АОП Профссионального обучения Гончар

1

Организация разработчик:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нелидовская
школа-интернат».
Разработчики:
Директор ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» – Н.Н. Козырь
Заместитель директора по учебной работе
ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» –

А.Г. Никитина

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка

4

2.

Учебный план для реализации Адаптированной
образовательной программы профессионального обучения
по профессии «Гончар»

8

3.

Адаптированная рабочая программа

9

4.

Планируемые результаты освоения Адаптированной
образовательной программы профессионального обучения
по профессии «Гончар»

13

5.

Условия реализации Адаптированной образовательной
программы профессионального обучения по профессии
«Гончар»

16

6.

Система оценки результатов освоения Адаптированной
образовательной программы профессионального обучения
по профессии «Гончар»

20

7.

Учебно-методические материалы, обеспечивающие
реализацию Адаптированной образовательной программы
профессионального обучения по профессии «Гончар»

21

3

1.Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения
квалифицированных рабочих, служащих по профессии 11693 Гончар
разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами нарушения интеллекта) без получения среднего
общего образования и реализуется на базе Государственного
общеобразовательного учреждения «Нелидовская школа-интернат» (далее ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»).
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения
(далее - АОП ПО) представляет собой систему документов, разработанную и
утвержденную ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» с учетом требований
регионального рынка труда на основе профессиональных стандартов и
предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с нарушением интеллекта) (далее – ОВЗ).
Содержание
Адаптированной
образовательной
программы
профессионального обучения представлено пояснительной запиской,
учебным планом, рабочей программой, планируемыми результатами
освоения АОП ПО, условиями реализации, системой оценки результатов
освоения АОП ПО, учебно-методическими материалами, обеспечивающими
реализацию АОП ПО и качественную подготовку обучающихся с ОВЗ (с
интеллектуальными нарушениями).
Нормативную правовую основу разработки
Адаптированной
образовательной программы составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29
декабря 2012 года №273-ФЗ);
- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным программам профессионального обучения» (Зарегистрировано в
Минюсте России 11.09.2020 №59784);
- Приказ Минпросвещения РФ от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении
Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное обучение»;
- Приказ Минтруда России от 04.08.2014 515 ”Об утверждении
методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и
профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и
ограничений их жизнедеятельности“;
4

- Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 ТЧ 06-443 ”О направлении
Методических рекомендаций" (вместе с ”Методическими рекомендациями
по разработке и реализации адаптированных образовательных программ
среднего профессионального образования“, утв. Минобрнауки России
20.04.2015 ТЧ 06-830вн).
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения
разработана в целях: обеспечения права на профессиональное обучение лиц
с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации специальных
условий для обучения данной категории обучающихся; подготовки
специалистов в области создания различных изделий из керамики на основе
традиций прикладного искусства.
Адаптированная образовательная программа ориентирована на решение
следующих задач:
- создание условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья, их социализации и адаптации;
- повышение уровня доступности профессионального обучения для лиц с
ограниченными возможностями здоровья;
- повышение качества профессионального обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
- развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
личностных качеств;
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование толерантной социокультурной среды;
- формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций.
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения
ориентирована на реализацию следующих принципов:
- приоритет практико-ориентированных знаний выпускника;
- ориентация на развитие местного и регионального сообщества;
- формирование потребности к постоянному развитию и инновационной
деятельности в профессиональной сфере, в том числе и к продолжению
образования;
- формирование готовности принимать решения и профессионально
действовать в нестандартных ситуациях.
В области воспитания целью АОП ПО является развитие у
обучающихся личностных качеств, способствующих их социальной и
творческой активности, общекультурному и профессиональному росту,
5

