1 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАННО
на МО
учителей начальных классов Заместитель директора по
УР:
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор: ГКОУ
«Нелидовская школа–
интернат»
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Рисование»
(Образовательная область «Искусство»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Диринова Ольга Петровна

г. Нелидово
2024г

1

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Рисование» относится к предметной области «Искусство» и
является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом
рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе
рассчитана на 33 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в
неделю)
Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия
формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положенияв пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего
мира, художественного вкуса;
− формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства.
− расширение художественно-эстетического кругозора;
− развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных
техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке,
аппликации)
− обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построенияморнамента и
др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
− формирование умения создавать простейшие художественные образы снатуры и по
образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя
определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной
деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
2

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе
определяет следующие задачи:
− формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной
деятельности (рисование, лепка, аппликация);
− формирование у обучающихся зрительно-графических умений и навыков,
изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов,
инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
− обучение нахождению в изображаемом существенных признаков, установлению
сходства и различия, ориентировке на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ,
середина; последовательности выполнениярисунка;
− корригирование недостатков познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета предметов,их положения в пространстве;
− развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и кисточки,
формирование навыков произвольной регуляции нажима и темпа движения (его
замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение
направления движения;
− развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет введения
новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.
изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.);
− обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях
окружающего мира;
− воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и
понимание красоты окружающего мира;
− воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и
деятельности других, формирование основы самооценки.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;
 положительное отношение к окружающей действительности;
 эстетическое восприятие окружающей действительности;
 понимание
красоты
в
окружающей
действительности
и
возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
 умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужойтворческой
деятельности «нравится» или «не нравится».
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 1 класса

Минимальный уровень:
− правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;
− правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании краскамикисть;
− обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
− проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая
при этом лист бумаги;
− различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
− узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал);
− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей,
используемых на уроках изобразительного искусства в 1классе;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;
3

− использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать попрямой
линии)
Достаточный уровень:
− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей ,
используемых на уроках изобразительного искусства в 1классе;
− знать названия основных цветов солнечного спектра;
− знать названия
изображаемых
на уроках предметов,
действий
обьектов, изобразительных действий;
− знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части телачеловека,
части дерева, дома;
− знать основные особенности материалов, используемых в рисовании,лепке и
аппликации;
− знать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,«пятно»,
− находить необходимую для выполнения работы информацию вматериалах
учебника;
− следовать
при выполнении
работы инструкциям
учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать
все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов,
устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью
учителя;
− узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные
предметы и действия; сравнивать их между собой по форме,цвету, величине.
3. Содержание обучения
В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у обучающихся
развивается цветовосприятие и умение изображать увиденноецветными художественными
материалами, формируется умение анализировать форму, строение (конструкционные
особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и
видетьобъект целостно, потом изображать его, передавая основное сходство.
На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика
обучения композиционной деятельности, проводится работа по восприятию некоторых
произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия.
У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт
относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях
окружающей действительности и зрительно- двигательные представления – способы
изображений увиденного.
Содержание разделов
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Название раздела, темы
Подготовительный период обучения
«Обучение композиционной деятельности»
«Развитие у обучающихся умений восприниматьи изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»
«Развитие у обучающихся восприятия цвета
предметов и формирование умений переливатьего в живописи»
Итого:

К-во
часов
3
9
11
4
33
4

4. Тематический план

№

Тема
предмета

Кол-во
часов

Дата

1

Вводный урок. Как
приготовитьрабочее
место.Чем рисуют? На
чем рисуют?

1

2

Игровые упражнения
наразличение цветов

1

3

Упражнения на
развитие моторики
рук

1

4

Простые формы
предметов.
Рисование

1

Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебно-методические
материалы

Знакомство с художественными материалами – карандаши, бумага, ластик, точилка для
карандашей.
Организация рабочего места.Отработка навыка правильного захвата
карандаша.
Изучение последовательногооткрывания альбома.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Знакомство с основными цветами и их оттенками –красный, желтый, синий, оранжевый,
зеленый,
фиолетовый. Ответы на вопросы:
Что окрашено в желтыйцвет?
Что окрашено в красныйцвет?
Что окрашено в синий цвет?Что зеленого цвета?
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Формирование правильногоудержания карандаша, навыка произвольной регуляции
нажима, произвольного темпа
движения (замедление,ускорение).
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Знакомство с понятиями
«форма», «простая форма». Соотношение геометрических форм – круг,квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник с предметамиокружающей
действительности. Анализ формы предмета.
Обучение действиям с
шаблонами и трафаретами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

5

5

6

7

Сложные формы
предметов.
Рисование
Сложные формы
предметов.
Рисование

1

Знакомство слепкой

1

1

Знакомство с понятием
«сложная форма». Изучение разных форм уигрушек.
Изучение разных форм упосуды.
Рисование зайца из овалов.Рисование чашки прямоугольной формы.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Знакомство с пластичнымиматериалами и приемами работы с пластилином.
Изучение материалов длялепки.
Подготовка рабочего места длязанятий лепкой.
Изучение техники безопасностипри работе с пластилином.

