ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО: ____________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1) учебного предмета «Чтение» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Кадетова Светлана Владимировна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ...................................................................9. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................10 ЛИТЕРАТУРА............................................... 51 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Адаптированная обучающихся основная с образовательная умственной программа отсталостью образования (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение». Цель обучения - учить правильному чтению слов, предложений и текстов по слогам. Задачи обучения: − воспитание у обучающихся интереса к чтению; − формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом; − формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; − развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» во 2 классе определяет следующие задачи: − формирование умения читать слова со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными «ь» и «ъ» знаками; − развитие умения соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания; − формирование умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; умение элементарно оценивать прочитанное; − формирование умения пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или картинному плану; − формирование навыка сознательного, правильного и выразительного чтения. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» во 2 классе Личностные результаты: элементарные представления о дисциплинированном и воспитанном поведении на уроке и вне его; представления о смысле учения в школе; способность проявлять заботу и внимание к окружающим людям и животным; способность вступать в коммуникацию; элементарные представления о дружбе и товариществе; трудолюбии и лени и некоторые др.; элементарные (помощь представления другому человеку; о нравственно-этических выражение сочувствия; ценностях благодарности; выполнение общепринятых правил и т.д.). Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» во 2 классе Минимальный уровень: − воспринимать на слух небольшие по объему и несложные по содержанию тексты; − отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста; − устанавливать несложные смысловые отношения с опорой на вопросы и/или иллюстрацию; − читать по слогам короткие тексты; − соотносить прочитанный текст или отрывок из него с иллюстрацией; − читать наизусть 2-3 небольших по объему стихотворения. Достаточный уровень: − отвечать на вопросы по фактическому содержанию прослушанного и прочитанного текста; − устанавливать несложные смысловые связи, в том числе причинноследственные, с опорой на вопросы и/или иллюстрации; − читать плавно по слогам небольшие по объему тексты с переходом на плавное чтение целым словом двухсложных слов, простых по семантике и структуре; − пересказывать тексты по вопросам, картинному плану; − выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений. I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Учебный предмет «Чтение» во 2 классе играет особую роль в развитии обучающихся с нарушениями интеллекта. Формирование навыка чтения, с одной стороны, представляет собой важнейший результат изучения данного предмета, с другой – значимое средство освоения других учебных предметов. В процессе уроков чтения обучающиеся расширяют, систематизируют и обобщают знания об окружающей действительности, корректируется и развивается их аналитико-синтетическая деятельность, формируются коммуникативно-речевые навыки, необходимые для полноценной реализации диалогической и монологической форм речи. Чтение художественных произведений различных жанров способствует уточнению нравственных ориентиров, формированию основ нравственного сознания и поведения, развитию умения эмоционально сопереживать. В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и приемы: − словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником); − наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций); − практический метод (упражнения, практическая работа); − репродуктивный метод (работа по алгоритму). Содержание разделов № п/п Название раздела, темы Количество Контрольные часов работы 1 Осень пришла - в школу пора! 20 1 (тест) 2 Почитаем-поиграем 10 1 (тест) 3 В гостях у сказки 14 1 (тест) 4 Животные рядом с нами 15 1 (тест) 5 Ой, ты зимушка - зима! 16 1 (тест) 6 Что такое хорошо и что такое плохо 17 1 (тест) 7 Весна идет! 19 1 (тест) 8 Чудесное рядом 13 1 (тест) 9 Лето красное 12 1 (тест) 136 9 Итого: I. № ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Кол-во Тема предмета часов Виды деятельности обучающихся. Электронный учебно-методический материал. Дата Осень пришла- в школу пора – 20часов 1 Стихотворение «Кончилось лето» 1 Воспринимают на слух стихотворение, отвечают навопросы. Читают прямые открытые слоги и односложные слова.