ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
7 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Основы социальной жизни»
(Образовательная область «Человек и общество»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель
высшей категории
Гылка Людмила Евгеньевна
г. Нелидово
2025г
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОСЖ в7классе составлена на основе
методических документов
следующих нормативно-правовых и инструктивно-
1. Адаптированная рабочая программа по ОСЖ обучающихся с нарушениями интеллекта разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Программа по ОСЖ является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОСЖ.
Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной
жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня
общего развития учащихся.
Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
-коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
-развитие коммуникативной функции как непременное условие социальной адаптации.
Занятия по ОСЖ проводятся в кабинете, обеспечивающем выполнение всех видов теоретических и практических работ,
предусмотренной программой.
Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:
-формирование знаний, умений, навыков сопутствующих социальной адаптации выпускников
(коррекционных) учреждений
- повышение общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни
специальных
Планирование коррекционной работы ОСЖ в 7 классе
№
Разделы
п/п
1 «Личная гигиена»
2
«Торговля»
3
4
«Учреждения,
организации
предприятия»
«Жилище»
5
«Одежда »
6
«Питание»
7
«Семья»
8
«Транспорт»
Коррекционная работа
Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления
учащихся с особенностями личной гигиены в жизни подростка. Способствовать
правильному распределению внимания и расширению кругозора.
Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении
назначения и выделения отличий и сходств универмага и универсама. Развивать аналитикосинтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с
жизнью.
Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении
и предприятий города на определенные категории и в процессе формирования представлений
об их назначении. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление.
Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков
уборки жилого помещения. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую
моторику при практической отработке полученных знаний.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер при практическом выполнении ремонта
одежды. Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой.
Расширять словарный запас и связную речь.
Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и
значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню,
учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое
восприятие в процессе приготовления 1х , 2х и 3х блюд.
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с
жизнью
Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при
формировании представлений о железнодорожном транспорте, опираясь на жизненный
опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе
практического повторения изученного.
9
10
«Экономика
домашнего
хозяйства»
«Медицина»
11
«Культура
поведения»
12
«Средства связи»
Развивать речевую и мыслительную деятельность при изучении бюджета семьи,
осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. Обогащение
словарного запаса.
Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления
последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании
первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью.
Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды в
соответствии с назначением и подборе и оформлении подарков. Развивать связную и
обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения в гости.
Корригировать поведенческие навыки.
Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической
деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно
распределять
внимание при ознакомлении с работой почты.
Основное содержание предмета, практические работы по ОСЖ 7 класс (68ч.,2ч в неделю)
Разделы
«Личная гигиена»-2ч
«Одежда и обувь»-10ч
«Питание»-14ч
«Семья»-2ч
Краткое содержание
Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Правила и приемы сохранения чистоты и
здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья.
Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Стирка белья из х/б ткани вручную, и с помощью стиральной
машины. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.
Практические работы
Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани
вручную и с помощью стиральной машины.
Экскурсия в химчистку.
Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных полуфабрикатов.
Третьи блюда. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.
Сервировка стола к обеду.
Практическая работа
Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд.
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми
Практическая работа
Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку.
Разучивание тихих и подвижных игр.
Проведение игр с детьми младшего возраста.
«Культура поведения»2ч
«Жилище»-10ч
«Транспорт»-6ч
«Торговля»-4ч
«Средства связи»-4ч
«Медицинская
помощь»-6ч
«Учреждения,
организации и
предприятия»-2ч
Поведение в гостях. Подарки.
Практическая работа
Изготовление несложных сувениров.
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка
помещения в случае необходимости. Уход за мебелью в зависимости от покрытия (мягкая обивка, полировка, лак
Животные дома(кошка, собака, попугай).
Практическая работа
Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытьё зеркал, утепление окон.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы и его службы.. Расписание поездов. Виды
пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретения ж/д билетов. Камеры
хранения багажа.
Экскурсия
На железнодорожный вокзал, станцию
Универсальные и специализированные промышленные магазины их отделы, Назначение магазинов.
Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Экскурсия в промтоварный магазин.
Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Виды упаковки, правила
отправления и стоимость пересылки. Заполнение бланков.
