ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № 25
«26» августа 2025 г.
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
1 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Речевая практика»
(Образовательная область «Язык и речевая практика»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова Светлана Владимировна
г. Нелидово
2025г.
1
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области – «Язык
и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 1
классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель обучения - развитие речевой коммуникации обучающихся с нарушением
интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств обучающихся;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 1классе
определяет следующие задачи:
− формирование
умения
понимать
и
четко
выполнять
речевые
инструкции;
− формирование умения взаимодействовать друг с другом в ходевыполнения заданий;
− развитие интонационной речи;
− совершенствование грамматического строя речи;
− формирование связного монологического высказывания;
− воспитание
уважительного
отношения
к
собеседнику,
его
пожеланиям.
2
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
определение и высказывание под руководством педагога самыхпростых
общих для всех людей правил поведения;
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
повседневной жизни.
в
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Речевая практика» в 1 классе
Минимальный уровень:
− выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
− называть
предметы
и соотносить
их с соответствующими
картинками;
− употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
− правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
знать свое имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя,имена
ближайших родственников и товарищей по классу;
− слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их
содержанием.
Достаточный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции;
− называть предметы и действия, соотносить их с соответствующимикартинками;
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
− внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
− соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
− объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
− сообщать
своё имя и фамилию,
имена и отчества
учителей,
воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
− составлять небольшие рассказы.
−
3. Содержание обучения
Обучение речевой практике в 1 классе неразрывно связано с развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также, с воспитанием
любознательности, культуры поведения в обществе.
Содержание программы включает четыре раздела:
− Аудирование и понимание речи.
− Дикция и выразительность речи.
− Общение и его значение в жизни.
− Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения, примерные
темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).
Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи»,
«Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни» обеспечивает
целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать
речь на слух, точно её интонировать, владеть этикетными средствами общения.
Центральным в программе является раздел «Организация речевого общения». В нём
3
определены речевые ситуации, которые встречались или могли встретиться в реальной
жизни детей. В этих ситуациях школьники должны вести себя (вербально и
невербально) в традициях данного общества. Иными словами, в процессе реализации
программных тем предполагается научить детей понимать речевую ситуацию,
правильно вести себя в ней, точно использовать языковые средства для поддержания
общения.
В 1 классе дети учатся понимать и чётко выполнять речевые инструкции
учителя, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг
к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, а также участвовать в минидиалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям. Кроме того, на уроках
необходимо создавать условия для развития интонационной выразительности речи
обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, а также
формировать простейшие умения в части построения связного монологического
высказывания.
Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов: содержанием
изучаемого материала, возрастом и уровнем развития обучающихся, а также уровнем
готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения
оказывает влияние коррекционная направленность обучения, а также решение задач
социальной адаптации. На уроках речевой практики широкое применение находят такие
методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в
произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание
иллюстрации, составление предложений, ролевые игры, дидактические игры, а также
методы и приемы интерактивного обучения с применением аудио- и видеоматериалов,
ИКТ. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально
настроен, то эффективность уроков заметно возрастает.
Обучение речевой практике носит коррекционную и практическую
направленность и тесно связано с другими предметами.
Содержание разделов
№
Кол-во ч.
Название раздела, темы
п/п
1
Аудирование
13
2
Дикция и выразительность речи
18
3
4
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
22
13
Культура общения
Итого:
66
4
№
Тема предмета
Кол-во
часов
I.
1
Давайте
познакомимся
1
2
Где мы учимся
Школа
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основные виды деятельности обучающихся
на уроке и электронные учебнометодические материалы
Дифференциация видов деятельности
обучающихся
Минимальный уровень
Давайте познакомимся – 4 часа
Знакомство, приветствие
Употребляют в речи
Игра «Наши имена»
слова – Здравствуйте!
Введение в ситуацию (беседа с
До свидания!
привлечением личного опыта, ответы на
Знакомятся с правилами
вопросы на основе иллюстраций)
поведения по алгоритму
Знакомство с основными правилами
Называют свое имя и
поведения в диалоге, при знакомстве:
имена одноклассников
собеседники приветливо смотрят друг на
друга, первым представляется старший
Моделирование мини-диалогов между
учителем и учеником. Употребление
фразы «Меня зовут…» Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Игра «Приветствие»
Слушают музыкальное
Прослушивание песни из мультфильма
произведение
«Крошка Енот» («Улыбка», слова
Повторяют правила
М.Пляцковского, музыка В. Шаинского)
поведения при
Повторение основных правил поведения знакомстве по алгоритму
в диалоге, при знакомстве
Тренировочные упражнения в
изображении доброжелательного
выражения лица по отношению друг к
другу
Рассматривание картинки в учебнике
Достаточный уровень
Употребляют в речи
слова – Здравствуйте!
