ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П.
Диринова
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
интернат»
_________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2024 г.
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Мир природы и человека»
(Образовательная область «Естествознание»)
на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова Светлана Владимировна
г. Нелидово
2024г
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
2.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................6
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................9
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ........................ 22
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Адаптированная основная образовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». ФАООП
УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Мир природы и человека» во 2 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения - расширение знаний и представлений о живой и неживой природе; понимание основных взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, наблюдение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
уточнение и расширение представлений об окружающей действительности;
расширение естественнонаучных знаний;
развитие навыков устной речи;
воспитание интереса и бережного отношения к природе;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
во 2 классе определяет следующие задачи:
расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, механизмов приспособления живого мира к условиям
внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на
Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой
природы, изучение воды и ее свойств;
формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
расширение знаний обучающихся о природе своего края;
формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, обучение бережному отношению к
природе.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе
Личностные результаты:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и
неживой природы;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе;
иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать
необходимости его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих
птиц.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
знать правила гигиены частей тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о предмете изучения;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися.
I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе
носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий
наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2
классе предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира
через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе
решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь
между природными явлениями и жизнью человека.
Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2
классе способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой
природы.
С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых
возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо
использовать различные игровые ситуации.
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
Контрольные ра-
часов
боты
1.
Неживая природа. Долгота дня
4
2.
Времена года. Осень
4
3.
Неживая природа. Вода
4
4.
Времена года. Зима
4
1
5.
Живая природа. Растения
3
6.
Живая природа. Животные
3
7.
Времена года. Весна
4
8.
Живая природа. Человек
4
1
9.
Времена года. Лето
4
1
34
4
Итого:
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I.
№
Тема предмета
1
Влияние солнца на
временгода
2
Сутки
Колво
часов
смену
Виды деятельности обучающихся.
Электронный учебно-методический
материал.
1
Рассматривают рисунок Показывают разные времена
года в естественных условиях ина рисунке
Читают о влиянии солнца насмену времен года
Слушают стихи-заклички Отвечают на вопросы о дате
рождения, о занятиях в разное
время года с помощью учителя
1
Прослушивают вводное слово
учителя о сутках
Рассматривают рисунок
Наблюдают за изменением
положения солнца в течение
суток: утро, день, вечер, ночь в
естественных условиях
Дополняют предложения с помощью учителя
Отвечают на вопросы о занятиях в разное время года с помощью учителя
Дата
9
3
Долгота дня ле-том
1
Рассматривают рисунок Дополняют предложения с
по-мощью учителя
Составляют рассказ о долготе дня и ночи летом с
опорой на картинки с помощью учителя Отвечают
на вопросы с помо-щью учителя
4
Долгота дня зи-мой
1
Рассматривают рисунки Дополняют предложения с
по-мощью учителя
Составляют рассказ о долготе дня и ночи зимой с
опорой на картинки с помощью учителя Отвечают
на вопросы с помо-щью учителя
Времена года. Осень – 4 часа
5
Изменения в
природе осенью
Экскурсия
1
Рассматривают листья деревьев
на экскурсии
Просматривают видео об осени
Рассматривают схемы
Составляют рассказ по картинкам с помощью учителя
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Слушают стихотворение
Рассматривают картины Левитана, отвечают на вопросы
Называют осенние месяцы по
картинкам с помощью учителя
10
6
Растения осенью
1
Просматривают видео Отвечают на вопросы с
помо-щью учителя
Называют 1-2 дерева, растения Находят их на
картинке с помо-щью учителя
Рассматривают рисунок Соотносят картинки и
названияс помощью учителя
7
Животные и птицы осенью
Перелётные птицы
1
Рассматривают рисунок Прослушивают текст
Называют 1-2 перелётныхптицы на картинке
Отвечают на вопросы о жизни иптиц животных
осенью с помо- щью учителя
8
Занятия людейосенью
1
Слушают текст Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с помо-щью учителя.
Называют 1-2 осенних плода в натуральном виде,
соотносят ихс картинкой
Знакомятся с понятием «герба-рий».
