ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. _____________Н.Н. Козырь Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (вариант 1) учебного предмета «Труд (технология)» (столярное дело) (Образовательная область «Технология») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Петров Николай Иванович г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ......................................................................................... 8 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................................... 10 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1), с учетом реализации особых образовательных потребностей. Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 272 часа в год (8 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд». Цель обучения – повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регулярной трудовой деятельности, формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Задачи обучения: − развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности); − обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; − расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; − ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; − формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации; − ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; − формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; 3 − формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; − совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; − развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» «Столярное дело» в 8 классе определяет следующие задачи: − формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними; − формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование, названия; − формирование знаний о дереве: основные части; − знание правил техники безопасности при работе ручным столярным инструментом; − закрепление знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж; назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров; − закрепление знаний об устройстве и применении столярных инструментов и приспособлений; − закрепление умений работать ручным столярным инструментом; закрепление знаний о резьбе по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы; − формирование умений резьбы по дереву, геометрического орнамента; − закрепление умений читать простейшие чертежи; составления простейшего − закрепление умений делать разметку столярным угольником и линейкой, рейсмусом; − закрепление знаний о видах абразивных материалов, брусках для заточки и правки стамески и долота, способах определения качества заточки, правил ТБ при затачивании; − формирование умений выполнять соединение врезкой, угловое концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3, УК-4, УК-2, УЯ-1,УЯ-2. 4 Планируемые результаты освоения рабочей программы предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 8 классе по учебному Личностные результаты: − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 8 классе Минимальный уровень: − знать правила техники безопасности; − понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; − знать названия материалов и изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту; − иметь представления об основных свойствах используемых материалов; − знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; − уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для работы; − владеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов; − читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж, используемые в процессе изготовления изделия; − иметь представления о разных видах профильного труда; − понимать значение и ценность труда; − заботливо и бережно относиться к общественному достоянию; − участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в группе; − соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность. 5 Достаточный уровень: − знать правила техники безопасности и соблюдать их; − понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё рабочее место; − производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для работы; − определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с физическими, декоративнохудожественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности; − экономно расходовать материалы; − планировать предстоящую практическую работу; − знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и поставленных целей; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; − уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства; − понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 8 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. 6 Критерии оценки предметных результатов Теоретическая часть: Оценка «5» ставится, если: − теоретический материал усвоен в полном объёме; − изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Оценка «4» ставится, если: − в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, − материал изложен неточно, − применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится, если: − в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, − ответ не самостоятельный, − дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2» не ставится. Практическая часть: Оценка «5» ставится если: − качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям − работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится если: − к качеству выполненной работы имеются замечания; − качество частично не соответствует технологическим требованиям; − работа выполнена самостоятельно. Оценка «3» ставится если: − качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям; − работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» не ставится. 7 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение профильному труду в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В 8 классе обучающиеся: II. − продолжают изучение свойства древесины (цвет, текстура, влажность, прочность); − изучают основные пороки и дефекты древесины; − продолжают изучать разметочные и столярные инструменты; − изучают теоретические основы правильной и безопасной работы столярными инструментами, − изучают основные виды резания древесины (продольное, поперечное, торцевое), − знакомятся с основными рыночными понятиями и изучают крепёжные изделия и фурнитуру. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового. Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности. Содержание разделов № Название темы Кол-во Контрольные часов работы, тесты 1. Заделка пороков древесины 32 1 2. Пиломатериалы 4 3. Изготовление столярного изделия 14 4. Ручной инструмент для строгания 20 1 5. Изготовление разметочного инструмента 24 1 6. Токарные работы 34 1 8 7. Работа с чертежами. 20 8. Представление о резании древесины 12 9. Изготовление детской скамейки 36 1 10. Ремонт мебели 26 1 11. Мебельная фурнитура. 16 1 238 8 Итого: 1 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень III. № Тема урока Заделка пороков древесины-32 часа 1-2 Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности 3-4 Противопожарная и электробезопасность 2 2 Знакомство с задачами обучения в 8 классе, с планом работы на год. Продолжение формирования представлений о профессии столяр. Повторение правила техники безопасности. Умение организовать рабочее место Знакомство с причинами пожаров и причинами травматизма. Изучение основных правил противопожарной безопасности в мастерской, средств пожаротушения. Изучение основных норм электробезопасности оборудования Повторяют правила поведения в мастерской, умеют организовать рабочее место с помощью учителя Знакомятся с задачами обучения в 8 классе, с планом работы на год. Расширяют представление о профессии столяр. Организуют рабочее место Знакомятся с причинами пожаров и причинами травматизма. Изучают основные правила противопожарной безопасности в мастерской, средства пожаротушения. Изучают основные нормы электробезопасности оборудования Знакомятся с причинами пожаров и причинами травматизма. Изучают основные правила противопожарной безопасности в мастерской, средства пожаротушения. Изучают основные нормы электробезопасности оборудования Соблюдаю правила электробезопасности при работе с электроинструментом и применяют эти знания на практике 7 Знакомство с основными дефектами и пороками древесины. Анализ причин и последствия дефектов и пороков древесины. Выявление пороков и их исправление. Применение шпатлевки для устранения дефектов Знакомятся с основные дефекты и пороки древесины. Анализируют причины и последствия дефектов и пороков древесины. Применяют приемы работы шпателем на практике 12-14 Устройство сверлильного станка 3 15-19 Сверление на станке 5 Расширение знаний об устройстве сверлильного станка и его назначение. Закрепление знаний об устройстве узлов и деталей сверлильного станка, принципе работы станка Знакомство с приспособлением для крепления деталей для сверления. Повторение правила техники безопасности при сверлении. Обучение приемам уборка и смазка станка Повторяют устройство сверлильного станка. С помощью учителя называют узлы и детали сверлильного станка Знакомятся с Знакомятся с принципами приспособлениями для действия приспособления для крепления деталей крепления деталей для для сверления. сверления. Демонстрируют на Демонстрируют на практике практике знания знания правил техники правил техники безопасности. безопасности. Владеют приемами уборки и Владеют приемами уборки и смазки сверлильного станка. Владеют приемами работы на смазки сверлильного станке станка 5-11 Заделка дефектов и пороков древесины Знакомятся с основными дефектами и пороками древесины. Анализируют причины и последствия дефектов и пороков древесины. Определяют дефекты на образцах. Применяют приемы работы шпателем на практике Повторяют устройство сверлильного станка. Объясняют устройство механизмов и принцип работы станка 20-22 Выдалбливание отверстий и сверление 3 23-25 Подготовка материала к заделке дефекта 3 26-27 Высверливание и выдалбливание отверстия 2 28-29 Изготовление заплатки 2 Знакомство с приемами выдалбливание сквозных и глухих отверстий и последующего сверления. Формирование умения выбора сверла для работы. Повторение сведений об инструменте и правилах пользования им. Контроль за соблюдением правил техники безопасности Знакомство с приемами выявления и определения места заплатки из дерева. Формирование навыков разметки под заплатку. Определение последовательности работ Знакомство с приемами определения глубины дефекта и последующего высверливания по размеру. Знакомство с техническими требованиями к качеству выполняемой операции С помощью учителя размечают заготовку и выполняют выдалбливание сквозных и глухих отверстий с последующим сверлением. Выполняют правила техники безопасности Размечают заготовку и выполняют выдалбливание сквозных и глухих отверстий с последующим сверлением. Умеют сделать выбор сверла. Повторяют сведения об инструменте и правилах пользования им. Выполняют правила техники безопасности С помощью учителя выявляют и определяют места заплатки из дерева. Размечают место под заплатку Выявляют и определяют места заплатки из дерева. Размечают место под заплатку. Определяют последовательность работ С помощью учителя определяют глубину дефекта. Высверливают отверстие по размеру. Соблюдают технические требования к качеству выполняемой операции Формирование навыков С помощью учителя изготовления заплатки и изготавливают заплатку и закрепление знаний технических выполняют технические требований к выполняемой требования к выполняемой работе работе Определяют глубину дефекта. Высверливают отверстие по размеру. Соблюдают технические требования к качеству выполняемой операции Изготавливают заплатку и выполняют технические требования к выполняемой работе 30-32 Вставка заплатки на клею. Тест 3 33-36 Пиломатериалы и их назначение. Характеристика пиломатериала 4 37-38 Изготовление коробки для шахмат 2 Расширение знаний о видах клея и их свойствах. Развитие навыков выполнения заплатки на клею. Знакомство с техническими требованиями к выполняемой работе С помощью учителя выполняют установку заплатки на клею. Соблюдают технологические требования к выполняемой работе. Выполняют чистовую отделку Пиломатериалы-4 часа Расширение знаний о Рассматривают назначении пиломатериалов и образцы способах их получения. пиломатериалов. Проверка знаний о Просматривают видеофильм разновидностях пиломатериала и о производстве его применении. пиломатериалов. Закрепление знаний о хранении Оформляют лист в тетради и подготовке материала к «Разновидности работе. пиломатериалов» с Обучение алгоритму обмера и помощью учителя нахождение стоимость материала Изготовление коробки для шашек-14 часов Оформление эскиза коробки с Повторяют понятия «эскиз» указанием размеров и и «технический рисунок». материала. С помощью учителя Составление технологической составляют карты для поэтапного технологическую карту. Рассматривают образец изготовления изделия изделия Знакомятся с видами клея и их свойствами. Выполняют установку заплатки на клею. Знакомятся с техническими требованиями к выполняемой работе. Выполняют чистовую отделку Рассматривают образцы пиломатериалов. Просматривают видеофильм о производстве пиломатериалов. Оформляют лист в тетради «Разновидности пиломатериалов». Знакомятся с алгоритмом обмера и нахождения стоимости материалов Повторяют понятия «эскиз» и «технический рисунок». Выполняют эскиз и технический рисунок изделия. Рассматривают образец изделия. Составляют технологическую карту 39-40 Изготовление коробки для шашек. Изготовление деталей коробки 2 41-44 Соединение деталей коробки 4 Повторение правил черновой и чистовой разметки. Повторение правил и приемов строгания, отпиливания. Повторение правил безопасной работы при разметке, строгании, пилении, шлифовании. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия- основы (коробки): черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей; чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам Повторяют правила черновой и чистовой разметки. Повторяют правила и приемы строгания, отпиливания. Повторяют правила безопасной работы при разметке, строгании, пилении, шлифовании. Выполняют столярные операции по изготовлению изделияосновы (коробки): черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей; чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам с помощью учителя Повторение правил соединения Повторяют правила деталей, подгонки, склеивания. соединения деталей, Повторения правил техники подгонки, склеивания. безопасности при работе с Повторяют правила техники клеем. безопасности при работе с Выполнение соединения клеем. деталей; подгонка и склеивание Выполняют соединения соединений рамки; изготовление деталей; подгоняют и крышек коробки из фанеры склеивают соединения рамки; изготовляют крышку коробки из фанеры с помощью учителя Повторяют правила черновой и чистовой разметки. Повторяют правила и приемы строгания, отпиливания. Повторяют правила безопасной работы при разметке, строгании, пилении, шлифовании. Выполняют столярные операции по изготовлению изделия- основы (коробки): черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей; чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам Повторяют правила соединения деталей, подгонки, склеивания. Повторяют правила техники безопасности при работе с клеем. Выполняют соединения деталей; подгоняют и склеивают соединения рамки; изготовляют крышку коробки из фанеры 45-48 Соединение крышек рамки 4 49-50 Отделка изделия. качества изделия 2 готового Оценка готового Знакомство с соединением рамок с помощью петель. Соединение крышек с рамкой; зачистка поверхностей изделия, выполнение соединения двух рамок с помощью петель Повторение правил безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой и окраске изделия лаком. Зачистка поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Покрытие лаком. Знакомство с техническими требованиями к выполнению операций. Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы Соединяют крышки с рамкой; зачищают поверхности изделия, выполняют соединение двух рамок с помощью петель с помощью учителя Знакомятся с соединением рамок с помощью петель. Соединяют крышки с рамкой; зачищают поверхности изделия, выполняют соединение двух рамок с помощью петель Повторяют правила безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой и окраске изделия лаком. Зачищают поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Покрывают лаком с помощью учителя Повторяют правила безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой и окраске изделия лаком. Зачищают поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Покрывают лаком. Соблюдают технологические требования к выполнению операций. Оценивают качество готового изделия. Анализируют выполненную работу Ручной инструмент для строгания-20 часов 51-53 Строгание. Техника строгания. Правила техники безопасности при строгании 3 Повторение правил строгания. Знакомство с устройством стругов, техникой строгания. Закрепление знаний о правилах техники безопасности при строгании. Повторение названия и области применения инструментов: шерхебеля, фуганка, рубанка Дают определение процессу строгания. Рассказывают об инструменте для строгания. Знакомятся с техникой строгания. Повторяют правила техники безопасности при строгании. Дают определение процессу строгания. Рассказывают об инструменте для строгания. Знакомятся с техникой строгания. Повторяют правила техники безопасности при строгании. Рассматривают инструменты: шерхебель, фуганок и рубанок. 54-55 Виды рубанков и их назначение. Устройство 2 56-62 Строгание по ровной поверхности 7 63-64 Строгание окружности по 2 ручки 4 65-68 Изготовление для молотка Рассматривают инструменты: шерхебель, фуганок и рубанок Обучение приемам строгания, Знакомятся с приемами подготовке инструментов и их строгания. С помощью применению. учителя подготавливают Знакомство с устройством инструмент для строгания. стругов, техникой строгания. Знакомятся с устройством Закрепление правил техники стругов и техникой безопасности при строгании строгания. Повторяют правила техники безопасности при строгании Знакомство с правилами С помощью учителя подготовки стругов к работе. подготавливают струги к Обучение приемам крепления и работе. технике строгания. Демонстрируют Контроль за применением правильные приемы стругов. строгания. Выявление знаний правил Повторяют правила техники безопасности при техники безопасности при строгании строгании Знакомство с приемами С помощью учителя разметки и строгания по делают разметку по окружности. Осуществление окружности. контроля при строгании за Осуществляют размерами самоконтроль при строгании по размерам Повторение правил разметки Рассматривают образцы изделия. материала. Строгание по разметке. Контроль за размерами Анализируют операции, их использование Знакомятся с приемами строгания. Подготавливают инструмент для строгания. Знакомятся с устройством стругов и техникой строгания. Повторяют правила техники безопасности при строгании Подготавливают струги к работе. Демонстрируют правильные приемы крепления и технику строгания. Правильно используют струги. Повторяют правила техники безопасности при строгании Повторяют понятие окружности. Делают разметку по окружности. Осуществляют самоконтроль при строгании по размерам Повторяют правила разметки. Рассматривают образцы изделия. Выполняют разметку, строгание по разметке. 69-70 Отделка изделия и шлифовка. Тест 2 Повторение правил безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой. Зачистка поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Повторение технических требований к выполнению операций. Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы С помощью учителя выполняют разметку, строгание по разметке Повторяют правила безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой. Зачищают поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Осуществляют контроль за размерами Повторяют правила безопасной работы при работе со шлифовальной шкуркой. Зачищают поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Соблюдают технологические требования к выполнению операций. Оценивают качество готового изделия. Анализируют выполненную работу Изготовление разметочного инструмента-24 часа 71-73 Знакомство с изделием (разметочные инструменты) Последовательность изготовления изделия 3 Знакомство с разметочными инструментами: детали изделия, материалы для его изготовления, способы соединения деталей. Знакомство со сборочными чертежами изделия. Чтение сборочных чертежей. Составление последовательности изготовления разметочного инструмента в коллективной беседе Знакомятся с разметочным инструментом: детали изделия, материалы для его изготовления, способы соединения деталей. Знакомятся со сборочными чертежами изделия. Составляют последовательность изготовления разметочного инструмента в коллективной беседе Знакомятся с разметочным инструментом: детали изделия, материалы для его изготовления, способы соединения деталей. Знакомятся со сборочными чертежами изделия. Читают сборочные чертежи. Составляют последовательность изготовления разметочного инструмента в коллективной беседе 74-76 Подготовка инструмента к работе с твердыми материалами. 3 Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для работы с твердыми породами древесины. Строгание древесины из твердых пород. Контроль за качеством изделия. Повторение правил работа со штангенциркулем, малкой, рейсмусом, шаблоном С помощью учителя подготавливают рубанок для работы с твердыми породами древесины. Обучаются приемам строгания древесины из твердых пород 77-86 Изготовление столярного угольника 10 С помощью учителя размечают материал и изготавливают основные детали угольника, производя распиливание по длине. Под руководством учителя собирают угольник «насухо» 87-90 Сборка столярного угольника. 4 Разметка материала и изготовление основных деталей угольника. Выпиливание колодки и пера. Выстрагивание поверхностей колодки и пера по заданным размерам. Долбление проушины и подгонка соединения. Сборка угольника «насухо» Зачистка и подгонка изготовленных деталей. Склеивание угольника и проверка контрольными инструментами. Разметка длины пера и колодки. Отпиливание припуска. С помощью учителя зачищают и подгоняют изготовленные детали. Склеивают угольник и проверяют контрольными инструментами. Размечают длину пера и колодки. Подбирают материал для изделия. Подготавливают рубанок для работы с твердыми породами древесины. Обучаются приемам строгания древесины из твердых пород. Осуществляют контроль за качеством изделия. Повторяют правила работы со штангенциркулем, малкой, рейсмусом, шаблоном Размечают материал и изготавливают основные детали угольника. Выпиливают колодку и перо. Выстрагивают поверхности колодки и пера по заданным размерам. Долбят проушины и подгоняют соединения. Собирают угольник «насухо» Работают с предметнотехнологической картой. Зачищают и подгоняют изготовленные детали. Склеивают угольник и проверяют контрольными инструментами. Размечают длину пера и колодки. Отпиливают припуск 90-94 Окончательная отделка столярного угольника. Тест 9599 100102 4 Токарный станок и его устройство 5 Работа с точными приборами. Штангенциркуль 3 Знакомство с правилами Знакомятся с правилами окончательной отделки окончательной отделки столярного угольника. столярного угольника. Окончательная отделка Окончательно отделывают столярного угольника. столярный угольник Знакомство с техническими требованиями к качеству выполненной операции Токарные работы-34 часа Знакомство с токарным Знакомятся с токарным станком и его устройством: станком и его управление станком, устройством: управление кинематическая и станком, уход за станком. механические схемы станка, Повторяют правила уход за станком, принцип безопасной работы на работы станка. Повторение станке. правил безопасной работы на Знакомятся с правилами станке. Знакомство с предупреждения поломок и правилами предупреждения брака поломок и брака. Знакомство с применением штангенциркуля, нониус Знакомятся с правилами окончательной отделки столярного угольника. Окончательно отделывают столярный угольник. Соблюдают технические требования к качеству выполненной операции Повторение видов измерительных инструментов, применение их в работе. Знакомство с устройством штангенциркуля. Знакомство с правилами использование нулевого деления нониуса. Повторяют виды измерительных инструментов, применение их в работе. Знакомятся с устройством штангенциркуля. Знакомятся с правилами использование нулевого деления нониуса. Повторяют виды измерительных инструментов, применение их в работе. Знакомятся с устройством штангенциркуля с помощью учителя Знакомятся с токарным станком и его устройством: управление станком, кинематическая и механические схемы станка, уход за станком, принцип работы станка. Повторяют правила безопасной работы на станке. Знакомятся с правилами предупреждения поломок и брака. Знакомятся с применением штангенциркуля, нониус 103106 Приемы работы на токарном станке 4 107117 Изготовление для рашпиля 11 ручки Знакомство с приемами работы со штангенциркулем Знакомятся с организацией рабочего места при работе на станке. Знакомятся с правилами выбора инструмента и проверка надежности режущих инструментов. Знакомятся с правилами определения центров при креплении заготовки. Повторяют правила безопасной работы на токарном станке Составление последовательности при изготовлении ручки для рашпиля в коллективной беседе. Требования к ручкам напильников и подготовка заготовки к работе. Установка заготовки на станок и проверка надежности крепления. Вытачивание цилиндра и проверка размеров штангенциркулем. Технические требования к качеству выполняемой работы. Знакомятся с приемами работы со штангенциркулем С помощью учителя Организовывают рабочее место организовывают рабочее при работе на станке. место при работе на Выбирают инструмент и станке. проверяют надежность режущего Знают правила безопасной инструмента. работы на токарном станке Определяют центры при креплении заготовки. Знают правила безопасной работы на токарном станке С помощью учителя учатся определению последовательности при изготовлении изделия. Изучают требования к ручкам напильников и подготовке заготовки к работе. Закрепляют навыки по отделке изделия и проверке размеров ручки Работают с предметнотехнологической картой. Составляют последовательность при изготовлении изделия в коллективной беседе. Изучают требования к ручкам напильников и подготовке заготовки к работе. Учатся приемам установки заготовки на станок и проверке надежности крепления. Вытачивают цилиндр и проверяют размеры штангенциркулем. Повторяют технические требования к качеству выполняемой работы. 118128 129138 Изготовление кухонной утвари (толкушки). Тест Работа чертежами с 11 10 Окончательная отделка изделия и проверка размеров ручки Рассматривание образцов изделия. Выполнение эскиза кухонной разделочной доски. Определение технологической последовательности при изготовлении. Разметка и выпиливание по размерам. Отделка изделия Рассматривают образцы изделия. С помощью учителя учатся выполнять эскиз кухонной разделочной доски. Под руководством учителя определяют технологическую последовательность при изготовлении. Размечают и выпиливают заготовку по размерам. Выполняют отделку изделия Работа с чертежами-20 часов Повторение понятий эскиз и Повторяют понятия чертеж, основные линии «эскиз» и «чертеж». С чертежа, масштаб и его помощью учителя применение в чертеже. находят основные Выполнение чертежа детали линии чертежа. Перенос деталей чертежа на Повторяют линии чертежа, инструменты поверхность заготовки при для черчения, понятия разметке «контур», «размер», «масштаб» Закрепляют навыки по отделке изделия и проверке размеров ручки Рассматривают образцы изделия. Учатся выполнять эскиз кухонной разделочной доски. Определяют технологическую последовательность при изготовлении. Размечают и выпиливают заготовку по размерам. Выполняют отделку изделия. Анализируют работу выполненную Повторяют понятия «эскиз» и «чертеж». Учатся находить основные линии чертежа. Изучают масштаб и его применение в чертеже. Переносят детали чертежа на поверхность заготовки при разметке. Повторяют линии чертежа, инструменты для черчения, понятия «контур», «размер», «масштаб». Выполняют чертеж детали 139140 Изготовление разделочной доски. Составление технологической карты изделия 2 141148 Изготовление разделочной доски. Тест 8 Назначение разделочной доски. Оформление чертежа с учетом масштаба. Повторение понятий по чертежу. Составление технологической карты с описанием операций, применения инструмента и нанесения рисунка на изделие Обсуждают назначение разделочной доски. С помощью учителя оформляют чертеж с учетом масштаба. Составляют технологическую карту с описанием операций, применяют инструмент и наносят рисунок на изделие. Повторяют названия линий чертежа, инструменты для черчения Выбор материала и нанесение С помощью учителя разметки согласно размерам. выпиливают по размерам Выпиливание по размерам и и зачищают изделия. зачистка изделия. Выполняют разметку и Выпиливание сложных сверление отверстия на контуров разделочной доски. станке. Разметка и сверление Наносят рисунок на изделие. отверстия на станке. Нанесение рисунка на изделие. Повторяют назначение Окончательна отделка изделия. линий чертежа, Аннализ выполненной работы инструменты для черчения Обсуждают назначение разделочной доски. Оформляют чертеж с учетом масштаба. Составляют технологическую карту с описанием операций, применяют инструмент и наносят рисунок на изделие. Повторяют названия линий чертежа, инструменты для черчения, понятия «контур, размер, масштаб» Осуществляют выбор материала и нанесение разметки согласно размерам. Повторяют назначение линий чертежа, инструменты для черчения. Повторяют понятия «контур», «размер», «масштаб», «пиление», «ножовка», «полотно». Выпиливают по размерам и зачищают изделия. Выпиливают сложные контуры разделочной доски. Выполняют разметку и сверление отверстия на станке. Наносят рисунок на изделие. Выполняют рисунок. Проводят окончательную отделку изделия. Анализируют выполненную работу 149160 161162 Виды резания древесины, определение формы резцов Изделие детская скамейка. Знакомство с изделием 12 2 Представление о резании древесины-12 часов Повторение видов резьбы по Знакомятся с изделиями, дереву: элементы, основные выполненными в технике грани и углы при резьбы по дереву. прямолинейном резании. Рассматривают элементы, Знакомство с видами резания основные грани и углы при древесины (продольное, прямолинейном резании. поперечное, торцовое). С помощью учителя Влияние на процесс резания повторяют виды резания изменения углов резца. древесины (продольное, Определение формы резцов поперечное, торцовое). Учатся определять формы резцов. Рассматривают образцы резцов. Зарисовывают простые схемы резьбы Изготовление детской скамейки-36 часов Рассмотрение и анализ образца Рассматривают и детской скамейки. анализируют Определение основных образец детской скамейки. С деталей изделия. Выполнение эскиза скамейки. помощью учителя называют основные Подбор материала для детали изделия. изготовления. Повторяют виды резьбы. Знакомятся с изделиями, выполненными в технике резьбы по дереву. Рассматривают элементы, основные грани и углы при прямолинейном резании. Повторяют виды резания древесины (продольное, поперечное, торцовое). Под руководством учителя анализируют влияние на процесс резания изменения углов резца. Учатся определять формы резцов. Рассматривают образцы резцов. Зарисовывают простые схемы резьбы Рассматривают и анализируют образец детской скамейки. Называют основные детали изделия. Подбирают материалы для изготовления. Выполняют эскиз скамейки. Анализ чертежа изделия Под руководством учителя подбирают материалы для изготовления Составляют технологическую последовательность изготовления скамейки в коллективной беседе Изучают чертеж изделия Рассматривают и анализируют под руководством учителя способы соединения деталей в приспособлениях. Определяют возможный брак при сборке изделия и меры его предупреждения. Знакомятся с образцами фурнитуры и крепежами соединений. Определяют вид соединения на образцах: на шурупах, врезке и с помощью казеинового клея Знакомятся с металлической фурнитурой для соединения сборочных единиц. Определяют разъёмные и неразъёмные соединения. 163 164 Технология изготовления изделия 2 Составление технологической последовательности изготовления скамейки в коллективной беседе. Определение технологии изготовления отдельных деталей (ножки, сидения, перекладины) и запись в тетради 165166 Способы соединения деталей 2 Знакомство со способами соединения деталей в приспособлениях. Возможный брак при сборке изделия и меры его предупреждения. Образцы фурнитуры, крепежа соединений Рассматривают под руководством учителя способы соединения деталей в приспособлениях. Определяют возможный брак при сборке. Знакомятся с образцами фурнитуры и крепежами соединений 167168 Разборные соединения в столярно-мебельных изделиях 2 Знакомство с металлической фурнитурой для соединения сборочных единиц. Под руководством учителя знакомятся с металлической фурнитурой для Составляют технологическую последовательность изготовления скамейки в коллективной беседе. Определяют технологию изготовления отдельных деталей (ножки, сидения, перекладины) и записывают в тетради Знакомство с разъёмными и неразъёмными соединениями, их применение. Рассмотрение образцов фурнитуры, крепежи соединений. Установка и выбор фурнитуры для соединения соединения сборочных единиц. С помощью учителя учатся определять разъёмные и неразъёмные соединения. Рассматривают их применение. Учатся устанавливать фурнитуру и крепежи соединения Рассматривают их применение. Выбирают и устанавливают фурнитуру и крепежи соединений 169170 Бригадный метод работы 2 Знакомство с бригадным методом работы при производстве мебели, раздельной организации работы. Учет индивидуальных способностей при бригадной организации работы Знакомятся с бригадным методом работы при производстве мебели, раздельной организации работы с помощью учителя Знакомятся с бригадным методом работы при производстве мебели, раздельной организации работы. Учитывают индивидуальные способности при бригадной организации работы. Производят разделение на бригады 171173 Выпиливание черновой заготовки сидения 3 Подбор материала и выпиливание с припуском основного изделия. Повторение правил строгания, выбора базовой пласти. Строгание базовой пласти С помощью учителя подбирают материал и выпиливают с припуском основное изделие. Строгают базовую пласть Подбирают материал и выпиливают с припуском основного изделия. Повторяют правила строгания, выбора базовой пласти. Строгают базовую пласть 174177 Изготовление чистовой заготовки сидения 4 Повторение правил чистовой Учатся выполнять обработки изделия. чистовую обработка Применение рубанка для изделия чистовой обработки изделия. Повторяют правила чистовой обработки изделия. Применяют рубанок для чистовой обработки изделия. Контроль за соблюдением размера при строгании Изучение сборочного чертежа детской скамейки. Построение чертежа и составление последовательности изготовления изделия. Технические требования к выполнению пиления и строгания. Изготовление перекладины скамейки Контролируют соблюдение размера при строгании 178179 Построение чертежа и изготовление перекладины 2 Под руководством учителя изучают сборочный чертеж детской скамейки. Повторяют технические требования при пилении и строгании. Изготавливают перекладину скамейки 180 181 Построение чертежа и изготовления ножек для скамейки 2 Изучение сборочного чертежа детской скамейки. Построение чертежа и составление последовательности изготовления ножек для скамейки. Технические требования к выполнению пиления, строгания, долбления. Изготовление ножек скамейки С помощью учителя составляют последовательность изготовления ножек для скамейки. Соблюдают технологические требования выполнения пиления и строгания. Изготавливают ножки скамейки 182183 Разметка и выпиливание криволинейных поверхностей ножек 2 Разметка криволинейных поверхностей ножек с помощью циркуля. Выпиливание по разметке. Под руководством учителя выполняют выпиливание по разметке. Соблюдают технологические Изучают сборочный чертеж детской скамейки. Выполняют построение чертежа и записывают последовательность изготовления изделия. Повторяют технические требования при пилении и строгании. Повторяют значение терминов: чертеж, макет. Изготавливают перекладину скамейки Изучают сборочный чертеж детской скамейки. Строят чертеж и составляют последовательность изготовления ножек для скамейки. Соблюдают технологические требования выполнения пиления, строгания и долбления. Изготавливают ножки скамейки Учатся выполнять разметку криволинейных поверхностей ножек с помощью циркуля. Выполняют выпиливание по разметке. Технические требования к выполнению криволинейного пиления Повторяют способы обработки криволинейных поверхностей стамеской согласно размерам чертежа. Технические требования к обработке изделия стамеской. Контроль за соблюдением размеров требования к выполнению криволинейного пиления С помощью учителя осуществляют подготовку к обработке изделия напильником. Повторяют виды напильников и их применение 184187 Обработка криволинейных поверхностей стамеской 4 188190 Обработка криволинейных поверхностей напильником 3 Подготовка обработки изделия напильником. Повторение видов напильников и их применение. Требования при обработке изделия напильником 191192 Обработка криволинейных поверхностей шлифовальной бумагой 2 Повторение видов и назначений шлифовальной бумаги и ее применение для обработки изделия. Обработка криволинейных поверхностей шлифовальной бумагой. Определение чистоты обработки Учатся обработке криволинейных поверхностей стамеской согласно размерам чертежа. Соблюдают технологические требования к обработке изделия стамеской. Выполняют контроль за соблюдением размеров с помощью учителя Соблюдают технологические требования к выполнению криволинейного пиления Учатся обработке криволинейных поверхностей стамеской согласно размерам чертежа. Соблюдают технологические требования к обработке изделия стамеской. Выполняют контроль за соблюдением размеров Осуществляют подготовку к обработке изделия напильником. Повторяют виды напильников и их применение. Соблюдают технологические требования при обработке изделия напильником Повторяют виды и Повторяют виды и назначение назначение шлифовальной шлифовальной бумаги и ее бумаги и ее применением применением для обработки для обработки изделия. изделия. Учатся обработке Учатся обработке криволинейных криволинейных поверхностей поверхностей шлифовальной бумагой. шлифовальной бумагой. Определяют чистоту обработки Определяют чистоту обработки с помощью учителя Знакомятся с назначением нагелей и их разновидностями. С помощью учителя изготавливают нагель. Повторяют особенности организации рабочего места при работе. Рассматривают образцы изделий Знакомятся с инструментами для разметки мест соединения деталей. С помощью учителя выполняют сверление глухих отверстий. Выполняют контроль за глубиной сверления отверстий 193194 Изготовление нагелей 2 Знакомство с нагелями и их назначением. Разметка и изготовление нагелей. Особенности организации рабочего места при работе. Рассмотрение образцов изделия 195196 Разметка мест и соединение деталей. Окончательная отделка изделия. Тест 2 197198 Эксплуатация мебели и причины ее износа 2 Повторение видов инструментов для разметки мест соединения деталей. Подготовка сверлильного станка и сверление глухих отверстий. Контроль за глубиной сверления отверстий. Сборка изделия и проверка по размерам. Окончательная отделка изделия Ремонт мебели-26 часов Знакомство с правилами Рассматривают и эксплуатации мебели и анализируют под причины ее износа. руководством учителя Выявление износа и меры по условия эксплуатация предупреждению и мебели и причины ее сохранности мебели. износа. Знакомятся с назначением нагелей и их разновидностями. Выполняют разметку и изготовление нагелей. Повторяют особенности организации рабочего места при работе. Рассматривают образцы изделий Знакомятся с инструментами для разметки мест соединения деталей. Подготавливают сверлильный станок для сверления глухих отверстий. Выполняют контроль за глубиной сверления отверстий. Осуществляют сборку изделия и проверку по размерам. Выполняют окончательную отделку изделия Рассматривают и анализируют под руководством учителя условия эксплуатация мебели и причины ее износа. Учатся выявлять износ. Знакомство с понятиями: мебель, износ, дефектная ведомость Определение причин износа мебели и видов ремонта. Восстановление шиповых соединений, покрытие лицевой стороны, замена испорченных деталей. Технические требования к разборке и сборке, ремонту и качеству готового изделия Расширяют знания о мерах по предупреждению и сохранности мебели Учатся определять причины износа мебели и виды ее ремонта. Под руководством учителя знакомятся с техническими требованиями к разборке и сборке, ремонту и качеству готового изделия. Повторяют значение терминов: износ, дефект, дефектная ведомость 199202 Определение причин износа мебели и определение ремонта 4 203210 Ремонт столярного верстака. Определение объема работ 8 Знакомятся с причинами износа отдельных деталей столярного верстака. Ремонт столярного верстака. Определение объема работ. Изготовление вставок для верстака и их замена Под руководством учителя осуществляют изготовление вставок для верстака и их замену 211214 Определение износа и ремонт стульев 4 Определение износа стульев. Составление дефектной ведомости по их ремонту. Изготовление отдельных деталей и установка. Под руководством учителя изготавливают и устанавливают отдельные детали. Проверяют прочность и качество. Расширяют знания о мерах по предупреждению и сохранности мебели Учатся определять причины износа мебели и виды ее ремонта. Изучают способы восстановления шиповых соединений, покрытия лицевой стороны, замены испорченных деталей. Соблюдают технологические требования к разборке и сборке, ремонту и качеству готового изделия. Повторяют значение терминов: износ, дефект, дефектная ведомость Определяют причину износа отдельных деталей столярного верстака. Планируют виды ремонта столярного верстака. Определяют объем работ. Осуществляют изготовление вставок для верстака и их замену Определяют износ стульев. Составляют дефектную ведомость по их ремонту. Изготавливают и устанавливают отдельные детали. Проверяют прочность и качество. Проверка на прочность и качество. Протяжка всех металлических соединений Определение работ по ремонту школьных парт. Протяжка металлических конструкций в партах. Оценка качества выполненных работ по ремонту. Показ дефектов, показ ремонта изделия. Расходный материал, износ, дефект, конструкция, разборка 215218 Протяжка металлических креплений парт 4 219 220 Безопасность труда при столярных работах 2 Обобщение и закрепление знаний техники безопасности при выполнении столярных работ. Причины травматизма и меры его предупреждения 221222 Противопожарная и электробезопасность при столярных работах 2 Обобщение и закрепление знаний по противопожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения и их применение. Действия при пожаре. Осуществляют протяжку всех металлических соединений Под руководством учителя выполняют протяжку металлических конструкций в партах. Повторяют значения терминов: расходный материал, износ, дефект, конструкция, разборка Осуществляют протяжку всех металлических соединений Определяют ремонтные работы школьных парт. Выполняют протяжку металлических конструкций в партах. Дают оценку качеству выполненных работ по ремонту. Учатся выполнять комплексные работы. Повторяют значения терминов: расходный материал, износ, дефект, конструкция, разборка Обобщают и закрепляют Обобщают и закрепляют знания знания техники техники безопасности при безопасности при выполнении столярных работ. выполнении столярных Анализируют причины работ. травматизма и меры его Просматривают предупреждения. презентацию и плакат по Просматривают презентацию и технике безопасности плакат по технике безопасности Под руководством Под руководством учителя учителя обобщают и обобщают и закрепляют знания закрепляют знания по по противопожарной противопожарной безопасности. безопасности. Закрепляют Закрепляют знания о первичных знания о первичных средствах пожаротушения и их средствах применении. Меры предупреждения пожаров пожаротушения и их применении. Проигрывают ситуацию: действия при пожаре. Вспоминают меры предупреждения пожаров Проигрывают ситуацию: действия при пожаре. Вспоминают меры предупреждения пожаров Мебельная фурнитура-16 часов 223224 Крепежные материалы разновидности применение 2 225236 Мебельная фурнитура крепежные материалы 12 Повторение способов соединения столярных деталей: гвозди, шурупы, их разновидности и применение при сборке изделий. Определение вида соединения и применение метизов. Образцы соединений Под руководством учителя обобщают и закрепляют знания о способах соединения столярных деталей. Рассматривают образцы гвоздей, шурупов, определяют их разновидности и применение при сборке изделий. Рассматривают образцы соединений. Определяют виды соединений и необходимость применение метизов Знакомство с назначением и Рассматривают образцы применением мебельной мебельной фурнитуры. фурнитуры. С помощью учителя Установка ручек, замков, учатся определять навесов, полкодержателей. назначение и применение Технические требования к мебельной фурнитуры. качеству фурнитуры Под руководством учителя обобщают и закрепляют знания о способах соединения столярных деталей. Рассматривают образцы гвоздей, шурупов, определяют их разновидности и применение при сборке изделий. Рассматривают образцы соединений. Определяют виды соединений и необходимость применение метизов Рассматривают образцы мебельной фурнитуры. Учатся определять назначение и применение мебельной фурнитуры. Узнают технические требования к качеству фурнитуры. 237- Контрольная работа. 238 Выполнение соединения деталей с нагелем. Тест 2 Рассматривают образцы Рассматривают образцы изделий с изделий с установленной установленной фурнитурой. фурнитурой Определяют название инструмента необходимого для работы Знакомятся с Анализ объекта труда. Анализируют объект труда. последовательностью Знакомство с Знакомятся с изготовления изделия. последовательностью последовательностью Выполняют соединение изготовления изделия. изготовления изделия. деталей с помощью Знакомство с техническими Знают технические требования к требованиями к качеству качеству выполненной операции. нагелей выполненной операции. Выполняют соединение деталей с помощью нагелей Выполнение соединения деталей с помощью нагелей