8 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»

РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № _
«28» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
8 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация»
(образовательная область « язык и речевая практика»)

на 2024-2025 уч. год.
(срок реализации программы)

Программу составила: учитель Егорова Оксана Владимировна

2024г

1

Содержание программы
1. Пояснительная записка
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4.Тематический план.
5.Материально – техническое обеспечение.
1.Пояснительная записка
1Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития. разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных
по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее
ИПР).
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в
год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
Цель программы:
Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием средств
вербальной и альтернативной коммуникации, необходимой для социализации, ориентации в
социальной среде и в повседневных жизненных ситуациях, владение которыми в дальнейшем
поможет учащемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни. Задачи:
Базовые учебные действия (БУД), которые обучающийся должен освоить, включают
регулятивные, познавательные и коммуникативные умения, формируемые на занятиях.
Коммуникативные БУДы: проявление активности в процессе взаимодействия со
взрослыми и с детьми, реагирование на обращения, адекватная вербальная и невербальная
ответная реакция; умение слушать информацию и действовать в соответствии с ситуацией;
проявлять доброжелательность, конструктивно взаимодействовать с людьми. Смягчение
характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
Познавательные БУДы: Использовать средства альтернативной коммуникации для
выражения своих желаний и потребностей. Грамотно формулировать фразы, слушать (до конца)
ответы, адекватно реагировать на результат беседы. Развивать умение устного высказывания в
соответствии с учебной задачей. Формирование диологической формы речи. Развитие мелкой
моторики, графомоторных умений, памяти, внимания, понятийного аппарата. Овладение
разборчивым аккуратным письмом.
Регулятивные БУДы: Принимать цели занятий, произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану, умения следовать словесной инструкции к заданиям и работать в
общем темпе. Формирование умения находить в тексте заданную информацию. Формировать
умение делать обобщения.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация».




личностные результаты обучения.
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
2















владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
предметные результаты обучения:
Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических
изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом,
коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Потребность в коммуникации.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдая общепринятые правила общения.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование
предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.

3.Содержание обучения.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных
возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением
элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков,
обеспечивающих относительную самостоятельность ребёнка в быту, его социальную адаптацию, а
также развитие социально значимых качеств личности.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема
сведений. На занятиях «Речь и альтернативная коммуникация» проводится целенаправленная
педагогическая работа по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых
механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения. В рабочей программе уделяется большое внимание развитию у
обучающегося доброжелательности, вежливости, честности, тактичности, терпения, любви и
интереса к природе, Родине, к труду, ко всему живому. Программа составлена с учётом
психофизических особенностей и характеристик ребенка. Формирование коммуникативных
навыков строится с того уровня, на которм в данный момент находися учащийся. В процессе
обучения происходит постояной пополнение и расширение способностей к общению.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно -развивающей программы индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут. Содержание занятий
«Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие направления: «Коммуникация»,
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Программа состоит из четырех этапов:
1. Установочный этап. Главными задачами этого этапа является установка эмоционально положительного контакт с ребенком, снятие эмоционального напряжения и развитие интереса к
совместной работе. На данном этапе используются такие приемы как:
1. Методы альтернативной коммуникации;
2. Спонтанные игры;
3. Коммуникативные игры.
2Коррекционно - формирующий этап.
3

На данном этапе используются следующие приёмы:
1. Методы альтернативной коммуникации;
2. Игры: с движениями и тактильными ощущениями; игры - на сенсорное развитие; речевые игры;
игры - на снятие эмоционального напряжения.
3. Упражнения на развитие письменной речи.
4. Работа с текстами.
3. Закрепляющий этап.
Задачами третьего этапа является закрепление сформированных знаний и умений.
В содержание занятия входят:
- развивающие игры;
- рассматривание рисунков и фотографий, беседа по иллюстрации;
- работа с видеоматериалом и презентациями;
- чтение художественных произведений;
- рассказ учителя;
- слушание музыкальных произведений;
- рисование;
- составление предложений;
- письмо.
4. Диагностический этап.
Задача: выполнить диагностические задания для выявления уровня усвоения БУД, заявленных в
начален учебного года с целью составления перспективного коррекционного плана работы на
следующий учебный год.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика
развития понимания обращенной к учащемуся речи в форме невербальных и вербальных
проявлений и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия,
а так же адекватная реакция на обращенную речь (вербальная, невербальная).
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

4.Тематический план.
№
п/п

Содержательная
линия. Тема

I.

Основные виды учебной
деятельности и электронные
учебно- методические
материалы

Кол-во
часов

7
Установочный этап
Установление эмоционального 5
контакта.
Задания
на
определение
сохранности
базовых учебных действий,
освоенных в предыдущих годах
обучения.

1

Вводное
занятие.

2

Правила
в Повторение правил поведения в 3
школе, основные занятия в
школе и дома
школе, режим дня школьника.
Чтение и запись (по образцу с
доски, под диктовку) названий
транспорта. Формулирование
4

Дата

II.
1.

2.

