8 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.

_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
8 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Биология»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна

г. Нелидово
2024г
СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 11
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 14

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушениями интеллекта, далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства
России

от

24.11.2022г.

№

просвещения

1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушениями
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели

и

составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного
мира,

воспитание

у

обучающихся

чувства

любви

к

природе

и

ответственности за ее сохранность.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни животных;
− формирование умений и навыков практического применения
биологических знаний: ухода за домашними животными, использование
полученных знаний для решения бытовых и экологических проблем;

3

−

формирование

навыков

правильного

поведения

в

природе,

способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
−

развитие

познавательной

деятельности,

обучение

умению

анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический

запас, развивать связную речь и другие

психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе
определяет следующие задачи:
− формирование элементарных научных представлений о поведении,
образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых животных;
− установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
животных;
− формирование умений называть признаки сходства и различия между
группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в
окружающем мире, фотографиях, рисунках;
− формирование умений описывать особенности внешнего вида разных
групп животных;
− формирование умений применения практических знаний: уход за
животными;
− формирование навыков правильного поведения в природе;
− использование правил здорового образа жизни, поведения в природе
в окружающей природе;

4

− формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты
и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Биология» в 8 классе
Личностные результаты:
− воспитание бережного отношения к истории и культуре других
народов, природным и культурным достопримечательностям страны:
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем; осознание необходимости охраны природы, сохранения многообразия
мира животных;
−

владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия при выполнении работ по уходу за
животными; использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение
видеть красоту, гармонию окружающей природы;
− овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и
общественной гигиены, используемыми в повседневной жизни;
−

сформированность адекватных представлений о собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение
ухаживать за домашними питомцами;
− сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание
правил ухода за животными на ферме и дома;

5

−

сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Биология» в 8 классе
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой
природы;
− знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и
различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
− знать общие признаки изученных групп животных, правила
поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в
объеме программы;
−

выполнять

совместно

с

учителем

практические

работы,

предусмотренные программой;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых
ситуациях (уход за растениями).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;

6

− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
−

выполнять

практические

работы

самостоятельно

или

предварительной (ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Система оценки достижения обучающимися с нарушением
интеллекта планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

7

обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных
результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
−

показывает

знания,

понимание,

глубину

усвоения

всего

программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные

и

внутрипредметные

связи,

творчески

применяет

полученные знания в незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с
помощью

дополнительных

вопросов

учителя,

соблюдает

культуру

письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала
на уровне минимальных требований;

8

− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения
при ответах на видоизмененные вопросы;
−

допускает

грубые

или

несколько

негрубых

ошибок

при

воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает
основные правила культуры письменной и устной речи, правила
оформления письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии
Оценка «5» ставится если:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»ставится если:
− наблюдение проведено самостоятельно;
− частично раскрыто основное содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения; − вывод неполный.
Оценка «3» ставится если:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;

9

− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; −
допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится.

10

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию биологических знаний в различных
ситуациях. Распределение учебного материала позволяет обеспечить
постепенный переход от теоретического изучения предмета к практикотеоретическому, с обязательным учѐтом значимости усваиваемых знаний и
умений формирования жизненных компетенций.
Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов.
Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием
животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к
условиям жизни.
В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению
причинно-следственных

зависимостей

между

средой

обитания

и

особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и
функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию
практических умений (уход за животными, соблюдение санитарногигиенических правил).
При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним
видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения.
В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним
строением, образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения,
размножением насекомых.

11

Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб,
средой обитания, с представителями речных и морских рыб.
В разделе «Земноводные» обучающиеся

знакомятся с общими

признаками земноводных, средой обитания.
Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся

знакомятся с

общими признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше).
Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система,
органы чувств, размножение.
Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой
птиц: средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения,
размножение.
В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими
признаками, разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих.
Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на
знакомство с общими признаками, разнообразием, строение и образом
жизни сельскохозяйственных млекопитающих.
Программа

предполагает

ведение

наблюдений,

организацию

лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение
экскурсий

–

все

это

даст

возможность

более

целенаправленно

способствовать развитию любознательности и повышению интереса к
предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся:
развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Содержание разделов
№ Название раздела, темы
п/п

Количество
часов

1

Введение

2

2

Беспозвоночные животные

11

Контрольные
работы

1

12

3

Позвоночные животные

53

1

3.1 Рыбы

8

1

3.2 Земноводные

3

1

3.3 Пресмыкающиеся

5

1

3.4 Птицы

10

1

3.5 Млекопитающие

15

1
1

4

Сельскохозяйственные млекопитающие

12

5

Обобщение

2
Итого:

68

8

13

III.
№

Тема урока

Колво
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное
содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение – 2часа
1

Разнообразие
животного мира.

1

Формирование
представлений о
разнообразии
животного мира.

Называют по рисункам
Называют отличительные признаки
позвоночных и беспозвоночных
разных групп животных (позвоночные,
животных, где в природе живут,
беспозвоночные; дикие, домашние).
чем одни животные отличаются от Называют места обитания животных и
других (размеры, окраска,
черты
приспособленности
их к
покровы, способы питания и
условиям жизни (форма тела, покров,
передвижения, места обитания).
способ
передвижения,
дыхание,
Называют диких и домашних
окраска). Устанавливают взаимосвязь
животных, используя иллюстрации между средой обитания и внешним
и помощь учителя.
видом.
На слайдах, рисунках
показывают и
приводят примеры
животных, которые отличаются друг
от друга по ряду признаков.

2

Значение животных и
их охрана.

1

Формирование
представлений о
значении животных и
их охране.

Рассказывают о значении
животных в жизни человека и их
охране. По рисункам называют
животных, занесенных в Красную
книгу.

Приводят примеры значения животных
в природе и жизни человека и их
охране. Узнают на фотографиях и
называют животных, занесенных в
Красную книгу; называют, почему
некоторые животные стали редкими,
что делают для увеличения их
численности.

14

Беспозвоночные животные- 11 часов
3

Общие признаки
беспозвоночных
животных.
Многообразие
беспозвоночных.

4

Общие признаки
червей. Дождевой
червь.

1

Формирование
представлений о
беспозвоночных
животных.
Знакомство с
общими признаками
беспозвоночных.

Называют признаки
беспозвоночных животных;
узнают на рисунках и называют
беспозвоночных животных (черви,
медузы, раки, пауки, насекомые), с
опорой на предложения,
предоставленные учителем.

Узнают и называют беспозвоночных
животных по рисункам, сравнивают.
называют общие признаки животных.
Записывают в тетрадь общие признаки
беспозвоночных животных.
Описывают особенности внешнего
вида животных, перечисляют
отличительные признаки; делают
вывод о многообразии беспозвоночных

Формирование
представлений о
внешнем виде и
образе жизни
дождевого червя.

Узнают на рисунках дождевого
червя, описывают его внешний
вид, способ питания и
передвижения.
Рассматривают рисунок в рабочей
тетради и подписывают названия
частей тела червя.
Рассказывают о роли дождевых
червей в почвообразовании,
используя помощь учителя.

Называют общие признаки червей,
узнают на рисунках и в натуре дождевого червя.
Описывают
по плану особенности внешнего
строения, образа жизни, питания,
дыхания. Ведут наблюдения за
способом передвижения червя,
результаты наблюдений записывают в
тетрадь. В рабочей тетради
подписывают названия частей тела и
органов дождевого червя, используя
слова для справок. Дополняют текст об
образе жизни этого животного.
Составляют рассказ о роли червей в
природе.

15

5

Общие признаки
насекомых.
Многообразие
насекомых. Внешнее
строение и образ
жизни насекомых.

6

Бабочки.
Отличительные
признаки.
Размножение и
развитие.

1

Формирование
представлений об
общих признаках
насекомых, их
отличительных
признаках. Изучение
внешнего строения и
образ жизни
насекомых.

Формирование
представлений о
бабочках, их
отличительных
признаках,
размножении и
развитии.

Рассказывают о строении
насекомого по рисунку, называют
части тела.
Узнают на рисунках стрекоз и
тараканов, описывают внешний
вид, отличительные особенности
насекомых.
Раскрашивают части тела
насекомых на рисунках в рабочих
тетрадях.
Описывают одного представителя
по опорным предложениям.
Узнают на рисунках и в
коллекциях бабочек, описывают
внешний вид бабочки павлиний
глаз. По схеме называют этапы
развития бабочки. Рассказываю о
значении бабочек в природе по
плану, предложенному учителем.

Узнают и называют по рисункам
насекомых (стрекозы, тараканы),
называют их общие признаки,
рассказываю о многообразии
насекомых (отличие по внешнему
виду, местам обитания, питания).
Подписывают в рабочей тетради на
рисунках названия частей и органов
тела насекомых.

Узнают на рисунках, в коллекциях и в
натуре бабочек (павлиний глаз,
траурница, адмирал). Сравнивают,
находят черты сходства и отличия,
указывают черты принадлежности
насекомых к группе бабочек. Дают
характеристику бабочек на примере
бабочки павлиний глаз.
Подписывают в рабочей тетради на
рисунке названия стадий развития
бабочек.

16

7

8

Яблонная
плодожорка. Бабочкакапустница.

Тутовый шелкопряд.

1

Формирование
представления об
особенностях
внешнего вида
насекомых, их
значении в природе
и жизни человека.

Формирование
представлений о
внешнем виде и
образе жизни
тутового
шелкопряда.

На рисунках подписывают
Знают и называют основные черты
строения насекомого: деление тела на
название частей и органов тела
насекомых. Сравнивают по плану отделы и членики, наличие крыльев и
бабочку-капустницу и яблонную трех пар конечностей. Составляют
плодожорку. Называют по рисунку рассказ о внешнем строении бабочек
по плану. Сравнивают и различают
стадии развития бабочкидвух насекомых, находят черты
капустницы. Рассматривают
сходства и отличия; узнают насекомых
насекомых - вредителей
по внешнему виду на рисунках, в
сельскохозяйственных растений в
коллекциях, видео.
коллекциях насекомых под
Называют отличительные признаки,
руководством учителя.
этапы развития насекомых, на какой
стадии развития приносят вред или
пользу. В рабочей тетради
подписывают стадии развития
бабочки- капустницы.
Узнают тутового шелкопряда на Узнают и называют тутового
шелкопряда в коллекции, в
иллюстрациях и фотографиях,
натуральном виде, на рисунках;
относят его к изученной группе
выделяют существенные признаки
животных, описывают внешний
вид и образ жизни; рассказываю о внешнего строения, сравнивают с
бабочкой- капустницей, находят черты
пользе тутового шелкопряда по
сходства и отличия. Имеют
иллюстрациям и с опорой на
представления о взаимосвязях между
предложения.
изученным объектом и его местом в
окружающем мире; о способах
питания, приносимой пользе и
разведении тутового шелкопряда. В
рабочей тетради подписывают
названия стадий развития тутового
шелкопряда.

17

9

Жуки. Отличительные 1
признаки.

Закрепление
представлений о
строении насекомых,
их размножении и
развитии.
Ознакомление с
отличительными
особенностями
внешнего строения
жуков, значением для
человека.

Узнают жуков на иллюстрациях и Узнают в природе и на иллюстрациях
фотографиях (майский жук,
жуков (майский жук, колорадский
колорадский жук, божья
жук,
божья
коровка),
дают
коровка), описывают внешний
сравнительную
характеристику,
вид жуков, называют
находят черты сходства и выделяют
отличительные признаки.
существенные
признаки
отличия.
Выполняют задания в рабочих
Устанавливают взаимосвязь между
тетрадях (заполняют таблицу,
средой обитания и внешним видом
подписывают на рисунках части объектов.
тела жука). Под руководством
Подписывают на рисунках стадии
учителя выполняют
развития майского жука. Составляют
практическую работу: зарисовку рассказ о значении жуков в природе и
майского жука в тетради.
жизни человека.
Выполняют практическую работу:
зарисовка майского жука в тетради;
делают вывод о принадлежности
майского жука к группе насекомых.

18

10

Комнатная муха.

1

Формирование
представления о
комнатной мухе.

Узнают на иллюстрациях и
фотографиях комнатную муху
называют отличительные
признаки внешнего вида,
характерные особенности
поведения. Рассказываю о вреде,
приносимой комнатной мухой, о
мерах борьбы, правилах
здорового образа жизни.

Узнают на иллюстрациях и в натуре
комнатную муху; описывают
характерные особенности внешнего
вида и поведения.
Подписывают на рисунках стадии
развития комнатной мухи.
Составляют рассказ о вреде,
приносимом комнатной мухой, мерах
борьбы и правилах гигиены.
Указывают на взаимосвязь количества
мух и кишечных заболеваний.

11

Медоносная пчела.

1

Расширение
представлений об
особенностях
внешнего строения
насекомых, их
развитии, значении
для человека.

Узнают и называют на рисунках, в
Узнают и называют на
натуре медоносную пчелу. Находят на
иллюстрациях и фотографиях
медоносную пчелу; описывают рисунках и называют отличительные
особенности внешнего строения
внешнее строение. В рабочей
тетради подписывают на рисунки медоносной пчелы. Составляют
рассказ о
части тела. Рассказывают о
составе пчелиной семьи, особенностях
составе пчелиной семьи,
пчеловодстве; об использовании строения и поведения членов семьи, о
разведении пчел (пчеловодстве),
продуктов пчеловодства. Под
использовании человеком продуктов
руководством учителя
выполняют практическую работу: пчеловодства. Заполняют схему
«Значение насекомых в природе».
зарисовка медоносной пчелы в
тетради.
Рисуют медоносную пчелу в тетради.
Смотрят видеофильм о жизни семьи
медоносной пчелы с последующим
обсуждением.

19

12

Муравьи.

1

Закрепление
представлений о
насекомых.

Узнают и называют на
иллюстрациях и фотографиях, в
коллекциях насекомых муравьев.
Описывают внешний вид, состав
семьи, особенности жизни.
Рассказывают о правилах
поведения в лесу, охране
муравейников. Смотрят
видеофильм, отвечают на
вопросы.

Узнают и называют муравьев на
иллюстрациях и фотографиях, в
коллекциях насекомых. Рассказывают
об особенностях внешнего вида,
составе
семьи
насекомых.
Рассказывают о
пользе муравьев.
Составляют
памятку
«Правила
поведения в лесу», устанавливают
взаимосвязь между природой и
человеком. Составляют рассказ по
плану: почему и как надо охранять
муравейники. Смотрят видеофильм о
жизни муравейника с последующим
обсуждением.

13

Экскурсия в природу:
наблюдение за
насекомыми.

1

Закрепление и
расширение
представлений о
внешнем виде и
поведении насекомых.

Под руководством учителя
Проводят наблюдения в природе за
проводят наблюдения в природе: майскими жуками и бабочкойрассматривают внешний вид
капустницей. Следят за полетом
майского жука и бабочкимайских жуков и бабочек- капустниц;
капустницы, ведут наблюдения за рассматривают их внешнее строение,
их поведением в природе.
находят и называют части тела,
Рассказывают, что узнали о
определяют черты принадлежности к
насекомых.
группе насекомые; определяют
приспособленность к полету;
наблюдают за поведением насекомых;
сравнивают жука и бабочку, находят
черты сходства и отличия. Выполняют
зарисовки, записывают результаты
своих наблюдений в тетрадь, делают

20

выводы о поведении насекомых в
природе.

Позвоночные животные – 53 часа
Рыбы – 8 часов
14

Общие признаки
позвоночных
животных.
Классификация
животных.

1

Формирование
представлений об
общих признаках
позвоночных
животных, их
классификации.

На рисунках и фотографиях
узнают и называют позвоночных
животных; перечисляют их
общие признаки по заранее
выделенным опорным словам;
называют группы позвоночных
животных (рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие).

15

Рыбы. Общие
признаки рыб. Среда
обитания.