Слушают стихотворение
Неживая природа. Вода – 4 часа
9
Вода
Свойства воды
1
Просматривают краткое видео Проводят опыты с
водой с по-мощью учителя
Слушают текст
11
Отвечают на вопросы с помо-щью учителя
10
Температура воды Термометр
1
Отвечают на вопросы учителя, как люди
используют горячуюводу
Рассматривают рисунок Учатся пользоваться
термомет-ром
Выполняют практическую работу с термометром с помощьюучителя
11
Вода в природеВодоемы
1
Рассматривают рисунок Называют водоемы по
кар-тинке.
Отвечают на вопросы с помо-щью учителя
Составляют рассказ о водоеме по картинке и с
помощью наво-дящих вопросов
12
Значение воды
1
Просматривают краткое видео Рассматривают
рисунок Составляют рассказ о значенииводы в
природе по картинкам ис помощью наводящих
вопро- сов и опорных картинок Отвечают на
вопросы с помо- щью учителя
Слушают текст
12
Времена года. Зима – 4 часа
13
Время года: зимаПризнаки зимы
Названия зим- них месяцев
1
Просматривают видео Рассматривают
рисунок
Называют 1-2 признака зимы в естественных
условиях и по кар-тинке
Повторяют названия зимних ме-сяцев по картинке
с помощью учителя
Составляют словосочетания и предложения по
опорным словамСлушают стихотворение Отвечают
на вопросы с помощьюучителя
14
Природа зимойЭкскурсия
1
Наблюдают за растениями зимойв естественных
условиях
Кормят птиц в кормушках с по-мощью учителя
Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы с
помощьюучителя
15
Растения и жи-вотные зимой
1
Рассматривают иллюстрацииЧитают часть
рассказа Описывают животное по кар-тинке с
помощью учителя
Отгадывают животное по описа-нию.
Называют 2-3 диких животных Отвечают на
вопросы с помощьюучителя. Отвечают на вопросы
самостоя-ельно.
13
16
Занятия людейзимой
1
Прослушивают вводное словоучителя
Рассматривают иллюстрации Называют 2-3
предмета зимнейодежды по рисунку
Называют 2-3 вида деятельности людей, игры детей
зимой по кар-тинке
Просматривают сказку «Два Мо-роза».
Отвечают на вопросы с помощью учителя по
результатам про- смотра
Срисовывают в рабочую тетрадьснежинку по
образцу.
Прослушивают правила безопас- ности зимой (как
вести себя в го-лолед, какую опасность представляют сосульки)
Отвечают на вопросы самостоя- тельно по
результатам про- смотра
Рисуют в рабочей тетради сне- жинки
Прослушивают и дополняют правила безопасности
Живая природа. Растения – 3 часа
17
Растения
Части растений
1
Рассматривают изображения рас-тений
Называют части растений в нату-ральном виде с
помощью учи- теля
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опоройна рисунки
Составляют словосочетания и предложения по
опорным словам. Составляют предложения по
опорным словам.
Читают стихотворение
14
18
Жизнь растений.
Комнатные рас-тения
1
Рассматривают картинкиЧитают часть текста
Сравнивают рисунки Проговаривают правила
ухода за комнатными растениями в естественных условиях с
помо- щью учителя
Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью
наводящих вопросов
19
Овощи
Сад
1
Рассматривают изображения ово-щей
Описывают овощи по рисунку спомощью учителя
Называют 2-3 овоща Рассматривают схемы, находят
знакомые овощи
Читают часть текста Слушают стихотворение
Перечисляют любимые овощиСлушают рецепт салата
Раскрашивают овощи и фрукты втетради
Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью
учителя
Живая природа. Животные - 3 часа
20
Животные до- машние и дикие
1
Сравнивают домашних и диких животных по картинке с
помощью учителя.
Рассматривают рисунки Составляют краткий рассказ о
рассказ о
домашних и диких животных.
15
21
Породы
животСходство иразличия
22
Рыбы
ных
1
Рассматривают изображения жи-вотных
Сравнивают домашнее и дикоеживотное с помощью
учителя:кошка – рысь, собака – волк Отвечают на
вопросы с опоройна картинки
Раскрашивают животноеЧитают часть текста
Составляют предложение поопорным словам
Слушают правила ухода за до-машним питомцем
Составление краткий рассказ порисунку с помощью
учителя. Читают правила ухода за до- машним питомцем.
