ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАННО
на МО
учителей начальных классов Заместитель директора по
УР:
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор: ГКОУ
«Нелидовская школа–
интернат»
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № 25
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
1 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Математика»
(Образовательная область «Математика»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова Светлана Владимировна
г. Нелидово
2025г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся
с нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе
рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99 часов в год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к жизни в
современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми
навыками.
Задачи обучения:
формирование доступных обучающимся с нарушением интеллекта
математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных,
учебно-практических, житейских и профессиональных задач; развитие способности их
использова- ния при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с нарушением интеллекта
средствами математики с учетом их
индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе определяет
следующие задачи:
формирование умения выделять свойства предметов, такие как цвет, форма,
размер и сравнивать их по свойствам предметов;
формирование умения определять положения предметов относи- тельно себя,
друг друга, показывать на себе положение частей тела, опреде- лять положение
предметов на плоскости и в пространстве;
формирование умения образовывать числа первого десятка, писать цифры,
обозначающие числа первого десятка, их сравнение, выполнять арифметические
действия (сложение и вычитание) с ними;
формирование умения решать простые арифметические задачи на нахождение
суммы и остатка;
формирование первоначальных представлений о геометрических фигурах.
2
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
Личностные результаты:
принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося;
позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное
задание хорошо (правильно);
начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и
доступных видах хозяйственно-бытового труда.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 1 класса
Минимальный уровень:
различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
сравнивать предметы по одному признаку;
определять положение предметов на плоскости;
определять положение предметов в пространстве относительно себя;
образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10;
сравнивать группы предметов;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и
дидактического материала;
пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и
вычитания в пределах 10;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка,
записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);
строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
обводить геометрические фигуры по трафарету;
иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о
смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
Достаточный уровень:
сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета; по одному
и нескольким признакам;
показывать на себе положение частей тела, называть положение пред- метов
относительно себя, друг друга, называть положение предметов на плоскости и в
пространстве;
образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;
считать в прямом и обратном порядке в пределах 10
оперировать количественными и порядковыми числительными в пре- делах
первого десятка;
заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);
сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостаю- щие,
убирать лишние предметы;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
пользоваться переместительным свойством сложения;
3
пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагае-мых;
пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и
остатка, записывать решение в виде арифметического примера;
отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую ли- нию;
проводить прямую линию через одну и две точки;
обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;
иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их сле- дования; о
смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
3.Содержание обучения.
Обучение математике в 1 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучаю щихся к овладению
профессионально-трудовыми
знаниями
и
навыками,
учит
использованию
математических знаний в различных ситуациях.
Программа обучения в 1 классе предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период. Задача подготовительного пе- риода —
выявление количественных, пространственных, временных пред- ставлений
обучающихся, представлений о размерах, форме предметов, уста- новление
потенциальных возможностей детей в усвоении математических знаний и подготовка
их к усвоению систематического курса математики и элементов наглядной геометрии,
формирование общеучебных умений и навыков.
В пропедевтический период уточняются и формируются у обучаю- щихся
понятия о размерах предметов, пространственные представления, ко- личественные
представления, временные понятия и представления.
После пропедевтического периода излагается содержание разделов математики:
знакомство с числами первого десятка, цифрами для записи этих чисел, действиями
сложения и вычитания; одновременно обучающиеся знакомятся с единицами измерения
стоимости — копейкой, рублем, моне- тами достоинством в 50 копеек, 1 руб., 2 руб., 5
р., 10 р., обучение решениюарифметических задач.
Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: содержа- нием
изучаемого материала, возрастом и уровнем развития обучающихся, а также уровнем
готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения
оказывает влияние коррекционная направленность обучения, а также решение задач
социальной адаптации.
На уроках математики широкое применение находят дидактические игры.
Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально
настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Вы- работка любых умений и
навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий,
длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют
однообразный материал сделать интересным для обучающихся, придать ему
занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры,
активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.
