ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. _____________Н.Н. Козырь Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класса (вариант 1) учебного предмета «Основы социальной жизни» (Образовательная область «Человек и общество») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Гылка Людмила Евгеньевна г. Нелидово 2024г Пояснительная записка Рабочая программа по ОСЖ составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш ениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Программа по ОСЖ является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОСЖ. Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, собствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся. Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме. -коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности); -развитие коммуникативной функции как непременное условие социальной адаптации. Занятия по ОСЖ проводятся в кабинете, обеспечивающем выполнение всех видов теоретических и практических работ, предусмотренной программой. Задачи предмета социально – бытовая ориентировка: -формирование знаний, умений, навыков сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни Планирование коррекционной работы ОСЖ в 9 классе № п/п 1 Разделы «Личная гигиена» Коррекционная работа Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с правилами здорового образа жизни, о вредном воздействии алкоголя и наркотиков, курения на организм человека. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора. Расширять кругозор учащихся. Активизировать процессы припоминания, опираясь на жизненный опыт, при формировании представлений о моде и стилях одежды. Развивать глазомер и точные математические навыки при вычислении размеров одежды. Развивать бытовую ориентировку. 2 «Одежда и обувь» 3 «Жилище» Способствовать развитию бытовой, пространственной ориентировки при формировании представлений об интерьере. Развивать воображение, зрительное внимание при практической расстановке мебели с учетом предъявляемых требований, опираясь на жизненный опыт. 4 «Питание» Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие, воображение в процессе сервировки стола. 5 «Семья» 6 «Культура поведения» Активизировать мыслительные процессы, аналитико-синтетическую деятельность при распределении обязанностей в семье и осознанное восприятие при выявлении условий для создания семьи. Развивать связную речь и воображение в процессе написания сочинения на тему «Моя семья». Корригировать навыки поведения в обществе. Развивать воображение и слуховое внимание в процессе формирования правил хорошего тона. 7 «Транспорт» 8 «Средства связи» 9 «Медицина» 10 «Торговля» 11 «Экономика домашнего хозяйства» 12 «Учреждения, Развивать пространственную ориентировку, расширять кругозор, опираясь на организации и жизненный опыт учащихся. предприятия» «Трудоустройство» Развивать мыслительную и речевую деятельность для более успешной адаптации в дальнейшей жизни. Развивать осознанное восприятие, слуховое и зрительное внимание, в процессе оформления деловых бумаг, соблюдая принятые требования. 13 Активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять кругозор и пространственную ориентировку при знакомстве с авиатранспортом, его разнообразием и назначением. Расширять словарный запас, развивать слуховое внимание и восприятие при оформлении квитанций на денежный перевод. Активизировать математическое, логическое мышление в процессе практического применения полученных знаний. Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении обязанностей по уходу за больным. Корригировать поведенческие навыки для профилактики инфекционных заболеваний Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования представлений о ярмарках, рынках, комиссионных магазинах, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. Развивать речевую и мыслительную деятельность при изучении бюджета семьи, видов и целей сбережений, кредита, государственного страхования. Осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительного внимания при оформлении необходимых документов. Осуществлять взаимосвязь с математикой при оформлении расчетных записей. Основное содержание предмета, практические работы по ОСЖ 9 класс (68ч,2ч в неделю) Разделы «Личная гигиена»-2ч Краткое содержание Здоровый образ жизни- один из условий успеха в жизни человека. (вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений : в здоровом теле- здоровый дух.) «Одежда и обувь»-6ч «Жилище»-4ч «Питание»-10ч «Семья»-4ч «Культура поведения»-4ч «Транспорт»-2ч «Торговля»-8ч «Средства связи»-2ч Стиль одежды, мода, обновление одежды( замена мелких деталей). Выбор одежды и обуви при покупке. Выведение мелких пятен на одежды в домашних условиях (средства правила выведения) техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Практическая работа Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви. Выведение пятен. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. Практическая работа Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола. Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Практическая работа Приготовление национальных блюд. Составление меню праздничного стола. Приготовление блюд для детей ясельного возраста, диетических блюд. Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношения, семейные традиции). Закон Российской Федерации о браке и семье. Практическая работа Упражнение в анализе различных семейных ситуаций Традиции культуры поведения в современном обществе. Соседи. Прием гостей Практическая работа Упражнения в умении анализировать поступки людей и давать им правильную оценку. Упражнения в умении планировать свои действия во время приема гостей. Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Практическая работа Упражнения в умении ориентироваться в расписании Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Выбор покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями Значение ярмарок. Торговля уцененными товарами скупка вещей у населения. Правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин. Правила получения денег за проданные вещи Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок. Практическая работа Экскурсия на рынок Упражнение в умении выбрать покупку с учетом потребностей и возможностей. Упражнения в вежливом обращении к продавцу и подсчете стоимости покупки. Виды денежных переводов, стоимость их отправлений. Виды связи, особенности каждой, значимость в современной жизни Практическая работа Заполнение бланков денежных переводов. Заполнение квитанций по оплате телеграфных услуг. «Медицинская помощь»-4ч «Учреждения, организации и предприятия»-2ч Экономика домашнего хозяйства-8ч «Трудоустройство»-10ч Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. документы, подтверждающие нетрудоспособность. Практическая работа Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций (лист-вкладыш) к лекарством Упражнение в умении измерять температуру, ставить горчичники Предприятия бытового обслуживания, их назначение. Практическая работа Экскурсия на предприятия бытового обслуживания. Упражнение в умении обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания Бюджет. Текущие расходы Практическая работа Экскурсия в сберкассу Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. Упражнения в расчетах рационального ведения хозяйства Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила их составления и написание. Практическая работа Экскурсия в отдел занятости населения Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии. Упражнение в умении обращаться в службу занятости, отделы кадров для устройства на работу. Составление деловых бумаг: заявление, автобиографии, анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; -Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; -Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, -творческого отношения к домашнему труду; -Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; -Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь; - Сформированность у воспитанников знаний и умений, способствующих социальной адаптации. - Сформированность механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации. -Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью. - Освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков. - Развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности. - Повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. - Воспитание позитивных качеств личности. Предметные результаты: Минимальный уровень: - Обучающиеся должны знать размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях. - Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд. - Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику. - Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи. - Правила поведения в обществе – правила приёма гостей. -Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда. - Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи. - Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным. - Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения. - Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают. - Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. Достаточный уровень: - Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами. - Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола. - Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции. - Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма. - Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера. - Определять маршрут и выбирать транспортное средство. - Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений. Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным. -Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки. - Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания. - Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ОСЖ 9 класс(68ч,2ч в неделю) № п/п дата тема Колво час Содержани электрон. учебные материалы е, ЗУН УДЗ(учащиеся должны знать) УДУ(учащиеся должны уметь) Практическая работа Раздел «Личная гигиена» 2 часа 1,2 Здоровый образ жизни 2 ЗОЖ - одно из условий успеха в жизни человека, ( Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле -здоровый дух) Презентация Учащиеся должны иметь представление о -необходимости поддержания физического здоровья; -современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т. д.; -вреде курения для курящих и окружающих, о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки. УДЗ: -о вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека. Раздел «Одежда и обувь» 6 часов 3,4 Стиль одежды. Мода. 2 Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей) Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности Презентация 5,6 Выбор одежды и обуви 2 при покупке. Выбор одежды и обуви при покупке (Размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата) Видео Учащиеся должны иметь представление о -стиле одежды и моде; -средствах выражения индивидуальности; -средства выражения индивидуальности; -воздействии средств для выведения пятен на различные виды тканей. УДЗ: -размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата; -способы обновления одежды с помощью мелких деталей; -средства для выведения пятен в №1 Упражнения в умении подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями, определять стиль одежды. №2 Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви 7,8 Выведение мелких пятен с одежды 2 Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях (средства, правила выведения).Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Способы обновления одежды с помощью мелких деталей. Видео 9,10 Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер 2 Рациональная расстановка мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели). Требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера Презентация 11,12 Сохранение жилищного фонда 2 Сохранение жилищного фонда домашних условиях; -общие правила выведения жирных, фруктовых пятен, пятен от масляной краски, крови, молока, мороженого, шоколада, кофе, следов от горячего утюга и др.) УДУ: -подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером; -определять стиль одежды; -пользоваться журналами мод; -рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; -пользоваться журналами мод; -рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; -выводить пятна различными способами и средствами. №3 Выведение пятен различными способами и средствами Раздел «Жилище» 4 часа УДЗ: -правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели); -требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; -правила сохранения жилищного фонда. УДУ: -расставлять мебель в квартире (на макете) -подбирать детали интерьера. №4 Упражнения в рациональной расстановки мебели в квартире, подборе деталей интерьера. Учащиеся должны иметь представление о -диетическом питании №5 Запись рецептов национальных Раздел «Питание» 10 часов 13,14 Национальные блюда 2 Приготовление национальных блюд. Презентация 15,16 Пельмени, чебуреки. 2 Способы приготовления пельменей , чебуреков. 17,18 Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола 2 Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола Видео 19,20 Диетическое питание 2 Диетическое питание Презентация 21,22 Питание детей ясельного возраста 2 Питание детей ясельного возраста Видео 23,24 Какой она должна быть, моя будущая семья? 2 25,26 Российская семья. 2 УДЗ: -способы приготовления национальных блюд; -правила сервировки праздничного стола; -меню ребенка ясельного возраста. УДУ: -готовить национальные блюда; -сервировать праздничный стол; -готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста; -готовить отдельные диетические блюда. блюд №6 Приготовление национальных блюд: пельменей, чебуреков. №7 Составить меню праздничного стола. Сервировать праздничный стол №8 Приготовление диетических блюд №9 Приготовление блюд для детей ясельного возраста Раздел «Семья» 4 часа Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношения, семейные традиции). Моральноэтические нормы взаимодействия в семье. Презентация Закон Российской Федерации о браке и семье. Обязанности членов семьи, связанные с заботой о детях. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Видео Учащиеся должны иметь представление о - порядке и условиях заключения и расторжения брака, основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье; -морально-этических нормах взаимодействии в семье, об обязанностях членов семьи, связанных с заботой о детях; - распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. УДУ: -анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку. №10 Упражнение в анализе различных семейных ситуаций Раздел «Культура поведения» 4 часа 27,28 Традиции культуры 2 Традиции культуры поведения в УДЗ: №11 поведения в современном обществе современном обществе: культура поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь); Презентация 29,30 Прием гостей 2 31,32 Авиатранспорт. 2 33 Денежные переводы 1 34 Виды связи 1 Правила приема гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита) Видео -культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь); -правила приема гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита) УДУ: -встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей; -анализировать поступки людей и давать им правильную оценку; -соблюдать морально – эстетические нормы в семье и обществе. Упражнения в умении анализировать поступки людей и давать им правильную оценку Учащиеся должны иметь представление - о назначении авиатранспорта. УДЗ: -основные маршруты самолетов; -службы аэровокзала; -порядок приобретения и возврата билетов; -правила посадки в самолет. УДУ: - ориентироваться в расписании; -определять маршрут и выбирать транспортные средства. №13 Упражнения в умении ориентироваться в расписании. УДЗ: -современные виды связи; -виды денежных переводов, их стоимость. УДУ: -заполнить бланки почтового и телеграфного переводов; -оформить квитанцию по оплате телефонных услуг №14 Заполнение бланков денежных переводов №15 Заполнение квитанций по оплате телеграфных услуг №12 Упражнения в умении планировать свои действия во время приема гостей. Раздел «Транспорт» 2 часа Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Стоимость проезда Презентация. Раздел «Средства связи» 2часа Денежные переводы Виды переводов (почтовые, телеграфные). Заполнение бланков. Стоимость отправки переводов Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, интернет. Видео Раздел « Медицинская помощь» 4 часа 35,36 Инфекционные заболевания 2 Инфекционные заболевания (кишечные, воздушно-капельные инфекции), пути распространения и меры по их предупреждению Презентация Учащиеся должны иметь представление -кишечных инфекционных заболеваниях, воздушно-капельных инфекциях, путях распространения инфекций 37,38 Уход за больным. Листок нетрудоспособности 2 Уход за больными. Листок нетрудоспособности Условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным) Видео УДЗ: -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила ухода за больными; -условия освобождения от работы (по болезни ,для ухода за больным) УДУ: -одевать ,умывать, кормить больного (взрослого, ребенка); -измерять температуру; - ставить горчичники (на куклу); -перестилать постель лежачего больного. 