Читают словосочетания с отработанными словами. Называют приметы осени 2 «Игра в слова» 1 Читают по слогам. Называютгласные буквы 3 По В.Голявкину.Рассказ «Все куданибудь идут» 1 Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Называют правила поведения по вопросам учителя. Рассматривают иллюстрацию. Соотносят содержание текста с иллюстрацией 9 4 Рассказ «Первый урок» 1 Воспринимают на слух текст. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают поведение персонажей, изображённых на иллюстрации, с опорой на вопросы 5 Рассказ «Мырисуем» 1 Читают по слогам. Отвечаютна вопросы учителя. Подбирают слова киллюстрациям. Рисуют рисунок по тексту 6 Я.Аким. Стихотворение «Грибной лес» 1 Понимают основную мысльтекста. Читают по слогам. Отвечаютна вопросы учителя. Составляют предложения посюжетным картинкам 7 «Игра в слова» 1 Отвечают на вопросы учителяк тексту. Называют согласные буквы.Читают по слогам. Соотносят текст силлюстрацией 10 8 По В.Дурову.Сказка «СлонБэби» 1 Воспринимают на слух текст. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстрации. Составляют рассказ спомощью учителя 9 Б.Заходер. Стихотворение «Птичья школа» 1 Читают по слогам. Отвечаютна вопросы учителя. Подбирают слова к картинкам с помощью учителя. Составляют короткий рассказс помощью учителя 10 По Н.Сладкову. Рассказ «Осенниеподарки» 1 Воспринимают на слухсказку. Читают по слогам. Отвечаютна вопросы учителя. Называют приметы осени. Составляют рассказ опоройна иллюстрации с помощью учителя 11 Рассказ «В парке» 1 Воспринимают текст на слух,определяют основную мысльс помощью учителя. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Соотносят картинку с текстомс помощью учителя 11 12 «Отгадай загадку» 1 Выделяют согласные буквы с помощью учителя и называютих. Отгадывают загадки. Читаютпо слогам. Отвечают на вопросы учителя 13 М.Ивенсен. Стихотворение «Падают, падаютлистья» 1 Воспринимают текст на слух. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Выразительно читают, с опорой на образец чтенияучителя. Составляют рассказ по иллюстрации с помощьюучителя 14 По В.Корабельникову. Рассказ «Осеннийлес» 1 Слушают рассказ. Читают правильно трудныеслова. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителяпо содержанию текста. Составляют рассказ по иллюстрации по вопросам учителя 12 15 По К.Ушинскому.Рассказ «Всякой вещи свое место» 1 Воспринимают текст на слух.Читают по слогам. Отвечают на вопросыучителя. Уясняют смысл правилкультуры поведения и необходимости их выполнения. Соотносят картинку с текстом, подбирают слова повопросам учителя 16 «Игра в слова» 1 Называют буквы. Читают по слогам. Соотносят слова с иллюстрациями с помощью учителя 17 Д.Летнева. Стихотворение «Хозяин в доме» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Читают по слогам. Отвечаютна вопросы учителя. Подбирают слова ккартинкам. Сравнивают поступки героевстихотворения и рассказа К. Ушинского 13 18 По В.Голявкину.Рассказ «Зачем дети ходят в школу?» 1 Слушают рассказ. Читают по слогам. Отвечаютна вопросы учителя. Соотносят слова с предметными картинками. Составляют рассказ о школе по сюжетным картинкам 19 Стихотворение «Игра в слова» 1 Называют согласные буквы. Читают по слогам. Соотносяттекст с иллюстрациями. Читают считалки по слогам.Подбирают слова к картинкам с помощью учителя 20 По А.Тумбасову.Рассказ «Серый вечер». Обобщение по разделу «Осень пришла - в школупора» 1 Слушают сказку. Читают по слогам. Отвечаютна вопросы учителя. Составляют рассказ об осенипо сюжетным картинкам с помощью учителя. Выполняют тест с помощьюучителя. Отвечают на вопросы поразделу 14 Ответы на вопросы поразделу Почитаем- поиграем – 10 часов 21 По А.Шибаеву.Рассказ «Одна буква» 1 Воспринимают текст на слух. Отвечают на вопросы учителя.