.

Выполнение движений
по характеру музыки.

21.

Выполнение движений
по характеру музыки.

22.

Выполнение движений
по характеру музыки.

23.

Выполнение движений
по характеру музыки.

24.

Элементы танца.

25.

Элементы танца.

17.

Движение под
музыку

Чередование ходьбы с
приседанием, со сгибанием
коленей, на носках, широким и
мелким шагом, на пятках, держа
ровно спину.
Игры под музыку, включающие
противоположные действия,
крупные и мелкие движения
Коррекция внимания, памяти,
развивать способности ритмично
выполнять движения, сохраняя
правильную осанку.
передача тихого и громкого
звучания игрой на музыкальном
инструменте: фортепиано.
передача тихого и громкого
звучания игрой на музыкальном
инструменте: фортепиано.
Упражнения на создание
ритмического рисунка с
помощью «звучащих жестов»
Упражнения на создание
ритмического рисунка с
помощью «звучащих жестов»
Выполнение движений по
характеру музыки.
Верёвочка.
Выполнение движений по
характеру музыки.
Верёвочка.
Выполнение движений по
характеру музыки.
Верёвочка.
Выполнение движений по
характеру музыки.
Верёвочка.
Упражнения на формирование
умения начинать движения
после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их
комбинирование.
Упражнения на формирование
умения начинать движения
после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их
комбинирование.

26.

Элементы танца.

27.

Элементы танца.

28.

Танцевальные движения.

29.

Танцевальные движения.

30.

Танцевальные движения.

31.

Танцевальные движения.

32.

Танцевальные движения.

33.

Танцевальные движения..

34.

Танцевальные движения.

35.

Танцевальные движения.

36.

Танцевальные движения.

Упражнения на формирование
умения начинать движения
после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их
комбинирование.
Упражнения на формирование
умения начинать движения
после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их
комбинирование.
Упражнения на
самостоятельную передачу в
движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и
динамических изменений в
музыке.
Упражнения на
самостоятельную передачу в
движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и
динамических изменений в
музыке.
Упражнения на
самостоятельную передачу в
движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и
динамических изменений в
музыке.
Упражнения на
самостоятельную передачу в
движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и
динамических изменений в
музыке.
Упражнения на
самостоятельную передачу в
движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и
динамических изменений в
музыке.
Разучивание танцевальных
движений. (Верёвочка.)
Разучивание танцевальных
движений. (Верёвочка.)
Разучивание танцевальных
движений. (Верёвочка.)
Разучивание танцевальных
движений. (Верёвочка.)

Игра на
музыкальных
инструментах.

Упражнения на
ориентировку в
пространстве.

37.

Танцевальные движения.

38.

Танцевальные движения.

39.

Танцевальные движения.

40.

Танцевальные движения.

41.

Игры на музыкальных
инструментах.

42.

Игры на музыкальных
инструментах.

43.

Игры на музыкальных
инструментах.

44.

Игры на музыкальных
инструментах.

45.

Игры на музыкальных
инструментах.

46.

Игры на музыкальных
инструментах.

47.

Игры на музыкальных
инструментах.

48.

Перестроения в круг.

49.

Перестроения в круг.

50.

Перестроения в круг.

51.

Перестроения в круг.

Разучивание танцевальных
движений. (Верёвочка.)
Разучивание танцевальных
движений. (Верёвочка.)
Разучивание танцевальных
движений. (Верёвочка.)
Разучивание танцевальных
движений. (Верёвочка.)
Обучение учащихся
сопровождению игры на
музыкальных инструментах
(исполняет учитель)
передача тихого и громкого
звучания игрой на музыкальном
инструменте: фортепиано
передача тихого и громкого
звучания игрой на музыкальном
инструменте: фортепиано
передача тихого и громкого
звучания игрой на музыкальном
инструменте: фортепиано
передача тихого и громкого
звучания игрой на музыкальном
инструменте: фортепиано.
передача тихого и громкого
звучания игрой на музыкальном
инструменте: фортепиано
передача тихого и громкого
звучания игрой на музыкальном
инструменте: фортепиано
Перестроение из одного круга в
два, три отдельных маленьких
круга и концентрические круги
путём отступления одной
группы детей на шаг вперёд,
другой – на шаг назад.
Перестроение из одного круга в
два, три отдельных маленьких
круга и концентрические круги
путём отступления одной
группы детей на шаг вперёд,
другой – на шаг назад.
Перестроение из одного круга в
два, три отдельных маленьких
круга и концентрические круги
путём отступления одной
группы детей на шаг вперёд,
другой – на шаг назад.
Перестроение из одного круга в
два, три отдельных маленьких
круга и концентрические круги
путём отступления одной

Ритмикогимнастические
упражнения.

Движение под
музыку

52.

Гимнастика.

53.

Гимнастика.

54.

Гимнастика.

55.

Имитация движений.

56.

Имитация движений.

