ГКОУ «Нелидовская школа–интернат». РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО: ______________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ УР: «Нелидовская школа– интернат» __________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 - 4 классы (вариант 1) коррекционного курса «Лечебная физическая культура» (коррекционно-развивающая область) на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель физической культуры Антонова Татьяна Александровна г. Нелидово 2024г Содержание 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематическое планирование. 5. Материально – техническое обеспечение. 1.Адаптированная обучающихся разработана с в образовательного 1. Пояснительная записка основная образовательная программа умственной соответствии стандарта отсталостью с (интеллектуальными требованиями обучающихся федерального с образования нарушениями) государственного умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Общая цель программы по лечебной физкультуре: -поддержание оптимального уровня здоровья детей с учетом возрастных и физических особенностей связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата; - овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности доступными способами и умениями; - улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорнодвигательного аппарата (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие). Программа содействует осуществлению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития, двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме. Основное внимание уделяется развитию разносторонних способностей: точности воспроизведения и согласования движений в пространственных, временных и силовых параметрах. Кроме того, вырабатываются навыки равновесия, координации, ловкости и формируется стереотип правильной осанки. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: 1.Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление. 2.Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья. 3.Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития. 4.Содействовать воспитанию положительных нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья. Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету Программа по подготовленности, ЛФК составлена психофизических на основе и знаний о интеллектуальных физическом развитии возможностей детей и с нарушениями интеллекта 7-10 лет, рассчитана на любой уровень физического развития, двигательной подготовленности ребенка. Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. К концу 2 класса учащиеся должны знать: Параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом: «Выпрямись!»). Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности, личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего характера. К концу 3 класса учащиеся должны уметь: Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек») и общего характера ; ходить в различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с мячами, без предметов. Выполнять упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения», «Группировка», «Кошка »); упражнения для развития силы ( «Велосипед», «Брасс руками», «Лодочка», «Мост»); выполнять упражнения для развития координации движений; подвижные игры). Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, вытяжение носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов). Уметь правильно дышать; играть в подвижные игры. Выполнять полное произвольное расслабление мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения. Соблюдать правила безопасности на уроке, осуществлять подготовку рабочего места. К концу 4 класса учащиеся должны знать: Показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения). Значение самомассажа, очистительного дыхания, о физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания. Значение здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений, массажа; знать простейшие правила одной из выбранных спортивных игр. Учащиеся должны уметь: Периодически контролировать правильность осанки (у стены, у гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки; длительное время удерживать статические позы («Мост», «Березка», и др.). Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять элементы самомассажа. Играть в подвижные игры – «Тише едешь – дальше будешь», «Мяч в кругу», «Пятнашки елочкой» и др. В положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Выполнять упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц, играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в мишень», «Мяч в кругу», и др.); играть в волейбол сидя на полу воздушным мячом или другую игру по выбору. 