Читают по слогам. Участвуют частично - поисковой беседе по тексту сопорой на вопросы учителя 22 А.Усачев. Стихотворение «Слоги» 1 23 Стихотворение «Игра в слова» 1 Выразительное чтениестихотворения. Составление слов из слогов Читают по слогам. Составляют слова из слогов с помощью учителя. Уясняют нравственный смыслпонятия «доброта» Читают по слогам слоги ислова. Отгадывают загадки. Соотносят с картинками.Отвечают на вопросы с помощью учителя 24 По С.Иванову.Сказка «Дразнилка» 1 Читают по слогам. Отвечают на вопросы к текстус помощью учителя. Подбирают слова к иллюстрациям по вопросамучителя 15 25 К.Чуковский. Стихотворение «Черепаха» 1 Воспринимают на слух текст, определяют основную мысль спомощью учителя. Правильно читают трудныеслова. Читают по слогам. Отвечаютна вопросы учителя 26 Дж.Ривз. Стихотворение «Шумный Ба-Бах» 1 Воспринимают текст на слух. Отвечают на вопросы учителя. Придумывают названия домашних животных с опоройна содержание стихотворения.Находят животных на картинке 27 Л.Яхнин. Стихотворение «Если плачет кто-то рядом» 1 Воспринимают стихотворениена слух. Отвечают на вопросы учителя.Читают по слогам трудные слова. Подбирают слова к картинкамс помощью учителя 28 Загадки проживотных 1 Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отгадывают загадки, находятотгадки 16 29 Стихотворение «Доскажисловечко» 1 Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отгадывают загадки, находятотгадки 30 Сказка «Кто квакает, кто крякает, а кто каркает». Обобщение поразделу «Почитаем-поиграем» 1 Воспринимают текст на слух. Определяют главную мысль повопросам учителя. Читают по слогам. Выполняют тест с помощьюучителя. Составляют предложения к картинкам с помощью учителя В гостях у сказки - 14 часов 31 Русская народнаясказка «Лиса и волк» 1 Воспринимают на слух сказку.Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя.Оценивают поступки героев с опорой на картинки. Показывают картинки к сказке.Составляют предложения к картинкам с помощью учителя 17 32 Русская народнаясказка «Гуси и лиса» 1 Слушают сказку. Отвечают на вопросы учителя.Составляют высказывания по сюжетным картинкам. Пересказывают с помощьюучителя. Определяют характер героев сказки. Выразительно читают реплики героев по образцу учителя 33 Русская народнаясказка «Лиса и козел» 1 Воспринимают на слух сказку. Отвечают на вопросы учителя.Называют главных героев. Пробуют читать по ролям. Устанавливают причинно- следственные связи между событиями, поведением героев и их характером. Передают голосом интонации, соответствующие характеру героя 34 По Л.Толстому.Сказка «Мышкавышла гулять» 1 Слушают сказку, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Оценивают поступки героев с опорой на картинки. Соотносяттекст с картинкой. Читают по слогам 18 35 Стихотворение «Отгадай загадку» 1 Отгадывают загадки и читаютпо слогам. Отвечают на вопросы учителя.Соотносят с картинками. Рисуют отгадки . Выполняют упражнения в словообразовании относительныхприлагательных; согласовании прилагательных с существительными в мужском роде 36 Литовская сказка «Волк и баран» 1 Слушают сказку. Отвечают на вопросы. Читают по слогам. Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на вопросы учителя и картинки. Пробуют пересказывать с помощью учителя 37 По С.Прокофьевой. Сказка «Сказка отом, как зайцы 1 Воспринимают сказку на слух, определяют главную мысль повопросам учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий с опорой на 19 испугали сероговолка» иллюстрации. Уясняют нравственный смыслправила не обижать тех, кто слабее 38 Литовская сказка «Рак и ворона» 1 Слушают сказку. Определяют главную мысль спомощью учителя. Читают по слогам. Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на вопросы учителя. Работают над интонационнойвыразительностью речи 39 Казахская сказка «Заяц и черепаха» 1 Слушают сказку. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на картинки 40 Мордовскаясказка «Благодарныймедведь» 1 Воспринимают сказку на слух.Понимают смысл сказки. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценке 20 героев и событий с опорой наиллюстрации и вопросы учителя. Пробуют пересказывать сказку по картинке с помощью учителя 41 Стихотворение «Игра в слова» 1 Называют буквы Ь и Ъ. Читаютпо слогам. Подбирают слова к картинкам 42 Якутская сказка «Как белка и заяцдруг друга не узнали» 1 Слушают сказку. Определяют главную мысль спомощью учителя. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя.Соотносят картинки со строчками из текста 43 Армянская сказка «Волк и ягненок» 1 Слушают и понимают текстсказки. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценкегероев и событий по вопросамучителя. Показывают героев на картинке. Пересказывают по вопросам учителя 21 44 Русская народнаясказка «Умей обождать!» Обобщение по разделу «В гостях усказки» 1 Воспринимают на слух сказку.Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на вопросы учителя. Выполняют тест с помощью учителя. Пересказывают по вопросамучителя Животные рядом с нами – 15 часов 45 Индийская сказка «Умная собака» 1 Слушают сказку. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по сюжетнымкартинкам. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Устанавливают различия в отношении к собаке злого и доброго человека 22 46 Чтение стихотворений про животных 1 Читают по слогам. Работают над интонационной выразительностью речи с помощью учителя. Показываюти называют животных на картинке 47 По Э.Шиму. Рассказ «Я домойпришла!» 1 Слушают рассказ. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе по содержанию прочитанного текста с привлечением личногоопыта на тему «Домашние животные и человек» 48 Русская народнаяприсказка «Лошадка» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. Находят картинки к тексту. Оценивают поступок хозяина илошади 23 49 По Е.Чарушину.Рассказ «Кролики» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы по тексту.Читают по слогам. Работают надинтонационной выразительностью речи с помощью учителя. Находят картинки к тексту и выбирают, что может съестькролик. Составляют рассказ повопросам учителя 50 В.Лифшиц. Стихотворение «Баран» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль с помощью учителя. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. Находят картинки к тексту. Высказываются на тему «Чтоможно сделать из шерсти барана?» 51 Чтение стихотворений про птиц 1 Читают по слогам. Работают над интонационной выразительностью речи с помощью учителя. Отвечаютна вопросы. Отгадывают загадки. Находят отгадки на картинках 24 52 По Б.Житкову. Рассказ «Храбрыйутенок» 1 Слушают сказку. Отвечают на вопросы учителя.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Составляют предложения к картинкам с помощью учителя 53 По Э.Шиму. Рассказ «Всё умеют сами» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационной выразительностью речи с помощью учителя. Называютптиц, изображённых на картинке 54 М.Бородицкая.Стихотворение «Котенок» 1 Слушают стихотворение.Отвечают на вопросы. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Составляют предложение к картинке с помощью учителя 25 55 Стихотворение «Игра в слова» 1 Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Называютпредметы, изображённые на картинках. Соотносят их с текстом. Рисуют рисунок к тексту 56 По В.Сутееву.Сказка «Три котенка» 1 Слушают сказку, определяютглавную мысль с помощью учителя. Читают по слогам. Работают над интонационной выразительностью речи с помощью учителя. Отвечаютна вопросы. Составляют предложения к картинкам спомощью учителя. Пересказывают с опорой навопросы учителя 57 По К. Ушинскому. Рассказ «Петушокс семьей» 1 Слушают сказку. Отвечают на вопросы. Читают по слогам. Работают надинтонационной выразительностью речи с помощью учителя. Называют героев сказки и показывают их на картинках 26 58 Сказка «Упрямыекозлята» 1 Слушают сказку, определяютглавную мысль с помощью учителя. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по вопросам учителя. Соотносят текст с картинкамипо вопросам учителя 59 В.Лифшиц. Стихотворение «Пёс». Обобщение по разделу «Животные рядомс нами» 1 Слушают стихотворение.Читают по слогам. Работают над интонационной выразительностью речи с помощью учителя. Отвечаютна вопросы. Находят картинки к тексту. Выполняют тест с помощью учителя. Коллективно формулируютдоказательства, подтверждающие тезис «Собака – настоящий друг человека» 60 Я.Аким. Стихотворение «Первый снег» 1 Ой ты, зимушка - зима! – 16часов Слушают стихотворение.Читают по слогам. Работают над интонационной выразительностью речи с помощью учителя. Отвечают навопросы. Находят картинки к тексту.Составляют рассказ по картинке. Определяют настроение стихотворения 27 61 По Э.