9 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.

_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
9 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Биология»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 13
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 16

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушениями интеллекта (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с нраушениями
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Биология» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели

и

составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об
окружающем мире, умения ориентироваться в окружающей среде,
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни своего организма;
− формирование умений и навыков практического применения
биологических знаний: ухода за своим организмом, использование

3

полученных знаний для решения бытовых

использованию знаний для

решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
−

формирование

навыков

правильного

поведения

в

природе,

способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
−

развитие

познавательной

деятельности,

обучение

умению

анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический

запас, развивать связную речь и другие

психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе
определяет следующие задачи:
− формировать элементарные научные представления о строении
организма человека и его здоровье;
−

учить

формировать

практическому

применению

умения

за

ухода

своим

биологических
организмом,

знаний:

использовать

полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических
проблем;
− формировать навыки правильного поведения в природе;
− научить использовать правила здорового образа жизни и безопасного
поведения, поведению в окружающей природе;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Биология» в 9 классе

4

Личностные результаты:
−

сформированность адекватных представлений о собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: правильном
питании, соблюдении гигиенических правил и норм, отказа от вредных
привычек; чередовании труда и отдыха, профилактических прививках;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной

жизни;

соблюдение

санитарно-гигиенических

правил,

самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание правил измерения
температуры тела и сбора анализов; телефонов экстренных служб и
лечебных учреждений;
− сформированность целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве природной и социальной части;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− сформированность этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей: готовность оказать первую доврачебную помощь
при растяжении, тепловых и солнечных ударах, пожилым людям.
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − принятие
готовности к самостоятельной жизни.

5

Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Биология» в 9 классе
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой
природы, организма человека;
− знать особенности внешнего вида изученных растений и животных,
узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире,
моделях, фотографиях, рисунках;
− знать общие признаки изученных групп растений и животных,
правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа
жизни в объеме программы;
−

выполнять

совместно

с

учителем

практические

работы,

предусмотренные программой;
− описывать особенности состояния своего организма;
− знать названия специализации врачей;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых
ситуациях (уход за растениями, измерение температуры тела, правила
первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы,
организме человека;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком, органами и системами органов у человека;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);

6

− знать признаки сходства и различия между группами растений и
животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать названия элементарных функций и расположение основных
органов в организме человека;
− знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего
состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма
(группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела,
кровяного давления);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;

7

−
выполнять
предварительной

практические

работы

(ориентировочной)

помощи

самостоятельно
учителя

или

(измерение

температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах,
кровотечении, ожогов);
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Система оценки достижения обучающимися с нарушениями
интеллекта планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «Биология» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика; −
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:

8

−
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного
материала;
умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные

и

внутрипредметные

связи,

творчески

применяет

полученные знания в незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с
помощью

дополнительных

вопросов

учителя,

соблюдает

культуру

письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала на
уровне минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения
при ответах на видоизмененные вопросы;

9

−
−

допускает

грубые

или

несколько

негрубых

ошибок

при

воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает
основные правила культуры письменной и устной речи, правила
оформления письменных работ.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии Оценка «5» ставится если:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4» ставится если:
− наблюдение проведено самостоятельно;
− частично раскрыто основное содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения; − вывод неполный.
Оценка «3» ставится если:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
10

−
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; −
допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более двух недочетов.

11

Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы

или

допустил не более двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы

или

допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы

или

допустил не более двух-трех негрубых ошибок. Оценка «2» не ставится.

12

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

В 9 классе обучающиеся изучают третий раздел учебного предмета
«Биология»- «Человек», где человек рассматривается как биосоциальное
существо. Основные системы органов человека предлагается изучать,
опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп
растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание,
перемещение

веществ,

выделение,

размножение).

Это

позволит

обучающимся с нарушениями интеллекта воспринимать человека как часть
живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического
материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья
человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями,
узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Овладению практическими
знаниями и умениями по данным вопросам (измерить давление, наложить
повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Распределение

учебного

материала

позволяет

обеспечить

постепенный переход от теоретического изучения предмета к практикотеоретическому, с обязательным учѐтом значимости усваиваемых знаний и
умений для формирования жизненных компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке биологии
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование
следующих методов:

13

− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы)
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов,
самонаблюдений, описания особенностей своего состояния, самочувствия;
в ходе проведения экскурсий)

№
п/п
1
Введение

Название раздела

Количество
часов

Контрольные
работы

1

2

Общее знакомство с организмом человека

2

1

3

Опора и движение

10

1

4

Кровообращение

8

1

5

Дыхание

8

1

6

Питание и пищеварение

10

1

7

Выделение

3

1

8

Покровы тела

6

1

9

Размножение и развитие

9

1

10

Нервная система

4

1

14

11

Органы чувств

6

12

Повторение

1
Итого:

68

1

10

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

III.
№

Тема урока

К-во
часов

Программное
содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень

1

Знакомство с
предметом.

Введение.

Введение – 1час
Знакомятся с предметами
анатомия, физиология, гигиена.

Достаточный уровень
Записываем определения в тетрадь, отвечают на
вопросы.

1
2

Место человека
среди
млекопитающих.

3

Строение клеток
и тканей
организма.

Рассматривают рисунки,
Записываем определения в тетрадь, отвечают на
выписывают вывод в тетрадь,
вопросы.
отвечают на вопросы.
Общий обзор организма человека -2 часа
Рассказывают о строении клетки, работают со
Формирование
Рассматривают на рисунках
словарем, находят определение ткани, называют
представления о том, строение клетки и тканей
виды тканей и их функции.
что человек состоит организма, называют ткани по
Пользуясь текстом учебника, дополняют таблицу
из клеток.
рисункам, используя помощь
в рабочей тетради о видах тканей, месте
учителя. Находят на рисунках
расположения и выполняемой функцией.
основные части клетки, виды
тканей, вписывают их название в
таблицу рабочей тетради,
используя опорные буквы.
Формирование
сходства человека с
млекопитающими.

1

16

3

Органы и
системы
органов
человека.

Формирование
представления об
органах и системах
органов.

Рассматривают на рисунках
строение органов и тканей
организма, называют ткани и
органы по рисункам, заранее
обозначенным учителем.
Вписывают в рабочую тетрадь
названия систем органов
человека, используя опорные
буквы.

Рассказывают о строении клетки, работают со
словарем. Устанавливают взаимосвязь между
органом и тканью, которая его образует.
Называют органы и системы органов,
устанавливают взаимосвязь между строением
органа и выполняемой функцией.
Пользуясь текстом учебника, дополняют таблицу
в рабочей тетради «Системы органов и органы,
входящие в состав системы органов».

Опорно-двигательная система – 10 часов
4

Скелет
человека. Его
значение.
Основные части
скелета.

1

Формирование
представления об
опорных системах в
жизни живых
организмов,
значении скелета,
основных частях
скелета.

Составляют рассказ о значении опорных систем в
Рассказывают об опорных
жизни живых организмов (растений, животных,
системах в жизни живых
организмов (растений, животных, человека) по опорным понятиям.
Называют основные части скелета. Записывают в
человека), с опорой на
иллюстративный материал,
рабочую тетрадь, из чего состоит опорнопредложенный учителем.
двигательная система.
Показывают по рисункам
Подписывают на схеме части скелета.
учебника части скелета,
Показывают части скелета на таблице, макете и
подписывают их название на
схеме. Называют основные функции скелета,
схеме в рабочей тетради.
отмечают его значение в жизни человека.
Рассказывают, как осуществляется развитие и
рост костей, опираясь на схему их строения.

17

5

Состав и
строение
костей.

1

Формирование
представления о
составе и строении
костей.

Показывают кости, зарисовывают Показывают кости, зарисовывают в тетрадь.
Подписывают на схеме части скелета.
в тетрадь.
Показывают части скелета на таблице, макете и
схеме. Называют основные функции скелета,
отмечают его значение в жизни человека.

6

Соединение
костей.

1

Формирование
представления о
соединение костей.

Показывают кости, зарисовывают Показывают кости, зарисовывают в тетрадь.
Подписывают на схеме части скелета.
в тетрадь.
Показывают части скелета на таблице, макете и
схеме. Называют основные функции скелета,
отмечают его значение в жизни человека.

18

7

Череп.

1

Формирование
представлений о
строении черепа, его
отделах и
выполняемых
функциях.