1

Формирование
Называют общие признаки рыб.
представлений о рыбах, Узнают рыб на рисунках,
их строении, образе
называют среду их обитания;
жизни;
описывают по плану и опорным
предложениям особенности
внешнего строения в связи со
средой обитания.

Используя текст учебника,
выписывают в тетрадь общие признаки
позвоночных животных. По рисункам,
слайдам, фотографиям узнают и
называют позвоночных животных,
выделяют их существенные признаки,
подписывают на рисунках в тетради.
С учетом оснований для
классификации называют группы
позвоночных животных.
Узнают и называют рыб на рисунках и
фотографиях, слайдах; сравнивают,
выделяют общие и отличительные
признаки. На основании сравнения
называют общие признаки рыб.
Устанавливают взаимосвязь между
средой обитания и внешним видом.
Дополняют текст в рабочей тетради об
общих признаках рыб.

21

16

Речные рыбы.

1

Знакомство с речными
(пресноводными)
рыбами.
Формирование
представлений
о
поведении и образе
жизни речных рыб.

Называют по рисункам, слайдам
речных рыб: окунь, щука, карп.
Отмечают, по каким признакам
их относят к рыбам. Описывают
особенности внешнего вида,
отмечают внешние черты
отличия; объясняют, каких рыб
называют речными, используя
помощь учителя.

Называют речных рыб (окунь, щука,
карп) по рисункам, слайдам,
фотографиям. Сравнивают их между
собой, называют среду обитания.
Дают определение, каких рыб
называют речными.
Отмечают отличительные особенности
внешнего вида, окраски, поведения в
связи со средой обитания и способом
питания. Устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и внешним
видом.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Сравнивают речного окуня и щуку;
данные заносят в таблицу.

22

17

Морские рыбы.

1

18

Внешнее и
внутреннее строение,
образ жизни рыб.

1

Знакомство с морскими Называют по рисункам,
рыбами.
фотографиям виды морских рыб
Формирование
(треска, сельдь и другие).
представлений о
Рассказывают о среде и месте их
поведении и образе
обитания, какой образ жизни
жизни морских рыб.
ведут и чем питаются, где
размножаются, используя
помощь учителя .

Называют морских рыб (треска, сельдь
и другие), их среду обитания, образ
жизни; признаки внешнего строения.
На основании сравнения отмечают,
чем сходны между собой и чем
отличаются. Устанавливают
взаимосвязь между средой обитания и
внешним видом.
Дают определение, каких рыб
называют морскими.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Сравнивают треску и сельдь, данные
записывают в таблицу. Заполняют
схему: вписывают названия речных и
морских рыб.
Описывают особенности
Называют и показывают части тела
Закрепление
рыбы, чем покрыто снаружи, как и с
внешнего строения рыб.
представлений о
Подписывают в рабочих тетрадях помощью чего передвигаются рыбы.
внешнем строении и
стадии развития рыб, используя Рассказывают, как и чем питаются
образе жизни рыб;
рыбы, отмечают особенности питания
слова для справок.
формирование
хищных рыб. Наблюдают за
Рассказывают,
как
дышат
и
представлений о
движением рыб в аквариуме,
питаются рыбы.
питании, дыхании,
способе передвижения Наблюдают за движением рыб в объясняют, чем дышат рыбы.
аквариуме, за работой плавников Составляют схему развития рыб из
и размножении рыб.
икринок. Узнают рыб на разных
при различных направлениях
стадиях развития по внешнему виду.
движения.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Подписывают название внутренних
органов, отделов нервной системы,
стадии развития рыб на рисунках,

23

используя слова для справок.

19

Рыбоводство.
Рыболовство.
Рациональное
использование.

1

Расширение
представлений о
значении рыб в жизни
человека, способах ее
разведения, охраны и
рационального
использования.

Работают под руководством
Дают определение понятиям и
объясняют значение слов: рыбоводство
учителя с текстом учебника:
и рыболовство. Рассказывают с опорой
знакомятся с разведением рыб
на текст учебника, каким способом
человеком в прудах и
ведется промысел и разведение рыбы;
естественных условиях.
как ее охраняют и рационально
Рассказывают о правилах
используют. Осознают основные
поведения в природе, охране и
взаимосвязи между природой и
рациональном использовании
человеком (значение рыбного
рыбы.
Составляют рассказ по плану о промысла в жизни человека;
значении рыбы в жизни человека. использование рыбы человеком).
Вставляют в текст рабочей тетради
Выполняют задание в рабочей
тетради: в текст «Рыбоводство» недостающие слова о разведении
вставляют недостающие слова, карпов, используя слова для справок.
используя слова для справок.

24

20

Домашний аквариум.
Виды аквариумных
рыб.

21

Экскурсия к водоему.

1

Ознакомление с
правилами содержания
и ухода рыб в
домашнем аквариуме.

Узнают аквариумных рыбок на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за аквариумными
рыбками под руководством
учителя. Рассказывают об
особенностях размножения,
питания, видах корма. Ведут
наблюдения за аквариумными
рыбами под руководством
учителя.

Узнают и называют аквариумных
рыбок (гуппи, золотые рыбки) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки аквариумных
рыбок. Рассказываю об особенностях
размножения разных видов
аквариумных рыбок, называют виды
живородящих рыб.
Совместно с учителем составляют
памятку по уходу за аквариумными
рыбками; дают характеристику среды
обитания: освещение, температура
воды. Называют, какие виды корма
можно использовать при кормлении
аквариумных рыбок. Записывают
результаты наблюдений за
аквариумными рыбами в тетрадь.
Знакомство
В ходе просмотра видеофильма Называют виды рыб, которые обитают
обучающихся с
знакомятся с правилами рыбной в водоеме, особенности их поведения,
питания. Рассказывают о правилах
правилами рыбной
ловли. Описывают среду
поведения в природе, о взаимосвязи
ловли. Наблюдение за обитания рыб. Называют виды
между природными компонентами,
рыбной ловлей.
речных рыб. Рассказывают о
правилах поведения в природе. природой и человеком. Под
руководством учителя формулируют
Ведут наблюдения за рыбной
правила ловли рыбы.
ловлей под руководством
В ходе просмотра видеофильма ведут
учителя.
наблюдения за рыбной ловлей.
Оформляют результаты наблюдений в

25

тетради.

Земноводные - 3 часа
22

Общие признаки
земноводных. Среда
обитания и внешнее
строение лягушки.

1

Формирование
представлений
о
земноводных
как
группе
животных
проживающих на суше
и в воде, взаимосвязи
среды
обитания
и
внешнего
вида
земноводных.

Называют по рисункам виды
земноводных, объясняют, где
живут, как передвигаются,
какое значение имеют в
природе. В рабочей тетради
подписывают рисунки
изображенных на них
земноводных, используя
помощь учителя.

Называют представителей разных
видов земноводных, отличительные
признаки лягушки и жабы, черты
приспособления к среде обитания
(части тела, окраска, покровы,
передвижение). Составляют рассказ по
плану: питание, дыхание, размножение
(цикл развития); устанавливают
взаимосвязь между строение органов и
их функциями. Выполняют задания в
рабочей тетради: дополняют
недостающими словами общие
признаки земноводных, используя
слова для справок; подписывают на
рисунках названия частей тела и
органов лягушки; стадии развития
лягушки; дополняют с помощью
учебника текст о размножении и
развитии лягушки.

26

23

Многообразие
земноводных.

1

Знакомство с
многообразием
земноводных,
особенностями
внешнего вида и образа
жизни.

Узнают и различают
земноводных в окружающем
мире, по рисункам и
фотографиям (жаба, тритон,
саламандра); подписывают
названия земноводных на
рисунках в рабочей тетради.
Рассказывают об особенностях
строения и отличительных
признаках разных
представителей земноводных
по плану, предложенному
учителем.

Имеют представление о жабе, тритоне,
саламандре как представителях
земноводных. По рисункам,
фотографиям описывают особенности
их внешнего строение, называют
общие и отличительные черты
внешнего вида, делают вывод о
многообразии земноводных.
Подписывают в рабочей тетради
рисунки изображенных на нем
земноводных.

24

Черты сходства и
различия
земноводных и рыб.
Польза земноводных
и их охрана.

