7 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

__________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
7 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Окружающий социальный мир»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна

г. Нелидово
2024г

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий и социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на
2022-2023 учебный год, для обучающихся с нарушением интеллекта по АООП (вариант 2). Обучающиеся по данной программе дети
имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной, тяжѐлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с
расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми
нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости
пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Программа направлена на достижение следующих целей: формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
 формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение
окружающих предметов, действия с ними).

Общая характеристика учебного предмета
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе,
но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными
организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно
общепринятым нормам поведения.
Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Предметы быта», «Продукты питания», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи»,
Практическая направленность реализуется через обучение на наглядной основе. Уроки обеспечиваются наглядными пособиями,
раздаточным дидактическим материалом.

Коррекционная направленность обеспечивается в ходе освоения программного материала. Представления и навыки,
приобретаемые ребенком необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности.
Программа является основой для
изучения уроков: речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, человек, изобразительная деятельность.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет излагать материал несколько раз, но с
элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения
имеющихся между ними связей и зависимостей.
В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:
 экскурсии;
 наглядно-практические работы;
 игровые упражнения.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий
заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс

7 класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68ч

Личностные результаты освоения учебного предмета:
 Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
 Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
 Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
 совместные действия с педагогом;
 деятельность по подражанию;
 деятельность по образцу;
 деятельность по последовательной инструкции;
 самостоятельная деятельность ученика;
 умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
 названия школьной мебели и обстановки класса: доска, парта, стул, стол учителя, шкафы;
 названия школьных принадлежностей: портфель, пенал, альбом, ручка, карандаш, школьная доска, мел;
 знание частей дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
 знание электроприборов (утюг, телевизор, чайник, микроволновая печь);
 убранство дома: мебель (кухонная, спальная, кабинетная);
 продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт), мясные продукты (колбаса, ветчина,
котлеты); мучные изделия.
 атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Рождения;
 свойства бумаги, дерева; предметы изготовленные из бумаги и дерева;
 понятия «улица», «здание», «парк»;
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
 ориентироваться в пространстве класса и школы;
 выделять своѐ учебное место: парту, стул, свой личный шкафчик;
 различать школьные принадлежности;
 называть и показывать части дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
 называть (показывать) электроприборы (утюг, телевизор, чайник, микроволновая печь);
 различать предметы мебели: (кухонная, спальная, кабинетная);
 различать продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт); мясные продукты (колбаса,
ветчина, котлеты); мучные изделия.
 узнавать атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Рождения;
 различать свойства бумаги и дерева: предметы изготовленные из бумаги и дерева;

 различать понятия «улица», «здание», «парк» «сквер»;
 виды городского транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метро, различать транспорт наземный, воздушный, водный.

Содержание учебного предмета:
КВАРТИРА, ДОМ, ДВОР
Основные задачи раздела: формировать понятие о квартире, доме, дворе, учить использовать полученные знания в повседневной
жизни, воспитывать любознательность.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный
(многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме
(чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа,
стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в
лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом
(домофоном, почтовым ящиком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня,
ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса
(город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) частей
территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея,
вода), канализация (вода, унитаз), водоснабжение (вода, кран, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых
(муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон).
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
Основные задачи раздела: формировать понятия о продуктах питания, обогащать знания и представления детей по данному
разделу, систематизировать знания о продуктах питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание
(различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание
упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, сосиски). Узнавание
(различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы). Узнавание (различение) муки и мучных
изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к

употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное,
конфета, шоколад).
ПРЕДМЕТЫ БЫТА
Основные задачи раздела: формировать понятия о предметах быта, обогащать знания и представления детей по данному разделу,
воспитывать наблюдательность.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Знание назначения
электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов
мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная,
кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная
доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные).
ШКОЛА
Основные задачи раздела: формировать понятия о школе, учить соблюдать распорядок школьного дня, воспитывать бережное
отношение к школьным принадлежностям.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание
профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной
территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание
(различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение)
школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер,
пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Узнавание
(различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку.
ПРЕДМЕТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ
Основные задачи раздела: формировать представления о предметах и материалов, изготовленных человеком, обогащать знания и
представления детей по данному разделу, воспитывать самостоятельность.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета,
книга и др.). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание предметов,
изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки,

сапоги, игрушки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Узнавание предметов,
изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы,
предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
ГОРОД
Основные задачи раздела: формировать понятия о правилах поведения в общественных местах, учить использовать полученные
знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки). Узнавание
(различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк,
жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение)
правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание
(различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»),
светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№
п/п

Кол-во Тема
часов

1.

1

Здравствуй,
школа!
Помещения
школы.

2.

1

Воспоминание о
лете!

3.

1

Я – ученик.
Одноклассники.
Мальчик –
девочка.

Цели

Виды деятельности

Оборудование

Повторить расположения
помещения школы, формирование
умений находить помещения
школы (туалет, раздевалку,
столовую, свой класс).
Повторить названия и назначение
школьных кабинетов (музыкальн.,
танцев., спортив. залы, кабинет
врача, библиотека и т.д.).
- закрепить имеющиеся знания о
времени года Лето;
- моделирование жизненных
ситуаций летние забавы (учим
детей летним играм: «резиночка»,
скакалки, вышибалы и т.д.);

Экскурсии по школе,
рассматривание фотографий
школьных помещений,
картинок.

Фотографии школьных
помещений, картинки с
изображением столовой,
раздевалки, туалета и
т.д.).
Пиктограммы
«столовая», «класс»,
«туалет».

- вспомнить правила поведения в
школе
- дать элементарные сведения о
том, как правильно обращаться к
учителям, одноклассникам;
- учить содержать в чистоте своѐ
учебное место;
- учить выделять понятия: «мои
одноклассники», «мой портфель»,
«моя тетрадь», моя парта».

Просмотр презентации по теме, Картинки, иллюстрации.
отгадывание загадок. Игровое
занятие «Летние забавы»,
проведение ярмарки.
(скакалки, мяч надувной,
пляжный, резиночка для
летних игр).
Выход с друзьями на пикник.
Беседа, «Правила поведения в
Картинки, иллюстрации.
школе», знакомство с
расписанием уроков.

4.

1

Школьные
принадлежности.

Узнавание (различение) школьных
принадлежностей. Формирование
знаний о назначении школьных
принадлежностей.

5.

1

Класс и его зоны
Оборудование
(мебель) класса.

- закрепить понятие «стол
учителя»;
- знакомить с зонами кабинета.
Повторить названия и назначение
оборудование класса.

6.

1

Профессии
людей,
работающих в
школе.

- Вспомнить и повторить
профессии работников школы:
учитель, библиотекарь, врач,
повар, охранник, дворник.
- познакомить с праздником
учителя.

Беседа о школьных (учебных)
принадлежностях, их
предназначении (школьная
доска, парта, мел, ранец, ручка,
карандаш, фломастер, краски,
пенал). Ролевая игра «Помоги
другу собраться в школу».
Беседа по теме.
Составление рассказа о нашей
школе, нашем классе «Мы
учимся в 8 классе. Наш класс
просторный и светлый. В
классе 6 учеников. Их зовут: .. и
т.д.», используя жизненный
опыт учащихся.
Коллективное составление
рассказа: «Оборудование
класса» с использование словпризнаков.
Называние работников школы,
их функций.
Выбор сюжетных картинок.
Работа с наглядными
пособиями по профессиям.
Рассказ и беседа о празднике
дня учителя. Беседа по картине
«Учитель». Игра «Кто
лишний?»
Отгадывание загадок.
Работа с учебником, у доски.
Дидактические игры «Выберем
картинку», «Помоги
художнику».

Демонстрационный
материал (школьные
предметы и их
изображение).

1. Иллюстрации: «Дети
идут в школу».
2. Дидактический
материал «Знакомлюсь
со школой».
Иллюстрации школьных
принадлежностей .
раздаточный материал.

Иллюстрации профессии
Индивидуальные
задания.

7.

1

Школьная
территория.

Уточнить и расширить знания и
представления детей о предметах
ближайшего окружения, о
школьном дворе, о его
назначении.
Учить правильно называть
предметы школьного двора,
различать формы (круг,
прямоугольник).
Повторить правила безопасного
поведения на пришкольном
участке. Упражнять детей в
четком произнесении названий
предметов и использовании
множественного числа.
Повторить и продолжить работу
по закреплению знаний о днях
недели, их последовательности,
-познакомить с новым
расписанием и новым учебным
предметом;
Повторить знания о режиме дня и
о временных представлениях.

8.

1

Распорядок
школьного дня.

9.

1

Квартира, дом,
двор. Части дома.

Узнавание (различение) частей
дома (стена, крыша, окно, дверь,
потолок, пол).

10.

1

Типы домов.

Узнавание (различение) типов
домов (одноэтажный

Беседа по теме с выходом на
пришкольный участок.
Называние оборудования
пришкольного участка.
Коллективное составление
правил поведения на
пришкольном участке.
Составление аппликации
«Пришкольный участок» из
готовых деталей.
Наблюдение за растениями на
школьном участке. Сбор
листьев.

Оборудование
пришкольного участка,
иллюстрации, учебник.

Беседа по теме. Ответы на
вопросы.
Работа с иллюстрациями
«Режим дня». Называние дней
недели по порядку.
Повторение учебных
предметов. Тренировка
использования предлогов в, во.
Игра «Собери портфель по
расписанию».
Отгадывание загадок.
Показ частей дома на
картинках, на фотографиях.
Рисование дома. Постройка
дома из строительного
материала.
Показ различных типов домов
(одноэтажный (многоэтажный),

Учебник, презентация.
Демонстрационный
материал, иллюстрации.

Картинки, фотографии с
изображением дома,
помещений.
Строительный материал.
Картинки, фотографии с
изображением дома,

(многоэтажный), каменный
(деревянный), городской
(сельский, дачный) дом.
Учить соблюдать правила
безопасности в помещении и на
лестницах.

11.

1

Соблюдение
правил
безопасности в
доме.

12.

1

Мой адрес.

Уточнить понятие «адрес»,
научить называть, показывать,
знать свой домашний адрес.

13.

1

Места общего
пользования в
доме.

Узнавание (различение) мест
общего пользования в доме
(чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при
пользовании лифтом: ждать
закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером
нужного этажа, стоять во время
движения лифта и др. Соблюдение
правил безопасности, поведения в
местах общего пользования в
доме: не заходить в лифт с
незнакомым человеком, не

каменный (деревянный),
городской (сельский, дачный)
дом.
Беседа о правилах безопасного
поведения дома: не открывать
окна, не подходить близко к
открытому окну, держаться за
перила при спуске с лестницы.
Рассматривание
иллюстративно-наглядного
материала.
Беседа по теме. Работа с
иллюстрациями. Называние и
показ своего адреса в дневнике.
Определение составляющих
адреса. Значение знания
собственного адреса.
Раскрашивание картинки
«Улица города».
Беседа по теме. Работа с
иллюстрациями. Называние и
показ места общего
пользования в доме.
Соблюдение правил при
пользовании лифтом: ждать
закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером
нужного этажа, стоять во время
движения лифта и др.
Соблюдение правил
пользования мусоропроводом
(домофоном, почтовым

помещений.
Плакаты по основам
безопасности.

Картинки, иллюстрации.

Картинки, иллюстрации
Плакаты по основам
безопасности.

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

залезать на чердак, не трогать
провода и др.
Помещения
Узнавание (различение)
квартиры.
помещений квартиры (комната
Назначение
(спальная, детская, гостиная),
помещений
прихожая, кухня, ванная комната,
квартиры.
санузел, балкон). Знание
функционального назначения
помещений квартиры.
Территория двора. Узнавание (различение) частей
Безопасное
территории двора (место для
поведение во
отдыха, игровая площадка,
дворе.
спортивная площадка, место для
контейнеров с мусором, газон).
Знание (соблюдение) правил
безопасности и поведения во
дворе.
Коммунальные
Знакомство с коммунальными
удобства в
удобствами в квартире: отопление
квартире.
(батарея, вода), канализация (вода,
унитаз), водоснабжение (вода,
кран, раковина), электроснабжение
(розетка, свет, электричество).
Чрезвычайные
ситуации.

Знание (соблюдение) правил
безопасности и поведения во
время аварийной ситуации в доме.
Узнавание (различение) вредных
насекомых (муравьи, тараканы),
грызунов (крысы, мыши),
живущих в доме. Знание
(соблюдение) правил поведения в
чрезвычайной ситуации.

