ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
5 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Природоведение»
(Образовательная область «Естествознание»)
на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна
г. Нелидово
2024г
1
−
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 13
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена
на
основе
общеобразовательной
Федеральной
программы
адаптированной
обучающихся
с
основной
нарушениями
интеллекта, далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушениями
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
программа
адаптированная
определяет
«Природоведение». Цель
обучающихся
к
цель
и
основная
задачи
общеобразовательная
учебного
предмета
обучения - расширить кругозор и подготовить
усвоению
систематических
биологических
и
географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
3
−
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство
с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам
объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп
объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
Личностные результаты:
4
− интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
−
развитие
этических
чувств,
проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой
и неживой природы;
− установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному
отношению к природе и другим материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)
на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
5
−
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
6
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы
и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм
в отношении изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися с
нарушениями интеллекта планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Природоведение» в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
7
−
− 2 балла - удовлетворительная динамика; −
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
−
правильно
раскрытое
содержание
понятий,
закономерностей,
биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
−
правильное использование рисунков, гербариев,
натуральных
объектов и других источников знаний,
− самостоятельный ответ,
с
опорой
на
ранее
приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;
умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного
материала,
соблюдение
основных
правил
культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
8
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований
программы,
затруднение
при
самостоятельном
воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка «2» - не ставится
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трѐх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле
страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования
космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении
Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в
природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с
оболочками Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают
основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы
9
−
предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и
видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны
(например,
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и
их нахождения на географической карте.
Основными
природоведения
организационными
являются:
формами
фронтальная,
работы
групповая,
на
уроке
коллективная,
индивидуальная работа.
При
проведении
уроков
природоведения
предполагается
использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет,
а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
рассказ.
10
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют
при
проведении
лабораторных
и
практических
работ,
предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой
природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее
незнакомых слов; закрепление и уточнение
значений слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное
чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и
и объяснительное
выполнение заданий,
направленных на формирование умений анализировать
прочитанное,
устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять
главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя
слова для справок;
11
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
п/п
1.
Название раздела
Контрольные
работы
Введение
Количество
часов
2
2.
Вселенная
6
1
3.
Наш дом-Земля:
3.1
Воздух
8
1
3.2
Полезные ископаемые
14
1
3.3
Вода
16
1
6
1
4.
Поверхность суши. Почва
Есть на земле страна Россия
14
1
5.
Повторение по курсу «Неживая природа»
2
1
68
7
3.4
Итого:
12
III.
№
Тема предмета
Кол-во
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Введение - 2 часа
1
Вводный урок. Что
такое
природоведение?
1
2
Предметы и явления
неживой и живой
природы.
1
Знакомство с учебным
предметом «Природоведение».
Формирование
представлений о предметах и
явлениях, которые изучаются
на уроках природоведения.
Знакомство с предметами и
явлениями живой и неживой
природы.
Формирование умения
дифференцировать предметы и
явления живой и неживой
природы.
Узнают природные явления на
иллюстрациях и фотографиях,
относят объекты к живой или
неживой природе; называют
природные предметы и явления.
Выделяют
существенные
признаков объектов природы,
относят предметы к природе,
называют природные явления.
Узнают объекты неживой
природы на иллюстрациях и
фотографиях, относят объекты к
живой или неживой природе;
называют изученные объекты
живой и неживой природы
Дописывают слова,
обозначающие явления
природы, в тетради.
Выделяют существенные
признаки объектов живой и
неживой природы, относят
объекты к живой или неживой
природе, устанавливают
взаимосвязи между живой и
неживой природой.
Выполняют задание в рабочей
тетради: заполняют таблицу
«Предметы и явления живой и
неживой природы»
13
Вселенная - 6 часов
3
Небесные тела:
планеты, звезды.
1
Знакомство с небесными
телами: звѐзды, Солнце,
планеты.
Называют изученные небесные
тела. Относят небесные тела к
разным группам на основании
признаков с помощью учителя.
Называют изученные
небесные тела (звезды, Солнце,
планеты) и их признаки.
Относят небесные тела к
разным группам на основании
признаков.
4
Солнечная система.
Солнце
1
Формирование представления
о Солнце как центре
Солнечной системы, о
значении Солнца для жизни на
Земле. Формирование умения
давать краткую
характеристику планетам
Солнечной системы.
Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты, планета
Земля, Солнечная система – и их
основные признаки.
Рассматривают на рисунке
строение Солнечной системы.
Выписывают названия планет.
Называют изученные небесные
тела – звезды, Солнце,
Солнечная система, планета
Земля, 2–3 другие планеты
Солнечной системы – и их
признаки; называют объекты,
которые входят в состав
Солнечной системы.
Сравнивают небесные тела,
делают вывод, чем звезды
отличаются от планет,
записывают в таблицу.
14
5
Исследование
космоса. Спутники.
Космические
корабли.
1
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса и их
значением для человечества.
Узнают искусственные спутники
и космические корабли на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты.
6
Полеты в космос.
