4 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.

_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования обучающихся с нарушением интеллекта
4 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Домоводство»
(Образовательная область «Окружающий мир»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
высшей категории
Гылка Людмила Евгеньевна

г. Нелидово

2025г

Рабочая программа по предмету
«Домоводство» , 4 класс (2 вариант)
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана в

соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.

2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем,
включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР
испытывают трудности в осознании социальных явлений.
Цель уроков домоводства в 4 классе II вариант школы– повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой
деятельности.
Основными задачами программы являются:

- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке
помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве
дворника или уборщицы.

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися

Обучение ребенка с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к

самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому,

воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими
хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Обучение детей данной категории ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность
устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не
только снижает зависимость ребѐнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в большинстве случаев
затруднено самостоятельное выполнение даже простых бытовых заданий. Однако, формирование у обучающихся четких алгоритмов выполнения
действия, возможность использования различных адаптеров для бытовых приборов, дает возможность участия в данном виде деятельности
индивидуально
доступным образом, что создает у обучающихся ощущения причастности к работе по дому и существенно повышает качество их жизни.

Рабочая программа по предмету «Домоводство» в соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом ГКОУ школы – интерната
рассчитана на 34 учебных недели (34 часа по 1 часу в неделю)

Планирование коррекционной работы по предмету «Домоводство» в 4 классе II вариант:

1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного и слухового восприятия;
2. Развитие слухового восприятия :

- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;
3. Развитие импрессивной речи:

- формирование умений слушать речь учителя;
4. Формирование экспрессивной речи:

- формирование навыков альтернативной коммуникации;
5. Коррекция мышления.

- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);
6. Коррекция познавательной деятельности:

- вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;

7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по домоводству в 3 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Возможные личностные результаты:





Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной
области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
Возможные предметные результаты:

-Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы.
-Соблюдение правил учебного поведения.

-Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

-Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

-Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).

-Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления
пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
-Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, электрический чайник).
-Ориентация во дворе.

- Представления о профессиях людей, работающих в школе.

- Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).
-Представление о часах.

-Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).

-Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для
сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).
- Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).
-Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

Основное содержание предмета, практические работы.

Программа представлена следующими разделами:
Покупки.-2ч

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара
в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы,
нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом.

Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во
время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.
Раскладывание продуктов в места хранения.
Обращение с кухонным инвентарем.-11ч

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи
(кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение)

кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска,

шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с
посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды.
Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков
пищи,
замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами.
Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер,

электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.
Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.
Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.
Соблюдение последовательности действий при сервировке стола:

накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз,
расставление блюд.

Приготовление пищи.-5ч

Продукты питания. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок,
какао, лимонад, компот, квас, кофе). Узнавание напитка по упаковке.

Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог,

сметана, кефир, масло, мороженое). Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание (соблюдение) правил хранения молочных продуктов.
Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для
приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей.
Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами).

Натирание продуктов на тёрке. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий
при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку,
установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий
при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на
конфорку, установка таймера на определенное время,

перемешивание/переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Соблюдение последовательности действий
при выпекании полуфабриката: включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка
противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической
духовки.
Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор
продуктов
(яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц,

закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на
таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб,
колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря

(тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом,
колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь,
кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка,
тарелки),

очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла,
перемешивание продуктов
Уход за вещами-6ч

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства.

Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья.

Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего
средства,
определение количества моющего средства, замачивание белья,

застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины

(отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и
продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например):

белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины.
Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке:

сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного
режима, запуск машины,
отключение машины, вынимание белья.

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение
последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети,
раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой,

движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды.
Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Уход за обувью.

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и

отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности
действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка,
натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.
Уборка помещения.-5ч

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой,
приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов
интерьера,
раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место.

Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание
мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса.
Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка
пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение
(поворот рычага;

нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье
пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье
пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.

Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление
моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.
Уборка территории.-4ч

4. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход
за уборочным инвентарем.

Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
 Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви,
сервировка стола, др.
 Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
 Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового
назначения.
 Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.


Класс

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

4
класс

-название и расположение комнат в квартире;
-правила личной безопасности на кухне и дома;
-назначение и правила техники безопасности при обращении с
электрическим чайником и миксером;
-правила ухода за личными вещами;
-виды зимней одежды и обуви;
-последовательность приготовления отварных яиц и простых
бутербродов;
-виды каш и компотов, их значение для здорового питания;
-виды и назначение рынков, порядок оплаты товаров;
-правила уборки класса и школьной территории;
-технику безопасности при работе с уборочным инвентарем,
правила хранения инвентаря.