На всех этапах процесса обучения математике необходимо широко ис- пользовать
предметно-практическую деятельность обучающихся. При этом учитывается
накопление не только математических знаний, но и навыков учебной деятельности.
4
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количе-
Контрольные
ство
работы
часов
1.
Подготовка к изучению математики
22
2.
Первый десяток
74
3.
Итоговое повторение
3
Итого:
99
5
Кол-во часов
4. Тематический план
Дата
Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебно-методические
материалы
№
Тема предмета
1
Цвет
Классификация
предметов по цвету
Назначение предметов
1
Знакомство с учебником, рабочей тетрадью
Различение предметов по цвету на основе предметно-практической деятель-ности и показа
изображений в учебнике
Выделение предметов в совокупности по цвету
Сравнение предметов по цвету
Работа с презентациями в формате PowerPoint
2
Выделение предметов, обладающих
формой круга
1
Распознавание среди моделей геометрических фигур круга, называние. Определение формы
предметов путём соотнесения с кругом (похожа на круг,
круглая; не похожа на круг)
Различение предметов, имеющих
форму круга
Сравнение предметов по форме
Работа с презентациями в формате PowerPoint
6
3
Большой – маленький
Различение предметов по размерам
Сравнение предметов по размерам
2
Выделение предметов в совокупности по размеру
Сравнение предметов по размеру на основе предметно-практической деятельности и показа
изображений в учебнике
Различение слов, определяющих вели- чину предметов: большой, маленький, равные
(одинаковые) по величине
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
4
Выделение направлений: слева,
справа, в середине,
между
1
Различение расположения объектов впространстве и на плоскости Выполнение практических
упражне- ний на различение направлений: пра- вый, левый, справа, слева, в середине, между
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
5
Выделение предметов, имеющих
форму квадрата
1
Распознавание среди моделей геометрических фигур квадрата, называние формы
Определение формы предметов путемсоотнесения с квадратом (похожа на квадрат,
квадратная; не похожа на квадрат)
Выделение предметов в совокупности по форме
Дифференциация круга и квадрата
Сравнение предметов по форме на ос- нове предметно-практической деятель-ности и показа
изображений в учеб- нике
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
6
Пространственные
представления
Выделение положений: вверху, внизу,
верхний, нижний,
на, над, под
1
Различение расположения объектов впространстве и на плоскости Определение положения
«вверху»,
«внизу» применительно к предметам впространстве относительно себя; по отношению друг к
другу; на плоскостиОпределение положения «выше»,
«ниже», «верхний», «нижний» применительно к положению предметов в пространстве по
отношению друг к другу; на плоскости
Определение пространственных отно шений предметов между собой на ос- нове
использования в речи предлогов
«на», «над», «под»
Перемещение предметов в указанное положение
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
7
7
Длинный – короткий
Сравнение предметов по длине
Определение пространственного положения: внутри,
снаружи, в, около,
рядом
1
Сравнение двух предметов по размеру:длинный – короткий, длиннее – корочеСравнение трехчетырех предметов по длине (длиннее, самый длинный, короче, самый короткий)
Выявление одинаковых, равных по длине предметов в результате сравнения двух предметов,
трех-четырех предметов
Определение положения «внутри»,
«снаружи» применительно к
положению предметов в пространствепо отношению друг к другу; на плоскости
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования
в речи предлогов и наречий «в», «рядом», «около» Перемещение предметов в указанное
Положение
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
8
Выделение предметов, имеющих
форму треугольника
1
9
Широкий – узкий
Сравнение предметов по ширине
1
Знакомство с геометрической фигурой треугольник: распознавание, называние
Определение формы предметов путем соотнесения с треугольником (похожана треугольник,
треугольная; не похожа на треугольник) Дифференциация круга, квадрата, треугольника
Выделение в целостном объекте (пред-мете, изображении предмета) его частей, определение
формы этих частей Составление целостного объекта из от-дельных частей (в виде композиции
изгеометрических фигур)
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Сравнение двух предметов по размеру:широкий – узкий, шире – уже Сравнение трех-четырех
предметов поширине (шире, самый широкий, уже, самый узкий)
Выявление одинаковых, равных поширине предметов в результате
сравнения двух предметов, трех-четырех предметов
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
10
Положения: далеко близко, дальше –
ближе, к,
от.Сравнение
предме-тов по
удалённости
Определение положения «далеко»,
«близко», «дальше», «ближе» приме нительно к положению предметов в пространстве
относительно себя, по отношению друг к другу Определение пространственных отношений
предметов между собой на основе использования в речи предлогов
«к», «от»
Перемещение предметов в указанное положение
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
8
Выделение предметов, имеющих
форму прямоугольника
1
Высокий – низкий
Различение, сравнение предметов по
высоте
1
13
Глубокий – мелкий.
