6 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших
классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор: ГКОУ
по УР:
«Нелидовская школа–
интернат»
_______А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2024 г.

Приказ № _
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
6 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Русский язык»
(Образовательная область «Язык и речевая практика»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Зайцева
Екатерина Андреевна
г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык
и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Русский язык».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых
коррекция недостатков мыслительной деятельности.

навыков

и

Задачи обучения:
− расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
− ознакомление
с некоторыми грамматическими понятиями и
формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
− использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
− развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе
определяет следующие задачи:
− развитие фонематического слуха и правильного произношения;
−овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для
решения соответствующих возрасту коммуникативных задач;
− определение и решение орфографических задач с опорой на правило
учебника;
− совершенствование знаний о составе слова, умение разбирать слова по
составу с использованием опорных схем, образование однокоренных
слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов;

− определение и дифференциация частей речи по существенным
признакам. Определение
некоторых грамматических признаков у
изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
по опорной схеме, вопросам учителя;
− развитие умения составлять простые предложения, предложения с
однородными членами с опорой на картинный материал, схему;
− ознакомление с обращениями, определение места обращения в
предложении;
− формирование умения писать небольшие тексты под диктовку (50 – 65
слов) с изученными орфограммами с основной мыслью структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств;
− развитие умения последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме: написание изложений повествовательных и
описательных текстов после предварительного разбора и предложенного
учителем плана;
− написание сочинений творческого характера по картине, по личным
наблюдениям;
− формирование умения пользоваться орфографическим словарём,
справочными пособиями, информационными ресурсами Интернета;
− привитие навыков делового письма с помощью оформления деловых
бумаг (адрес, поздравление, записка, письмо, объявление);
− воспитание интереса к родному языку и стремление использовать
знания в повседневной жизни.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 6
КЛАССЕ
Личностные результаты:
− воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие
этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов по учебному
предмету «Русский язык» в 6 классе
Минимальный уровень:
− знать отличительные грамматические признаки основных частей
слова;
− производить разбор слова с опорой на представленный образец,
схему, вопросы учителя;
− образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с
помощью учителя);
− иметь представления о грамматических разрядах слов;
− различать части речи по вопросу и значению;
− использовать
на письме орфографические правила после
предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
− составлять различные конструкции предложений с опорой на
представленный образец;
− находить главные и второстепенные члены предложения без деления на
виды (с помощью учителя);
− уметь находить в тексте однородные члены предложения;
− различать предложения разные по интонации;
− находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
− уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме текста;
− уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на
представленный образец (с помощью учителя);
− уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
− уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40-45
слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным
словам
и
предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Достаточный уровень:
− знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по

существенным признакам;
− уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
− уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
− уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
− уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной
схеме или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове
и решать орографические задачи (под руководством учителя);
− уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения
написания слова;
− уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
− уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
− находить
главные и второстепенные члены предложения с
использованием опорных схем;
− составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
− составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
− различать предложения (с помощью учителя) различные по цели
высказывания;
− отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
− отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия
основной мысли текста (с помощью учителя);
− выбирать
один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
− оформлять все виды изученных деловых бумаг;
− писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55 слов);
− писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли,
структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55
слов).
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 6 классе носит

коррекционную и практическую направленность.
В процессе изучения учебного предмета «Русский язык» развивается
устная и письменная речь обучающихся, формируются практические
значимые орфографические и пунктуационные навыки.
Состав слова. В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному
анализу слов в разделе. Обучающиеся овладевают правописанием
значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) и
различных частей речи («Имя существительное», «Имя прилагательное»,
«Глагол»). Изучение состава слова, словообразующей роли значимых
частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря
обучающихся.
В
процессе упражнений формируются навыки
правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне
слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет
морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов).
Предложение. При изучении данного раздела работа организуется
так, чтобы в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки
построения простого предложения разной степени распространенности и
предложения с однородными членами. Одновременно закрепляются
орфографические и пунктуационные навыки.
На уроках русского языка 6 класса ведется постоянная работа над
развитием фонематического слуха и правильного произношения обучающихся,
обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений,
связному устному и письменному высказыванию. В 6 классе выполняется ряд
подготовительных упражнений — ответы на последовательно поставленные
вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом
создают основу, позволяющую обучающимся овладеть такими видами работ,
как изложение и сочинение.
В 6 классе обучающимся прививаются навыки делового письма.
Основными видами классных и домашних письменных работ будут
являться:
− тренировочные упражнения,
− различные виды диктантов: словарные, выборочные, комментированные,
зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные;
− письмо по памяти;
− грамматический разбор слов;
− подготовительные
работы перед написанием изложения или
сочинения.

