ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО: ____________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ УР: «Нелидовская школа– интернат» _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1) учебного предмета «Мир природы и человека» (Образовательная область «Естествознание») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Кадетова Светлана Владимировна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3 2.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................6 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................9 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ........................ 22 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека». Цель обучения - расширение знаний и представлений о живой и неживой природе; понимание основных взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, наблюдение связей между объектами природы. Задачи обучения: уточнение и расширение представлений об окружающей действительности; расширение естественнонаучных знаний; развитие навыков устной речи; воспитание интереса и бережного отношения к природе; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе определяет следующие задачи: расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, механизмов приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий; закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года; формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы, изучение воды и ее свойств; формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; расширение знаний обучающихся о природе своего края; формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, обучение бережному отношению к природе. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе Личностные результаты: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях; правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимости его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам; правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; знать правила гигиены частей тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися. I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека. Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы. С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации. Содержание разделов № п/п Название раздела, темы Количество Контрольные ра- часов боты 1. Неживая природа. Долгота дня 4 2. Времена года. Осень 4 3. Неживая природа. Вода 4 4. Времена года. Зима 4 1 5. Живая природа. Растения 3 6. Живая природа. Животные 3 7. Времена года. Весна 4 8. Живая природа. Человек 4 1 9. Времена года. Лето 4 1 34 4 Итого: 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I. № Тема предмета 1 Влияние солнца на временгода 2 Сутки Колво часов смену Виды деятельности обучающихся. Электронный учебно-методический материал. 1 Рассматривают рисунок Показывают разные времена года в естественных условиях ина рисунке Читают о влиянии солнца насмену времен года Слушают стихи-заклички Отвечают на вопросы о дате рождения, о занятиях в разное время года с помощью учителя 1 Прослушивают вводное слово учителя о сутках Рассматривают рисунок Наблюдают за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь в естественных условиях Дополняют предложения с помощью учителя Отвечают на вопросы о занятиях в разное время года с помощью учителя Дата 9 3 Долгота дня ле-том 1 Рассматривают рисунок Дополняют предложения с по-мощью учителя Составляют рассказ о долготе дня и ночи летом с опорой на картинки с помощью учителя Отвечают на вопросы с помо-щью учителя 4 Долгота дня зи-мой 1 Рассматривают рисунки Дополняют предложения с по-мощью учителя Составляют рассказ о долготе дня и ночи зимой с опорой на картинки с помощью учителя Отвечают на вопросы с помо-щью учителя Времена года. Осень – 4 часа 5 Изменения в природе осенью Экскурсия 1 Рассматривают листья деревьев на экскурсии Просматривают видео об осени Рассматривают схемы Составляют рассказ по картинкам с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Слушают стихотворение Рассматривают картины Левитана, отвечают на вопросы Называют осенние месяцы по картинкам с помощью учителя 10 6 Растения осенью 1 Просматривают видео Отвечают на вопросы с помо-щью учителя Называют 1-2 дерева, растения Находят их на картинке с помо-щью учителя Рассматривают рисунок Соотносят картинки и названияс помощью учителя 7 Животные и птицы осенью