Доброе утро,
До свидания!
Знакомятся с
правилами поведения
по алгоритму
Называют свое имя,
используя
предложение
«Меня зовут…»
Слушают
музыкальное
произведение
Повторяют правила
поведения при
знакомстве по
алгоритму
Отвечают на вопросы
учителя по
содержанию картинки
5
3
Урок музыки
Урок физкультуры
1
4
Школа.Кто нас
лечит и кормит
1
Ответы на вопросы учителя по
содержанию картинки. Работа
с презентациями в
форматеPowerPoint
Игра «Приветствие»
Рассматривание картинки в учебнике
Ответы на вопросы учителя по
содержанию картинки Экскурсия в
спортивный зал
Знакомство с учителем физкультуры
(возможна экскурсия в кабинет музыки,
кабинет логопеда)
Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в
школе?» Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Игра «Приветствие»
Рассматривание картинки по теме урока
Ответы на вопросы учителя по
содержанию картинки Составление
предложений по картинкам
Экскурсия в медицинский кабинет,
столовую Знакомство с персоналом
Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в
школе?» Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Употребляют в речи
слова- Здравствуйте!
Доброе утро!
Повторяют правила
поведения при
знакомстве по алгоритму
Отвечают на простые
вопросы учителя
Употребляют в речи
слова – Здравствуйте!
Доброе утро!
Повторяют правила
поведения при
знакомстве по
алгоритму
Отвечают на вопросы
учителя
Употребляют в речи
слова - Здравствуйте!
Доброе утро!
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Отвечают на простые
вопросы учителя по
содержанию картинки
Употребляют в речи
слова - Здравствуйте!
Доброе утро!
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Отвечают на вопросы
учителя
6
Знакомство во дворе - 3 часа
5
Школа. Школьный
двор
1
Введение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта)
Разучивание чистоговорок «Ра-ра-ра –
нам гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы
игру»
Экскурсия по школьному двору
Беседа во время экскурсии по школьному
двору. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Повторяют чистоговорку
за учителем
Отвечают на простые
вопросы учителя во
время экскурсии по
школьному двору
Проговаривают
чистоговорку
самостоятельно
Отвечаютна вопросы
учителя во время
экскурсии по
школьному двору
Называют объекты,
находящиеся на
школьном дворе
(школьный стадион,
спортивная площадка,
игровая площадка,
клумбы и т.д.)
6
Знакомство во
дворе
1
Повторение чистоговорок «Ра-ра-ра –
нам гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы
игру»
Закрепление правил поведения при
знакомстве
Составление рассказа по теме ситуации
(игра «Дополни предложение»)
Конструирование диалога «Знакомство
во дворе» Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Повторяют чистоговорку
за учителем
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Называют свое имя
Проговаривают
чистоговорку
самостоятельно
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Называют свое имя
Составляют диалог с
вопросительными
предложениями «Как
тебя зовут?» «Хочешь
с нами играть?»
7
1
7
8
Дорога домой
Какие бывают
дома
1
9
Дорога домой.
Читаем сказку
«Гуси-лебеди»
1
10
Играем в сказку
«Гуси-лебеди»
1
Дорога домой – 3 часа
Введение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта)
Разучивание чистоговорок про дома
Рассматривание картинок к уроку
Ответы на вопросы учителя по
содержанию картинок
Составление рассказа о доме, в котором
он живет.
Беседа о правилах безопасного поведения
на улице Работа с презентациями в
форматеPowerPoint.
Повторение чистоговорок
Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди»
Составление рассказа по картинкам о
том, как дети возвратились домой
Работа
с
презентациями
в
форматеPowerPoint.
Закрепление содержания сказки
(прослушивание сказки в аудиозаписи)
Коллективное рассказывание сказки
Драматизация фрагментов сказки
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint.