1
Рассматривают рисунки
Находят части тела рыбы на кар-тинке
Отвечают на вопросы с опорой на картинки и с помощью
учи-теля
Читают часть текста Рассматривают схемы Составляют
предложение посхеме
Просматривают видео об аквари-уме
Срисовывают аквариум
Времена года. Весна - 4 часа
16
23
Сезонные изме-нения в
природевесной Экскурсия
1
Наблюдают за признаками весны, за набуханием почек на
ветках
Определяют время года в есте-ственных условиях
Называют 2-3 признака весны с опорой на картинки и с
помощьюучителя
Слушают правила поведения вприроде весной
Составляют предложение по ри-сункам об основных
приметах весны
Называют весенние месяцы покартинкам
24
Растения весной
1
Наблюдают за молодой листвойна деревьях
Рассматривают и показывают объекты природы весной на
ри-сунках
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Составляют предложение о цве-тении березы и тополя с
помо- щью учителя
Находят и называют 2-3 весен-них цветка
Слушают стихотворение-за-кличку
Составляют предложения о при-ходе весной по картинке
17
25
Животные и птицы
весной
1
Читают часть текста Рассматривают рисунок
Показывают 2-3 животных и птиц на рисунке
Просматривают видео Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Составляют предложение о
жизни животных и птиц весной по картинке .
26
Занятия людейвесной
1
Рассматривают рисунокЧитают часть текста
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Читают часть стихотворения Составляют предложение о
заня-тиях людей весной по картинке спомощью учителя
Прослушивают правила безопасности на водоемах весной
27
Гигиена тела че-ловека
Закаливание
Живая природа. Человек – 4 часа
Рассматривают рисунокЧитают часть текста
1
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Составляют предложение о пользе закаливания по
картинке спомощью учителя
Разучивают комплекс утреннейгимнастики (2-3
упражнения)
)
18
28
Питание чело-века
Органы пищева-рения
1
Рассматривают рисунок Находят и называют на
картинкеорганы пищеварения человека с помощью
учителя
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Выбирают 1-2 полезных про-дукта по рисунку
29
Пища
человека
Правильное пи-тание
1
Рассматривают рисунок
Называют основы правильногопитания
Выбирают меню на день с помо-щью учителя.
Составляют предложение о пользе фруктов и овощей с
опо-рой на картинку
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
30
Профилактика пищевых
отрав-лений
1
Прослушивают вводное словоучителя
Рассматривают рисунки Проговаривают основные правила профилактики пищевых отравлений по картинке
Составляют предложение по ри-сунку
Читают часть стихотворения Отвечают на вопросы с
опоройна картинки
19
Времена год. Лето – 4 часа
31 Изменения в природе
летомЭкскурсия
1 Просматривают видео Рассматривают рисунки
Называют летние месяцы по ка-лендарю
Называют 1-2 признака лета покартинке
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Составляют предложения об из-менениях в природе
летом по картинке
32 Растения летом
1 Рассматривают рисунки
Читают часть текста, называют 2-3 ягоды, цветка
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Составляют предложение Раскра-шивают рисунок о
правилах по- ведения в лесу
Рассматривают рисунок Составляют по нему
предложе-ние о летнем лесе
33
Животные летом
1
Рассматривают рисунки
Запоминают и называют 2-3 де-теныша животных
Определяют по рисунку способ питания и место
проживания жи-вотных
Рассматривают опасных насеко-мых на картинке
20
Слушают текст
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
34
Занятия людей летом
Безопасные лет-ние
каникулы
1
Показывают и называют и 2-3 предмета летней
одежды Составляют предложение с опо-рой на
картинки
Слушают объяснение, почему ле-том и зимой
обязательно носить головной убор, отвечают на вопросы
Рассматривают рисунок Составляют предложение о
своихлюбимых занятиях во время про-гулок летом
по картинке с помо- щью учителя
Повторяют 1-2 правила безопас-ности в летние
каникулы
21
1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
Компьютерные обучающие мультфильмы, игры, видеоролики, аудиозаписи.
2.
Натуральные объекты: овощи, фрукты, листья деревьев, предметы одежды и
обуви.
3.
Муляжи фруктов, овощей, наборы игрушек, куклы.
4.
Разрезные картинки.
5.
Карточки макатон, схемы-опоры, мнемотаблицы.
6.
Демонстрационные карточки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние
животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Птицы России», «Насекомые»,
«Явления природы».
7.
Сюжетные картины: «В огороде», «В саду», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
«Ветер», «Дождь», «Листопад», «Зимние забавы», «Распускание листьев», «Таяние
снега».
22