1 - 4 классы

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
______________О.П.
Диринова
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор:
ГКОУ
УР:
«Нелидовская
школа–
интернат»
__________А.Г.
Никитина
_____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 - 4 классы (вариант 1)
коррекционного курса

«Лечебная физическая культура»
(коррекционно-развивающая область)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель физической
культуры
Антонова Татьяна Александровна

г. Нелидово
2024г

Содержание
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематическое планирование.
5. Материально – техническое обеспечение.

1.Адаптированная
обучающихся
разработана

с
в

образовательного

1. Пояснительная записка
основная
образовательная
программа

умственной
соответствии
стандарта

отсталостью
с

(интеллектуальными

требованиями
обучающихся

федерального
с

образования
нарушениями)

государственного

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Общая цель программы по лечебной физкультуре:
-поддержание оптимального уровня здоровья детей с учетом возрастных и физических
особенностей связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного
аппарата;
- овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности
доступными способами и умениями;
- улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и
физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорнодвигательного аппарата (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие).
Программа содействует осуществлению более тщательной коррекции отклонений в
физическом развитии и максимальному приближению физического развития, двигательных
умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме. Основное внимание уделяется
развитию разносторонних способностей: точности воспроизведения и согласования движений
в пространственных, временных и силовых параметрах. Кроме того, вырабатываются навыки
равновесия, координации, ловкости и формируется стереотип правильной осанки.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
1.Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и
выздоровление.
2.Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о
нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
3.Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной
гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
4.Содействовать воспитанию положительных нравственных и волевых качеств, развитию
психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету
Программа

по

подготовленности,

ЛФК

составлена

психофизических

на

основе
и

знаний

о

интеллектуальных

физическом

развитии

возможностей

детей

и
с

нарушениями интеллекта 7-10 лет, рассчитана на любой уровень физического развития,
двигательной подготовленности ребенка.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством
профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура действует на
детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны,
вызывая одновременно изменения в нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и
выделительной системах.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
Параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к
остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот
подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом:
«Выпрямись!»).
Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники
безопасности, личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего
характера.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении
упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания выполнять
упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по
позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И.П.;
дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на
наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в
положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в
игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек») и общего характера ;
ходить в различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с мячами, без
предметов.
Выполнять упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения»,
«Группировка», «Кошка »); упражнения для развития силы ( «Велосипед», «Брасс руками»,
«Лодочка», «Мост»); выполнять упражнения для развития координации движений;
подвижные игры).
Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, вытяжение
носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов). Уметь
правильно дышать; играть в подвижные игры. Выполнять полное произвольное расслабление
мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения.
Соблюдать правила безопасности на уроке, осуществлять подготовку рабочего места.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения).
Значение самомассажа, очистительного дыхания, о физкультминутках в школе и дома, при
выполнении домашнего задания. Значение здорового образа жизни для здоровья человека;
иметь представление о механизме лечебного действия упражнений, массажа; знать
простейшие правила одной из выбранных спортивных игр.
Учащиеся должны уметь:

Периодически контролировать правильность осанки (у стены, у гимнастической стенки, сидя
на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с
предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки; длительное время
удерживать статические позы («Мост», «Березка», и др.).
Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять элементы самомассажа. Играть в
подвижные игры – «Тише едешь – дальше будешь», «Мяч в кругу», «Пятнашки елочкой» и др.
В положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на
прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье,
подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.
Выполнять упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление,
длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять
упражнения для расслабления мышц, играть в подвижные игры («Китайские пятнашки»,
«Попади мячом в мишень», «Мяч в кругу», и др.); играть в волейбол сидя на полу воздушным
мячом или другую игру по выбору.
3.Содержание обучения.
Вид упражнения
1.Основные знания.
Правила поведения и безопасности: правила гигиены; название упражнений, игр, инвентаря;
правила игр; влияние упражнений на состояние здоровья; знание навыков правильной
осанки, ходьбы; напряжение и расслабление мышц.
2. Освоение строевых упражнений
Формирование навыка правильной осанки. Основная стойка, исходные положения, стоя у
гимнастической стенки, зеркала, лежа па животе и спине.
Построение в колонну по одному, в шеренгу и круг, размыкание на вытянутые руки. Поворот
направо, налево, команды «Шагом марш!», «Класс, стой!».
Размыкание и смыкание приставным шагом. Передвижение по одному с сохранением
правильной осанки.
3.Освоние навыков ходьбы.
Ходьба обычная, на носках, в полуприседе, сохраняя правильную осанку.
Ходьба с различными положениями рук, под счет учителя, с изменением длины шагов, с
перешагиванием через мячи, скамейку, другие препятствия.
4. Комплексное и разностороннее развитие координационных способностей.
Основные положения и движения руками, ногами, туловищем, выполняемые на месте из
различных исходных положений и в движении.
5.Освоение навыков лазания
Лазание по гимнастической стенке, скамейке. Подтягивание на горизонтальной и наклонной
скамейках