Повторяют чистоговорки
за учителем
Отвечают на вопросы
учителя по картинке
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Отвечают на вопросы
учителя
Составляют рассказ о
доме
Называют домашний
адрес
Повторяют чистоговорки
за учителем
Называют героев
сказкипо картинкам
Составляют
предложения по
картинкам с помощью
учителя
Называют героев сказки
по картинкам
Повторяют фразы героев
сказки за учителем
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Называют героев
сказки по памяти
Составляют рассказ
по картинкам к сказке
Называют героев
сказки
Говорят,
самостоятельно фразы
героев сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев
сказки
8
11
Кто в теремочке
живёт? (по
сказке«Теремок)
1
12
13
Мы играем
в«Теремок»
Моя семья
1
1
«Теремок» - 2 часа
Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, отгадывание загадки)
Разучивание чистоговорки «В чистом
поле теремок, всем найдется уголок»
Знакомство со сказкой «Теремок»
Называние героев сказки
Хоровод «Кто-кто в теремочке живёт?»
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Повторение чистоговорки
Актуализация содержания сказки
«Теремок»: прослушивание аудиозаписи
Проигрывание эпизодов сказки с
направляющей помощью учителя.
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Повторяют чистоговорки
за учителем
Слушают сказку
Называют героев
сказкипо картинкам
Повторяют
чистоговорки
самостоятельно
Устанавливают
последовательность
появления в теремке
животных с
называнием их
Повторяют чистоговорки
за учителем
Слушают аудиозапись
Повторяют фразы героев
сказки за учителем
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Слушают аудиозапись
Повторяют
самостоятельно фразы
героев сказки
Рассказывают сказку с
помощью опорных
слов
Знакомство в гостях – 5 часов
Называют членов семьи,
Слушание стихотворения Е. Благининой
«Посидим в тишине»
их имена, фамилии
Понимание прямых родственных
Составляют диалог с
отношений: мама, папа, дедушка,
помощью опорных
бабушка, братья, сестры
предложений
Знание имени, отчества и фамилии своих
родителей, места их работы, имён
братьев и сестёр, их занятий «Кто
старше, кто младше?»
Конструирование диалога «Играем в
семью» Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Называют членов
семьи их имена,
отчества и фамилии
своих родителей,
места их работы
Составляют диалог
9
14
Приглашаем
гостей
1
15
Мы в гостях
1
16
Сказка «Репка»
1
17
Сказка «Репка»
1
Ведение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта)
Сообщение правил этикета при
знакомстве с взрослым в гостях
Слушание детской песни «К нам гости
пришли»
Коллективное составление рассказа с
опорой на иллюстрации и условнографические схемы предложений.
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Проговаривание правил поведения при
знакомстве с ровесниками и старшими
Коллективное составление рассказа «Как
мы ходили в гости» по опорным
картинкам
Ролевые игры по теме ситуации («Кукла
встречает гостей») Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой (устное
рассказывание учителем с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки
(просмотр мультипликационного
фильма)
Инсценирование сказки Работа с
презентациями в форматеPowerPoint.
Повторяют правила
этикета при знакомстве с
взрослыми
Составляют
предложение с опорой на
иллюстрации
Повторяют правила
этикета при
знакомстве со
взрослыми
Составляют
предложение с опорой
на иллюстрацию и
условно-графические
схемы предложений
Рассказывают о
правилах поведения при
знакомстве с
ровесниками и старшими
Составляют
предложения по
опорным картинкам
Рассказывают о
правилах поведения
при знакомстве с
ровесниками и
старшими
Составляют рассказ
«Как мы ходили в
гости» по опорным
предложениям
Повторяют чистоговорки Проговаривают
за учителем
чистоговорки
Называют героев сказки самостоятельно
по картинкам
Рассказывают сказку
Повторяют фразы героев Повторяют
за учителем
самостоятельно фразы
героев сказки
10
18
Школьные
принадлежности
1
19
Покупка
школьных
принадлежностей
Покупка
школьных
принадлежностей
1
20
1
Покупка школьных принадлежностей - 3 часа
Уточнение и обогащение словарного
Повторяют чистоговорки
запаса по теме ситуации (школьные
за учителем
принадлежности и их назначение)
Называют школьные
Разучивание чистоговорок («Аш-аш-аш – принадлежности и их
вот зелёный (синий и пр.) карандаш)
признаки (цвет, величина
Конструирование диалога «Попроси у
и пр.) на примере
товарища …»
реальных предметов и по
Игра «Еще какой(ая)?» (упражнения в
картинкам
согласовании существительного и
прилагательного в числе и роде)
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Разучивание скороговорки «Расскажи
Повторяют скороговорку
мне про покупку…»
за учителем
Отгадывание загадок
Знакомство с основными правилами
Называют школьные
поведения в магазине (беседа с
принадлежности и их
элементами рассказа)
признаки (цвет, величина
Использование фраз «Дайте мне,
и пр.) Используют фразы
пожалуйста, …»
в диалоге «Дайте мне,
«Мне нужен (нужна, нужны) …»
пожалуйста, …»
Конструирование диалога с продавцом
«Мне нужен (нужна,
магазина
нужны) …»
Ролевая игра «Магазин «Школьник»
Описание предметов по картиннографической схеме (размер, цвет, форма)
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Называют школьные
принадлежности и их
признаки (цвет,
величина и пр.)
