ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _____________Н.Н. Козырь _________А.Г. Никитина Приказ № _ «28» августа 2024 г. от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (вариант 2) учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» (образовательная область « язык и речевая практика») на 2024-2025 уч. год. (срок реализации программы) Программу составила: учитель Егорова Оксана Владимировна 2024г 1 Содержание программы 1. Пояснительная записка 2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3. Содержание обучения. 4.Тематический план. 5.Материально – техническое обеспечение. 1.Пояснительная записка 1Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития. разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат». Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация». Цель программы: Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, необходимой для социализации, ориентации в социальной среде и в повседневных жизненных ситуациях, владение которыми в дальнейшем поможет учащемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни. Задачи: Базовые учебные действия (БУД), которые обучающийся должен освоить, включают регулятивные, познавательные и коммуникативные умения, формируемые на занятиях. Коммуникативные БУДы: проявление активности в процессе взаимодействия со взрослыми и с детьми, реагирование на обращения, адекватная вербальная и невербальная ответная реакция; умение слушать информацию и действовать в соответствии с ситуацией; проявлять доброжелательность, конструктивно взаимодействовать с людьми. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта. Познавательные БУДы: Использовать средства альтернативной коммуникации для выражения своих желаний и потребностей. Грамотно формулировать фразы, слушать (до конца) ответы, адекватно реагировать на результат беседы. Развивать умение устного высказывания в соответствии с учебной задачей. Формирование диологической формы речи. Развитие мелкой моторики, графомоторных умений, памяти, внимания, понятийного аппарата. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Регулятивные БУДы: Принимать цели занятий, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану, умения следовать словесной инструкции к заданиям и работать в общем темпе. Формирование умения находить в тексте заданную информацию. Формировать умение делать обобщения. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация». личностные результаты обучения. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 2 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. предметные результаты обучения: Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач. Потребность в коммуникации. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом. 3.Содержание обучения. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность ребёнка в быту, его социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. На занятиях «Речь и альтернативная коммуникация» проводится целенаправленная педагогическая работа по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В рабочей программе уделяется большое внимание развитию у обучающегося доброжелательности, вежливости, честности, тактичности, терпения, любви и интереса к природе, Родине, к труду, ко всему живому. Программа составлена с учётом психофизических особенностей и характеристик ребенка. Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на которм в данный момент находися учащийся. В процессе обучения происходит постояной пополнение и расширение способностей к общению. Программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно -развивающей программы индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут. Содержание занятий «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие направления: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Программа состоит из четырех этапов: 1. Установочный этап. Главными задачами этого этапа является установка эмоционально положительного контакт с ребенком, снятие эмоционального напряжения и развитие интереса к совместной работе. На данном этапе используются такие приемы как: 1. Методы альтернативной коммуникации; 2. Спонтанные игры; 3. Коммуникативные игры. 2Коррекционно - формирующий этап. 3 На данном этапе используются следующие приёмы: 1. Методы альтернативной коммуникации; 2. Игры: с движениями и тактильными ощущениями; игры - на сенсорное развитие; речевые игры; игры - на снятие эмоционального напряжения. 3. Упражнения на развитие письменной речи. 4. Работа с текстами. 3. Закрепляющий этап. Задачами третьего этапа является закрепление сформированных знаний и умений. В содержание занятия входят: - развивающие игры; - рассматривание рисунков и фотографий, беседа по иллюстрации; - работа с видеоматериалом и презентациями; - чтение художественных произведений; - рассказ учителя; - слушание музыкальных произведений; - рисование; - составление предложений; - письмо. 4. Диагностический этап. Задача: выполнить диагностические задания для выявления уровня усвоения БУД, заявленных в начален учебного года с целью составления перспективного коррекционного плана работы на следующий учебный год. Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к учащемуся речи в форме невербальных и вербальных проявлений и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия, а так же адекватная реакция на обращенную речь (вербальная, невербальная). Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. 4.Тематический план. № п/п Содержательная линия. Тема I. Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Кол-во часов 7 Установочный этап Установление эмоционального 5 контакта. Задания на определение сохранности базовых учебных действий, освоенных в предыдущих годах обучения. 1 Вводное занятие. 