1

Формирование
представлений о
сходстве и различии
земноводных и рыб,
пользе земноводных и
их охране.

В рабочей тетради
подписывают рисунки
стадий развития лягушки,
используя слова для справок.
Сравнивают по рисункам
внешнее строение
головастика и малька рыбы,
называют черты сходства.
Совместно с учителем
делают вывод о сходстве и
различии земноводных и
рыб. Рассказывают о пользе
земноводных и их охране.

Сравнивают внешнее строение, места
обитания и этапы развития
земноводных и рыб. В рабочей тетради
находят и подписывают рисунки черт
сходства головастика и малька рыбы
(вытянутая форма тела, хвост, жабры),
необходимость воды для размножения.
Отмечают отличительные признаки
земноводных. Выполняют
практическую работу: заполняют
таблицу, сравнивают головастика
лягушки и рыбу; данные записывают в
таблицу рабочей тетради.
На основании сравнения записывают в
тетрадь вывод о сходстве и различии
земноводных и рыб.
Составляют рассказ о пользе

27

земноводных и их охране.

25

Общие признаки
пресмыкающихся.

1

Пресмыкающиеся – 5 часов
Формирование
Узнают и называют по рисункам
представлений об
группы пресмыкающихся,
общих признаках
описывают их внешнее строение;
пресмыкающихся,
рассказывают, где живут
внешнем строении,
животные, чем покрыто их тело,
питании, дыхании,
какие органы находятся на
размножении.
голове, как передвигаются,
размножаются. Смотрят
видеофильм о разнообразии
пресмыкающихся, отвечают на
вопросы.

По рисункам и фотографиям называют
группы пресмыкающихся, признаки
сходства и отличия разных групп,
особенности внешнего строения.
Описывают внешнее строение прыткой
ящерицы, гадюки, ужа, черепахи,
крокодила по плану, называют
признаки сходства и различия разных
групп пресмыкающихся.
Подписывают в рабочей тетради
названия пресмыкающихся,
изображенных на рисунке.
Выполняют классификацию на основе
выделения общих признаков
пресмыкающихся.
Делают вывод о взаимосвязи внешнего
строения и среды обитания. Называют
особенности
размножения
пресмыкающихся.
Устанавливают
взаимосвязь
между
природными
условиями
(наличие
тепла)
и
развитием
зародышей
пресмыкающихся.
Выполняют
практическую работу: зарисовка в
тетради
цикла
развития
пресмыкающихся.

28

26

Ящерица прыткая.

1

Расширение
Узнают на рисунках,
представления о местах фотографиях, слайдах прыткую
обитания, образе жизни, ящерицу. Описывают
особенностях питания особенности внешнего вида, где
прыткой ящерицы.
живет, ее образ жизни,
особенности питания.
Рассказывают об особенностях
размножения, где откладывает
яйца, какие условия необходимы
для развития зародыша. Смотрят
видеофильм о местах обитания и
образе жизни прыткой ящерицы,
отвечают на вопросы, выполняют
задания учителя.

Узнают и называют на рисунках,
слайдах прыткую ящерицу. Описывают
внешний вид, находят и называют
черты принадлежности к группе
пресмыкающихся, устанавливают
взаимосвязь между средой обитания и
внешним видом.
Составляют рассказ по плану: где
живет, образ жизни и особенности
питания.
Смотрят видеофильм о местах
обитания и образе жизни прыткой
ящерицы.

29

27

Змеи. Отличительные
особенности
животных.

28

Черепахи, крокодилы.
Отличительные
особенности
животных.

1

Формирование
Узнают и называют на рисунках
представления
об змей, называют отличительные
особенности животных; чем по
отличительных
внешнему виду отличается
особенностях змей.
гадюка и уж. Сравнивают и
называют места обитания, способ
питания, размножения и развития
гадюки и ужа. Рассказывают об
использовании змеиного яда в
медицине, об оказании первой
медицинской помощи при укусах
змей.
Смотрят видеофильм о
разнообразии змей, выполняют
задания
учителя, отвечают на вопросы.

Узнают и называют на рисунках,
слайдах змей: гадюку, ужа.
Сравнивают их внешний вид, места
обитания, питание, размножение и
развитие. Называют отличительные
признаки змей, чем отличается уж и
гадюка. Составляют рассказ об
использовании змеиного яда в
медицине, оказании первой
медицинской помощи при укусе змей.
Выполняют практическую работу:
«Сравнение ужа и гадюки», данные
записывают в таблицу тетради.

Узнают и подписывают на
рисунках черепаху и крокодила.
Называют особенности внешнего
вида, отличительные признаки,
среду обитания, питание,
размножение и развитие.
Смотрят видеофильм: среда
обитания и образ жизни черепах
и крокодилов с последующим
обсуждением.

Узнают и называют черепах и
крокодилов на рисунках, слайдах.
Описывают их внешний вид, отмечают
отличительные особенности животных;
называют черты принадлежности
животных к группе пресмыкающихся.
Устанавливают взаимосвязь между
средой обитания и внешним видом
животных.

Формирование
представления об
отличительных
особенностях черепах и
крокодилов.

30

29

Сравнительная
характеристика
пресмыкающихся и
земноводных.
Практическая работа.

Закрепление
представлений о
пресмыкающихся и
земноводных.

Сравнивают внешний вид и образ Составляют сравнительную
характеристику пресмыкающихся и
жизни пресмыкающихся и
земноводных.
земноводных, называют
Выполняют практическую работу:
отличительные особенности
сравнивают места обитания, внешний
животных. В рабочей тетради
вид (части тела, покровы), органы
подписывают рисунки с
передвижения, способ дыхания,
изображением частей тела
животного. Заполняют таблицу питания, размножения и развития
сравнения лягушки и ящерицы, пресмыкающихся и земноводных.
Делают вывод об общих и
отвечают на вопросы таблицы.
отличительных признаках строения и
образа жизни пресмыкающихся.
Данные заносят в таблицу рабочей
тетради.

31

32

Птицы леса

1

Формирование
представлений о
птицах леса,
особенностях образа
жизни и внешнего
строения

Называют по рисункам птиц леса Называют и показывают на рисунках,
(большой пестрый дятел, синица,) таблицах птиц леса.
описывают внешний вид (по
Рассказывают об особенностях строения
каким внешним признакам можно и образе жизни в зависимости от среды
узнать в природе: строение
обитания, отмечают черты сходства и
крыльев, хвоста, ног, клюва).
отличия, по каким внешним признакам
Рассказывают об образе жизни, можно узнать в природе.
гнездовании и заботе о потомстве В рабочей тетради подписывают названия
птиц под их изображениями. дополняют
по плану и опорным
текст об особенностях строения и образе
предложениям
жизни изображенных на рисунке птиц
леса, используя слова для справок.
Прослушивают голоса птиц. Смотрят
видеофильм «Гнездование и забота о
потомстве. Охрана птиц» с последующим
обсуждением.

32

33

Хищные птицы.

Формирование
представлений о
хищных птицах,
особенностях
внешнего строения и
образа жизни.

Называют по рисункам хищных
птиц (сова, орел), описывают
внешний вид (по каким внешним
признакам можно узнать в
природе птицу-хищника:
строение крыльев, хвоста, ног,
клюва). Рассказывают об образе
жизни, гнездовании и заботе о
потомстве по плану и опорным
предложениям.

Называют и показывают на
рисунках, таблицах хищных птиц
(сова, орел). Выполняют задание в
рабочей тетради:
определяют по рисунку какие
признаки хищника заметны на
внешнем строении совы и орла.
Обводят в кружок номера
предложений, в которых дана
характеристика хищной птицы.
Дополняют текст о сове, используя
слова для справок. Рассказывают об
особенностях строения и образе
жизни в зависимости от среды
обитания, отмечают черты сходства
и отличия, по каким внешним
признакам можно узнать в природе.
Устанавливают взаимосвязь между
природными условиями, образом
жизни и внешним видом птиц.
Прослушивают голоса птиц.
Смотрят видеофильм «Гнездование
и забота о потомстве. Охрана птиц»
с последующим обсуждением.