1
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса,
формирование представления о
полетах человека в космос и
первых космонавтах.
Называют первого космонавта
Ю. А. Гагарина, первую
женщину-космонавта В.В.
Терешкову, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях.
Узнают и называют
искусственные спутники и
космические корабли,
называют их назначение.
Показывают на картинках и
называют какие приборы люди
используют для исследования
космоса.
Называют фамилии первых
космонавтов
(Ю. А. Гагарин,
В. В. Терешкова), имеют
представления о современных
полетах в космос и их
значении, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях; подбирают
проверочные слова к новым
терминам.
15
7
Смена дня и ночи.
1
Формирование представлений
о суточном вращении Земли и
смене дня и ночи.
8
Смена времен года.
Сезонные изменения
в природе.
1
Формирование представлений
о годовом движении Земли
вокруг Солнца, смене времен
года.
Называют части суток.
Перечисляют причины смены
дня и ночи (с опорой на
учебник); выбирают и
подчеркивают правильный ответ
в рабочей тетради; подписывают
на рисунках
время суток.
Определяют времена года на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные времена
года и их основные признаки.
Подписывают на рисунках
названия месяцев.
Называют части суток, их
признаки и причины смены дня
и ночи.
Подчеркивают название частей
суток, подбирают обобщающее
слово в рабочих тетрадях.
Называют признаки времен
года, осуществляют
классификацию времен года на
основании основных
признаков.
Называют причины смены
времен года. В рабочих
тетрадях показывают
стрелками в какие время года
происходят природные
явления.
Наш дом - Земля - 44 часа
16
9
10.
Планета Земля.
Оболочки Земли.
1
Закрепление знаний о
Солнечной системе.
Формирование представления о
Земле как планете, отличие
Земли от других планет
Солнечной системы.
Называют планету Земля и ее
основные оболочки – вода,
суша, воздух.
Вставляют в текст в рабочей
тетради пропущенные слова,
используя слова для справок.
Узнают, чем Земля отличается
от других планет Солнечной
системы. Называют спутники
Земли.
Описывают форму
Земли и называют основные
оболочки
Земли
(твердая,
воздушная, водная).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Чем образованы
оболочки Земли?»
Воздух. Воздух и его
охрана. Значение
воздуха для жизни на
Земле.
1
Формирование представлений
о воздухе. Уточнение и
обобщение знаний о значении
воздуха для человека,
животных и растений
Формирование представления
о мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты
воздуха.
Рассказывают
о
значении
воздуха для растений, животных
и человека, о мероприятиях,
проводимых с целью охраны
чистоты воздуха.
Называют газы, которые входят
в состав воздуха и
рассказывают о его значении, о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха.
Проводят опыты «Как
почувствовать и увидеть
воздух?»
17
Называют свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя
слова для справок.
11
Свойства воздуха.
1
Формирование в процессе
демонстрации опытов
представления о свойствах
воздуха (прозрачность,
бесцветность, упругость,
теплопроводность) и об
использовании этих свойств в
быту.
12.
Давление и движение
воздуха.
1
рассказ
по
Формирование представления о Составляют
свойствах (упругость, сжатие) картинкам об использовании
свойств
воздуха
в
быту
и движении воздуха.
(накачивание шин, матрасов,
игрушек).
Выполняют задание в рабочей
тетради: «Составить и записать
предложения из перепутанных
слов»
Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воздуха; знают свойства
воздуха и использование их в
быту.
Рассматривают рисунок в
рабочей тетради и составляют
рассказ, используя опорные
слова.
Описывают свойства воздуха
(упругость, сжатие, теплый
воздух поднимается, холодный
опускается);
называют свойства воздуха с
опорой на иллюстрации или
демонстрируемый опыт; умеют
использовать свойства воздуха
в быту.
Проводят опыт и отвечают на
вопрос: как определить
движение воздуха?
18
13
Температура воздуха.
Термометр.
1
Формирование представления
о термометре и его устройстве,
формирование умения
измерять температуру воздуха,
читать показания термометра.
Узнают термометр на
иллюстрациях и фотографиях,
читают записанную температуру
воздуха; понимают
положительные (со знаком
плюс) и отрицательные (со
знаком минус) показания
температуры.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради, подписывают,
какую температуру показывают
термометры.
Узнают термометр в
естественных условиях, имеют
представление о назначении
термометра; умеют читать
показание термометра; умеют
использовать показание
термометра в повседневной
жизни (одежда – температура
воздуха).
Записывают в тетрадь с
помощью цифр и знаков
показания термометра.
14.
Движение воздуха в
природе. Ветер.
1
Формирование представлений
о движении воздуха – ветре,
силе ветра и использовании
ветра человеком .
Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления об использовании
силы ветра человеком.
В рабочей тетради отвечают на
вопрос: что может ветер?
Вставляют недостающие слова.
Рассказывают о движении
воздуха разной силы (ветер,
ураган, шторм), называют
причины появления ветер.
Выписывают из словаря в
учебнике определения слов
«ветер», «ураган».
19
15
16
Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение.
Состав воздуха.