СТРУКТУРА КУРСА
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часа, 4 часа в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№
1
2
3
4

5
6

Тема раздела

Кол-во часов

Повторение. Звуки и буквы. Текст
Предложение. Текст
Состав слова
Части речи:
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предложение. Текст.
Повторение
Итого:

8ч.
10ч.
29ч.
2ч.
29ч.
24ч.
14ч
10ч.
10ч.
136ч.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

№
п/п

Тема

Колво
часов

ПОВТОРЕНИЕ,
ЗВУКИ И БУКВЫ.
ТЕКСТ.
8 Ч.
Гласные и согласные.
Их различение
1

1.

Электронные учебно-методические
материалы, виды деятельности

Дата

Повторение алфавита.
Упражнения на обозначение звуков с помощью
букв.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

2

Безударные гласные в
словах

1

Наблюдение за гласными в слове в ударной и
безударной позиции. Выполнение упражнений.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

3

«Сомнительные» звонкие и
глухие согласные в словах

1

Подбор звонких и глухих согласных
в слове. Подбор слов к схемам Объяснение
написания слов.
Запись слов в тетради. Обозначение звонких и
глухих согласных.
9

Работа с презентациями в формате PowerPoint.

4

«Сомнительные» гласные и
согласные в словах

1

Определение, в каких словах гласные и согласные
пишутся не так, как слышатся.
Нахождение согласных, которые требуют
проверки. Правописание слов с безударными
гласными и со звонкими согласными на конце и
в середине слова.Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

5

Текст.Части текста.Красная
строка.

1

Знакомство с понятием «красная строка».
Запись рассказа по вопросам с соблюдением
красной строки. Наблюдение за частями текста

6

Непроверяемые гласные и
согласные в словах

1

Выделение проверяемых и непроверяемых
гласных и согласных в словах. Работа по
учебнику: выделение слов с безударными
проверяемыми и непроверяемыми гласными,
согласными в словах.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

7

Деловое письмо. Адрес

1

Выполнение заданий «Рабочей тетради».
Чтение надписей на конверте.Заполнение адреса
на конверте.
Называние отправителя, получателя.
10

Работа с презентациями в форматеPowerPoint.

8

Входная контрольная работа 1
(диктант с грамматическим
заданием)

Чтение и разбор текста. Беседа.
Повторение основных правил правописания.
Запись диктанта на слух. Выполнение
грамматических заданий. Проверка работы
самостоятельно.

9

Работа над ошибками
контрольной работы

1

Анализ ошибок. Выполняют в тетради работу над
ошибками, Подчёркивание орфограмм.

1

Чтение текста.
Определение границ предложений, делении
текста на предложения самостоятельно.
Запись текста, обозначая начало и конец
предложения.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

10

ПРЕДЛОЖЕНИЕ,
ТЕКСТ.10 Ч.
Деление текста на
предложения

11

Выделение главных и
второстепенных членов
предложения

1

Списывание предложений.Постановка вопросов
к выделенным словам.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

12

Нераспространен ные и
распространенны е
предложения

1

Списывание текста.
Нахождение и сравнение предложений
нераспространённых и распространённых.
Вывод об их различиях. Построение графических
11

схем предложений. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

13

Текст. Расположение частей 1
текста в соответствии с
данным планом

Знакомство с планом текста. Выделение в
простом тексте вступления, главной
части ,заключения с помощью учителя.
Запись получившегося текста, соблюдая красную
строку. Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

14

Распространение
предложений с помощью
рисунков

1

Распространение предложения с помощью
рисунков одним-двумя словами.
Запись получившихся предложений.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

15

Распространение
предложений с помощью
вопросов

1

Чтение предложений упражнения.
Распространение предложений с помощью
вопросов
Запись получившихся предложений без вопросов.
Графическое обозначение главных членов
предложения
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

12

16

Однородные члены
предложения

1

Подбор однородных членов к выделенным членам
предложения.
Запись получившихся предложений и чтение их
вслух с интонацией перечисления.
Распространение предложения с помощью
однородных членов. Объяснение постановки
знаков препинания в предложениях с
однородными членами. . Работа с презентациями
в формате PowerPoint.

17

Предложение. Закрепление
знаний по теме.
Контрольные вопросы и
задания

1

Распространение предложения второстепенными
членами с помощью рисунков и вопросов.Запись
получившихся предложений. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

18

Проверочный тест по теме
«Предложение. Текст»

1

19

Деловое письмо.
Поздравление

1

Повторение основных правил.
Выполнение тестового задания.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.
Проверка знаний с помощью учителя.
Написание различных поздравлений в
«Рабочей тетради»
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

13

СОСТАВ СЛОВА. ТЕКСТ.
29 Ч.
Корень и однокоренные
слова

20

1

Выполнение тренировочных упражнений по
подбору однокоренных слов к данному слову.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

21

Окончание как изменяемая
часть слова

1

Знакомство с правилом о роли окончания в слове.
Расширение представлений о важности роли
окончания в словах.
Выделение окончаний, связывающих слова
по смыслу.

22

Образование смысловой
связи между словами с
помощью окончаний

1

Связь слов по смыслу с помощью окончаний.
Запись словосочетаний. Выделение
окончаний, связывающих слова по смыслу.
Составление предложений из заданных слов.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

23

Приставка как часть слова

1

Нахождение в каждой части текста упражнения
группы однокоренных слов. Запись этих групп.
Выделение в этих словах разных приставок.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

14

24

Изменение значения слова в 1
зависимости от приставки

Нахождение общего корня в словах
и называние разных приставок.

25

Суффикс как часть слова

1

Подбор слов с разными суффиксами.
Запись получившихся выражений.
Образование новых слов с помощью данных
суффиксов.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

26

Разбор слов по составу

1

Нахождение однокоренных слов в тексте.
Обозначение в этих словах корня, приставки,
суффикса, окончания. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

27

Правописание безударных
гласных в корне. Написание
гласных в корне
однокоренных слов

1

Выборочное письмо слов в зависимости от
правила. Нахождение в словах и объяснение
орфографической трудности
. Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

28

Проверяемые и
проверочные слова

1

29

Проверка безударных
гласных в корне

1

Запись слов, словосочетаний и предложений с
пропущенными безударными гласными.
Подбор проверочных слов в группе
однокоренных слов. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.
Работа по учебнику: объяснение правописания
слов с безударными гласными, с опорой на
алгоритм, схемы.Подбор проверочных слов для
правильного написания слов.

15

Проверка безударных гласных в корнях слов.

30

Правописание звонких и
глухих согласных в корне.
Написание согласных в
корне однокоренных слов.
Проверяемые и
проверочные слова.

1

Упражнения в различении парных согласных на
слух в слогах и в словах в сильной позиции.
Письмо слов со звонкими и глухими согласными
в корне однокоренных слов. . Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

31

Проверка парных звонких и
глухих согласных в корне

1

Подбор проверочных слов по образцу.
Упражнения в написании звонких и глухих
согласных в середине слова. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

32

Правописание
безударных гласных и
сомнительных согласных
в корне. Контрольные
вопросы и задания

1

Упражнения в написании звонких и глухих
согласных в корне слова с предварительной
проверкой. Нахождение в словах
орфографической трудности, объяснение её,
запись слов.

33

Изложение зрительно
воспринимаемого текста

1

Коллективное составление плана текста.
Изложение содержания прочитанного текста.
Письмо предложений по памяти.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

34

Анализ изложения.
Работа над ошибками

1

Анализ ошибок изложения. Запись слов, в
которых допущены ошибки, объяснение
16

правильного написания слова, подбор
проверочного слова. Подчеркивание орфограмм.
Повторение проверяемых и непроверяемых
написаний гласных и согласных в словах

35

Правописание приставок
Приставка и предлог

1

Тренировочные упражнения на нахождение и
выписывание слов с приставками и предлогов со
словами.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

36

Различение приставки и
предлога

1

Выполнение упражнений с объяснением
написания приставок и предлогов.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

37

Наблюдение за
правописанием гласных в
приставках

1

Образование и запись слов с данными
приставками. Выбор заголовка к тексту. Запись
текста по плану. Соблюдение красной строки
.Выделение в словах приставки.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

38

Правописание гласных в
приставках

1

Повторение правила правописания гласных в
приставках. Выполнение тренировочных
упражнений по
правописанию гласных в приставках.
Выбор заголовка к тексту. Нахождение
приставок в словах с пропущенными гласными

17

Работа с презентациями в формате PowerPoint.