Находят на рисунках и называют Называют отделы черепа по таблице, скелету
отделы скелета черепа и кости, их человека.
образующие, с опорой на
Выписывают из учебника в тетрадь названия
предложения и иллюстративный костей мозгового и лицевого отделов.
материал, предложенный
Заполняют схему в рабочей тетради «Название
учителем.
Рассказывают, какую функцию костей черепа».
Составляют рассказ по плану: значение черепа.
выполняет череп.
Изучают внешний вид костей черепа по скелету
Дополняют схему в рабочей
человека, устанавливают взаимосвязь строения и
тетради: вписывают название
выполняемой функции.
двух отделов скелета головы
человека; распределяют кости
черепа на две группы и
записывают их название в
таблицу.
Показывают кости черепа на
скелете человека, используя
помощь учителя.

19

8

Скелет
туловища.

9

Скелет верхних
конечностей

Формирование
представлений о
скелете туловища,
строении
позвоночника и
грудной клетки.

1

Формирование
представлений о
строении верхних
конечностей, типах
соединения костей.

Называют отделы скелета
туловища, позвоночника и
грудной клетки, опираясь на
схемы и опорные предложения.
Выполняют практическую
работу «Определение
правильной осанки», изучают
внешний вид позвонков и ребер
по скелету человека, опираясь на
помощь учителя.
Делают вывод под руководством
учителя о влиянии физических
упражнений на формирование
правильной осанки.

Называют отделы скелета туловища,
позвоночника, грудной клетки по таблице.
Изучают внешний вид позвонков и ребер по
скелету человека. Рассказывают об особенностях
их строения, устанавливают взаимосвязь между
строением и выполняемой функцией.
Выписывают в рабочую тетрадь из учебника
названия отделов позвоночника.
Называют меры предупреждения искривления
позвоночника, правила здорового образа жизни.
Выполняют практическую работу «Определение
правильной осанки», делают вывод о
необходимости соблюдения правил здорового
образа жизни для формирования правильной
осанки человека.
Называют кости верхних
Называют и показывают на рисунках и макете
конечностей на рисунках и
(скелете человека) кости верхних конечностей.
макете скелета человека,
Изучают по скелету внешний вид косей рук и
используя опорные предложения ног, устанавливают взаимосвязь между
и помощь учителя.
строением и выполняемой функцией. Называют
Подписывают названия частей
по рисункам и показывают на макете скелета
верхних конечностей на схемах в человека типы соединения костей (подвижный,
рабочей тетради, используя
полуподвижный и неподвижный).
рисунки учебника и помощь
Дополняют схему и вписывают названия типов
учителя.
соединения костей в рабочую тетрадь.
Выписывают из учебника в
рабочую тетрадь названия типов
соединения костей, используя
предложенные учителем.

20

10

Скелет нижних
конечностей.

1

Формирование
представлений о
строении верхних
конечностей, типах
соединения костей.

Называют кости нижних
конечностей на рисунках и
макете скелета человека,
используя опорные предложения
и помощь учителя.
Подписывают названия частей
нижних конечностей на схемах в
рабочей тетради, используя
рисунки учебника и помощь
учителя.
Выписывают из учебника в
рабочую тетрадь названия типов
соединения костей, используя
предложенные учителем.

Называют и показывают на рисунках и макете
(скелете человека) кости нижних конечностей.
Изучают по скелету внешний вид косей рук и
ног, устанавливают взаимосвязь между
строением и выполняемой функцией. Называют
по рисункам и показывают на макете скелета
человека типы соединения костей (подвижный,
полуподвижный и неподвижный).
Дополняют схему и вписывают названия типов
соединения костей в рабочую тетрадь.

11

Первая помощь
при растяжении
связок,
переломах
костей, вывихах
суставов.

1

Формирование
представления о
растяжениях связок,
переломах костей,
вывихах суставов.
Формирование
представлений об
оказании
доврачебной
помощи при
растяжениях,
вывихах и
переломах костей.

Рассказывают о причинах
растяжениях связок, вывихах
сустава, переломах костей,
используя помощь учителя.
Дописываю предложения в
рабочей тетради, подписывают
рисунки с названиями типов
повреждения, используя слова
для справок.
Называют по описанию типы
повреждения костей.
Выполняют практическую
работу с помощью учителя:
накладывают шины и повязки.
Под руководством учителя

Рассказывают о типах повреждения суставов по
рисункам и макетам, записывают в тетрадь их
определения.
Подписывают рисунки в рабочей тетради с
типами повреждения, используя слова для
справок. Называют признаки отличия между
закрытым и открытым переломом; какую помощь
следует оказывать при переломе, вывихе и
растяжении. Заполняют пропуски в схеме
рабочей тетради «Повреждение опорнодвигательной системы», используя текст
учебника.
Выполняют практическую работу по оказанию
доврачебной помощи при переломах, вывих,
растяжении связок: накладывают шины и

21

делают вывод
повязки. Делают вывод о причинах травм,
о причинах травм,
необходимости здорового образа жизни и
необходимости здорового образа безопасного поведения.
жизни и безопасного поведения.

12

Значение и
строение мышц

1

Формирование
понятий о движении,
как важнейшей
особенности живых
организмов
(двигательные
реакции растений,
движение животных
и человека).

По иллюстрациям рассказывают
о двигательных реакциях
растений, о движении
разнообразных видов животных,
о движении человека.
Показывают по рисункам, где
расположены мышцы человека.
Называют основное свойство
мышц.
Складывают из букв название
разных видов мышц.
Заполняют пропуски в
предложении в рабочей тетради
о скелетных мышцах, пользуясь
текстом учебника, используя
помощь учителя.

Рассказывают об особенностях движения живых
организмов по рисункам и иллюстрациям.
Вписывают в рабочую тетрадь название ткани,
образующей мышцы.
Дополняют текст таблицы в рабочей тетради о
расположении основных групп мышц в
организме.
Складывают из букв название разных видов
мышц.
Заполняют пропуски в предложении о
скелетных мышцах в рабочей тетради, пользуясь
текстом учебника.
Подписывают основные части мышцы на
рисунке рабочей тетради.
Называют основное свойство мышц.

22

13

Основные
группы мышц
человека.

1

Формирование
представлений о
группах
мышц у человека.

Выписывают в тетрадь из
учебника основные группы
мышц в теле человека: мышцы
конечностей, мышцы шеи и
спины, мышцы груди и живота,
мышцы головы и лица, названия
основных мышц на торсе
человека. Выполняют движения,
демонстрируют работу разных
групп мышц, используя помощь
учителя.

Называют и показывают на рисунках основные
группы мышц в теле человека: мышцы
конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди
и живота, мышцы головы и лица.
Называют значение разных групп мышц,
устанавливают взаимосвязь между строением и
функцией разных групп мышц.
Заполняют пропуски в схеме рабочей тетради
«Основные группы мышц». Подписывают
названия групп мышц на рисунке.

14

Работа мышц.
Физическое
утомление.

1

Формирование
представления о
работе мышц.
Наблюдение за
работой мышц:
сгибание,
разгибание,
удерживание

Называют и показывают на
рисунках мышцы- сгибатели и
мышцы- разгибатели, чем
мышцы прикреплены к костям.
Рассказывают о работе мышц по
плану и опорным предложениям
(сгибание, разгибание,
удержание).
Выполняют движения,
демонстрируют работу разных
групп мышц, используя помощь
учителя.

Рассказывают и показывают в ходе
самонаблюдения как работают мышцы-сгибатели
и мышцыразгибатели, как выполняется сгибание,
разгибание, удерживание.
Выполняют практические опыты по
демонстрации работы мышц и их утомлении,
результаты записывают в рабочую тетрадь.
Устанавливают зависимость между работой
мышц и утомлением, называют причины
утомления мышц.
Записывают в тетрадь рекомендации по
укреплению мышц.
Выполняют движения,
демонстрируют работу разных групп мышц, под
руководством учителя.

23

15

Предупреждение
искривления
позвоночника.
Плоскостопие.

1

Формирование
понятий о влиянии
физкультуры и
спорта на
формирование и
развитие мышц,
значении
физического труда в
правильном
формировании
опорнодвигательной
системы.

Рассказывают по рисункам, с
опорой на предложения и
иллюстрации о важности
занятий физкультурой, спортом
и физическим трудом для
формирования и развития мышц.
Записывают в тетрадь
упражнения для утренней
гимнастики. Рассказывают о
пластике и красоте
человеческого тела.

Называют правила здорового образа жизни.
Записывают в тетрадь упражнения для утренней
гимнастики, для формирования правильной
осанки.
Называют причины нарушения пластики и
красоты человеческого тела.