3.Содержание обучения. Вид упражнения 1.Основные знания. Правила поведения и безопасности: правила гигиены; название упражнений, игр, инвентаря; правила игр; влияние упражнений на состояние здоровья; знание навыков правильной осанки, ходьбы; напряжение и расслабление мышц. 2. Освоение строевых упражнений Формирование навыка правильной осанки. Основная стойка, исходные положения, стоя у гимнастической стенки, зеркала, лежа па животе и спине. Построение в колонну по одному, в шеренгу и круг, размыкание на вытянутые руки. Поворот направо, налево, команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». Размыкание и смыкание приставным шагом. Передвижение по одному с сохранением правильной осанки. 3.Освоние навыков ходьбы. Ходьба обычная, на носках, в полуприседе, сохраняя правильную осанку. Ходьба с различными положениями рук, под счет учителя, с изменением длины шагов, с перешагиванием через мячи, скамейку, другие препятствия. 4. Комплексное и разностороннее развитие координационных способностей. Основные положения и движения руками, ногами, туловищем, выполняемые на месте из различных исходных положений и в движении. 5.Освоение навыков лазания Лазание по гимнастической стенке, скамейке. Подтягивание на горизонтальной и наклонной скамейках 6. Освоение элементарных умений в ловле, бросках, передачах мяча (использование мячей разного размера и веса). Ловля, передача, броски индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге, сохраняя правильную осанку. Ловля и передача в движении, броски в цель (кольцо, обруч). 7. Развитие координационных способностей. Сочетание разных видов ходьбы с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, сохраняя правильную осанку. Стойка на носках, на одной ноге с закрытыми глазами. Ходьба но гимнастической скамейке, упор, стоя на коленях, сидя, сохраняя правильную осанку. Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, флажками. Подвижные игры: «Точный расчет», «Метко в цель», «Мяч водящему», «Одиннадцать», «Тише едешь - дальше будешь», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Гонка мячей но кругу», «Вызовы по именам», «День и ночь», «Съедобное и несъедобное» и так далее, сохраняя правильную осанку. 8. Комплексное и разностороннее развитие двигательных умений и навыков. Сочетание движений ногами с одноименными и разноименными движениями руками, сохраняя и проверяя правильную осанку. Комплексы общеразвивающих упражнений разной координационной сложности. Комплексы для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. Дыхательные упражнения. Тренировка зрительного анализатора. 9. Самостоятельные занятия по развитию двигательных способностей. Выполнение различных исходных положений, сохраняя правильную осанку. Выполнение освоенных упражнений с предметами и без предметов, на равновесие. Упражнения в бросках, ловля и передача мяча. Общая характеристика учебного предмета Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому на занятиях ЛФК осуществляется связь обучения по предмету с практикой: происходит коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Физические упражнения являются действенным средством лечения, предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, сколиозов, что способствует дальнейшей социальной адаптации детей с ОВЗ. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Рабочая программа по ЛФК в 2-4 классе, в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, в неделю 1час. Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает определить медицинский контроль. Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК. Содержание учебного предмета лечебная физическая культура: 2 класс Содержание по теме Кол-во часов: 8ч I четверть I. Медицинский контроль.1ч II Упражнения для формирования правильной осанки. 4ч III Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения. 3ч II четверть- 8ч IV. Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8ч III четверть- 11ч V Упражнения для коррекции плоскостопия. 4ч VI Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж. 3ч VII Общеразвивающие и корригирующие упражнения с мячами. 4ч IV четверть -7ч VIII Лазанье 4ч IX Равновесие-3ч 3 класс Содержание по теме Кол-во часов: 8ч I четверть I. Медицинский контроль.1ч II Упражнения для формирования правильной осанки. 4ч III Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения. 3ч II четверть- 8ч IV. Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8ч III четверть- 11ч V Упражнения для коррекции плоскостопия. 