Углекислый газ и
азот.
1
1
Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
кислорода и его свойствах:
значение кислорода, свойства
кислорода.
Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
углекислого газа и азота и их
свойствах.
Называют свойства кислорода,
относят кислород к газам,
входящим в состав воздуха;
знают значение кислорода для
человека, животных и растений.
Называют газы, входящие в
состав воздуха; знают свойства
кислорода и наличие
представлений об
использовании свойств
кислорода в быту, хозяйстве и
промышленности.
«Состав Заполняют схему «Состав
помощь воздуха».
Заполняют
схему
воздуха», используя
учителя.
Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый газ,
азот), относят углекислый газа и
азот к газам, входящим в состав
воздуха.
Рассматривают
диаграмму
«Состав
воздуха»
и
подписывают названия газов,
используя предложенный текст.
Называют газы, входящие в
состав воздуха, знают свойства
углекислого газа, роль
углекислого газа в жизни
растений и имеют
представления об
использовании свойств
углекислого газа в быту,
хозяйстве и промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Свойства газов».
20
17
Значение и охрана
воздуха.
1
Формирование представлений
о значении воздуха, его роли в
жизни растений, животных и
человека. Знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны
воздуха.
Имеют
представления
о
значении чистого воздуха и
мерах, принимаемых для его
защиты.
Составляют рассказ по рисункам
«Как человек
использует воздух».
Рассказывают о роли воздуха
для жизни на Земле;
устанавливают (с помощью
учителя) зависимость между
чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и
человека; соблюдают в быту
меры по охране воздуха,
правила здорового образа
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»
21
18.
Значение воздуха для
жизни на Земле и его
охрана.
1
19
Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи.
1
Рассказывают о составе
воздуха, свойствах воздуха,
роли воздуха для жизни на
Земле; устанавливают (с
помощью учителя)
зависимость между чистотой
воздуха и жизнью растений,
животных и человека; знают и
соблюдают в быту меры по
охране воздуха, правила
здорового образа жизни.
представление
о Называют полезные
Формирование представления о Имеют
назначении
полезных ископаемые; выделяют
полезных ископаемых, их
признаки полезных
ископаемых.
видах и значении.
ископаемых; относят полезные
Заполняют схему «Полезные
ископаемые» в рабочей тетради. ископаемые к разным группам
(твердые, жидкие,
газообразные; горючие,
негорючие).
Заполняют схему «Полезные
ископаемые» в рабочей
тетради. Приводят примеры.
Обобщение и систематизация
понятия о воздухе, его составе,
свойствах и значении для
человека, растений и
животных.
Имеют
представления
о
значении чистого воздуха для
жизни на Земле и мерах,
принимаемых для его защиты.
22
20
Гранит, известняк.
1
Формирование представления о
полезных ископаемых,
используемых в строительстве
– граните, известняке.
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях
(мел,
мрамор,
гранит); называют изученные
полезные ископаемые; относят
полезные ископаемые к группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении данной группы
полезных ископаемы.
Узнают и называют
представителей полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют
признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют
полезные ископаемые,
известные из других
Выполняют задание в рабочей источников, объясняют свое
тетради: соединяют стрелкой решение.
название
полезного Показывают в коллекции
ископаемого с его
полезные ископаемые: гранит,
характеристикой.
известняк; зачитывают их
описание на карточках
23
21
Песок, глина.
1
Формирование представления о
полезных ископаемых,
используемых в строительстве
– песке, глине.
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях
(песок,
глина);
называют изученные полезные
ископаемые; относя полезные
ископаемых
к
группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении данной группы
полезных ископаемых.
Рассматривают
рисунки
и
рассказывают, что производят
из песка и глины; дописывают
предложения.
Узнают и называют
представителей полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют
признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют
полезные ископаемые,
известные из других
источников; объясняют свое
решение.
Заполняют таблицу.
Сравнивают между собой песок
и глину.
24
22
Горючие полезные
ископаемые. Торф.
1
Формирование представления о
горючих полезных
ископаемых. Формирование
представления о торфе.
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (торф); называют
изученные
полезные
ископаемые, относят торф к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
назначении торфа.
Составляют рассказ по плакату
«Что получают из торфа».
Узнают и называют
представителей горючих
полезных ископаемых;
выделяют признаки горючих
полезных ископаемых и торфа,
относят торф к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые, полезные.
ископаемые, используемые в
качестве удобрений).
В рабочей тетради заполняют
схему «Горючие полезные
ископаемые».
25
23
Каменный уголь.
1
Формирование представления о
горючих полезных
ископаемых. Формирование
представления о каменном
угле.
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (каменный уголь);
называют изученные полезные
ископаемые; относят каменный
угль
к
группе
полезных
ископаемых.
Узнают
и
называют горючие полезные
ископаемые – каменный угль;
выделяют признаки каменного
угля; относят каменный угль к
группе полезных ископаемых и
горючих полезных ископаемых.
Используя
текст
учебника,
записывают свойства каменного
угля в рабочую тетрадь.
