9 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

__________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
9 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Окружающий природный мир»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна

г. Нелидово
2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) Федеральным законом Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ от 23.07.2013 N 203-ФЗ) Федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования для обучающихся с нарушением
интеллекта; Нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской Федерации
примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования
разработана на основе ФГОС для обучающихся с нарушением интеллекта.
Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897»;
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб. 1. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС 2000. стр.49-63. Под редакцией Воронковой В.В.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего основного общего среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576
«О внесении изменений утверждении в федеральный перечень учебников рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего основного общего среднего общего образования
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 г. № 253»;
Программа коррекционных занятий по курсу «Естествознание» составлена с учетом
общих целей изучения курса определенных Федеральным государственным стандартом и
отраженных в примерной АООП в варианте 2. Рабочая компилятивная программа
"Естествознание" для 5-9 классов разработана на основе примерной государственной
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9
классов (под ред.Л.Б. Баряевой).
Компилятивная программа является адаптированной для обучения обучающихся 5-9
классов с умственной отсталостью составлены с учетом особенностей их психофизического
развития индивидуальных возможностей тем самым обеспечивают коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку требования к уровню
подготовки обучающихся краткий учебный курс характеристику обучающихся по факторам
усвоения учебного материала календарно-тематическое планирование учебного курса
формы контроля тематические проверочные и итоговые контрольные работы учебнометодический комплекс.
Характеристика учебного предмета.
Программа продолжает вводные курсы «Окружающий природный мир» при изучении
которого учащиеся получили элементарную естественнонаучную подготовку.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса
а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами
природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического
эстетического
патриотического
физического
трудового воспитания. Программа
«Окружающий природный мир» обеспечивает активизацию познавательной деятельности и
развитие речи в единстве с непосредственными наблюдениями предметов и явлений близких
жизненному опыту обучающихся. Учебная дисциплина «Окружающий природный мир»
выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся
целостной научной картины природного и социокультурного мира отношений человека с
природой.

Пояснительная записка.
Цель преподавания естествознания в коррекционной школе состоит в том чтобы
знакомство с разнообразием растительного и животного мира вызывало чувство любви к
природе и ответственности за ее сохранность. Воспитание бережного отношения к себе
людям природе помочь детям приобрести жизненный опыт занимаясь разнообразными
видами деятельности выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности
при выборе социально – приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных
ситуаций. Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе о
взаимодействии человека с природой бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и
явлениях неживой природы формирование временных представлений формирование
представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими
разделами:
1. «Временные представления. Объекты неживой природы».
2. «Живая природа»
3.«Растительный мир».
4. «Животный мир»
Задачи:
систематизация и расширение представлений об окружающем мире природы развитие и
нтереса к познанию
-развитие представлений об окружающем мире и способности ориентироваться в
пространстве и времени;
- расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о жизни
общества и природном окружении;
- повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной
ориентировки;
- уточнение расширение и активизация лексического запаса;
- преодоление инертности психических функций расширение представлений о многообразии
форм жизни окружающей среды;
-улучшение зрительного восприятия зрительной и словесной памяти;
- активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного
анализа практической группировки)
- формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций
поведения;
Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям умениям и
навыкам только тогда когда уровень предъявляемых требований соответствует его
актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых
заданий требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о
сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями

интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и
поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы программа и методика
преподавания окружающего природного мира предусматривает повторяемость материала (в
разных формах и объѐме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу
что способствует более прочному усвоению элементарных биологических знаний
учащимися с ОВЗ. Изучение предметов построено по концентрическому принципу. Это
позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года а далее дополнять их
новыми сведениями.
В учебный предмет включены основы наук содержащие главные факты понятия
отобранные в соответствии с целями обучения умственными и возрастными особенностями
обучающихся. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно
вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность.
Обучающиеся должны понимать что сохранение красоты природы тесно связано с
деятельностью человека что человек — часть природы его жизнь зависит от нее и поэтому
все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений. Содержание предмета
«Окружающий природный мир» предусматривает изучение элементарных сведений о живой
и неживой природе о сезонных изменениях в ней об организме человека и охране его
здоровья. Обучающиеся узнают об основных элементах живой природы: о строении и жизни
растений животных. У обучающихся формируется правильное понимание и отношение к
живым организмам. Они овладевают некоторыми практическими приемами выращивания
растений и ухода за ними, знакомятся с природой Саратовской области. Преподавание
предмета направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает
знания о явлениях природы (снег дождь туман и др.) о цикличности в природе – сезонных
изменениях (лето осень весна зима) суточных изменениях (утро день вечер ночь) учится
устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с
разнообразием растительного и животного мира получает представления о среде обитания
животных и растений учится выделять характерные признаки объединять в группы по этим
признакам устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой
и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям
среды ветер переносит семена растений и др. В процессе знакомства с живой природой у
обучающихся развивается наблюдательность речь и мышление они учатся устанавливать
причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с
неживой природой взаимосвязь человека с живой и неживой природой влияние на нее.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности
направлены на
разностороннее развитие личности обучающихся способствуют их умственному развитию
обеспечивают гражданское нравственное трудовое эстетическое и физическое воспитание.
Программа содержат материал помогающий обучающимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений трудовых навыков который необходим им для
социальной адаптации. Программа отвечает следующим требованиям:
*реализация вопросов социальной адаптации как основной задачи системы помощи
и поддержки детей-инвалидов;
*соответствие принципам доступности практической значимости и жизненной
необходимости учебного материала для дальнейшей интеграции в общество;
Для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в программе
имеются существенные различия а именно:
- усиливается обращение к вопросам социальной адаптации (социальная и бытовая
компетентность социальное развитие и поведение вопросы коммуникабельности и общения
и т д.);
- содержание программы имеет четко выраженную практическую направленность
на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

-учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка что
повышает мотивацию к обучению формирует познавательные интересы;
- используются специальные методические приемы обучения (элементы арттерапии) и
специальные учебные пособия;
- значительно уменьшается объем предлагаемого к усвоению учебного материала
- предусматривается усиленное использование межпредметных связей (увеличивается
частота обращения к одной и той же учебной информации с социально-бытовой
ориентировкой). Необходимо учитывать следующие особенности усвоения устного предмета
детьми:
-малый объем информации для первичного предъявления
-неоднократное повторение (в слегка измененном виде) одной и той же информации;
-преобладание форм коллективной работы (проговаривание рассматривание «хором»
совместно с учителем);
- тесная и обязательная связь с жизнью самого ребенка приближенность к «Я» ребенка;
- отбор только самой необходимой информации но при сохранении логики учебного
предмета научности и системности в целом;
- времени устной работы на уроке не более 30 минут;
- минимальное количество записей (!);
- обязательная словарная работа с ключевыми словами;
- исключение дополнительных сведений;
Содержание программ корректировалось за счет знаний умений и навыков которые
обеспечивают социальную адаптацию умственно отсталых школьников. Эти знания умения
и навыки берутся из условий жизни окружающего социума и переносятся в содержание
образования. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся предполагает адекватное
(соответствующее верное точное) освоение комплекса доступных представлений навыков и
отношений позволяющих личности благополучно существовать в социальной среде и
реализовать в ней свои потребности и цели. Путь усвоения и принятия способов поведения
правил норм целей и ценностей принятых в обществе лежит через социальное развитие.
Социальное развитие предполагает что с возрастом увеличивается жизненный опыт
увеличивается объем знаний об окружающем предметном мире (живом и неживом) в
котором живет ребенок увеличивается объем и усложняются умения действовать и
взаимодействовать с предметами окружающего социума формируются навыки социального
поведения в различных жизненных ситуациях.
Социальное развитие взаимосвязано с умственным развитием и нравственным
воспитанием. Социальное развитие детей носит неравномерный характер а полнота
(степень) развития адаптивных навыков существенно зависит от степени нарушения
интеллекта. Определение возможности социального развития детей в зависимости от
степени умственной отсталости – залог успешности и эффективности всей работы по
социальной адаптации.
Работа над формированием социальной компетенции детей с нарушением интеллекта
сопровождает весь процесс обучения этих детей. Обеспечение освоения детьми опыта
взаимодействия людей и социального поведения происходит в процессе усвоения основных
знаний всех предметов учебного плана а также во внеурочное время. Социальная адаптация
является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка
но и средством компенсации первичного дефекта что обеспечивает выпускникам школы
более успешную интеграцию в общество в конкретный социум.
В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В
них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого
физического развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья в процессе овладения предметом.
Предмет имеет практическую направленность и предполагает ведение наблюдений
организацию практических работ введение элементов сказкотерапии. Все это даст

возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: тренировать память развивать наблюдательность корригировать мышление и
речь. Содержание обучения на уроках очень разнообразны что определяется многообразием
различных дефектов присущих детям с нарушением интеллекта множественными
нарушениями. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры на звукоподражание и имитационные движения. Сенсорное развитие этих
детей осуществляется предметно-манипуляционной деятельностью в дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя побуждать
учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и
организовывать двигательную активность каждого ребенка элементами логоритмики.
Подбор материала к урокам строится так что ранее пройденный материал постоянно
включается в новые виды работ закрепляется и вводится в самостоятельную деятельность
детей что возбуждает активность обучающихся
на различных уроках. в своей
теоретической части окружающий природный мир– это устный предмет.
Тексты прорабатываются по методике чтения деловых статей: чтение учителем
словарная работа чтение вместе с учителем хором чтение сильными учащимися чтение
слабыми с поддержкой учителем. Обучение обучающихся с ТМНР носит воспитывающий
характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания но не
снимает их.
В процессе формирования представлений о неживой природе в 5 классе («Неживая
природа») ребенок получает знания о временных представлениях объектах неживой
природы и явлениях природы (снег дождь туман и др.) о цикличности в природе –
сезонных изменениях (лето осень весна зима) суточных изменениях (утро день вечер
ночь) учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится
с разнообразием растительного и животного мира получает представления о среде обитания
животных и растений учится выделять характерные признаки объединять в группы по этим
признакам устанавливать связи между ними.
В 6 классе («Живая природа») учащиеся узнают чем живая природа отличается от
неживой из чего состоят живые и неживые тела получают новые знания об элементарных
физических и химических свойствах и использовании воды воздуха полезных ископаемых и
почвы о некоторых явлениях временных представлений живой природы.
В настоящей программе в теме «Растительный мир» (7-8-9 класс) растения объединены
в группы по месту их произрастания. Апробация программы показала что такое
структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со
сниженным интеллектом. В этот раздел включены практически значимые темы такие как
«Заготовки овощей на зиму» «Лекарственные растения» и др.
В разделе «Животный мир» (7-8-9 класс) особое внимание уделено изучению
животных играющих значительную роль в жизни человека его хозяйственной деятельности.
Этот раздел дополнен темами близкими учащимся живущим в городской местности
(«Аквариумные рыбки» «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические
требования к их содержанию»
Курс «Мир животных» и «Мир растений» в 9 классе обобщает полученные ранее
знания и закрепляет их. Привитию практических умений уделяется наибольшее количество
часов в данном курсе по данным вопросам следует уделять больше внимания во внеурочное
время.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие
представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов о
человеке как биосоциальном существе как виде живом организме личности об условиях
его существования о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое
значение знаний о живой природе для решения бытовых и экологических проблем. Вопросы
дифференцированного обеспечения доступного образования для всех детей в зависимости от

степени выраженности нарушения развития и на сегодня остаются самыми злободневными в
специальном образовании.
