16

Значение
опорнодвигательной
системы. Роль
физических
упражнений в ее
формировании.

1

Формирование
понятий о влиянии
физкультуры и
спорта на
формирование и
развитие мышц,
значении
физического труда в
правильном
формировании
опорнодвигательной
системы.

Рассказывают по рисункам, с
опорой на предложения и
иллюстрации о важности
занятий физкультурой, спортом
и физическим трудом для
формирования и развития мышц.
Записывают в тетрадь
упражнения для утренней
гимнастики. Рассказывают о
пластике и красоте
человеческого тела. Определяют
по рисункам, какие упражнения
надо выполнять для развития
разных групп мышц, сохранении.

Рассказывают о важности занятий физкультурой,
спортом и физическим трудом для формирования
и развития мышц. Проводят опыты и наблюдения
для профилактики мышечного утомления,
делают вывод, когда утомление наступает
быстрее.
Называют правила здорового образа жизни.
Записывают в тетрадь упражнения для утренней
гимнастики, для формирования правильной
осанки.
Называют причины нарушения пластики и
красоты человеческого тела.
Определяют по рисункам, какие упражнения
надо выполнять для развития разных групп
мышц, сохранении пластики и красоты.

24

17

Повторение.

1

Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система. – 8 часов

25

18 Значение крови
и
кровообращения.

Формирование
представлений
о
передвижении
веществ
в
организме растений
и
животных;
о
кровеносной
системе человека.

Рассказывают о передвижении
веществ в организме растений и
животных по рисункам с опорой
на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем.
Показывают по таблице общий
план строения кровеносной
системы.
Называют сосуды, по которым
перемещается кровь с
питательными веществами.

Составляют рассказ о способах передвижения
питательных вещества по сосудам растений и
животных, делают вывод о единстве строения и
выполняемых функций данных систем.
Показывают на рисунках и таблицах сосуды
растения и животных.
Рассказывают, как осуществляется транспорт
веществ в организме животных.
Показывают на таблице схему кровеносной
системы человека, пути передвижения
питательных веществ с кровью по сосудам
кровеносной системы.
Записывают определения в тетрадь.
Зарисовывают клетки и сосуды, участвующие в
передвижении веществ.

26

19 Состав крови

1

Формирование
представлений
о
значении и составе
крови, кровеносных
сосудах.

Называют функции крови, клетки Рассказывают о значении крови и
крови по рисункам учебника,
кровообращения, ее составе.
описывают их значение в
Узнают и называют клетки крови по рисункам,
организме человека, используя
какие функции они выполняют. Выписывают
заранее выделенные понятия
названия клеток крови в тетрадь.
учителем.
Называют и показывают по таблице виды сосудов
Выполняют задание: рисуют
(капилляры, вены, артерии). Рассказывают об
условные знаки, которыми
особенностях строения разных видов сосудов.
обозначают название сосудов.
Устанавливают взаимосвязь между их строением
Выполняют совместно с учителем и выполняемыми функциями.
практическую работу: чтение
Рассказывают по схеме о значении крови,
анализа крови, запись
называют ее функции: перенос кислорода и
нормативных показателей РОЭ, питательных веществ, воды, выведение
лейкоцитов, тромбоцитов.
углекислого газа, выведение вредных и ненужных
Под руководством учителя
веществ, защита организма.
делают вывод о состоянии своего Выполняют практическую работу: чтение анализа
организма, самочувствии.
крови, запись нормативных показателей РОЭ,
лейкоцитов, тромбоцитов.
Делают вывод о состоянии своего организма.

27

20

Органы
кровообращения.
Сосуды.

1

Формирование
Составляют рассказ по
представлений о
предложенным учителем
внешнем виде,
предложениям о внешнем виде,
величине, положении величине, положении сердца в
сердца в грудной
грудной клетке. На рисунке
клетке; о работе
обозначают место сердца в
сердца и пульсе.
организме человека,
подписывают отделы сердца.
Под руководством учителя
выполняют практическую работу
по подсчету своего пульса в
спокойном состоянии и после
дозированных гимнастических
упражнений; делают вывод о
состоянии своего организма, его
самочувствии.

Рассказывают по рисунку, макету о строении
сердца: внешний вид, величина, положении
сердца в грудной клетке.
Подписывают на рисунке рабочей тетради отделы
сердца.
Дорисовывают рисунок: обозначают место
сердца в организме человека.
Выполняют практическую работу: проводят
подсчет пульса с помощью учителя в спокойном
состоянии и после дозированных гимнастических
упражнений. Делают вывод об учащении пульса
при физической нагрузке.
Описывают особенность состояния своей
кровеносной системы: частоту пульса.

28

Знакомятся с понятием кровяное Знакомятся с понятием кровяное давление по
давление по словарю учебника, словарю учебника, выписывают в тетрадь
определение «кровяное давление».
выписывают в тетрадь
определение «кровяное
По рисунку учебника и таблице рассказывают о
давление». По рисунку учебника движении крови по сосудам; какую функцию
и таблице рассказывают о
выполняет артериальная и венозная кровь, чем
отличается по составу и выполняемым функциям.
движении крови по сосудам;
Выписывают в тетрадь новые термины (название
выписывают в тетрадь новые
термины (название видов крови, видов крови, кровеносных сосудов).
Под руководством учителя выполняют
кровеносных сосудов). Под
практическую работу: записывают в «Блокноте на
руководством учителя
выполняют практическую работу: память» свою группу крови, резус-фактор,
кровяное давление.
записывают в «Блокноте на
память» свою группу крови,
Делают вывод о состоянии своего самочувствия,
резусфактор, кровяное давление. соблюдении правил здорового образа жизни и
безопасного поведения.

21 Органы
кровообращения
Сердце и его
работа.

1

Формирование
представлений о
кровяном давлении,
движении крови по
сосудам, группе
крови.

22 Большой и
малый круги
кровообращения.

1

Формирование
Перечисляют заболевания
представлений о
сердечно- сосудистой системы
сердечно- сосудистых (инфаркт, ишемическая болезнь,
заболеваниях и их
сердечная недостаточность),
профилактике.Большой используя помощь учителя.
и малый круги
Рассказывают по плану и
кровообращения.
опорным предложениям о
профилактике сердечнососудистых заболеваний.

Называют сердечно-сосудистые заболевания и
их причины (инфаркт, ишемическая болезнь,
сердечная недостаточность). Заполняют таблицу
«Сердечно- сосудистые заболевания, причины
возникновения, состояние самочувствия
человека». Записывают в тетрадь рекомендации
по профилактике заболеваний.

29

23 Сердечнососудистые
заболевания и их
предупреждение.

1 Продолжение
формирования
представлений о
профилактике
сердечно- сосудистых
заболеваний.

20 Первая помощь
при
кровотечении.
Донорство —
это почетно

1

Формирование
представлений о
первой помощи при
кровотечении

Рассказывают о строении стенок Рассказывают о строении сердца,
сердца, выполняемой им работе, устанавливают взаимосвязь между работой
используя помощь учителя.
сердца и состоянием мышц стенок сердца.
Рассматривают в таблице и на
Сравнивают по рисункам, слайдам и таблице
рисунках сердце тренированного сердце тренированного и нетренированного
и нетренированного человека,
человека, делают вывод об отличительных
называют отличия.
признаках его строения. Составляют памятку
Рассказывают по опорным
«Правила тренировки сердца».
предложениям о правилах
Формулируют вывод о постепенном увеличении
тренировки сердца, о
нагрузки при проведении тренировки сердца.
постепенном увеличении
нагрузки.
Выписывают в рабочую тетрадь виды
Зачитывают по учебнику
характеристику видов
кровотечений, зачитывают из учебника их
кровотечений, что характерно
характеристику. Выполняют задание:
для каждого вида.
описывают и определяют по описанию вид
Рассказывают по рисункам и
кровотечения.
опорным предложениям какую Подписывают на рисунках в рабочей тетради
помощь оказывают при разных виды кровотечений; сравнивают, определяют
видах кровотечений.
отличительные признаки; называют виды
Выписывают из словаря
оказания первой помощи.
определение термина «донор», Выписывают из словаря определение термина
обсуждают его значение.
«донор», обсуждают его значение.
Под руководством учителя
Выполняют практические работы: обработка
выполняют практические
царапин йодом; наложение повязок на раны при
работы: обработка царапин
порезах, кровотечении.
йодом; наложение повязок на
раны при порезах, кровотечении. Делают вывод о необходимости и важности
Делают вывод о необходимости своевременной помощи при кровотечениях
оказания первой помощи при

30

кровотечениях

21 Повторение.