Узнают и называют горючие
полезные
ископаемые
–
каменный уголь; выделяют
признаки
каменного
угля;
относят каменный угль к
группе полезных ископаемых и
горючих
полезных
ископаемых.
Рассматривают
образец
каменного угля. Записывают в
рабочую тетрадь свойства
каменного угля. Заполняют
таблицу «Свойства каменного
угля».
26
24
Добыча и
использование
каменного угля.
1
Формирование представление о
каменном угле, способах
добычи и значении каменного
угля.
Относят каменный уголь к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении каменного угля.
Подписывают
на
рисунках
способы добычи каменного угля.
Относят каменный уголь к
различным группам; с учетом
разных классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные
ископаемые), знают способы
добычи каменного угля.
Вставляют
в
текст
пропущенные слова «Добыча
каменного угля».
27
Называют
изученные
полезные ископаемые
(нефть); относят нефть к
группе полезных ископаемых.
Описывают свойства нефти:
заполняют пропуски в тексте,
используя слова для справок.
25
Нефть: внешний вид
и свойства.
1
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
нефти.
26
Добыча и
использование нефти.
1
Формирование представления о
Относят нефть к группе
нефти, способах добычи и значении полезных ископаемых; имеют
представление о значении
нефти.
нефти.
Подчеркивают
правильный
ответ: в каком состоянии
находится нефть.
Узнают и называют горючие
полезные ископаемые;
выделяют признаки нефти;
относят нефть к группе
полезных ископаемых и
горючих полезных
ископаемых.
Рассматривают пробирку с
нефтью и описывают ее
свойства, используя слова для
справок. Сравнивают
каменный уголь и нефть,
называют черты различия и
сходства.
Относят нефть к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие
полезные ископаемые);
рассказывают о способах
добычи нефти.
Выписывают из словаря в
учебнике определения новых
слов.
28
27
Природный газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила обращения с
газом в быту.
1
Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представление о
природном газе, способах добычи и
значении природного газа.
Формирование умения соблюдать
правила безопасного пользование
газом в быту.
Называют
изученные
полезные ископаемые
(природный газ; относят газ к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении природного газа;
28
Черные металлы.
Сталь. Чугун.
1
Знакомство с черными металлами.
Формирование представления о
стали, чугуне, способах получения
и использовании в
промышленности и в быту.
Называют черные металлы
(сталь, чугун), имеют
представление об
использовании черных
металлов.
Рассматривают рисунки,
подчеркивают названия
предметов, изготовленных из
металлов, используя помощь
Узнают и называют горючее
полезное ископаемое –
природный газ; выделяют
признаки природного газа;
относят природный газ к
различным группам с учетом
разных классификаций
(полезные ископаемые,
правила пользования газом в горючие полезные
ископаемые); знают способы
быту.
Подчеркивают на карточке добычи газа.
названия горючих полезных Вставляют пропущенные
слова «Запомни правила
ископаемых.
обращения с газом».
Узнают и называют черные
металлы – чугун и сталь;
знают способы получения
черных металлов; выделяют
признаки черных металлов,
свойства стали и чугуна.
Используя рисунки,
записывают в рабочую тетрадь
названия предметов,
29
29
Цветные металлы.
1
Знакомство с цветными
металлами. Формирование
представления об алюминии и
меди, способах получения и
использовании в промышленности
и в быту.
учителя.
сделанных из металлов.
Называют цветные металлы;
имеют представление об
использовании цветных
металлов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, используя слова для
справок: приводят примеры
цветных металлов, разделив
их на группы.
Узнают и называют цветные
металлы – алюминий, медь;
знают способы получения
цветных металлов; выделяют
признаки цветных металлов;
производят классификацию
цветных металлов (относят
алюминий, медь к металлам и
цветным металлам).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: приводят примеры
цветных металлов, разделив
их на группы.
30
30
Благородные
(драгоценные)
металлы.
1
Формирование представления о
благородных (драгоценных)
металлах. Формирование
представления о золоте, серебре,
платине, использовании в
промышленности и в быту.
Называют благородные
(драгоценные) металлы;
имеют представление об
использовании благородных
(драгоценных) металлов.
Вставляют пропущенные
буквы в слова с названиями
благородных металлов,
составляют предложения с
этими словами.
31
Охрана полезных
ископаемых.
1
Формирование представления о
значении полезных ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны
полезных ископаемых.
Называют полезные
ископаемые; знают о
необходимости охраны
полезных ископаемых.
Составляют рассказ по плану
и с опорой на предложения,
предложенные учителем об
охране полезных ископаемых.
Узнают и называют
благородные (драгоценные)
металлы – золото, серебро,
платину; выделяют признаки
цветных металлов; производят
классификацию драгоценных
металлов (относят золото,
серебро, платину к металлам и
драгоценным металлам).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
правильные ответы, где
применяют драгоценные
металлы.
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают способы
охраны полезных ископаемых.
Вставляют в текст карточки
пропущенные слова,
используя слова для справок.
31
32
Полезные
ископаемые.
1
Обобщение и систематизация
знаний обучающихся о свойствах
полезных ископаемых.