Повторяют
скороговорку
Называют школьные
принадлежности и их
признаки (цвет,
величина и пр.)
Используют фразы в
диалоге «Дайте мне,
пожалуйста, …»
«Мне нужен (нужна,
нужны) …»
Описывают предметы
по картиннографической схеме
(размер, цвет, форма)
11
21
«Игрушки»
1
22
«Магазин
игрушек»
1
23
Играем вместе
1
В магазине игрушек – 3 часа
Обогащение лексического запаса
Называют игрушки и их
обучающихся словами, обозначающими
основные признаки
игрушки, их основные признаки и
Повторяют
действия с ними
стихотворение за
Разучивание стихотворения А. Барто.
учителем
«Самолёт»
Сравнивают игрушки по
Конструирование диалога «Давай
заданному учителем
поиграем» Работа с
признаку
презентациями в
форматеPowerPoint
Разучивание стихотворения А. Барто «Я
Повторяют
люблю свою лошадку»
стихотворение за
Повторение правил поведения в магазине учителем
(беседа с элементами рассказа)
Повторяют правила
Конструирование возможных диалогов
поведения в магазине
между продавцом и покупателями в
Составляют
магазине «Игрушки» с опорой на
предложения по
содержание картинки Работа с
картинке
презентациями в форматеPowerPoint.
Конструирование диалога в игровых
Умеют соблюдать
ситуациях
правила игры
Игра «Кто быстрее?»
Составляют диалог с
Умение объяснять правила игры своим
опорой на картинку
товарищам
Умение выбирать интонацию для того,
чтобы договориться с товарищем
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint.
Называют игрушки и
их основные признаки
Рассказывают
стихотворение
наизусть
Сравнивают игрушки
по заданному
учителем признаку
Составляют диалог с
опорой на картинку
Рассказывают
стихотворение
наизусть
Называют игрушки
Составляют диалог, с
опорой на план
Умеют соблюдать
правила игры
Составляют диалог с
опорой на
символический план
12
24
Готовимся к
празднику
Письмо Деду
Морозу
1
25
Готовимся к
празднику
1
26
Готовимся к
празднику
Составление
диалогов
1
Готовимся к празднику – 3 часа
Введение в ситуацию (беседа, рассказ
Отвечают на простые
учителя с опорой на иллюстрацию)
вопросы учителя
Разучивание новогоднего стихотворения Повторяют
(по выбору учителя)
стихотворение за
Составление письма Деду Морозу с
учителем
опорой на условно-графические схемы
Составляют письмо Деду
предложений. Работа с презентациями
Морозу с помощью
в форматеPowerPoint
учителя
Разучивание песенки «В лесу родилась
Повторяют слова песни
ёлочка» сл. Р.Кудшовой, муз. Л. Бекмана за учителем
Перенос полученных знаний о правилах
Повторяют правила
поведения при знакомстве в условия
поведения при
новой ситуации: проигрывание ситуации знакомстве
знакомства с Дедом Морозом. Работа с
Используют их в новой
презентациями в форматеPowerPoint
ситуации
Повторение песенки «В лесу родилась
Повторяют слова песни
ёлочка» сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана за учителем
Разучивание новогоднего стихотворения Рассказывают
(по выбору учителя)
стихотворение, повторяя
Составление приглашений на новогодний за учителем
праздник
Моделирование возможных диалогов при
приглашении на праздник. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Отвечают на вопросы
учителя
Рассказывают
стихотворение
наизусть
Составляют письмо
Деду Морозу по
опорной схеме
Знают слова песни
Исполняют песню
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Используют их в
новой ситуации
Повторяют слова
песни
Исполняют песню
Рассказывают
наизусть
стихотворение
Составляют диалоги с
опорой на картинку
13
27
Новогодние
чудеса
1
28
Новогодние
чудеса
Составление
новогодних
поздравлений
1
29
Новогодние
чудеса
1
30
Новогодние
чудеса
1
Новогодние чудеса – 4 часа
Введение в ситуацию (беседа с опорой на Повторяют правила