Киселевой. Сказка «БольшойСнег» 1 Слушают сказку. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Соотносят текст с картинкой. Описывают снег с опорой накартинку и вопросы учителя. 62 По Н.Калининой.Рассказ «Снежныйколобок» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Находят картинки к тексту. Составляют рассказ о зимних забавах по картинкам 63 По С. Вангели. Сказка «Снеговик – новосел» 1 Слушают рассказ, определяютосновную мысль с помощью учителя. Читают по слогам. Отвечают на вопросы. Находят картинки к тексту. Составляют предложение к картинке с помощью учителя. Составляют рассказ повопросам учителя 28 64 По Е. Шведеру.Рассказ «Воробышкиндомик» 1 Слушают рассказ, определяютосновную мысль с помощью учителя. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. Находят картинки к тексту. Уясняют нравственный смыслдобрых поступков, составляют рассказ по картинке 65 Г.Ладонщиков. Стихотворение «Зимние картинки» 1 Слушают стихотворение.Отвечают на вопросы. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Называют имена детей и говорят, кто чем занят. Соотносят картинку с текстом.Заучивают наизусть часть стихотворения 66 Е.Самойлова.Рассказ «Миша и Шура» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль с помощью учителя. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя.Показывают на картинке главных героев, называют их имена. Соотносят картинки с текстом 29 67 Ш.Галиев. Стихотворение «Купили снег» 1 Слушают стихотворение.Отвечают на вопросы. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительность речи с помощью учителя. Называют новогодние игрушки для украшения ёлки, составляютрассказ по вопросам учителя 68 По Г.Юдину.Рассказ «Буратиний нос» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя.Пересказывают по вопросам учителя 69 И.Токмакова. Стихотворение «Живи, елочка!» 1 Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. Составляют предложения к картинкам с помощью учителя. Заучивают наизусть частьстихотворения 70 По В.Сутееву.Рассказ «Про ёлки» 1 Слушают рассказ. Читают по слогам. Отвечают на вопросы. Соотносят картинки с текстом. Составляют рассказ о 30 71 По В.Голявкину.Рассказ «Конькикупили не напрасно» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль с помощью учителя. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий. Показывают на картинке главных героев, пересказываютпо вопросам учителя 72 По М.Пляцковскому.Сказка «Ромашкив январе» 1 Слушают сказку. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Называют героев сказки и показывают их на картинках. Составляют предложения к картинкам с помощью учителя 73 Русская народнаясказка «Мороз и Заяц» 1 Слушают сказку, называютгероев. Отвечают на вопросы учителя.Пересказывают с помощью учителя по картинкам 74 Литовская народная песенка «Вьюга» 1 Слушают песенку.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. 31 75 По Г.Скребицкому. Рассказ «На лесной полянке».Обобщение по разделу «Ой ты, зимушка-зима!» 1 Слушают сказку, определяютглавную мысль с помощью учителя. Читают по слогам. Отвечают на вопросы. Выполняют тест с помощью учителя. Называют животных и показывают их на картинке, составляют рассказ про животных Что такое хорошо и что такое плохо – 17 часов 76 По А. Митту. Рассказ «Коля заболел» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль с помощью учителя. Называют имя главного героя ипоказывают его на картинке. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Соотносят картинки с текстом 77 Д.Летнева. Стихотворение «Подружки рассорились» 1 Слушают стихотворение.Читают по слогам. Отвечают на вопросы. Подбирают предложения к картинкам с помощью учителя 32 78 По В.Голявкину.Рассказ «Вязальщик» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценке героев и событий с опорой на картинки и вопросы учителя. Подбирают слова из текста к картинкам с помощью учителя 79 Г. Ладонщиков.Стихотворение «Самокат» 1 Слушают стихотворение.Читают по слогам. Отвечают на вопросы. Соотносят картинки с текстом. Формулируют несложные выводы и умозаключения о правильном отношении к делу.Заучивают наизусть часть стихотворения 80 По Э. Киселевой.Рассказ «Скамейка,прыгуныгвоздики и Алик» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль с помощью учителя. Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на вопросы учителя и картинки. Пересказывают с помощью учителя 81 По Е.