33

34

Птицы, кормящиеся
в воздухе.

Формирование
представлений о
птицах, кормящихся в
воздухе, особенностях
внешнего строения и
образа жизни.

Называют по рисункам птиц,
Называют и показывают на рисунках,
кормящихся в воздухе (ласточки, таблицах птиц, кормящихся в воздухе
стрижи), описывают внешний вид (ласточки, стрижи). Подписывают
(по каким внешним признакам
изображения птиц в рабочей тетради.
можно узнать в природе:
Сравнивают ласточек и стрижа, вносят
строение крыльев, хвоста, ног,
данные о них в таблицу.
клюва). Рассказывают об образе Рассказывают об особенностях
жизни, гнездовании и заботе о
строения и образе жизни в зависимости
потомстве по плану и опорным от среды обитания, отмечают черты
предложениям.
сходства и отличия, по каким внешним
признакам можно узнать в природе.
Прослушивают голоса птиц. Смотрят
видеофильм «Гнездование и забота о
потомстве. Охрана птиц» с
последующим обсуждением.

34

35

Водоплавающие
птицы.

Формирование
представлений о
водоплавающих
птицах, особенностях
внешнего строения и
образа жизни.

Называют и показывают на рисунках,
Называют по рисункам
водоплавающих птиц (уткатаблицах водоплавающих птиц.
кряква, лебедь, пеликан),
Рассказывают об особенностях
описывают внешний вид (по
строения и образе жизни в зависимости
каким внешним признакам можно от среды обитания, отмечают черты
узнать в природе: строение
сходства и отличия, по каким внешним
крыльев, хвоста, ног, клюва).
признакам можно узнать в природе.
Рассказывают об образе жизни, Сравнивают гоголя и крякву на
гнездовании и заботе о потомстве рисунках, дополняют текст об образе
по плану и опорным
жизни на водоемах. Сравнивают утку и
предложениям.
серую цаплю, дополняют текст об
Прослушивают голоса птиц.
особенностях строения ее тела и образа
жизни.
Выполняют задание на карточке:
определяют, кто лишний в каждом
ряду птиц и почему. Дополняют текст.
Прослушивают голоса птиц.

35

36

Птицы, обитающие
близ жилища
человека.

37

Птицы в живом
уголке.

1

Расширение знаний о Называют птиц, обитающих близ Называют птиц, обитающих, близ жилища
птицах,
обитающих жилища человека (голубь, ворона, человека (голубь, ворона, воробей,
трясогузка). В рабочей тетради
близ жилища человека воробей, трясогузка).
Рассказывают об образе жизни
рассматривают рисунки, подписывают
данной группы птиц, гнездовании названия птиц, дополняют в тексте
и заботе о потомстве,
общую характеристику птиц, используя
необходимости охране птиц по опорные слова.
плану
Сравнивают и различают по строению и
и опорным предложениям.
образу жизни, устанавливают взаимосвязь
между природными условиями, образом
жизни и внешним видом птиц. Заполняют
таблицу с помощью текста учебника
(сравнивают голубя и воробья). Смотрят
видеофильм «Гнездование и забота о
потомстве. Охрана птиц» с последующим
обсуждением.
Расширение
Узнают певчих и декоративных Узнают и называют певчих и
декоративных птиц (канарейки, попугаи,
представлений
о птиц на иллюстрациях и
щеглы) в натуральном виде в
птицах живого уголка фотографиях (попугаи,
канарейки,
щеглы),
называют
естественных условиях и на рисунках,
на основе имеющихся
знаний: внешний вид, изученные объекты, знакомятся с выделяют существенные признаки певчих
и декоративных птиц.
правила содержания правилами выполнения
птиц
в «живом несложных действий по уходу за Называют правила ухода и содержания
певчими и декоративными
певчих и декоративных птиц.
уголке».
птицами под руководством
Выполняют практическую работу:
учителя.
«Наблюдение и уход за птицами в «живом
Под руководством учителя
уголке», делают вывод об особенностях
выполняют практическую работу: ухода за домашними птицами.
наблюдение и уход за птицами в
«живом уголке».

36

37

38

Домашние птицы.
Птицеводство.

1

39

Экскурсия.

1

Узнают по рисункам и называют
домашних птиц (курей, гусей, уток и
индюшек). Сравнивают на рисунке
домашних кур с их дикими предками.
Результаты сравнения заносят в таблицу.
Называют особенности их внешнего
строения, сравнивают виды птиц
(домашних гусей и домашних уток),
дополняют текст в рабочей тетради.
Выделяют отличительные признаки,
рассказывают об образе жизни (питание,
размножение, развитие).
Зарисовывают куриное яйцо в тетрадь,
подписывают названия оболочек и
содержимого яйца птицы.
Называют правила выращивания и ухода
за домашними птицами.
Дополняют текст в рабочей тетради о
содержании, кормлении и разведении
птиц в птицеводческих хозяйствах.
Рассказывают о значении птицеводства
по плану.
Расширение
Под руководством учителя
Проводят наблюдение за поведением
проводят наблюдения за
представлений об
птиц в природе, отмечают особенности
поведением птиц в природе:
особенностях
поведения разных видов птиц, описывают
строения и поведения кормлением, передвижением,
внешнее строение, устанавливают
заботой о потомстве
птиц.
взаимосвязь между средой обитания,
Под руководством учителя
внешним видом, особенностями питания.
выполняют практическую работу: Результаты наблюдений записывают в
подкормка зимующих птиц.
тетрадь.
Формирование
представлений о
домашних птицах, их
особенностях
строения, образе
жизни, разведении и
выращивании.

Называют по рисункам
домашних птиц, описывают их
строение, образ жизни.
В рабочей тетради, используя
слова для справок, подписывают
названия оболочек и содержимого яйца птицы.
Сравнивают домашних и диких
курей, гусей и уток,
рассказывают, с какой целью
человек их разводит.
Рассказывают, как разводят птиц
на птицеводческих хозяйствах.

38

40

Общие признаки
млекопитающих.
Разнообразие
млекопитающих
животных.
Классификация.

1

Формирование
представлений об
общих признаках
млекопитающих.
Формирование
представлений
обучающихся о
разнообразии
млекопитающих
животных.

Млекопитающие – 15 часов
Называют общие признаки
Называют общие признаки
млекопитающих, описывают
млекопитающих (рождение живых
внешнее строение изображенного детенышей, вскармливание их молоком).
на рисунке животного,
Называют признаки сходства и различия
особенности внешнего вида; по между группами животных делают вывод
рисункам называют разных
о разнообразии млекопитающих
представителей млекопитающих, животных. На основе выделенных общих
определяют их сходство и
признаков выполняют классификацию.
отличие.
В рабочей тетради подписывают на
Составляют рассказ об одном из рисунке названия частей тела
животных, по опорным словам, и млекопитающего. Дополняют текст об
словосочетаниям, принимая
особенностях внешнего строения
помощь учителя.
млекопитающих, используя слова для
справок.

39

41

Дикие
млекопитающие
животные. Грызуны.
Общие признаки
грызунов.

1

Формирование
представлений об
общих признаках
грызунов.

Узнают и называют по рисункам
грызунов, описывают внешний
вид, среду обитания, образ
жизни, питание и размножение
грызунов. Перечисляют общие
признаки грызунов.
Называют характерные
особенности грызунов, с опорой
на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем.
В рабочей тетради подписывают
рисунки грызунов, используя
помощь учителя.

42

Мышь, белка,
суслик, бобр.
Отличительные
особенности
каждого животного.

1

Формирование
представлений
об
общих
признаках
отдельных
групп
животных.
Ознакомление
с
особенностями
внешнего строения,
образа
жизни,
значением в природе
и жизни человека.