социальной и профессиональной мобильности, обеспечивающих успешность
выпускника в избранной сфере деятельности и устойчивость на рынке труда.
При разработке Адаптированной образовательной программы
профессионального обучения были соблюдены условия, без которых
невозможно или затруднительно освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности психофизического развития лиц с ограниченными
возможностями здоровья, поступающих на обучение по профессии «Гончар»,
проявляются
в
основной
характеристике
учебно-познавательной
деятельности. Интеллектуальная деятельность у лиц с ОВЗ имеет следующие
специфические особенности: уровень развития внимания весьма низок,
внимание рассеянное. Восприятие и ощущения формируются замедленно и с
большим количеством недостатков. Низок темп зрительного восприятия. Для
данных обучающихся характерно нарушение памяти. Чтобы прочно усвоить
тему, им необходимо многократное повторение. Обучающиеся не
обдумывают своих действий, не предвидят результата, так как у них
ослаблена регулирующая функция мышления. Они редко замечают свои
ошибки, не умеют сопоставить свои мысли и действия. Вместе с тем,
обучающиеся имеют устойчивый интерес к практической деятельности, что
при оптимальной нагрузке компенсирует их умственную отсталость. Для
облегчения освоения трудовых навыков им необходимо предоставить
свободный темп работы, добиваясь автоматизации действий. При обучении
практическим навыкам использовать наглядно-практический метод
обучения. Словесная передача учебной информации является лишь
дополнением к практическим и наглядным методам. В результате
формируется трудовой стереотип, который способствует успешной
врабатываемости.
Адаптивная образовательная программа по профессиональному
обучению «Гончар» содержит следующие модули:
- «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»;
- «Народные художественные промыслы России»;
- «Основы материаловедения»;
- «Работа с гончарным кругом».
Условия реализации АОП ПО по профессии «Гончар» составляют
материально-техническую базу ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» и
содержат организационно-педагогические, кадровые, информационнометодические и материально-технические требования. Образовательный
6

процесс выстроен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся
с целью
создания
благоприятных
условий
для
профессионального обучения, реабилитации и адаптации обучающихся с
ОВЗ (с различными формами нарушения интеллекта).
Зачисление на обучение по Адаптированной образовательной программе
профессионального обучения осуществляется по личному заявлению
поступающего
инвалида
или
поступающего
с
ограниченными
возможностями здоровья на основании рекомендаций, данных по
результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медикопедагогической комиссии.
Форма обучения: очная.
Количество обучающихся в учебной группе: не более 6 человек.
Объем Адаптированной образовательной программы профессионального
обучения по профессии «Гончар» - 136 часов (34 учебных недели, 4 часа в
неделю).
Срок получения образования по Адаптированной образовательной
программе профессионального обучения по профессии «Гончар»
– 9
месяцев.
По
завершении
освоения
обучающимися
Адаптированной
образовательной программы профессиональной подготовки по профессии
«Гончар» выпускникам присваивается 2-ой квалификационный разряд и
выдается свидетельство о профессии рабочего.

7

2. Учебный план
по профессии «Гончар»
Адаптированной образовательной программы профессионального обучения
Квалификация: гончар, 2 разряд
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения – 9 месяцев
Нагрузка

Всего
часов

Теория

Практика

1.

Охрана труда и
безопасность
жизнедеятельности

8

6

2

2.

Народные
художественные
промыслы России

20

18

2

3.

Основы материаловедения

32

14

18

57

13

44

5.

Работа с гончарным
кругом
Учебная практика

15

15

6.

Итоговая аттестация

4

4

№

4.

Наименование раздела

ИТОГО

136

51

85

8

3. Рабочая Адаптированная образовательная программа
профессионального обучения
по профессии «Гончар»

№

Наименование раздела

1.

Охрана труда и
безопасность
жизнедеятельности

1.1

Охрана труда.

1.2

Производственный
травматизм

1.3

Гигиена труда

1.4

Первая доврачебная помощь

2.

Народные
художественные
промыслы России

2.1

Введение.

2.2

Народное искусство
родного края.

2.3

Промыслы художественной
росписи по дереву. Лаковая
миниатюрная роспись.

Содержание учебного
материала

Теория

Практика

8

6

2

2

1

Обучение по вопросам
охраны труда. Виды
инструктажей.
Понятие о
производственном
травматизме и
профзаболеваниях
Понятие гигиены труда, как
системы организационных,
гигиенических и санитарнотехнических мероприятий
Основные принципы
оказания первой
доврачебной помощи.
Способы оказания первой
помощи. Содержание
медицинской аптечки.

1

1

18
Народные промыслы по
изготовлению керамических
изделий Роспись стен,
изразцы печные и другие
украшения из керамики в
избе
Региональный компонент.
История моего населенного
пункта (город, деревня,
поселок). Народная
архитектура - декор здания,
интерьер, виды искусств
которые использовались
народом в формировании
жилого пространства по
законам красоты. Культура
быта русского народа
Центры лаковой миниатюры.
Виды и особенности изделий
с лаковой миниатюрной
живописью; сюжетные
композиции, цветовые

Нагрузка

Всего
часов

2

1

16

2

2

2

2

9

2.4

Народные промыслы по
росписи по дереву.
Деревянная игрушка
(матрешка).

2.5

Народные художественные
промыслы изделий из
металла.

2.6

Художественные народные
промыслы изделий из
текстиля.

2.7

История развития русской
художественной керамики
(народная игрушка, заводы
и промыслы).

2.8

История развития русской
художественной керамики
(декорирование керамики).

решения, технология
создания форм изделий.
Виды художественной
обработки дерева.
Художественная резьба по
дереву. Художественная
роспись. Художественное
точение по дереву.
Выжигание по дереву.
Центры художественной
обработки дерева в России.
Своеобразие
художественной обработки
дерева в местных традициях
Виды художественной
обработки металла.
Основные центры Х.О.М. в
России; их краткая
характеристика; особенности
технологии художественных
изделий из металла
(Каслинское художественное
литье; Ростовская финифть,
Казаковская филигрань,
Великоустюжское черненное
серебро и др.)
Традиционные особенности
вышивки в русских и других
национальных регионах
России. Ручная и машинная
вышивка: технические
приемы, орнаментальные и
цветовые решения.
Народное узорное ткачество
и ковроделие. Основные
центры. Виды и
традиционные особенности
изделий. Оборудование:
ткацкие и заправочные
станки
Возникновение и развитие
художественной керамики в
России.
Основные центры
гончарного и
фарфорофаянсового
производства; история их
создания и традиции.
Основные сведения о
технологии керамических
изделий и их декорирование.
(Дымковская,
Каргопольская,
Филимоновская и др.).
Традиционные виды
игрушки, художественные
особенности.

2

2

2

2

2

10

2.9

Итоговое занятие

3.

Основы материаловедения

3.1

Инструменты

3.2

Обжиг керамики

3.3

Понятие о физических
свойствах глины.

3.4

Керамическая масса

3.5

Ознакомление с видами
декорирования глины

3.6

Лепка тарелки

3.7

Декор изделия

3.8

Лепка блюда

3.9

Декор изделия

3.10

Лепка горшка

3.11

Декор изделия

3.12

Лепка горшочка с
крышкой

Зачет

2
32

Знакомство с
инструментами для
создания
керамического
изделия
Знакомство с печью
для обжига керамики.
Режимы обжигов
различных видов
керамических
изделий. Процессы,
происходящие при
обжиге.
Свойства,
определяющие
внешний вид глины:
цвет, красная, белая.
Краски, применяемы
при работе с глиной в
зависимости от
дальнейшего
назначения готового
изделия из керамики
Знакомство с
керамической
массой. Правила
перемешивания.
Работа со стеками.
Знакомство с
ангобами, видами
декорирования
(сграффито)
Изготовление тарелки из
керамической массы.
Раскатка глины,
замывка.
Декор любым удобным
способом.
Изготовление блюдаиз
керамической массы.
Раскатка
глины, замывка.
Декор любым удобным
способом.
Изготовление горшка из
керамической массы.
Раскатка глины,
замывка.
Декор любым удобным
способом.
Изготовление горшочка с
крышкойиз керамической

14

18

2

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2
11

3.13
4.
4.1

Декор изделия

массы. Раскатка
глины, замывка.
Декор любым удобным
способом.

Работа с гончарным
кругом
Гончарный круг

56
Строение гончарного круга.
Уход за гончарным кругом
Изготовление цилиндра на
гончарном круге из
керамической массы.
Изготовление кувшина из
керамической массы.
Раскатка глины,
замывка.
Изготовление тарелки
из глиняного жгута.
Раскатка глины,
замывка.
Изготовление тарелки из
керамической массы,из
пласта Раскатка
глины, замывка.

1

2

11

45

2

1

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

2

16

4.2

Вытягивание
цилиндрической формы
из большого куска глины

4.3

Лепка из керамической
массы.

4.4

Лепка из глиняного жгута

4.5

Работа с глиняным
пластом.

4.6

Обтачивание
гончарного изделия

4.7

Лепка сосудов на
гончарном круге

4.8

Декор изделия

4.9

Проектная деятельность

5.

Учебная практика

18

18

6.

Итоговая аттестация

4

4

ИТОГО

Обтачка изделий.
Изготовление сосудов на
гончарном круге из
керамической массы.
Декор любым удобным
способом.
Работа на свободную тему

136

47

85

12

4. Планируемые результаты освоения Адаптированной образовательной
программы профессионального обучения по профессии «Гончар»
В результате освоения АОП ПО по профессии «Гончар» обучающиеся
выпускники должны приобрести:
- умения подбирать материалы для выполнения художественных работ;
- умения применять материалы в соответствии с особенностями
выполняемых работ;
- практический опыт нанесения покрытий на керамику;
- умения изготавливать керамические изделия средней сложности;
- работать с печью для обжига керамики под руководством
преподавателя.
Знать:
- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро-и
пожарной безопасности;
- общие сведения и виды материалов;
- области применения материалов;
- виды обработки различных материалов;
Уметь:
- подготавливать материалы, оборудование, рабочее место для проведения
технологических операций по созданию художественных изделий из керамики.
- применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых
работ;
- подготавливать инструмент для работы с глиной;
- организовать индивидуальное рабочее место.