Перелётные птицы 1 Рассматривают рисунок Прослушивают текст Называют 1-2 перелётныхптицы на картинке Отвечают на вопросы о жизни иптиц животных осенью с помо- щью учителя 8 Занятия людейосенью 1 Слушают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с помо-щью учителя. Называют 1-2 осенних плода в натуральном виде, соотносят ихс картинкой Знакомятся с понятием «герба-рий». Слушают стихотворение Неживая природа. Вода – 4 часа 9 Вода Свойства воды 1 Просматривают краткое видео Проводят опыты с водой с по-мощью учителя Слушают текст 11 Отвечают на вопросы с помо-щью учителя 10 Температура воды Термометр 1 Отвечают на вопросы учителя, как люди используют горячуюводу Рассматривают рисунок Учатся пользоваться термомет-ром Выполняют практическую работу с термометром с помощьюучителя 11 Вода в природеВодоемы 1 Рассматривают рисунок Называют водоемы по кар-тинке. Отвечают на вопросы с помо-щью учителя Составляют рассказ о водоеме по картинке и с помощью наво-дящих вопросов 12 Значение воды 1 Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют рассказ о значенииводы в природе по картинкам ис помощью наводящих вопро- сов и опорных картинок Отвечают на вопросы с помо- щью учителя Слушают текст 12 Времена года. Зима – 4 часа 13 Время года: зимаПризнаки зимы Названия зим- них месяцев 1 Просматривают видео Рассматривают рисунок Называют 1-2 признака зимы в естественных условиях и по кар-тинке Повторяют названия зимних ме-сяцев по картинке с помощью учителя Составляют словосочетания и предложения по опорным словамСлушают стихотворение Отвечают на вопросы с помощьюучителя 14 Природа зимойЭкскурсия 1 Наблюдают за растениями зимойв естественных условиях Кормят птиц в кормушках с по-мощью учителя Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы с помощьюучителя 15 Растения и жи-вотные зимой 1 Рассматривают иллюстрацииЧитают часть рассказа Описывают животное по кар-тинке с помощью учителя Отгадывают животное по описа-нию. Называют 2-3 диких животных Отвечают на вопросы с помощьюучителя. Отвечают на вопросы самостоя-ельно. 13 16 Занятия людейзимой 1 Прослушивают вводное словоучителя Рассматривают иллюстрации Называют 2-3 предмета зимнейодежды по рисунку Называют 2-3 вида деятельности людей, игры детей зимой по кар-тинке Просматривают сказку «Два Мо-роза». Отвечают на вопросы с помощью учителя по результатам про- смотра Срисовывают в рабочую тетрадьснежинку по образцу. Прослушивают правила безопас- ности зимой (как вести себя в го-лолед, какую опасность представляют сосульки) Отвечают на вопросы самостоя- тельно по результатам про- смотра Рисуют в рабочей тетради сне- жинки Прослушивают и дополняют правила безопасности Живая природа. Растения – 3 часа 17 Растения Части растений 1 Рассматривают изображения рас-тений Называют части растений в нату-ральном виде с помощью учи- теля Читают часть текста Отвечают на вопросы с опоройна рисунки Составляют словосочетания и предложения по опорным словам. Составляют предложения по опорным словам. Читают стихотворение 14 18 Жизнь растений. Комнатные рас-тения 1 Рассматривают картинкиЧитают часть текста Сравнивают рисунки Проговаривают правила ухода за комнатными растениями в естественных условиях с помо- щью учителя Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью наводящих вопросов 19 Овощи Сад 1 Рассматривают изображения ово-щей Описывают овощи по рисунку спомощью учителя Называют 2-3 овоща Рассматривают схемы, находят знакомые овощи Читают часть текста Слушают стихотворение Перечисляют любимые овощиСлушают рецепт салата Раскрашивают овощи и фрукты втетради Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью учителя Живая природа. Животные - 3 часа 20 Животные до- машние и дикие 1 Сравнивают домашних и диких животных по картинке с помощью учителя. Рассматривают рисунки Составляют краткий рассказ о рассказ о домашних и диких животных. 15 21 Породы животСходство иразличия 22 Рыбы ных 1 Рассматривают изображения жи-вотных Сравнивают домашнее и дикоеживотное с помощью учителя:кошка – рысь, собака – волк Отвечают на вопросы с опоройна картинки Раскрашивают животноеЧитают часть текста Составляют предложение поопорным словам Слушают правила ухода за до-машним питомцем Составление краткий рассказ порисунку с помощью учителя. Читают правила ухода за до- машним питомцем. 