39,40 Рынок 2 41,42 Комиссионные магазины 2 43,44 Ярмарка 2 45,46 Экскурсия на рынок 2 №16 Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций (лист-вкладыш) к лекарством №17 Упражнение в умении измерять температуру, ставить горчичники Раздел «Торговля» 8 часов Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Выбор покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями Презентация Торговля уцененными товарами скупка вещей у населения. Правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин. Правила получения денег за проданные вещи Видео Виды ярмарок, время и место их проведения Видео УДЗ: -отделы рынка; -цены на отдельные товары; -отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах; -правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин; -правила получения денег за проданные вещи. УДУ -выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; -вежливо обращаться к продавцу; -подсчитывать стоимость покупок №18 Упражнение в умении выбрать покупку с учетом потребностей и возможностей. №19 Упражнения в вежливом обращении к продавцу и подсчете стоимости покупки №20 Упражнение в нахождении отделов рынка. Знакомство с ценами на отдельные товары Раздел «Экономика домашнего хозяйства» 8 часов 47,48 Бюджет. Текущие расходы 2 Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театр, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви одежды) Экономия в домашнем хозяйстве. Правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.) Презентация 49,50 Сбережения 2 Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов. Виды и цели сбережений; Порядок помещения денег в сберкассу 51,52 Экскурсия в сберкассу 2 53,54 Кредит. Государственное страхование 2 Учащиеся должны иметь представление о -значении и характере культурных потребностей; -значении экономии в домашнем хозяйстве; -о значении кредита, страхования. УДЗ: - правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.) -виды и цели сбережений; -порядок помещения денег в сберкассу; -виды кредита, порядок его оформления; - виды страхования. Кредит. Виды кредита, порядок его оформления. Виды страхования Видео №21 Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. №22 Упражнения в расчетах рационального ведения хозяйства. №23 Упражнение в умении оценить свои возможности при оплате кредита. Раздел «Учреждения, организации, предприятия » 2 часа 55,56 Экскурсия на предприятия бытового обслуживания населения 2 Служба быта Предприятия бытового обслуживания населения, их назначения (ремонтно-бытовые мастерские, пункты и т.п.). Виды оказываемых услуг. Правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания. Профессии работников предприятий. Презентация Учащиеся должны иметь представление о -назначении предприятий бытового обслуживания; УДЗ: -местонахождение предприятий бытового обслуживания; -виды оказываемых ими услуг; -правила пользования услугами №24 Упражнение в умении обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания предприятий бытового обслуживания; -профессии работников предприятий. УДУ: -обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания. Раздел « Профориентация и трудоустройство» 10 часов 57,58 «Где работать мне тогда, чем заниматься?» 2 Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству Презентация 59,60 Экскурсия в отдел занятости населения. 2 61,62 Оформление на работу 2 Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Правила перехода на другую работу Видео 63,64 Деловые бумаги 2 Деловые бумаги . Правила составления деловых бумаг (заявление, анкета, ) Видео 65,66 Деловые бумаги 2 Деловые бумаги . Правила составления деловых бумаг ( расписка, докладная записка, заявка). УДЗ: -отвечают ли личностные данные требования выбранной профессии; -учреждения и отделы по трудоустройству; -местонахождение и названия предприятий, где требуется рабочие по специальностям, изучаемым в школе; -виды документов, необходимых для поступления на работу; -правила перехода на другую работу; -перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. УДУ: -соотносить выбранную профессию со своими возможностями; -заполнять анкету; -писать заявление, автобиографию; -составлять заявки на материалы, инструменты; -писать расписку, докладную записку; -обращаться в отделы кадров учреждения для устройства на работу. №25 Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии №26 Упражнение в умении обращаться в службу занятости для устройства на работу №27 Упражнения в умении обращаться в отделы кадров для устройства на работу №28 Составление деловых бумаг: заявление, автобиографии, заполнение анкеты. №29 Составление деловых бумаг: заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки; 67,68 Обобщение пройденного материала. Проверочная работа 2 Методическая литература 1 Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика) 2 Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика). 3 Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с. - (Коррекционная школа). 4 Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2002. - 79 с. (Методическая библиотека). 5 Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл.