8 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.

_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
8 класса (вариант 1)
учебного предмета

«География»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна

г. Нелидово
2024г
СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ..................................................................... 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 11

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушениями интеллекта, далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушениями
интеллекта

с

учетом

реализации

их

особых

образовательных

потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1)

определяет цель и задачи учебного

предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с нарушениями
интеллекта умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических

и

экологических

процессов

и

явлений,

адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей
среде.
Задачи обучения:

3

− формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
− формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
−

формирование

умения

выделять,

описывать

и

объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации

к

условиям

территории

проживания,

соблюдения

мер

безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных

практических

умений

и

приемов

использования

географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями

географической

среды,

их

изменениями

в

результате

природных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География»
в 8 классе определяет следующие задачи:
− формирование у обучающихся представлений о мировом океане;
− познакомить обучающихся с географическим положением, природой,
населением,

особенностями

хозяйственной

деятельности,

бытом,

культурой людей, отдельными государствами различных континентов;
− дать элементарные научные и систематические сведения о единстве
природы, еѐ разнообразии протекающих в ней процессов;
4

− показать особенности взаимодействия человека и природы;
− помочь усвоить правила поведения в природе;
− содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости;
−

содействовать

развитию

абстрактного

мышления,

развивать

воображение, связную речь, расширять лексический запас
− дать общий обзор природных условий материка, на котором мы
живѐм.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «География» в 8 классе
Личностные результаты:
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур
и религий;
− сформированность уважительного отношения к истории и культуре
других народов;
−

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
− совершенствование умения договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;

5

− формирование экологической культуры, понимание необходимости
охраны редких видов растений и животных;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
−

сформированность адекватных представлений о собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
−

владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «География» в 8 классе
Минимальный уровень:
− называть океаны земного шара, их значение;
− показывать на географической карте океаны земного шара;
− знать названия материков земного шара;
− показывать на географической карте материки земного шара
− знать, на каком материке расположена Россия Достаточный
уровень:
− давать краткую характеристику географического положения океанов
и их хозяйственное значение; географического положения, очертания
берегов и природных условий и населения материков;
− находить на карте изученные географические объекты
− определять на карте полушарий географическое положение и
очертания берегов каждого материка;
6

− давать элементарное описание природных условий всех материков,
опираясь на карту и картины;
−

находить в периодической

печати

сведения об изученных

государствах.
Система оценки достижения обучающимися с
нарушениями интеллекта планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика; −
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его
существенные признаки и свойства;

7

− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на
карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается
в помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

8

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение

классифицировать,

наблюдать,

делать

выводы,

объяснять,

доказывать, давать определения понятиям.
Обучающиеся получают знания о географическом положении
каждого материка, его природе, а также знакомятся с экономическим
развитием государств, культурой, бытом народов указанных материков.
Кроме того, в данном курсе изучается и континент Антарктида, при
изучении

которого

обучающиеся

узнают

об

открытиях

великих

мореплавателей и полярников.
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать
физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются
общие представления о географическом положении, очертаниях берегов,
рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и
населении Евразии.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество Контрольные работы
часов
1

1.

Введение

2.

Материки и океаны

5

1

3.

Африка

12

1

4.

Австралия

8

1

5.

Антарктида

6

1

6.

Америка

1

7.

Северная Америка

9

1

9

8.

Южная Америка

12

1

9.

Евразия

14

2

68

8

Итого

10

III.
№

Тема предмета

Колво
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение - 1час
1. Что изучают в
курсе географии
материков и
океанов. Материки
и части света на
глобусе и карте.

1ч.

Формирование представлений Показывают и называют
заранее выделенные учителем
обучающихся о материках и
материки.
Записывают
частях света. Повторение и
названия материков и частей
закрепление знаний о
света в тетрадь, подписывают
географическом положении
названия в контурной
материков земного шара, их
размерах. Совершенствование Карте.
навыков работы с учебником,
Приложением к учебнику.
Воспитание интереса к
изучаемому предмету.
Мировой океан – 5 часов

Показывают на настенной карте и
называют материки и части света.
Дают
краткую
характеристику
географического
положения
материков.
По
плану,
предложенному
учителем,
составляют рассказ о любом
материке. Подписывают названия
материков в контурной карте.