39

Правописание безударных
1
гласных в корне и приставке

Разбор слов по составу. Письмо по памяти.
Выписывание из текста выделенных
словосочетаний.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

40

Самостоятельная работа по
теме «Состав слова»

1

Выполнение заданий самостоятельной работы.
Применение на практике полученных знаний

41

Работа над ошибками
самостоятельной работы.
Словарный диктант

1

Анализ ошибок самостоятельной работы. Запись
слов, в которых допущены ошибки, объяснение
правильного написания слова, подбор
проверочного слова. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

42

Текст. Деление текста на
части по данному плану

1

Знакомство со сведениями о тексте.
Выделение в тексте той части, которая подходит к
рисунку учебника. Деление текста на части по
данному плану.Запись текста, вставляя
пропущенные гласные в корне и приставке.
Соблюдение красной строки

43

Наблюдение за
правописанием согласных в

1

Выполнение упражнений по правописанию
согласных в приставках слова. Работа с
18

приставках

презентациями в формате

PowerPoint.

44

Правописание приставок на
согласную

1

Выполнение упражнений по теме. Умение
вставлять пропущенные согласные в приставках
слов. Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

45

Разделительный твердый
знак (ъ) в словах с
приставками

1

Сравнение произношения и написания слов с
разделительным твёрдым знаком.
Работа с карточками. Объяснение правописания
гласных и согласных в приставках
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

46

Различение написаний слов
с разделительным твердым
знаком (ъ) и без него

1

Образование слов с помощью приставок: вы-,
под-, за-, об-, от-, до-, пере-, с-.
Выполнение упражнений со словами с
разделительным твердым знаком (ъ) и без
него.

47

Состав слова. Закрепление
знаний.

1

Составление из данных слов словосочетаний,
их запись.
Использование приставок и предлогов из скобок.
Комментированное письмо. Закрепление
полученных знаний по теме «Состав слова»
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

19

48

Контрольные вопросы и
задания.

1

Деление текста на части по плану.
Сочинение небольшого рассказа «Встреча в лесу»
с использованием словосочетаний учебника.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

49

Деловое письмо. Записка

1

Знакомство с различными
Знакомятся с
различными видами записок: запиской-просьбой,
запиской-приглашением, запиской-сообщением.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

50

1

51

Различение имен
1
существительных, имен
прилагательных и глаголов в
предложении

Нахождение разных частей речи в группе
однокоренных слов. Использование таблицы
учебника для объяснения ответов обучающихся.
Выполнение упражнений. Подчёркивание частей
речи.

ЧАСТИ РЕЧИ. 2 Ч.
Имя существительное, имя
прилагательное, глагол

ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

20

29 Ч.
Значение имен
существительных в речи
1

52

Повторение ранее изученных грамматических
признаков имени существительного. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

53

Имена существительные,
обозначающие явления
природы

1

Работа с учебником.Восстановление текста по
опорным словам. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

54

Имена существительные,
называющие один и тот же
предмет по-разному

1

Знакомство с синонимами.Выполнение
упражнений. Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

55

Имена существительные,
противоположные по
значению.

1

Знакомство с антонимами. Запись пословиц.
Объяснение смысла пословиц
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

56

Род и число имен
существительных.
Различение имён
существительных по родам

1

Выполнение упражнений по определению рода
имён существительных. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

57

Изменение имён
1
существительных по числам

Повторение понятия рода и числа имён
существительных. Дополнение текста словами из
21

рамки.Изменение по необходимости числа имен
существительных.Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

58

Правописание имен
собственных. Имена
существительные
собственные и
нарицательные

1

Повторение и применение знаний правописания
имен собственных и нарицательных. Выполнение
упражнений.
.Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

59

Большая буква в именах
собственных

1

Придумывание имен собственных озеру, речке,
посёлку.
Поиск подсказки в выделенных словах.
Игра со словами. Пересказ текста по
вопросам.

60

Кавычки в именах
собственных

1

Нахождение имен собственных (названий газет и
журналов), которые должны быть заключены в
кавычки. Выполнение упражнений. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

61

Тест по теме «Имя
существительное»

1

Повторение основных правил.
Выполнение тестового задания.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

62

Работа над ошибками

1

Отработка недочётов и пробелов в знаниях.