Практические работы
Заполнение бланков на отправку бандеролей.
Упаковка бандеролей.
Экскурсия на почту.
Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения. Первая помощь при травмах, ранах, ушибах,
переломах.
Практические работы
Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность. Заваривание травяного чая.
Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты местности,
Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию
и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
-Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
-творческого отношения к домашнему труду;
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
-Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь;
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию
и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.
-Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- Обучающиеся должны знать виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при
использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
- Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и
способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из
разных тканей.
- Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
- Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету,
способы ухода за полом в зависимости от покрытия.
- Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и
месте возврата билетов.
- Назначение и различие универмага и универсама.
- Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты,
порядок заказа переговоров.
- Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
Достаточный уровень:
-Обучающиеся должны уметь пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе
блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с
помощью стиральной машины.
- Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
- Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
- Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
- Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
- Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
- Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
- Обращаться с вопросами к работникам предприятия.
Дата
провед
ения
урока
Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ОСЖ 7 класс
Тема урока
Содержание, электрон. учебные материалы
Кол-во
часов
№
п/п
1,2
Что есть
внешняя
красота?
2
3,4
Универсамы и
универмаги.
2
5,6
Экскурсия в
промтоварный
магазин
2
Раздел «Личная гигиена» 2 часа
Личная гигиена подростка. (юноши и
девушки). Назначение индивидуальных
предметов гигиены. Правила сохранения
чистоты и здоровья тела. Правила смены
одежды и нательного и постельного белья.
Презентация
Раздел «Торговля» 4 часа
Универсальные и специализированные
промтоварные магазины, их отделы
(ассортимент некоторых отделов).
Назначение магазинов. Стоимость
некоторых товаров Порядок приобретения
товаров Видео
Правила поведения в магазине
ЗУН
УДЗ (учащиеся должны знать)
УДУ(учащиеся должны уметь)
Практические
работы
Учащиеся должны иметь
представление о
-значении правильного режима жизни и
рационального питания для здоровья
подростка;
-назначении индивидуальных предметов
личной гигиены;
-необходимости гигиены одежды;
УДЗ:
-правила соблюдения личной гигиены
подростка (девушки и юноши);
-правила смены одежды и нательного и
постельного белья;
-санитарно-гигиенические правила
пользования зубной щеткой, расческой,
мочалкой, душем, ванной, унитазом;
Учащиеся должны иметь
представление
-о назначении промтоварных магазинов;
-о порядке приобретения товаров.
УДЗ:
-ассортимент некоторых отделов
промтоварных магазинов;
-стоимость отдельных товаров.
УДУ:
-приобретать некоторые товары в
№1
Упражнение в
составление плана
покупки
№2
подсчитать
стоимость покупки
промтоварном магазине;
-подсчитывать стоимость покупок;
-правильно вести себя в магазине.
7,8
Промышленн
ые
предприятия и
сельскохозяйс
твенные
объекты
данной
местности.
2
9,10
Уборка
квартиры
2
11,12
Дезинфекция
помещения
2
13,14
Подготовка
квартиры к
зиме, лету.
Уход за
мебелью
2
Животные в
доме
2
15,16
17,18
19,20
Ремонт
разорванных
2
2
Раздел «Учреждения, организации, предприятия» 2часа
Раздел « Жилище» 10часов
Регулярная и сезонная уборка жилого
помещения. Последовательность проведения
уборки. Видео
Санитарная обработка помещения в случае
необходимости. Дезинфицирующие средства,
их применение.
Подготовка квартиры к зиме, лету. Способы и
периодичность ухода за окнами, виды моющих
средств; способы утепления окон.
Уход за мебелью в зависимости от её
покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и
др.)
Животные в доме (кошка, собака, попугай)
Правила соблюдения гигиены жилища при
наличии животных в доме Видео .
Презентация
Раздел «Одежда» 10 часов
Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
санитарно-гигиенические требования и
УДЗ:
-местонахождение ближайших
промышленных предприятий или
сельскохозяйственных объектов;
-назначение цехов и отделов,
имеющихся на предприятиях;
-виды выпускаемой продукции;
-названия рабочих специальностей.