2. Атлантический
океан

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Атлантическом океане.
Знакомство с крупными
морями, островами и
полуостровами Атлантического
океана. Совершенствование
навыков работы с картой
полушарий, навыки работы в
контурной карте

Показывают
на
карте
Атлантический
океан
с
помощью
учителя.
Перечисляют
обитателей
Атлантического океана, с
помощью опорных слов и
иллюстрациям.
Отмечают
Атлантический
океан
в
контурной карте с помощью
учителя.

Дают определение, что такое
«Мировой океан». Называют и
показывают на настенной карте
части Мирового океана. Отмечают в
контурной карте Атлантический
океан, его крупнейшие острова и
полуострова. Описывают океан по
предложенному учителем плану.

11

3. Северный
Ледовитый океан.

1ч.

4. Тихий океан.

1ч.

5. Индийский океан.

1ч.

Знакомство школьников с
географическим положением,
особенностями природы
Северного Ледовитого океана.
Закрепление знаний
обучающихся о морях,
островах, полуостровах
Северного Ледовитого океана,
расположенных на территории
РФ.
Знакомство школьников с
крупными морями, островами
и полуостровами, животным и
растительным миром Тихого
океана.
Закрепление и обобщение
знаний обучающихся о морях,
островах, полуостровах Тихого
океана, расположенных на
территории РФ.
Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Индийском океане.
Знакомство школьников с
крупными морями, островами
и полуостровами, животным и
растительным миром
Индийского океана.

Показывают
на
карте
Северный Ледовитый океан с
помощью
учителя.
Перечисляют
обитателей
изучаемого
океана
с
помощью опорных слов и
иллюстрациям.
Отмечают
изучаемый океан в контурной
карте с помощью
учителя.

Отмечают в контурной карте
Северный Ледовитый океан, его
крупнейшие острова и полуострова.
Описывают
океан
по
предложенному учителем плану.

Показывают на карте Тихий
океан с помощью учителя.
Перечисляют
обитателей
изучаемого
океана
с
помощью опорных слов и
иллюстрациям.
Отмечают
изучаемый океан в контурной
карте с помощью учителя.

Отмечают в контурной карте Тихий
океан, его крупнейшие острова и
полуострова. Описывают океан по
предложенному учителем плану.

Показывают
на
карте
Индийский океан с помощью
учителя.
Перечисляют
обитателей
изучаемого
океана с помощью опорных
слов
и
иллюстрациям.
Отмечают изучаемый океан в
контурной карте с помощью
учителя.

Отмечают в контурной карте
Индийский океан, его крупнейшие
острова и полуострова. Описывают
океан по предложенному учителем
плану.

12

6. Современное
изучение
Мирового океана.

1ч.

7. Африка.
Географическое
положение.

1ч.

Формирование представлений Составляют
рассказ
по
обучающихся о науке –
предложенным
учителем
океанологии, ее значении,
предложениям
о
пользе,
современных научных
получаемой
людьми
от
открытиях. Совершенствование океанов и морей.
навыков работы с картой
полушарий, работы с
контурной картой.
Материки и части света. Африка – 12 часов
Формирование представлений Показывают
Африку
на
обучающихся о самом жарком настенной карте, используя
помощь
учителя.
материке земного шара.
названия
Знакомство с географическим Подписывают
материка, моря и океаны,
положением Африки.
Совершенствование навыков которые омывают материк с
учителя.
работы с картой полушарий, помощью
глобусом, физической картой
Составляют
рассказ
по
предложенным
учителем
Африки.
предложениям
о
географическом положении
Африки.

Рассказывают,
какую
пользу
получают люди от океанов и морей.