Различение, сравнение предметов по
глубине
1
Сравнение двух предметов по глубине: глубокий – мелкий, глубже – мельче Сравнение трехчетырех предметов по глубине (глубже, самый глубокий, мельче, самый мелкий)
Выявление одинаковых, равных по глубине предметов в результате срав-нения двух
предметов, трех-четырех предметов
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
14
Отношения порядка следования:
впереди, сзади, перед, за, первый, последний, крайний,
после, следом, следующий за
1
Определение положения «впереди»,
«сзади», применительно к положению предметов в пространстве относительно себя, по
отношению друг к другу
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования
в речи предлогов
«перед», «за»
11
12
Знакомство с геометрической фигуройпрямоугольник: распознавание, называние
Определение формы предметов путем соотнесения с прямоугольником (похожа на
прямоугольник, прямоугольная; не похожа на прямоугольник) Дифференциация круга,
квадрата, треугольника, прямоугольника; дифференциация предметов по форме.
Выделение в целостном объекте (пред-мете, изображении предмета) его частей, определение
формы этих частей. Составление целостного объекта из от-дельных частей (в виде
композиции из
геометрических фигур) Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Сравнение двух предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже Сравнение трехчетырех предметов по высоте (выше, самый высокий, ниже, самый низкий)
Выявление одинаковых, равных по вы- соте предметов в результате сравнения двух предметов,
трех-четырех предметов на основе предметно-практической деятельности и показа
изображений в
Учебнике
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
9
Перемещение предметов в указанное положение
Определение порядка следования линейно расположенных предметов, изображений
предметов на основе по нимания и использования в собственной речи слов, характеризующих
их пространственное расположение (первый – последний, крайний, после, следом, следующий за)
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
15
Толстый – тонкий
Сравнение предметов по толщине
1
Сравнение двух предметов по размеру: толстый – тонкий, толще – тоньше Сравнение трехчетырех предметов по толщине (толще, самый толстый, тоньше, самый тонкий).
Выявление одинаковых, равных по толщине предметов в результате срав-нения двух
предметов, трех-четырех предметов
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
16
Временные представления: сутки
(утро, день, вечер,
ночь), рано, поздно,
сегодня, завтра,
вчера, на следующий день
1
Выделение частей суток (утро, день, вечер, ночь), установление порядка ихследования.
Овладение представлением: утро, день, вечер, ночь – это одни сутки. Определение времени
событий в жизни обучающихся применительно к частям суток.
Ориентирование во времени на основе усвоения временных представлений:
«рано», «поздно», «сегодня», «завтра»,
«вчера», «на следующий день» применительно к событиям в жизни обучающихся.
Установление последовательности событий на основе оперирования понятиями «раньше»,
«позже» (на конкретных примерах из жизни обучающихся)
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
17
Быстро – медленно
Сравнение предметов по скорости
движения предметов
Тяжёлый – лёгкий
Сравнение предметов по массе (весу)
1
Сравнение двух предметов по скоро- сти передвижения на основе рассмот-рения конкретных
примеров движущихся объектов
Различение понятий быстрее, медлен-нее
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
1
Сравнение двух предметов по массе: тяжелый – легкий, тяжелее – легче Сравнение трехчетырех предметов по тяжести (тяжелее, самый тяжелый, легче, самый легкий)
Выявление одинаковых, равных по тяжести предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
18
10
19
Сравнение предметных совокупностей по количеству
предметов их составляющих:
много, мало, несколько, один, ни
одного
1
Сравнение двух-трех предметных совокупностей по количеству пред- метов, их
составляющих Оценивание количества предметов в совокупностях на глаз: много – мало,
несколько, один, ни одного Сравнение количества предметов одной совокупности до и после
из- менения количества предметов, ее составляющих (стало несколько, много; осталось
несколько, мало, ни
одного)
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
20
Временные представления: давно,
недавно, молодой,
старый
1
Ориентирование во времени на ос-нове усвоения представлений
«давно», «недавно» применительно к событиям в личном опыте обуча- ющихся
Сравнение по возрасту: молодой – старый, моложе (младше) – старшеСравнение по возрасту
двух - трех людей из ближайшего социальногоокружения обучающихся (членов семьи,
участников образовательного процесса)
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
21
Сравнение предметных совокупностей по количеству
предметов их составляющих:
больше, меньше,
столько же, одинаковое количество,
лишние, недостающие предметы
1
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного
соответствиямежду ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, рав- ное количество,
столько же, сколько, лишние, недостающие
предметы
Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, ихсоставляющих
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
22
Сравнение объёмов
жидкостей, сыпучих веществ
1
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях: больше, меньше,
одинаково, равно, столько же
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
23
Количество и счет
Число и цифра 1
1
Знакомство с числом и цифрой 1 Обозначение цифрой (запись) числа
1 Соотношение количества, числи-тельного и цифры
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
11
24
Число и цифра 2
Образование числа
2 путем присчитывания единицы
Пара
1
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 2 Определение места числа 2 в
число-вом ряду Числовой ряд в пределах 2 Счёт предметов в пределах 2 Соот- ношение
количества, числительногои цифры
Сравнение чисел в пределах 2 Усвоение понятия «пара предметов»: определение пары
предметов, составление пары из знакомых предметов
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
2527
Число и цифра 2
Сложение и вычитание в пределах 2
Простые арифметические задачи на
сложение и вычитание
Шар
3
Знакомство с арифметическими действиями: сложение, вычитание; их название: плюс, минус;
их значение прибавить, вычесть
Знакомство со знаком «=», его значением (равно, получится) Составление математического
числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно- практической
деятельностью (ситуацией)
Запись математического выраженияв виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1
Задача, ее структура: условие, во прос, решение и ответ. Составление арифметических задач
на нахождение суммы, остатка по предложенному сюжету Знакомство с объёмной фигурой
шар: распознавание, называние Определение форм предметов окружающей среды путем
соотнесения сшаром
Дифференциация круга и шара Дифференциация предметов окружающей среды по форме
(похожи на круг, похожи на шар) Нахождение в ближайшем окружении предметов
одинаковой формы (мяч, апельсин – похожи на шар,
одинаковые по форме; монета, пуговица – похожи на круг, одинаковые по форме и т. п.),
разной формы
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
28
Число и цифра 3
Образование, счет в
пределах 3
1
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 3 Числовой ряд в пределах 3
Определение места числа 3 в чис-ловом ряду
Счет предметов в пределах 3 Соотношение количества, числи-тельного и цифры
Количественные и порядковые чис-лительные, их дифференциация
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
12
Число и цифра 3
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 3
Получение числа 2
путем отсчитывания единицы
Сложение и вычитание в пределах 3
Решение простых
задач на нахождение суммы
1
Знание числового ряда в пределах 3Счет предметов в пределах 3 Использование порядковых
числи- тельных для определения порядка следования предметов
Сравнение чисел в пределах 3Изучение состава чисел 2, 3
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
1
Знакомство с переместительным свойством сложения (практическоеиспользование)
Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, по предложенному
сюжету
Работа с презентациями в формате PowerPoint
3133
Состав числа 3
Решение примеров
на сложение и вычитание. Решение
задач. Куб
3
Практическое использование пере- местительного свойства сложения Составление
арифметических задачна нахождение суммы, остатка по предложенному сюжету Определение
форм предметов окру-жающей среды путем соотнесения с кубом
Дифференциация квадрата и куба Дифференциация предметов окру- жающей среды по
форме (похожи на квадрат, похожи на куб) Нахождение в ближайшем окруже-нии предметов
одинаковой формы (кубик игровой, деталь конструк- тора в форме куба – похожи на куб,
одинаковые по форме; платок, сал- фетка – похожи на квадрат, одина- ковые по форме и т.