иллюстрацию)
поведения при
Перенос полученных знаний о правилах
знакомстве
поведения при знакомстве в условия
Используют их в новой
новой ситуации: проигрывание ситуации ситуации
знакомства на карнавале
Выбор на рисунке ситуации,
соответствующей реплике,
произнесенной учителем. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Разучивание чистоговорки
Повторяют
Составление новогодних поздравлений
чистоговорки, повторяя
Тренировочные упражнения в
за учителем
произнесении поздравлений с
Составляют новогоднее
торжественной интонацией
поздравление с помощью
Игра «Узнай меня». Работа с
учителя
презентациями в форматеPowerPoint
Конструирование диалогов поздравления Отвечают на простые
и ответной реплики, моделирование и
вопросы учителя
проигрывание диалогов
Составляют
Беседа с привлечением личного опыта
предложения по
«Что мне запомнилось на новогоднем
картинкам
празднике?»
Составление рассказа по теме ситуации
(составление
предложений о новогоднем празднике с
последующим использованием для
коллективного рассказа) Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Используют их в
новой ситуации
Моделируют
ситуацию знакомства
на карнавале
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Составляют
новогоднее
поздравление по
опорным схемам
Отвечают на вопросы
учителя
Составляют рассказ о
новогоднем празднике
по картинкам
14
Зимняя прогулка – 4 часа
Введение в тему (беседа, называние
Повторяют
предметных картинок с изображениями
чистоговорки, повторяя
зимней одежды и обуви)
за учителем
изображениями зимней одежды и обуви) Называют предметы
Разучивание чистоговорки «В шапке да
зимней одежды и обуви
шубке хорошо Мишутке» Работа с
по картинкам
презентациями в форматеPowerPoint
31
Зимняя одежда
1
32
Зимняя
одежда«Кукла
одеваетсяна
прогулку»
1
Введение в ситуацию: просьба о помощи
(беседа по сюжетной картинке)
Использование в диалоге просьбы:
«Помоги мне, пожалуйста, найти...»
Конструирование в диалоге возможных
реплик, содержащих просьбу. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Называют предметы
зимней одежды и обуви
по картинкам
Используют в диалоге
просьбы: «Помоги мне,
пожалуйста, найти...»
33
Зимние забавы
1
Разучивание чистоговорки о зиме (по
выбору учителя)
Знакомство с зимними забавами
Выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из
двух: У Миши санки. У Маши санки
Составление предложений по схеме.
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Повторяют
чистоговорки, повторяя
за учителем
Называют зимние забавы
по сюжетным картинкам
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Называют предметы
зимней одежды и
обуви
Описывают зимнюю
одежду детей по
данному
символическому
плану
Описывают зимнюю
одежду детей по
данному
символическому
плану
Используют в диалоге
просьбы: «Помоги
мне, пожалуйста,
найти...».
Составляют диалоги
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Называют зимние
забавы
Составляют
предложения по схеме
15
34
Зимняя прогулка
Закрепление
1
35
«Мойдодыр»
1
36
Я умываюсь
1
37
Режим дня
1
Повторение чистоговорки о зиме (по
выбору учителя)
Составление предложений по схеме
Составление рассказа с опорой на
картинный план. Работа с
презентациями в
форматеPowerPoint
Повторяют
чистоговорки, повторяя
за учителем
Составляют короткое
высказывание по
сюжетным картинкам
«Надо, надо умываться…» - 3 часа
Введение в тему (беседа с опорой на
Прослушивают текст
сюжетную картинку)
стихотворения
Знакомство со стихотворением К.
Отвечают на простые
Чуковского «Мойдодыр»
вопросы учителя
Работа с серией картинок к
Повторяют часть
стихотворению
стихотворения за
Разучивание фрагментов стихотворения.