Имеют
представления
о
полезных ископаемых, их
значении для людей.
Составляют устный рассказ
ободном
из
полезных
ископаемых по плану и
опорным предложениям.
Узнают и называют полезные
ископаемые.
Проводят
классификацию
полезных
ископаемых.
Относят
полезные
ископаемые
к
различным
группам,
объясняют свой выбор;
знают свойства полезных
ископаемых, знают меры по
их охране.
Составляют устный рассказ
об одном из полезных
ископаемых по плану,
используя статью учебника.
32
33
Вода в природе. Роль
воды в питании
живых организмов.
1
Формирование представлений о
воде в природе и о значении воды
для растений и животных.
34
Свойства воды.
1
Формирование представлений о
свойствах воды.
Узнают на рисунках и
фотографиях и называют воду
в разных формах
существования в природе.
Подписывают рисунки,
используя слова для справок:
где встречается вода в
природе; вставляют
пропущенные слова в текст
карточки.
Называют свойства воды
Узнают и называют свойства
(совместно с учителем) после воды после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрации опытов.
демонстрирующие свойства
Заполняют схему
воды; записывают выводы по
«Основные свойства воды»,
используя слова для справок; проведенным опытам. знают
свойства воды и
подписывают рисунки,
записывают выводы в тетрадь использование этих свойств в
быту.
по проведенным опытам.
Заполняют схему «Основные
свойства воды».
Рассказывают о воде в
природе; о значении воды для
растений, животных,
человека.
Выполняют задание:
рассматривают рисунки и
подписывают, кому для
жизни нужна вода.
33
35
Растворимые и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода.
1
Формирование представлений о
свойствах воды, растворимых и
нерастворимых веществах.
Рассказывают о свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы.
Описывают
опыты,
подписывают рисунки с
растворимыми
и
нерастворимыми в воде
веществами.
Называют растворимые и
нерастворимые вещества;
узнают растворы в
естественных условиях и на
иллюстрациях и называют их;
имеют представления о
назначении растворов;
выделяют существенные
признаки питьевой воды,
используют полученные
знания при выполнении
практических работ (создание
растворов – сладкий водный
раствор, соленый водный
раствор). Заполняют таблицу
в рабочей тетради
«Растворимые и
нерастворимые в воде
вещества».
34
36
Прозрачная и мутная
вода. Очистка
мутной воды.
1
Формирование представлений о
свойствах воды, чистой воде и
очистке воды.
Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и на
рисунках. Называют признаки
мутной и чистой воды.
Выполняют задание:
выбирают правильный ответ.
Выделяют признаки чистой и
мутной воды; относят воду к
разным группам; используют
полученные знания при
выполнении практических
работ (очистка воды
отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном порядке по
проведению опыта по очистке
мутной воды.
35
37
Три состояния воды.
Температура и ее
измерение.
1
Формирование представлений о
различных агрегатных состояниях
воды:
твердое,
газообразное,
жидкое. Переход воды из одного
состояния в другое.
Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном виде
и на рисунках.
Заполняют схему, используя
текст учебника «Состояние
воды в природе». Проводят
опыты под руководством
учителя по изучению свойств
трех состояний воды,
измеряют ее температуру с
помощью термометра.
Выделяют признаки воды в
разных агрегатных
состояниях; устанавливают
зависимости между
температурой и состоянием
воды;
умеют использовать
полученные знания при
выполнении практических
работ совместно с учителем
(измерение температуры
воды).
Проводят опыты по изучению
свойств твердой, жидкой и
газообразной воды; измеряют
температуру воды
термометром; записывают
выводы в рабочую тетрадь
36
38
Расширение при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании.
1
Формирование представлений об
изменении состояния воды под
воздействием температуры.
Узнают и называют состояния
воды при нагревании и
охлаждении. Подписывают
рисунки, подчеркивают
правильный ответ на вопрос:
что происходит с водой при
нагревании, охлаждении,
замерзании.
Узнают и называют состояния
воды в естественных
условиях и на картинах;
выделяют существенные
признаки воды при
замерзании и нагревании;
умеют использовать
полученные знания в быту.
Записывают выводы в рамку в
рабочую тетрадь: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении и
замерзании.
39
Свойства воды.
Лабораторная
работа.
1
Формирование умения применять
знания о свойствах воды на
практике, выполнять практические
действия под контролем учителя.
Выполняют лабораторные
работы совместно с учителем;
называют свойства воды
после проведения опыта.
Выполняют лабораторные
работы под контролем
учителя;
прогнозируют результаты
опытов, описывают
результаты опытов; делают
выводы о свойствах воды.
37
40
Работа воды в
природе.
1
Формирование представлений о
работе воды в природе и
изменениях, которые происходят
под влиянием воды.
Узнают и называют
последствия работы воды –
оврагов, пещер, наводнений;
подписывают слова на
рисунках.
41
Значение воды в
природе.
Использование воды
в быту,
промышленности и
сельском хозяйстве.
1
Формирование представлений о
значении воды для человека,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны воды.
