ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов Руководитель МО: _________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора Директор: ГКОУ по УР: «Нелидовская школа– интернат» _______А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класса (вариант 1) учебного предмета «Русский язык» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Зайцева Екатерина Андреевна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык». Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых коррекция недостатков мыслительной деятельности. навыков и Задачи обучения: − расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; − ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; − использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач); − развитие положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе определяет следующие задачи: − развитие фонематического слуха и правильного произношения; −овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту коммуникативных задач; − определение и решение орфографических задач с опорой на правило учебника; − совершенствование знаний о составе слова, умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем, образование однокоренных слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов; − определение и дифференциация частей речи по существенным признакам. Определение некоторых грамматических признаков у изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по опорной схеме, вопросам учителя; − развитие умения составлять простые предложения, предложения с однородными членами с опорой на картинный материал, схему; − ознакомление с обращениями, определение места обращения в предложении; − формирование умения писать небольшие тексты под диктовку (50 – 65 слов) с изученными орфограммами с основной мыслью структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств; − развитие умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме: написание изложений повествовательных и описательных текстов после предварительного разбора и предложенного учителем плана; − написание сочинений творческого характера по картине, по личным наблюдениям; − формирование умения пользоваться орфографическим словарём, справочными пособиями, информационными ресурсами Интернета; − привитие навыков делового письма с помощью оформления деловых бумаг (адрес, поздравление, записка, письмо, объявление); − воспитание интереса к родному языку и стремление использовать знания в повседневной жизни. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 6 КЛАССЕ Личностные результаты: − воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; − принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе Минимальный уровень: − знать отличительные грамматические признаки основных частей слова; − производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; − образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя); − иметь представления о грамматических разрядах слов; − различать части речи по вопросу и значению; − использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; − составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец; − находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя); − уметь находить в тексте однородные члены предложения; − различать предложения разные по интонации; − находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя); − уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; − уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец (с помощью учителя); − уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; − уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40-45 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: − знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам; − уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем; − уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; − уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам; − уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя); − уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова; − уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; − уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; − находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем; − составлять предложения с однородными членами с опорой на образец; − составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец; − различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания; − отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста; − отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); − выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; − оформлять все виды изученных деловых бумаг; − писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55 слов); − писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55 слов). III. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание учебного предмета «Русский язык» в 6 классе носит коррекционную и практическую направленность. В процессе изучения учебного предмета «Русский язык» развивается устная и письменная речь обучающихся, формируются практические значимые орфографические и пунктуационные навыки. Состав слова. В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу слов в разделе. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) и различных частей речи («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»). Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов). Предложение. При изучении данного раздела работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и предложения с однородными членами. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. На уроках русского языка 6 класса ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения обучающихся, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 6 классе выполняется ряд подготовительных упражнений — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 6 классе обучающимся прививаются навыки делового письма. Основными видами классных и домашних письменных работ будут являться: − тренировочные упражнения, − различные виды диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные; − письмо по памяти; − грамматический разбор слов; − подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения. СТРУКТУРА КУРСА Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часа, 4 часа в неделю. Таблица основных тем по четвертям. № 1 2 3 4 5 6 Тема раздела Кол-во часов Повторение. Звуки и буквы. Текст Предложение. Текст Состав слова Части речи: Имя существительное Имя прилагательное Глагол Предложение. Текст. Повторение Итого: 8ч. 10ч. 29ч. 2ч. 29ч. 24ч. 14ч 10ч. 10ч. 136ч. IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА № п/п Тема Колво часов ПОВТОРЕНИЕ, ЗВУКИ И БУКВЫ. ТЕКСТ. 8 Ч. Гласные и согласные. Их различение 1 1. Электронные учебно-методические материалы, виды деятельности Дата Повторение алфавита. Упражнения на обозначение звуков с помощью букв. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 Безударные гласные в словах 1 Наблюдение за гласными в слове в ударной и безударной позиции. Выполнение упражнений. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 3 «Сомнительные» звонкие и глухие согласные в словах 1 Подбор звонких и глухих согласных в слове. Подбор слов к схемам Объяснение написания слов. Запись слов в тетради. Обозначение звонких и глухих согласных. 9 Работа с презентациями в формате PowerPoint. 4 «Сомнительные» гласные и согласные в словах 1 Определение, в каких словах гласные и согласные пишутся не так, как слышатся. Нахождение согласных, которые требуют проверки. Правописание слов с безударными гласными и со звонкими согласными на конце и в середине слова.Работа с презентациями в формате PowerPoint. 5 Текст.Части текста.Красная строка. 1 Знакомство с понятием «красная строка». Запись рассказа по вопросам с соблюдением красной строки. Наблюдение за частями текста 6 Непроверяемые гласные и согласные в словах 1 Выделение проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в словах. Работа по учебнику: выделение слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными, согласными в словах. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 7 Деловое письмо. Адрес 1 Выполнение заданий «Рабочей тетради». Чтение надписей на конверте.Заполнение адреса на конверте. Называние отправителя, получателя. 10 Работа с презентациями в форматеPowerPoint. 8 Входная контрольная работа 1 (диктант с грамматическим заданием) Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил правописания. Запись диктанта на слух. Выполнение грамматических заданий. Проверка работы самостоятельно. 9 Работа над ошибками контрольной работы 1 Анализ ошибок. Выполняют в тетради работу над ошибками, Подчёркивание орфограмм. 1 Чтение текста. Определение границ предложений, делении текста на предложения самостоятельно. Запись текста, обозначая начало и конец предложения. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 10 ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ.10 Ч. Деление текста на предложения 11 Выделение главных и второстепенных членов предложения 1 Списывание предложений.Постановка вопросов к выделенным словам. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 12 Нераспространен ные и распространенны е предложения 1 Списывание текста. Нахождение и сравнение предложений нераспространённых и распространённых. Вывод об их различиях. Построение графических 11 схем предложений. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 13 Текст. Расположение частей 1 текста в соответствии с данным планом Знакомство с планом текста. Выделение в простом тексте вступления, главной части ,заключения с помощью учителя. Запись получившегося текста, соблюдая красную строку. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 14 Распространение предложений с помощью рисунков 1 Распространение предложения с помощью рисунков одним-двумя словами. Запись получившихся предложений. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 15 Распространение предложений с помощью вопросов 1 Чтение предложений упражнения. Распространение предложений с помощью вопросов Запись получившихся предложений без вопросов. Графическое обозначение главных членов предложения Работа с презентациями в формате PowerPoint. 12 16 Однородные члены предложения 1 Подбор однородных членов к выделенным членам предложения. Запись получившихся предложений и чтение их вслух с интонацией перечисления. Распространение предложения с помощью однородных членов. Объяснение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. . Работа с презентациями в формате PowerPoint. 17 Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания 1 Распространение предложения второстепенными членами с помощью рисунков и вопросов.Запись получившихся предложений. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 18 Проверочный тест по теме «Предложение. Текст» 1 19 Деловое письмо. Поздравление 1 Повторение основных правил. Выполнение тестового задания. Работа с презентациями в формате PowerPoint. Проверка знаний с помощью учителя. Написание различных поздравлений в «Рабочей тетради» Работа с презентациями в формате PowerPoint. 13 СОСТАВ СЛОВА. ТЕКСТ. 29 Ч. Корень и однокоренные слова 20 1 Выполнение тренировочных упражнений по подбору однокоренных слов к данному слову. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 21 Окончание как изменяемая часть слова 1 Знакомство с правилом о роли окончания в слове. Расширение представлений о важности роли окончания в словах. Выделение окончаний, связывающих слова по смыслу. 22 Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний 1 Связь слов по смыслу с помощью окончаний. Запись словосочетаний. Выделение окончаний, связывающих слова по смыслу. Составление предложений из заданных слов. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 23 Приставка как часть слова 1 Нахождение в каждой части текста упражнения группы однокоренных слов. Запись этих групп. Выделение в этих словах разных приставок. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 14 24 Изменение значения слова в 1 зависимости от приставки Нахождение общего корня в словах и называние разных приставок. 25 Суффикс как часть слова 1 Подбор слов с разными суффиксами. Запись получившихся выражений. Образование новых слов с помощью данных суффиксов. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 26 Разбор слов по составу 1 Нахождение однокоренных слов в тексте. Обозначение в этих словах корня, приставки, суффикса, окончания. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 27 Правописание безударных гласных в корне. Написание гласных в корне однокоренных слов 1 Выборочное письмо слов в зависимости от правила. Нахождение в словах и объяснение орфографической трудности . Работа с презентациями в формате PowerPoint. 28 Проверяемые и проверочные слова 1 29 Проверка безударных гласных в корне 1 Запись слов, словосочетаний и предложений с пропущенными безударными гласными. Подбор проверочных слов в группе однокоренных слов. Работа с презентациями в формате PowerPoint. Работа по учебнику: объяснение правописания слов с безударными гласными, с опорой на алгоритм, схемы.Подбор проверочных слов для правильного написания слов. 15 Проверка безударных гласных в корнях слов. 30 Правописание звонких и глухих согласных в корне. Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. 1 Упражнения в различении парных согласных на слух в слогах и в словах в сильной позиции. Письмо слов со звонкими и глухими согласными в корне однокоренных слов. . Работа с презентациями в формате PowerPoint. 31 Проверка парных звонких и глухих согласных в корне 1 Подбор проверочных слов по образцу. Упражнения в написании звонких и глухих согласных в середине слова. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 32 Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Контрольные вопросы и задания 1 Упражнения в написании звонких и глухих согласных в корне слова с предварительной проверкой. Нахождение в словах орфографической трудности, объяснение её, запись слов. 33 Изложение зрительно воспринимаемого текста 1 Коллективное составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста. Письмо предложений по памяти. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 34 Анализ изложения. Работа над ошибками 1 Анализ ошибок изложения. Запись слов, в которых допущены ошибки, объяснение 16 правильного написания слова, подбор проверочного слова. Подчеркивание орфограмм. Повторение проверяемых и непроверяемых написаний гласных и согласных в словах 35 Правописание приставок Приставка и предлог 1 Тренировочные упражнения на нахождение и выписывание слов с приставками и предлогов со словами. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 36 Различение приставки и предлога 1 Выполнение упражнений с объяснением написания приставок и предлогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 37 Наблюдение за правописанием гласных в приставках 1 Образование и запись слов с данными приставками. Выбор заголовка к тексту. Запись текста по плану. Соблюдение красной строки .Выделение в словах приставки. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 38 Правописание гласных в приставках 1 Повторение правила правописания гласных в приставках. Выполнение тренировочных упражнений по правописанию гласных в приставках. Выбор заголовка к тексту. Нахождение приставок в словах с пропущенными гласными 17 Работа с презентациями в формате PowerPoint. 39 Правописание безударных 1 гласных в корне и приставке Разбор слов по составу. Письмо по памяти. Выписывание из текста выделенных словосочетаний. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 40 Самостоятельная работа по теме «Состав слова» 1 Выполнение заданий самостоятельной работы. Применение на практике полученных знаний 41 Работа над ошибками самостоятельной работы. Словарный диктант 1 Анализ ошибок самостоятельной работы. Запись слов, в которых допущены ошибки, объяснение правильного написания слова, подбор проверочного слова. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 42 Текст. Деление текста на части по данному плану 1 Знакомство со сведениями о тексте. Выделение в тексте той части, которая подходит к рисунку учебника. Деление текста на части по данному плану.Запись текста, вставляя пропущенные гласные в корне и приставке. Соблюдение красной строки 43 Наблюдение за правописанием согласных в 1 Выполнение упражнений по правописанию согласных в приставках слова. Работа с 18 приставках презентациями в формате PowerPoint. 44 Правописание приставок на согласную 1 Выполнение упражнений по теме. Умение вставлять пропущенные согласные в приставках слов. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 45 Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками 1 Сравнение произношения и написания слов с разделительным твёрдым знаком. Работа с карточками. Объяснение правописания гласных и согласных в приставках Работа с презентациями в формате PowerPoint. 46 Различение написаний слов с разделительным твердым знаком (ъ) и без него 1 Образование слов с помощью приставок: вы-, под-, за-, об-, от-, до-, пере-, с-. Выполнение упражнений со словами с разделительным твердым знаком (ъ) и без него. 47 Состав слова. Закрепление знаний. 1 Составление из данных слов словосочетаний, их запись. Использование приставок и предлогов из скобок. Комментированное письмо. Закрепление полученных знаний по теме «Состав слова» Работа с презентациями в формате PowerPoint. 19 48 Контрольные вопросы и задания. 1 Деление текста на части по плану. Сочинение небольшого рассказа «Встреча в лесу» с использованием словосочетаний учебника. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 49 Деловое письмо. Записка 1 Знакомство с различными Знакомятся с различными видами записок: запиской-просьбой, запиской-приглашением, запиской-сообщением. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 50 1 51 Различение имен 1 существительных, имен прилагательных и глаголов в предложении Нахождение разных частей речи в группе однокоренных слов. Использование таблицы учебника для объяснения ответов обучающихся. Выполнение упражнений. Подчёркивание частей речи. ЧАСТИ РЕЧИ. 2 Ч. Имя существительное, имя прилагательное, глагол ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. 20 29 Ч. Значение имен существительных в речи 1 52 Повторение ранее изученных грамматических признаков имени существительного. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 53 Имена существительные, обозначающие явления природы 1 Работа с учебником.Восстановление текста по опорным словам. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 54 Имена существительные, называющие один и тот же предмет по-разному 1 Знакомство с синонимами.Выполнение упражнений. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 55 Имена существительные, противоположные по значению. 1 Знакомство с антонимами. Запись пословиц. Объяснение смысла пословиц Работа с презентациями в формате PowerPoint. 56 Род и число имен существительных. Различение имён существительных по родам 1 Выполнение упражнений по определению рода имён существительных. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 57 Изменение имён 1 существительных по числам Повторение понятия рода и числа имён существительных. Дополнение текста словами из 21 рамки.Изменение по необходимости числа имен существительных.Работа с презентациями в формате PowerPoint. 58 Правописание имен собственных. Имена существительные собственные и нарицательные 1 Повторение и применение знаний правописания имен собственных и нарицательных. Выполнение упражнений. .Работа с презентациями в формате PowerPoint. 59 Большая буква в именах собственных 1 Придумывание имен собственных озеру, речке, посёлку. Поиск подсказки в выделенных словах. Игра со словами. Пересказ текста по вопросам. 60 Кавычки в именах собственных 1 Нахождение имен собственных (названий газет и журналов), которые должны быть заключены в кавычки. Выполнение упражнений. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 61 Тест по теме «Имя существительное» 1 Повторение основных правил. Выполнение тестового задания. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 62 Работа над ошибками 1 Отработка недочётов и пробелов в знаниях. 22 теста. Словарный диктант. Запись изученных словарных слов. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 63 Различение написания имен существительных собственных и нарицательных 1 Различие собственных и нарицательных имен существительных на письме. Подбор имен собственных к выделенным именам существительным. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 64 Изменение имен существительных по падежам. Понятие о склонении 1 Знакомство с понятием «склонение имен существительных» (изменение данных существительных по вопросам). Работа с презентациями в формате PowerPoint. 65 Определение падежей имён существительных по вопросам 1 Определение падежей имён существительных по вопросам. Отмечание окончания. Составление предложений на зимнюю тему с использованием словосочетаний упражнения. 66 Именительный падеж – «Кто? Что?» 1 Выполнение упражнений. Чтение текста. ). Работа с презентациями в формате PowerPoint. 23 67 Родительный падеж – «Кого? Чего?» 1 . Работа с презентациями в формате PowerPoint. Запись словосочетаний с существительными в родительном падеже. Подбор по смыслу пропущенных предлогов из рамки. Списывание текста-загадки 68 Дательный падеж – «Кому? Чему?» 1 Выполнение упражнений. Указание падежа. Списывание предложений. Написание вместо вопросов имен существительных с теми же предлогами 69 Винительный падеж – «Кого? Что?» 1 Выделение всех имен существительных народной песенки по вопросам. Определение падежа данных имён существительных по вопросам. Выполнение упражнений. . Работа с презентациями в формате PowerPoint. 70 Творительный «Кем? Чем?» падеж – 1 Выполнение упражнений. Работа с диалогом. . Работа с презентациями в формате PowerPoint. 24 71 Предложный падеж – «О ком? О чем?» 1 Определение падежа данных имён существительных по вопросам. Выполнение упражнений. . Работа с презентациями в формате PowerPoint. 72 Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами 1 Расширение представлений о работе с текстом. Нахождение в нем основной мысли.Подбор дополнительных фактов для подтверждения основной мысли. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 73 Понятие о начальной форме 1 Знакомство с понятием о начальной форме имён существительных. Выписывание существительных с предлогами из стихотворения. Изменение их по образцу учебника. Определение числа имен существительных. 74 Постановка имен существительных в начальную форму 1 Письмо по памяти. Запись имен существительных в начальной форме в три столбика. . Работа с презентациями в формате PowerPoint. 75 Проверочный тест по теме «Изменение имён 1 Повторение основных правил правописания. Применение на практике полученных знаний. 25 существительных по падежам» Развитие орфографической зоркости обучающихся. Выполнение заданий проверочного теста 76 Работа над ошибками теста. Словарный диктант 1 Анализ индивидуальных ошибок теста обучающихся. Применение на практике полученных знаний. Повторение правописания словарных слов Написание словарного диктанта.Взаимопроверка Работа с презентациями в формате PowerPoint. 77 Деловое письмо. Письмо 1 Изучение правил написания писем. Знакомство с основными частями текста письма. Правильное расположение частей письма в «Рабочей тетради». Дописывание недостающей части письма. 78 Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям 1 Беседа. Запись сочинения в тетрадь. Самопроверка. Развитие устной и письменной речи обучающихся. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 79 Анализ сочинения. Работа над ошибками 1 Анализ ошибок.Выполнение работы над ошибками в тетради ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 24 Ч. 26 80 Значение имён прилагательных в речи 1 Постановка вопросов от имени существительного к имени прилагательному. Распространение предложений именами прилагательными. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 81 Описание явлений природы с помощью имён прилагательных 1 Выписывание словосочетаний, которые описывают явления природы. Работа с загадками о явлениях природы. Выбор сочетаний имен существительных с именами прилагательными из каждой части текста о приметах весны. Дописывание сочетаний к пунктам плана. Письменный пересказ текста с опорой на свою запись. 82 Описание человека, животных с помощью имён прилагательных 1 Описание человека, животных с помощью подбора имён прилагательных, описывающих возраст человека, внешность человека, его хорошие качества Работа с презентациями в формате PowerPoint. 83 Имена прилагательные, противоположные по значению 1 Знакомство с именами прилагательными, противоположными по значению. Нахождение в тексте и составление пары имён прилагательных, противоположных по значению. 84 Изменение имён 1 Знакомство с изменением имён прилагательных 27 прилагательных по родам и числам. Изменение прилагательных по родам по родам при помощи подбора вспомогательных слов (он, мой; она, моя; оно, моё). Выписывание словосочетаний в три столбика. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 85 Окончания имён прилагательных мужского рода 1 Знакомство с окончаниями имён прилагательных мужского рода.Работа с учебником. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 86 Окончания имён прилагательных женского рода 1 Знакомство с окончаниями прилагательных женского рода. Выписывание имен прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 87 Окончания имен прилагательных среднего рода 1 Работа с учебником.Доказательство правильности своих выводов, подкрепление их примерами тренировочных упражнений учебника. Письмо по памяти. 88 Определение родовых окончаний имён прилагательных 1 Повторение родовых окончаний имен прилагательных и умение делать выводы о зависимости грамматических признаков имён прилагательных от имён существительных. . Работа с презентациями в формате PowerPoint. 28 89 Определение родовых окончаний имён прилагательных 1 90 Изменение имён прилагательных по числам 1 91 Род и число имён прилагательных. Закрепление полученных знаний 1 92 Контрольная работа по теме 1 «Род и число имён прилагательных» 93 Работа над ошибками контрольной работы. Словарный диктант 1 94 Склонение имён 1 Повторение родовых окончаний имён прилагательных и умение делать выводы о зависимости грамматических признаков имен прилагательных от имён существительных. Знакомство с изменениями имен прилагательных по числам при помощи вопросов и окончаний. Указание рода и числа имён прилагательных Работа с презентациями в формате PowerPoint. Выполнение тренировочных упражнений. Применение на практике полученных знаний. Объяснение смысла пословиц о правде и лжи.Выписывание парами имён прилагательных, Работа с презентациями в формате PowerPoint. Беседа. Повторение основных правил правописания. Запись диктанта на слух. Выполнение грамматических заданий. Разбор индивидуальных ошибок обучающихся. Выполнение работы над ошибками контрольной работы с использованием памятки. Знакомство с понятием «склонение имен 29 прилагательных мужского и среднего рода Понятие о склонении имен прилагательных прилагательных». Изменение имен прилагательных по падежам. Запись словосочетания имя существительное +имя прилагательное по падежам. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 95 Постановка вопросов к именам прилагательным в косвенных падежах 1 Сравнение в каждом падеже вопросов и окончаний имен прилагательным в косвенных падежах. Выделение окончаний вопросов и окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. 96 Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 1 Выполнение упражнений. Умение видеть, склонять, правильно писать окончания именительного падежа имён Согласование имён прилагательных с именами существительными 97 Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 1 Умение видеть, склонять, правильно писать окончания родительного падежа имен прилагательных мужского и среднего рода.Запись словосочетаний. Постановка имён существительных с именами прилагательными в родительном падеже с предлогами: для, от, от, из, у 30 98 Дательный падеж имён 1 прилагательных мужского и среднего рода Выписывание имен существительные вместе с выделенными именами прилагательными. Согласование имён прилагательных с именами существительными Работа с презентациями в формате PowerPoint. 99 Винительный падеж имён 1 прилагательных мужского и среднего рода Постановка вопросов от выделенных имен существительных к именам прилагательным.Указание рода и падежа. Выделение окончания имен прилагательных. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 100 Творительный падеж имён 1 101 Предложный падеж имён 1 прилагательных мужского и среднего рода прилагательных мужского и среднего рода Нахождение имён существительных, с которыми согласуются выделенные имена прилагательные. Постановка вопросов к именам прилагательным. Определение рода и падежа.Выделение окончания Нахождение имён существительных, с которыми согласуются выделенные имена прилагательные. Постановка вопросов к именам прилагательным. Определение рода и падежа.Выделение окончания. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 31 102 Изложение рассказа по 1 Прослушивание текста в аудиозаписи.Чтение текста изложения учителем.Коллективное составление плана изложения. Письмо предложений по памяти. Осуществление самопроверки 103 Работа над ошибками 1 Выполнение работы над ошибками контрольной работы с использованием памятки. 104 Склонение имён 1 Закрепление знаний по теме. Выполнение тренировочных упражнений. Списывание текста.Подчёркивание сочетаний имён существительных с именами прилагательным Работа с презентациями в формате PowerPoint. 105 Деловое письмо. 1 Знакомство с разной тематикой объявлений. Накопление тематического словаря.Выделение в объявлении трёх основных частей. Составление из разных частей школьных объявлений. Работа с презентациями в формате PowerPoint коллективно составленному плану (с включением в изложение имён прилагательных) изложения. Словарный диктант прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Объявление ГЛАГОЛ. 14 Ч. 106 Значение глагола в речи Определение значения глагола в речи (какие действия называет), (каким членом предложения 32 1 является).Объяснение смысла пословиц о труде и трудолюбии. Запись диалога.Выражение интонацией отношения к поступкам ребят 107 Глаголы, противоположные 1 Знакомство с глаголами, противоположными по значению. Составление из них пары и включение в предложения. Озаглавливание и запись текста.Подчёркивание противоположных по значению глаголов Работа с презентациями в формате PowerPoint 108 Различение имён 1 Расширение представления о различии имён существительных, имен прилагательных и глаголов. Запись слов в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Подчёркивание известных орфограмм в корне слова 109 Изменение глаголов по 1 Различие трёх времен глаголов Списывание текста. Подчёркивание глаголов настоящего времени. Работа с презентациями в формате PowerPoint 110 Прошедшее время глаголов 1 Изменение глаголов по временам. Списывание предложений из сказок. по значению существительных, имен прилагательных и глаголов временам. Настоящее время глаголов 33 111 Будущее время глаголов 112 Различение 1 Постановка вопросов к глаголам прошедшего времени Запись предложений. Постановка вопросов к глаголам будущего времени. Запись текста о сказках А.С. Пушкина. Нахождение глаголов будущего времени. Определение времени глаголов. Постановка вопросов к глаголам различных времен.Запись текста о животных. Определение времени глаголов Работа с презентациями в формате PowerPoint глаголов по 1 113 Различение глаголов по 1 Определение времени глаголов путём постановки вопросов к глаголам. Запись вопросов и ответов о повадках животных. Указание времени глаголов. Деление текста на части. Опора на план из рисунков 114 Изменение глаголов по 1 Наблюдение за изменением глаголов по числам. Умозаключение о значении глагола, доказательство правильности своих выводов, подкрепляя их примерами из упражнений учебника Работа с презентациями в формате PowerPoint временам временам числам. Единственное и множественное число глаголов настоящего времени 34 115 Единственное и 1 Изменение по числам глаголов будущего времени. Запись пар глаголов. Постановка вопросов к ним. Работа с презентациями в формате PowerPoint 116 Единственное и 1 Изменение по числам глаголов прошедшего времени. Запись пар глаголов. Указание времени и числа глаголов. Списывание отрывка сказки.Подчёркивание глаголов. Работа с презентациями в формате PowerPoint 117 Глагол. Закрепление 1 Обобщение полученных знаний по теме «Глагол». Выполнение тренировочных упражнений. Определение числа, времени глаголов 118 Текст. Связь частей в 1 Знакомство с текстами, описывающими интересный случай или занимательную историю. Использование в них особых слов и словосочетаний, которые помогут связать части текста по смыслу. Запись текста, вставляя пропущенные слова Работа с презентациями в формате PowerPoint множественное число глаголов будущего времени множественное число глаголов прошедшего времени знаний. Контрольные вопросы и задания тексте. Коллективный рассказ на основе распространения данного текста ПРЕДЛОЖЕНИЕ.ТЕКСТ. 