ящиком).
Беседа по теме. Работа с
иллюстрациями. Называние и
показ помещений квартиры.

Картинки, фотографии с
изображением дома,
помещений.

Беседа по теме. Работа с
иллюстрациями. Называние и
показ территория двора,
игровая площадка, спортивная
площадка, место для
контейнеров с мусором, газон.

Картинки, фотографии с
изображением
территории двора.

Беседа по теме. Работа с
иллюстрациями. Называние и
показ отопление (батарея, вода),
канализация (вода, унитаз),
водоснабжение (вода, кран,
раковина), электроснабжение
(розетка, свет, электричество)
Знание (соблюдение) правил
безопасности и поведения в
доме в чрезвычайных ситуациях
Беседа по теме. Работа с
иллюстрациями.

Картинки, фотографии с
изображениями.

Картинки, иллюстрации
Плакаты по основам
безопасности.

18.

1

Посуда.

Узнавание (различение) предметов
посуды: тарелка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож, кастрюля,
сковорода, чайник, половник.
- дать элементарные сведения о
посуде, столовых приборах;

19.

1

Технические
устройства.

Узнавание (различение) аудио,
видеотехники и средствах связи
(телефон, компьютер, планшет,
магнитофон).

20.

1

На улице.

21.

2

Город. Улицы,
здания, парки.

Продолжить формировать
Узнавание (различение) частей
территории улицы (проезжая
часть, тротуар). Узнавание
(различение) технических средств
организации дорожного движения
(дорожный знак («Пешеходный
переход»), разметка («зебра»),
светофор). Знание (соблюдение)
правил перехода улицы. Знание
(соблюдение) правил поведения на
улице.
Узнавание (различение) элементов
городской инфраструктуры
(улицы, здания, парки).
Знакомить с понятием «Москва –

- беседа по картине «Наша
кухня», «Посуда»
- Работа по предметным
картинкам
- рассматривание и сравнение
посуды в кухне.
- моделирование жизненных
ситуаций: накрываем
самостоятельно столы:
раскладываем вилки, ложки,
тарелки, салфетки.
- беседа по картине
«Технические устройства».
- Работа по предметным
картинкам
- рассматривание и сравнение
технических устройств в доме.
Беседа по теме. Работа с
иллюстрациями. Показ,
называние составляющих
улицы. Дифференцирование
разных видов дорог (широкие,
узкие, грунтовые,
асфальтированные, спецдороги:
для метро, трамвая).
Раскрашивание (рисование)
картинки «На улице».

Предметные картинки
«Посуда»,
Игра «Наша кухня».

Беседа об элементах городской
инфраструктуры.
Рассматривание изображений
на картинах. Просмотр

Презентация о Москве.
Картины с изображением
городских улиц, зданий,
парков.

Предметные картинки,
иллюстрации, рисунки
для раскрашивания.

Иллюстрации, рисунки
для раскрашивания.

22.

2

Общественные
места и правила
поведения в них.

23.

1

«В магазине».
Профессия
продавца,
кассира.

город, где мы живем».
Узнавание (различение),
назначение зданий: кафе, вокзал,
службы помощи (больница,
поликлиника, парикмахерская,
почта), магазин, театр, цирк,
жилой дом.
формировать понятия о правилах
поведения в общественных
местах, учить использовать
полученные знания в
повседневной жизни, воспитывать
любознательность.
Узнавание (различение),
назначение зданий
- познакомить с правилами
поведения в магазине;
- дать элементарные
представления о различных видах
товаров;
- учить выбирать нужные товары;
- дать элементарные сведенья о
правильном обращении с
деньгами.
- повторить профессию продавца
- уточнить и расширить
представления о профессии
продавца в ходе игры
- учить правильно различать и
выбирать профессии по
названиям.

презентации «Мой город
Москва».

Просмотр и работа с
презентацией,
беседа по теме правилах
поведения в общественных
местах.

Предметные картинки,
иллюстрации, рисунки
для раскрашивания.

Сюжетно-ролевая игра
«Супермаркет» (по станциям).
Экскурсия в ближайший
супермаркет, дети с учителем
идут в магазин, где наглядно
знакомятся с работой
магазинной, продавца.
Осуществляется покупка 1
продукта, каждым учащимся.

Предметы для ролевой
игры.

В больнице,
поликлинике.
Профессия врача,
доктора,
медсестры,
фармацевта.
В
парикмахерской.
Профессия
парикмахера.

Узнавание (различение),
назначение зданий: больница,
поликлиника,
Узнавание (различение)
профессий (врач, доктора,
медсестры, фармацевта).
Узнавание (различение),
назначение зданий:
парикмахерская.
Узнавание (различение)
профессий парикмахера.

1

В театре.
Профессии
искусства
(актеры,
музыканты).

27.

1

В мире
материалов.

- формировать представление
детей о театре, о его назначении;
Познакомить с правилами
поведения в театре;
- познакомить с профессиями
(актѐр, режиссѐр, музыкант,
костюмер);
- познакомить с помещениями
театра (касса, зрительный зал,
сцена).
Повторить понятия: материл, виды
материалов (стеклянный,
деревянный, металлический),
учить классифицировать предметы
по материалу, из которого они
сделаны, использовать словапризнаки

28.

1

Дерево и
предметы из

24.

1

25.

1

26.

Знакомство со свойствами дерева
(прочное, твердое, плавает в воде).

Просмотр и работа с
презентацией,
беседа по теме, определение
здания, профессии людей.
Рассматривание изображений
на картинах.
Просмотр и работа с
презентацией,
беседа по теме, определение
здания, профессии людей.
Рассматривание изображений
на картинах.
Беседа «Что такое театр, какие
бывают виды театров».
Игра «Театральная шкатулка» (
в сундучке есть различные
маски, выбираем, наряжаемся,
изображаем).
Коллективное изготовление
театральной афиши.

Предметные картинки,
иллюстрации, рисунки
для раскрашивания.

Просмотр и работа с
презентацией,
беседа по теме, определение
вида материала, из которого
сделан предмет, выделение
признаков материала.
Игра «Исправь ошибку»,
упражнение «Подбери
материал».
Практическая работа по
определению свойств дерева

Образцы материалов:
ткань, дерево, стекло,
пластмасса, металл;
презентация,
предметы для
упражнения «Подбери
материал».

Предметные картинки,
иллюстрации, рисунки
для раскрашивания.

Предметные картинки,
иллюстрации, рисунки
для раскрашивания.

Образцы предметов из
дерева. Игрушки из

дерева. Свойства
дерева.

Различение предметов из дерева.

- уточнить и расширить
представления о мебели в
квартире, в комнатах
- учить различать кухонную
мебель от гостиной, посуда в
кухне
- учить сравнивать мебель по
размеру, по назначению
- Учить использовать предметы в
ед. и множ. числе (один, маломного).
Знакомство со свойствами резины.
Узнавание предметов,
изготовленных из резины
(резиновые перчатки, сапоги,
игрушки и др.).

29.

1

Мебель в
квартире.
Гостиная, детская
и спальня

30.

1

Резина и
предметы из
резины.

31.

1

Ванная.

32.

1

День матери.

33.

1

Кухня.

- уточнить и расширить
представления о ванной комнате
- учить различать раковину от
ванны и унитаза.
Правила личной гигиены.
- познакомить с праздником день
матери
- учить составлять простые
предложения о маме.
- уточнить и расширить
представления о мебели в кухне
- учить различать кухонную

(прочное, твердое, плавает в
воде).
Упражнение «Найди
деревянные игрушки»
- беседа по картине «Гостиная»,
«Наша кухня»
- Работа по предметным
картинкам
-- рассматривание и сравнение
мебели в доме
-составление рассказа по
сюжетным картинкам «Мебель»
- составление предложения со
словом «стул».

разных материалов.

Практическая работа по
определению свойств резины
(мягкое, прочное,
непромокаемое, плавает в воде).
Упражнение «Найди резиновые
игрушки».
- беседа по картине «Ванная
комната»
- Работа по предметным
картинкам
- рассматривание и сравнение
Беседа, ответы на вопросы
Работа по картинке «Мама»
Составление по опорным
картинкам рассказа.
- беседа по картине «Наша
кухня»
- Работа по предметным

Образцы предметов из
резины. Игрушки из
разных материалов.

Предметные картинки
«Мебель»,
Игра «Что где
находится?»

Предметные картинки.

Фотографии мам всех
учеников,
Сюжетная картинка к
рассказу.
Предметные картинки
«Мебель»,
Игра «Что где

мебель от гостиной,
- учить сравнивать мебель по
размеру, по назначению.

34.

1

Посуда.

- учить различать кухонную
посуду от столовой,
- повторить столовые приборы.

35.

1

Электроприборы
(утюг, телевизор,
микроволновая
печь, чайник).

Знакомить с предназначением
электроприборов, с соблюдением
правил техники безопасности при
использовании электроприборов.

36.

1

Повторить правила техники
безопасности при использовании
электроприборов.

37.

1

Правила ТБ при
обращении с
электробытовыми
приборами.
Столица России –
Москва.
Достопримечател
ьности Москвы

Расширить представления о
Москве как главном городе,
познакомить с понятием
«столица», пополнить активный
словарь.

картинкам
-- рассматривание и сравнение
мебели в доме
-составление рассказа по
сюжетным картинкам «Мебель»
- составление предложения со
словом «стул».
- беседа по картине «Наша
кухня», «Посуда»
- Работа по предметным
картинкам
- рассматривание и сравнение
посуды в кухне.
Рассматривание утюга,
телевизора (настоящих,
игрушечных, изображений на
картинках). Беседа об их
назначении. Соотнесение
объекта и его изображения.
Работа с раскрасками.
Беседа о правилах ТБ при
обращении с электробытовыми
приборами. Презентация.
Беседа по теме. Просмотр
презентации. Знакомство со
словами «столица», «Россия»,
«москвичи». Знакомство с
достопримечательностями
Москвы. Чтение рассказа
учителем. Ответы на вопросы
после чтения. Проговаривание с
учителем новых слов.

находится?»

предметные картинки
«Посуда»,
Игра «Наша кухня».

Демонстрационный
материал.
Раскраски.
Игрушечные утюг,
телевизор.
Правила ТБ при
обращении с
электробытовыми
приборами.
Иллюстрации,
презентация.

38.

1

Государственные
символы России.

Дать элементарные сведения о
символах России, пополнить
активный словарь.

39.

1

Государственный
праздник «День
Конституции».

Дать элементарные сведения об
истории праздника, его значении,
учить составлять краткие
поздравления, дать элементарные
представления об этикете речи.

40.

1

Бумага и
предметы из
бумаги. Свойства
бумаги.

Знакомство со свойствами бумаги
(рвется, мнется, намокает).
Различение видов бумаги по
плотности и фактуре (альбомная,
папиросная, картон, бархатная).

41.

1

Праздник «Новый
год».

Знакомство с традициями и
атрибутами проведения праздника
«Новый год».

42.

1

Дом, семья,

- повторить и закрепить знания о

Дополнение предложений
новыми словами. Заучивание
стихотворения о Москве.
Беседа по теме. Просмотр
презентации. Знакомство со
словами «флаг», «герб»,
«гимн», правила обращения с
символами государства.
Рассматривание символов.
Прослушивание отрывка гимна.
Зарисовка флага.
Просмотр презентации. Беседа
по теме. Чтение учителем
стихотворения. Коллективное
составление краткого
поздравления.
Раскрашивание рисунка.
Рассматривание образцов
бумаги, проведение опытов с
бумагой (разрывание,
сминание, смачивание).
Выполнение поделки из бумаги.
Беседа о зиме, о наступающем
празднике, отличие
новогоднего праздника от
других. Атрибуты праздника:
ѐлка, ѐлочные игрушки, Дед
Мороз. Раскраска «Новогодняя
ѐлка» Практические действия с
проговариванием: наряжаем
ѐлку.
- беседа о семье, доме и как

Иллюстрации,
презентация, рисунки
для раскрашивания.

Презентация,
иллюстрации, рисунки
для раскрашивания.

Образцы бумаги
различной плотности и
фактуры.
Материал для
выполнения поделки из
бумаги.
Предметные картинки
(елка, елочные игрушки),
ѐлка, елочные игрушки,
мишура, «дождик».

Предметные и сюжетные

зимние
праздники.

43.

1

Зимние каникулы.
Как я провел
каникулы.

44.

1

Наш помощник
телефон. Беседа
по телефону.

45.

1

Наш помощник
телефон.
Экстренный
вызов.

пройденных темах: дом, семья,
дорога от школы домой, зима,
зимняя одежда, забавы и
новогодние праздники.
- повторить и закрепить знания о
новогодних праздниках
- повторить и закрепить названия
зимних месяцев
- повторить знания о зимних
забавах.

Расширить представление о
культурных формах общения по
телефону, учить использовать
современные телефонные
аппараты для совершения вызов и
ответа на телефонный звонок.
Расширить представление о
культурных формах общения по
телефону, учить использовать
современные телефонные
аппараты для совершения вызов и
ответа на телефонный звонок,
помочь запомнить домашний
адрес, номера экстренных служб.

встречаем новый год дома, как
веселимся на празднике по
предметным картинкам.

картинки.

- беседа о зиме, о новогоднем
празднике, о елке по
предметным картинкам, о
проведенных каникулах
- отгадывание загадок,
- раскрашивание новогодних
игрушек, елки
- работа с сюжетными
картинками,
- составление простого
рассказа, с помощью учителя.
Моделирование типовых
диалогов при разговоре по
телефону, заучивание.
Конструирование возможных
реплик. Раскрашивание
картинки.
Беседа по теме. Обсуждение
ситуации на картинке.
Тренировочные упражнения по
набору номеров экстренных
служб. Конструирование
возможных реплик.
Моделирование типовых
диалогов, заучивание.
Соотнесение картинок с
изображением машин
экстренной помощи.
Раскрашивание картинки.

Предметные и сюжетные
картинки.
Раскраски.

Иллюстрации, учебник,
игрушечный телефон,
картинки для
раскрашивания.
Иллюстрации, учебник,
игрушечный телефон,
картинки для
раскрашивания.

- познакомить с правилами
поведения дома в особых случаях,
с правилами безопасности с
электрическими приборами, с
телефонами экстренной службы
- учить правильно вести себя при
экстремальных случаях.
Продукты
Узнавание (различение) напитков
питания. Напитки. (вода, чай, сок) по внешнему виду
и на вкус. Узнавание упаковок с
напитком.

- беседа «Правила поведения
дома»,
- игра «Советы Пети»,
- изучение телефонов
экстренной службы,
- работа с наглядным
материалом.
Рассматривание напитков в
упаковках, разливание напитков
в стаканы. Определение
напитков на вкус.
Игра «Магазин».

1

Молочные
продукты
(напитки).

Рассматривание молочных
напитков в упаковках,
разливание напитков в стаканы.
Определение молочных
напитков на вкус.
Игра «Магазин».

49.

1

Мясные
продукты.

50.

1

Рыбные продукты
к употреблению.

46.

1

47.

1

48.

Правила
поведения дома.
Телефоны
экстренной
службы.

Узнавание (различение) молочных
продуктов (молоко, йогурт,
кефир).
Узнавание (различение) молочных
продуктов (молоко, йогурт, творог,
сметана, кефир, масло, морожено)
по внешнему виду, на вкус.
Узнавание упаковок с молочным
продуктом.
Повторить продукты: мясные,
- учить составлять предложения,
отвечать на вопросы
Узнавание (различение) мясных
продуктов: готовых к
употреблению (колбаса, сосиски).
Познакомить с рыбными
продуктами,
- учить составлять предложения,

- беседа по теме «Мясные
продукты»,
- составление предложения со 
словом «продукты» по

картинкам.
- упражнения 4 –ый лишний,
- упражнение простые
аналогии.
- беседа по теме
- Составление рассказа по
сюжетным картинкам


Картинки, плакаты.

Упаковки сока, бутылки
с питьевой водой, чай.
Стаканчики для
разливания напитков.
Картинки с
изображением напитков.
Упаковки молока,
йогурта, кефира.
Стаканчики для
разливания напитков.
Картинки с
изображением молочных
напитков.
- конверты для
упражнения:
4-ый лишний
Простые аналогии
- раскраски
- муляжи продуктов.
- конверты для
упражнения:
4-ый лишний

отвечать на вопросы.
Узнавание (различение) рыбных
продуктов: готовых к
употреблению (крабовые палочки,
консервы).
51.

1

Хлебобулочные
продукты.

- повторить понятие хлебобулочные продукты,
Узнавание (различение) муки и
мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон,
пирожок, булочка, сушки, сухари).

52.

1

Крупы и бобовые
готовые к
употреблению.

Узнавание (различение) круп и
бобовых: готовых к употреблению
(консервированная фасоль,
кукуруза, горошек).

53.

1

Кондитерские
изделия

Узнавание (различение)
кондитерских изделий (торт,
печенье, пирожное, конфета,
шоколад).

54.

1

Я приглашаю
гостей.

- моделирование жизненных
ситуаций;

- составление предложения со 
словом « рыбные или
морепродукты» по картинкам.
- упражнения 4 –ый лишний,
- упражнение простые
аналогии.
- беседа по теме «Откуда хлеб
пришел», «Пейте дети молоко»,
- Составление рассказа по

сюжетным картинкам «Алина 
стряпала печенье»
- составление предложения со
словом «продукты» по
картинкам.
- упражнения 4 –ый лишний,
- упражнение простые
аналогии.
- беседа по теме
- Составление рассказа по
сюжетным картинкам

- составление предложения со 
словом «крупы» по картинкам.
- упражнения 4 –ый лишний,
- упражнение простые
аналогии.
- беседа по теме
- Составление рассказа по
сюжетным картинкам

- упражнения 4 –ый лишний, 
- упражнение простые
аналогии.
Наглядный материал,
моделирование жизненной

Простые аналогии
- раскраски
- муляжи продуктов.

- конверты для
упражнения:
4-ый лишний
Простые аналогии
- раскраски
- муляжи продуктов.

- конверты для
упражнения:
4-ый лишний
простые аналогии
- раскраски.

- конверты для
упражнения:
4-ый лишний;
простые аналогии;
- раскраски.

- учить приглашать гостей;
- учить встречать гостей.
Правила
Расширить и закрепить знания о
поведения в
правилах поведения в различных
гостях и дома.
ситуациях, отработать применение
Волшебные слова. вежливых слов в соответствии с
речевой ситуацией, учить
правильному согласованию слов.
Мы идем в гости. Расширить и закрепить знания о
правилах поведения в гостях.
Учить принимать участие в
ролевой игре «Мы идем в гости».

55.

1

56.

1

57.

1

Металл и
предметы из
металла.

58.

1

Праздник 23
февраля.

59.

1

Орудия труда для
осуществления
профессионально
й деятельности.

ситуации, сюжетно-ролевая
игра «Встреча гостей!».
Беседа по теме. Работа с
иллюстрациями. Чтение
стихотворения учителем.
Ответы на вопросы после
прослушивания.

Разыгрывание ролевой игры
«Мы идем в гости»
Составление словосочетаний
(угощать чем? Пирогом,
вареньем). Заучивание
диалогов. Игра «Выбери
правильно».
Повторить понятия: материл, виды Просмотр и работа с
материалов (стеклянный,
презентацией,
деревянный, металлический),
беседа по теме, определение
учить классифицировать предметы вида материала, из которого
по материалу, из которого они
сделан предмет, выделение
сделаны, использовать словапризнаков материала.
признаки.
Игра «Исправь ошибку»,
Узнавание предметов,
упражнение «Подбери
изготовленных из металла (ведро,
материал».
игла, кастрюля и др.).
Знакомство с праздником,
Рассказ учителя о празднике.
атрибутами праздника:
Беседа по картинке.
российский флаг, изображения
Изготовление подарков для пап,
танка, ракеты, самолѐта.
дедушек.
Учить детей соотношению
Составление простых
профессий и вспомогательных
предложений по картинкам.
предметов и орудий для
Игра «Кому нужны эти
осуществления профессиональной предметы?».

Иллюстрации, картинки
для игры.

Иллюстрации, картинки
для игры.

образцы материалов:
металл;
презентация,
предметы для
упражнения «Подбери
материал».

Сюжетные картины,
учебники, заготовки для
аппликации.
Иллюстрации, картинки
для игры.

60.

1

Инструменты.
Молоток, гвозди.
Отвертка. Пила.

61.

1

Урок закрепления
и повторения по
теме «Профессии.

62.

1

Стекло и
предметы из
стекла.

63.

1

деятельности .
- познакомить с названиями
инструментов
- учить работать с ними,
- помогать папе и взрослым.

- повторить названия профессии
- уточнить и расширить
представления о профессиях
- учить правильно различать,
выбирать и показывать профессии
по названиям.

Повторить понятия: материл, виды
материалов (стеклянный,
деревянный, металлический),
учить классифицировать предметы
по материалу, из которого они
сделаны, использовать словапризнаки.
Узнавание предметов,
изготовленных из стекла (ваза,
стакан, оконное стекло, очки и
др.).
Народные гулянья Познакомить с историческими

- Беседа на тему: «Мой папа —
молодец», прослушивание
детской песенки «Наш папа —
молодец»
- Ответы на вопросы «Как вы
помогаете папе дома?», «Часто
ли вы помогаете папе?»
- Повторение названий
инструментов, используемых в
хозяйстве
- Игра «Кто первый» (узнавание
по описанию того или иного
инструмента).
- игра «Чье это?»,
- составление простых
аналогий»,
- беседа по предметным
картинкам.
Просмотр и работа с
презентацией,
беседа по теме, определение
вида материала, из которого
сделан предмет, выделение
признаков материала.
Игра «Исправь ошибку»,
упражнение «Подбери
материал».
Беседа об истоках народных

- предметные
изображения,
- карточки для задания
- изображения предметов
для работы.

- предметные
изображения,
- карточки для задания
«Простые аналогии»,
- изображения предметов
для работы, нужных для
каждой из профессий.
образцы материалов:
стекло,
презентация,
предметы для
упражнения «Подбери
материал».

Иллюстрации, карточки

и забавы.
Масленица.

сведениями о народных гуляниях,
их содержанием, истоками;
отработать умения работать по
картинному плану, умения
находить в тексте слова и
выражения для составления плана
формирование умения давать
эмоциональную оценку
произведению, составлять
поздравление по ключевым
словам, учить слушать
аудиозапись.
Знакомство с праздником 8 Марта,
его атрибутами (изображение
цифры 8, цветов). Развивать
умение отвечать на вопросы: кто?
кому? что?
Узнавание предметов,
изготовленных из ткани (одежда,
скатерть, штора и др.).

64.

1

Праздник 8
Марта.

65.

1

Ткани и предметы
из ткани.

66.

1

Предметы
интерьера.

Узнавание (различении)
предметов интерьера (зеркало,
штора, скатерть). Знание
назначения предметов интерьера.

праздников, народных гуляниях
и зимних забавах. Чтение
краткого рассказа о зимних
забавах, краткий пересказ по
картинному плану.
Беседа о праздновании
Масленицы на Руси. Работа с
иллюстрациями. Чтение
краткого рассказа о
праздновании Масленицы.
Выделение ключевых слов.
Составление плана и рассказа
по плану о праздновании
Масленицы.
Чтение стихотворений о маме,
бабушке. Беседа о весне, о
празднике. Рассказ учителя о
празднике. Изготовление
подарков для мам и бабушек.
Просмотр и работа с
презентацией,
беседа по теме, определение
вида материала, из которого
сделан предмет, выделение
признаков материала.
Игра «Исправь ошибку»,
упражнение «Подбери
материал».
- Беседа о предметах интерьера,
ответы на вопросы,
Рассматривание иллюстраций,
Просмотр презентации.

с ключевыми словами,
аудиозапись.

Открытки к празднику.
Стихотворения о маме и
бабушке.
Заготовки для
аппликации.
образцы материалов:
стекло,
презентация,
предметы для
упражнения «Подбери
материал».

предметные картинки с
изображением предметов
интерьера.
Демонстрационный
материал.

67.

1

Повторение

Закрепить пройденный материал

Просмотр презентаций, видео

68.

1

Обобщение

Закрепить пройденный материал

Просмотр презентаций, видео

I четверть (18 часов)
II четверть (14 часов)
III четверть (20часов)
IV четверть (16 часов)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами
и пособиями:
 Учебник «Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова.
 Демонстрационный материал по темам.
 Тематические пазлы и разрезные картинки.
 Тематические трафареты.
 Сюжетные картины.
 Игрушки
 Школьные принадлежности.
 Набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, постельные принадлежности).
 Фотографии детей, семьи, одноклассников.
 Серия «Умные карточки». Еда.
 Серия «Умные карточки». Мой дом.
 Серия «Мини-игры». Часть и целое.
 Серия «Твоя игра». Мой дом.
 Картонные изображения мальчика и девочки, бумажная одежда для них.