Узнают и называют животных, По рисункам, слайдам называют
относящихся к группе грызунов представителей грызунов (мышь, белка,
(мышь, белка, суслик, бобр).
суслик, бобр), подписывают
Описывают особенности
представителей на рисунках в тетради.
внешнего вида каждого
Называют отличительные особенности
животного. Рассказывают о
каждого животного, описывают внешний
значении грызунов в природе и вид и строение в зависимости от среды
хозяйственной деятельности
обитания.
человека, пользе и вреде,
Дополняют текст в рабочей тетради о
приносимом грызунами.
значении грызунов в природе и
Дополняют текст в рабочей
хозяйственной деятельности человека.
тетради о значении грызунов в
Называют пользу и вред, приносимый
природе и хозяйственной
грызунами.
деятельности человека, используя Составляют рассказ по плану «Охрана
слова.
белок и бобров».

Узнают и называют на рисунках, слайдах,
фотографиях грызунов. Сравнивают
животных, описывают особенности их
внешнего вида, среды обитания, образа
жизни, питания, размножения. На основе
сравнения выделяют и записывают в
тетради общие признаки грызунов.
Подписывают на рисунке название зубов
грызунов; дополняют текст об
особенностях зубов грызунов, используя
слова для справок.

40

Называют зайцеобразных по
рисункам, описывают внешний
вид, среду обитания, образ
жизни, питание, значение в
природе. Называют общие
признаки изученных животных.
Подписывают названия
зайцеобразных животных,
используя помощь учителя

43

Зайцеобразные

1

Формирование
представлений об
общих признаках
зайцеобразных

44

Хищные звери.
Общие признаки
хищных зверей.

1

Узнают и называют по рисункам
Продолжение
хищных зверей. Называю общие
формирования
их признаки, описывают
представлений о
внешний вид, отличительные
диких
особенности. Отмечают
млекопитающих
особенности некоторых из них.
животных.
Рассказывают об образе жизни,
Формирование
понятия хищные звери добыче пищи, называют черты
сходства и различия.
Подписывают на рисунке
названия зубов хищного зверя,
используя помощь учителя.

Называют животных, которые относятся к
зайцеобразным, их общие признаки:
внешний вид, среда обитания, образ
жизни, питание, значение в природе
(заяц-русак, заяц-беляк).
Сравнивают животных, называют черты
сходства и отличия, устанавливают
взаимосвязь внешнего строения со средой
обитания.
Подписывают в рабочих тетрадях
названия зайцеобразных, изображенных
на рисунке; дополняют текст об
особенностях внешнего строения,
используя слова для справок
Узнают и называют на рисунках хищных
зверей, подписывают их название в
рабочих тетрадях. Описывают
особенности внешнего вида, называют
отличительные особенности.
Называют особенности некоторых из них
(образ жизни, добыча пищи, черты
сходства и различия).
На основе сравнения формулируют и
записывают в тетрадь общие признаки
хищных зверей.
Подписывают на рисунке названия зубов
хищного зверя.

41

45

Хищные звери.
Псовые.

1

Продолжение
формирования
представлений о
хищных животных.
Знакомство с псовыми
(собачьи):
волк, лисица.

Называют и показывают на рисунках,
Узнают и различают на
фотографиях и рисунках волка и слайдах псовых: волка, лисицу;
лисицу; описывают особенности сравнивают, называют особенности
внешнего строения, отмечают сходство и
внешнего вида изученных
животных; сравнивают, называют отличие; устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и внешним видом
общие признаки изученных
животных.
животных.
Составляют сравнительную
характеристику «Места обитания и образ
жизни псовых».

46

Хищные звери.
Медвежьи.

1

Продолжение
формирования
представлений о
хищных животных.
Знакомство с
медвежьими: медведи
(бурый, белый).

Называют и показывают на рисунках,
Узнают и различают на
слайдах медведей (бурого, белого);
фотографиях и рисунках
называют особенности внешнего
медведей (бурого, белого);
строения, образа жизни, добычи пищи;
описывают особенности
устанавливают взаимосвязь между средой
внешнего вида изученных
животных; сравнивают, называют обитания и внешним видом животных.
Составляют сравнительную
общие признаки изученных
животных (места обитания, образ характеристику мест обитания и образа
жизни медвежьих.
жизни).

42

47

Хищные звери.
Кошачьи.

Продолжение
формирования
представлений о
хищных животных.
Знакомство с
кошачьими: снежный
барс, рысь, лев, тигр

Узнают и различают на
Называют и показывают на рисунках
фотографиях и рисунках
слайдах кошачьих: снежного барса, рысь,
снежного барса, рысь, льва,
льва, тигра; называют особенности
тигра; описывают особенности
внешнего строения, образа жизни,
внешнего вида изученных
добычи пищи; устанавливают
животных; сравнивают, называют взаимосвязь между средой обитания и
общие признаки изученных
внешним видом животных.
животных (места обитания, образ Составляют сравнительную
жизни).
характеристику хищных зверей, на
Дорисовывают части тела
основании сравнения заполняют таблицу
хищных зверей по предложенным с помощью учебника в рабочей тетради
учителем трафаретам

48

Пушные звери:
соболь, куница,
норка, песец.

Продолжение
формирования знаний
о хищных зверях.
Ознакомление с
пушными зверями:
соболь, куница, норка,
песец.

Называют диких пушных зверей Узнают по внешнему виду на рисунках,
(соболь, куницу, норку, песца) по слайдах диких пушных зверей (соболя,
таблицам, рисункам, слайдам.
куницу, норку, песца).
Подписывают названия
Описывают внешний вид, образ жизни,
изображения пушных зверей в
поведение в природе.
рабочей тетради.
Сравнивают животных, называют
Описывают внешний вид пушных
признаки сходства и различия, заполняют
зверей, называют общие
таблицу с помощью учебника.
признаки животных.
Составляют рассказ по плану о
Рассказывают, где встречаются в
разведении пушных зверей на
природе, чем питаются, какие
зверофермах.
звери имеют особо ценный мех;
как содержат норок.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради об образе жизни пушных
зверей, используя помощь
учителя.

43

49

Копытные
(парнокопытные,
непарнокопытные).

Формирование
представлений об
особенностях
внешнего строения и
образа жизни
парнокопытных и
непарнокопытных.

Узнают и различают на
фотографиях и рисунках
копытных животных (кабан,
лось). Описывают особенности
внешнего вида, образ жизни,
питание, места обитания.
Называют общие признаки
изученных групп животных.
Рассказывают о правилах
поведения в природе, охране
животных.
Используя помощь учителя,
зарисовывают в тетрадь копыта
парнокопытных и
непарнокопытных.

Узнают на рисунках, слайдах и называют
копытных диких животных (кабан, лось).
Сравнивают на рисунке лося и кабана,
называют черты сходства животных.
Устанавливают взаимосвязь между
средой обитания и внешним видом. На
основании сравнения называют признаки
сходства и различия между группами
животных (парнокопытных и
непарнокопытных).
Рассказывают об образе жизни, питании,
местах обитания, необходимости охраны
животных.
Выполняют задание в рабочей тетради:
используя слова для справок, дополняют
предложения о копытных животных.

44

50

Морские животные.
Ластоногие: тюлень,
морж.

1

Формирование
представлений о
морских
млекопитающих,
особенностях их
строения в связи с
водным образом
жизни.

Узнают на рисунках животных Называют морских животных, которые
относятся к группе ластоногих (тюлень,
млекопитающих, обитающих в
морях и океанах (тюлень, морж), морж).
В рабочей тетради подписывают названия
называют общие признаки
животных, особенности внешнего изображения животных и их общее
вида, среды обитания, питания, название; дополняют предложения о
размножения и развития; что им сходстве животных между собой.
помогает жить в воде.
Описывают их внешний вид, места
Рассказывают, чем отличаются обитания, питание.
животные, их распространение и Называют отличительные особенности:
значение.
способ передвижения, образ жизни в
связи с обитанием в воде; особенности
вскармливания детенышей, как
представителей млекопитающих.
Устанавливают взаимосвязь между
средой обитания и внешним видом
животных; называют черты
приспособленности к водной среде
обитания; называют признаки сходства и
различия.
Рассказывают о распространении и
значении морских животных.

45

51

Китообразные: кит,
дельфин.

1

Формирование
представлений об
особенностях
внешнего вида и
образе жизни
китообразных.

