8 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
______________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР:

Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

__________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
8 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Окружающий природный мир»
(Образовательная область «Окружающий мир»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна

г. Нелидово
2024г

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Окружающий природный мир» предназначена для учащихся 8 класса
(вариант 2), составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с нарушением интеллекта.
АООП (вариант 2) обучающихся с нарушением интеллекта определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП (вариант 2) обучающихся с
нарушением интеллекта составляют:
– Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями);
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с нарушением интеллекта.
– Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и
другие нормативно-правовые акты в области образования;
– Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
– Устав ГКОУ «Нелидовская школа-интернат».
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- уточнять представления о живой и неживой природе, дать новые знания об
основных еѐ элементах;
- расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
- формулировать знания учащихся о природе своего края;
- формулировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учить детей бережному отношению к природе.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Окружающий живой мир» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции, поведения младших школьников с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в
естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения
проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.

1.2. Место предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область учебного
плана ГБОУ ЛО «Киришская школа-интернат, реализующая адаптированные
общеобразовательные программы». В соответствии с учебным планом общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта на данный предмет в 8классе отводиться 2 часа в
неделю. Курс рассчитан на 68 часов (34 уч. недели)
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы обучающимися
рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным
возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся
2.1. Личностные результаты
 Основы персональной идентичности, осознание своей
принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;







Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;



Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
Формирование уважительного отношения к окружающим;




Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;











Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.

2.2 Предметные результаты
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Умение выполнять исследовательские 1. Представления о явлениях и объектах
действия с природным материалом: песок, неживой природы, смене времени года и
вода, камни и др. доступным способом.
соответствующих сезонных изменениях в
природе,
умение
адаптироваться
к
Умение
совершать
доступные конкретным природным и климатическим
практические
действия
с
природным условиям:
материалом: ощупывание, использование  Умение проявлять интерес к объектам и
различных видов захвата, удерживание,
явлениям неживой природы;
пересыпание, переливание, перекладывание и  Умения распознавать и различать
др.
объекты неживой природы (вода, воздух,
земля, огонь, лес и др.);
Умение проявлять интерес к природным
 Умения распознавать и различать
объектам; исследовать природные объекты с
временна года, характерные признаки
использованием различных анализаторов
времен года, погодных изменений, их
(слуховой, зрительный и др.), узнавать
влиянии на жизнь человека.
природный объект.
2. Представления
о
животном
и
растительном мире, их значении в жизни
человека.
 Умение проявлять интерес к объектам
живой природы.
 Умение распознавать и различать
объекты животного и растительного мира
(растения, животные, их виды, понятия
«полезные» - «вредные», «дикие» «домашние» и др.)
 Умение заботливо и бережно относиться
к растениям и животным, осуществлять
посильный уход за ними.
 Умение соблюдать правила безопасного
поведения в природе.

3. Элементарные
представления
о
течении времени:
 Умение различать части суток, дни,
недели, месяцы, их соотнесение с
временем года.
 Умение распознавать течение времени:
смена событий дня, суток, в течение
недели, месяца и т.д.
ВЫБОР ТЕМ И ПОРЯДОК ИХ ИЗУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С УЧЕТОМ
СПЕЦИФИКИ УЩАЩЕГОСЯ, И ЕГО СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
2.3 Базовые учебные действия
Характеристика базовых учебных действий

1

Группа БУД
Подготовка ребенка к нахождению
и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию
с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения

2
Формирование умения выполнять
задание:
3

4

Формирование умения
самостоятельно переходить от
одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии
с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.

Учебные действия и умения
умение понимать мимику и пантомимику сверстников
направленность взгляда на говорящего взрослого/задание
умение оценивать состояние сверстников, взрослых по мимике,
пантомимике
умение выполнять инструкции педагога;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
умение использовать по назначению учебный материал
умение выполнять задание в течение определенного периода
времени,
умение выполнять задание от начала до конца,
умение выполнять задание с заданными качественными
параметрами
умение пошагово выполнять задание
умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога
умение следовать словесной инструкции педагога
умение самостоятельно выполнять задание

3. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с нарушением интеллекта
по учебному предмету «Окружающий природный мир» в 8 классе поводится на
основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению
планируемыми и предметными результатами освоения АООП.
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится
учителем класса в режиме текущего урока. В групповом виде работы – учитель
контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при
необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными
действиями. В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает
выполнять предметно-практическое действие.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир»,
«Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей
растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).Знание значения частей растения. Знание
значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берѐза, дуб,
клѐн, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание
(различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина,
бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников
в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин,
груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание
способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь,
свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание
способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина,
крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду
(вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор,
подберѐзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду.
Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание
значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов.
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин,
тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка,
фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень,
стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем
года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание
травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых
растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание
значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой,
ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения
растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень,
рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в
жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох,
карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание
(различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма,
лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост,
ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания
домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних
животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение)
детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок,
щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж,
кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных.

Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в
жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок,
медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных.
Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна,
бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание
питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы.
Установление связи строения тела птицы с
ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица
(петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц.
Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в
жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок,
гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел,
синица, снегирь, сова).Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка,
дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу
«перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание
значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц
(лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание
строения рыбы(голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела
рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь,
щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого.
Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха,
комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых
в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин,
морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских
обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание
питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы,
аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и
др.).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание
Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных
тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из
космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в
природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и
неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага,
равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание
(различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни
человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу.
Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека.
Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и
др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств
воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки
(ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема.
Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере
(пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание
значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках
как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение)
дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и
рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание
(различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение
месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.).
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и
т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в
разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман,
гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
5.1 Оценка личностных результатов.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески
поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время
обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым
и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
5.2 Оценка предметных результатов.
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого
обучающегося с нарушением интеллекта (вариант 2) оценивается с учетом особенностей
его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на
основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация
представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной
компетенции и развития жизненных компетенций ребѐнка по итогам учебного года.
Мониторинг предметных результатов обучения по предмету «Окружающий природный
мир» проводится в 2 этапа:
1 этап – сентябрь (входной контроль)
2 этап – май (итоговый контроль)
Цель мониторинга - оценка уровня сформированности представлений,
действий/операций и определение достижения планируемых результатов по предмету
«Окружающий природный мир».
На основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с

нарушением интеллекта (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) разработаны
контрольно-измерительные материалы (КИМ).
Мониторинг сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (входной контроль)
2 этап – январь (промежуточный контроль)
3 этап – май (итоговый контроль)
5.3 Оценка базовых учебных действий.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
часто допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
После подсчета всех баллов на психолого-педагогическом консилиуме коллегиально
определяется уровень сформированности БУД каждого обучающегося. Результаты
фиксируются в индивидуальной карте развития школьника.
Высокий уровеньсформированности БУД 80 – 64 баллов
Средний уровеньсформированности БУД 63 – 35 баллов
Низкий уровеньсформированности БУД 34 – 17 баллов БУД
не сформированы 16 – 0 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и
виды работ, а также средства обучения и технологии.
Технологии обучения:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует
достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения,
обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном
пространстве, приобщенной к ин информационно-коммуникационным возможностям
современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить
имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе
коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных
задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой
деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности
сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых
знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в
повседневной жизни.
5) Гуманно – личностная технология (с приоритетом личностных отношений,
индивидуального подхода, гуманистической направленностью, педагогическим
сотрудничеством).
















Основными видами деятельности учащихся на уроке являются:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося.
Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в
данном направлении. В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные
упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания.
Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения
четких правил.
Методы и формы обучения:
обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;
процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для
привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения
познавательных потребностей;
детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому
элементу, и лишь затем они объединяются в целое;
большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;
обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Методы и приемы работы:
наглядно – слуховой;
зрительно – двигательный;
совместные действия ребенка со взрослым;
подражание действиям взрослого;
жестовая инструкция;
собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
Методы обучения:
1) Метод мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий,
затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание
ситуации неопределенности и др.
2) Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста,
демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование,
дискуссия и др.
3) Метод формирования новых умений







Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод
проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение
нестандартных задач) и др.
4) Метод обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков;
Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
5) Метод контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др..
Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму
рисунок, демонстрация действий и операций Поощрение и наказание: словесное (похвала,
признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ),
формальная оценка (баллы); создание ситуации успеха, создание атмосферы
эмоционального комфорта и др.









Учебно-методический комплекс.
 Учебник «Мир природы и человека». 3 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н.
Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова и др.] М.: Просвещение
 Рабочая тетрадь «Мир природы и человека». 3 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н.
Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова и др.] М.: Просвещение
 Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и
интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004
 Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр
для младших школьников. - М.: ВАКО, 2005. - 208с.
 Матвеева Н.В. «Живой мир», 3кл. Просвещение,2016.
 Плешаков А.А. «Зеленые страницы»: кн. для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение,
2008.
 Плешаков. А.А. «От земли до неба»: атлас-определитель для учащихся нач. кл. М.: Просвещение, 2008.
 Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 3 класс. Учебник
для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва,
2006г

7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Виды деятельности

Временные представления-2 часа

1

Времена года. Лето

1

2

Начало осени.

1

Упражнения в уточнении понимания обращенной
речи, подбор слов, противоположные по значению,
дополнение предложений, составление рассказа. Называть
и характеризовать предметы и явления.