1 Рассматривают рисунки Находят части тела рыбы на кар-тинке Отвечают на вопросы с опорой на картинки и с помощью учи-теля Читают часть текста Рассматривают схемы Составляют предложение посхеме Просматривают видео об аквари-уме Срисовывают аквариум Времена года. Весна - 4 часа 16 23 Сезонные изме-нения в природевесной Экскурсия 1 Наблюдают за признаками весны, за набуханием почек на ветках Определяют время года в есте-ственных условиях Называют 2-3 признака весны с опорой на картинки и с помощьюучителя Слушают правила поведения вприроде весной Составляют предложение по ри-сункам об основных приметах весны Называют весенние месяцы покартинкам 24 Растения весной 1 Наблюдают за молодой листвойна деревьях Рассматривают и показывают объекты природы весной на ри-сунках Отвечают на вопросы с опоройна картинки Составляют предложение о цве-тении березы и тополя с помо- щью учителя Находят и называют 2-3 весен-них цветка Слушают стихотворение-за-кличку Составляют предложения о при-ходе весной по картинке 17 25 Животные и птицы весной 1 Читают часть текста Рассматривают рисунок Показывают 2-3 животных и птиц на рисунке Просматривают видео Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют предложение о жизни животных и птиц весной по картинке . 26 Занятия людейвесной 1 Рассматривают рисунокЧитают часть текста Отвечают на вопросы с опоройна картинки Читают часть стихотворения Составляют предложение о заня-тиях людей весной по картинке спомощью учителя Прослушивают правила безопасности на водоемах весной 27 Гигиена тела че-ловека Закаливание Живая природа. Человек – 4 часа Рассматривают рисунокЧитают часть текста 1 Отвечают на вопросы с опоройна картинки Составляют предложение о пользе закаливания по картинке спомощью учителя Разучивают комплекс утреннейгимнастики (2-3 упражнения) ) 18 28 Питание чело-века Органы пищева-рения 1 Рассматривают рисунок Находят и называют на картинкеорганы пищеварения человека с помощью учителя Читают часть текста Отвечают на вопросы с опоройна картинки Выбирают 1-2 полезных про-дукта по рисунку 29 Пища человека Правильное пи-тание 1 Рассматривают рисунок Называют основы правильногопитания Выбирают меню на день с помо-щью учителя. Составляют предложение о пользе фруктов и овощей с опо-рой на картинку Отвечают на вопросы с опоройна картинки 30 Профилактика пищевых отрав-лений 1 Прослушивают вводное словоучителя Рассматривают рисунки Проговаривают основные правила профилактики пищевых отравлений по картинке Составляют предложение по ри-сунку Читают часть стихотворения Отвечают на вопросы с опоройна картинки 19 Времена год. Лето – 4 часа 31 Изменения в природе летомЭкскурсия 1 Просматривают видео Рассматривают рисунки Называют летние месяцы по ка-лендарю Называют 1-2 признака лета покартинке Читают часть текста Отвечают на вопросы с опоройна картинки Составляют предложения об из-менениях в природе летом по картинке 32 Растения летом 1 Рассматривают рисунки Читают часть текста, называют 2-3 ягоды, цветка Отвечают на вопросы с опоройна картинки Составляют предложение Раскра-шивают рисунок о правилах по- ведения в лесу Рассматривают рисунок Составляют по нему предложе-ние о летнем лесе 33 Животные летом 1 Рассматривают рисунки Запоминают и называют 2-3 де-теныша животных Определяют по рисунку способ питания и место проживания жи-вотных Рассматривают опасных насеко-мых на картинке 20 Слушают текст Отвечают на вопросы с опоройна картинки 34 Занятия людей летом Безопасные лет-ние каникулы 1 Показывают и называют и 2-3 предмета летней одежды Составляют предложение с опо-рой на картинки Слушают объяснение, почему ле-том и зимой обязательно носить головной убор, отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Составляют предложение о своихлюбимых занятиях во время про-гулок летом по картинке с помо- щью учителя Повторяют 1-2 правила безопас-ности в летние каникулы 21 1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Компьютерные обучающие мультфильмы, игры, видеоролики, аудиозаписи. 2. Натуральные объекты: овощи, фрукты, листья деревьев, предметы одежды и обуви. 3. Муляжи фруктов, овощей, наборы игрушек, куклы. 4. Разрезные картинки. 5. Карточки макатон, схемы-опоры, мнемотаблицы. 6. Демонстрационные карточки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Птицы России», «Насекомые», «Явления природы». 7. Сюжетные картины: «В огороде», «В саду», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; «Ветер», «Дождь», «Листопад», «Зимние забавы», «Распускание листьев», «Таяние снега». 22