13

Техническое описание стандарта профессии «Гончар»
Уровни квалификации
Трудовые функции

1. Проведение
подготовительны
х мероприятий
по изготовлению
изделий

Содержание
деятельности

Основные умения

Соблюдение техники
безопасности и охраны
труда

Подготовка
инструментов и
оборудования

2. Подготовка
глиняной массы

Дозировка глиняной
массы под задачу
Профессиональная
подготовка глиняной
массы

3. Формовка
изделия

Центровка.
Изготовление
геометрических форм:
плоских,
вертикальных,
сферических

1 уровень

2уровень

3 уровень

Подготавливать и поддерживать рабочее пространство
в безопасном, аккуратном и рабочем состоянии

+

+

+

Проверять
надлежащее
состояние
рабочего
инструмента
Проводить
тестирование
работоспособности
гончарного оборудования
Проверять наличие необходимого инструмента и
материала перед началом работы
Готовить инвентарь для транспортировки ихранения
изделий
Определять количество требуемой глиняной массы
Уметь пользоваться весами
Проминать глиняную массу до однородного состояния
без пустот

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+

+
+
+

Визуально и тактильно определять центр гончарного
круга для крепления заготовки
Проводить отбалансировку куска глины на диске
гончарного станка
Формировать плоские формы
Формировать цилиндрические формы
Формировать сферы

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+
+

+
+
+
14

4. Декорирование
изделий и их
доводка
5. Сушка изделия

6. Обжиг

Доводить изделие с помощью инструмента до
необходимых пропорций
Наносить декор с использованием инструмента
Готовить
изделие
к
транспортировке
для
осуществления сушки
Организация условий
высыхания изделия
Организовывать правильную среду для равномерного
высыхания изделий
Осуществлять загрузку изделия в печь
Загрузка и выгрузка
Программировать режим обжига изделий
изделия в
Осуществлять выгрузку изделия из печи
электрическую печь
Осуществлять транспортировку готовых изделий
ИТОГО УМЕНИЙ ПО УРОВНЯМ
Нанесение декора на
изделие

+

+

+
+

+
+

+
+

+

+

+

+

+
+
+
+
21

12

18

15

5. Условия реализации Адаптированной образовательной программы
профессионального обучения по профессии «Гончар»
5.1. Организационно-педагогические условия должны обеспечивать
реализацию АОП ПО по профессии «Гончар» в полном объеме, соответствие
качества подготовки обучающихся потребностям физического лица, в интересах
которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов, соответствие применяемых форм, средств,
методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям,
склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся с ОВЗ.
Обучение проводится с использованием учебно-материальной базы ГКОУ
«Нелидовская школа-интернат».
Обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей
перемещения внутри здания для различных нарушений функций обучающихся с
ОВЗ.
Центральный вход в школу-интернат оборудован:
- навесом;
- широкой входной дверью;
- боковыми поручнями для лестницы;
- полосами с противоскользящими элементами;
- видеодомофоном с кнопкой вызова;
- подъемником для кресла-коляски.
Коридоры по всему периметру школы оснащены перилами для удобного
передвижения.
Организовано сопровождение образовательного процесса здоровьесбережения для
обучающихся с ОВЗ:
- психолого-педагогическое сопровождение (преподаватели, тьюторы);
- социальное сопровождение (социальный педагог);
- медицинско-оздоровительное сопровождение (оборудованный медицинский
кабинет).
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах.
Во время проведения занятий применяются мультимедийные средства и иные
средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с
различными нарушениями.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий
должна составлять 1 академический час (40 минут).
5.2. Реализация Программы профессионального обучения по профессии
«Гончар»
обеспечена
педагогическими
кадрами,
имеющими
среднее
профессиональное
и
высшее
образование.
Преподаватели
получают
дополнительное профессиональное образование по программам повышения
16

квалификации. Педагогические работники, участвующие в реализации
Адаптированной образовательной программы, ознакомлены с психофизическими
особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.3. Информационно-методические условия реализации образовательной
программы:
 учебный план;
 календарный учебный график;
 рабочие программы учебных предметов;
 методические материалы и разработки;
 расписание занятий.
5.4.Материально-технические
условия
реализации
Адаптированной
образовательной программы профессионального обучения по профессии «Гончар».
Для
реализация
Адаптированной
образовательной
программы
профессионального обучения имеется учебный кабинет. Оборудование учебного
кабинета и рабочих мест кабинета: комплект учебной мебели, инструментов и
приспособлений; технические средства обучения: компьютеры, программное
обеспечение, видеофильмы, кинофильмы.
Кабинет:
 кабинет профессионального обучения – 41,8 м2

Перечень оборудования учебного кабинета:
Наименование учебного оборудования

Единица
измерения

Количество

Столы ученические

шт.