 Шнуровки.
 Набор детских ѐлочных украшений.
 Серия «Рассказы по картинкам». Профессии.

Список литературы
1. АООП для детей с нарушением интеллекта
2. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
3. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными
нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой).
Санкт-Петербург, 2011.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под
редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
6. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р.
Маллер, Г.В. Цикото). Москва,2008.
7. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование,
2012.

7.Календарно

№
п/п

– тематическое планирование 7 класс

Тема

Кол. час Дата

Основные понятия

Основные виды
деятельности
обучающихся

Коррекционная работа

Формирование представлений о себе
как обучающемся в коллективе
одноклассников.

1 четверть- 16ч
1.

Правила поведения в классе.
Поддержание порядка.

1

Территория. Сад,
спортивная, игровая
площадка

Наблюдают, отвечают
на вопросы учителя.

2

Учебные вещи. Правила
пользования, бережное
отношение.

1

Учебные вещи

Отгадывают загадки,
Получение представления о
рассматривают
профессиях людей, работающих в
картинки. Отвечают на школе
вопросы.

3

Соблюдение правил поведения 1
на территории школы

Поведение

Чтение и обсуждение
Учить соблюдению правил учебного
сказки «Сказка о
поведения.
хорошем поведении» А.
Владимирская.

4

Соблюдение распорядка
школьного дня

1

Режим

Работа с картинками.
Игра «Что лишнее?»

Коррекция памяти ,внимания
через яркую наглядность.

5

Соблюдение правил учебного
поведения.

1

Поведение

Беседа по просмотру
мультфильма.
Игра «Плохо-хорошо»

Коррекция слухового восприятия,
памяти на основе упражнений.

6.

Перемены в школе. Их
назначение.

1

Перемена, правила
поведения

Работа с картинками.
Выбор ситуаций

Коррекция мышления на основе
упражнений в сравнении

7

Порядок в классе. Дежурные и
их обязанности.

1

Порядок

Беседа

Формирование представлений о себе
как обучающемся в коллективе
одноклассников.

8

Люди разных профессий,
работающих в школе.

1

Учитель повар уборщица слесарь библиотекарь Формирование представлений о
Отгадывают кроссворд по загадкам и картинкам дружеских взаимоотношениях с
одноклассниками, старшими.

9

Мой дом.

1

Семья дом

Работа с картинками

Коррекция мыслительной

деятельности на основе
упражнения в сравнении.
Формирование представлений о
школьных принадлежностях
10

Мой дом. Помещения квартиры. 1

Помещение квартира
дом

Отгадывание загадок ,
рисование.

Коррекция мыслительной
деятельности через формирование
умения выделять существенные
признаки.

11

Комната.

1

Комната

Работа с картинками,
ответы на вопросы,
рисунки

Коррекция зрительного
восприятия через формирование
умения соотносить предметы

12

Мой домашний адрес.

1

Адрес

Работа с картинками,
ответы на вопросы

Коррекция устной речи

13

Правила пользования лифтом

1

Ждать закрытия и
открытия дверей,
нажимать кнопку с
номером нужного
этажа, стоять во время
движения лифта

Просмотр видеофильма Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

14

Правила безопасности,
поведения в местах общего
пользования в доме.

1

Не заходить в лифт с
Беседа после
незнакомым человеком, просмотра учебного
не залезать на чердак, фильма
не трогать провода

Коррекция эмоциональноволевой сферы через
формирование умения
подчиняться требованиям
соблюдения правил поведения

15

Различение частей территории
двора

1

Спортивная игровая
площадка

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире. Воспитание нравственных
качеств

16

Соблюдение правил
безопасности и поведения во
дворе.

1

Место для отдыха,
Ответы на вопросы по
игровая площадка,
картинкам, рисунки
спортивная площадка,
место для парковки
автомобилей, место для
сушки белья, место для

Ответы на вопросы.
рисунки

Коррекция пространственной
ориентировки учащихся

выбивания ковров,
место для контейнеров
с мусором, газон
2четверть – 14ч
17

Государство, в котором мы
живем.

1

18

Город Нелидово.
1
Достопримечательности города

19

Соблюдение правил поведения
на улице

20

Достопримечательностей своего 1
города

21

Мой город. Дома, магазины.

1

22

Правила поведения в
общественных местах
(магазинах, кафе).

1

Общественные места

Повторяют правила
поведения в
общественных местах

Коррекция эмоциональноволевой сферы через
формирование умения
подчиняться требованиям
соблюдения правил поведения

23

Дорога из дома в школу.

1

Безопасность

Правила дородного
движения повторяют

Коррекция эмоциональноволевой сферы через
формирование умения
подчиняться требованиям
соблюдения правил поведения

24

Правила дорожного движения

1

Просмотр учебного
фильма, отвечают на
вопросы

Коррекция эмоциональноволевой сферы через
формирование умения

1

Государство родина
страна

Просмотр презентации Формирование представления о
беседа
государстве Россия и
государственной символике.
Просмотр презентации Расширение круга общих
беседа, рисунки
представлений об окружающем
мире.

Поведение

Беседа

Привитие навыков соблюдения
правил пользования общественным
транспортом

памятник героям

Просмотр презентации Коррекция связной устной речи
беседа, рисование
через формирования умения
картинок
выражать свои впечатления
Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

ПДД

подчиняться требованиям
соблюдения правил поведения
25

Правила дорожного движения

1

Разбор ситуации

Коррекция эмоциональноволевой сферы через
формирование умения
подчиняться требованиям
соблюдения правил поведения
Привитие навыков соблюдения
правил пользования общественным
транспортом

ПДД

26

Соблюдение правил поведения
на улице

1

Поведение

Беседа

27

Наземный транспорт

1

Рельсовый ,
безрельсовый

Просмотр презентации Коррекция мыслительной
беседа. Загадки,
деятельности на основе
рисунки
упражнения в сравнении.

28

Правила общения с другими
пассажирами.

1

Просьбы
Извинения
благодарность

Активизация словаря,
согласование фраз в
составление рассказа

Коррекция слухового восприятия,
памяти на основе упражнений.

29

Правила предъявления
проездного билета

1

Проездной билет

Обогащение
словарного запаса

Коррекция слухового восприятия,
памяти на основе упражнений.

30

Виды наземного транспорта
(рельсовый, безрельсовый).

