Профилактика суицидального поведения
01.09.2024


ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У каждого человека в определенные моменты жизни случаются сложные периоды, трудные ситуации, неудачи в учебе, работе, сложности общения, непонимание близких, неуверенность в себе, грусть, печаль, тоска. Порой кажется, что и выхода из всего этого нет. В такое время важно помнить о том, что из любой, даже на первый взгляд самой неразрешимой ситуации есть выход!!!
Главное – не молчать, поделиться своими трудностями и проблемами с человеком, которому ты доверяешь, и вместе постараться прояснить, отчего и почему возникли трудности, что можно сделать, куда обратиться, и нужно ли обратиться.
Позволь дать тебе несколько советов и напоминаний:
1.В любой, даже очень непростой,
ситуации, сохраняй самообладание. Это поможет тебе сохранить силы, которые
необходимы для благополучного разрешения ситуации.
2.Вспомни людей, героев
фильмов, книг, которым в сложной ситуации удалось сохранить самообладание, не
отчаиваться, правильно себя вести и принимать правильные решения. Вспомни все,
что ты знаешь о правилах правильного поведения в сложных ситуациях.
3.Вспомни трудные периоды
своей жизни и как ты смог с ними справиться, людей, которые тебе помогли и
поддержали.
Если тебе от печали и отчаяния стало очень-очень плохо,
попробуй:
1.Пошевелить пальцами
правой ноги, подвигать мышцами лица, растянуть губы в подобии улыбки, пошлёпать
губами - в общем «оживить себя», немного снять напряжение.
2.Чтобы почувствовать себя
спокойнее, нужно некоторое время правильно подышать. Дыши ровно и глубоко, так,
чтобы двигался живот (будто в животе яркий воздушный шарик и ты надуваешь его),
и чтобы каждый выдох (сдувание шарика), был длиннее вдоха.
3.Если позволяет время
важно занять себя:
-в подробностях вспоминай
любимые фильмы, мультфильмы, книги;
-восстанови детально в
памяти день твоей жизни, когда тебе было хорошо и радостно, спокойно: вспомни
точную последовательность событий этого дня: что ты делал, с кем встречался,
что говорил, потом прокрути в памяти все события дня в обратной
последовательности.
-вспомни, что ты видел в
тот день: людей и предметы, как они выглядели, двигались, потом восстанови в
памяти все звуки этого дня: голоса, музыку, шум; затем - все запахи;
-вспомни радостные или
смешные моменты из своего детства.
И, самое главное, помни следующее:
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, несмотря ни на что, помощь обязательно придет, сложные периоды
жизни всегда заканчиваются. Важно, что, выйдя из сложной ситуации, ты станешь
сильнее и сможешь помочь другим. У тебя есть дела, планы, мечты, которые тебе
надо осуществить и есть любимые близкие люди, которые любят тебя просто так,
просто за то, что ты есть!


Суицид – умышленное самоповреждение со
смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных
причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2»
молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет.
По данным официальной статистики от
самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до
19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Родители обучающихся (законные
представители) при выявлении суицидальных признаков (в пресуицидальный
период) и аутоагрессивного поведения у обучающихся:
1. Оказывают психологическую поддержку
своему ребенку, оказавшемуся в объективно или субъективно трудной жизненной
ситуации.
2. Обращаются к специалистам для получения
неотложной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.
3. Выполняют рекомендации специалистов,
направленные на неотложную помощь обучающемуся и/или реализацию плана
(программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
ребенка.
4. Сотрудничают со специалистами в
реализации плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения ребенка.
Признаками возможного аутоагрессивного,
суицидального поведения являются:
-Резкое изменение поведения. Например,
ребенок теряет интерес к тому, чем любил заниматься, у него резко сокращается
круг привычных и любимых увлечений.
-Ребенок проводит в сети практически все
время, зачастую в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти
никогда не расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли
на всех девайсах.
-«Зависание» в социальных сетях в любое
время, в том числе ночью.
-Изменение образа жизни. В частности,
ребенок, например, уходит из дома, не поясняя, куда, в том числе вечером и даже
ночью.
-Проявление «аутоагрессии» - наличие на
теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных
повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот,
стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).
-В своих изображениях, публикуемых на
страницах социальных сетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений
самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до
нанесения себе травм, в частности, и порезов.
Наличие следующих проявлений свидетельствует
о более высоком риске суицидального поведения:
-предшествующая попытка суицида;
-суицидальная угроза;
-тяжелая реакция подростка на стресс,
особенно на утраты;
-уязвимость подростка к трем угрожающим
жизни аффектам — одиночеству, презрению к себе и ярости;
-недостаток поддерживающих условий в
окружении подростка (доверительные отношения в семье, друзья, увлечения и
т.д.);
-возникновение и эмоциональная значимость
фантазий о смерти;
-наличие примера суицида в ближайшем
окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
-иногда в «статусе» страницы в Интернете
указывается так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства
осталось 10 дней»)
Задача родителей при возникновении
подозрения или проявлении первых признаков саморазрушающего поведения:
Обратиться к психологу, получить
экстренную психологическую помощь по телефону доверия - Всероссийский телефон
доверия 8-800-2000-122
Не отказываться от очной консультации со
специалистом кризисной службы. Принять предложение очной встречи с психологом с
целью диагностики психоэмоционального состояния ребенка, с оценкой
суицидального риска и получения консультации врача-психиатра при необходимости.
Продолжение кризисной помощи при необходимости, НЕ прекращать по своей
инициативе.
ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ
САМОУБИЙСТВА
(ищите несколько признаков)
-Приведение своих дел в порядок, раздача
ценных вещей, упаковывание. Человек был неряшливым, и вдруг начинает все
приводить в порядок, делает последние приготовления.
-Прощание. Может принять форму выражения
благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
-Внешняя удовлетворенность – прилив
энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на
эту тему перестают мучить. Появляется избыток энергии. Внешне расслабляется
– может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.
-Письменные указания в письмах, записках,
дневнике.
-Словесные указания или угрозы.
-Вспышки гнева у импульсивных подростков.
-Бессонница.
-Попытки самоубийства в прошлом.
Игнорирование этих сигналов может быть
воспринято подростком как одобрение его намерений.
СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ
1. ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя».
Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не
стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы,
внимательно слушайте.
2. ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут усугубить состояние клиента, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к психологу.
3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным
показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать
всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать
психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы
принимаете их всерьез.
4. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на
самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты
когда-нибудь думал, что совершишь это?». Если Вы получаете утвердительный
ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты
его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты
промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них
придет?». Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите
подростку открыто говорить о своих замыслах.
5. ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его
чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помощь.
Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой
ситуации.
6. Если Вам необходимо уехать, назначьте
четкое время встречи по возвращении. Можно использовать открытки, письма,
телефонные звонки.


Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2024
Дата обновления: 10.12.2024
Дата публикации: 01.09.2024