3

Стулья ученические

шт.

6

Стол учительский

шт.

1

Стул учительский

шт.

1

Компьютер с соответствующим программным
обеспечением

комплект

Магнитная доска

шт.

Металлические стеллажи серии Титан-МС для
керамических изделий

шт.

1
1
5

17

Перечень оборудования для практических занятий Гончарной мастерской:
- гончарный круг «Виспер-Т» Д-300 мм;
- гончарный круг «РК-5Т» Д-180 мм;
- набор ангобов;
- комплект гипсовых инструментов;
- набор глазурей базовых;
- масса керамическая;
- комплект инструментов для декорирования;
- комплект инструментов для работы с глиной;
- набор пластиковых емкостей для занятий керамикой;
- отстойник для глины;
- печь для обжига керамики «TempRa-70»;
- мини раскатчик «Shimpo SRM-1624» для глиняных пластов;
- турнетка металлическая;
- экструдер настенный механический.

18

19

6. Система оценки освоения Адаптированной образовательной
программы профессионального обучения
по профессии «Гончар»
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учёта индивидуальных
образовательных достижений обучающихся предусмотрены: текущий контроль;

промежуточная аттестация; итоговая аттестация.
Текущий контроль успеваемости осуществляется по отметочной пятибалльной
системе преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также
выполнения индивидуальных работ или тренировочного тестирования в целях
получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе
учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии
формы действия данному этапу усвоения учебного материала и т.д. Текущий
контроль успеваемости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
должен быть направлен на своевременное выявление затруднений и отставаний в
обучении для внесения корректив в учебную деятельность.
Промежуточная аттестация обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется в форме дифференцированных зачетов. Форма
промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей
(устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и
т.п.).
Освоение Адаптированной образовательной программы профессионального
обучения по профессии «Гончар» завершается итоговой аттестацией в форме
квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя
практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. К
проведению квалификационного экзамена могут быть привлечены представители
работодателей.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена
проводится в форме устного собеседования или выполнении тестовых заданий.
Практическая квалификационная работа заключается в выполнении заданий по
созданию керамического изделия, применению ручных инструментов. Содержание
практической квалификационной работы соответствует сложности работ 2 разряда (2
уровня) по профессии «Гончар».
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть
основной программы профессионального обучения и (или) отчисленным из
образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения
по образцу, самостоятельно установленному ГКОУ «Нелидовская школа-интернат».
20

7. Учебно-методические материалы, обеспечивающие
реализацию Программы профессиональной подготовки
по профессии «Гончар»
Учебно-методические материалы представлены:
- образовательной программой;
- материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
- методической и учебной литературой.
Основные источники:
1. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. - Л.: Художник
РСФСР 1988.
2. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. - Л.: Художник РСФСР, 1988.
3. Поверин А.И. Гончарное дело: Энциклопедия. - М.: АСТ-Пресс, 2015.
4. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М.: АСТПресс, 1999.
5. Долорс Рос. Керамика, техника, приѐмы, изделия. - М.: Аст-пресс книга, 2003.
6. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты.- М.: Мозаика синтез, 2004г.
7. ПатрисияВибьен. Поделки из глины. - М.: Росмен, 2008.
8. Поверин А. Гончарное дело.- М. Культура и традиции, 2002.
9. Сентенс Брайан. Путеводитель по традиционным техникам мира. - М.:
Астрель, 2005.
10. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла.- М.: Аст –
Пресс, 1997.
Список интернет - ресурсов:
1.Электронная библиотека
http://www.modernlib.ru/genres/children/name_let225.html
2. Керамика Японии http://watashinoyakimono.blogspot.com/.
3. Лаборатория керамики http://www.horss.ru/
4. Божан А.В. Персональный сайт педагога: [сайт]. - Южно-Сахалинск. - URL:
http://гончаркасахалин.com
5. Народные куклы и игрушки: [сайт]. – 2016. – URL: http://www.rukukla.ru/
6. Трозо.ру: абсолютная индивидуальность: Интернет-журнал о рукоделии и
хобби: [сайт]. – 2008-2015. – URL: http://www.trozo.ru/

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».