Место курса «Окружающий природный мир» в учебном плане:
«Окружающий природный мир » входит в образовательную область «Естествознание»
варианта 2 примерной основной образовательной программы для детей с нарушением
интеллекта как самостоятельный предмет что подчеркивает его особое значение в
системе образования детей с ОВЗ. Курс «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
состоит из разделов:
1. «Временные представления. Объекты неживой природы».
2. «Живая природа»
3.«Растительный мир».
4. «Животный мир»
На его изучение отведено по 68 часов, 2 часа в неделю 34 учебные недели.
4. Задачи и направления рабочей программы:
Коррекционно-образовательные задачи:
-формирование элементарных представлений и понятий.
-обобщение знаний по темам и курсам и их систематизация.
-применение знаний в знакомой учебной ситуации.
-закрепление сведений о природе своего края
-дифференциация особенностей взаимодействия человека и природы
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению естествознания;
-усвоение правила безопасного поведения в природе.
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
-формирование устойчивой мотивации к изучению предмета;
-формирование и развитие целенаправленных действий;
-развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных
задач.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие произвольного внимания при выполнении упражнений на соотнесение
развитие зрительного восприятия путем дифференциации букв рукописного и печатного
шрифта
коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание запоминание и
воспроизведение слоговых структур
работа над коррекцией запоминания сохранения и воспроизведения при заучивании плана
характеристики объектов
развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов
развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом
развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при
работе над пересказом по плану
развитие и коррекция памяти и внимания мышления умения анализировать сравнивать.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Ориентир на ценности-развитие эстетических качеств личности учащихся
Формирование здорового образа жизни.
Воспитание самостоятельности
Воспитание личностных качеств
Воспитание ценностного отношения к чему-либо уважительного бережного отношения
Воспитание любви и гуманного отношения к природе и всему живому.
Программа формирования базовых учебных действий
Связь результатов формирования базовых учебных действий с содержанием предмета.

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД
Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования
Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Цель программы
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной
тяжелой глубокой умственной отсталостью с ТМНР направлена на формирование
готовности у детей к овладению содержанием АООП .
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся.
Требования Стандарта
- Подготовка ребенка к
нахождению и обучению в
среде сверстников к
эмоциональному
коммуникативному
взаимодействию с группой
обучающихся.

Конкретизация базовых учебных действий
Планируемые результаты образовательной деятельности в ОУ
5 –9 класс
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала учебного
помещения) пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе
- передвигаться по школе
- находить свой класс другие необходимые помещения.
Частично реализуется в личностных планируемых результатах

2. Формирование учебного
поведения:
 направленность взгляда
(на говорящего взрослого
на задание);

5 –9 класс
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке
- фиксирует взгляд на яркой игрушке
- фиксирует взгляд на движущей игрушке
- переключает взгляд с одного предмета на другой
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием
утрированной мимики
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса
- фиксирует взгляд на изображении
- фиксирует взгляд на экране монитора

 умение выполнять
инструкции педагога

5-9 класс
- понимает жестовую инструкцию
- понимает инструкцию по инструкционным картам
- понимает инструкцию по пиктограммам
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с
конкретным учеником на данном этапе обучения)
5 -7 класс
- выполняет одноступенчатую инструкцию
8 – 9 класс
- выполняет двухступенчатую инструкцию

 использование по
назначению учебных
материалов;

5-9 класс
- бумаги
- цветной бумаги

 умение выполнять
действия по образцу и по
подражанию

- тетрадей альбомов для рисования
- карандашей ручек ластиков
- красок
- линеек
5 -7 класс
- самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный
план
8 – 9 класс
- принимает задачу деятельности сопряженно определяет
последовательность операций выполняет действия в
соответствии с заданием

3. Формирование умения
выполнять задание:
 в течение определенного
периода времени

5 – 7 класс
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении
посильного задания 5-7 мин.
8 -9 класс
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении
посильного задания 8-10 мин.

 от начала до конца

5 -7 класс
- выполняет задания но требуется незначительная стимуляция
8 – 9 класс
- выполняет задания самостоятельно от начала до конца

 с заданными
качественными
параметрами

1 – 9 класс
- ориентируется в качественных параметрах задания в
соответствии с содержанием программы обучения по
предмету коррекционному курсу

4. Формирование умения
самостоятельно переходить
от одного задания
(операции действия) к
другому в соответствии с
расписанием занятий
алгоритмом действия и т.д.

5 – 9 класс
- ориентируется в режиме дня расписании уроков с помощью
- с помощью учителя выстраивает алгоритм предстоящей
деятельности (словесный или наглядный план)
- - с помощью учителя переходит от одного задания (операции
действия) к другому в соответствии с алгоритмом.