Пермяку.Рассказ «Торопливыйножик» 1 Слушают рассказ, отвечают навопросы. Называют имена главных героеви находят их на картинке. Соотносят картинку с текстом,читают по слогам 33 82 По В.СухомлинскомуРассказ «Вьюга» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль с помощью учителя. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Подбирают к картинке предложения из текста с помощью учителя 83 По И.Бутмину.Рассказ «Трус» 1 Слушают рассказ, называютглавных героев. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на вопросы учителя и картинки 84 По В.Голявкину. Рассказ «Как я под партой сидел» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в коллективной работе по оценке поступков героев с опорой на картинки. Пересказывают с помощью учителя 85 Б.Заходер. Стихотворение «Петя мечтает» 1 Слушают стихотворение.Отвечают на вопросы. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Соотносят картинки с текстом. Уясняют значение положительного отношения к учебе. 34 86 По В.Витка. Рассказ «Мёд в кармане» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в коллективной работе по оценке поступков героев с опорой на картинки. Подбирают к картинке предложения из текста спомощью учителя. Читают по слогам 87 По В.Донниковой.Рассказ «Канавка» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по картинкам.Уясняют смысл правил дружбыи достойного поведения. Читают по слогам 88 Узбекская сказка «Назло Солнцу» 1 Слушают сказку. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по вопросам учителя. Пересказывают по картинкам 35 89 А.Барто. Стихотворение «Мостки» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Называютдобрые дела. Сравнивают поступки героев рассказа «Канавка» и стихотворения 90 По М.Дружининой. Рассказ «Песенкаобо всем» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Соотносят картинки с текстом.Читают по слогам. Уясняют смысл ответственногоотношения к учебе 91 Л.Квитко. Стихотворение «Лемеле хозяйничает» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Отвечают на вопросы. Подбирают слова к картинкамиз текста с помощью учителя.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя 92 По И.Туричину. Рассказ «Неряха». Обобщение по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Ответы на вопросы. Выполнение теста по разделу «Что такое хорошо ичто такое плохо». Соотнесение картинки стекстом. Пересказ по картинкам 36 93 Я.Аким. Стихотворение «Март» 1 94 По Ю.Ковалю.Рассказ «Невидимка» 1 Весна идёт! – 19 часов Воспринимают на слухстихотворение. Отвечают на вопросы. Соотносят картинки с текстом.Слушают рассказ, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Заучиваютнаизусть часть стихотворения Слушают рассказ, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Отвечают на вопросы. Называют главных героев,находят их на картинке. Соотносят картинку с текстом.Читают по слогам 37 95 В.Берестов. Стихотворение «Праздник мам» 1 96 По В.Драгунскому. Рассказ «Подарокк празднику» 1 97 Бурятская сказка «Снег и заяц» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Называютподарки, которые можно подарить маме на праздник. Восприятие сказки на слух, ответы на вопросы. Формирование навыка выразительного чтения. Соотнесение текста с картинкой. Пересказ по вопросам учителя Слушают рассказ, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценке героев и событий по картинке.Пересказывают по вопросам учителя. Уясняют смысл подготовки и вручения подарков к праздникам Слушают сказку. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационной выразительностью речи с помощью учителя. Подбираютслова из текста к картинкам с помощью учителя. Пересказывают по вопросамучителя 38 98 Г.Ладонщиков.Стихотворение «Помощникивесны» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Называют главных героев, находят их накартинке 99 По М.Пришвину.Рассказ «Лягушонок» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на вопросы учителя. Соотносят картинку с текстом,пересказывают с помощью учителя 100 Г.Ладонщиков.Стихотворение «Весна» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационной выразительностью речи с помощью учителя. Подбираютслова к картинкам из текста с помощью учителя 39 101 По Е.Чарушину. Рассказ «Барсук» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на картинки. Пересказывают по картинкам спомощью учителя 102 С.