п.), разной
Формы
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
34
Число и цифра 4
Образование числа
4. Счет до 4
1
Образование, название, обозначе-ние цифрой (запись) числа 4.
Числовой ряд в пределах 4. Опреде-ление места числа 4 в числовом ряду.
Счет предметов в пределах 4. Соотношение количества, числительного и цифры
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
29
30
13
Число и цифра 4
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 4
Получение числа 3
путем отсчитывания единицы
Числовой ряд 1-4
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в пределах 4
1
Счет предметов в пределах 4 Со-отношение количества, числи- тельного и цифры
Сравнение предметных мно-жеств, чисел в пределах 4 Изучение состава числа 4
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
1
Сравнение чисел в пределах 4 Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изоб-ражение состава числа 4 Решение примеров на последовательное присчитывание по 1 еди-нице (1 + 1 + 1 + = 4)
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
37
Решение простых
задач на нахождение суммы
1
Составление и решение арифме-тических задач на нахождение суммы в пределах 4 по
предло- женному сюжету
Составление задач по готовомурешению
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
3840
Состав числа 4
Решение примеров
на сложение и вычитание. Решение
задач на
нахождение
остатка. Брус
3
Закрепление знания составачисла 4
Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изоб-ражение состава числа 4 Составление и решение арифме-тических задач на нахождение
остатка в пределах 4 по предло- женному сюжету
Знакомство с объёмной фигурой брус: распознавание, называние Определение формы
предметов окружающей среды путем соот- несения с брусом Дифференциация прямоугольника и бруса. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на
прямоуголь- ник, похожи на брус) Нахождение в ближайшем окру- жении предметов
одинаковой формы (коробка, шкаф – похожи на брус, одинаковые по форме; тетрадь, классная
доска – похожина прямоугольник, одинаковые
по форме и т. п.), разной формы
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
35
36
14
41
Число и цифра 5.
Образование, счет в
пределах 5
1
Образование, название, обозна-чение цифрой (запись) числа 5.Числовой ряд в пределах 5.
Определение места числа 5 вчисловом ряду.
Счет предметов в пределах 5. Со-отношение количества, числи- тельного и цифры
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
42
Число и цифра 5
Сравнение предметных множеств в
пределах 5.
Получение числа 4
путем отсчитывания единицы
Числовой ряд 1-5
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в пределах 5
Решение простых
задач на нахождение суммы, остатка
1
Сравнение предметных мно- жеств, чисел в пределах 5 Составление и решение приме- ров на
сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 5 Изучение состава числа 5 Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
1
Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изоб-ражение состава числа 5 Решение примеров на прибавле- ние (вычитание) числа 5 с
помо-щью последовательного присчи-тывания по 1 (1 + 1 + 1 + 1 + 1 =
5) Работа с презентациями в форматеPowerPoint
1
Счет предметов в пределах 5Изучение состава числа 5.
Составление и решение арифме-тических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 5
по предложенному сюжету.
Составление задач по готовомурешению Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Состав числа 5.
Сравнение, запись
и решение примеров в пределах 5.