Принципы организации учебного процесса:
 Ориентация на эмоциональное состояние обучающихся.
 Доступности учебного материала.
 Практической значимости и жизненной необходимости.
 Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста который
призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья а также всесторонний многоуровневый
подход специалистов различного профиля взаимодействие и согласованность их
действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса.

 Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к ее решению.
 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми
образования образовательные учреждения защищать законные права и интересы детей
включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса
о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в
специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы группы).
Направления коррекционной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе
с детьми имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата.
Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми отстающими или имеющими
парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития
очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
2. Формирование и развитие речи.
3. Развитие
познавательной
деятельности.
Система
психологического
и
педагогического содействия полноценному развитию коррекции и компенсации
нарушений развития всех психических процессов (внимания памяти восприятия
мышления речи).
4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей коррекция
невротических проявлений (страхов капризности и т.п.). Повышение эмоциональной
компетентности предполагающее умение понимать эмоции другого человека адекватно
проявлять и контролировать свои эмоции и чувства важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития.
Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов
ребенка формирование адекватной самооценки исправление недостатков характера
мешающих адаптации субъекта (например застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности: игровой продуктивных видов (рисование
конструирование) учебной общения подготовки к трудовой деятельности. Особенно
следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей
испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное
психолого-педагогическое воздействие направленное на коррекцию и формирование
всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных
операций умений и навыков.
Содержание курса.
Окружающий природный мир состоит из следующих разделов:
1. «Временные представления. Объекты неживой природы».
2. «Живая природа»
3.«Растительный мир».
4. «Животный мир»
Реализуя принцип системности и многократного повторения разработаны и реализуются
следующие коррекционные направления:
1. Формирование временных представлений (день – ночь).
2. Формирование количественных представлений (один – много) нахождение
одинаковых предметов.
3. Формирование представлений о величине (большой – маленький).
4. Формирование представлений о форме (шар круг).

5. Формирование пространственных представлений (далеко – близко).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА «Мир животных» 9 класс.
Об учающиеся должны знать: внешние признаки: ж ивотных
птиц
насекомых рыб (строение тела способ передвижения питание повадки
среда обитания классификация). Изменения в жизни животных и человека в
зависимости от времени года и суток. Изменения внешнего вида в процессе
роста и развития животных и человека.
Знать способы забо ты о животных насекомых и птицах их многообразие
(жуки пауки бабочки стрекозы мошки мухи комары).
Знать правила безопасного поведения в природе.
Должны называть и показывать: ж ивотных насекомых и птиц.
Должны сравнивать ч еловеческ ую семью и семью животного Родственные
взаимоотношения в семье животного и человека: как люди так и животные
растят кормят своих детенышей живут вместе с ними пока они не
выраст ут и т. п. (на примере наиболее известных домашних и диких
животных).
Знать способы защиты от насекомых (мошек комаров мух) и приемы ухода
за домашними животными.
Иметь представления о раз ных местах обитания и образе жизни способах
питания животных и растений;
Должны иметь представления о явле ниях природы (вода ветер листопад
снег дождь) сезонных и суточных изменениях в жизни животных и
связывать их с изменениями в жизни людей;
Должны иметь экологические пред ставления ф ункции человека в при роде
(потребительской природоохранной восстано вительной);
Знать названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов
Внешние признаки: растений и их части
Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы
признаки живых организмов. Знать отличия внешнего вида растений по
временам года классификацию растений сада леса и огорода и их
разнообразие. Деревья к усты цветы (на участке в лесу степи тайге
парке...). Растения в природном уголке детского дома и в теплице. Общее в
жизни человека и растений (спят питаются дыша т...). Время и значение
цветения и плодоношения.
Должны иметь представления о явле ниях природы (вода ветер огонь снег
дождь) сезонных и суточных изменениях в жизни растений и связывать их
с изменениями в жизни людей.
Иметь экологические пред ставления ф ункции человека в при роде
(потребительской природоохранной вести наблюдения за ростом растений
в помещении в природном уголке.
Выделять знакомые объекты из фона зрительно по звучанию на ощупь и на
вк ус (исходя из целесообразности и безо пасности).
Уметь проводить операции ухода за комнатными растениями класса и
школы
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала учебного помещения) пользоваться
учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе находить свой класс другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- природные материалы;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4
мин.
2) от начала до конца:
- при организующей направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием
программы обучения по предмету коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д:
- ориентируется в режиме дня расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты
природы: камни почва семена комнатные растения и другие образцы природного
материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);наглядный
изобразительный материал (видео
фотографии
рисунки для демонстрации
обучающимся); муляжи овощей фруктов; пиктограммы с изображениями действий

операций по уходу за
растениями животными; различные календари; изображения
сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для
раскрашивания вырезания наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные
программы способствующие формированию у детей доступных представлений о
природе; аудио- и видеоматериал в том числе по арттехнологиям.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Индивидуально – дифференцированный подход осуществлялся в рамках содержания
обучения развития по предмету курсу.