учителем
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Составление предложений по теме
Составляют
ситуации (просьба в утвердительной и
предложения по
вопросительной формах)
картинкам
Ролевые игры по теме с использованием
игрушек как героев ситуации. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Моделирование диалогов
Составляют диалоги с
Коллективное составление рассказа по
помощью учителя
теме «Режим дня школьника»
Составляют рассказ по
Игра «Кто знает, пусть продолжит».
теме «Режим дня
Работа с презентациями в
школьника» по
картинкам
форматеPowerPoint
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Составляют короткие
высказывания по
условно-графическим
схемам и сюжетной
картинке
Прослушивают текст
стихотворения
Отвечают на вопросы
учителя
Рассказывают
стихотворение
наизусть
Составляют
предложения по
опорным схемам
Составляют диалоги
Составляют рассказ
по теме «Режим дня
школьника»
16
38
Я - помощник
1
39
Я – помощник.
Составление
диалогов
«Делаем
уборку
вместе»
Я – помощник
Составление
диалогов «Делаем
уборку вместе»
Я помогаю маме
убирать в доме
1
42
Я помогаю маме
убирать в доме
1
43
Я помогаю маме
убирать на кухне
1
40
41
1
1
Помощники – 13 часов
Ведение в тему (беседа с опорой на
сюжетную картинку)
Знакомство со стихотворением А. Барто
«Помощница»
Рисование «живой» картины по
стихотворению. Работа с
презентациями в
форматеPowerPoint
Составление диалогов «Делаем уборку
вместе» с опорой на сюжетные картинки
и личный опыт детей
Повторение слов, обозначающих
предметы быта
Составление предложений по сюжетной
картинке и схемам предложения. Работа
с презентациями в форматеPowerPoint
Разучивание стихотворения А. Барто
«Помощница» Составление предложений
по теме ситуации (просьба, предложение
в утвердительной и вопросительной
формах) Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Слушание и отгадывание загадки
Повторение названий предметов мебели,
посуды, бытовой техники по сюжетным и
предметным картинкам
Конструирование возможных диалогов,
содержащих просьбуи/или распределение
обязанностей. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют
предложения с помощью
учителя
Отвечают на вопросы
по стихотворению
Составляют
предложения по
сюжетным картинкам
Проигрывают ситуацию
по уборке дома
Составляют
предложения по
сюжетным картинкам
Проигрывают
ситуацию по уборке
дома
Составляют
предложения по
сюжетной картинке и
схемам предложения
Повторяют
стихотворение за
учителем
Составляют
предложения по
сюжетной картинке
Называют предметы
мебели, посуды, бытовой
техники по картинкам
Составляют диалоги с
помощью учителя
Рассказывают
наизусть
стихотворение
Составляют
предложения по
сюжетной картинке
Называют предметы
мебели, посуды,
бытовой техники
Составляют диалоги
по сюжетной
картинке и
символическому
плану
17
44
Посуда
1
45
Посуда
1
46
Я одеваюсь и
обуваюсь
1
47
Содержу одежду в
чистоте
1
Повторение слов, обозначающих
предметы посуды
Знакомство со стихотворением К. И.
Чуковского «Федорино горе»
Инсценирование разговора Федоры с
посудой с показом игровых действий.
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Знакомство со стихотворением «Научу
обуваться и братца» Е. Благининой
Повторение слов, обозначающих
предметы обуви
Составление диалогов по заданной
ситуации «Где мои вещи», «Положи
вещи на своё место»
Игра «Назови, какая у тебя обувь» Работа
с презентациями в форматеPowerPoint
Знакомство с отрывком из стихотворения
В. Маяковского «Что такое хорошо, что
такое плохо?» Повторение слов,
обозначающих предметы, используемые
при уходе за одеждой
Составление диалога с опорой на
сюжетную картинку Игра «Кто знает,
пусть продолжает» Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Называют предметы
посуды по картинкам
Участвуют в
инсценировке фрагмента
сказки «Федорино горе»
Называют предметы
посуды по картинкам
Проигрывают
разговор Федоры с
посудой с показом
игровых действий
Называют предметы
обуви по картинкам
Составляют диалоги по
сюжетным картинкам
Называют предметы
обуви по картинкам
Составляют диалоги
по опорным
предложениям
Называют предметы,
используемые при уходе
за одеждой по картинкам
Участвуют в игре «Кто
знает, пусть
продолжает»
Называют предметы,
используемые при
уходе за одеждой
Составляют диалог с
опорой на сюжетную
картинку
Активно участвуют в
игре «Кто знает, пусть
продолжает»
18
48
Содержу одежду в
чистоте.Закрепление
1
Рассматривание картинок
Выбор предложения, наиболее
подходящего к ее содержанию
Составление диалогов с опорой на
сюжетную картинку
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Называют предметы,
используемые при уходе
за одеждой
Составляют диалоги с
помощью учителя
Участвуют в игре «Кто
знает, пусть
продолжает»
49
Я ухаживаю за
обувью
1
Называют предметы для
ухода за обувью
Отвечают на вопросы
учителя по реальной
ситуации и по картинкам
50
Опрятному
человеку
нужны
помощники
Повторение слов, обозначающих
предметы для ухода за обувью
Составление диалога «Давай почистим
обувь» по сюжетной картинке и заданной
ситуации
Составление предложений по
наблюдениям за практическими
действиями одноклассников.