Называют
и
показывают
на
настенной карте Африку, океаны и
моря, которые омывают материк.
Отмечают на контурной карте
географические
названия,
выделенные в тексте учебника.
Красной линией обозначают линию
экватора.
Записывают
новые
географические термины в тетрадь.
Составляют по плану краткую
характеристику
географического
положения Африки.

13

8. Разнообразие
рельефа, климат,
реки и озера.

9. Природные зоны.
Растительный мир
тропических лесов.

1ч.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Африке. Знакомство с
рельефом, климатическими
особенностями, реками и
озерами изучаемого материка.
Совершенствование навыков
работы с картой полушарий,
глобусом, физической картой
Африки.

Формирование представлений
обучающихся о природных
зонах Африки. Знакомство
обучающихся с тропическим
(экваториальным) лесом
Африки. Совершенствование
навыков работы с учебником,
приложением к учебнику.

Показывают на карте заранее
выделенные учителем формы
поверхности, подписывают
названия в контурной карте,
используя помощь учителя.

Знакомятся с природными
зонами Африки. По рисункам
называют растения Африки.
По предложенным учителем
предложениям
составляют
рассказ об одном из растений
тропического леса.

Перечисляют формы поверхности
Африки, показывают и называют их
на настенной карте. Поясняют, от
чего зависит климат на материке.
Сравнивают климат северной и
центральной части континента.
Отмечают на контурной карте
выделенные в тексте горы, реки и
озѐра.

Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Африка.
Показывают и называют на карте
тропический лес. Рассказывают, от
чего зависит многообразие
растительного мира тропического
леса Африки. Составляют рассказ об
одном из растений, зарисовывают
его в тетради. Обозначают зону
тропических лесов на контурной
карте.

14

10. Животный мир
тропических лесов.

1ч.

11. Растительный мир
саванн.

1ч.

12. Животный
саванн

1ч.

мир

Формирование представлений
обучающихся о природных
зонах Африки. Знакомство
обучающихся с тропическим
(экваториальным) лесом
Африки. Совершенствование
навыков работы с учебником,
приложением к учебнику.
Знакомство с природными
зонами Африки. Формирование
представлений обучающихся о
растительности саванн.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы при
выполнении задании в тетради
на печатной основе.

По
рисункам
называют
животных зоны тропических
лесов
Африки.
По
предложенным
учителем
предложениям
составляют
рассказ
об
одном
из
животных тропического леса.

Выписывают понятие «саванна» из словаря в тетрадь.
По
картинкам
называют
растения саванн. Записывают
названия
в
тетрадь.
Составляют рассказ об одном
из растений саванн по
предложенным
учителем
предложениям.
Знакомство с природными
По
картинкам
называют
зонами Африки. Формирование животных
саванн.
представлений обучающихся о Записывают
названия
в
животном мире саванн.
тетрадь. Составляют рассказ
об одном из животных
саванн.

Рассказывают, от чего зависит
многообразие животного мира
тропического леса Африки.
Составляют рассказ об одном из
животных, зарисовывают его в
тетради. Обозначают зону
тропических лесов на контурной
карте.
Дают определение, что такое
саванна. Рассказывают, как меняется
внешний вид саванн в дождливый и
сухой сезон. Записывают названия
растений в тетрадь. Объясняют как
взаимосвязан
животный
и
растительный
мир
саванн.
Составляют рассказ об одном
растении саванн.
Записывают названия животных в
тетрадь.
Объясняют
как
взаимосвязан
животный
и
растительный
мир
саванн.
Составляют рассказ об одном
животном саванн.

15

13. Растительный и
животный мир
пустынь.

1ч.

Знакомство с природными
зонами Африки. Продолжение
формирования представлений
обучающихся об Африке.
Формирование представлений
обучающихся о пустынях
Африки.

Показывают
на
карте
пустыни Африки, используя
помощь
учителя.
Закрашивают зону пустынь,
заранее
выделенную
учителем в контурной карте.
Называют
представителей
растительного и животного
мира, выделенных в тексте
учебника.

14. Население и
государства.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся об
Африке. Знакомство
обучающихся с населением,
хозяйственной деятельностью,
бытом жителей африканского
материка, крупными
государствами.
Совершенствование навыков
работы с политической картой
Африки, навыки
работы в контурных картах.