УДУ:
-обращаться с вопросами по теме
экскурсии к работникам предприятий.
№3
Упражнение в
умении обращаться
с вопросами по
теме экскурсии к
работникам
предприятий
УДЗ:
-последовательность проведения
регулярной и сезонной уборки жилого
помещения;
-способы и периодичность ухода за
окнами;
-виды моющих средств, используемых
при уборке и мытье окон;
-способы утепления окон;
-правила ухода за мебелью в
зависимости от её покрытия;
-правила соблюдения гигиены жилища
при наличии животных в доме;
-правила содержания в доме собаки,
кошки, попугая.
УДУ
-убирать жилые помещения;
-чистить мебель;
-мыть зеркала и стекла;
-утеплять окна.
№4
Уборка помещения
УДЗ
-особенности стирки цветного и
№7
Ремонт
№5
Мытьё зеркал.
Утепление окон
№6
Чистка мягкой
мебели
мест одежды.
21,22
Что такое
стирка?
23,24
2
Использовани
е бытовой
техники при
стирке
изделий из х/б
тканей
Утюжка белья, 2
брюк,
спортивной
одежды.
25,26
27,28
29,30
31,32
33,34
«Экскурсия в
химчистку
2
2
Составные
части обеда.
Значение
первых и
вторых блюд в
питании.
Приготовлени
е закусок
2
Приготовлени
е первого
блюда на
мясном
бульоне
2
2
правила техники безопасности при ремонте
одежды Презентация
Стирка хлопчатобумажного белья вручную,
Особенности стирки цветного и белого белья.
Правила пользования моющими средствами.
Отбеливание. Санитарно-гигиенические
требования и правила техники безопасности
при стирке вручную. Видео
Устройство стиральной машины и правила
пользования ею. Стирка хлопчатобумажного
белья с помощью стиральной машины.
Санитарно-гигиенические требования и
правила техники безопасности при стирке с
помощью стиральной машины Презентация
Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.
Правила техники безопасности при работе с
утюгом. Видео
белого белья;
-правила пользования моющими
средствами;
-устройство стиральной машины и
правила пользования ею;
-санитарно-гигиенические требования
и правила техники безопасности при
ремонте одежды, стирке вручную и с
помощью стиральной машины;
-назначение и виды предприятий по
химической чистке одежды, виды
оказываемых ими услуг;
-правила подготовки вещей к сдаче в
чистку.
УДУ:
-ремонтировать разорванные места
одежды, штопать;
-гладить одежду и бельё.
Правила пользования «Химчисткой». Виды
услуг. Правила подготовки вещей к сдаче в
чистку Видео
Раздел «Питание» 14 часов
Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и
вторые блюда из овощей, рыбных и мясных
продуктов. Третьи блюда. Виды тепловой
обработки Возможности использования
электробытовых приборов при приготовлении
пищи, правила пользования ими. Презентация
Последовательность приготовления закусок.
Санитарно-гигиенические требования и
правила техники безопасности при
приготовлении пищи Презентация
Последовательность приготовления первых
блюд. Способы обработки овощных, мясных
продуктов. Санитарно-гигиенические
требования и правила техники безопасности
при приготовлении пищи Видео
УДЗ:
-способы обработки овощных, мясных,
рыбных продуктов;
-последовательность приготовления
блюд;
-возможности использования
электробытовых приборов при
приготовлении пищи, правила
пользования ими;
-санитарно-гигиенические требования
и правила техники безопасности при
приготовлении пищи;
-правила пользования столовыми
приборами.
УДУ:
-готовить обед (закуски, первые и
разорванных мест
одежды, штопка
№8
Стирка мелких
предметов из белой
хлопчатобумажной
ткани вручную
№9
Стирка мелких
предметов из белой
хлопчатобумажной
ткани с помощью
стиральной
машины
№10
Утюжка
постельного белья,
брюк, спортивной
одежды
№11
Приготовление
закусок,
оформление
готового блюда
№12
Приготовление
первого блюда на
мясном бульоне,
оформление
35,36
вторые блюда из овощей, рыбных и
мясных продуктов, консервированных
продуктов, полуфабрикатов);
-готовить третьи блюда;
-оформлять готовые блюда;
-сервировать стол к обеду.