22

теста. Словарный диктант.

Запись изученных словарных слов. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

63

Различение написания имен
существительных
собственных и
нарицательных

1

Различие собственных и нарицательных имен
существительных на письме.
Подбор имен собственных к выделенным именам
существительным. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

64

Изменение имен
существительных по
падежам. Понятие о
склонении

1

Знакомство с понятием «склонение имен
существительных» (изменение данных
существительных по вопросам). Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

65

Определение падежей имён
существительных по
вопросам

1

Определение падежей имён существительных по
вопросам.
Отмечание окончания. Составление
предложений на зимнюю тему с использованием
словосочетаний упражнения.

66

Именительный падеж –
«Кто? Что?»

1

Выполнение упражнений.
Чтение текста. ). Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

23

67

Родительный падеж –
«Кого? Чего?»

1

. Работа с презентациями в формате
PowerPoint.
Запись словосочетаний с существительными в
родительном падеже. Подбор по смыслу
пропущенных предлогов из рамки.
Списывание текста-загадки

68

Дательный падеж – «Кому?
Чему?»

1

Выполнение упражнений. Указание падежа.
Списывание предложений. Написание вместо
вопросов имен существительных с теми же
предлогами

69

Винительный падеж –
«Кого? Что?»

1

Выделение всех имен существительных народной
песенки по вопросам. Определение падежа
данных имён существительных по вопросам.
Выполнение упражнений. . Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

70

Творительный
«Кем? Чем?»

падеж

– 1

Выполнение упражнений.
Работа с диалогом. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

24

71

Предложный падеж –
«О ком? О чем?»

1

Определение падежа данных имён
существительных по вопросам. Выполнение
упражнений. . Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

72

Текст. Подтверждение
основной мысли текста
дополнительными фактами

1

Расширение представлений о работе с текстом.
Нахождение в нем основной мысли.Подбор
дополнительных фактов для подтверждения
основной мысли. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

73

Понятие о начальной форме

1

Знакомство с понятием о начальной форме имён
существительных. Выписывание
существительных с предлогами из
стихотворения. Изменение их по образцу
учебника.
Определение числа имен существительных.

74

Постановка имен
существительных в
начальную форму

1

Письмо по памяти. Запись имен существительных
в начальной форме в три столбика. . Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

75

Проверочный тест по теме
«Изменение имён

1

Повторение основных правил правописания.
Применение на практике полученных знаний.

25

существительных по
падежам»

Развитие орфографической зоркости
обучающихся. Выполнение заданий
проверочного теста

76

Работа над ошибками теста.
Словарный диктант

1

Анализ индивидуальных ошибок теста
обучающихся. Применение на практике
полученных знаний. Повторение правописания
словарных слов Написание словарного
диктанта.Взаимопроверка
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

77

Деловое письмо. Письмо

1

Изучение правил написания писем.
Знакомство с основными частями текста письма.
Правильное расположение частей письма в
«Рабочей тетради».
Дописывание недостающей части письма.

78

Коллективное сочинение по
плану и опорным
словосочетаниям

1

Беседа. Запись сочинения в тетрадь.
Самопроверка. Развитие устной и письменной
речи обучающихся. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

79

Анализ сочинения. Работа
над ошибками

1

Анализ ошибок.Выполнение работы над
ошибками в тетради

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
24 Ч.
26

80

Значение имён
прилагательных в речи

1

Постановка вопросов от имени существительного
к имени прилагательному. Распространение
предложений именами прилагательными.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

81

Описание явлений природы
с помощью имён
прилагательных

1

Выписывание словосочетаний, которые
описывают явления природы.
Работа с загадками о явлениях природы.
Выбор сочетаний имен существительных с
именами прилагательными из каждой части
текста о приметах весны. Дописывание
сочетаний к пунктам плана. Письменный
пересказ текста с опорой на свою запись.

82

Описание человека,
животных с помощью
имён прилагательных

1

Описание человека, животных с помощью
подбора имён прилагательных, описывающих
возраст человека, внешность человека, его
хорошие качества
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

83

Имена прилагательные,
противоположные по
значению

1

Знакомство с именами прилагательными,
противоположными по значению.
Нахождение в тексте и
составление пары имён прилагательных,
противоположных по значению.