Записывают
в
тетрадь
народы, которые проживают
в Африке. Показывают на
карте государства материка,
заранее
выделенные
учителем.
По
рисункам
рассказывают,
чем
занимаются жители этих
стран, используя помощь
Учителя.

Называют и показывают пустыни
Африки на настенной карте и
обозначают их в контурной карте.
Выписывают в тетрадь из словаря
новые географические понятия.
Формулируют главное правило
жизни в пустыне. Рассказывают с
опорой на текст учебника как
приспособились
животные
и
растения к климатическим условиям
пустыни.
Перечисляют
народы,
которые
населяют
материк.
Объясняют,
почему африканцы имеют тѐмный
цвет кожи. Находят на карте
наиболее
густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям.
Отмечают
в
контурной
карте
изучаемые
государства.
Рассказывают
о
достопримечательностях этих стран.

16

15. Государства
Африки: Египет,
Эфиопия.

1ч.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью, бытом жителей
Египта, Эфиопии.

Записывают
в
тетрадь
народы, которые проживают
в Африке. Показывают на
карте государства материка,
заранее
выделенные
учителем.

16. Государства
Африки: Танзания,
Демократическая
Республика Конго.

1ч.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью, бытом жителей
Танзании, Демократической
Республики Конго.

Записывают
в
тетрадь
народы, которые проживают
в Африке. Показывают на
карте государства материка,
заранее
выделенные
учителем.
По
рисункам
рассказывают,
чем
занимаются жители этих
стран, используя помощь
учителя.

17. Государства
Африки Египет,
ЮАР.

1ч.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью, бытом жителей
Египта, ЮАР.

Записывают
в
тетрадь
народы, которые проживают
в Африке. Показывают на
карте государства материка,
заранее
выделенные
учителем.
По
рисункам
рассказывают,
чем
занимаются жители этих
стран, используя помощь
учителя.

Перечисляют
народы,
которые
населяют
материк.
Объясняют,
почему африканцы имеют тѐмный
цвет кожи. Находят на карте
наиболее
густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям.
Перечисляют
народы,
которые
населяют
материк.
Объясняют,
почему африканцы имеют тѐмный
цвет кожи. Находят на карте
наиболее
густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям.
Отмечают
в
контурной
карте
изучаемые
государства.
Рассказывают
о
достопримечательностях этих стран.
Перечисляют
народы,
которые
населяют
материк.
Объясняют,
почему африканцы имеют тѐмный
цвет кожи. Находят на карте
наиболее
густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям.
Отмечают
в
контурной
карте
изучаемые
государства.
Рассказывают
о

17

достопримечательностях этих стран.

18. Обобщающий урок
по
теме
«Африка».

1ч.

Обобщение знаний
обучающихся об изучаемом
материке. Совершенствование
навыков самостоятельной
работы в парах, группах при
выполнении заданий.

Показывают
Африку
на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка
с
опорой
на
предложения
и
иллюстративный материал,
предложенный
учителем.

Показывают на карте Африку. Дают
краткую характеристику материка с
опорой на карты и с помощью
учителя.

Австралия – 8 часов

18

19. Австралия.
Географическое
положение.

1ч.

Формирование представлений
обучающихся об Австралии.
Знакомство школьников с
географическим положением
Австралии. Совершенствование
навыков работы с картой
полушарий, глобусом,
физической картой Австралии.

Показывают Австралию на
настенной карте, используя
помощь
учителя.
Подписывают
названия
материка, моря и океаны,
которые омывают материк с
помощью
учителя.
Составляют
рассказ
по
предложенным
учителем
предложениям
о
географическом положении
Австралии.

20. Разнообразие
рельефа, климат,
реки и озера.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся об
Австралии. Знакомство
школьников с рельефом,
особенностями климатических
условий, водоемами Австралии.
Совершенствование навыков
показа географических
объектов на настенной карте.