2 Правила в Повторение правил поведения в 3 школе, основные занятия в школе и дома школе, режим дня школьника. Чтение и запись (по образцу с доски, под диктовку) названий транспорта. Формулирование 4 Дата II. 1. 2. предложений с названием транспорта с использованием опорной иллюстрации. Предметно-ролевые игры: по правилам дорожного движения. 89 Коррекционно-формирующий этап Формирование осознания 12 Школьная необхщодимости и пользы в жизнь посещении школьных занятий, общения с учителями и школьниками. Упражнения в употреблении слов: "спасибо", "пожалуйста", "привет","здравствуй" Упражнения в употреблении слов: "ты", "вы", "я","мой", "твой". Работа в тетради по смысловому чтению (чтение, работа с текстом, пересказ): М.Пляцковский «Чему учат в школе» Игровые задания на понимание действий. Глаголы соотнесение надписи с картинкой. Ю.Ермолаева «Подздравление» В.Берестов «Читалочка» Загадки про школьные предметы. Письмо слогов и слов по теме. Составление и письмо предложений по теме. и расширение 25 Настало время Обобщение знаний про осень. Введение листопада. понятий "нравится" - "не нравиться". Письмо слогов и слов по теме. Составление и письмо предложений по теме (по образцу и под диктовку). Подбор слов к сюжетной картинке в точном соответствии с колиеством предлженых условно-графических изображений. Чтение, работа с текстом, пересказ: Н.Антонова «Желтой краской кто-то…» Н.Абрамцев «Осенняя сказка» 5 3. 4. Е.Благинина «Подарки осени» А.Твардовский «Лес осенью» В.Путилина "В осеннем лесу" (+презентация про перелетных птиц) К.Бальмонт "Осень" (наизусть) Н.Сладков "Холодная зимовка" О.Иванеко "Сказка про маленького жучка" К.Ушинский "Пчелы и мухи" Г. Граубин "Время листьям опадать" (+ причины листопада) Загадки про осень. Качественное обогащение словаря по теме. Закрепление знаний обобщающих понятий: «урожай», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «перелетные птицы», «зимующие птицы», «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень». С приходом Изменения в жизни людей и 20 животном мире с приходом зимы! зимних холодов. Беседы по картинкам. Составление предложений. Оформление предложения: начало и конец предложения. Грамотная запись имен собственных. Соотнесение глагола с сюжетной картинкой. Настали весенние. Чтение и работа с текстами: Ю.Дмитриев "Лиса" (жизнь обитателей леса зимой) В.Степанов "Зимой" И.Токмакова "Снег,снег" Одежда зимой. Беседа о традиции празднования Нового года. (+презентация) Изготовление новогодней поделки. Выполнение графических упражнений по тематике. Загадки про зиму, Новый год. дни Изменения в жизни людей и 12 животном мире с приходом 6 5. весны. Составление предложений. Беседы по серии картинок. Письмо букв, слогов, слов по тематике. Разучивание четверостиший. о традиции 13 Значимые в Беседа празднования 23 февраля и 8 государстве марта. праздничные Выполнение графических мероприятия. упражнений по тематике. Работа с адаптированными текстами, включая видеопрезентации. Полет человека в космос. Значение этого события. Беседа о различных видах профессий. Работа с текстами сказок и пословиц о труде. Повторение знаний о стране, в которой живем. Символы государства: флаг, герб, гимн. введение понятия "Конституция" - основной закон государства. Права и обязанности человекагражданина. Основные сведения о праздник 9 мая (День Победы). Символы Дня Победы. 6. III. Скоро лето. Беседы по картинкам. Составление предложений. Письмо слогов, слов, предложений по тематике. Признаки лета. Изменения в 7 жизни людей и животном мире. Виды летнего отдыха: беседы по картинкам, оставление предложений, историй по серии картинок. Письмо слов, предложений по тематике. Беседа о безопасном поведении на дорогах, в лесу, на берегу водоема и в водоеме. Ядовитые и неядовитые грибы и ягоды. 3 Закрепляющий этап. 7 Проведение итоговых обобщающих занятий. Проведение мониторинга, Подведение итогов. IV. Диагностический этап. 1. Проведение игровых занятий с Итоговая выполнением заданий диагностика. диагностиеского характера. Заполнение соответствующих таблиц по мониторингу, подведение итогов. Составление перспективного плана работы на следующий учебный год. Итого: 1. Закрепление. 3 3 3 102ч 5.Материально – техническое обеспечение. 1. Расстройство аутистического спектра: Всемирная организация здравоохранения. – 2016. – URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/autism-spectrum-disorders/ru 2. Захарова А.В. Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуниация" для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом. Красноярск, 2016. 2. Мухина, В.С. Аутизм как компонент психического или личностного развития на этапах детства, отрочества, юности//Научный электронный журнал "Развитие личности".– 2002.–№3 – С. 103-112. URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/132.html. 3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I/ О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М Либлинг // Аутичный ребенок. –Москва, 2005. – С.10–16. 4. Шипицына, Л.М. Детский аутизм: Хрестоматия / Л.М. Шипицына – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – С. 254. 5. Никольская, О.С. Детский аутизм: пути понимания и помощи / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №18 – Электрон. ст. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma [15.04.16] 6. Петровского, А.В. Словарь психология/ А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: издательской литературы 1990. – С. 32. 7. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник / Е.А. Штягинова – Новосибирск : 2012. С. 5–10; 21–26. 8. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с не говорящими детьми/ А. А. Магутина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. – Уфа, 2015. – С. 188-190с. 8 9