1

Формирование
представлений о
первой помощи при
кровотечении.

Под руководством учителя
Выполняют практические работы: обработка
выполняют практические работы: царапин йодом; наложение повязок на раны при
обработка царапин йодом;
порезах, кровотечении.
наложение повязок на раны при
Делают вывод о необходимости и важности
порезах, кровотечении.
своевременной помощи при кровотечениях.
Делают вывод о необходимости
оказания первой помощи при
кровотечениях.

31

Дыхательная система- 8 часов
22 Дыхание.
Значение
дыхания.
Органы
дыхания. Их
строение и
функции.

1

Формирование
представлений о
значении дыхания
для растений,
животных, человека

Дают характеристику дыхания по
опорным предложениям. Читают
по опорным карточкам, что
дыхание — это процесс
окисления органических
соединений с высвобождением
энергии; что при дыхании всех
живых организмов происходит
поглощение кислорода и
выделение углекислого газа.
Под руководством учителя
делают вывод о значении
дыхания для всех живых
организмов

Рассказывают о значении дыхания для растений,
животных, человека.
Выписывают в тетрадь определение процесса
дыхания (дыхание это процесс поглощения
кислорода и выделения углекислого газа и воды, а
также энергии, обеспечивающей
жизнедеятельность организма).
Называют типы дыхания у разных живых
организмов, через какие структуры дышат живые
организмы.
Делают вывод о необходимости дыхания для
получения энергии и обеспечения
жизнедеятельности живых организмов

32

Органы
дыхания
человека.

24 Газообмен в
легких и тканях.

Формирование
представлений
органах
дыхательной
системы

1

Называют органы дыхания по
об таблице, выписывают названия в
тетрадь опираясь на текст
учебника и используя помощь
учителя.
Работают с карточками:
записывают путь воздуха при
вдохе, используя рисунки
учебника; расставляют цифры в
нужном порядке, определяя путь
воздуха при выдохе по органам
дыхания, используя помощь
учителя

Формирование
представлений
о
составе вдыхаемого
и
выдыхаемого
воздуха

Рассказывают о составе воздуха
по рисунку, используя помощь
учителя. Работают со словарем:
выписывают
определение
термина
«газообмен».
Наблюдают опыт «Обнаружение
в составе выдыхаемого воздуха
углекислого газа», рассказывают
о
составе
вдыхаемого
и
выдыхаемого воздуха, используя
помощь учителя

Знают и называют по таблице органы дыхания
человека (носовая и ротовая полости, гортань,
трахея, бронхи, легкие).
Устанавливают взаимосвязь между строением и
выполняемыми функциями, названием и
значением органов.
Подписывают названия органов дыхания на
рисунках в рабочих тетрадях.
Выполняют задания: заполняют пропуски в
тексте; записывают путь воздуха при вдохе и
выдохе, заполняя пропуски в тексте и расставляя
цифры в нужном порядке; дополняют таблицу,
пользуясь текстом учебника и рисунком о
процессах вдоха и выдоха
Рассказывают о составе воздуха по диаграмме.
Работают со словарем: выписывают и объясняют
значение нового биологического термина
«газообмен».
Рассказывают, как происходит газообмен в легких
и тканях.
Наблюдают опыт «Обнаружение в составе
выдыхаемого воздуха углекислого газа», делают
вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха

33

25 Гигиена
дыхания.
Необходимость
чистого воздуха
для дыхания

1

Формирование
представлений о
гигиене дыхания,
необходимости
чистого воздуха для
дыхания

Составляют рассказ по плану,
Составляют рассказ по плану, используя текст
используя текст учебника и
учебника о необходимости для дыхания чистого
помощь учителя о необходимости воздуха.
для дыхания чистого воздуха.
Описывают состояние человека при дыхании
Рассказывают, что с человеком загрязненным воздухом.
происходит, если он дышит
Работают с карточкой, выбирают правильные
загрязненным воздухом.
ответы: что необходимо для того, чтобы дышать
Работают с карточкой, выбирают чистым воздухом.
правильные ответы: что
Называют меры, принимаемые в городе для
необходимо для того, чтобы
охраны воздуха
дышать чистым воздухом,
используя помощь учителя

34

26 Болезни органов
дыхания и их
предупреждение

1

Называют простудные и инфекционные
Формирование
Читают в учебнике названия
заболевания органов дыхания, причины их
представлений
о заболевания органов дыхания.
возникновения, правила предупреждения
простудных
и Рассказывают с опорой на
инфекционных
предложения и иллюстративный заболеваний. Подчеркивают в тексте названия
болезней органов дыхания.
заболеваниях
материал, предложенный
Заполняют таблицу в рабочей тетради, используя
органов дыхания, их учителем, о правилах
слова для справок «Инфекционные и простудные
профилактике
предупреждения заболеваний.
заболевания».
Рассматривают рисунки в
Выписывают из словаря значение термина
рабочей тетради, обозначают
«вакцина». Называют болезни, при которых
предметы, необходимые для
людей, заболевших простудными используется.
Называют правила здорового образа жизни,
и инфекционными
заболеваниями. Подчеркивают в методы, средства лечения и профилактики
тексте названия болезней
заболеваний.
органов дыхания. Под
Выполняют практическую работу: измеряют
руководством учителя
температуру тела.
выполняют практическую работу: Делают вывод о мерах профилактики простудных
измеряют температуру тела;
заболеваний, необходимости здорового образа
делают вывод о необходимости жизни
здорового образа жизни

35

27

Повторение.
Влияние
никотина на
органы дыхания

1

Формирование
представлений
о
влиянии никотина
на органы дыхания

Слушают рассказ учителя о
Слушают рассказ учителя, работают с
вредном влиянии курения на
презентацией о происхождении никотина, его
органы дыхания. Слушают
содержании в разных видах растений,
сообщения обучающихся, откуда приносимом вреде организму человека и
произошел табак, как действует заболеваниях органов дыхания при курении;
табак на органы дыхания.
Слушают сообщения обучающихся, откуда
Рассматривают фотографии
произошел табак, как действует табак на органы
легких курящего и некурящего
дыхания.
человека, делают вывод о
Рассматривают фотографии легких курящего и
необходимости здорового образа некурящего человека, делают вывод о
жизни. Знают и называют
необходимости здорового образа жизни.
правила здорового образа жизни Знают и называют правила здорового образа
и безопасного поведения (занятия
жизни и безопасного поведения (занятия
физкультурой и спортом;
физкультурой и спортом; отсутствие вредных
отсутствие вредных привычек,
привычек, чистый воздух).
чистый воздух).
Смотрят видеофильм о вреде никотина для
Смотрят видеофильм о вреде
никотина для органов дыхания с органов дыхания с последующим обсуждением.
последующим обсуждением.

Пищеварительная система - 10 часов

36

28 Значение
питания.
Пищевые
продукты.

29 Питательные
вещества.

1

Формирование
представлений об
особенностях
питания растений,
животных, человека

По рисункам рассказывают об
особенностях питания растений,
животных, человека.
Называют способы питания
растений и животных по
опорным предложениям.
По иллюстрациям называют и
показывают хищников и
растительноядных животных.
Рассказывают об особенностях
питания человека, его значении
для жизнедеятельности
организма

Рассказывают по рисункам и слайдам об
особенностях питания растений, животных,
человека. Называют способы питания растений:
воздушное и минеральное.
Рисуют схему всасывания и передвижения
растворенных минеральных солей корнями,
образование органических веществ листьях
растений, называют условия протекания этих
процессов. Называют способы питания
животных. На рисунках показывают хищников и
растительноядных животных.
Рассказывают об особенностях питания человека,
его значении для жизнедеятельности организма

Формирование
представлений о
питании и
пищеварении.
Закрепление знаний
о пищевых
продуктах, и
питательных
веществах.
Назначение
витаминов

Рассказывают о значении питания Находят в словаре и объясняют значение
для человека с опорой на
терминов «питание», «пищеварение».
предложения и иллюстративный Рассказывают, для чего человеку нужна пища;
материал, предложенный
какая пища называется растительной и животной.
учителем.
По рисункам и слайдам называют питательные
Называют продукты
вещества, которые содержатся в пище (белки,
растительного и животного
жиры, углеводы, вода, минеральные соли), в
происхождения по рисункам ,
каких продуктах содержаться и какое значение их
принимая помощь учителя.
для человека.
Выписывают в тетрадь названия Находят на рисунках и подписывают продукты,
питательных веществ (белки,
содержащие белки, жиры и углеводы.
жиры, углеводы, вода,
Записывают в тетрадь правила разнообразного
минеральные соли). Находят на питания
рисунках и подписывают
продукты, содержащие белки,

37

жиры и углеводы

30 Витамины.
Значение
овощей и
фруктов для
здоровья
человека

Формирование
представлений о
витаминах, значении
овощей и фруктов
для здоровья
человека

Работают со словарем,
Читают в словаре значение термина «витамины»,
выписывают в тетрадь значение выписывают в тетрадь. Объясняют, почему
организму необходимы витамины, что такое
термина «витамины».
авитаминоз.
Выписывают в тетрадь по
Называют по рисункам группы витаминов,
рисункам название витаминов.
Называют по рисункам продукты, продукты питания, в которых они содержатся.
содержащие разные витамины. Составляют рассказ о витаминах по плану
(название, где содержится, чем полезен).
Рассказывают о витаминах по
Заполняют таблицу в рабочей тетради: название
плану, используя опорные
предложения и помощь учителя. витамина, в каких продуктах содержится. Делают
Рассказывают о значении овощей вывод о значении овощей и фруктов для здоровья
и фруктов для здоровья человека человека
по предложенным учителем
предложениям

38

31

Органы
пищеварения

1

Формирование
знаний об органах
пищеварения

Называют по слайдам и
Называют и показывают по таблице органы
рисункам, используя помощь
пищеварения (ротовая полость, пищевод,
учителя, органы пищеварения: желудок, поджелудочная железа, печень,
ротовая полость, пищевод,
кишечник). Рассказывают, что происходит с
желудок, поджелудочная железа, пищей в каждом органе. Устанавливают
печень, кишечник.
взаимосвязь между строением органов и
Выполняют задания в рабочей
выполняемой функцией. Выполняют задания в
тетради.
тетради: подчеркивают в тексте правильные
ответы, какие органы относятся к органам
Подчѐркивают в тексте
пищеварения.
правильные
ответы, какие органы относятся к Пописывают органы пищеварения на рисунке.
Обозначают последовательность прохождения
органам пищеварения;
пищи по пищеварительному тракту по схеме
подписывают органы
рабочей тетради.
пищеварения на рисунке;
Соединяют стрелками органы пищеварения и
обозначают на схеме
последовательность прохождения выполняемые ими функции
пищи по
пищеварительному тракту

39

32 Ротовая
полость. Зубы.

1

Формирование
представлений о
строении и значении
зубов.
Расширение знаний
о правилах ухода за
зубами, их лечении

Называют части зуба по таблице
и рисунку учебника.
Сравнивают зубы, отмечают их
различие по форме и функциям.
Составляют рассказ по плану и с
опорой на предложения о
правилах здорового образа жизни
и правильного питания, ухода за
ротовой полостью,
своевременным лечением зубов.
Называют заболевания зубов,
десен и ротовой полости,
используя помощь учителя
Обводят рисунки в рабочей
тетради с предметами,
необходимыми для ухода за
зубами

Называют по рисунку виды зубов у
млекопитающих животных, сравнивают с зубами
человека по таблице.
Называют части зуба по таблице и рисунку
учебника. Устанавливают взаимосвязь между
видом зуба и выполняемой функцией.
Называют правила ухода за ротовой полостью,
своевременным лечением зубов. Отрабатывают
правила чистки зубов, выполняя задание в
рабочей тетради: расставляют цифры в
правильном порядке.
Называют заболевания зубов, десен и ротовой
полости, записывая их названия в тетради.
Дополняют предложения в тексте рабочей
тетради, закрепляя правила ухода за зубами и
ротовой полостью.
Обводят рисунки с предметами, необходимыми
для ухода за зубами в рабочей тетради.

40

33 Изменение
пищи во рту
под действием
слюны.
Глотание.
Изменение
пищи в желудке

34 Пищеварение в
кишечнике.

Формирование
представлений об
изменении пищи во
рту под действием
слюны, глотании,
изменении пищи в
желудке

1

Расширение
представления о
функциях отделов
пищеварительной
системы.
Формирование
представлений о
пищеварении в
кишечнике

Рассказывают, что происходит в
ротовой полости под действием
слюны, какую роль в
пищеварении играет язык с
опорой на предложения и
иллюстрации, предоставленные
учителем. Наблюдают за опытом
по обнаружению крахмала в
хлебе, в картофеле.
Делают вывод под руководством
учителя, как действует слюна на
крахмал. Находят и
подписывают на схеме желудок,
рисуют, где расположен желудок
в организме человека, дополняют
предложения, что происходит с
пищей в желудке
Рассказывают, что происходит с
пищей в кишечнике, называют и
показывают кишечник на
таблице, рисунках, на примере
своего организма, используя
помощь учителя.
Рассматривают рисунок в
тетради, подписываю печень,
кишечник, аппендикс.
Дополняют предложения в
тетради об изменении пищи в
органах пищеварения

Рассказывают о строении ротовой полости как
переднего отдела пищеварительной системы
(слизистая оболочка, зубы, язык, слюнные
железы); о процессах измельчения пищи,
смачивания слюной, глотании, начальной стадии
пищеварения под действием слюны.
Наблюдают демонстрационный опыт.
Обсуждают результаты опыта по обнаружению
крахмала в хлебе, картофеле. Делают вывод:
объясняют, как действует слюна на крахмал.
Находят и подписывают на схеме в рабочей
тетради желудок.
Дополняют предложения в тексте рабочей
тетради, что происходит с пищей в желудке

Рассказывают о строении кишечника, находят его
на схеме, показывают, где расположен кишечник
в организме человека. Устанавливают
взаимосвязь между его строением и выполняемой
функцией.
В рабочей тетради рассматривают рисунок,
подписываю печень, кишечник, аппендикс;
дополняют предложения об изменении пищи в
органах пищеварения

41

37 Гигиена
питания.
Значение
приготовления
пищи. Нормы
питания

1

Формирование
представлений о
гигиене питания,
значении
приготовления
пищи, о нормах
питания

Выписывают из учебника
правила гигиены питания.
Выполняют задания в рабочей
тетради: читают правила
гигиены питания, находят
ошибки, зачеркивают неверные
утверждения. Знакомятся с
нормами питания, составляют
меню на день. По слайдам
знакомятся с пищей народов
разных стран.
Рассказывают о культуре
поведения во время еды.
Демонстрируют правила
поведения за столом во время
приема пищи, умения есть
красиво под руководством
учителя.
Рассказывают о режиме питания,
используя помощь учителя

Называют правила здорового образа жизни,
гигиены питания.
Знакомятся с правилами составления меню,
рассказывают о режиме питания.
По слайдам знакомятся с пищей народов разных
стран.
Выполняют задания в рабочей тетради: читают
правила гигиены питания, находят ошибки,
зачеркивают неверные утверждения;
подчеркивают правила гигиены питания в
стихотворении; записывают правила гигиены
питания в тетрадь; составляют меню.
Рассказывают о культуре поведения во время еды.
Демонстрируют правила поведения за столом во
время приема пищи, умения есть красиво

42

38 Уход за зубами
и ротовой
полостью.

1

Формирование
представлений о
заболеваниях
пищеварительной
системы и их
профилактике

Называют заболевания органов Выписывают в тетрадь заболевания
пищеварения, находят на рисунке пищеварительной системы, используя текст
и называют продукты, которые учебника (аппендицит, дизентерия, холера,
могут вызвать заболевания
гастрит).
органов пищеварения.
Подчеркивают названия заболеваний органов
Называют правила гигиены,
пищеварения в предложенном перечне на
которые необходимо соблюдать карточке. В рабочей тетради рассматривают
при приготовлении пищи и во
рисунки и зачеркивают продукты, которые могут
время еды.
вызвать заболевания органов пищеварения;
Рассказывают о правилах
дополняют таблицу «Названия заболеваний и
профилактики заболеваний,
возможная причина».
используя помощь учителя.
Знают и называют правила здорового образа
Выполняют задания в тетради: жизни и правильного питания (правила хранения
подчеркивают названия
пищевых продуктов, правила обработки пищи,
заболеваний органов
правила предупреждения инфекционных и
пищеварения в предложенном
желудочно-кишечных заболеваний).
перечне; рассматривают рисунки Выписывают из словаря определение значения
и зачеркивают продукты, которые «инфекционные болезни». Объясняют, какие
могут вызвать заболевания
болезни называют инфекционными.
органов пищеварения.
Называют признаки инфекционных заболеваний,
Рассказывают о доврачебной
причины заражений, меры профилактики и
помощи при нарушениях
доврачебной помощи при нарушениях
пищеварения
пищеварения

43

39 Предупреждение
Желудочнокишечных
заболеваний.