Показывают на карте заранее
выделенные учителем формы
поверхности, подписывают
названия в контурной карте,
используя помощь учителя.

21. Растительный мир.

1ч.

Продолжать формирование
представлений обучающихся об
Австралии. Знакомство
школьников с типичными
представителями растительного
мира Австралии.

Знакомятся с природными
зонами
Австралии.
По
предложенным
учителем
предложениям
составляют
рассказ об одном из растений
материка, зарисовывают его в
тетрадь.

Называют
и
показывают
на
настенной карте Австралию, океаны
и моря, которые омывают материк.
Отмечают на контурной карте
географические
названия,
выделенные в тексте учебника.
Записывают новые географические
термины в тетрадь. Сравнивают
береговые очертания Австралии и
Африки. Составляют по плану
краткую
характеристику
географического
положения
Австралии.
Рассказывают о климатических
условиях Австралии. Называют
регионы Австралии, в которых
климат наиболее благоприятен для
жизни людей и ведения сельского
хозяйства. Показывают на настенной
карте самое крупное озеро и реки
Австралии. Отмечают на контурной
карте
выделенные
в
тексте
географические объекты.
Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Австралия.
Рассказывают
о
разнообразии
растительного мира, о растение,
которое
является
символом
Австралии.

19

22. Животный мир.

1ч.

23. Население
Австралии.

1ч.

Продолжать формирование
представлений обучающихся об
Австралии. Знакомство
школьников с типичными
представителями животного
мира Австралии.

По
картинкам
называют
животных
Австралии.
Записывают
названия
в
тетрадь. Составляют рассказ
об одном из животных
Австралии по предложенным
учителем
предложениям.
Продолжать формирование
Записывают
в
тетрадь
представлений обучающихся об народы, которые проживают
Австралии. Знакомство с
в Австралии. Показывают на
коренным и пришлым
карте государства материка,
населением Австралии.
заранее
выделенные
Совершенствование
учителем.
По
рисункам
самостоятельной работы при
рассказывают,
чем
выполнении упражнений в
занимаются жители этих
тетради на печатной основе.
стран, используя помощь
Развитие навыков
учителя.
самоконтроля при выполнении
упражнений.

Рассказывают
о
разнообразии
животного
мира
Австралии.
Называют представителей сумчатых
и
яйцекладущих
животных.
Составляют рассказ об одном из
животных Австралии.
Перечисляют
народы,
которые
населяют материк. Находят на карте
наиболее
густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям.
Отмечают
в
контурной
карте
изучаемые
государства.
Рассказывают
о
достопримечательностях этих стран.

20

24. Австралийский
Союз.

1ч.

Формирование представлений о
географическом положении,
государственном устройстве,
хозяйстве изучаемого
государства.

Показывают
на
карте
государство Австралийский
Союз, используя помощь
учителя.
По
рисункам
рассказывают,
чем
занимаются местные жители
этой
страны,
используя
помощь
учителя.
Выписывают
в
тетрадь
название столицы и крупных
городов Австралии.

Называют
коренное
население
Австралии. На карте показывают
плотно
заселенные
территории
Австралии.
Перечисляют
виды
промышленности
и
сельского
хозяйства, которые хорошо развиты
на континенте. Показывают на карте
Австралийский Союз. Отмечают на
контурной карте столицу и крупные
города
Австралии.
Составляют
рассказ об одном из них.

25. Океания. Остров
Новая Гвинея.

1ч.

Формирование представлений
обучающихся об уникальности
природы земного шара на
примере островов Океании.
Знакомство школьников с
путешествиями и открытиями
русских мореплавателей.

Подписывают
названия
крупнейших
островов
Океании в контурной карте,
используя помощь учителя.
Составляют
рассказ
о
русском учѐном Н. Н.
МиклухоМаклай с опорой на
предложенные
учителем
предложения.

Показывают
и
называют
на
настенной карте острова Новая
Гвинея и Новая Зеландия. Отмечают
их на контурной карте. Называют
самый большой остров и описывают
особенности
его
природы.
Составляют рассказ о русском
ученом Н. Н. Миклухо-Маклай,
который первый изучил жизнь и быт
народов Новой Гвинеи, опираясь на
текст учебника.