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Выполнение инструкций по заданию
учителя (организационные инструкции)
Моделирование диалогов. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
1
Называют предметы,
используемые при уходе
за одеждой
Отвечают на вопросы
учителя по картинкам
Называют предметы,
используемые при
уходе за одеждой
Составляют диалоги
по сюжетным
картинкам и вопросам
учителя
Активно участвуют в
игре «Кто знает, пусть
продолжает»
Называют предметы
для ухода за обувью
Составляют
предложения по
реальной ситуации и
по сюжетным
картинкам
Называют предметы,
используемые при
уходе за одеждой
Составляют диалоги
по сюжетным
картинкам и вопросам
учителя
Весенние праздники – 3 часа
51
У нас праздник
1
Введение в ситуацию (беседа с опорой
на иллюстрацию)
Дополнение деталей ситуации по
вопросам учителя
Выбор
предложения,
наиболее
Слушают и отвечают на
простые вопросы
учителя
Называют праздники
Составляют
Слушают и отвечают
на вопросы учителя
Называют праздники
Выбирают
предложения,
19
52
Поздравляем папу
и дедушку
1
53
Поздравляем маму
и бабушку
1
54
Сказка «Заячья
избушка»
1
55
Сказка «Заячья
избушка»
Сказка «Заячья
избушка»
56
1
1
подходящего к содержанию картинки, из предложение с опорой на наиболее
двух произнесенных учителем. Работа с картинки
подходящего к
презентациями в форматеPowerPoint
содержанию
картинки, из двух
произнесенных
учителем
Составление поздравлений
Составляют
Составляют
Тренировочные упражнения в
поздравление с помощью поздравление с
произнесении поздравлений с
учителя
опорой на схему
различной интонацией в зависимости от Произносят
Произносят
Адресата. Работа с презентациями в
поздравления с
поздравления с
форматеPowerPoint
различной интонацией в различной интонацией
зависимости от адресата в зависимости от
адресата
Составление поздравлений
Составляют
Составляют
Конструирование диалогов
поздравление с помощью поздравление с
поздравления и ответной реплики,
учителя
опорой на схему
моделирование и проигрывание
Составляют диалоги с
Составляют диалоги с
диалогов. Работа с презентациями в
помощью учителя
опорой на схему
форматеPowerPoint
«Заячья избушка» - 3 часа
Введение в тему ситуации (работа с
Называют героев сказки Проговаривают
иллюстрацией, отгадывание2 загадки)
по картинкам
чистоговорки
Знакомство со сказкой (устное
Повторяют фразы героев самостоятельно
рассказывание учителем с опоройна
за учителем
Называют героев
иллюстрации)
сказки
Закрепление содержания сказки
Рассказывают сказку
(коллективное рассказывание сказки)
Говорят,
Инсценирование сказки с показом
самостоятельно фразы
игровых действий. Работа с
героев сказки
презентациями в форматеPowerPoint
20
57
Спокойной ночи!
1
58
Спокойной
ночи!Составление
диалогов
1
59
Спокойной ночи!
Закрепление
1
60
Спокойной ночи!
Закрепление
1
61
«Спасибо за мир!»
1
62
«Спасибо за мир!»