Работа с презентациями в форматеPowerPoint
8

Знакомство слепкой

1

9

Лепка овощей и
фруктов

1

10 Лепка овощей и

1

Знакомство с бумагой. Изучение свойств бумаги.Изучение техники аппликация.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

Знакомство с аппликацией втехнике «рваной» бумаги.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

фруктов
11 Знакомство с

аппликацией
12 Аппликация

1

«Осеннее дерево»
13 Аппликация
«Осеннее дерево»

1

Отработка навыков работы спластилином.
Знакомство с понятиями –разомни, оторви, раскатай,скатай, размажь, оттяни, примажь.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

Знакомство с разнымилиниями – прямые, волнистые, ломаные.
Отработка умения проводитьразличные линии.
Дорисовывание картинокразными линиями.
Дорисовывание человечкамволос разной длины.
Дорисовывание забора.Дорисовывание волн наморе.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

6

14 Игровые

1

графические
упражнения.Линии.
Точки
15 Игровые

графические
упражнения.Линии.
Точки
16 Украшение новогодней
елкиразноцветными
флажками.
Аппликация и
рисунок
17 Украшение новогодней
елкиразноцветными
флажками.
Аппликация и
рисунок
18 Зима.

Аппликация
«Снеговик»
19 «Рыбки в
аквариуме».
Аппликация и
рисунок
20 «Рыбки в
аквариуме».
Аппликация и
рисунок

Знакомство с понятиями –Новый год, елка, флажки, украшение.
Передача ощущения
праздника художественнымисредствами.
Украшение елки нарисованными флажками(готовая форма).
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

1

Выполнение аппликации
«Снеговик». Украшение снеговика. Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

1

1

1

Изучение формы.
Форма и создание композициивнутри заданной формы.
Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знанияпростых
форм.
Работа с шаблоном.
Творческие умения и навыкиработы фломастерами и цветными карандашами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Различие деревьев по временамгода.
Изучение строения дерева – ствол, ветки, листья, иголки,корни.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

7

21 Изображение

1

деревьев
22 Пирамидка, рыбка.

Правильное расположениекартинки на листе бумаги.Работа с шаблоном.
Дорисовывание картинок.Раскрашивание картинок.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

Рисование
23 Сказка «Колобок».

1

Рассматривание иллюстрациисказки «Колобок».
Анализ форм предметов. Развитие наблюдательности.Усвоение понятий «слева» и
«справа».
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

Изучение частей многоэтажного дома (дом,стены, окна, дверь, крыша,этажи)
Различие зданий. Знакомство с ножницами.Устройство ножниц.
Техника безопасности приработе с ножницами. Приемы резания ножницами по
прямым линиям. Выполнение аппликации.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

Определение времени года. Повторение ориентировки наальбомном листе – слева,
справа, над, под
Знакомство с красотой и разнообразием весеннего мираприроды.
Эстетическое восприятие деталей природы (красотывесенних деревьев.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Повторение времен года.Рисование по описанию.Построение рисунка с
использованием вспомогательных точек.
Выбор необходимого цвета.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

Рисование

24 Сказка «Колобок».

Рисование

25 Аппликация

«Дом в городе»

26 Весна.

1

Почки на деревьях.
Рисование
27 Рисование картиныпо

1

опорным точкам
«Кораблик»

8

28 Знакомство с

1

Подготовка рабочего места длярисования гуашью.
Знакомство со свойствамигуаши.
Знакомство с художественнымиинструментами – краска гуашь, кисти, палитра.
Изучение способа примакивания.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

Выражение настроения визображении.
Какое настроение вызываютразные цвета?
Развитие навыков работы скрасками, цветом.
Усвоение таких понятий, как
«ясно», «пасмурно». Практика работы с красками.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

30 Рисование радуги

1

Повторение цветов радуги.Метод примакивания.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

31 Аппликация

1

Знакомство с узором,орнаментом, ритмичностьюформы, украшением.
Правильное
расположениеузора в полосе.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

гуашью

29 Рисование солнца на

небе, травки на земле

«Коврик для куклы»
32 Аппликация

1

«Коврик для куклы»

33- Нарисуй свою
34 картину

1

Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения.Формирование пространственных
представлений у детей. Расположение объектов
налисте. Правильная ориентацияна
плоскости листа бумаги.
Расстановка предметов врисунке. Понятие вертикальнойплоскости (небо или стена).
Развитие пространственныхпредставлений.
Понятия
«над»,
«под»,
«посередине», «в центре»
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
9

5. Материально – техническое обеспечение.
чебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по
математике для 1 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
 Рау М.Ю.Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
 Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
1. Учебники:
 Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
 Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
 Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
 Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
1. Рабочие тетради:
 Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
 Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
 Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
 Рау М.Ю. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
10

1. Технические средства:
 классная доска;
 персональный компьютер (ноутбук);
1. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный материал;
 специальные инструменты для уроков ИЗО (ножницы, кисти т.д.);
 расходные материалы (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.).

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».