Решение задач
1
Закрепление знания составачисла 5
Сравнение чисел в пределах 5 Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание
Составление и решение арифме-тических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 5
по предложенному сюжету
Составление задач по готовомурешению Работа с презентациями в форматеPowerPoint
43
44
45
15
4648
Числа и цифры от 1
до 5. Повторение
Точка, линии
3
Сравнение предметных множестви чисел в пределах 5 Составление и решение приме- ров на
сложение и вычитание в пределах 5
Составление и решение арифме-тических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 5
Знакомство с геометрическими фигурами: точка, линия Распознавание, называние Дифференциация точки и круга Линии прямые и кривые: распо-знавание, называние, дифференциация
Моделирование прямых, кривыхлиний на основе практических действий с предметами
(веревка, проволока, нить и пр.) Нахождение линий в иллюстра- циях, определение их вида
Изображение кривых линий на
листке бумаги Работа с презентациями в форматеPowerPoint
49
Числа и цифры от 1
до 5. Овал
1
Знакомство с геометрической фигурой овал: распознавание, называние
Определение формы предметов путем соотнесения с овалом (по- хожа на овал, овальная; не
по- хожа на овал) Дифференциация круга и овала; дифференциация предметов окружающей
среды по
форме (похожи на круг, похожина овал)
Нахождение в ближайшем окру-жении предметов одинаковой формы (зеркало, поднос – похожи на овал, одинаковые по форме; тарелка, часы – похожи на круг, одинаковые по форме и
т. п.), разной формы Работа с презентациями в форматеPowerPoint
5051
Число и цифра 0
2
Получение нуля на основе прак- тических действий с предметами,в результате которых не
остаетсяни одного предмета, использо- ванного для счета
Название, обозначение цифройчисла 0
Число 0 как обозначение ситуа- ции отсутствия предметов, под- лежащих счету Сравнение
чиселс числом 0
Нуль как результат вычитания (2
– 2 = 0) Работа с презентациями в форматеPowerPoint
52
Число и цифра
Образование, счет в
пределах 6
1
Образование, название, обозна-чение цифрой (запись) числа 6 Числовой ряд в пределах 6
Определение места числа 6 в числовом ряду
Счет предметов в пределах 6 Соотношение количества, числи-тельного и цифры Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
16
5354
Число и цифра 6
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 6
Получение числа 5
путем отсчитывания единицы
2
Счет предметов в пределах 6 Изучение состава числа 6 Соотношение количества, числительного и цифры
Сравнение предметных мно- жеств, чисел в пределах 6 Определение следующего числа,
предыдущего числа по отноше- нию к данному числу с опорой на числовой ряд и без опоры на
чис-ловой ряд
Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изоб-ражение состава числа 6 Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
5559
Числовой ряд 1-6
Сравнение предметных множеств и
чисел, запись и решение примеров в
пределах 6
Решение задач
Построение прямой
линии через одну
точку, две точки
5
Счет в заданных пределах Сложение и вычитание чисел впределах 6
Решение текстовых арифметиче- ских задач на нахождение суммы, остатка в пределах 6
Составление и решение арифме- тических задач по предложен- ному сюжету, готовому
решениюСоставление и решение арифме- тических задач по краткой за- писи с
использованием иллюстраций
Знакомство с линейкой Использование линейки как чер- тежного инструмента Построение
прямой линии с по- мощью линейки в различном по- ложении по отношению к краю листа
бумаги Построение прямойлинии через одну точку, две
точки Работа с презентациями в форматеPowerPoint
60
Число и цифра 7
Образование, счёт в
пределах 7
1
Образование, название, обозна-чение цифрой (запись) числа 7 Числовой ряд в пределах 7
Определение места числа 7 в числовом ряду
Счет предметов в пределах 7 Соотношение количества, числи-тельного и цифры
Получение следующего числа путем присчитывания (прибавле-ния) 1 к числу
Получение предыдущего числа путем отсчитывания (вычитания) 1 от числа Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
6163
Число и цифра 7
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 7
Запись и решение
примеров в пределах 7
3
Сравнение предметных мно- жеств, чисел в пределах 7 Изучение состава числа 7 Сложение
и вычитание чисел впределах 7
Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изоб-ражение
17
Получение числа 6
путем отсчитывания единицы
состава числа 7
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
6468
Числовой ряд 1-7
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в пределах 7. Решение
задач. Сутки,
неделя. Отрезок
5
Решение текстовых арифметиче-ских задач на нахождение суммы, остатка в пределах 7
Составление и решение арифме-тических задач по предложен- ному сюжету, готовому
реше- нию, краткой записи с использо-ванием иллюстраций
Знакомство с понятием сутки какмере времени. Краткое обозначе-ние суток (сут.)