Узнают на рисунках
Называют морских животных, которые
китообразных (кит, дельфин),
относятся к группе китообразные (кит,
называют общие признаки
дельфин).
животных, особенности внешнего Описывают их внешний вид, места
вида, места обитания, питания. обитания, питание.
Рассказывают о способе
Называют отличительные особенности:
передвижения в воде,
способ передвижения, особенности
особенностях вскармливания
водного образа жизни; вскармливания
детенышей. Дополняют текст об детенышей, как представителей
особенностях строения
млекопитающих.
китообразных, используя слова Заполняют таблицу с помощью учебника:
для справок в рабочей тетради и записывают признаки млекопитающих и
помощь учителя. Рассказывают о приспособления к жизни в воде
значении китообразных по плану китообразных.
и опорным предложениям.
Дополняют текст об особенностях
строения китообразных, используя слова
для справок в рабочей тетради.
Составляют рассказ о значении
китообразных по плану.

46

52 Охрана морских
млекопитающих.

Формирование
представлений об
охране морских
млекопитающих.

Приматы. Общая
характеристика.

Формирование
представлений об
общих признаках
приматов,
ознакомление с
отельными
особенностями
различных групп.

53

Узнают и различают на рисунках Называют морских животных,
охраняемых морских животных занесенных в Красную книгу (нерпа,
пятнистый тюлень). Описываю их
(нерпа, пятнистый тюлень).
внешний вид, среду и места обитания,
Описывают особенности их
внешнего вида, места обитания. значение для человека и в природе.
Называют правила поведения в природе,
Рассказывают о значении
называют причины необходимости
животных в природе и жизни
охраны морских животных.
человека. Знакомятся с Красной
Устанавливают взаимосвязь между
книгой, рассказывают о ее
природными компонентами, природой и
значении, о причинах
человеком.
необходимости охраны морских
млекопитающих.
Называют обезьян, изображенных Узнают приматов по внешнему виду на
на рисунках, рассказывают об
рисунках, слайдах. На основании
особенностях их внешнего вида, сравнения разных групп приматов
чем они отличаются от других
выделяют общие признаки; называют чем
млекопитающих. Отвечают на
они отличаются от других
вопросы, с помощью текста
млекопитающих. Отвечают на вопросы с
учебника; используя слова для
помощью текста учебника в рабочей
справок, дополняют предложения тетради.
о человекообразных обезьянах. Дополняют с помощью текста учебника
Смотрят видеофильм «Жизнь
предложения о человекообразных
приматов», отвечают на вопросы. обезьянах.
Составляют характеристику по плану,
записывают в тетрадь отличительные
признаки приматов (расположение глаз,
величина черепа, пальцы рук и ног,
млечные железы).
Рассказывают о питании, уходе за

47

потомством, местах обитания.
Делают вывод, что приматы наиболее
высокоразвитые млекопитающие.

54

Экскурсия в
краеведческий
музей.

1

Расширение
представлений о
млекопитающих
животных своей
местности, их
разнообразии.

Под руководством учителя
рассматривают разных
представителей животных своей
местности, узнают по внешнему
виду млекопитающих, описываю
их отличительные особенности;
рассказывают о значении
животных для человека, как
необходимо их охранять.
Составляют рассказ ободном из
представителей животных по
предложенным учителем.

Знакомятся с отдельными видами
млекопитающих животных, составляют
рассказ о внешнем виде, чем похожи и
называют отличительные признаки.
Рассказывают о местах обитания
животных, их численности, значении для
природы и человека, необходимости
охраны.
Результаты наблюдений записывают в
тетрадь.

48

55

Кролик. Внешний
вид и характерные
особенности
кроликов.

56 Корова.
1
Отличительные
особенности
внешнего строения.

Сельскохозяйственные животные - 12 часов
Формирование
Узнают и различают на рисунках Узнают кроликов по внешнему виду на
представлений о
кроликов. Описывают внешний рисунках и слайдах, описывают внешний
сельскохозяйственных вид и характерные особенности вид и характерные особенности.
Составляют рассказ об особенностях
животных.
по плану и опорным
питания, как травоядных животных.
Ознакомление с
предложениям. Составляют
кроликом, его
рассказ о питании, содержании и Рассматривают рисунок в учебнике и
рассказывают, как содержат домашних
внешним видом и
разведении кроликов по
кроликов, о разведении кроликов на
характерными
предложенным учителем
кролиководческих фермах.
особенностями.
предложениям. Отвечают на
вопросы: с какой целью разводят Составляют рассказ по плану о значении
кроликов для человека.
кроликов.
Рассматривают корову на
Продолжение
Узнают корову на рисунках, называют
рисунках, описывают ее внешний отличительные признаки внешнего
формирования
вид, сравнивают с другими
строения, ее образ жизни, сравнивают и
представлений о
называют породы коров. Устанавливают
сельскохозяйственных млекопитающими животными,
взаимосвязь между питанием коров и их
находят
черты
сходства.
животных.
Называют породы коров с опорой молочной продуктивностью.
Ознакомление с
Рассказывают о правилах заготовки
на предложения и
особенностями
кормов. Заполняют таблицу с помощью
внешнего строения и иллюстративный материал,
текста учебника в рабочей тетради
предложенный учителем.
содержания коров.
«Породы коров. Отличительные
признаки».

49

57

Содержание коров
на фермах.
Вскармливание
телят.

Продолжение
формирования
представлений о
содержании коров и
телят.

Рассказывают о содержании
коров и телят на современных
фермах по плану и опорным
предложениям. Называют
некоторые местные породы с
опорой на иллюстративный
материал, предложенный
учителем.
Записывают новые термины в
тетрадь, используя выделенный
шрифт учебника. Дают краткую
характеристику стойлового и
бесстойлового содержания коров
с опорой на текст учебника и с
помощью учителя.

Рассказывают, какое значение имеет
корова в жизни человека, как содержат
коров на животноводческих фермах, как
выращивают и содержат телят на
современных фермах.
Записывают новые термины в тетрадь.
Дают краткую характеристику
стойлового и бесстойлового содержания
коров. Дополняют текст в рабочей
тетради о содержании коров на фермах.

50

58

Овца. Характерные
особенности
внешнего вида.

Продолжение
формирования
представлений о
сельскохозяйственных
животных.
Ознакомление с
особенностями
внешнего вида и
содержанием овец.

По рисункам называют овец.
Узнают и называют овец по рисункам,
Записывают в тетрадь название слайдам; описывают особенности
некоторых пород овец.
внешнего вида. Составляют рассказ о
Описывают внешний вид с
распространении овец, их особенностях
опорой на предложенные
питания (способность к поеданию
учителем предложения; называют низкорослых растений, а также растений,
общие признаки. Составляют по а также растений, имеющих горький и
плану краткий рассказ об
соленый вкус).
особенностях питания
Называют породы овец, используя
(способность к поеданию
иллюстративный материал,
низкорослых растений, а также предложенный учителем.
растений, имеющих горький и
Рассказывают о содержании овец в
соленый вкус). По картинкам,
зимнее и летнее время, о значении
слайдам составляют рассказ о
разведения овец для экономики страны и
содержании овец в зимний и
летний периоды, значении овец в в жизни человека.
Сравнивают изображенных на рисунке
жизни человека.
овцу и корову, заполняют таблицу в
рабочей тетради «Сходство и различия».
Заполняют таблицу с помощью текста
учебника «Породы овец».

51

59

Свинья.

1

Формирование
представлений об
особенностях
внешнего строения и
содержанием свиней.

Рассматривают рисунок и
описывают внешний вид
домашней свиньи, отмечают
особенности кожного покрова
(жировая прослойка); составляют
рассказ, используя рисунки и
помощь учителя, об уходе и
кормлении (откорме),
содержании свиней на
свиноводческих фермах
(внутреннем устройстве
свинарника, об условиях
выращивания поросят).
Записывают в тетрадь новые
термины.

Узнают свинью на иллюстрациях по
внешнему виду.
Сравнивают изображенных на рисунке
домашних свинью и дикого кабана.
Заполняют таблицу в рабочей тетради о
сходстве и различии домашней свиньи и
дикого кабана.
Составляют по плану краткое описание
внешнего вида. Отмечают особенности
внешнего строения, кожного покрова
(жировая прослойка), ухода и кормления
(откорма)
Называют породы домашних свиней.
Дополняют текст о причинах разведения
свиней человеком.

