ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР:
Руководитель МО:
____________Е.М.Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
_________А.Г. Никитина
Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
«26» августа 2025 г.
Приказ № 25
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
8 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Музыка и движение»
(Образовательная область «Искусство»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей категории
Кадетова Светлана Владимировна
г. Нелидово
2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1.
Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
2.В соотвествии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
«Музыка и движение» — учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с нарушением интеллекта элементарных знаний, умений и навыков в области
музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной
деятельности. Музыкально- образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания,
комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Ведущим
видом музыкальной деятельности с обучающимися являются
музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими»жестами
и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов.
Особое внимание обращается на стимулирование обучающихся к играм на музыкальных
инструментах. Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции
эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности обучающегося.
Актуальность. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности
для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки способствуют развитию
музыкального слуха, памяти, чувства ритма. Музыкальное развитие обучающихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью занимает важное место в системе коррекционно-педагогической
работы.
Уроки «Музыка и движение» стимулируют эмоциональное развитие обучающихся с
умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта .
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с нарушением интеллекта как к
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
1.
организация музыкально-речевой среды;
2.
формирование интереса к музыкальным занятиям;
3.
формирование музыкально-ритмических движений;
4.
формирование потребности учащегося использовать вербальные и невербальные
средства общения для обогащения чувственного опыта и умения фиксировать полученные
впечатления в речи;
5.
развитие стремления обучающегося устанавливать коммуникативные контакты с
окружающими.
Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики и
совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти упражнения проводятся под
музыку.
2
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» в 8 классе в соответствии с
учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т. е. 2 часа в неделю (34 учебных недели)
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
2.1.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных
средах.
На уроках музыки и движения в 8 классе формируются следующие личностные
результаты:
1.
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности
определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3.
Формирование социально- ориентированного взгляда на окружающий мир в
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
2.2.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
На уроках музыки и движения в 8 классе формируются следующие предметные
результаты:
1)
Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и
практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение,
движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение
мелодии игрой на музыкальных инструментах.
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
Умение использовать полученные навыки для участия.
3
Основные требования к умениям обучающихся
Критерий
Слушание.
Пение.
Движение
под
музыку.
Параметры
Минимальный уровень
Уметь слушать (различать) тихое и громкое звучание музыки.
Уметь слушать (различать) быструю, медленную музыку.
Уметь слушать музыкальные произведения и детские песни.
Уметь подражать характерным звукам животных во время
звучания знакомой песни.
Уметь топать под музыку.
Уметь хлопать в ладоши под музыку.
Уметь покачиваться с одной ноги на другую.
Уметь выполнять движения: ходьба, бег, прыжки, кружение,
приседание под музыку разного характера.
Уметь выполнять под музыку действия с предметами: наклоны предмета
в разные стороны, опускание/подниманиепредмета, подбрасывание/ловля
предмета, взмахивание
предметом и т.п.
Уметь выполнять движения разными частями тела под
музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.
Уметь выполнять движения в хороводе.
Уметь двигаться под музыку в медленном, умеренном и
быстром темпе.
Уметь выполнять ритмичную ходьбу под музыку.
Муз.инст
Проявлять желание подыгрывать учителю на шумовыхинструментах.
Слушание
Уметь узнавать знакомую песню.
Слушать, понимать и действовать согласно инструкции учителя.
Движение
под
музыку.
Достаточный уровень.
Уметь узнавать знакомую мелодию, исполненную на разных
музыкальных инструментах.
Уметь соблюдать последовательность простейших
танцевальных движений.
Уметь имитировать движения животных.
Уметь выполнять движения, соответствующие словам песни.
Уметь выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором.
Уметь имитировать (исполнять) игры на музыкальных инструментах.
Пение
Музыкальные
инст
рументы.
Выполнять элементарные движения с предметами.
-Пропевать попевки с различной интонационной,динамической
окрашенностью;
-Сочетать пение с мимикой и пантомимикой;
-Пропевать свое имя.
- Узнавать на картинках музыкальные инструменты;
-Соотносить реальный предмет музыкального инструмента с
его изображением.
4
3.Содержание обучения.
Наименование раздела
1. Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
2. Музыкально - ритмические движения.
3. Игра на музыкальных инструментах.
4. Пение.
Итого:
Кол-во ч.
28
14
11
15
68
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
Слушание аудиокассет и узнавание звуков природы, голоса птиц, животных, шум моря и др.
Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его отображающей. Знакомство с
фрагментами музыкальных произведений, написанных для детей. Знакомство учащихся с
музыкальными произведениями трехчастной формы. Развитие восприятия учащимися отдельных
звуков и музыкальных фраз, сыгранных в разных регистрах. Стимулирование желания учащихся
играть в музыкальные игры (при ор- ганизующей помощи учителя). Игры на узнавание в мелодиях
образов людей, животных, представителей растительного мира и т.п.