Знакомство с понятием неделя Изучение соотношения: неделя –семь суток
Различение названий дней не- дели Изучение порядка дней не-дели
Получение отрезка на основе практических действий с предме-тами (отрезание куска
веревки, нити) Получение отрезка как ча- сти прямой линии Распознавание, называние отрезка
Построение отрезка произволь-ной длины с помощью линейки
Сравнение отрезков по длине на глаз (самый длинный, самый ко-роткий, длиннее, короче,
одина-ковой длины) Работа с презентациями в форматеPowerPoint
69
Число и цифра 8
Образование, счёт в
пределах 8
1
Образование, название, обозна-чение цифрой (запись) числа 8 Числовой ряд в пределах 8
Определение места числа 8 в числовом ряду
Счет предметов в пределах 8 Соотношение количества, числи-тельного и цифры
Сравнение отрезков по длине наоснове результатов измерения в мерках
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
18
7071
Число и цифра 8
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 8
Запись и решение
примеров в пределах 8. Получение
числа 7путем
отсчитывания
единицы.
Построение
треугольника
2
Счет предметов в пределах 8 Соотношение количества, числи-тельного и цифры.
Сравнение предметных мно- жеств, чисел в пределах 8 Изучение состава числа 8
Сложение и вычитание чисел впределах 8
Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное
изоб-ражение состава числа 8 Практическое знакомство с пере-местительным свойством
сложения, его использование при решении примеров
Построение треугольника по точ-кам (вершинам) с помощью ли- нейки
Работа с презентациями в формате PowerPoint
7276
Числовой ряд 1-8
Сравнение, запись
и решение примеров в пределах 8
Решение задач
Построение квадрата
5
Решение текстовых арифметиче-ских задач на нахождение суммы, остатка в пределах 8
Составление и решение арифме-тических задач по предложен- ному сюжету, готовому
реше- нию, краткой записи с использо-ванием иллюстраций Построение квадрата по
точкам (вершинам) с помощью линейки
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
77
Число и цифра 9
Образование, счёт в
пределах 9.
Построение прямоугольника
1
Образование, название, обозна-чение цифрой (запись) числа 9 Числовой ряд в пределах 9
Определение места числа 9 в числовом ряду
Счет предметов в пределах 9 Соотношение количества, числи-тельного и цифры
Построение прямоугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
19
7879
Число и цифра 9
Сравнение предметных множеств и
чисел в пределах 9
Запись и решение
примеров в пределах 9. Получение
числа 8путем
отсчитыва- ния
единицы
2
Сравнение предметных мно- жеств, чисел в пределах 9 Сложение и вычитание чисел в
пределах 9. Счет по 3 Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание с
опорой на иллюстративное изоб-ражение состава числа 9 Рассмотрение в практическом
плане ситуации, когда невоз- можно от меньшего количества предметов отнять
большее коли-чество предметов
Составление примеров на вычи- тание на основе понимания не- возможности
вычитания из мень-шего числа большего числа
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
8083
Числовой ряд 1-9
Сравнение, запись
и решение примеров в пределах 9
Решение задач
4
Решение текстовых арифметиче-ских задач на нахождение суммы, остатка в пределах 9
Составление и решение арифме-тических задач по предложен- ному сюжету, готовому
реше- нию, краткой записи с использо-ванием иллюстраций
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
84
Мера длины – сантиметр
1
Знакомство с мерой длины – сан-тиметром
Краткое обозначение сантиметра (см)
Знакомство с прибором для изме-рения длины – линейкой Измерение длины предметов
и отрезков с помощью линейки Запись и чтение числа, получен- ного при измерении
длины в сан-тиметрах (6 см)
Построение отрезка заданной длины
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
85
Число 10
Образование, счёт в
пределах 10
1
Образование, название, записьчисла 10
Числовой ряд в пределах 10 Определение места числа 10 вчисловом ряду
Счёт в прямом и обратном по-рядке
Счет предметов в пределах 10
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
20
8688
Число 10
Сравнение предметных множеств в
пределах 10.