8 Ч. 35 119 Различие повествовательны х, вопросительных и восклицательных предложений 1 Восстановление в памяти знаний о разных по интонации предложениях. Дополнение вывода о различиях, характерных для повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Приведение примеров. Запись диалога. Расстановка недостающих знаков препинания. Работа с презентациями в формате PowerPoint 120 Однородные члены 1 Определение однородных членов в предложении. Списывание текста о ритмической гимнастике. Отметка значком (Х) слов, от которых ставится вопрос к выделенным однородным членам предложения. Написание вопросов над однородными членами предложения .Работа с презентациями в формате PowerPoint 121 Однородные члены 1 122 Однородные члены 1 Нахождение однородных членов в предложении без союзов.Списывание текста. Подчёркивание выделенных однородных членов предложения. Знакомство с предложениями с однородными членами с одиночным союзом «и». Списывание предложений парами.Подчеркивание однородных членов. Работа с презентациями в формате PowerPoint 123 Однородные члены 1 предложения. Определение однородных членов предложения предложения без союзов предложения с союзом «и» предложения без союзов «и» Отработка умения ставить запятые между однородными членами предложения без союзов и 36 с союзом «и» с союзами. 124 Обращение. Знакомство 1 Знакомство с обращением, его значением в речи. Списывание предложений. Подчёркивание слов, которые указывают, к кому обращена речь. Письмо по памяти Работа с презентациями в формате PowerPoint 125 Место обращения в 1 Работа с презентациями в формате PowerPoint Запись предложений в порядке расположения рисунков. Подчёркивание обращений. Обращение к комулибо с просьбой. 126 Контрольный диктант 1 Повторение правил.Запись текста диктанта.Выполнение грамматических заданий. 127 Работа над ошибками 1 Анализ ошибок.Выполнение работы над ошибками. с обращением предложении (итоговый). Промежуточная аттестация контрольного диктанта. ПОВТОРЕНИЕ. 10 Ч. Состав слова 128 1 Работа с презентациями в формате PowerPoint Повторение порядка разбора слова по составу. Выполнение упражнения на повторение пройденного материала. 37 129 Правописание 1 130 Имя существительное 1 131 Имя прилагательное 1 Повторение основных грамматических признаков имени прилагательного: род, число, падеж. Запись текста. Выделение падежных окончаний имён прилагательных 132 Глагол 1 Работа с презентациями в формате PowerPoint Изменение глаголов по временам и числам. Постановка вопросов к глаголам. Выполнение тренировочных упражнений гласных и согласных в корне и приставке слова Работа с презентациями в формате PowerPoint Отработка способов проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов. Работа с презентациями в формате PowerPoint Повторение основных грамматических признаков имени существительного: род, число, падеж. Выполнение тренировочных упражнений. 133 Сочинение по картине Б. М. 1 Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с цветной репродукцией картины в учебнике.Чтение текста упражнения учебника. Нахождение предложения, в котором заключено основное содержание картины. Развитие связной речи обучающихся 134 Работа над ошибками Работа с презентациями в формате PowerPoint Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Кустодиева «Ярмарка» сочинения 1 38 Выполнение работы над ошибками с использованием памятки 135 Части речи 1 Повторение частей речи. Различие их в тексте. Выполнение тренировочных упражнений Работа с презентациями в формате PowerPoint 136 Предложение 1 Работа с презентациями в формате PowerPoint Составление распространённых и нераспространённых предложений, предложений с однородными членами без союзов, с одиночным союзом и. 39 V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного предмета «Русский язык» включает: 6 класс – Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2018 г.; Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018 г.; программно-методическое обеспечение: Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009; Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г. Соколовская С. М. и Пикулева Н. В. «Веселая орфография». Челябинск, Взгляд, 2016. Н.М Бетенькова « Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».М.: «Просвещение» 2014. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Пособие для учителя./ Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2015. Т.П. Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2016. Ю.А.Вакуленко. «Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры». – Волгоград, «Учитель», 2014. Ю.Андреева, К. Туркова. Русский без нагрузки. – М., Издательство «АСТ», 2018. печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; 40 дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр; технические средства обучения: интерактивно-программный комплекс. магнитная доска; компьютер; проектор. 41