Маршак. Стихотворение «Весенняяпесенка» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Называютприметы весны с помощью учителя 103 По И.Соколову-Микитову. Рассказ «На краюлеса» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя.Соотносят картинку с текстом.Читают по слогам. Уясняют смысл заботливого отношенииматери к ребенку 40 104 По В. Голявкину.Рассказ «Подходящаявещь» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на картинки. Пересказывают по картинкам спомощью учителя 105 М.Пляцковский.Стихотворение «Деньки стоятпогожие…» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Отвечают на вопросы.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя 106 По С.Козлову. Сказка «Ручей и камень» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по картинкам.Подбирают предложения к картинкам с помощью учителя. Пересказывают с помощью учителя 41 107 Русская народнаясказка «Как птицы лису проучили» 1 Слушают сказку, определяютглавную мысль. Отвечают на вопросы. Подбирают слова к картинкам.Оценивают отношения героев сказки. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Пересказывают с помощьюучителя 108 По Т.Шарыгиной. Сказка «Вкусный урок» 1 Слушают сказку. Отвечают на вопросы.Называют животных, изображённых на картинке,составляют предложение с помощью учителя. Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Пересказывают с помощьюучителя 109 С.Косенко. Стихотворение «Почему скворецвеселый?» 1 Слушают стихотворение. Читают по слогам с побудительной интонацией.Отвечают на вопросы. Называют птиц, изображённыхна картинке 42 110 Э.Шим. Рассказ «Храбрыйптенец» 1 Слушают сказку, определяютосновную мысль. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на картинки. Подбирают слова из текста ккартинкам. Пересказывают с помощьюучителя 111 По М.Быкову. Рассказ «Кому пригодилась старая Митина шапка». Обобщение поразделу «Весна идёт!» 1 Слушают рассказ. Называют главных героев.Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложения к картинкам с помощью учителя.Выполняют тест с помощью учителя. Пересказывают по вопросамучителя 112 По Г.Цыферову. Сказка «Лосёнок» 1 Чудесное рядом – 13 часов Слушают рассказ, определяютглавную мысль. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на картинки. Подбирают слова из текста к картинкам с помощью учителя.Пробуют читать по ролям 43 113 О.Дриз. Стихотворение «Игра» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Читают по слогам выразительно. Работают надинтонационной выразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. Участвуют в проведении игр «Вижу – не вижу», «Чтоизменилось?» 114 Г.Цыферов.Сказка «Удивлениепервое» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценке героев и событий с опорой на картинки и вопросы учителя. Подбирают слова к картинкам.Читают по слогам. Уясняют эмоциональные состояния героя и причин,которые их вызвали 115 По Г. Снегиреву.Рассказ «Осьминожек» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль с помощью учителя. Читают по слогам. Отвечают на вопросы учителя.Называют главных героев, показывают их на картинке. Пересказывают с помощьюучителя . 44 116 По С.Козлову. Рассказ «Друзья» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на картинки. Подбирают из текста слова к картинкам с помощью учителя.Учатся пересказывать с помощью учителя 117 По С.Козлову.Сказка «Необыкновеннаявесна» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по вопросам учителя. Подбирают слова к картинкам, пересказывают по картинкам с помощью учителя 118 Э.Мошковская.Стихотворение «Не понимаю» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Читают по слогамвыразительно. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы 45 119 По Г. Скребицкому.Рассказ «Кот Иваныч» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по картинкам.Подбирают слова к картинкам, пересказывают с помощью учителя 120 По М.Пришвину. Рассказ «Золотой луг» 1 Слушают рассказ, определяютглавную мысль с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по вопросам учителя. Подбирают слова к картинкам,пересказывают с помощью учителя 121 По В.Бианки.Рассказ «Неродной сын» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по картинкам.Подбирают слова к картинкам, пересказывают с помощью учителя 46 122 Ю.Кушак. Стихотворение «Подарок» 1 Слушают стихотворение.