84

Изменение имён

1

Знакомство с изменением имён прилагательных

27

прилагательных по родам и
числам. Изменение
прилагательных по родам

по родам при помощи подбора вспомогательных
слов (он, мой; она, моя; оно, моё). Выписывание
словосочетаний в три столбика. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

85

Окончания имён
прилагательных мужского
рода

1

Знакомство с окончаниями имён прилагательных
мужского рода.Работа с учебником. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

86

Окончания имён
прилагательных женского
рода

1

Знакомство с окончаниями прилагательных
женского рода. Выписывание имен
прилагательных с именами существительными, к
которым они относятся. Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

87

Окончания имен
прилагательных среднего
рода

1

Работа с учебником.Доказательство правильности
своих выводов, подкрепление их примерами
тренировочных упражнений учебника. Письмо по
памяти.

88

Определение родовых
окончаний имён
прилагательных

1

Повторение родовых окончаний имен
прилагательных и умение делать выводы о
зависимости грамматических признаков имён
прилагательных от имён существительных. .
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

28

89

Определение родовых
окончаний имён
прилагательных

1

90

Изменение имён
прилагательных по числам

1

91

Род и число имён
прилагательных.
Закрепление полученных
знаний

1

92

Контрольная работа по теме 1
«Род и число имён
прилагательных»

93

Работа над ошибками
контрольной работы.
Словарный диктант

1

94

Склонение имён

1

Повторение родовых окончаний имён
прилагательных и умение делать выводы о
зависимости грамматических признаков имен
прилагательных от имён существительных.
Знакомство с изменениями имен
прилагательных по числам при помощи
вопросов и окончаний. Указание рода и числа
имён прилагательных
Работа с презентациями в формате PowerPoint.
Выполнение тренировочных упражнений.
Применение на практике полученных знаний.
Объяснение смысла пословиц о правде и
лжи.Выписывание парами имён
прилагательных,
Работа с презентациями в формате PowerPoint.
Беседа.
Повторение основных правил правописания.
Запись диктанта на слух. Выполнение
грамматических заданий.
Разбор индивидуальных ошибок обучающихся.
Выполнение работы над ошибками контрольной
работы с использованием памятки.
Знакомство с понятием «склонение имен

29

прилагательных мужского и
среднего рода Понятие о
склонении имен
прилагательных

прилагательных». Изменение имен
прилагательных по падежам.
Запись словосочетания имя существительное
+имя прилагательное по падежам. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint.

95

Постановка вопросов к
именам прилагательным в
косвенных падежах

1

Сравнение в каждом падеже вопросов и
окончаний имен прилагательным в косвенных
падежах. Выделение окончаний вопросов и
окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода.

96

Именительный падеж имён
прилагательных мужского
и среднего рода

1

Выполнение упражнений.
Умение видеть, склонять, правильно писать
окончания именительного падежа имён
Согласование имён прилагательных с именами
существительными

97

Родительный падеж имён
прилагательных мужского
и среднего рода

1

Умение видеть, склонять, правильно писать
окончания родительного падежа имен
прилагательных мужского и среднего
рода.Запись словосочетаний. Постановка имён
существительных с именами прилагательными в
родительном падеже с предлогами: для, от, от, из,
у

30

98

Дательный падеж имён
1
прилагательных мужского и
среднего рода

Выписывание имен существительные вместе с
выделенными именами прилагательными.
Согласование имён прилагательных с именами
существительными Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

99

Винительный падеж имён
1
прилагательных мужского и
среднего рода

Постановка вопросов от выделенных имен
существительных к именам
прилагательным.Указание рода и падежа.
Выделение окончания имен прилагательных.
Работа с презентациями в формате PowerPoint.

100 Творительный падеж имён

1

101 Предложный падеж имён

1

прилагательных мужского и
среднего рода

прилагательных мужского и
среднего рода

Нахождение имён существительных, с которыми
согласуются выделенные имена прилагательные.
Постановка вопросов к именам прилагательным.
Определение рода и падежа.Выделение
окончания
Нахождение имён существительных, с которыми
согласуются выделенные имена прилагательные.
Постановка вопросов к именам прилагательным.
Определение рода и падежа.Выделение
окончания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

31

102 Изложение рассказа по

1

Прослушивание текста в аудиозаписи.Чтение
текста изложения учителем.Коллективное
составление плана изложения.
Письмо предложений по памяти.
Осуществление самопроверки

103 Работа над ошибками

1

Выполнение работы над ошибками контрольной
работы с использованием памятки.

104 Склонение имён

1

Закрепление знаний по теме.
Выполнение тренировочных упражнений.
Списывание текста.Подчёркивание сочетаний
имён существительных с именами
прилагательным Работа с презентациями в
формате PowerPoint.

105 Деловое письмо.

1

Знакомство с разной тематикой объявлений.
Накопление тематического словаря.Выделение в
объявлении трёх основных частей. Составление
из разных частей школьных объявлений. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint

коллективно составленному
плану (с включением в
изложение имён
прилагательных)

изложения. Словарный
диктант
прилагательных мужского и
среднего рода. Закрепление
знаний. Контрольные
вопросы и задания

Объявление

ГЛАГОЛ. 14 Ч.

106 Значение глагола в речи

Определение значения глагола в речи (какие
действия называет), (каким членом предложения
32

1

является).Объяснение смысла пословиц о труде и
трудолюбии. Запись диалога.Выражение
интонацией отношения к поступкам ребят

107 Глаголы, противоположные 1

Знакомство с глаголами, противоположными по
значению.
Составление из них пары и включение в
предложения. Озаглавливание и запись
текста.Подчёркивание противоположных по
значению глаголов Работа с презентациями в
формате PowerPoint

108 Различение имён

1

Расширение представления о различии имён
существительных, имен прилагательных и
глаголов. Запись слов в три столбика: имена
существительные, имена прилагательные,
глаголы.
Подчёркивание известных орфограмм в корне
слова

109 Изменение глаголов по

1

Различие трёх времен глаголов Списывание
текста.
Подчёркивание глаголов настоящего времени.
Работа с презентациями в формате PowerPoint

110 Прошедшее время глаголов

1

Изменение глаголов по временам.
Списывание предложений из сказок.

по значению

существительных, имен
прилагательных и глаголов

временам. Настоящее время
глаголов

33

111 Будущее время глаголов

112 Различение

1

Постановка вопросов к глаголам прошедшего
времени
Запись предложений.
Постановка вопросов к глаголам будущего
времени.
Запись текста о сказках А.С. Пушкина.
Нахождение глаголов будущего времени.
Определение времени глаголов.
Постановка вопросов к глаголам различных
времен.Запись текста о животных. Определение
времени глаголов Работа с презентациями в
формате PowerPoint

глаголов

по 1

113 Различение глаголов по

1

Определение времени глаголов путём постановки
вопросов к глаголам. Запись вопросов и ответов о
повадках животных. Указание времени глаголов.
Деление текста на части. Опора на план из
рисунков

114 Изменение глаголов по

1

Наблюдение за изменением глаголов по числам.
Умозаключение о значении глагола,
доказательство правильности своих выводов,
подкрепляя их примерами из упражнений
учебника Работа с презентациями в формате
PowerPoint

временам

временам

числам. Единственное и
множественное число
глаголов настоящего
времени

34

115 Единственное и

1

Изменение по числам глаголов будущего
времени.
Запись пар глаголов. Постановка вопросов к
ним.
Работа с презентациями в формате PowerPoint

116 Единственное и

1

Изменение по числам глаголов прошедшего
времени.
Запись пар глаголов. Указание времени и числа
глаголов.
Списывание отрывка сказки.Подчёркивание
глаголов. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

117 Глагол. Закрепление

1

Обобщение полученных знаний по теме
«Глагол». Выполнение тренировочных
упражнений. Определение числа, времени
глаголов

118 Текст. Связь частей в

1

Знакомство с текстами, описывающими
интересный случай или занимательную историю.
Использование в них особых слов и
словосочетаний, которые помогут связать части
текста по смыслу.
Запись текста, вставляя пропущенные слова
Работа с презентациями в формате PowerPoint

множественное число
глаголов будущего времени

множественное число
глаголов прошедшего
времени

знаний. Контрольные
вопросы и задания

тексте. Коллективный
рассказ на основе
распространения данного
текста

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.ТЕКСТ.
8 Ч.