52

60

Лошадь.

61

Северный олень.

1

Формирование
представлений о
лошадях,
особенностях их
внешнего вида,
значении в народном
хозяйстве.

Описывают внешний вид лошади
с опорой на предложения,
предложенные учителем.
Составляют рассказ об уходе и
кормлении лошадей с опорой на
учебник. Рассказывают о
значении лошади для человека по
предложенным учителем
иллюстрациям и предложениям.
Называют породы лошадей, с
опорой на иллюстративный
материал.
Заполняют таблицу с помощью
учебника в рабочей тетради об
использовании разных пород
лошадей в жизни человека.

Формирование
представлений о
северном олене, его
внешнем виде и
значении для человека.

Рассматривают рисунки,
Описывают внешний вид и места
описывают внешний вид
обитания северного оленя.
северного оленя, используя
Устанавливают взаимосвязь между
иллюстрации и предложения
средой обитания и внешним видом
учителя.
животного.
Составляют краткий рассказ о
Называют особенности строения,
северном олене, опираясь на план питания в связи с условиями жизни,
и предложения, предложенные приспособления к жизни в условиях
учителем: особенности питания, севера. Рассказывают, с какой целью
приспособленность к условиям разводят северных оленей.
жизни, значении для человека.
Составляют рассказ об оленеводстве по
плану.

Описывают лошадей по внешнему виду
по рисункам или слайдам, по плану,
отмечают особенности внешнего
строения лошади.
Называют по иллюстрациям породы
лошадей. В рабочей тетради заполняют
таблицу с помощью учебника о признаках
разных пород лошадей и использовании в
жизни человека. Называют и записывают
в таблицу признаки сходства и различия
пород.
Рассказывают об использовании
различных пород лошадей в жизни
человека. Составляют рассказ по плану:
«Уход и кормление лошадей».

53

62

Верблюд.

63

Обобщение:
сельскохозяйственные
животные.

Расширение знаний о Рассматривают рисунки,
описывают внешний вид
верблюдах,
закрепление знаний о верблюда, используя
выращивании и уходе иллюстрации и предложения
учителя. В рабочей тетради
за
сельскохозяйственными подписывают на рисунке части
тела верблюда.
животными.
Составляют краткий рассказ,
опираясь на план и предложения,
предложенные учителем, об
особенностях питания,
приспособленности к условиям
жизни, значении для человека.
Называют места проживания,
для чего их разводит человек.

1

1

Закрепление и
расширение
представлений о
сельскохозяйственных
животных, условиях
их содержания и
разведения, значении
для человека.

Записывают в тетрадь ответы на
вопросы карточки с опорой на
текст учебника, иллюстративный
материал, предложенный
учителем по изученным группам
сельскохозяйственных животных
(3-4 по выбору учителя).
Составляют краткую
характеристику изученных
сельскохозяйственных животных
по опорным предложениям и
вопросам.

Описывают по рисункам внешний вид
верблюда, подписывают на рисунке в
рабочей тетради названия верблюдов.
Дополняют текст, используя слова для
справок, об отличии верблюдов от других
животных.
По иллюстрациям описывают места
проживания, называют черты
приспособленности к условию жизни
(особенности строения, питания).
Устанавливают взаимосвязь между
средой обитания и внешним видом
животного.
Составляют рассказ по плану о значении
верблюдов для человека.

Выполняют задания по карточкам,
описывают внешний вид, породы
животных, условия содержания
(кормление, уход), выращивание;
значение для человека
сельскохозяйственных животных.
Составляют краткую характеристику
изученных сельскохозяйственных
животных по плану.

54

64

Собаки.

Формирование
представлений об
особенностях
внешнего вида,
содержании и уходе за
собаками.

Узнают и называют собак на
иллюстрациях и фотографиях,
относят
собак
к
группе
домашних
животных,
к
млекопитающим.
Описывают
внешний вид, породы по плану с
опорой на предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем.
Рассказывают
о
правилах
выполнения действий по уходу
за собаками под руководством
учителя. Называют санитарногигиенические требования к
содержанию
и
уходу
за
собаками; о заболеваниях и
оказании
первой
помощи
животным, используя помощь
учителя.

Выделяют существенные признаки
собак, относят собак к определенным
группам (млекопитающие, домашние
животные, служебные, охотничьи,
декоративные). Сравнивают собак по
внешнему виду, называют признаки
сходства и различия, выполняют
классификацию на основе выделения
общих признаков; называют породы
собак.
Составляют памятку «Санитарногигиенические требования к содержанию
собак».
Составляют рассказ о заболеваниях и
оказании первой помощи животным.

55

65

Кошки.

Формирование
представлений об
особенностях
внешнего вида,
содержании и уходе за
кошками.

Узнают и называют кошек на
иллюстрациях и фотографиях,
относят
кошек
к
группе
домашних
животных,
к
млекопитающим.
Описывают
внешний вид, породы по плану с
опорой на предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем.
Рассказывают
о
правилах
выполнения действий по уходу
за кошками под руководством
учителя. Называют санитарногигиенические требования к
содержанию и уходу за кошками;
о заболеваниях и оказании
первой
помощи
животным,
используя помощь учителя.

Выделяют существенные признаки
кошек, относят кошек к определенным
группам (млекопитающие, домашние
животные).
Сравнивают кошек по внешнему виду,
называют признаки сходства и различия,
выполняют классификацию на основе
выделения общих признаков (называют
породы кошек).
Дополняют с помощью учебника текст в
рабочей тетради о домашних хищных
зверях.
Составляют памятку «Санитарногигиенические требования к содержанию
кошек».
Составляют рассказ о заболеваниях и
оказании первой помощи животным.

56

66

Животные в «живом
уголке».

Расширение понятий о Узнают животных «живого
домашних животных, уголка» на иллюстрациях и
правилах содержания фотографиях (хомяки, черепахи,
их в «живом уголке». белые мыши, белки). Называют
изученные объекты, описывают
особенности их внешнего вида,
образа жизни по плану и
опорным словам.
По предложенным учителем
предложениям рассказывают о
правилах выполнения действий
по уходу за «живым уголком»,
уходом и кормлении животных.

Узнают и называют животных «живого
уголка» в натуральном виде в
естественных условиях и на картинах,
относят животных «живого уголка» к
определенным группам (грызуны,
млекопитающие, пресмыкающиеся).
Рассказывают по плану с опорой на
иллюстрации о правилах по уходу за
«живым уголком».
Составляют рассказ «Образ жизни. Уход.
Кормление. Уборка жилища» по
предложенному учителем плану.

Обобщение - 2 часа
67

Обобщающий урок
по теме
«Позвоночные
животные».

68

Обобщающий урок
«Что вы узнали о
животных?».

Закрепление знаний о Называют группы позвоночных
группах позвоночных животных, характерные
животных, их
особенности каждой группы с
отличительных
опорой на предложения и
особенностях строения иллюстративный материал,
и образа жизни.
предложенный учителем.
Называют беспозвоночных и
Систематизация
знаний об изученных позвоночных животных, в каких
средах обитают, как питаются,
животных.
передвигаются, какое значение
имеют в жизни человека
используя помощь учителя.
Подписывают названия
животных на рисунках.

Дают краткую характеристику каждой
группы позвоночных животных с опорой
на рисунки, слайды, схемы, иллюстрации
используя помощь учителя.

Называют признаки беспозвоночных и
позвоночных животных, выполняют
классификацию на основе выделенных
общих признаков.
Составляют краткое описание
беспозвоночных и позвоночных
животных по плану и опорным понятиям.

57

Список литературы:
1. Аксѐнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание.
Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 – 296 с.
2. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы – М.:
Учитель, 2007 – 174 с.
3. Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях, таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 – 128
с.
4. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. – М: Учитель, 2010 – 255 с.
5. Ляшенко Н. В. и др. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока. – М.: Учитель, 2010 – 189 с.
6. Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 – 167 с.
7. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2009 г.

58


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».