Называть и характеризовать предметы и явления.
Упражнения в согласовании слов в словосочетаниях,
активизация лексики прилагательных.

Растительный мир – 8 часов
3

Сбор урожая. Овощи, фрукты.

1

4

Использование овощей человеком.

1

5

Овощи, ягоды, фрукты.

1

6

Грибы

1

7

Сентябрь – начало осени.

1

8

Листопад

1

9

Полевые растения: рожь, кукуруза, овѐс.

1

10

Использование полевых растений

1

Название и применение овощей, фруктов. Упражнения
в согласовании слов в словосочетаниях, активизация
лексики прилагательных.
Наблюдение за изменениями в природе; отработка
практических умений по обработке растений.
Название и применение ягод, овощей и фруктов.
Упражнения: лексические, в словообразовании и
моделировании высказываний.
Название и применение грибов. Упражнения:
лексические, в словообразовании и моделировании
высказываний
Отработка навыка согласования слов в
словосочетаниях и предложениях. Называть и
характеризовать предметы и явления.
Согласование слов в словосочетаниях и
предложениях. Называние и характеристика
предметов и явлений.
Упражнения: лексические, в словообразовании и
моделировании высказываний
Упражнения на развитие зрительной памяти, на
различение. Знать части растений и различать и их

Дата

Объекты неживой природы – 6 часов
11

Золотой октябрь

1

12

Времена года. Осень. Экскурсия. Итоги 1 четверти

1

13

Орехи

1

14

Полезные свойства орехов

1

15

Экосистема природы

1

16

Деревья, кустарники, травы.

Наблюдение за состоянием погоды. Упражнения в
составлении предложений, словосочетаний, в умении
задавать вопросы.
Работа с календарѐм природы. Беседа. Отгадывание
загадок. Слушание рассказа учителя. Рассказ учеников
по опорам. Называть и характеризовать предметы и
явления. Упражнения в развитии умений отвечать на
вопросы на основе наблюдений
Упражнения в составлении предложений,
определении свойств предметов; ситуативные игры
Знакомство с разными видами орехов. Упражнения в
составлении предложений, определении свойств
предметов.
Знакомство с разнообразием растительного мира и
животных в природе. Упражнения в определении
многозначности слов.
Отработка навыка согласования слов в
словосочетаниях и предложениях. Упражнения в
определении многозначности слов.

Животный мир – 2 часа
17

Разнообразие животных в природе.

18

Особенности отличия животных, насекомых, птиц

Упражнения в формировании умений самостоятельно
описывать предмет. Составление рассказа по схеме,
выполнение упражнений по заданиям, беседа.
Работа с календарѐм, упражнения в формировании
умения самостоятельно описывать предмет.
Составление рассказа по схеме, выполнение
упражнений по заданиям, беседа.

Объекты неживой природы – 5 часов
19

Жизнь и быт школьника. Квартира

1

Беседа, работа по учебнику, составление рассказа,
ответы на вопросы

20

Комната

1

21

Мебель

1

22

Посуда

1

23

Быт школьника: посуда и уход за ней

1

Упражнения в формировании умений самостоятельно
описывать предмет. Составление рассказа по схеме,
выполнение упражнений по заданиям, беседа.
Перечисление предметов мебели. Составление
предложений с использованием предлогов
Отгадывание загадок. Упражнения: на развитие
внимания. Анализ предметов и их описание,
словарная работа.
Беседа, работа по картине, чтение учебника, ответы на
вопросы.

Временные представления – 5 часов
24

Сезонные изменения в природе. Экскурсия

1

25

Погода и природа зимой

1

26

Охрана здоровья и отдыха зимой.

1

27

Зима – начала года. Экскурсия

1

28

Как я провел каникулы

1

Работа с календарѐм природы. Беседа. Отгадывание
загадок. Слушание рассказа учителя. Рассказ учеников
по опорам.
Упражнения в закреплении умений образования слов
и построения фраз. Работа по картинкам, выполнение
упражнений, заданий
Упражнения в закреплении умений образования слов
и построения фраз. Работа по картинкам, выполнение
упражнений, заданий.
Работа с календарѐм природы. Упражнения в развитии
умений отвечать на вопросы на основе наблюдений.
Называть и характеризовать предметы и явления.
Упражнения в развитии словообразовательных
умений.

Растительный мир – 2 часа
29

Растения зимой

1

30

Хвойные растения

1

Знакомство с разнообразием растительного мира.
Упражнения в согласовании слов в словосочетаниях,
активизация лексики прилагательных.
Знакомство с разнообразием растительного мира.
Отработка навыка согласования слов в
словосочетаниях и предложениях.

Животный мир – 5 часов
31

Домашние животные зимой.