1
Спокойной ночи! – 4 часа
Введение в тему (беседа с опорой на
Отвечают на простые
сюжетную картинку)
вопросы учителя
Разучивание чистоговорки «Та–та-та –
Повторяют чистоговорку
наступила темнота. Ты-ты-ты – ты
за учителем
боишься темноты?» Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Знакомство со сказкой С. Маршака
Знакомятся с
«Сказка о глупом мышонке»
этикетными формами
Знакомство с этикетными формами
пожелания перед сном
пожеланий перед сном
Составляют
Тренировочные упражнения в
предложения на тему
произнесении пожеланий перед сном
«Перед сном» по
спокойным голосом, с ласковой
картинкам
интонацией
Составление предложений на тему
«Перед сном» Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Разучивание стихотворения Ю. Горея
Повторяют этикетные
«Колыбельная»
формы пожелания перед
Моделирование диалогов по теме
сном
ситуации Составление рассказов «Как я Составляют
ложусь спать» (по образцу, данному
предложения на тему
учителем, с опорой на символический
«Перед сном» с
или картинный план) Работа с
помощью учителя
презентациями в форматеPowerPoint
День Победы! - 3 часа
Введение в ситуацию (беседа с опорой
Отвечают на простые
на иллюстрацию)
вопросы учителя
Составление поздравлений
Составляют
Тренировочные упражнения в
поздравление с помощью
Отвечают на вопросы
учителя
Проговаривают
чистоговорку
самостоятельно
Знакомятся с
этикетными формами
пожелания перед сном
Составляют
предложения на тему
«Перед сном» по
опорным схемам
Составляют рассказы
«Как я ложусь спать»
(по образцу, данному
учителем, с опорой на
символический или
картинный план)
Отвечают на вопросы
учителя
Составляют
поздравление с
21
63
«Спасибо за мир!»
1
64
Доброе утро!
1
65
Доброе утро!
Составление
диалогов
1
произнесении поздравлений с
торжественной интонацией
Конструирование диалогов
поздравления и ответной реплики,
моделирование и проигрывание
диалогов. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
Доброе утро! – 3 часа
Введение в тему (беседа с опорой на
сюжетную картинку, дополнение
картинки)
Разучивание чистоговорки «Вот
проснулся петушок…»
Знакомство с этикетными формами
утренних приветствий и пожеланий
Тренировочные упражнения в
произнесении этикетных форм с
различной интонацией. Работа с
презентациями в
форматеPowerPoint
учителя
Составляют диалоги с
помощью учителя
опорой на схему
Составляют диалоги с
опорой на
символический план
Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторяют чистоговорку
за учителем
Знакомятся с
этикетными формами
пожелания утром
Отвечают на вопросы
учителя
Проговаривают
чистоговорку
самостоятельно
Знакомятся с
этикетными формами
пожелания утром
Произносят этикетные
формы с различной
интонацией
Повторение чистоговорки
Составление диалогов по заданной
ситуации «С добрым утром!»
Ролевые игры по теме
Составление предложений по
сюжетным картинкам. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
Повторяют чистоговорку
за учителем
Повторяют слова
приветствия «Доброе
утро!»
Проговаривают
чистоговорку
самостоятельно
Составляют диалоги
по заданной ситуации
«С добрым утром!»
22
66
Доброе утро!
Закрепление
1
Повторение чистоговорки
Беседа на тему «Как начинается твоё
утро?» Составление коротких рассказов
из личного опыта.
Повторяют чистоговорку
за учителем
Повторяют слова
приветствия «Доброе
утро!»
Проговаривают
чистоговорку
самостоятельно
Составляют короткие
рассказы по
сюжетным картинкам,
используя словаприветствия
5. Материально – техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Речевая практика» включает: - комплект учебников; - методические рекомендации
для учителя; - печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; - наборы игрушек;
настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами; - технические средства обучения; - экраннозвуковые пособия.
Список учебно-методической литературы:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В.
Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
2. С.В. Комарова. Устная речь. 1 класс. учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. - М.:
Просвещение, 2011г., 2014г.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
1. Е.Д. Худенко, С. Н. Кремнёва. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1
класс - Москва 2007год.
2. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида Е.Д. Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром»
Москва «Аркти» 2004 год.
Средства обучения:
1. технические и электронные средства обучения:
- мультимедиапроектор; экран,
- звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы;
- слайды, соответствующие содержанию обучения;
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
2. цифровые образовательные ресурсы:
3. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки,
настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;
портреты поэтов и писателей.
23