1

Называют виды и причины
Формирование
отравлений, что необходимо
представлений о
делать при отравлении.
причинах и
признаках пищевых Называют правила сбора и
отравлений; влиянии хранения грибов и ягод,
вредных привычек на хранения и употребления в пищу
продуктов питания, используя
пищеварительную
помощь учителя. Под
систему
руководством учителя
рассказывают о доврачебной
помощи при нарушениях
пищеварения.
Проводят исследование качества
продуктов питания по таблице в
рабочей тетради под
руководством учителя.
Рассказывают о вредном влиянии
алкоголя и курения на
пищеварительную систему по
плану и опорным предложениям

Называют правила гигиены питания, хранения
пищевых продуктов, обработки пищи.
Заполняют пропуски в схеме рабочей тетради
«Пищевые отравления: отравления бактериями,
грибами, ядовитыми растениями».
По презентации, рисункам знакомятся и называют
ядовитые грибы и растения, описывают их
особенности внешнего вида.
Работают с таблицей учебника: называют
причины и признаки пищевых отравлений,
первую помощь и правила гигиены.
Проводят исследование качества продуктов
питания по таблице в рабочей тетради.
Рассказывают о вредном влиянии алкоголя и
курения на пищеварительную систему по плану

44

40 Предупреждение
инфекционных
заболеваний и
глистных.

Формирование
представлений о
причинах и
признаках
инфекционных
заболеваний и
глистных.

Называют виды и причины
инфекционных и глистных
заболеваний, Под руководством
учителя рассказывают о
доврачебной помощи при
нарушениях пищеварения.
Рассказывают о вредном
влиянии алкоголя и курения на
пищеварительную систему по
плану и опорным предложениям

Называют правила гигиены питания, хранения
пищевых продуктов, обработки пищи.
Заполняют пропуски в схеме рабочей тетради
«Пищевые отравления: отравления бактериями,
грибами, ядовитыми растениями».
По презентации, рисункам знакомятся и называют
ядовитые грибы и растения, описывают их
особенности внешнего вида.
Работают с таблицей учебника: называют
причины и признаки пищевых отравлений,
первую помощь и правила гигиены.
Проводят исследование качества продуктов
питания по таблице в рабочей тетради.
Рассказывают о вредном влиянии алкоголя и
курения на пищеварительную систему по плану

45

41 Пищевые
отравления.

1

Называют правила сбора и
Называют правила гигиены питания, хранения
Формирование
хранения
грибов
и
ягод,
представлений о
пищевых продуктов, обработки пищи.
хранения и употребления в пищу
причинах и
признаках пищевых продуктов питания, используя
отравлений; влиянии помощь учителя. Под
вредных привычек на руководством учителя
рассказывают о доврачебной
пищеварительную
помощи при нарушениях
систему
пищеварения.
Проводят исследование качества
продуктов питания по таблице в
рабочей тетради под
руководством учителя.
Рассказывают о вредном
влиянии алкоголя и курения на
пищеварительную систему.

46

42 Повторение

1

Формирование
представлений об
особенностях
питания растений,
животных, человека

По рисункам рассказывают об
особенностях питания растений,
животных, человека.
Называют способы питания
растений и животных по
опорным предложениям.
По иллюстрациям называют и
показывают хищников и
растительноядных животных.
Рассказывают об особенностях
питания человека, его значении
для жизнедеятельности
организма

Рассказывают по рисункам и слайдам об
особенностях питания растений, животных,
человека. Называют способы питания растений:
воздушное и минеральное.
Рисуют схему всасывания и передвижения
растворенных минеральных солей корнями,
образование органических веществ листьях
растений, называют условия протекания этих
процессов. Называют способы питания
животных. На рисунках показывают хищников и
растительноядных животных.
Рассказывают об особенностях питания человека,
его значении для жизнедеятельности организма

Мочевыделительная система- 3час

47

43 Почки- органы
выделения.

1

44 Предупреждение
Почечных
заболеваний

1

Называют органы образования и Называют органы образования и выделения мочи
выделения мочи (почки,
(почки, мочеточник, мочевой пузырь,
мочеточник, мочевой пузырь,
мочеиспускательный канал) по рисункам и
мочеиспускательный канал) по таблице. Устанавливают взаимосвязь между
рисункам и таблице, используя строением органов и выполняемой функцией.
помощь учителя.
Описывают особенность состояния своей
мочевыделительной системы (отсутствие болей в
Рассказывают по плану и
опорным предложениям о роли области поясницы, длительность удержания
мочи, цвет мочи).
выделения в процессе
жизнедеятельности организмов. В рабочей тетради разгадывают ребусы с
Разгадывают ребусы с названием названием органов и выполняемыми функциями;
рассматривают рисунок, подписывают почки,
органов и выполняемыми
функциями. В рабочей тетради мочевой пузырь и мочеиспускательный канал
рассматривают рисунок,
подписывают почки, мочевой
пузырь и мочеиспускательный
канал, используя помощь учителя
Формирование
Показывают на рисунках органы Показывают и называют по таблице органы
образования и выделения мочи; образования и выделения мочи;
представлений о
внешнем виде почек, расположение почек в организме Показывают расположение почек в организме
их расположении в человека на таблице и на примере человека по таблице и на примере собственного
организме человека, собственного организма.
организма.
Описывают
внешний
вид
почек
значении выделения
Описывают внешний вид почек по рисунку и
по рисунку, предложенному
мочи
предложенному учителем плану.
учителем плану и опорным
Зарисовывают почку в разрезе в тетради.
предложениям.
Выполняют задание в рабочей тетради: выбирают
Зарисовывают почку в тетради.
правильный ответ, как образуется и выделяется
По иллюстрациям и опорным
моча.
предложениям рассказывают о
Составляют рассказ по плану о значении
Формирование
представлений об
органах образования
и выделения мочи,
роли выделения в
процессе
жизнедеятельности
организма

48

значении выделения мочи

выделения мочи

49

45 Повторение

1

Формирование
представлений о
почечных
заболеваниях,
профилактике
цистита

Описывают особенность
Описывают особенность состояния своей
состояния своей
мочевыделительной системы (наличие либо
мочевыделительной системы
отсутствие болей в области поясницы,
(наличие либо отсутствие болей в длительность удержания мочи, цвет мочи).
области поясницы, длительность Рассказывают о предупреждении почечных
удержания мочи, цвет мочи),
заболеваний, профилактике цистита по плану и
используя помощь учителя.
вопросам учителя. Читают с помощью учителя
Рассказывают о предупреждении результаты анализа мочи (цвет, прозрачность,
почечных заболеваний,
сахар), делают вывод о состоянии своего
профилактике цистита с опорой
организма, самочувствии. Рассматривают
на предложения и
рисунки в рабочей тетради, рисуют на них
иллюстративный материал,
разрешающие или запрещающие знаки по
предложенный учителем.
профилактике почечных заболеваний. Называют
Читают с помощью учителя
результаты анализа мочи (цвет, правила здорового образа жизни и безопасного
поведения
прозрачность, сахар), делают
вывод о своем самочувствии.
Рассматривают рисунки, рисуют
на них разрешающие или
запрещающие знаки по
профилактике почечных
заболеваний.
Называют правила здорового
образа жизни и безопасного
поведения

50

Кожа – 6 часов
46 Кожа и ее роль в
жизни человека.

1

47 Уход за кожей.

1

В рабочей тетради заполняют
Называют по рисункам и иллюстрациям правила
пропуски в таблице: виды волос, ухода за волосами и ногтями; называют причины
где расположены, какую
необходимости ухода; устанавливают взаимосвязь
функцию выполняют, используя между строением волос и ногтей и выполняемыми
помощь учителя.
ими функциями.
Вписывают пропущенные слова в
текст карточки о правилах ухода
за волосами и ногтями, используя
опорные предложения и слова
для справок.
Формирование
По рисункам рассказывают о
Называют по рисункам и иллюстрациям правила
представлений об
правилах ухода за волосами и
ухода за волосами и ногтями; называют причины
уходе за волосами и ногтями; гигиеническими
необходимости ухода; устанавливают взаимосвязь
ногтями,
требованиями к одежде и обуви. между строением волос и ногтей и выполняемыми
гигиенических
В рабочей тетради заполняют
ими функциями.
требованиях к
пропуски в таблице: виды волос, Заполняют пропуски в таблице рабочей тетради:
одежде и обуви
где расположены, какую
виды волос, где расположены, какую функцию
функцию выполняют, используя выполняют.
помощь учителя.
Вписывают пропущенные слова в текст карточки
Вписывают пропущенные слова в о правилах ухода за волосами и ногтями
текст карточки о правилах ухода
за волосами и ногтями, используя
опорные предложения и слова
для справок.
Формирование
представлений кожи
и ее роли в жизни
человека.