Читают по слогам выразительно. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. Рассказывают, что мальчикполучил в подарок 123 Я.Тайц. Рассказ «Всёздесь» 1 Слушают рассказ. Определяют основную мысль спомощью учителя. Отвечают на вопросы учителя.Участвуют в работе по оценкегероев и событий с опорой на картинки. Читают по слогам. Пересказывают с помощьюучителя 124 По В.Бианки.Рассказ «Небесный слон».Обобщение по разделу «Чудесное рядом» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по оценке героев и событий по вопросам учителя. Подбирают слова из текста к картинкам с помощью учителя. Выполняют тест с помощью учителя. Пересказывают с помощьюучителя 47 Лето красное! – 12 часов Воспринимают на слухстихотворение. Читают по слогамвыразительно. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы. Называют признаки лета. Заучивают наизусть частьстихотворения 125 Стихотворение «Лето красное» 1 126 По И.Соколову-Микитову. Рассказ «Светляки» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. Находят на картинке светлячков, сравнивают их сфонариками 127 По И.Соколову-Микитову. Рассказ «Светляки» 1 Читают по слогам. Пересказывают с помощью учителя с опорой на картинки 128 По Г.Цыферову. Сказка «Петушок и солнышко» 1 Слушают сказку, определяютосновную мысль с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя.Подбирают предложения к картинкам с помощью учителя 48 129 По Г.Цыферову. Сказка «Петушок и солнышко» 1 Читают по слогам. Пересказывают с помощью учителя с опорой на картинки 130 И. Гамазкова. Стихотворение «Прошлымлетом» 1 Слушают стихотворение.Отвечают на вопросы. Соотносят картинки с текстом.Читают по слогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя 131 С. Махотин. Стихотворение «Поход» 1 Слушают стихотворение. Читают по слогам выразительнопо образцу учителя. Отвечают на вопросы. Заучивают наизусть частьстихотворения 132 По Е. Пермяку.Рассказ «Раки» 1 Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Называют главных героев, показывают их на картинке.Составляют предложение с помощью учителя. Соотносят картинку с текстом 49 133 По Е. Пермяку.Рассказ «Раки» 1 Читают по слогам. Пересказывают с помощьюучителя. Соотносят картинки с текстом.Называют и показывают главных героев 134 В. Викторов. Стихотворение «В гости к лету» 1 Слушают стихотворение.Отвечают на вопросы. Читают выразительно послогам. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя 135 И. Мазнин. Стихотворение «Отчего так много света?» 1 Воспринимают на слухстихотворение. Читают по слогамвыразительно. Работают над интонационнойвыразительностью речи с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя.Называют летние дары леса, лесных зверей, признаки лета 136 Обобщающий урок по разделу «Лето красное» 1 Читают по слогам. Соотносят картинки ипроизведения. Составляют рассказ о лете повопросам учителя. Выполняют тест с помощью учителя. Оценивают прочитанныепроизведения с помощью учителя. 50 ЛИТЕРАТУРА. 1. Учебник «Чтение» 2 класс ,2 ч,С.Ю.Ильина, А.К.Аксёнова,Т.М.Головкина,М.И. Шишкова, Москва « Просвещение» 2018г 2. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2006. – 64 с.+вкл.8с. 3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. Для студ. Дефектол. фак. педвузов. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-320с.-(Коррекционная педагогика). 4. Кобзарева , Л.Г., Резунова, М.П., Юшина Г.Н.Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения»- практическое пособие.- изд.во ТЦ «Учитель»,2001 .80 с. 5. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционнометодической работы в начальных классах общеобразовательной школы: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО,2007, - 272 с.: ил. 6. Банкрашкова И.В., Романова А.В. Коррекция нарушения чтения у младших школьников». –изд-во ХК ИППК ПК «Коррекция и развитие». Хабаровск 2008. 7. Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах.»,-М: «ВЛАДОС», 1999 год. 8. Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»,- Москва «Просвещение» 2002г. 9. Чтение: Учебник для 2 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – 5-е изд., дораб. –СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2017. – 247с.ил. 10. Методическое руководство к учебнику «Чтение» для 2 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – 3-е изд. дораб. – СПб.: филиал изд-ва ««Просвещение», 2008. – 32с.