4ч VI Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж. 3ч VII Общеразвивающие и корригирующие с мячами. 4ч IV четверть -7ч VIII Лазанье 4ч IX Равновесие-3ч 4 класс Содержание по теме I четверть-8ч I Проведение контрольных мероприятий, медицинский контроль.1ч II Упражнения для формирования правильной осанки. 4ч III Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения. 3ч II четверть-8ч IV Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8ч III четверть-11ч V Упражнения для коррекции плоскостопия. 4ч VI Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж. 3ч VII Общеразвивающие и корригирующие с мячами. 4ч IV четверть- 7ч VIII Лазанье. 4ч IX Равновесие. 4ч 4.Тематическое планирование часов по предмету лечебная физическая культура 2 класс I четверть 8 Медицинский контроль. 1 Проведение контрольных мероприятий, медицинских. 1 Упражнения для формирования правильной осанки. 4 Основные положения и движения рук, ног и т.д. Игра: «Два сигнала». 1 Ходьба с предметом на голове. Игра: «Китайские пятнашки». 1 Упражнения у гимнастической стенки. Игра: «Мяч соседу». 1 Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. Игра «Пятнашки» елочкой». 1 Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения. 3 Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Игра: «Запрещенное движение».1 Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя.1 Повороты направо, налево без контроля зрения. Игра: «Шишки, желуди, орехи».1 II четверть 8 Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8 Упражнения для шейного отдела позвоночника. Игра: «Гонка мячей по кругу».1 Упражнения для грудного отдела позвоночника. Игра: «Вот так карусель!». 1 Упражнения для поясничного отдела позвоночника. Игра: «Мяч — среднему».1 Упражнения, сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».1 Упражнения, лежа на животе. Игра: «Удочка». 1 Упражнения, лежа на боку. Игра: «Прыгающие воробушки».1 Упражнения для мышц спины. Игра: «Пятнашки маршем». 2 III четверть 11 Упражнения для коррекции плоскостопия. 4 Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия. Игра: «Снегурочка». 1 Ходьба на носках, на пятках. Игра: «Вот так позы».1 Катание ногами мячей. Игра: «Кто быстрее».1 Катание ногами карандашей. Игра: «Метко в цель».1 Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж.3 Упражнения на дыхание, расслабление. Игра: «Самые сильные». 1 Самомассаж рук, головы, ног. Игра: «Запрещенное движение». 1 Массаж пальцев, кистей рук. Игра: «Морские фигуры». 1 Общеразвивающие и корригирующие упражнения с мячами.4 Броски мячей в пол с отскоком заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч.1 Броски набивных мячей в парах. Эстафеты с мячами. 1 Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра: «Зоркий глаз» . 1 Ведение мяча на месте, в движении. Игра: «Мяч — соседу».1 IV четверть 7 Лазанье 4 Пролезание сквозь гимнастические обручи. Игра: «Замри». 1 Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра: «Делай так, делай эдак». 1 Лазанье по гимнастической стенке в сторону приставными шагами. 1 Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз. Игра: «Два сигнала». 1 Равновесие 3 Стойка на одной ноге, другая вперед, назад. Игра: «Змейка на четвереньках». 1 Стойка на одной ноге с различными положениями рук. Игра: «Запрещенное движение». 1 Ходьба по гимнастической скамейке различными способами. Игра: «Кто быстрее соберет». 1 Тематическое планирование часов по предмету лечебная физическая культура 3класс I четверть 8 Медицинский контроль. 1 Проведение контрольных мероприятий, медицинских. 1 Упражнения для формирования правильной осанки. 4 Основные положения и движения рук, ног и т.д. Игра: «Два сигнала». 1 Ходьба с предметом на голове. Игра: «Китайские пятнашки». 1 Упражнения у гимнастической стенки. Игра: «Мяч соседу». 1 Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. Игра «Пятнашки» елочкой». 1 Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения. 3 Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Игра: «Запрещенное движение».1 Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя.1 Повороты направо, налево без контроля зрения. Игра: «Шишки, желуди, орехи».1 II четверть 8 Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8 Упражнения для шейного отдела позвоночника. Игра: «Гонка мячей по кругу».1 Упражнения для грудного отдела позвоночника. Игра: «Вот так карусель!». 1 Упражнения для поясничного отдела позвоночника. Игра: «Мяч — среднему».1 Упражнения, сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».1 Упражнения, лежа на животе. Игра: «Удочка». 1 Упражнения, лежа на боку. Игра: «Прыгающие воробушки».1 Упражнения для мышц спины. Игра: «Пятнашки маршем». 2 III четверть 11 Упражнения для коррекции плоскостопия. 4 Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия. Игра: «Снегурочка». 1 Ходьба на носках, на пятках. Игра: «Вот так позы».1 Катание ногами мячей. Игра: «Кто быстрее».1 Катание ногами карандашей. Игра: «Метко в цель».1 Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж.3 Упражнения на дыхание, расслабление. Игра: «Самые сильные». 1 Самомассаж рук, головы, ног. Игра: «Запрещенное движение». 1 Массаж пальцев, кистей рук. Игра: «Морские фигуры». 1 Общеразвивающие и корригирующие с мячами.4 Броски мячей в пол с отскоком заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч.1 Броски набивных мячей в парах. Эстафеты с мячами. 1 Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра: «Зоркий глаз» . 1 Ведение мяча на месте, в движении. Игра: «Мяч — соседу».1 IV четверть 7 Лазанье 4 Пролезание сквозь гимнастические обручи. Игра: «Замри». 1 Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра: «Делай так, делай эдак». 1 Лазанье по гимнастической стенке в сторону приставными шагами. 1 Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз. Игра: «Два сигнала». 1 Равновесие 3 Стойка на одной ноге, другая вперед, назад. Игра: «Змейка на четвереньках». 1 Стойка на одной ноге с различными положениями рук. Игра: «Запрещенное движение». 1 Ходьба по гимнастической скамейке различными способами. Игра: «Кто быстрее соберет». 1 Тематическое планирование часов по предмету лечебная физическая культура 4класс I четверть 8 Медицинский контроль 1 Проведение контрольных, медицинский мероприятий.1 Упражнения для формирования правильной осанки. 4 Основные положения и движения рук, ног и т.д. Игра: «Два сигнала». 1 Ходьба с предметом на голове. Игра «Китайские пятнашки».1 Упражнения у гимнастической стенки. Игра: «Мяч соседу».1 Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. Игра: «Пятнашки» елочкой». 1 Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.3 Ходьба, бег по начерченным на полу ориентирам.1 Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.1 Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения (в квадрат, в круг). 1 II четверть 8 Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8 Упражнения для шейного отдела позвоночника. Игра: «Гонка мячей по кругу». 1 Упражнения для грудного отдела позвоночника. Игра: «Вот так карусель!». 1 Упражнения для поясничного отдела позвоночника. Игра: «Мяч — среднему». 1 Упражнения, сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет». 1 Упражнения, лежа на животе. Игра: «Запрещенное движение» . 1 Упражнения, лежа на боку. Игра: «Прыгающие воробушки». 1 Упражнения для мышц спины. Игра: «Пятнашки маршем». 2 III четверть 11 Упражнения для коррекции плоскостопия. 4 Упражнения для коррекции плоскостопия. Игра: «Два Мороза» .1 Ходьба на носках, на пятках. Игра: «Вот так позы». 1 Катание ногами мячей. Игра: «Снежком по мячу». 1 Катание ногами карандашей. Игра: «Метко в цель». 1 Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж.3 Упражнения на дыхание, расслабление. Игра: «Светофор». 1 Самомассаж рук, головы, ног. Игра: «Запрещенное движение». 1 Массаж пальцев, кистей рук. Игра: «Морские фигуры». 1 Общеразвивающие и корригирующие с мячами. 4 Броски мячей в пол, с отскоком на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. 1 Броски набивных мячей в парах. Эстафеты с мячами.1 Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра: «Зоркий глаз» . 1 Ведение мяча на месте, в движении. Игра: «Мяч — соседу».1 IV четверть 7 Лазанье 4 Пролезание сквозь гимнастические обручи Игра: «Замри». 1 Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра: «Делай так, делай эдак». 1 Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку. 1 Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, в сторону. Игра: «Два сигнала». 1 Равновесие 4 Стойка на одной ноге, другая в сторону. Игра: «Змейка на четвереньках». 1 Стойка на одной ноге, другая в перед, назад. Игра: «Змейка на четвереньках». 1 Равновесие «ласточка» .Игра «Запрещенное движение». 1 Расхождение вдвоем поворотом при встрече на гимнастической скамейке. 1 5.Материально-техническое обеспечение Спортивное оборудование: гимнастические маты гимнастические стенки гимнастические скамейки скалодром спортивный уголок сенсорно-динамическая комната «Дом Совы» Спортивный инвентарь малые и большие резиновые мячи скакалки, гимнастические палки гимнастические обручи набивные мячи, мячи фитболы эспандеры, тренажеры.