21

26. Обобщающий
урок по теме
«Австралия».

1ч.

27. Географическое
положение.
Антарктика.

1ч.

Показывают Австралию на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка
с
опорой
на
предложения
и
иллюстративный материал,
предложенный
учителем.
Антарктида – 6 часов
Продолжение формирования
Показывают
на
карте
представлений обучающихся об Антарктиду,
используя
Антарктиде как самом
помощь
учителя.
В
холодном материке земного
контурной
карте
шара. Знакомство с
подписывают
названия
географическим положением
океанов и островов, заранее
Антарктиды.
выделенных
учителем.
Совершенствование навыков
Составляют рассказ о первой
показа географических
русской
экспедиции
по
объектов на настенной карте,
предложенным
учителем
навыки работы в контурных
предложениям.
картах.
Обобщение знаний
обучающихся об изучаемом
материке. Совершенствование
навыков самостоятельной
работы в парах, группах при
выполнении заданий.

Показывают на карте Австралию.
Дают
краткую
характеристику
материка с опорой на карты и с
помощью учителя.

Сравнивают
физические
карты
Австралии и Антарктиды. Называют
признаки сходства и различия. На
контурной
карте
обозначают
Южный
полюс.
Подписывают
названия
океанов,
омывающих
берега
Антарктиды
и
Антарктических
полуостровов.
Рассказывают о первой русской
экспедиции к Южному материку.
Показывают ее маршрут на карте.
Называют
путешественника,
который первый достиг Южного
полюса.

22

28. Открытие
Антарктиды
русскими
мореплавателями.

1ч.

29. Разнообразие
рельефа, климат.

1ч

30. Растительный и
животный мир
Антарктиды.
Охрана природы.

1ч.

Показывают
на
карте
выделенный
стрелками
маршрут русской экспедиции.
Называют путешественников,
которые первыми достигли
Южного полюса с помощью
учителя.

Рассказывают о первой русской
экспедиции к берегам Антарктиды.
Показывают
ее
маршрут
на
настенной и отмечают в контурной
картах.
Называют
путешественников,
которые
первыми достигли Южного полюса,
опираясь на текст учебника.

Рассматривают физическую
карту Антарктиды, опираясь
на предложенные учителем
предложения,
составляют
рассказ о климатических
условиях
материка.
По
геологической
карте
называют
полезные
ископаемые
с
помощью
учителя.
Формирование представлений По
иллюстрации
обучающихся о растительном перечисляют представителей
и животном мире Антарктиды. животного мира. Составляют
рассказ о пингвинах по
предложенным
учителем
предложениям.

Объясняют, от чего зависит климат
Антарктиды.
Рассказывают
о
поверхности материка. Перечисляют
полезные ископаемые материка. На
контурную
карту
наносят
географические
названия.
Составляют рассказ о климате
Антарктиды, опираясь на текст
учебника.

Продолжение формирования
представлений обучающихся об
Антарктиде как самом
холодном материке земного
шара. Формирование
уважительного отношения к
людям, занимающимся наукой,
географическими открытиями,
наблюдениями и описанием
Земли.
Продолжение формирования
представления обучающихся об
Антарктиде как самом
холодном материке земного
шара. Знакомство с
поверхностью материка, его
климатом, полезными
ископаемыми.

Называют
растения
материка.
Перечисляют животных и птиц
Антарктиды. Объясняют, почему нет
копытных животных, а много
ластоногих.
Зарисовывают
пингвинов в тетрадь. Составляют
рассказ
«Как
приспособились
пингвины к жизни на самом
холодном материке Земли».

23

31. Современные
исследования
Антарктиды.

1ч.

32. Обобщающий
урок по теме
«Антарктида».

1ч.

33. Открытие Америки. 1ч.

Продолжение формирования
представления обучающихся об
Антарктиде. Знакомство с
исследованиями материка на
современном этапе.
Формирование уважительного
отношения к людям,
занимающимся наукой,
географическими открытиями,
наблюдением и описанием
Земли.
Обобщение и систематизация
знаний об Антарктиде.