51

4Волосы и ногти.
48 Уход за
волосами и
ногтями.

1

Формирование
представлений о
волосах и ногтях как
видоизмененного
верхнего слоя кожи.

Рассказывают по рисункам и
заранее выделенным учителем
понятиям для чего нужны
человеку волосы и ногти, из чего
состоит волос и ноготь.
Дополняют пропуски в таблице
рабочей тетради: виды волос, где
расположены, какую функцию
выполняют.
Дописывают предложения о
строении волос и ногтей.

Рассказывают о строении волос и ногтей, для
чего человеку нужны волосы.
Называют виды волос по рисункам и
иллюстрациям, презентации.
Дополняют пропуски в таблице рабочей тетради:
виды волос, где расположены, какую функцию
выполняют.
Дописывают предложения о строении волос и
ногтей.

49 Закаливание
организма

1

Формирование
представлений о
закаливании
организма

Работают со словарем:
выписывают значение термина
«закаливание», используя
помощь учителя. Рассматривают
рисунки и называют виды
закаливания (солнечные и
воздушные ванны, водные
процедуры, влажные обтирания).
Называю, с опорой на
иллюстративный материал,
правильный ответ в тексте
рабочей тетради «Требования к
закаливанию водой»

Работают со словарем: выписывают и объясняют
значение термина «закаливание»; рассматривают
рисунки и называют виды закаливания
(солнечные и воздушные ванны, водные
процедуры, влажные обтирания).
Выбирают правильный ответ в тексте рабочей
тетради «Требования к закаливанию водой».
Записывают в тетрадь правила и принципы
разных видов закаливания.
Устанавливают взаимосвязь между природными
компонентами и человеком

52

50 Первая помощь
при тепловых и
солнечных
ударах.

1

Формирование
Записывают в тетрадь, опираясь Записывают в тетрадь, опираясь на текст
на текст учебника и предложения, учебника, признаки теплового и солнечного
представлений об
предложенные учителем,
ударов, термических и химических ожогов,
оказании
признаки
теплового
и
солнечного
обморожения, поражения электрическим током.
первой помощи при
ударов,
термических
и
Рассказывают, используя слайды и иллюстрации,
тепловом и
химических
ожогов,
о причинах травм. Записывают в тетрадь виды
солнечном ударах,
обморожения,
поражения
первой помощи при полученных травмах. Знают
термических и
электрическим током.
и называют правила здорового образа жизни и
химических ожогах,
Записывают в тетрадь, используя безопасного поведения.
обморожении,
помощь учителя, виды первой
Выполняют практические работы: оказание
поражении
помощи при полученных
доврачебной помощи при ожогах; выполняют
электрическим током травмах.
Знают правила здорового образа различные приемы наложения повязок на условно
пораженный участок кожи.
жизни и безопасного поведения.
Делают вывод о необходимости оказания первой
Под руководством учителя,
помощи, правилах здорового образа жизни,
выполняют практические работы:
безопасного поведения.
выполняют различные приемы
наложения повязок на условно
пораженный участок кожи.
Делают вывод о необходимости
оказания первой помощи,
правилах здорового образа
жизни, безопасного поведения

53

51 Первая помощь
при ожогах и
обморожении.

1

Формирование
представлений о
кожных
заболеваниях и их
профилактике.

Называют по рисункам, слайдам
виды кожных заболеваний
(педикулез, чесотка, лишай,
экзема), используя помощь
учителя; называют причины
возникновения; правила
здорового образа жизни.
Рассказывают о гигиене кожи,
правилах ухода за кожей,
профилактике появления угрей
по плану и опорным
предложениям. Смотрят
видеофильм «Гигиеническая и
декоративная косметика» с
последующим обсуждением ее
влияния на здоровье человека

Узнают и называют по рисункам, слайдам виды
кожных заболеваний (педикулез, чесотка, лишай,
экзема).
Описывают их внешние отличительные признаки.
Называют причины возникновения и меры
профилактики заболеваний; правила здорового
образа жизни.
Рассказывают о гигиене кожи, правилах ухода за
кожей; профилактике появления угрей.
Устанавливают взаимосвязь между состоянием
кожи и влиянием внешних факторов.
Смотрят видеофильм «Гигиеническая и
декоративная косметика» с последующим
обсуждением ее влияния на здоровье человека.

54

52 Повторение.

53

Головной и
спинной мозг.

1

1

Формирование
представлений кожи
и ее роли в жизни
человека.

Формирование
представления
головного и
спинного мозга.

Называют по рисункам, слайдам
виды кожных заболеваний
(педикулез, чесотка, лишай,
экзема), используя помощь
учителя; называют причины
возникновения; правила
здорового образа жизни.

Нервная система – 6 часов
В рабочей тетради дополняют
схему: название отделов нервной
системы; подписывают на
рисунке торса человека
расположение головного и
спинного мозга; заполняют
таблицу: где находятся отделы
головного мозги и какую
функцию выполняют, используя
помощь учителя

Описывают их внешние отличительные признаки.
Называют причины возникновения и меры
профилактики заболеваний; правила здорового
образа жизни.
Рассказывают о гигиене кожи, правилах ухода за
кожей; профилактике появления угрей.
Устанавливают взаимосвязь между состоянием
кожи и влиянием внешних факторов.
Смотрят видеофильм «Гигиеническая и
декоративная косметика» с последующим
обсуждением ее влияния на здоровье человека

Устанавливают взаимосвязь между строением и
выполняемыми функциями отделов нервной
системы; между внутренними органами человека
и нервной системой.
Выписывают в тетрадь функции отделов нервной
системы.
Составляют рассказ по плану о значении нервной
системы.

55

54

Нервы
1

55

Значение
нервной
системы

1

Устанавливают взаимосвязь между строением и
выполняемыми функциями отделов нервной
системы; между внутренними органами человека
и нервной системой.
Выписывают в тетрадь функции отделов нервной
системы.
Составляют рассказ по плану о значении нервной
системы.

Формирование
свойств нервов.

В рабочей тетради дополняют
схему: название отделов нервной
системы; подписывают на
рисунке торса человека
расположение головного и
спинного мозга; заполняют
таблицу: где находятся отделы
головного мозги и какую
функцию выполняют, используя
помощь учителя

Формирование
представления о
строении нервной
системы, функциях
головного, спинного
мозга и нервов

Рассказывают по таблице о строении и
Подписывают на рисунках
расположении в организме человека нервной
спинной и головной мозг.
Рассказывают, где расположены системы, головного и спинного мозга, нервов.
нервы, какое основное их
свойство. Рассказывают,
используя иллюстрации и

56

помощь учителя, о значении
нервной системы.

56

Режим дня,
гигиена труда.

1

Расширение и
закрепление
представления о
правилах здорового
образа жизни,
значении нервной
системы для жизни
человека.

Записывают в тетрадь, какие правила гигиены
Называют правила здорового
умственного и физического труда необходимо
образа жизни (соблюдение
соблюдать;
режима дня, смена видов
Выписывают в тетрадь названия физических
деятельности, чередование
работы и отдыха); рассказывают упражнений для утренней зарядки; рекомендации
о значении сна и гигиене сна по для сохранения работоспособности организма.
плану и опорным предложениям, Выбирают правильные ответы в тексте в рабочей
тетради: что необходимо для хорошего сна.
называют правила здорового
образа жизни. Составляют свой Объясняют значение сна и сновидений.
режим дня; записывают в тетрадь Разрабатывают и записывают рекомендации по
названия физических упражнений предупреждению перегрузок, чередованию труда
и отдыха.
для утренней зарядки
Составляют свой режим дня.

57

57

Сон и его
значение

1

Формирование
Рассказывают о правилах
представлений о сне здорового образа жизни,
называют привычки, которые
и его значении
разрушают нервную систему.