1

32

Домашние животные зимой: корова

1

33

Домашнее животное: лошадь – уход за ней

1

34

Дикие животные

1

35

Лось, олень

1

Знакомство с разнообразием животного мира их
значение в природе и для человека. Упражнения в
умении определять признаки и составлять рассказ
Совершенствование глагольной лексики, упражнения
в умении озаглавливания текста
Упражнения в закреплении умений образования слов
и построения фраз
Знакомство с разнообразием животного мира их
значение в природе и для человека. Упражнения в
словообразовании
Упражнения: лексические, в словообразовании и
моделировании высказываний

Временные представления – 7 часов
36

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

37

Февраль. Экскурсия

1

38

Труд людей зимой

1

39

Профессии людей

1

40

Режим школьника

1

41

Весна. Признаки весны. Экскурсия

1

42

Голубой март

1

Называть и характеризовать предметы и явления.
Упражнения в развитии умений отвечать на вопросы
на основе наблюдений.
Называть и характеризовать предметы и явления.
Упражнения в развитии умений отвечать на вопросы
на основе наблюдений.
Беседа, работа по учебнику дополнение рассказа.
Упражнения в совершенствовании
словообразовательной функции речи.
Упражнения в составлении словосочетаний и
предложений.
Проследить этапы режима дня. Убедиться в
необходимости режима дня для каждого человека.
Называть и характеризовать предметы и явления.
Упражнения в активизации словообразовательной
функции речи
Называть и характеризовать предметы и явления.
Упражнения в активизации словообразовательной
функции речи

Животный мир – 6 часов
43

Домашние птицы: гусь

1

44

Домашние птицы: индюк

1

45

Дикие птицы: лебедь и гусь

1

46

Проверь себя. Работа по вопросам

1

47

Зимующие и перелетные птицы

1

48

Птицы. Охрана их. Красная книга

1

Знакомство с разнообразием птиц, их значение в
природе и для человека. Упражнения в формировании
умений самостоятельно описывать предмет.
Составление рассказа по схеме, выполнение
упражнений по заданиям, беседа.
Составление рассказа - описания, анализ строения
птиц.
Составление рассказа – описания. Упражнения в
активизации словообразовательной функции речи.
Знакомство с разнообразием птиц, их значение в
природе и для человека. Упражнения в активизации
словообразовательной функции речи
Беседа, работа по учебнику, составление рассказа по
серии картин. Упражнения в совершенствовании
словообразовательной функции речи.

Временные представления – 1 час
49

Весна в апреле. Экскурсия

1

Называть и характеризовать предметы и явления.
Упражнения в развитии умений отвечать на вопросы
на основе наблюдений.

Животный мир – 5 часов

50

Вредные и полезные насекомые

1

51

Насекомые

1

52

Рыбы

1

Знакомство с разнообразием насекомых, их значение в
природе и для человека. Разнообразие насекомых и их
особенности, выполнение заданий. Работа по
картинкам, выполнение упражнений, заданий.
Изменение слов по образцу. Составление рассказа по
серии картинок. Работа по картинкам
Знакомство с разнообразием рыб, их значение в
природе и для человека. Упражнения в
совершенствовании словообразовательной функции
речи. Работа по картинкам, выполнение упражнений.

53

Земноводные

1

54

Все мы – звенья одной цепи

1

Знакомство с разнообразием рыб, их значение в
природе и для человека. Упражнения в
совершенствовании словообразовательной функции
речи. Работа по картинкам, выполнение упражнений,
заданий.
Упражнения в совершенствовании
словообразовательной функции речи. Работа по
картинкам, выполнение упражнений, заданий.

Объекты неживой природы – 6 часов

55

Человек – часть природы.

1

56

Как я познаю окружающий мир

1

57

Здоровье человека

1

58

Наше питание

1

59

Наш сон

1

60

Наше общение

1

Беседа, работа по учебнику, составление рассказа по
серии картин. Упражнения в определении основных
частей тела; в активизации словообразовательной
функции речи.
Упражнения в активизации лексики прилагательного,
в развитии умений отвечать на вопросы на основе
наблюдений.
Беседа, работа по учебнику. Упражнения в
совершенствовании словообразовательной функции
речи. Работа по картинкам, выполнение упражнений,
заданий.
Беседа, работа по учебнику. Упражнения в
совершенствовании словообразовательной функции
речи. Работа по картинкам, выполнение упражнений,
заданий
Беседа, работа по учебнику. Упражнения в
активизации словообразовательной функции речи.
Беседа, работа по учебнику. Упражнения в
совершенствовании словообразовательной функции
речи. Работа по картинкам, выполнение упражнений,
заданий. Составление рассказа по серии сюжетных
картинок. Упражнения в активизации
словообразовательной функции речи.

Временные представления – 3 часа
61

Май конец весны. Поверь себя. Итоги года

1

Проверка пройденного.

62
63

Подготовка к контрольной работе
Годовая контрольная работа

ИТОГО:

1
1

68

Работа по карточкам.
Выполнение контрольной работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».