Знают значения воды для
жизни человека; называют
(совместно с учителем)
правила охраны воды в быту
(выключать воду, плотно
закрывать кран). Составляют
рассказ по картинкам «Как
используют воду в сельском
хозяйстве».
Устанавливают
взаимозависимости между
явлениями природы (работа
воды и форма поверхности);
называют по рисункам и
подписывают овраги, пещеры,
ущелья.
Рассказывают о мерах,
принимаемых для охраны
воды; применяют знания об
охране воды на практике.
Вставляют пропущенные
слова в текст карточки.
Приводят свои примеры,
используя слова- помощники.
Пересказывают написанный
текст.
38
42
Вода в природе.
1
Изучение значения воды в
Называют разные состояния
воды; узнают их на
природе. Формирование
представлений о круговороте воды иллюстрациях: дождь, пар,
облака, тучи.
в природе.
Рассматривают схему
круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова.
Составляют рассказ по
картинкам о состоянии воды
на разных этапах ее
круговорота; устанавливают
причинно-следственные
зависимости. По схеме
называют изменения в
природе во
время круговорота; вставляют
в текст пропущенные слова.
43
Воды суши: ручьи,
реки.
1
Формирование представлений о
водах суши: ручьях и реках.
Правила поведения у водоѐмов.
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки с помощью
учителя. Называют правила
поведения
у
водоемов.
Подчеркивают правильный
ответ в тексте; почему нельзя
пить воду из водоемов.
Рассказывают
об
образовании рек и ручьѐв.
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки. Называют
правила
поведения
у
водоемов.
Выполняют задание в рабочей
тетради:
подчеркивают правильный
ответ в тексте «Воды суши».
39
44
Озера, болота,
пруды.
1
Формирование представлений о
водах суши: озера, болота, пруды.
Узнают озера, болота, пруды
на иллюстрациях и
фотографиях; называют
изученные объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом. Записывают в
тетрадь названия рыб,
которые водятся в водоемах.
Рассказывают о внешнем виде
озер, болот, прудов,
водохранилищ и образовании
изученных водоемов, о
значении изученных
водоемов; умеют
устанавливать простейшие
причинно-следственные
зависимости.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом; обосновывают
свой вывод. Сравнивают
водоемы, называют
отличительные их признаки.
На основании сравнения
заполняют таблицу.
40
45
Моря и океаны.
1
46
Охрана воды.
1
Узнают моря и океаны на
иллюстрациях и
фотографиях;
называют
изученные
объекты;
рассказывают
об
использовании изученных
водоемов.
Рассматривают
рисунки
в рабочей
тетради,
подписывают названия морей
и океанов.
Формирование представлений об
Рассказывают об
использовании воды;
охране воды и мерах,
принимаемых по охране водоемов. составляют предложения,
используя опорные слова;
раскрашивают опорные
сигналы для плаката по
охране воды.
Формирование представлений о
морях и океанах и их
использовании.
Рассказывают о внешнем виде
морей и океанов, их основных
признаках, о значении
изученных водоемов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Использование воды
человеком»; составляют
рассказ по схеме «Значение
моря для человека».
Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны
водоемов; применяют знания
об охране воды на практике.
Составляют памятку «Правила
поведения у водоемов»;
рисуют в тетради опорные
сигналы для плаката по
охране водоемов.
41
47
48
Равнины, холмы,
овраги.
Горы.
1
1
Формирование представлений о
формах поверхности Земли,
внешнем виде равнин, холмов,
оврагов и их использовании
человеком
Формирование представлений о
формах поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа, жизнь и
занятия людей в горах.
Узнают и называют формы
поверхности
(равнины,
холмы,
овраги)
на
иллюстрациях и фотографиях.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Поверхности суши»,
используя помощь учителя
Выделяют существенные
признаки изученных форм
поверхности суши; называют
холмы и овраги, известные из
личного опыта.
Заполняют схему в рабочей
тетради «Поверхности суши»,
соединяют стрелками
слова и предложения с
описанием оврага.
Узнают и называют горы на
Выделяют
существенные
признаки
гор.
Рассказывают
иллюстрациях
и
о занятиях людей в горах.
фотографиях.
Устанавливают простейшие
Называют занятия людей,
зависимости между формой
живущих в горах.
поверхности
суши
и
Подписывают и раскрашивают занятиями населения.
рисунки, как люди используют Называют горы, известные из
горы.
личного опыта.
Сравнивают горы и холмы,
называю отличительные
признаки; заполняют схему их
строения.
42
49
Почва – верхний слой
земли. Состав почвы.
1
Формирование представлений о
почве, ее образовании. Знакомство
с составом почвы: перегной, песок,
глина, вода, воздух, минеральные
соли. Закрепление знания о роли
почвы в жизни растений.
Рассказывают о назначении
почвы.
Называют
состав
почвы, опираясь на схемы и
иллюстрации. Рассказывают о
роли почвы в жизни растений.
Отгадывают
загадки
о
животных, которые обитают в
почве; подписывают их на
рисунках.
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Называют вещества,
входящие в состав почвы и их
значение. Заполняют схему в
рабочей тетради «Состав
почвы».