-различать и называть предметы для сервировки стола;
-выполнять гигиенический уход за своим телом;
-производить сухую и влажную уборку помещений;
-стирать и утюжить носовой платок;
-ухаживать за одеждой и обувью;
-убирать бытовой мусор, подметать территорию;
-пользоваться лопатой, веником.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урок
а

Тема урока

Колво
часов

Дата

Виды деятельности

Оборудование

Словарь

Повторение-1ч
1

Правила поведения на уроке и на
перемене. Обязанности дежурного
по классу

1

Уметь содержать в порядке свои
вещи и рабочее место, школьные
принадлежности Уметь
производить сухую и влажную
уборку
Уборка территории-2ч

2

Уборка бытового мусора

1

3

Сгребание травы и листьев

1

Практикум по уборке территории
Обращение с кухонным инвентарем-5ч

4

Знакомство с кухней Кухонная

1

26.09

Экскурсия

Ведро для мусора
грабли

мебель
5
6

Плита. Техника безопасности
Холодильник Посуда

1

01.10

1

03.10

7

Различение кухонного инвентаря
по его назначению

1

8

Различение чистой и грязной
посуды

1

Видео

Узнавание предметов

Натуральные объекты,
предметные картинки,
презентация.
Видео

Уборка помещения-1ч
9

Уборка с поверхности стола
остатков еды и мусора

1
Практикум
Приготовление пищи-3ч

10

Продукты питания

1

Презентация

11

Овощи и фрукты

1

Узнавание (различение) овощей
и фруктов

12

Напитки

1

Узнавание (различение) напитков
по упаковке

Презентация

Вода, чай, сок, какао,
лимонад, компот, квас, кофе

Уход за вещами-3ч
13

Складывание одежды
Вывешивание на «плечики.

1

Практикум

14

Вывешивание одежды на
«плечики»

1

Видео

Различная одежда
Презентация
«плечики»

15

Чистка обуви

1

Обувная щетка
Обращение с кухонным инвентарем-3ч

16

Правила поведения за столом

1

17

Очищение с посуды остатков еды.
Замачивание посуды

1

18

Посуда. Протирание губкой

1

Презентация
Видео

Таз, посуда, моющее
средство

Уборка помещения-2ч
19

Вытирание поверхности мебели
Мытье поверхности мебели.
Соблюдение последовательности
действий

1

20

Соблюдение последовательности
действий при мытье поверхности
мебели

1

Уметь мыть поверхности мебели
Видео
Тряпка, емкость с водой

Приготовление пищи-2ч
21

Молочные продукты

1

Узнавание (различение)
молочных продуктов, правила
хранения

22

Мучные изделия, готовые к
употреблению

1

Узнавание (различение) мучных
изделий

Презентация

молоко, йогурт, творог,
сметана, кефир, масло,
мороженое
хлеб, батон, пирожок, булочка,
сушки, баранки, сухари

Уход за вещами-3ч
23

Ручная стирка: наполнение
ёмкости водой. Виды моющих
средств

1

Уметь наполнять ёмкость водой
и добавить нужное моющее
средство Умение различать и
пользоваться моющими
средствами

Таз

Стиральный порошок

Стиральный порошок,
хоз.мыло

24

Застирывание белья

1

Умение застирывать белье

Застирывание

25

Полоскание белья

1

Видео

Полоскание

Уборка помещений-2ч
26

Сметание мусора на полу в
определённое место

1

27

Заметание мусора на совок

1

Самостоятельно сметать мусор
на полу.

Покупки-2ч
28

Ориентация в расположении
отделов магазина, кассы

1

Знать правила общения в
магазине Видео

29

Нахождение нужного товара в
магазине

1

Денежные купюры различного
достоинства Видео

Отдел, касса

Обращение с кухонным инвентарем-3ч
30

Кухонные принадлежности

1

Узнавание (различение)
кухонных принадлежностей
Видео

Терка, разделочная доска,
дуршлаг, половник, лопаточка
и др.

31

Бытовые приборы

1

Различение бытовых приборов
по назначению

электрический чайник, печь
микроволновая

32

Техника безопасности при
пользовании электробытовыми
приборами.

1

Видео
Уборка территории-2ч

33

Подметание территории

1

Метла

34

Сгребание травы и листьев

1

Грабли

Мешки для мусора

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список учебно-методической литературы:

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы под редакцией И.М,
Бгажноковой. - Москва, «Просвещение», 2005 год.
2.
Адаптированная программа для экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных
(коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г.
Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».