35

119 Различие повествовательны
х, вопросительных и
восклицательных
предложений

1

Восстановление в памяти знаний о разных по
интонации предложениях. Дополнение вывода о
различиях, характерных для повествовательных,
вопросительных и восклицательных
предложений. Приведение примеров. Запись
диалога. Расстановка недостающих знаков
препинания.
Работа с презентациями в формате PowerPoint

120 Однородные члены

1

Определение однородных членов в предложении.
Списывание текста о ритмической гимнастике.
Отметка значком (Х) слов, от которых ставится
вопрос к выделенным однородным членам
предложения. Написание вопросов над
однородными членами предложения .Работа с
презентациями в формате
PowerPoint

121 Однородные члены

1

122 Однородные члены

1

Нахождение однородных членов в предложении
без союзов.Списывание текста. Подчёркивание
выделенных однородных членов предложения.
Знакомство с предложениями с однородными
членами с одиночным союзом «и». Списывание
предложений парами.Подчеркивание однородных
членов. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

123 Однородные члены

1

предложения.
Определение
однородных членов
предложения

предложения без союзов
предложения с союзом «и»

предложения без союзов «и»

Отработка умения ставить запятые между
однородными членами предложения без союзов и
36

с союзом «и»

с союзами.

124 Обращение. Знакомство

1

Знакомство с обращением, его значением в речи.
Списывание предложений. Подчёркивание слов,
которые указывают, к кому обращена речь.
Письмо по памяти Работа с презентациями в
формате PowerPoint

125 Место обращения в

1

Работа с презентациями в формате PowerPoint
Запись предложений в порядке расположения
рисунков.
Подчёркивание обращений. Обращение к комулибо с просьбой.

126 Контрольный диктант

1

Повторение правил.Запись текста
диктанта.Выполнение грамматических заданий.

127 Работа над ошибками

1

Анализ ошибок.Выполнение работы над
ошибками.

с обращением

предложении

(итоговый). Промежуточная
аттестация

контрольного диктанта.
ПОВТОРЕНИЕ. 10 Ч.
Состав слова

128

1

Работа с презентациями в формате PowerPoint
Повторение порядка разбора слова по составу.
Выполнение упражнения на повторение
пройденного материала.

37

129 Правописание

1

130 Имя существительное

1

131 Имя прилагательное

1

Повторение основных грамматических признаков
имени прилагательного: род, число, падеж.
Запись текста. Выделение падежных
окончаний имён прилагательных

132 Глагол

1

Работа с презентациями в формате PowerPoint
Изменение глаголов по временам и числам.
Постановка вопросов к глаголам.
Выполнение тренировочных
упражнений

гласных и согласных в корне
и приставке слова

Работа с презентациями в формате PowerPoint
Отработка способов проверки безударных
гласных и парных согласных в корне
однокоренных слов.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
Повторение основных грамматических признаков
имени существительного: род, число, падеж.
Выполнение тренировочных упражнений.

133 Сочинение по картине Б. М. 1

Работа с презентациями в формате PowerPoint
Знакомство с цветной репродукцией картины в
учебнике.Чтение текста упражнения учебника.
Нахождение предложения, в котором заключено
основное содержание картины.
Развитие связной речи обучающихся

134 Работа над ошибками

Работа с презентациями в формате PowerPoint
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Кустодиева «Ярмарка»

сочинения

1

38

Выполнение работы над ошибками с
использованием памятки

135 Части речи

1

Повторение частей речи. Различие их в тексте.
Выполнение тренировочных упражнений
Работа с презентациями в формате PowerPoint

136 Предложение

1

Работа с презентациями в формате PowerPoint
Составление распространённых и
нераспространённых предложений, предложений
с однородными членами без союзов, с
одиночным союзом и.

39

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «Русский язык» включает:
6 класс – Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 6 класс. Учебник
для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы.– М.: Просвещение, 2018 г.;
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по русскому
языку. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.:
Просвещение, 2018 г.;
программно-методическое обеспечение:
Аксенова
А.К.
Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009;
Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным
предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г.
Соколовская С. М. и Пикулева Н. В. «Веселая орфография». Челябинск, Взгляд,
2016.
Н.М Бетенькова « Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».М.: «Просвещение» 2014.
Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Пособие для учителя./ Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2015.
Т.П. Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное
обучение. – Волгоград, «Учитель», 2016.
Ю.А.Вакуленко. «Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры». –
Волгоград, «Учитель», 2014.
Ю.Андреева, К. Туркова. Русский без нагрузки. – М., Издательство «АСТ», 2018.





печатные пособия:
наборы предметных картинок;
наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
различные виды словарей;
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;

учебно-практическое оборудование:
 опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
40

 дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
 наборы ролевых игр;





технические средства обучения:
интерактивно-программный комплекс.
магнитная доска;
компьютер;
проектор.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».