Описывают особенности состояния своего
самочувствия: сон, сновидения, режим дня,
вредные привычки, состояние памяти,
работоспособности

58

Вредное
влияние
спиртных
напитков и
курения на
нервную
систему

1

Выписывают в тетрадь названия Рассказывают, как влияют на нервную систему
Формирование
спиртные напитки и курение, что происходит с
представлений
о заболеваний нервной системы
(менингит, энцефалит, радикулит, людьми, употребляющими наркотики.
заболеваниях
Выписывают в тетрадь названия заболеваний
нервной
системы, невралгия).
Называют болезни по описанию нервной системы (менингит, энцефалит,
профилактике
радикулит, невралгия).
травматизма
и признаков протекания.
Называют болезни по описанию признаков
заболеваний нервной Называют правила здорового
протекания, изменений состояния организма
системы
образа жизни и безопасного
человека; называют причины заболеваний;
поведения; правила
устанавливают взаимосвязь между протеканием
профилактики травматизма и
болезни и влиянием внешних факторов.
заболеваний нервной системы,
Называют правила здорового образа жизни и
используя помощь учителя
безопасного поведения; правила профилактики
травматизма и заболеваний нервной системы

58

59

Повторение

60 Орган зрения
человека.
Строение,
функции и
значение

1

1

Формирование
в В рабочей тетради дополняют
целостности нервной схему: название отделов нервной
системы
системы; подписывают на
рисунке торса человека
расположение головного и
спинного мозга; заполняют
таблицу: где находятся отделы
головного мозги и какую
функцию выполняют, используя
помощь учителя

Органы чувств – 6 часов
Формирование
Показывают по таблице и в
представления о
натуре орган зрения.
строении и функциях Рассказывают о его строении;
органа зрения
показывают и называю части
глаза по таблице;
Составляют рассказ по плану и
опорным предложениям о
значении органа зрения.
Подписывают на рисунке в
рабочей тетради части органа
зрения

Рассказывают, как влияют на нервную систему
спиртные напитки и курение, что происходит с
людьми, употребляющими наркотики.
Выписывают в тетрадь названия заболеваний
нервной системы (менингит, энцефалит,
радикулит, невралгия).
Называют болезни по описанию признаков
протекания, изменений состояния организма
человека; называют причины заболеваний;
устанавливают взаимосвязь между протеканием
болезни и влиянием внешних факторов.
Называют правила здорового образа жизни и
безопасного поведения; правила профилактики
травматизма и заболеваний нервной системы

Показывают по таблице и в натуре орган зрения.
Рассказывают о его строении; показывают и
называю части глаза по таблице; устанавливают
взаимосвязь между строением и выполняемыми
функциями. Составляют рассказ по плану о
значении органа зрения.
Подписывают на рисунке в рабочей тетради части
органа зрения

59

Формирование
Выписывают из учебника в
представлений о
тетрадь название болезней
болезнях
органа зрения. Записывают в
органов зрения, их тетрадь правила гигиены зрения.
профилактике
и Под руководством учителя
гигиене
проводят самонаблюдения,
описывают состояние зрения;
называют правила здорового
образа жизни и безопасного
поведения. Называют, с
помощью учителя, приемы
оказания первой помощи при
повреждении глаза

61 Гигиена зрения

62 Орган слуха
человека.
Строение и
значение

1

Выписывают из учебника в тетрадь название
болезней органа зрения.
Называют по рисункам и слайдам причины их
возникновения, меры профилактики. Записывают
в тетрадь правила гигиены зрения.
Под руководством учителя проводят
самонаблюдения, описывают состояние зрения;
называют правила здорового образа жизни и
безопасного поведения; перечисляют правила
личной гигиены.
Называют приемы оказания первой помощи при
повреждении глаза,
Разрабатывают памятку по оказанию первой
помощи при повреждении глаза
Показывают по таблице и в
Показывают по таблице и в натуре орган слуха.
Формирование
натуре орган слуха. Рассказывают Рассказывают о его строении; показывают и
представления о
называю части уха на таблице; устанавливают
строении и значении о его строении; показывают и
взаимосвязь между строением и выполняемыми
называю части уха на таблице;
органа слуха
Составляют рассказ по плану и функциями. Составляют рассказ по плану о
значении органа слуха.
опорным предложениям о
Подписывают на рисунке в рабочей тетради части
значении органа слуха.
органа слуха, используя слова для справок
Подписывают на рисунке в
рабочей тетради части органа
слуха, используя слова для
справок

60

63 Гигиена слуха

1

Формирование
представлений
о
заболеваниях органа
слуха,
предупреждение
нарушений
слуха.
Гигиена

Выписывают в тетрадь,
используя заранее выделенные
учителем опорные понятия,
факторы нарушения слуха;
подчеркивают предложения в
тексте карточки, которые
относятся к правилам гигиены
слуха. Рассматривают рисунки,
определяют разрешающие и
запрещающие знаки гигиены
слуха.
Под руководством учителя
проводят самонаблюдение,
описывают особенность своего
состояния: состояние слуха.
Делают вывод о правилах
здорового образа жизни и
безопасного поведения.
Называют по опорным
предложениям правила гигиены
слуха

Выписывают в тетрадь, используя текст
учебника, факторы нарушения слуха.
Подчеркивают предложения, которые относятся к
правилам гигиены слуха в рабочей тетради.
Рассматривают рисунки, определяют
разрешающие и запрещающие знаки гигиены
слуха. Под руководством учителя проводят
самонаблюдение, описывают особенность своего
состояния: состояние слуха. Делают вывод о
правилах здорового образа жизни и безопасного
поведения. Составляют и записывают в тетрадь
правила гигиены слуха

61

64 Органы
осязания,
обоняния.

1

Формирование
Называют по опорным
Называют и показывают по таблице и на рисунке
органы осязания, обоняния и вкуса (слизистая
представления
об предложениям
оболочка языка и полости носа, кожная
органах
осязания, органы осязания, обоняния и
обоняния, вкуса.
вкуса (слизистая оболочка языка чувствительность: болевая, температурная и
тактильная). Называют и показывают на примере
и полости носа, кожная
своего организма, где расположены органы
чувствительность: болевая,
осязания, обоняния и вкуса.
температурная и тактильная).
Рассказывают о ох значении в жизни человека,
Под руководством учителя
проводят самонаблюдения под руководством
проводят самонаблюдения,
учителя.
определяют, как работают
Устанавливают взаимосвязь органа вкуса с
органы чувств.
Рассказывают, где они
органом обоняния.
расположены; какую роль играют Составляют рассказ о взаимосвязи всех органов
в жизни человека.
чувств и необходимости их охраны
Рассказывают по рисункам об
охране всех органов чувств

62

65 Орган вкуса

66 Повторение
1
«Взаимосвязь
работы органов
и систем
органов
организма
человека».

1

Формирование
Называют по опорным
Называют и показывают по таблице и на рисунке
органы осязания, обоняния и вкуса (слизистая
представления
об предложениям
оболочка языка и полости носа, кожная
органах
осязания, органы осязания, обоняния и
обоняния, вкуса.
вкуса (слизистая оболочка языка чувствительность: болевая, температурная и
тактильная). Называют и показывают на примере
и полости носа, кожная
своего организма, где расположены органы
чувствительность: болевая,
осязания, обоняния и вкуса.
температурная и тактильная).
Рассказывают о ох значении в жизни человека,
Под руководством учителя
проводят самонаблюдения под руководством
проводят самонаблюдения,
учителя.
определяют, как работают
Устанавливают взаимосвязь органа вкуса с
органы чувств.
Рассказывают, где они
органом обоняния.
расположены; какую роль играют Составляют рассказ о взаимосвязи всех органов
в жизни человека.
чувств и необходимости их охраны
Рассказывают по рисункам об
охране всех органов чувств
Обобщение и
Работают в группах, выполняют Выполняют тестовые задания.
закрепление знания о задания в рабочих тетрадях
строении организма
человека,
взаимосвязи органов,
работы организма
как единого целого

63

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

67 Охрана здоровья
человека

1

Формирование
представления
охраны здоровья.

Обобщение и закрепление знания Выполняют тестовые задания.
о строении организма человека,
взаимосвязи органов, работы
организма как единого целого

68 Система
учреждений
здравоохранения
в РФ

1

Знакомство с
учреждениями
здравоохранения.

Обобщение и закрепление знания Выполняют тестовые задания.
о строении организма человека,
взаимосвязи органов, работы
организма как единого целого

Список литературы
Учебно-методическая литература:
1.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1. В.В
Воронковой - М.: ВЛАДОС, 2011г.
Литература для учащихся

64

1.
Биология. Человек 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. А.И Никишов. М.
Просвещение 2011г.
2.
Серия Эрудит.-М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги» 2006 г.
3.
Серия Зачем и почему.-М.:ООО«ТД «Издательство Мир книги» 2010г.

65


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».