Окружающий природный мир 9 класс (68 час в год; 2 часа в неделю)
Учебно-тематический план.
№
п/п

Дата
Название темы

Природа нашей местности вокруг нас. Приемы заботливого
отношения человека к растениям Инструктаж по технике
безопасности при работе в кабинете.
2-3 Сезонные изменения в природе. Отличия внешнего вида
растений по временам года классификаци я растений
сада леса и огорода и их разнообразие.
4- 5 Уборка урожая осенью. «Что нам осень принесла».
Прослушивание и звукоподражание Чтение совмещено с
учителем стихотворения «Хозяйка с базара домой принесла».
6
Мир животных. Разнообразие животного мира (деление
животных на группы по способу питания и месту обитания).
7-8. Домашние животные. Собака. Породы собак. Отличительные
особенности поведения и питания. Сказка «Репка». Кукольный
театр. Прослушивание и звукоподражание
9.
Правила безопасного поведения с собакой. Упражнение «Собери
картинку». Способ передвижения питание повадки
среда обитания .
10Цветковые растения. Общее в жизни человека и
11
растений (спят питаются дышат...). Время и значение
цветения и плодоношения. «Покажи-ка что я назову»
«Найди такую же картинку».
12- Мир растений и его разнообразие. Дерево куст. Фланелеграф
13.
«Дерево». Упражнение с пиктограммами: «Покажи-ка что я
назову» «Найди такую же картинку» «Разрезные картинки из 2х частей».
14- Органы растений. Строение растения: корень стебель лист
15.
почка. Отличительные особенности строения поверхности листа:
- гладкие- бархатистые- колючие
16- Корова. Кукольный театр «Корова Буренка». Прослушивание и
1.

Коли
честв
о
часов
теор
1

2

2

1
2

1

2

2

2

2

план

факт

17.
1819.
2021.
22.

23.

24.
2526.
2728.
2930
3132

3334.

35

36

37.

38

39

40-

звукоподражание по сказке по песне «Далеко далеко на лугу
пасутся ко»
Свинья. Внешнее строение. Свиноводческие фермы. Сказка
«Три поросенка»
Лошадь. Особенности внешнего вида. Значение в народном
хозяйстве. Разучивание стихов А. Барто.
Комнатные растения: фикус папоротник. Упражнение с
пиктограммами: «Покажи-ка что я назову» «Найди такую же
картинку» «Разрезные картинки из 2-х частей».
Правила ухода за комнатными растениями. Посуда и инвентарь
для комнатных растений: горшок поддон кашпо лейка
опрыскиватель. Правила полива рыхления и опрыскивания.
Простейшие операции ухода за комнатными растениями. Полив
рыхление.
Насекомые-жуки пауки мошки комары. Способы
защиты от насекомых (мошек комаров ).
Комнатная муха. Образ жизни. Борьба с мухами. Драматизация
отдельных частей рассказа «Муха Цокатуха». Правила гигиены.
Насекомые- бабочки стрекозы. Способы защиты от
насекомых (мошек комаров мух ).
Пчела. Пчелиная семья. Упражнение с пиктограммами:
«Покажи-ка что я назову» «Найди такую же картинку»
«Разрезные картинки из 2-х частей».
Муравьи – санитары леса. Особенности жизни. Польза
муравейников». Упражнение на узнавание: муравей муха по их
изображению на иллюстрациях (настольная игра «Лото»).
Дидактические игры коррекционно – развивающие упражнения
игровые ситуации
Растения сада: ягодные кустарники. Лепка из пластилина. Куст.
Вымазывание шара. Правила употребления в пищу фруктов и
ягод (обработка). Последствия
употребления в пищу грязных
фруктов. Фланелеграф «Банка».
Растения сада: плодовые деревья. Фланелеграф «Банка».
Упражнение на узнавание: яблоня по его изображению на
иллюстрациях (настольная игра «Лото»).
Фрукты. Вишня слива. Упражнение с пиктограммами: «Покажика что я назову» «Найди такую же картинку» «Разрезные
картинки из 2-х частей». Дидактические игры игровые
ситуации.
Хищные звери-лиса. Кукольный театр «Лиса и петух».
Прослушивание и звукоподражание: «выгляни в окошко дам
тебе горошка» игры «Покажи-ка что я назову» «Найди такую
же картинку» «Разрезные картинки из 2-х частей».
Хищные звери- медведь. Кукольный театр
«Колобок». Сказочные персонажи наборы мелких сюжетных
игрушек. Прослушивание и звукоподражание логоритмические
упражнения.
Птицы леса. Особенности внешнего строения поведения.
Кукушка. Прослушивание голосов лесных птиц. Игра
«Путешествие к кормушке».
Зимующие птицы. Снегирь. Синица. Вымазывание пластилином