готового блюда
Приготовлени
е супа из
рыбных
консервов.
2
Санитарно-гигиенические требования и
правила техники безопасности при
приготовлении пищи Видео
37,38
Приготовлени
е мясных
блюд.
2
Санитарно-гигиенические требования и
правила техники безопасности при
приготовлении пищи. Использование
электробытовых приборов для экономии
времени при приготовлении пищи Видео
№13
Приготовление
супа из рыбных
консервов,
оформить готовое
блюдо
№14
Приготовление
мясных блюд
оформить готовое
блюдо
39,40
Приготовлени
е третьих
блюд
2
Санитарно-гигиенические требования и
правила техники безопасности при
приготовлении пищи. Использование
электробытовых приборов для экономии
времени при приготовлении пищи Видео
№15
Приготовление
третьих блюд
оформить готовое
блюдо
Сервировка
стола.
2
Правила сервировки стола к обеду Видео
№16
Сервировка стола к
обеду
41,42
43,44
Школа семьи
2
Раздел «Семья» 2 часа
Помощь родителям и воспитателям в уходе за
младшими детьми. Тихие и подвижные игры
Видео
Раздел «Транспорт» 6 часов
УДЗ:
-различные тихие и подвижные игры.
УДУ:
-одевать малышей на прогулку;
-объяснять детям младшего возраста
правила игр с ними в тихие и
подвижные игры;
-помогать первоклассникам при уборке
игрушек.
№17
Оказание
помощи
первоклассникам в
одевании на
прогулку
Разучивание тихих
и подвижных игр.
Проведение игр с
детьми младшего
возраста
Железнодоро
жный
пассажирский
транспорт.
2
Междугородний железнодорожный
транспорт. Вокзал и его службы. Виды камер
хранения, сроки и стоимость хранения
багажа. Расписание движения поездов.
Кассы приобретения билетов. Медпункт. Зал
ожидания. Комната матери и ребенка.
Справочная служба. Презентация
47,48
Приобретение
железнодорож
ных билетов
2
Порядок приобретения железнодорожных
билетов (покупка в кассе, заказ по
телефону). Виды проездов: скорый,
пассажирский, Виды пассажирских вагонов:
общий, плацкартный, купейный, мягкий.
Зависимость стоимости билета от вида
вагона и дальности расстояния Примерная
стоимость проезда до разных пунктов.
Видео
49,50
Экскурсия на
железнодорож
ную станцию
2
Правила безопасности в поездке.
51,52
Деньги
2
53,54
Бюджет
семьи.
2
45,46
Учащиеся должны иметь представление
о
-назначении вокзалов и основных служб
вокзалов (справочная, кассы, камера
хранения, медпункт. Зал ожиданий,
комната матери и ребенка;
-порядке приобретения
железнодорожных билетов (покупка в
кассе, заказ по телефону);
-порядке сдачи и получении багажа в
камере хранения.
УДЗ:
-функции железнодорожного транспорта;
-виды пассажирских вагонов (общий,
плацкартный, купейный, мягкий);
-примерную стоимость билета в
зависимости от вида вагона и дальности
расстояния;
-виды справочных служб;
-виды камер хранения, сроки и
стоимость хранения багажа.
УДУ:
-ориентироваться в расписании;
-приобретать билеты в железнодорожной
кассе;
-обращаться за справкой в справочное
бюро вокзала центральную
железнодорожную справочную по
телефону.
№18
Упражнения по
ориентированию в
расписании в
соответствии с
выбранным
маршрутом, в
переводе времени
Ролевые игры:
обращение к
работникам
справочных служб
вокзала
центральную
железнодорожную
справочную по
телефону.
Покупка и возврат
билета.Обращение
к проводнику при
посадке
Раздел «Экономика домашнего хозяйства» 4 часа
Деньги ( монета, купюра, валюта). Их
назначение и значение в нашей жизни.
Порядок и условия получения зарплаты,
пенсии. Видео
Бюджет семьи. Источники дохода.
Заработная плата членов семьи, пенсия.