Составляют
рассказ
об
ученых из антарктических
экспедиций
по
предложенным
учителем
предложениям. Показывают и
называют на карте научные
станции, заранее выделенные
учителем.

Рассказывают, в каких условиях
живут
ученые
из
научных
антарктических экспедиций, что они
изучают. Показывают на карте
научные станции Антарктиды и
отмечают их в контурной карте.
Перечисляют
географические
названия, связанные с именами
исследователей.

Показывают Антарктиду на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка
с
опорой
на
предложения
и
иллюстративный материал,
предложенный
учителем.
Америка – 1час
Формирование представлений Показывают
на
карте
учащихся об открытии
полушарий часть света Америки. Формирование
Америку с помощью учителя.
потребности в чтении
Называют,
кто
открыл
дополнительной литературы с Америку и в честь кого была
целью расширения, обогащения названа,
опираясь
на
географических знаний.
предложения, предложенные

Показывают на карте Антарктиду.
Дают
краткую
характеристику
материка с опорой на карты и с
помощью учителя.

Наносят на контурную карту путь
кораблей Колумба. Показывают на
физической карте материка острова
Куба, Гаити, Алеутские острова,
полуостров
Аляска.
Называют
русских путешественников, которые
участвовали в открытии и освоении

24

учителем.

34. Географическое
1ч.
положение
Северной Америки.

Северная Америка - 9 часов
Формирование представлений По
пунктирным
линиям
обучающихся о материке
отмечают путь кораблей
Северная Америка. Знакомство Колумба.
Отмечают
на
с географическим положением контурной карте заранее
материка. Закреплять навыки. выделенные
учителем
обьекты.

Составляют
рассказ
о
географическом
положении
Северной Америки, опираясь
на план и предложения,
предложенные учителем.

полуострова Аляска.

Наносят на карту путь кораблей
Колумба.
Называют
путешественника, в честь которого
была
названа
Америка.
Рассказывают
о
русских
путешественника,
открывших
северозапад континента. Отмечают на
контурной
карте
выделенные
шрифтом географические объекты.
Дают
краткую
характеристику
географического
положения
Северной Америки.

25

1ч.

Продолжение формирования
представления обучающихся о
Северной Америке. Знакомство
школьников с рельефом
Северной Америки. Показ
зависимости климата от
географического положения
материка.

Показывают на настенной
карте равнины и горы,
заранее
выделенные
учителем. Подписывают их
названия в контурной карте,
используя помощь учителя.

36. Реки и озера
1ч.
Северной Америки.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
материке Северная Америка.
Знакомство обучающихся с
водными ресурсами изучаемого
материка.
Совершенствование навыков
показа географических
объектов на настенной карте.
Знакомство обучающихся с
природными зонами Северной
Америки. Формирование
представлений о типичных
представителях растительного
и животного мира изучаемого
материка. Развитие навыка
чтения географической карты.

Показывают на карте заранее
выделенные учителем реки и
озѐра, подписывают названия
в контурной карте, используя
помощь учителя.

35. Разнообразие
рельефа, климат.

37. Растительный и
животный мир.

1ч.

По
иллюстрации
перечисляют представителей
растительного и животного
мира. Составляют рассказ об
одном из представителей
животного или растительного
мира,
опираясь
на
предложенные
словосочетания, предложения

Показывают и называют формы
земной
поверхности
Северной
Америки.
Отмечают
их
на
контурной
карте.
Перечисляют
полезные ископаемые материка.
Составляют
рассказ
о
климатических условиях Северной
Америки.
Называют
и
показывают
на
настенной карте реки и озера
Северной Америки. Отмечают на
карте
выделенные
шрифтом
географические
объекты.
Составляют рассказ о Великих
озѐрах Северной Америки.
Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Северная
Америка.
Рассказывают
о
разнообразие
растительного
и
животного мира.
Составляют
рассказ об одном из животных
Северной Америки.