Сравнение музыкальных произведений. Слушание музыкальных произведений. Вместе с
обучающимися слушание фрагментов произведений в исполнении оркестра рус- ских народных
инструментов. При прослушивании музыкальных произведений определение характера музыки,
узнавание звучания знакомых народных музыкальных инструментов, определение характера
музыки.
Расширение репертуара произведений для прослушивания мелодий разного характера
(веселых, грустных, медленных, быстрых), разных музыкальных жанров (марш, песня, пляска,
вальс). Узнавать музыкальные произведения при целостном проигрывании, по отдельный фразам.
С помощью видеозаписей концертных программ знакомство с ин- струментами симфонического
оркестра. Прослушивание фрагментов симфонических произведений.
Музыкально - ритмические движения.
Танцевальные движения с элементами национальных и современных танцев. Обучение
учащихся музыкально - ритмическим движениям в музыкальных драматизациях. Танцы под
музыку, которую обучающиеся выбирают сами. Совместных играх и упражнениях. Побуждение
участвовать в музыкальных играх. Привлечение обучающихся к участию в музыкальных играх драматизациях по сюжетам сказок, вырабатывая у них навыки речи и движений, интонирования,
взаимодействия друг с другом в элементарных диалогах. Демонстрация театральных
драматизаций ученикам младших классов и родителям. Формирование умений обучающихся
выполнять ритмичные движения под музыку, различные виды ходьбы, бега, прыжков,
импровизаций на тему движений людей, животных. Упражнения на развитие общей моторики под
музыку. Движения в соответствии с динамическими оттенками музыки, с изменениями темпа.
Игра на музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах происходит с учетом их
индивидуальных особенностей. Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов
(контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и
окончание игры на музыкальном инструменте.
Пение.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подражание характерным
звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание повторяющихся интонаций
припева песни. Знакомство обучающихся с особенностями пения в ансамбле.
5
3. Тематический план
№п
/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
К Основные виды деятельности
- обучающихся на уроке
в
о
ч
I раздел. Слушание и узнавание музыкальных звуков,
мелодий и песен. (6 часов)
1
Марш. Характерные
Слушание музыки. Беседа.
особенности
Характерныеособенности
звучания.
звучания.
Тема урока
Марш. Характерные
особенностизвучания.
1
Слушание песни. Беседа.
Характерные
особенностизвучания.
Песня. Характерные
особенности звучания.
Различие песни имарша.
1
Беседа. Различие песни, марша,
танца.
Песня. Характерные
особенности звучания.
Различие песни имарша.
1
Слушание музыки. Беседа.
Характерныеособенности звучания.
1
Слушание песни. Беседа.
Характерныеособенности звучания.
Танец. Характерные особенности.
Различие песни,
марша и танца.
Танец. Характерные особенности.
Различие песни,
марша и танца.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
II раздел. Музыкально - ритмические движения. (8 часов)
1
Элементы русскихнародных
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
плясок.
движение.
«Как на тоненький
ледок».
1
Элементы русскихнародных
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
плясок.
движение.
«Как на тоненький
ледок».
1
Музыкальные игры.
Элементы русскихнародных
плясок.«Пошла млада за водой».
6
Дата
10.
Элементы русскихнародных
плясок.
«Пошла млада за
водой».
Восприятие и воспроизведение
ритмических
структур.
1
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
движение.
1
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
движение.
12.
Восприятие и воспроизведение
ритмических
структур.
1
Музыкальные игры.
13.
Восприятие и
воспроизведениеритмических
структур.
1
Слушание музыки,
пение, музыкально -пластическое
движение.
14.
Восприятие и воспроизведение
ритмических
структур.
1
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
движение.
11.
15.
16.
III раздел. Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
(10 часов)
Слушание
1
Музыкальные игры.
фрагментов измузыкальной
сказки
«Чипполино».
Слушание
1
Слушание
музыки,
пение,
фрагментов измузыкальной
музыкально - пластическое
сказки
движение.
«Чипполино».
17.
Слушание
фрагментов измузыкальной
сказки
«Чипполино».
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
18.
Слушание
фрагментов измузыкальной
сказки
«Чипполино».
1
Музыкальные игры.
19.
«Музыка природы».
Слушание музыкальных
композиций
«Времена года».
«Зима».
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
7
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30
«Музыка природы».
Слушание музыкальных
композиций
«Времена года».
«Зима».
«Музыка природы».
Слушание музыкальных
композиций
«Времена года».
«Весна».
«Музыка природы».
Слушание музыкальных
композиций
«Времена года».
«Весна».
1
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
1
«Музыка в миреживотных».
Слушание
музыки,
пение,
Слушание музыкальной
музыкально - пластическое
композиции
движение.
«Котёнок».
1
Музыкальные игры.
«Музыка в миреживотных».
Слушание музыкальной
композиции
«Котёнок».
IV раздел. Игра на музыкальных инструментах. (11 часов)
1
Знакомство с самодельными
Слушание музыки, пение,
.
музыкальными инструментами
музыкально -пластическое
(ложки, трещоткии др.).