Запись и решение
примеров в пределах 10
3
Получение числа 9
путем отсчитывания единицы
Получение 1 десятка из 10 еди- ниц на основе практических дей-ствий с предметными
совокупно-стями
Сравнение предметных мно-жеств, чисел в пределах 10 Изучение состава числа 10
Сложение и вычитание чисел впределах 10
Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание с опорой на
иллюстративное изоб-ражение состава числа 10
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
8990
Числовой ряд 1-10
Сравнение чисел,
запись и решение
примеров в пределах 10. Решение
задач
2
Сложение и вычитание чисел впределах 10
Составление и решение приме- ров на сложение и вычитание с опорой на
иллюстративное изоб-ражение состава числа 10 Решение текстовых арифметиче-ских
задач на нахождение суммы, остатка в пределах 10
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
9193
Решение примеров,
задач на сложение
и вычитание в пределах 10
3
Решение текстовых арифметиче-ских задач на нахождение суммы, остатка в пределах
10 Составление и решение арифме-тических задач по предложен- ному сюжету,
готовому реше- нию, краткой записи с использо-ванием иллюстраций
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
21
94
Меры стоимости
1
Знакомство с мерой стоимости -рубль. Краткое обозначение рубля (р.)
Знакомство с монетой достоинством 10 р.
Знакомство с мерой стоимости –копейкой
Краткое обозначение копейки (к.). Чтение и запись мер стоимо сти: 1 р., 1 к. Чтение и
запись числа: 10 к.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении стоимости конкретных знакомых
предметоводной мерой (5 р., 10 р.).
Замена монет мелкого достоин- ства монетой более крупного достоинства в пределах
10 р.
Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства (на основе
оперирования монетами рублевого достоинства)
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
95
Мера массы – килограмм
1
Знакомство с мерой массы – килограммом
Краткое обозначение килограмма(кг)
Чтение и запись меры массы: 1 кг Знакомство с прибором для изме-рения массы
предметов – весами Практические упражнения по определению массы предметов с
помощью весов и гирь
Чтение и запись чисел, полученных при измерении массы предметов (2 кг, 5 кг)
Работа с презентациями в формате PowerPoint
96
Мера ёмкости –
литр
1
9799
Повторение
3
Знакомство с мерой емкости –литром Краткое обозначение литра (л)
Чтение и запись меры емкости: 1л
Практические упражнения по определению емкости конкретных предметов путем
заполненияих жидкостью (водой) с использованием мерной кружки (литро вой банки)
Чтение и запись чисел, полученных при измерении ёмкости
предметов (2 л, 5 л)
Работа с презентациями в формате PowerPoint
Сложение и вычитание в пределах 10
Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка
Запись решения задачи в видеарифметического примера\
Работа с презентациями в формате PowerPoint
22
5. Материально – техническое обеспечение.
Учебники:
Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1.
Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
электронная форма учебника: Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
Технические средства:
интерактивная доска;
персональный компьютер (ноутбук, планшет);
Учебно-практическое оборудование:
наборы счетных палочек;
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.);
геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, брус); трафареты и шаблоны
геометрических фигур;
набор предметных картинок;
карточки с числами 1-10; 0; 11-20;
наборное полотно;
дидактические игры (настольно-печатные и пр.);
индивидуальные оцифрованные ученические линейки.
23