Мелкие расходы Презентация
Учащиеся должны иметь представление
о
-том, какое место занимают деньги в
нашей жизни;
-порядке и условиях получения
зарплаты, пенсии;
-том, сколько денег можно иметь на
мелкие расходы.
№19
Упражнения по
определению
доходов семьи.
55,56
57,58
59,60
61,62
.
Домашняя
аптечка.
Лекарственны
е растения.
2
Первая
помощь при
травмах,
ранах,
микротравмах, ушибах
2
Первая
помощь при
вывихах,
переломах
2
Вы
собираетесь в
гости.
2
УДЗ:
-говорить ли знакомым и незнакомым о
наличии денег в кармане или дома;
--составные части бюджета семьи;
-заработную плату членов семьи;
-составлять доверенность на получение
заработной платы.
№20
Составление
доверенности на
получение
зарплаты
Учащиеся должны иметь представление
о
-вреде самолечения.
УДЗ:
-состав домашней аптечки (перевязочные
средства, дезинфицирующие средства,
термометр, горчичники);
-правила применения и назначения
медицинских средств, входящих в состав
домашней аптечки;
-местные лекарственные растения;
-правила обработки раны и наложения
повязки, меры по предупреждению
осложнений после микротравм;
--правила оказания первой медицинской
помощи при сильных ушибах (покой,
компресс), при растяжениях и вывихах
(покой и фиксация конечностей с
помощью повязки или временной шины).
УДУ
-пользоваться термометром;
-готовить отвары и настои из
лекарственных растений;
-накладывать временные шины.
№21
Упражнения в
измерении
температуры тела
человека
№22
Заваривание
травяного настоя
№23
Упражнения в
наложении повязок
на рану
УДЗ:
-правила поведения при встрече и
расставании;
-правила поведения в гостях;
-правила вручения подарков.
УДУ:
-выбирать подходящую одежду для
№25
Изготовление
несложных
сувениров.
Раздел «Медицинская помощь» 6 часов
Домашняя аптечка. Термометр. Правила
применения и назначения медицинских
средств, входящих в состав домашней
аптечки. Самолечение его опасность для
здоровья. Местные лекарственные растения
Отвары, настои, настойки, чаи.
Презентация
Первая помощь при травмах, ранах,
микротравмах, ушибах. Правила обработки
раны и наложения повязки, меры по
предупреждению осложнений после
микротравм. Правила оказания первой
медицинской помощи при сильных ушибах
(покой, компресс). Презентация
Правила оказания первой медицинской
помощи при вывихах, переломах. (покой и
фиксация конечностей с помощью повязки
или временной шины) Видео
Раздел «Культура поведения»2 часа
Поведение в гостях. Правила поведения при
встрече и расставании.
Правила поведения в гостях Подарки.
Правила выбора и вручения подарков.
Правила приема подарков. Видео
№24
Упражнения в
наложении повязок
на поврежденную
конечность
63,64
Бандероли
2
65,66
Экскурсия на
почту
2
67,68
Проверочная
работа.
2
Раздел «Средства связи» 4 часа
Виды бандеролей (простые, ценные,
заказные) Порядок их отправления, перечень
предметов, посылаемых бандеролью.
Максимальный вес и стоимость посылаемых
предметов. Упаковка. Стоимость пересылки
Видео
Заполнение бланков
визита в гости;
-культурно вести себя в гостях
(оказывать внимание сверстникам и
старшим, приглашать на танец,
поддерживать беседу и т.д.)
-выбирать подарки;
-изготавливать простые сувениры;
-вручать и принимать подарки.
УДЗ:
-перечень предметов, посылаемых
бандеролью;
-максимальный вес и стоимость
посылаемых предметов;
-виды и способы упаковки бандеролей.
УДУ:
-заполнять бланки на отправку
бандеролей;
-составлять опись посылаемых
предметов;
-упаковка бандероли.
№26
Заполнение
бланков на
отправку
бандеролей.
Упаковка
бандеролей.
№ 27
Составление описи
посылаемых
предметов
Методическая литература
1 Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида:
Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304
с: илл. - (Коррек-ционная педагогика)
2 Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика).
3 Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с. - (Коррекционная школа).
4 Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е
исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2002. - 79 с. (Методическая библиотека).
5 Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.:
ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл.