ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО на МО учителей начальных классов Заместитель директора по УР: Руководитель МО: ___________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор: ГКОУ «Нелидовская школа– интернат» _____________Н.Н. Козырь Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса (вариант 1) учебного предмета «Рисование» (Образовательная область «Искусство») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Диринова Ольга Петровна г. Нелидово 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ: 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Пояснительная записка 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Учебный предмет «Рисование» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю) Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положенияв пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: − воспитание интереса к изобразительному искусству; − раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; − воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; − формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. − расширение художественно-эстетического кругозора; − развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них; − формирование знаний элементарных основ рисунка; − обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; − обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) − обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построенияморнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности; − формирование умения создавать простейшие художественные образы снатуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; − воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). 2 Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе определяет следующие задачи: − формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); − формирование у обучающихся зрительно-графических умений и навыков, изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках; − обучение нахождению в изображаемом существенных признаков, установлению сходства и различия, ориентировке на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательности выполнениярисунка; − корригирование недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов,их положения в пространстве; − развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и кисточки, формирование навыков произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения; − развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества. изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.); − обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира; − воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира; − воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. Личностные результаты: осознание себя как ученика, заинтересованного обучением; положительное отношение к окружающей действительности; эстетическое восприятие окружающей действительности; понимание красоты в окружающей действительности и возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужойтворческой деятельности «нравится» или «не нравится». Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 1 класса Минимальный уровень: − правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; − правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании краскамикисть; − обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом; − проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги; − различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения; − узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); − знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1классе; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; − подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки; 3 − использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать попрямой линии) Достаточный уровень: − знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1классе; − знать названия основных цветов солнечного спектра; − знать названия изображаемых на уроках предметов, действий обьектов, изобразительных действий; − знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части телачеловека, части дерева, дома; − знать основные особенности материалов, используемых в рисовании,лепке и аппликации; − знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,«пятно», − находить необходимую для выполнения работы информацию вматериалах учебника; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − использовать разнообразные способы выполнения аппликации; − применять разные способы лепки; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; − узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме,цвету, величине. 3. Содержание обучения В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у обучающихся развивается цветовосприятие и умение изображать увиденноецветными художественными материалами, формируется умение анализировать форму, строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видетьобъект целостно, потом изображать его, передавая основное сходство. На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится работа по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия. У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительно- двигательные представления – способы изображений увиденного. Содержание разделов № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела, темы Подготовительный период обучения «Обучение композиционной деятельности» «Развитие у обучающихся умений восприниматьи изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» «Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливатьего в живописи» Итого: К-во часов 3 9 11 4 33 4 4. Тематический план № Тема предмета Кол-во часов Дата 1 Вводный урок. Как приготовитьрабочее место.Чем рисуют? На чем рисуют? 1 2 Игровые упражнения наразличение цветов 1 3 Упражнения на развитие моторики рук 1 4 Простые формы предметов. Рисование 1 Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебно-методические материалы Знакомство с художественными материалами – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей. Организация рабочего места.Отработка навыка правильного захвата карандаша. Изучение последовательногооткрывания альбома. Работа с презентациями в форматеPowerPoint Знакомство с основными цветами и их оттенками –красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Ответы на вопросы: Что окрашено в желтыйцвет? Что окрашено в красныйцвет? Что окрашено в синий цвет?Что зеленого цвета? Работа с презентациями в форматеPowerPoint Формирование правильногоудержания карандаша, навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (замедление,ускорение). Работа с презентациями в форматеPowerPoint Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Соотношение геометрических форм – круг,квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с предметамиокружающей действительности. Анализ формы предмета. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 5 5 6 7 Сложные формы предметов. Рисование Сложные формы предметов. Рисование 1 Знакомство слепкой 1 1 Знакомство с понятием «сложная форма». Изучение разных форм уигрушек. Изучение разных форм упосуды. Рисование зайца из овалов.Рисование чашки прямоугольной формы. Работа с презентациями в форматеPowerPoint Знакомство с пластичнымиматериалами и приемами работы с пластилином. Изучение материалов длялепки. Подготовка рабочего места длязанятий лепкой. Изучение техники безопасностипри работе с пластилином. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 8 Знакомство слепкой 1 9 Лепка овощей и фруктов 1 10 Лепка овощей и 1 Знакомство с бумагой. Изучение свойств бумаги.Изучение техники аппликация. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 1 Знакомство с аппликацией втехнике «рваной» бумаги. Работа с презентациями в форматеPowerPoint фруктов 11 Знакомство с аппликацией 12 Аппликация 1 «Осеннее дерево» 13 Аппликация «Осеннее дерево» 1 Отработка навыков работы спластилином. Знакомство с понятиями –разомни, оторви, раскатай,скатай, размажь, оттяни, примажь. Работа с презентациями в форматеPowerPoint Знакомство с разнымилиниями – прямые, волнистые, ломаные. Отработка умения проводитьразличные линии. Дорисовывание картинокразными линиями. Дорисовывание человечкамволос разной длины. Дорисовывание забора.Дорисовывание волн наморе. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 6 14 Игровые 1 графические упражнения.Линии. Точки 15 Игровые графические упражнения.Линии. Точки 16 Украшение новогодней елкиразноцветными флажками. Аппликация и рисунок 17 Украшение новогодней елкиразноцветными флажками. Аппликация и рисунок 18 Зима. Аппликация «Снеговик» 19 «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок 20 «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок Знакомство с понятиями –Новый год, елка, флажки, украшение. Передача ощущения праздника художественнымисредствами. Украшение елки нарисованными флажками(готовая форма). Работа с презентациями в форматеPowerPoint 1 1 Выполнение аппликации «Снеговик». Украшение снеговика. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 1 1 1 1 Изучение формы. Форма и создание композициивнутри заданной формы. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знанияпростых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыкиработы фломастерами и цветными карандашами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint Различие деревьев по временамгода. Изучение строения дерева – ствол, ветки, листья, иголки,корни. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 7 21 Изображение 1 деревьев 22 Пирамидка, рыбка. Правильное расположениекартинки на листе бумаги.Работа с шаблоном. Дорисовывание картинок.Раскрашивание картинок. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 1 Рисование 23 Сказка «Колобок». 1 Рассматривание иллюстрациисказки «Колобок». Анализ форм предметов. Развитие наблюдательности.Усвоение понятий «слева» и «справа». Работа с презентациями в форматеPowerPoint 1 Изучение частей многоэтажного дома (дом,стены, окна, дверь, крыша,этажи) Различие зданий. Знакомство с ножницами.Устройство ножниц. Техника безопасности приработе с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям. Выполнение аппликации. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 1 Определение времени года. Повторение ориентировки наальбомном листе – слева, справа, над, под Знакомство с красотой и разнообразием весеннего мираприроды. Эстетическое восприятие деталей природы (красотывесенних деревьев. Работа с презентациями в форматеPowerPoint Повторение времен года.Рисование по описанию.Построение рисунка с использованием вспомогательных точек. Выбор необходимого цвета. Работа с презентациями в форматеPowerPoint Рисование 24 Сказка «Колобок». Рисование 25 Аппликация «Дом в городе» 26 Весна. 1 Почки на деревьях. Рисование 27 Рисование картиныпо 1 опорным точкам «Кораблик» 8 28 Знакомство с 1 Подготовка рабочего места длярисования гуашью. Знакомство со свойствамигуаши. Знакомство с художественнымиинструментами – краска гуашь, кисти, палитра. Изучение способа примакивания. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 1 Выражение настроения визображении. Какое настроение вызываютразные цвета? Развитие навыков работы скрасками, цветом. Усвоение таких понятий, как «ясно», «пасмурно». Практика работы с красками. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 30 Рисование радуги 1 Повторение цветов радуги.Метод примакивания. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 31 Аппликация 1 Знакомство с узором,орнаментом, ритмичностьюформы, украшением. Правильное расположениеузора в полосе. Работа с презентациями в форматеPowerPoint гуашью 29 Рисование солнца на небе, травки на земле «Коврик для куклы» 32 Аппликация 1 «Коврик для куклы» 33- Нарисуй свою 34 картину 1 Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения.Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов налисте. Правильная ориентацияна плоскости листа бумаги. Расстановка предметов врисунке. Понятие вертикальнойплоскости (небо или стена). Развитие пространственныхпредставлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Работа с презентациями в форматеPowerPoint 9 5. Материально – техническое обеспечение. чебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по математике для 1 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами: 1. Учебно-методическое обеспечение: Рау М.Ю.Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1. Учебники: Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1. Рабочие тетради: Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 10 1. Технические средства: классная доска; персональный компьютер (ноутбук); 1. Учебно-практическое оборудование: - раздаточный материал; специальные инструменты для уроков ИЗО (ножницы, кисти т.д.); расходные материалы (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). 11