6. Освоение элементарных умений в ловле, бросках, передачах мяча (использование
мячей разного размера и веса). Ловля, передача, броски индивидуально, в парах, стоя на месте
и в шаге, сохраняя правильную осанку.
Ловля и передача в движении, броски в цель (кольцо, обруч).
7. Развитие координационных способностей.
Сочетание разных видов ходьбы с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в
полуприседе, сохраняя правильную осанку.
Стойка на носках, на одной ноге с закрытыми глазами. Ходьба но гимнастической скамейке,
упор, стоя на коленях, сидя, сохраняя правильную осанку. Общеразвивающие упражнения с
большими и малыми мячами, гимнастической палкой, флажками.
Подвижные игры:
«Точный расчет», «Метко в цель», «Мяч водящему», «Одиннадцать», «Тише едешь - дальше
будешь», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Гонка
мячей но кругу», «Вызовы по именам», «День и ночь», «Съедобное и несъедобное» и так
далее, сохраняя правильную осанку.
8. Комплексное и разностороннее развитие двигательных умений и навыков.
Сочетание движений ногами с одноименными и разноименными движениями руками,
сохраняя и проверяя правильную осанку. Комплексы общеразвивающих упражнений разной
координационной сложности. Комплексы для укрепления мышечно-связочного аппарата
стопы. Дыхательные упражнения.
Тренировка зрительного анализатора.
9. Самостоятельные занятия по развитию двигательных способностей.
Выполнение различных исходных положений, сохраняя правильную осанку.
Выполнение освоенных упражнений с предметами и без предметов, на равновесие.
Упражнения в бросках, ловля и передача мяча.
Общая характеристика учебного предмета
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием
умственных способностей ребенка. Поэтому на занятиях ЛФК осуществляется связь обучения
по предмету с практикой: происходит коррекция и развитие познавательной деятельности,
личностных качеств ребенка, а также воспитание трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, настойчивости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль
и самоконтроль.
Физические упражнения являются действенным средством лечения, предупреждения
нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, сколиозов, что
способствует дальнейшей социальной адаптации детей с ОВЗ.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по ЛФК в 2-4 классе, в соответствии с учебным планом рассчитана на 34
часа в год, в неделю 1час.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает определить
медицинский контроль. Медицинский специалист проводит периодический контроль
коррекции осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК.

Содержание учебного предмета лечебная физическая культура:
2 класс
Содержание по теме
Кол-во часов: 8ч I четверть
I. Медицинский контроль.1ч
II Упражнения для формирования правильной осанки. 4ч
III Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движения. 3ч
II четверть- 8ч
IV. Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8ч
III четверть- 11ч
V Упражнения для коррекции плоскостопия. 4ч
VI Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж. 3ч
VII Общеразвивающие и корригирующие упражнения с мячами. 4ч
IV четверть -7ч
VIII Лазанье 4ч
IX Равновесие-3ч
3 класс
Содержание по теме
Кол-во часов: 8ч I четверть
I. Медицинский контроль.1ч
II Упражнения для формирования правильной осанки. 4ч
III Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движения. 3ч
II четверть- 8ч
IV. Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8ч
III четверть- 11ч
V Упражнения для коррекции плоскостопия. 4ч
VI Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж. 3ч
VII Общеразвивающие и корригирующие с мячами. 4ч
IV четверть -7ч
VIII Лазанье 4ч
IX Равновесие-3ч
4 класс
Содержание по теме
I четверть-8ч
I Проведение контрольных мероприятий, медицинский контроль.1ч
II Упражнения для формирования правильной осанки. 4ч

III Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движения. 3ч
II четверть-8ч
IV Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8ч
III четверть-11ч
V Упражнения для коррекции плоскостопия. 4ч
VI Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж. 3ч
VII Общеразвивающие и корригирующие с мячами. 4ч
IV четверть- 7ч
VIII Лазанье. 4ч
IX Равновесие. 4ч
4.Тематическое планирование часов по предмету лечебная физическая культура
2 класс
I четверть 8
Медицинский контроль. 1
Проведение контрольных мероприятий, медицинских. 1
Упражнения для формирования правильной осанки. 4
Основные положения и движения рук, ног и т.д. Игра: «Два сигнала». 1
Ходьба с предметом на голове. Игра: «Китайские пятнашки». 1
Упражнения у гимнастической стенки. Игра: «Мяч соседу». 1
Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. Игра «Пятнашки»
елочкой». 1
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки
и точности движения. 3
Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Игра: «Запрещенное движение».1
Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя.1
Повороты направо, налево без контроля зрения. Игра: «Шишки, желуди, орехи».1
II четверть 8
Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8
Упражнения для шейного отдела позвоночника. Игра: «Гонка мячей по кругу».1
Упражнения для грудного отдела позвоночника. Игра: «Вот так карусель!». 1
Упражнения для поясничного отдела позвоночника. Игра: «Мяч — среднему».1
Упражнения, сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».1
Упражнения, лежа на животе. Игра: «Удочка». 1
Упражнения, лежа на боку. Игра: «Прыгающие воробушки».1
Упражнения для мышц спины. Игра: «Пятнашки маршем». 2
III четверть 11
Упражнения для коррекции плоскостопия. 4
Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия. Игра: «Снегурочка». 1
Ходьба на носках, на пятках. Игра: «Вот так позы».1
Катание ногами мячей. Игра: «Кто быстрее».1
Катание ногами карандашей. Игра: «Метко в цель».1
Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж.3
Упражнения на дыхание, расслабление. Игра: «Самые сильные». 1
Самомассаж рук, головы, ног. Игра: «Запрещенное движение». 1

Массаж пальцев, кистей рук. Игра: «Морские фигуры». 1
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с мячами.4
Броски мячей в пол с отскоком заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч.1
Броски набивных мячей в парах. Эстафеты с мячами. 1
Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра: «Зоркий глаз» . 1
Ведение мяча на месте, в движении. Игра: «Мяч — соседу».1
IV четверть 7
Лазанье 4
Пролезание сквозь гимнастические обручи. Игра: «Замри». 1
Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра: «Делай так, делай эдак». 1
Лазанье по гимнастической стенке в сторону приставными шагами. 1
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз. Игра: «Два сигнала». 1
Равновесие 3
Стойка на одной ноге, другая вперед, назад. Игра: «Змейка на четвереньках». 1
Стойка на одной ноге с различными положениями рук. Игра: «Запрещенное движение». 1
Ходьба по гимнастической скамейке различными способами. Игра: «Кто быстрее соберет». 1

Тематическое планирование часов по предмету лечебная физическая культура
3класс
I четверть 8
Медицинский контроль. 1
Проведение контрольных мероприятий, медицинских. 1
Упражнения для формирования правильной осанки. 4
Основные положения и движения рук, ног и т.д. Игра: «Два сигнала». 1
Ходьба с предметом на голове. Игра: «Китайские пятнашки». 1
Упражнения у гимнастической стенки. Игра: «Мяч соседу». 1
Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. Игра «Пятнашки»
елочкой». 1
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки
и точности движения. 3
Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Игра: «Запрещенное движение».1
Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя.1
Повороты направо, налево без контроля зрения. Игра: «Шишки, желуди, орехи».1
II четверть 8
Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8
Упражнения для шейного отдела позвоночника. Игра: «Гонка мячей по кругу».1
Упражнения для грудного отдела позвоночника. Игра: «Вот так карусель!». 1
Упражнения для поясничного отдела позвоночника. Игра: «Мяч — среднему».1
Упражнения, сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».1
Упражнения, лежа на животе. Игра: «Удочка». 1
Упражнения, лежа на боку. Игра: «Прыгающие воробушки».1
Упражнения для мышц спины. Игра: «Пятнашки маршем». 2
III четверть 11
Упражнения для коррекции плоскостопия. 4
Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия. Игра: «Снегурочка». 1
Ходьба на носках, на пятках. Игра: «Вот так позы».1
Катание ногами мячей. Игра: «Кто быстрее».1

Катание ногами карандашей. Игра: «Метко в цель».1
Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж.3
Упражнения на дыхание, расслабление. Игра: «Самые сильные». 1
Самомассаж рук, головы, ног. Игра: «Запрещенное движение». 1
Массаж пальцев, кистей рук. Игра: «Морские фигуры». 1
Общеразвивающие и корригирующие с мячами.4
Броски мячей в пол с отскоком заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч.1
Броски набивных мячей в парах. Эстафеты с мячами. 1
Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра: «Зоркий глаз» . 1
Ведение мяча на месте, в движении. Игра: «Мяч — соседу».1
IV четверть 7
Лазанье 4
Пролезание сквозь гимнастические обручи. Игра: «Замри». 1
Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра: «Делай так, делай эдак». 1
Лазанье по гимнастической стенке в сторону приставными шагами. 1
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз. Игра: «Два сигнала». 1
Равновесие 3
Стойка на одной ноге, другая вперед, назад. Игра: «Змейка на четвереньках». 1
Стойка на одной ноге с различными положениями рук. Игра: «Запрещенное движение». 1
Ходьба по гимнастической скамейке различными способами. Игра: «Кто быстрее соберет». 1

Тематическое планирование часов по предмету лечебная физическая культура
4класс
I четверть 8
Медицинский контроль 1
Проведение контрольных, медицинский мероприятий.1
Упражнения для формирования правильной осанки. 4
Основные положения и движения рук, ног и т.д. Игра: «Два сигнала». 1
Ходьба с предметом на голове. Игра «Китайские пятнашки».1
Упражнения у гимнастической стенки. Игра: «Мяч соседу».1
Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. Игра: «Пятнашки»
елочкой». 1
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки
и точности движения.3
Ходьба, бег по начерченным на полу ориентирам.1
Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.1
Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения (в квадрат, в круг). 1
II четверть 8
Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8
Упражнения для шейного отдела позвоночника. Игра: «Гонка мячей по кругу». 1
Упражнения для грудного отдела позвоночника. Игра: «Вот так карусель!». 1
Упражнения для поясничного отдела позвоночника. Игра: «Мяч — среднему». 1
Упражнения, сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет». 1
Упражнения, лежа на животе. Игра: «Запрещенное движение» . 1
Упражнения, лежа на боку. Игра: «Прыгающие воробушки». 1
Упражнения для мышц спины. Игра: «Пятнашки маршем». 2

III четверть 11
Упражнения для коррекции плоскостопия. 4
Упражнения для коррекции плоскостопия. Игра: «Два Мороза» .1
Ходьба на носках, на пятках. Игра: «Вот так позы». 1
Катание ногами мячей. Игра: «Снежком по мячу». 1
Катание ногами карандашей. Игра: «Метко в цель». 1
Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж.3
Упражнения на дыхание, расслабление. Игра: «Светофор». 1
Самомассаж рук, головы, ног. Игра: «Запрещенное движение». 1
Массаж пальцев, кистей рук. Игра: «Морские фигуры». 1
Общеразвивающие и корригирующие с мячами. 4
Броски мячей в пол, с отскоком на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. 1
Броски набивных мячей в парах. Эстафеты с мячами.1
Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра: «Зоркий глаз» . 1
Ведение мяча на месте, в движении. Игра: «Мяч — соседу».1
IV четверть 7
Лазанье 4
Пролезание сквозь гимнастические обручи Игра: «Замри». 1
Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра: «Делай так, делай эдак». 1
Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку. 1
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, в сторону. Игра: «Два сигнала». 1
Равновесие 4
Стойка на одной ноге, другая в сторону. Игра: «Змейка на четвереньках». 1
Стойка на одной ноге, другая в перед, назад. Игра: «Змейка на четвереньках». 1
Равновесие «ласточка» .Игра «Запрещенное движение». 1
Расхождение вдвоем поворотом при встрече на гимнастической скамейке. 1
5.Материально-техническое обеспечение
Спортивное оборудование:
 гимнастические маты


гимнастические стенки

 гимнастические скамейки
 скалодром
 спортивный уголок
 сенсорно-динамическая комната «Дом Совы»
Спортивный инвентарь
 малые и большие резиновые мячи
 скакалки, гимнастические палки
 гимнастические обручи
 набивные мячи, мячи
 фитболы
 эспандеры, тренажеры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».