50
Разнообразие почв.
1
Формирование представлений о
видах почвы:
черноземные,
глинистые, песчаные.
Знакомство с особенностями почв.
Называют виды почв (не
менее 2). Называют свойства
одного вида почв. Узнают по
описанию и подписывают на
рисунках виды почв.
Называют виды почв и их
основные признаки; выделяют
существенные признаки
разных видов почв;
устанавливают связи между
разными видами почв и
растительностью; умеют
применять эти знания на
практике.
Выполняют задание:
соединяют стрелкой название
почвы с ее характеристикой.
43
51
Основное свойство
почвы – плодородие.
Обработка почвы.
1
Формирование представлений о
плодородии почвы, способах
обработки почвы и ее значении.
Рассказывают об основном
свойстве почвы, о значении
обработки
почвы
для
получения урожая.
Подчеркивают
в
тексте
рабочей тетради название
основных
частей
почвы,
которые необходимы для
жизни растений
Называют способы обработки
почвы в зависимости от
сезона; имеют представления
о взаимосвязи обработки
почвы с ее плодородием;
умеют применять знания о
сезонной обработке почвы на
практике.
Делают вывод: почему
черноземная почва самая
плодородная
52
Охрана почвы.
1
Закрепление
представлений
о
значении почвы.
Охрана почв, меры, принимаемые
для охраны почв.
Рассказывают
о
необходимости охраны почв и
некоторых мерах, которые
принимаются для защиты
почвы.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради. Обводят те,
на которых показано, как
человек заботиться о почве.
Называют вредные
воздействия на почву: костры,
пожары, вырубка лесов,
бытовой мусор, химикаты,
вода, ветер; называют меры,
принимаемые для охраны
почв.
Обводят рисунки, на которых
показано, как человек
заботиться о почве,
обосновывают свой выбор.
44
53
Место России на
земном шаре.
Знакомство с картой.
1
54
Моря
и
океаны,
омывающие берега
России.
1
Есть на Земле страна Россия- 14 часов
Формирование представлений о
Называют название своей
страны. Рассказывают, какие
России, размере территории,
формы поверхности есть в
климате, рельефе.
России.
Рисуют Государственный флаг
России в тетради.
Подчеркивают
в
стихотворении
название
государства, в котором живут,
записывают его в клеточки.
Знакомство с морями и океанами,
омывающими берега России.
Рассказывают,
что
территорию России омывают
теплые и холодные моря;
называют основные признаки
этих морей (лед, снег,
холодно,
тепло, солнце,
пляж).
Вставляют
в
текст
пропущенные
слова
с
Называют особенности
климата и рельефа России;
узнают на карте России реки и
сушу (по цвету);
устанавливают причинноследственные зависимости
между территорией,
солнечной освещенностью и
климатом.
Записывают в тетради свой
адрес
Называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют их основные
признаки.
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
название моря с его
характеристикой.
45
названием океанов.
55
Горы и равнины на
территории нашей
страны.
1
Формирование представления о
формах поверхности России:
равнины, горы.
Узнают на иллюстрациях
различные
формы
поверхности – горы, равнины;
рассказывают, что на
территории России находятся
горы и равнины.
Подчеркивают слова, которые
обозначают формы
Называют горы и равнины
России: ВосточноЕвропейская
равнина,
Западно-Сибирская равнина,
Кавказские горы, Уральские
горы. Рассказывают об их
основных признаках.
Вставляют в текст карточки.
земной поверхности на
карточке.
России, используя слова для
справок.
46
56
Реки и озера России.
1
57
Москва – столица
России.
1
58
Санкт-Петербург.
1
Узнают
на
иллюстрациях реки;
рассказывают,
что
на
территории России находятся
реки и озера; называют 1–2
реки России.
Подбирают
обобщающие
слова к перечисленным
названиям рек и озер.
Называют
Формирование представления о
достопримечательности
столице России – Москве:
с
опорой
достопримечательности, стадионы, Москвы
транспорт.
на иллюстрации.
Называют столицу России.
Подписывают на рисунках
герб России и герб Москвы.
Называют реки и озера
России: 3–4 названия,
называют их основные
признаки.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Реки и озера России»
Формирование представления о
городе Санкт-Петербург:
достопримечательности, реки,
разводные мосты
Узнают и называют СанкПетербург на картинках и
иллюстрациях, рассказывают
об его основных
достопримечательностях.
Знакомство с реками и озѐрами
России. Знакомство с
крупнейшими реками России.
Узнают и называют
достопримечательности
Санкт-Петербурга: разводные
мосты, Дворцовая площадь –
на иллюстрациях и
фотографиях.
Называют
достопримечательности
Москвы. Называют основные
виды транспорта Москвы.
Находят на картинках и
подписывают
достопримечательности
Москвы.
47
59
Ярославль.
Владимир. Ростов.
Города «Золотого
кольца»
1
Знакомство с городами «Золотого
кольца»: Ярославль, Владимир,
Ростов: достопримечательности,
народные промыслы.