движение.
Знакомство с самодельными
музыкальными инструментами
(ложки, трещоткии др.).
1
Музыкальные игры.
1
Ложки, трещотки,баночки с
сыпучими
материалами, колокольчики.
Различие музыкальных
инструментов.Игра на
самодельных
музыкальных инструментах.
1
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
движение.
1
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
движение.
Различие
музыкальных инструментов.
Игра на самодельных
музыкальных
инструментах.
1
Музыкальные игры.
Ложки, трещотки,баночки с
сыпучими материалами,
колокольчики.
Музыкальные игры.
8
31.
Оркестр народныхинструментов.
«Калинка».
1
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
движение.
32.
Оркестр народныхинструментов.
«Калинка».
1
Музыкальные игры.
33.
Ударные народные
инструменты.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
34.
Ударные народные
инструменты.
1
Музыкальные игры.
35.
Закрепление. Обобщающий
урок.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
V раздел. Музыкально - ритмические движения. (6 часов)
1
Танцевальнаямузыка.
Слушание
музыки,
пение,
Простейшие танцевальные
музыкально - пластическое
движения.
движение.
1
Танцевальнаямузыка.
Слушание
музыки,
пение,
Простейшие танцевальные
музыкально - пластическое
движения.
движение.
Танцевальнаямузыка.
Простейшие танцевальные
движения.
Танцевальнаямузыка.
Простейшие танцевальные
движения.
1
Музыкальные игры.
1
Танцевальнаямузыка.
Простейшие танцевальные
движения.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
Танцевальнаямузыка.
Простейшие танцевальные
движения.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
VI раздел. Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
(12 часов)
1
Просмотр видеозаписи
Слушание иузнавание
балетного
музыкальных звуков,мелодий и
спектакля.
песен.
9
.
43.
Просмотр видеозаписи
балетного
спектакля.
1
Слушание иузнавание
музыкальных звуков,мелодий и
песен.
44.
Просмотр видеозаписи
балетного
спектакля.
1
Слушание иузнавание
музыкальных звуков,мелодий и
песен.
45.
Просмотр видеозаписи
балетного
спектакля.
1
Слушание иузнавание
музыкальных звуков,мелодий и
песен.
46.
Просмотр видеозаписи
балетного
спектакля.
1
Слушание иузнавание
музыкальных звуков,мелодий и
песен.
47.
Вокальная музыка.
1
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
движение.
48.
1
Музыкальные игры.
49.
Вокальная
музыка.
Песня.
1
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
движение.
50.
Песня.
1
Слушание музыки, пение,
музыкально -пластическое
движение.
51.
Лирическиепесни.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
52.
1
Музыкальные игры.
53.
Лирические
песни.
Лирическиепесни.
54.
Романс.
55.
Романс.
1
Слушание музыки,пение,
музыкально пластическое
движение.
VIIраздел. Пение. (15 часов)
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
10
56.
Патриотическиепесни.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
57.
Патриотическиепесни.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
58.
Шуточные песни.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
59.
Шуточные песни.
1
60.
Детские песни.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
62.
Колыбельныепесни.
1
63.
Колыбельныепесни.
Просмотр видеозаписи
мюзикла.
1
1
65.
Просмотр видеозаписи
мюзикла.
1
66.
Просмотр видеозаписи
мюзикла.
1
61.
64.
67.
68.
Детские песни.
Музыкальные игры.
1
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
Музыкальные игры.
Слушание иузнавание
музыкальных звуков,мелодий и
песен.
Слушание иузнавание
музыкальных звуков,мелодий и
песен.
Слушание иузнавание
музыкальных звуков,мелодий и
песен.
Закрепление. Обобщающий
урок.
1
Закрепление. Обобщающий
урок.
1
Итого: 68 часов.
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
Слушание
музыки,
пение,
музыкально - пластическое
движение.
11
5. Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплексМетодическая литература
1.
Баряева Л. Б., Яковлева Н.Н .Программа образования учащихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью.– СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой,, 2011.- 480 с.
2.
Забрамная С.Д., Исаева ТН. Изучаем обучая. Методические рекомендации по
изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В. Секачёв, ТЦ
«Сфера», 2007.
3.
Стребелева. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
Книга для педагога-дефектолога. – М.: ВЛАДОС. 2005.
4.
Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с
отклонениями в развитии.- Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
5.
Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи.- М., 2011.
6.
Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. СПб, 2007.
Для
реализации программы материально-техническое обеспечение предмета
включает:
детские музыкально-шумовые инструменты (колокольчик, дудочка, барабан,бубен,
погремушки, ложки, маракасы),
игрушки для музыкальных игр, танцев и упражнений (платочки, флажки,
ленточки, мишура, мячики),
мягкие игрушки, резиновые игрушки, набор мелких игрушек для «волшебного
мешочка»,
ноутбук с аудио и видеозаписями, презентации.
звуковые игрушки,
учебно - наглядный материал: книжки, картинки.
12