2
2
1

1

1
2
2
2

2

2

1

1

1

1

1

2

41
42

4344
4545
4748
49

5051
5253

5455

56
5758

5960
61
62

63

64
65

фигуры птицы. Игра «Путешествие к кормушке».
Растения огорода. Правила выращивания. Огурец картофель.
Игра «На тарелке». Упражнение на узнавание: овощи по их
изображению на иллюстрациях (настольная игра «Лото»).
Дидактические игры «На тарелке». Сказка «Как подружились
капуста с морковкой».
Растения огорода. Свекла морковь. Сказка «Как подружились
капуста с морковкой». Дидактические игры «На тарелке»
«Лото».
Растения огорода. Лук. Значение. Заготовки овощей на зиму.
Упражнение «Собери картинку».
Сказка «Приключение
луковки».
Хвойные деревья. Фланелеграф «Елочка». Упражнение с
пиктограммами: «Покажи-ка что я назову» «Найди такую же
картинку» «Разрезные картинки из 2-х частей».
Классификация птиц по месту обитания. Части тела птиц.
Упражнение с пиктограммами: «Покажи-ка что я назову»
«Найди такую же картинку» «Разрезные картинки из 2-х
частей».
Домашние птицы-курочка. Петух. Сказка «Курочка Ряба».
Домашние птицы. Гусь особенности водоплавающих птиц их
поведения. Утка. Звукоподражание Составление потешки «Гуси
ГА ГА ГА». Упражнение на узнавание по их изображению на
иллюстрациях (настольная игра «Лото»).
Растения поля- зерновые. Значение хлеба. Лепка из пластилина
колоска. Упражнение с пиктограммами: «Покажи-ка что я
назову» «Найди такую же картинку» «Разрезные картинки из 2х частей».
Растения поля- зерновые. Виды. Работа с крупой-нанесение на
пластилиновую основу колоска.
Ягоды (клубника, малина). Название. Различение по цвету,
форме, величине, вкусу. Упражнение на узнавание: фрукты по их
изображению на иллюстрациях (настольная игра «Лото»).
Опорные слова: ягоды, клубника, малина, мыть, варить,
вкусно, полезно. Фланелеграф «Банка.
Сова. Части тела птиц. Вымазывание пластилином фигуры птиц.
Игра «Доскажи словечко» и «Собери картинку»
Птицы декоративные. Попугай. Внешние признаки клюва
окрас.
Ягоды ( смородина, крыжовник). Название. Различение по
цвету, форме, величине, вкусу. Упражнение на узнавание
фруктов по их изображению на иллюстрациях (настольная игра
«Лото»). Опорные слова: ягоды, смородина, крыжовник,
мыть, варить, вкусно, полезно. Фланелеграф «Банка».
Изменения в природе. Занятия людей весной. Осторожно,
ледоход. Опорные слова: весна время года месяц март
апрель май тепло тает растут уборка.
Речные рыбы. Значение рыб. Сказка «Волк и лиса».
Звукоподражание «Ловись рыбка большая и малая»
Рыбы. Сказка «Волк и лиса». Звукоподражание «Ловись рыбка
большая и малая».

1

2

2
2

1

2
2

2

1
2

2
1
1

1

1
1

66
67
68

Рыбы аквариума. Сказка «Волк и лиса». Звукоподражание
«Ловись рыбка большая и малая».
Проверочная работа.

1

Урок закрепления полученных знаний. Упражнение на
узнавание: рыбы по их изображению на иллюстрациях
(настольная игра «Лото»).

1

1

Содержание программы «Окружающий природный мир». 9 класс.
№
п/п

Тема урока

1

Природа нашей местности
вокруг нас); Приемы
заботливого отношения
человека к растениям
Инструктаж по технике
безопасности при работе в
кабинете.

2

Сезонные изменения в
природе. Отличия
внешнего вида растений
по временам года
классификация растений
сада леса и огорода и их
разнообразие.
Уборка урожая осенью. «Что
нам осень принесла».
Прослушивание и
звукоподражание Чтение
совмещено с учителем
стихотворения «Хозяйка с
базара домой принесла».
Мир животных. Разнообразие
животного мира (деление
животных на группы по
способу питания и месту
обитания).

3

4

Кол
Планируемые результаты обучения
-во личност
предметные
базовые
часо
ные
учебные
в
действия
1
проявля Знает правила
выполняет
ет
поведения на
стереотипную
собствен уроке перемене в
инструкцию
ные
столовой. ); Знает
чувства приемы
заботливого
отношения
человека к
растениям с
помощью слышит
речь учителя.
2
наблюда показывает и
выполняет
ет за
называет признаки действие
окружа
осени. Работает с
способом рукающими
фланелеграфом с
в-руке
предмет помощью.
ами
2

стремит
ся
помогат
ь
окружа
ющим

Знает и называет
овощи показывает
их на картинках .

1

умеет
поддерж
ивать
контакт
ы

Знает сюжеты
безопасного
поведения в
природе на улице.
Узнает на
картинках

Показывает
действия
учителя.
Заканчивает
начатую
учителем
фразу

5

Домашние животные. Собака.
Породы собак.
Отличительные особенности
поведения и питания. Сказка
«Репка». Кукольный театр.
Прослушивание и
звукоподражание

2

6

Правила безопасного
поведения с собакой.
Упражнение «Собери
картинку». Способ
передвижения питание
повадки среда обитания .

1

7

Цветковые
растения.
Общее в жизни человека
и
растений
(спят
питаются дышат). Время
и значение цветения и
плодоношения. «Покажика что я назову» «Найди
такую же картинку»
Мир растений и его
разнообразие. Дерево куст.
Фланелеграф «Дерево».
Упражнение с
пиктограммами: «Покажи-ка
что я назову» «Найди такую
же картинку» «Разрезные
картинки из 2-х частей».
Органы растений. Строение
растения: корень стебель
лист почка. Отличительные
особенности строения
поверхности листа: - гладкиебархатистые- колючие

2

Корова. Кукольный театр
«Корова Буренка».
Прослушивание и
звукоподражание по сказке
по песне «Далеко далеко на
лугу пасутся ко»
Свинья. Внешнее строение.
Свиноводческие фермы.
Сказка «Три поросенка»

8

9

10

11.

проявля
ет
собствен
ные
чувства

животных.
Знает сюжеты
безопасного
поведения при
общении с собакой
Узнает на
картинках
животное.

Показывает
действия
учителя.
Заканчивать
начатую
учителем
фразу,
участвует в
проигрывании
ситуаций
наблюда Знает сюжеты
выполняет
ет за
безопасного
действие
окружа поведения при
способом рукающими общении с собакой
в-руке
предмет Узнает на
самостоятельно
ами по картинках
в упражнения
теме
животное.
«Собери
картинку»
проявля Показывает на
выполняет
ет
картинке цветок.
действие
собствен Выполняет
способом руканые
действие способом в-руке или
чувства рука-в-руке «Найди самостоятельно
такую же
картинку»

2

умеет
поддерж
ивать
контакт
ы

Показывает на
фланелеграфе
Дерево куст.
Играет в
упражнения с
помощью.

Показывает
движения в
простых
операциях.

2

проявля
ет
собствен
ные
ощущен
ия

2

Знает с помощью
отличительные
особенности
строения
поверхности
листа:- гладкие
- бархатистые
- колючие
Распознает с
помощью
сказочные
персонажи.

наблюда
ет за
окружа
ющими
веществ
ами
проявля Распознает свинью
ет
узнает на
собствен картинках ее

Составляет с
помощью
учителя
технологическу
ю карту по
операциям
ухода за
растениями.
Определяет на
ощупь (по
возможности).
Действует
согласно
инструкции.
Играет в
простые игры

2

12.

Лошадь. Особенности
внешнего вида. Значение в
народном хозяйстве.
Разучивание стихов А. Барто.

2

13.

Комнатные растения: фикус
папоротник. Упражнение с
пиктограммами: «Покажи-ка
что я назову» «Найди такую
же картинку» «Разрезные
картинки из 2-х частей».

1

14.

Правила ухода за комнатными
растениями. Посуда и
инвентарь для комнатных
растений: горшок поддон
кашпо лейка опрыскиватель.
Правила полива рыхления и
опрыскивания. Простейшие
операции ухода за
комнатными растениями.
Полив рыхление.
Насекомые-жуки пауки
мошки комары. Способы
защиты от насекомых
(мошек комаров ).

1

16.

Комнатная муха. Образ
жизни. Борьба с мухами.
Драматизация отдельных
частей рассказа «Муха
Цокатуха». Правила гигиены.

2

17.

Насекомые- бабочки
стрекозы. Способы
защиты от насекомых
(мошек комаров мух ).

2

18.

Пчела. Пчелиная семья.
Упражнение с
пиктограммами: «Покажи-ка

2

15.

1

ные
ощущен
ия
умеет
поддерж
ивать
контакт
ы
наблюда
ет за
окружа
ющими
по теме
предмет
ами
проявля
ет
собствен
ные
ощущен
ия

умеет
поддерж
ивать
контакт
ы
проявля
ет
эмоции
наблюда
ет за
окружа
ющими
веществ
ами
проявля
ет
эмоции
проявля
ет
собствен
ные
ощущен
ия и
эмоции
умеет
поддерж
ивать

изображение
Распознает лошадь
узнает на
картинках ее
изображение

Показывает
кустарниками.

Распознает фикус и
папоротник узнает
на картинках их
изображение

Составлять
простые
рассказы с
опорой на
открытки
иллюстрации

Выбирает из
предложенных
картинок и
называет правила
ухода. Развивает
Знает правила
полива рыхления и
опрыскивания.
С помощью.

Составлять
простые
рассказы с
опорой на
открытки
иллюстрации.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

что я назову» «Найди такую
же картинку» «Разрезные
картинки из 2-х частей».
Муравьи – санитары леса.
Особенности жизни. Польза
муравейников. Упражнение
на узнавание: муравей муха
по их изображению на
иллюстрациях (настольная
игра «Лото»).
Растения сада: ягодные
кустарники. Лепка из
пластилина. Куст.
Вымазывание шара. Правила
употребления в пищу фруктов
и ягод (обработка).
Последствия
употребления в пищу грязных
фруктов. Фланелеграф
«Банка».
Растения сада: плодовые
деревья. Фланелеграф
«Банка». Упражнение на
узнавание: яблоня по его
изображению на
иллюстрациях (настольная
игра «Лото»).
Фрукты. Вишня слива.
Упражнение с
пиктограммами: «Покажи-ка
что я назову» «Найди такую
же картинку» «Разрезные
картинки из 2-х частей».
Дидактические игры игровые
ситуации.
Хищные звери-лиса.
Кукольный театр «Лиса и
петух». Прослушивание и
звукоподражание: «выгляни в
окошко дам тебе горошка»
игры «Покажи-ка что я
назову» «Найди такую же
картинку» «Разрезные
картинки из 2-х частей».
Хищные звери- медведь.
Кукольный театр
«Колобок». Сказочные
персонажи наборы мелких
сюжетных игрушек.
Прослушивание и
звукоподражание

контакт
ы
2

2

1

1

умеет
поддерж
ивать
контакт
ы
проявля
ет
эмоции
наблюда
ет за
окружа
ющими
веществ
ами

проявля
ет
собствен
ные
ощущен
ия и
эмоции
умеет
поддерж
ивать
контакт
ы

1

проявля
ет
собствен
ные
ощущен
ия и
эмоции

1

умеет
поддерж
ивать
контакт
ы

25.

26.

27.

28.

29.