Называют города Золотого
кольца: Ярославль, Владимир,
Ростов. Рассказывают о
достопримечательностях
городов «Золотого кольца» с
помощью учителя.
Называют города «Золотого
кольца»: Ярославль,
Владимир, Ростов. Называют
основные
достопримечательности:
набережная в Ярославле,
театр; собор и Золотые
Выполняют
задание:
соединяют линиями, с именем
каких великих людей
связаны названия городов.
ворота во Владимире;
Ростовский
кремль.
Вписывают в таблицу
названия
некоторых
достопримечательностей
городов Золотого кольца.
48
60
Нижний Новгород,
Казань, Волгоград.
1
Формирование представления о
городах Нижний Новгород, Казань,
Волгоград:
достопримечательности,
промышленность.
Называют города Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Рассказывают
о
достопримечательностях
с
помощью учителя, опираясь
на иллюстрации.
Находят на карте названия
городов и выписывают их в
тетрадь.
61
Новосибирск,
Владивосток.
1
Формирование представления о
городах Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт.
Называют
города
Новосибирск, Владивосток.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов; показывают их на
карте.
Узнают и называют города
Нижний Новгород, Казань,
Волгоград; называют
основные
достопримечательности
городов (Нижегородский
кремль, Казанский кремль,
мечеть, Мамаев курган);
называют города, известные из
других источников. Заполняют
таблицу: по описанию
определяют название городов.
Узнают и называют города
Новосибирск, Владивосток;
называют основные
достопримечательности
городов; называют города,
известные из других
источников.
Составляют рассказ о городе
Владивостоке, используя слова
для справок.
49
62
Население и народы
России.
1
Формирование представления о
населении России и России как
многонациональном государстве.
63
Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона.
1
Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний: поверхность,
водоѐмы, растительный и
животный мир.
Называют
отдельных
представителей народов
России.
Называют места, где
проживает население России.
Узнают на иллюстрациях и
называют городское и
сельское население.
Заполняют схему «Население
нашей страны», используя
помощь учителя.
Называют
основные
географические объекты и
особенности
своей
местности:
поверхность,
водоѐмы с опорой на
учебник.
Называют
представителей
растительного и животного
мира своего региона.
Называют представителей
народов России.
Рассказывают о традициях,
обычаях населения России;
занятиях городского и
сельского населения.
Заполняют схему «Население
нашей страны»; определяют,
какие рисунки подходят к
стихотворениям.
Показывают
на
карте
основные
географические
объекты
и особенности
своей
местности:
поверхность,
водоѐмы.
Рассказывают
о
представителях
растительного и животного
мира своего региона.
50
64
Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона.
1
Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
промышленность и сельское
хозяйство,
достопримечательности.
Показывают
на
иллюстрациях
достопримечательности
своего города с помощью
учителя.
Называют
промышленные предприятия
своего региона.
Рассказывают о
достопримечательностях
своего города. Называют
промышленные предприятия и
направления сельского
хозяйства своего региона,
Рассказывают о населении
своей местности, их
традициях и обычаях.
65
Экскурсия.
1
Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о важнейших
географических объектах
региона.
Называют
и
посещают
достопримечательные места
города;
Называют важнейшие
географические объекты
региона.
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона.
51
66
67
Экскурсия.
Обобщающий урок
по разделу «Есть на
Земле страна
Россия».
1
1
Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о важнейших
географических объектах региона.
Называют
и
посещают
достопримечательные места
города;
Называют важнейшие
географические объекты
региона.
Повторение – 2 часа
Называют отдельные города
Закрепление знаний о России:
России, отдельных
формах рельефа, водоемах,
представителей народов
городах, населении.
России.
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона.
Называют особенности
климата и рельефа России,
называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют отдельные
реки, озера, горы, равнины
России; называют отдельные
города России и их
достопримечательности.
52
68
Неживая природа.
Обобщающий урок.
1
Обобщение и закрепление
представлений о предметах и
явлениях неживой природы.
Узнают
и
называют
изученные
предметы
неживой природы
на
иллюстрациях, фотографиях;
относят к определенным
группам
(вода,
воздух,
полезные ископаемые,
почва); называют предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойствам воды или воздуха;
называют элементарные
правила безопасного
поведения в природе;
рассказывают о значении
неживой природы в жизни
человека.
Узнают и называют
изученные предметы неживой
природы на картинах, схемах
и в натуральном виде; относят
предметы неживой природы к
разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва); выделяют
существенные признаки
каждой группы; рассказывают
о взаимосвязях между
неживой и живой природой;
соблюдают правила
безопасного
поведения в природе .
53
Список литературы
1.Авторская программа «Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида (В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк). Москва
«Гуманитарный издательский центр Владос», 2010
2.Т.М.Лифанова,
Е.Н.Соломина
«Природоведение»:
учебник
для
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2014г.
3.Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал,
праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) /
составитель Н.А. Касаткина. — Волгоград: Учитель, 2007.
4.Н.В, Виноградова, О.Т.Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для
учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.
5.О.А. Хлебосолова Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 5-го
класса. Москва «Владос», 2011.
54
55