группы детей на шаг вперёд,
другой – на шаг назад.
Круговые движения левой ноги в
сочетании с круговыми
движениями правой руки.
Выпрямление рук в суставах и
напряжение всех мышц от плеча
до кончиков пальцев; не опуская
рук, ослабить напряжение, давая
плечам, кистям, пальцам слегка
пассивно согнуться (руки как бы
ложатся на мягкую подушку).
Круговые движения левой ноги в
сочетании с круговыми
движениями правой руки.
Выпрямление рук в суставах и
напряжение всех мышц от плеча
до кончиков пальцев; не опуская
рук, ослабить напряжение, давая
плечам, кистям, пальцам слегка
пассивно согнуться (руки как бы
ложатся на мягкую подушку).
Круговые движения левой ноги в
сочетании с круговыми
движениями правой руки.
Выпрямление рук в суставах и
напряжение всех мышц от плеча
до кончиков пальцев; не опуская
рук, ослабить напряжение, давая
плечам, кистям, пальцам слегка
пассивно согнуться (руки как бы
ложатся на мягкую подушку).
Выполнение имитационных
упражнений и игр, построенных
на конкретных подражательных
образах, хорошо знакомых детям
(повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность
человека), в соответствии с
определённым эмоциональным и
динамическим характером
музыки.
Выполнение имитационных
упражнений и игр, построенных
на конкретных подражательных
образах, хорошо знакомых детям
(повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность
человека), в соответствии с
определённым эмоциональным и
динамическим характером
музыки.

57.

Имитация движений.

58.

Имитация движений.

59.

Имитация движений.

60.

Имитация движений.

61.

Элементы русской
пляски.

62.

Элементы русской
пляски.

Выполнение имитационных
упражнений и игр, построенных
на конкретных подражательных
образах, хорошо знакомых детям
(повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность
человека), в соответствии с
определённым эмоциональным и
динамическим характером
музыки.
Выполнение имитационных
упражнений и игр, построенных
на конкретных подражательных
образах, хорошо знакомых детям
(повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность
человека), в соответствии с
определённым эмоциональным и
динамическим характером
музыки.
Выполнение имитационных
упражнений и игр, построенных
на конкретных подражательных
образах, хорошо знакомых детям
(повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность
человека), в соответствии с
определённым эмоциональным и
динамическим характером
музыки.
Выполнение имитационных
упражнений и игр, построенных
на конкретных подражательных
образах, хорошо знакомых детям
(повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность
человека), в соответствии с
определённым эмоциональным и
динамическим характером
музыки.
« армошка».
Музыкальный размер 2/4.
Продвижение в сторону путём
перевода в сторону
одновременно пятки одной ноги
и носка другой. При этом
попеременно соединяются то
носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1
свободная позиция.
« армошка».
Музыкальный размер 2/4.

63.

Элементы русской
пляски.

64.

Элементы русской
пляски.

65.

Элементы русской
пляски.

66.

Элементы русской
пляски.

67.

Элементы русской
пляски.

Продвижение в сторону путём
перевода в сторону
одновременно пятки одной ноги
и носка другой. При этом
попеременно соединяются то
носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1
свободная позиция.
« армошка».
Музыкальный размер 2/4.
Продвижение в сторону путём
перевода в сторону
одновременно пятки одной ноги
и носка другой. При этом
попеременно соединяются то
носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1
свободная позиция.
« армошка».
Музыкальный размер 2/4.
Продвижение в сторону путём
перевода в сторону
одновременно пятки одной ноги
и носка другой. При этом
попеременно соединяются то
носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1
свободная позиция.
« армошка».
Музыкальный размер 2/4.
Продвижение в сторону путём
перевода в сторону
одновременно пятки одной ноги
и носка другой. При этом
попеременно соединяются то
носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1
свободная позиция.
« армошка».
Музыкальный размер 2/4.
Продвижение в сторону путём
перевода в сторону
одновременно пятки одной ноги
и носка другой. При этом
попеременно соединяются то
носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1
свободная позиция.
« армошка».
Музыкальный размер 2/4.
Продвижение в сторону путём
перевода в сторону

68.

Элементы русской
пляски.

Итого: 68

одновременно пятки одной ноги
и носка другой. При этом
попеременно соединяются то
носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1
свободная позиция.
« армошка».
Музыкальный размер 2/4.
Продвижение в сторону путём
перевода в сторону
одновременно пятки одной ноги
и носка другой. При этом
попеременно соединяются то
носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1
свободная позиция.

5. Материально-техническое обеспечение
 Игрушки, платочки, ложки, куклы.
 Шапочки- маски для музыкальных игр.
 Аудиокассеты на узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса
птиц и зверей).
 Карточки с изображением различных музыкальных инструментов и игрушек,
которые учащиеся используют в свих играх-занятиях.
 Магнитофон, аудиокассеты с записями различных мелодий и детских песен.
 Музыкальные инструменты: барабан, бубен, маракасы,бубенцы.
 Мячи.
 Полифункциональное игровое оборудование: игровая дорожка, ребристая доска,
сенсорная тропа.
Литература
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под
ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

2. Баряева Л. Б., аврилушкина О. П., Зарин А., околова Н. Д. Программа воспитания и

обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — Пб.: КАРО, 2007.

3. Катаева А.А., требелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно

отсталых дошкольников. – М., 1990.

4. требелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических

игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е.А. требелева. – М, 2008.

5. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. JI. Б.

Баряевой, И. . Вечкановай. — Пб.: КАРО, 2009.

6. Музыкальная гимнастика для детей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».