30

31

32

логоритмические упражнения.
Птицы леса. Особенности
внешнего строения
поведения. Кукушка.
Прослушивание голосов
лесных птиц. Игра
«Путешествие к кормушке».
Зимующие птицы. Снегирь.
Синица. Вымазывание
пластилином фигуры птицы.
Игра «Путешествие к
кормушке».
Растения огорода. Правила
выращивания. Огурец
картофель. Игра «На
тарелке». Упражнение на
узнавание: овощи по их
изображению на
иллюстрациях (настольная
игра «Лото»). Дидактические
игры «На тарелке». Сказка
«Как подружились капуста с
морковкой».
Растения огорода. Свекла
морковь. Сказка «Как
подружились капуста с
морковкой». Дидактические
игры «На тарелке» «Лото».
Растения
огорода.
Лук.
Значение. Заготовки овощей
на
зиму.
Упражнение
«Собери картинку». Сказка
«Приключение луковки».
Хвойные деревья.
Фланелеграф «Елочка».
Упражнение с
пиктограммами: «Покажи-ка
что я назову» «Найди такую
же картинку» «Разрезные
картинки из 2-х частей».
Классификация птиц по месту
обитания. Части тела птиц.
Упражнение с
пиктограммами: «Покажи-ка
что я назову» «Найди такую
же картинку» «Разрезные
картинки из 2-х частей».
Домашние птицы-курочка.
Петух. Сказка «Курочка
Ряба».

1

умеет
поддерж
ивать
контакт
ы

2

проявля
ет
собствен
ные
чувства
наблюда
ет за
окружа
ющими
предмет
ами

1

2

2

2

1

2

проявля
ет
собствен
ные
чувства
умеет
поддерж
ивать
контакт
ы
проявля
ет
собствен
ные
чувства
наблюда
ет за
окружа
ющими
предмет
ами по
теме
проявля
ет
собствен
ные
чувства

33

34.

35

36

37.

38

39

Домашние птицы. Гусь
особенности водоплавающих
птиц их поведения. Утка.
Звукоподражание
Составление потешки «Гуси
ГА ГА ГА». Упражнение на
узнавание по их изображению
на иллюстрациях (настольная
игра «Лото»).
Растения поля- зерновые.
Значение хлеба.
Лепка из
пластилина
колоска.
Упражнение
с
пиктограммами: «Покажи-ка
что я назову» «Найди такую
же картинку» «Разрезные
картинки из 2-х частей».
Растения поля- зерновые.
Виды. Работа с крупойнанесение на пластилиновую
основу колоска.

2

умеет
поддерж
ивать
контакт
ы

2

проявля
ет
собствен
ные
ощущен
ия

1

Ягоды (клубника, малина).
Название. Различение по
цвету, форме, величине, вкусу.
Упражнение на узнавание:
фрукты по их изображению на
иллюстрациях (настольная
игра «Лото»). Опорные
слова: ягоды, клубника,
малина, мыть, варить,
вкусно, полезно. Фланелеграф
«Банка.
Сова. Части тела птиц.
Вымазывание пластилином
фигуры птиц. Игра «Доскажи
словечко» и «Собери
картинку»
Птицы декоративные.
Попугай. Внешние
признаки клюва окрас.

2

наблюда
ет за
окружа
ющими
веществ
ами
проявля
ет
собствен
ные
ощущен
ия

Ягоды ( смородина,
крыжовник). Название.
Различение по цвету, форме,
величине, вкусу. Упражнение
на узнавание фруктов по их
изображению на

1

2

1

умеет
поддерж
ивать
контакт
ы
наблюда
ет за
окружа
ющими
по теме
предмет
ами
проявля
ет
собствен
ные
ощущен
ия

40

иллюстрациях (настольная
игра «Лото»). Опорные
слова: ягоды, смородина,
крыжовник, мыть, варить,
вкусно, полезно. Фланелеграф
«Банка».
Изменения в природе.
Занятия людей весной.
Осторожно, ледоход.
Опорные слова: весна время
года месяц март апрель
май тепло тает растут
уборка.

1

41

Речные рыбы. Значение рыб.
Сказка «Волк и лиса».
Звукоподражание «Ловись
рыбка большая и малая»

1

42

Рыбы. Сказка «Волк и лиса».
Звукоподражание «Ловись
рыбка большая и малая».

1

43

Рыбы аквариума. Сказка
«Волк и лиса».
Звукоподражание «Ловись
рыбка большая и малая».

1

44

Урок закрепления
полученных знаний.
Упражнение на узнавание:
рыбы по их изображению на
иллюстрациях (настольная
игра «Лото»).

1

45

Проверочная работа.

1

умеет
поддерж
ивать
контакт
ы
проявля
ет
эмоции
наблюда
ет за
окружа
ющими
веществ
ами
проявля
ет
эмоции
проявля
ет
собствен
ные
ощущен
ия и
эмоции
умеет
поддерж
ивать
контакт
ы
умеет
поддерж
ивать
контакт
ы
проявля
ет
эмоции
наблюда
ет за
окружа
ющими
веществ
ами

Список литературы
1.Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 5 кл. VIII в. Просвещение 2020 г.
2.Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 6 кл. VIII в. Просвещение 2020 г.

3.О.А. Хлебосолова Днев. набл-й по природоведению 5 кл. VIII в. ВЛАДОС 2016 г.
4.О.А. Хлебосолова Тет. для сам-ых раб. по природоведению 5 кл. VIII в. ВЛАДОС 2017 г.
5.Т.М. Лифанова О.А. Дубровина «Природоведение» Рабочая тетрадь . 5 класс. Пособие для учащихся
специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва « Просвещение» 2021
6.Т.М. Лифанова. Е.Н. Соломина «Природоведение». Программы специальных (коррекционных)
образовательных школ VIII вида Москва Просвещение. 2021г
7.Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина «Природоведение» Методические рекомендации 5- 6 классы. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2017


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».