ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ УР: «Нелидовская школа– Руководитель МО: интернат» ____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1) учебного предмета «Ручной труд» (Образовательная область «Технологии») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Кадетова Светлана Владимировна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................... 10 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 12 IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................... 37 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд». Цель обучения: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи обучения: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; 4 − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − формирование использования различных практических материалов в умений и навыков предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе определяет следующие задачи: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно- преобразующей деятельности человека; − формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; 5 − формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе Личностные результаты: − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − формирование способности к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной составляющей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе Минимальный уровень: − знать правила организации рабочего места и организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; − называть виды трудовых работ; − знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во втором классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними; − знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; − называть приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы 7 соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда − анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; − определять способы соединения деталей с помощью учителя; − составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; − работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками). − владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя. Достаточный уровень − знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину. − самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); − устанавливать причинноследственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; − выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением обучения в первом классе. В связи с этим обучение ручному труду строится на базе ранее приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков и направлено на выработку их устойчивости, что является предпосылкой будущего качественного выполнения практических работ. Обучение ручному труду спланировано с учетом повторения и расширения знаний, полученных в первом классе: о рукотворных предметах; о культуре труда (соблюдение техники безопасности, организация рабочего места и др.); о видах ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками») и направлено на коррекцию интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: − коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; − развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; − совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; − коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. 11 Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения о новых материалах (ткань, пуговицы, картон и др.); видах труда («Работа с тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о предметах, истории их создания и использования в организации обыденной жизни и праздника. Содержание разделов № п/п Название раздела, темы Кол-во часов Контрольные работы (кол-во) 1 Работа с глиной и пластилином 8 - 2 Работа с природными материалами 5 - 3 Работа с бумагой и картоном 12 - 4 Работа с текстильными материалами 9 - Итого: 34 Содержание разделов № Название раздела, Кол-во Контрольные темы часов работы (колво) 1 Работа с глиной и 8 -- 5 - 12 - 9 - пластилином 2 Работа с природными материалами 3 Работа с бумагой и картоном 4 Работа с текстильными материалами Итого 34 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема предмета Срокми Колво Электронный учебно-методический материал, виды деятельности. часов Работа с глиной и пластилином – 2 ч 1 Повторение пройденного в 1 Соблюдают правила поведения и работы на классе. Лепка из пластилина уроках труда под контролем учителя. геометрических тел Подготавливают и содержат в порядке рабочее прямоугольной формы. место. Повторяют за учителем виды ручного «Ворота» труда, поделочные материалы и инструменты, используемые при их обработке. Изучают новые сведения о глине и пластилине как о поделочных материалах. Знакомятся с применением глины в строительстве. Рассказывают о пластилине, его назначении, пластических свойствах, цвете и форме с опорой на наглядность. Анализируют геометрическое тело «брус» с помощью учителя. Рассказывают о брусе употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки бруска. Сравнивают брус с реальными предметами и устанавливают сходство и различия между ними по вопросам учителя. Повторяют правила работы с пластилином. Обрабатывают пластилин с применением резака, стеки. Анализируют объект по вопросам учителя, составляют план работы над изделием с опорой на наглядные материалы с помощью учителя Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 2 Лепка столярных инструментов, Лепят из пластилина изделия, состоящего из имеющих прямоугольную деталей прямоугольной геометрической геометрическую форму. формы. Анализируют изделие, ориентируясь на «Молоток» образец с помощью учителя. Рассказывают о геометрическом теле «брус» по вопросам учителя. Составляют план работы над изделием с опорой на редметно-операционный план с помощью учителя, придерживаются плана в процессе изготовления изделия под контролем учителя Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с природными материалами – 3 час 3 Работа с природными Изучают новые сведения о растительном мире, материалами. «Рамка для о разнообразии форм и окраски листьев, фотографий, украшенная цветов. Знакомятся с разными видами сухими листьями» природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения. Изучают сведения об использовании листьев для украшения предметов быта. Знакомятся с функциональной значимостью рамок. Анализируют образец, выполняют аппликацию по предметно-операционному плану с помощью учителя. Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Изготавливают рамку для фотографии из бумаги под контролем учителя. Владеют приемами «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги Владеют приемами «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги Изучают новые сведения о растительном мире, о разнообразии форм и окраски листьев, цветов. Знакомятся с разными видами природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения. Изучают сведения об использовании листьев для украшения предметов быта. Знакомятся с функциональной значимостью рамок. Анализируют образец, выполняют аппликацию по предметно-операционному плану. Имеют представления о направлении, положении и пространственных связях частей в орнаменте. Ориентируются на плоскости листа. Изготавливают рамку для фотографии из бумаги. 15 пополам», «симметричное вырезание из бумаги», «наклеивание листьев на бумажную поверхность» Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 4 Изготовление игрушек из Повторяют правила заготовки природных желудей. «Птичка», «Собачка», материалов. Изучают изделия, игрушки, «Зайчик», «Поросенок» сделанные из природных материалов. Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (желуди) и изготовлением из них игрушек. Анализируют, ориентируясь на образец, по вопросам учителя, при анализе образца выделяют название изделия, материал, детали и их пространственное расположение с помощью учителя. Составляют план выполнения многодетальной поделки и оценивают свое изделие с помощью учителя. Знакомятся с инструментами и правилами работы с шилом. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 5 Изготовление игрушек из Рассказывают о изделиях, игрушках, скорлупы ореха. «Кораблик», сделанных из природных материалов по «Черепаха», «Рыбка» вопросам учителя. Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (орехи) и изготовлением из них игрушек. Рассказывают о свойствах орехов (форма, величина, поверхность). Анализируют объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя. Составляют план выполнения поделки и оценивают свое изделие с помощью учителя. Изготавливают поделку из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и др.) под контролем учителя. Владеют навыками обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с бумагой и картоном – 4 часа 6 Повторение пройденного в 1 Сравнивают бумагу разных сортов свойства классе по теме «Виды и сорта бумаги с помощью учителя. Изучают внешний бумаги». «Подставка для вид (фактуру) бумаги на ощупь. Называют кисти» цвета, в которые окрашена бумага. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 7 Технология изготовления Изучают новые сведения о сезонных аппликации из мятой бумаги по изменениях в природе (зима, весна, лето, образцу. Аппликации «Дерево осень). Знакомятся с состоянием деревьев в весной», «Дерево летом», разные времена года. Определяют сходства и «Дерево осенью», «Дерево различия деревьев в этих состояниях по зимой под снегом» вопросам учителя. Анализируют, ориентируясь на образец, по вопросам учителя. При анализе образца выделяют название изделия, материал, детали и их пространственное расположение по вопросам учителя. Составляют план выполнения аппликации и оценивают свое изделие по вопросам учителя. Владеют навыками обработки бумаги с использованием приемов сминания. Повторяют правила работы с клеем и кистью. Ориентируются на листе бумаги (картона) и размещают предметное изображение на его поверхности под контролем учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 8 Технология складывания Изучают новые сведения о животном мире. фигурки из бумаги. «Маска Называют геометрические фигуры. собачки» Сравнивают и устанавливают сходство и различия этих фигур по вопросам учителя. Ориентируются в пространстве геометрической фигуры «квадрат» и выполняют инструкцию, содержащую пространственную характеристику с помощью учителя. Читают изобразительнографический план с помощью учителя. Сгибают квадрат пополам и с угла на угол, совмещают стороны с опорными точками под контролем учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 9 Разметка геометрических фигур Называют предметы, сделанные из картона, и по шаблонам. «Геометрические определяют их функциональную значимость в фигуры: квадрат, быту, игре, учебе по вопросам учителя. прямоугольник, треугольник, Знакомятся с техническими сведениями о круг, овал» картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности. Знакомятся с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Называют геометрические фигуры. Соблюдают правила работы с шаблоном. Соблюдают правила обведения шаблонов геометрических фигур. Выполняют экономную разметку фигур на бумаге по образцу под контролем учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с текстильными материалами – 2 часа 10 Изготовление стилизованных Называют свойства ниток, о виды работы с ягод из ниток, связанных в нитками по вопросам учителя. Изучают новые пучок. «Ягоды» сведения о назначении ниток. Анализируют изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Планируют выполнение изделия по предметнооперационному плану с частичной помощью учителя. Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток. Оценивают качество выполненной работы в сравнении с образцом с помощью учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 11 Пришивание пуговиц с двумя Рассказывают о назначении пуговиц, цвете, сквозными отверстиями. форме, материалах, из которых производят пуговицы по вопросам учителя. Рассказывают о нитках, инструментах, применяемых при работе с нитками по вопросам учителя. Вдевают нитку в иголку. Владеют приемом завязывания узелка на конце нити. Пришивают пуговицы с двумя сквозными отверстиями к ткани под контролем учителя. Повторяют прием шитья «игла вверх-вниз». Планируют ход работы с опорой на предметнооперационный план с частичной помощью учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с глиной и пластилином – 2 часа 12 Лепка из пластилина предметов Знакомятся с глиной как с материалом для цилиндрической формы. изготовления посуды. Знакомятся с «Кружка» геометрическим телом «цилиндр». Сравнивают форму геометрического тела с редметами быта по вопросам учителя. Рассказывают о пластилине и его физических свойствах по вопросам учителя. Лепят чашки цилиндрической формы под контролем учителя. Владеют приемами «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Работают с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 13 Лепка из пластилина предметов Рассказывают о пластилине и его физических конической формы свойствах по вопросам учителя. Лепят (конструктивный конструктивным способом изделия конической способ).«Чашка из формы под контролем учителя. Знакомятся с пластилиновых жгутиков» понятиями «конус», «усеченный конус». Владеют приемом «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Сравнивают предметы по величине по вопросам учителя. Осуществляют контроль длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради с помощью учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с природными материалами – 1 час 14 Работа с природными Рассказывают о деревьях, листьях по вопросам материалами. Аппликации из учителя. Сравнивают и находят сходство и листьев «Мальчик», «Девочка» различия в листьях деревьев по вопросам учителя. Рассказывают о природном материале как о поделочном и его художественновыразительных свойствах по вопросам учителя. Анализируют аппликацию и выделяют основные признаки и свойства аппликационных изображений по вопросам учителя. Составляют аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план под контролем учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с бумагой и картоном – 2 часа 15 Разметка бумаги и картона по Рассказывают о картоне: сорт, цвет, шаблонам сложной физические свойства, особенности по вопросам конфигурации. «Машина» учителя. Повторяют правила работы с шаблоном. Знакомятся с понятиями «контур», «силуэт». Вырезают ножницами по контурной линии под контролем учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 16 Изготовление плоских елочных Знакомятся с понятием «бумажная мозаика». игрушек, украшенных Выполняют приемы: «разметка по шаблону», аппликацией. «Яблоко», «Рыба» «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу» под контролем учителя. Анализируют изделие из бумаги и картона, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Изготавливают изделия по предметнооперационному плану с частичной помощью учителя. Изготавливают плоские елочные игрушки в форме стилизованных изображений. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с текстильными материалами – 1 час 17 Изготовление стилизованных Изучают изделия (декоративные украшения) из фигурок из связанных пучков ниток. Анализируют изделие из ниток, выделяя нитей. «Девочка», «Мальчик» его признаки и свойства, по вопросам учителя Изготавливают изделия по предметнооперационному плану с помощью учителя. Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с глиной и пластилином – 1 час 18 Лепка чайной посуды в форме Изучают новые сведения о глине как о шара. «Чайник для заварки» поделочном материале и ее применении для изготовления посуды. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Рассказывают о геометрическом теле «шар», его признаках по вопросам учителя. Скатывают пластилин кругообразными движениями до получения формы шара. Планируют ход работы по изобразительнографическому плану и придерживаются плана работы при выполнении изделия под контролем учителя. Подробно анализируют свое изделие по вопросам учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с бумагой и картоном – 2 часа 19 Изготовление из бумаги Рассказывают о картоне: сорт, цвет, игрушек в форме шара. «Шар физические свойства, особенности по вопросам из кругов» учителя. Повторяют правила работы с шаблоном. Знакомятся с понятиями «контур», «силуэт». Вырезают ножницами по контурной линии под контролем учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 20 Изготовление игрушек в форме Рассказывают о геометрических формах «круг» шара из бумаги. «Шар из и «шар», их признаках по вопросам учителя. полос» Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Изготавливают шар, состоящий из 4—5 и более полос бумаги под контролем учителя. Владеют приемами «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии», «склеивание полосызаготовки кольцом» с помощью учителя. Собирают изделие способом склеивания заготовок под контролем учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с текстильными материалами – 1 час 21 Сматывание ниток в клубок. Изучают новые сведения о нитках. Знакомятся «Шарики из ниток разной с правилами хранения ниток в виде бобин, величины» катушек, мотков, клубков. Рассказывают о геометрической форме «шар» и его признаках по вопросам учителя. Наматывают нитки на картон. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с глиной и пластилином – 2 часа 22 Лепка по образцу Изучают новые сведения о глине как о стилизованных фигур поделочном материале и ее применении для животных. «Медвежонок» изготовления скульптуры. Знакомятся с понятием «скульптура» и произведениями этого вида искусства. Лепят фигурки животных конструктивным способом под контролем учителя. Рассказывают о животных по вопросам учителя. Анализируют образец, выделяют в нем основные геометрические формы по вопросам учителя. Анализируют объект самостоятельно или с частичной помощью учителя. Составляют план лепки изделия с опорой на наглядность с помощью учителя. Соединяют детали в одно целое. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 23 Лепка стилизованных фигур Рассказывают о скульптуре и ее птиц. «Утка» предназначении по вопросам учителя. Рассказывают о конструктивном способе лепки по вопросам учителя. Знакомятся с пластическим способом лепки. Рассказывают о птицах по вопросам учителя. Владеют приемами лепки «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прищипывание», «вдавливание». Составляют план лепки изделия с опорой на наглядность и с помощью учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с природными материалами – 1 час 24 Изготовление из шишки Изучают новые сведения о растительном мире. стилизованных фигурок Рассказывают о ели и ее характерных человечка и птички. «Человечек особенностями по вопросам учителя. из шишки». «Сова», «Утка», Знакомятся с сосной и ее особенностями. «Журавль», «Лебедь» Сравнивают деревья и находят сходства и различия между ними по вопросам учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с бумагой и картоном – 1 час 25 Аппликация «Грузовик» Рассказывают о линейке по вопросам учителя. Называют геометрические фигуры. Анализируют композицию, состоящую из геометрических фигур по вопросам учителя. Размечают детали по линейке под контролем учителя. Владеют навыками резания ножницами по размеченным линиям. Составляют аппликацию из деталей. Осуществляют контрольные действия по вопросам учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с текстильными материалами – 3 часа 26 Составление коллекции тканей. Рассказывают о ткани и нитках, о применении «Коллекция тканей» и назначении ткани в жизни людей по вопросам учителя. Знакомятся с процессом изготовления ткани. Различают ткани по окраске и другим свойствам. Знакомятся с сортами ткани и их применением в одежде. Составляют коллекцию тканей под контролем учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 27 Раскрой из ткани заготовки Рассказывают о ткани по вопросам учителя. изделия. «Квадраты из ткани 5 Знакомятся с профессией портного. Знакомятся Х 5 см» с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ. Знакомятся с технологий раскроя и резания ткани по выкройке. Учатся правильному движению рук при работе ножницами в процессе раскроя ткани. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 28 Соединение деталей, Рассказывают о профессии портного, швеи по выкроенных из ткани, прямой вопросам учителя. Знакомятся с технологией строчкой. «Игольница» сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани. Знакомятся с правилами хранения игл. Изучают новые сведения о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления. Изготавливают игольницы по образцу под контролем учителя. Составляют план работы с опорой на наглядный образец по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя связными предложениями. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с бумагой и картоном – 1 час 29 Изготовление композиции из Знакомятся с понятиями «иллюстрация» и пластилина к сказке «Колобок» «макет». Находят сходства и различия между этими видами изображений по вопросам учителя. Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок»: выделяют главное и второстепенное в изделии; определяют пространственное положение деталей на макете; выявляют пропорциональное и цветовое соотношение элементов макета по вопросам учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с бумагой и картоном – 2 часа 30 Изготовление композиции к Рассказывают о иллюстрации и макете, их сказке «Колобок» из складных сходстве и различиях по вопросам учителя. бумажных фигурок Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок» по вопросам учителя. Составляют план работы над изделием с опорой на наглядность с помощью учителя. Складывают из бумаги фигурки колобка и волка частично с помощью учителя . Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с бумагой и картоном – 2 часа 31 Изготовление композиции к Рассказывают о иллюстрации и макете, их сказке «Колобок» из складных сходстве и различиях по вопросам учителя. бумажных фигурок Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок» по вопросам учителя. Составляют план работы над изделием с опорой на наглядность с помощью учителя. Складывают из бумаги фигурки колобка и волка частично с помощью учителя всоответствии с пооперационным планом. Составляют композицию из бумажных фигурок. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 32 Изготовление модели Рассказывают о дорожных знаках и правилах дорожного знака. Модель перехода улицы по вопросам учителя. дорожного указателя «Переход» Сравнивают образец модели указателя «Переход» с иллюстрацией по вопросам учителя. Рассказывают о геометрических фигурах. Выполняют модель указателя «Переход» по предметнооперационному плану с помощью учителя. Скручивают трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш» с помощью учителя. Владеют приемами вырезания из бумаги. Составляют модель из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей, пропорции и размеры под контролем учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. Работа с текстильными материалами – 2 часа 33 Вышивание сметочным Изучают новые сведения о вышивке. стежком. «Закладка из канвы» Знакомятся с понятиями «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомятся с видами отделочных ручных стежков (сметочный стежок). Вышивают закладки сметочным стежком и оформляют концы закладки кисточками с помощью учителя. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски. 34 Вышивание стежком с Повторяют правила безопасной работы с иглой перевивом («шнурок»). по вопросам учителяИзучают новые сведения о «Салфетка из канвы» вышивке. Рассказывают о понятиях «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками» по вопросам учителя. Знакомятся с видами отделочных ручных стежков (стежок с перевивом, или «шнурок»). Вышивают сметочным стежком под контролем учителя. Соблюдают правила безопасной работы с иглой. Использование презентаций PowerPoint, интерактивной доски.