предложений
с
названием
транспорта с использованием
опорной иллюстрации.
Предметно-ролевые игры: по
правилам дорожного движения.
89
Коррекционно-формирующий этап
Формирование
осознания 12
Школьная
необхщодимости и пользы в
жизнь
посещении школьных занятий,
общения
с
учителями
и
школьниками.
Упражнения в употреблении
слов: "спасибо", "пожалуйста",
"привет","здравствуй"
Упражнения в употреблении
слов: "ты", "вы", "я","мой",
"твой".
Работа
в
тетради
по
смысловому чтению (чтение,
работа с текстом, пересказ):
М.Пляцковский «Чему учат в
школе»
Игровые задания на понимание
действий.
Глаголы
соотнесение
надписи
с
картинкой.
Ю.Ермолаева «Подздравление»
В.Берестов «Читалочка»
Загадки
про
школьные
предметы.
Письмо слогов и слов по теме.
Составление
и
письмо
предложений по теме.
и
расширение 25
Настало время Обобщение
знаний про осень. Введение
листопада.
понятий "нравится" - "не
нравиться".
Письмо слогов и слов по теме.
Составление
и
письмо
предложений по теме (по
образцу и под диктовку).
Подбор слов к сюжетной
картинке в точном соответствии
с
колиеством
предлженых
условно-графических
изображений.
Чтение, работа с текстом,
пересказ:
Н.Антонова «Желтой краской
кто-то…»
Н.Абрамцев «Осенняя сказка»
5

3.

4.

Е.Благинина «Подарки осени»
А.Твардовский «Лес осенью»
В.Путилина "В осеннем лесу"
(+презентация про перелетных
птиц)
К.Бальмонт "Осень" (наизусть)
Н.Сладков "Холодная зимовка"
О.Иванеко
"Сказка
про
маленького жучка"
К.Ушинский "Пчелы и мухи"
Г. Граубин "Время листьям
опадать"
(+
причины
листопада)
Загадки про осень.
Качественное
обогащение
словаря по теме.
Закрепление
знаний
обобщающих
понятий:
«урожай», «звери», «домашние
животные», «дикие животные»,
«перелетные
птицы»,
«зимующие птицы», «ранняя
осень»,
«золотая
осень»,
«поздняя осень».
С
приходом Изменения в жизни людей и 20
животном мире с приходом
зимы!
зимних холодов. Беседы по
картинкам.
Составление
предложений.
Оформление
предложения:
начало и конец предложения.
Грамотная
запись
имен
собственных.
Соотнесение
глагола
с
сюжетной картинкой.

Настали
весенние.

Чтение и работа с текстами:
Ю.Дмитриев "Лиса" (жизнь
обитателей леса зимой)
В.Степанов "Зимой"
И.Токмакова "Снег,снег"
Одежда зимой.
Беседа
о
традиции
празднования Нового года.
(+презентация)
Изготовление
новогодней
поделки.
Выполнение
графических
упражнений по тематике.
Загадки про зиму, Новый год.
дни Изменения в жизни людей и 12
животном мире с приходом
6

5.

весны.
Составление
предложений. Беседы по серии
картинок. Письмо букв, слогов,
слов по тематике. Разучивание
четверостиший.
о
традиции 13
Значимые
в Беседа
празднования 23 февраля и 8
государстве
марта.
праздничные
Выполнение
графических
мероприятия.
упражнений
по
тематике.
Работа с адаптированными
текстами,
включая
видеопрезентации.
Полет человека в космос.
Значение этого события.
Беседа о различных видах
профессий. Работа с текстами
сказок и пословиц о труде.
Повторение знаний о стране, в
которой
живем.
Символы
государства: флаг, герб, гимн.
введение
понятия
"Конституция" - основной закон
государства.
Права
и
обязанности
человекагражданина.
Основные сведения о праздник
9 мая (День Победы). Символы
Дня Победы.

6.

III.

Скоро лето.

Беседы
по
картинкам.
Составление
предложений.
Письмо
слогов,
слов,
предложений по тематике.
Признаки лета. Изменения в 7
жизни людей и животном мире.
Виды летнего отдыха: беседы
по
картинкам,
оставление
предложений, историй по серии
картинок.
Письмо слов,
предложений по тематике.
Беседа о безопасном поведении
на дорогах, в лесу, на берегу
водоема и в водоеме.
Ядовитые и неядовитые грибы
и ягоды.
3
Закрепляющий этап.
7

Проведение
итоговых
обобщающих занятий.
Проведение
мониторинга,
Подведение итогов.
IV.
Диагностический этап.
1.
Проведение игровых занятий с
Итоговая
выполнением
заданий
диагностика.
диагностиеского
характера.
Заполнение соответствующих
таблиц
по
мониторингу,
подведение
итогов.
Составление
перспективного
плана работы на следующий
учебный год.
Итого:
1.

Закрепление.

3

3
3

102ч

5.Материально – техническое обеспечение.
1. Расстройство аутистического спектра: Всемирная организация здравоохранения. – 2016. – URL:
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/autism-spectrum-disorders/ru
2. Захарова А.В. Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуниация" для
обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом. Красноярск, 2016.
2. Мухина, В.С. Аутизм как компонент психического или личностного развития на этапах детства,
отрочества, юности//Научный электронный журнал "Развитие личности".– 2002.–№3 – С. 103-112.
URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/132.html.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма.
Сообщение I/ О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М Либлинг // Аутичный ребенок. –Москва, 2005.
– С.10–16.
4. Шипицына, Л.М. Детский аутизм: Хрестоматия / Л.М. Шипицына – СПб.: Международный
университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – С. 254.
5. Никольская, О.С. Детский аутизм: пути понимания и помощи / О.С. Никольская // Альманах
Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №18 – Электрон. ст. – Режим доступа:
http://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma [15.04.16]
6. Петровского, А.В. Словарь психология/ А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.:
издательской литературы 1990. – С. 32.
7. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник / Е.А. Штягинова –
Новосибирск : 2012. С. 5–10; 21–26.
8. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с не
говорящими детьми/ А. А. Магутина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы
VI междунар. науч. конф. – Уфа, 2015. – С. 188-190с.
8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».