Рельсовый,
безрельсовый

Беседа Загадки,
рисунки

Коррекция устной речи через
обогащение словаря

31

Воздушный транспорт

1

Воздушный транспорт Просмотр презентации Коррекция устной речи через
беседа, рисование
обогащение словаря
картинок

32

Виды воздушного транспорта.

1

Хвост крылья лопасти
нос

Просмотр презентации Коррекция мыслительной
беседа, рисование
деятельности на основе
картинок
упражнения в сравнении.

3 четверть – 20ч
33

Подземный транспорт.

1

Метро

Просмотр презентации
беседа,

34

Водный транспорт.

1

Лайнер

Отгадывание загадок,

Формирование представлений о

наземном транспорте. Расширение
кругозора.

Корабль. катер яхта

Отгадывание загадок,
рисование.

Коррекция мышления через
анализ, сравнение.

35

Виды водного транспорта.

36

Различение водного транспорта. 1
Знание назначения водного
транспорта.

Пассажирский.
грузовой

Просмотр презентации Коррекция устной речи через
беседа.
упражнения в употреблении
Игра «Соотнеси
новых слов.
картинки»

37

Космический транспорт.

Ракета, космический
корабль

Просмотр презентации Расширение круга общих
беседа,
представлений об окружающем
мире.

38

Профессии людей, работающих 1
на транспорте

Профессии : водитель,
контролер, машинист

Разгадывают загадки,
выбирают картинки

Общественный
транспорт: троллейбус
трамвай, метро

Просмотр презентации Коррекция зрительного
беседа,
восприятия на основе
упражнений в различении.

39-40 Виды общественного
транспорта.

1

рисование.

1

2

Коррекция мыслительной
деятельности через отгадывание
загадок

41

Соблюдение правил поведения 1
в общественном транспорте.

Правила поведения.

Просмотр презентации Привитие навыков соблюдения
беседа,
правил в транспорте.
Игра «Исключи не
нужное»

42

Виды специального транспорта 1

Пожарная машина,
скорая помощь,
полицейская машина

Разгадывают загадки,
выбирают картинки

Коррекция речи через расширение
и уточнение словаря

43

Профессии людей,
работающих на специальном
транспорте. Соотнесение
деятельности с профессией.

1

Пожарник.
полицейский. врач

Игра «Кто лишний»
«Соедини картики»

Формирование представлений о
профессиях людей, работающих на
транспорте.

44

Пользование общественным
транспортом.

1

Посадка в автобус,
покупка билета

Сюжетно-ролевая игра Привитие навыков соблюдения
правил дорожного движения.

45

Бумага. Свойства бумаги.

1

Рвется , мнется,
намокает

Просмотр презентации, Расширение круга общих
ответы на вопросы
представлений об окружающем

глянцевая, бархатная

учителя

мире.

46

Виды бумаги. Предметы из
бумаги.

1

Картон

Просмотр презентации, Расширение круга общих
ответы на вопросы
представлений об окружающем
учителя
мире.

47

Различение предметов,
изготовленных из бумаги.

1

Салфетка, коробка,
газета, книга

Отвечают на вопросы
учителя

48

Инструменты для работы с
бумагой.

1

Ножницы , шило для
бумаги, фигурный
дырокол

Работа с таблицей,
картинками

49

Узнавание инструментов, с
помощью которых работают с
бумагой

1

Ножницы , шило для
бумаги, фигурный
дырокол

Отгадывание загадок,
рисование.

50

Представление о стекле.
Свойства стекла.

1

Прозрачность ,
хрупкость

Просмотр презентации Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

51

Узнавание предметов,
изготовленных из стекла

1

Ваза , стакан, оконное
стекло, очки

Д\и «Что из чего?

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

52

Соблюдение правил
1
безопасности при обращении с
предметами, изготовленными из
стекла

Безопасность

Беседа после
просмотра учебного
фильма

Коррекция эмоциональноволевой сферы через
формирование умения
подчиняться требованиям
соблюдения правил поведения

Коррекция зрительной памяти на
основе упражнений по
запоминанию.

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

4 четверть -16 ч
53

Предметы из резины.

1

Резина сапоги, игрушки Узнают сведения о
Расширение круга общих
резине, правила
представлений об окружающем
пользования с
мире.
предметами. Отвечают
на вопросы.

54

Предметы из дерева.

1

Мебель посуда

Узнают сведения о
дереве, правила
пользования с

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

предметами. Отвечают
на вопросы.
55

Инструменты при работе с
деревом.

1

Пила, молоток.

Отгадывают загадки,
опираясь на картинки,
отвечают на вопросы

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире

56

Узнавание предметов,
изготовленных из дерева.

1

Отгадывают загадки,
опираясь на картинки,
отвечают на вопросы

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире

57

Предметы из ткани

1

Одежда, постельное
белье.

Узнают сведения о
Расширение круга общих
ткани, правила
представлений об окружающем
пользования с
мире
предметами. Отвечают
на вопросы.

58

Электроприборы.

1

Безопасность

Беседа после
просмотра учебного
фильма

Коррекция эмоциональноволевой сферы через
формирование умения
подчиняться требованиям
соблюдения правил поведения

59

Электроприборы.

1

Электроприборы.

Загадки, рисунки

Коррекция пространственной
ориентировки учащихся

60

Предметы мебели.

1

Мебель

Загадки, просмотр
презентации
Ди. «Что лишнее»

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

61

Предметы мебели.

1

Табурет , комод

Работа с картинками,
беседа. рисунки

Коррекция устной речи через
обогащение словаря, его
расширение и уточнение.

62

Предметы посуды.

1

Кастрюля

Просмотр презентации. Расширение круга общих
беседа
представлений об окружающем
мире.

63

Предметы посуды.

1

сковорода

Просмотр учебного
фильма, отгадывание
загадок
Д/и « Что лишнее?

Коррекция пространственной
ориентировки учащихся

64

Напитки – вода, чай, сок, какао. 1

Напитки Вода , чай,
сок, какао, лимонад,
компот, квас, кофе

Отгадывание загадок
Ответы на вопросы
учителя, работа с
картинками

Коррекция устной речи через
обогащение словаря, его
расширение и уточнение.

65

Молочные продукты.

1

Кефир снежок

Беседа о пользе
молочных продуктах
Игра «Что к чему
относится»

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

66

Мясные продукты.

1

Мясные продукты

Работа по учебнику,
ответы на вопросы
учителя

Коррекция устной речи через
обогащение словаря, его
расширение и уточнение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».