26

38. Население и
1ч.
государства
Северной Америки.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Развитие навыков работы с
политической картой.

Записывают
в
тетрадь
народы, которые проживают
в
Северной
Америке.
Показывают
на
карте
государства
материка,
заранее
выделенные
учителем.
По
рисункам
рассказывают
о
достопримечательностях этих
стран.

39. Соединенные
Штаты Америки.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Знакомство школьников с
географическим положением,
государственным устройством
США, населением и его
основными
занятиями.
Развитие навыков работы с
географической картой.

Показывают
на
карте
государство США, используя
помощь
учителя.
По
рисункам рассказывают, чем
занимаются местные жители
этой
страны,
используя
помощь учителя.

1ч.

Рассказывают о коренных жителях
материка. Показывают на карте, где
живут
эскимосы
и
индейцы.
Описывают занятия населения по
сюжетным
иллюстрациям.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и
сельского
хозяйства изучаемых государств.
Отмечают государства и их столицы
в контурной карте. Рассказывают о
достопримечательностях этих стран.
Показывают на карте Соединенные
Штаты Америки. Перечисляют виды
промышленности и сельского
хозяйства. Отмечают на контурной
карте столицу и крупные города
изучаемого государства.
Рассказывают о
достопримечательностях этой
страны.

27

40. Канада.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Сообщение сведений о
географическом положение,
особенностях природы,
населении, хозяйстве Канады.
Развитие навыков
самостоятельной работы в
контурной

Показывают
на
карте
государство
Канада,
используя помощь учителя.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются местные
жители
этой
страны,
используя помощь учителя.

Показывают на карте Канаду.
Перечисляют виды промышленности
и сельского хозяйства. Отмечают на
контурной карте столицу и крупные
города изучаемого государства.
Рассказывают о
достопримечательностях этой
страны.

Показывают
на
карте
изучаемые
государства,
используя помощь учителя.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются местные
жители этих стран, используя
помощь
учителя.
Обобщение и
Показывают
Северную
систематизирование знаний о Америку на настенной карте.
Северной
Называют
характерные
Америке
особенности
материка
с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем.
Южная Америка - 12 часов

Показывают на карте изучаемые
государства. Перечисляют виды
промышленности
и
сельского
хозяйства. Отмечают на контурной
карте столицу и крупные города
изучаемых стран. Рассказывают о
достопримечательностях этих стран.

карте.
41. Мексика. Куба.

1ч.

42. Обобщающий
урок по теме
«Северная
Америка»

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Развитие навыков работы с
географическими картами.

Показывают на карте Северную
Америку.
Дают
краткую
характеристику материка с опорой
на карты и с помощью учителя.

28

43. Географическое
положение.

1ч.

44. Разнообразие
рельефа, климат.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
материках земного шара.
Сообщение сведений о
географическом положении
Южной Америки, открытии
острова Огненная Земля.
Развитие навыков
использования географических
карт для получения новой
учебной информации.
Формирование представлений
обучающихся о Южной
Америке. Сообщение сведений
о разнообразии и контрасте
поверхности, особенностях
климата

Отмечают на контурной карте
заранее выделенные учителем
географические
объекты.
Составляют
рассказ
о
географическом положении
Северной Америки, опираясь
на план и предложения,
предложенные учителем.

Показывают на настенной
карте равнины и горы,
заранее
выделенные
учителем. Подписывают их
названия в контурной карте.

Называют
и
показывают
на
настенной карте Африку, океаны и
моря, которые омывают материк.
Отмечают на контурной карте
географические
названия,
выделенные в тексте учебника.
Записывают новые географические
термины в тетрадь. Составляют по
плану
краткую
характеристику
географического положения Южной
Америки .
Называют
и
показывают
на
настенной карте формы рельефа
Южной Америки. Отмечают на
контурной карте географические
названия, выделенные в тексте
учебника.

Южной Америки. Установление
взаимосвязи географического
положения, поверхности и
климата изучаемого материка

29

45. Реки и озера
Южной Америки.

1ч.

46. Растительный мир
тропических лесов.

1ч.

47. Животные
тропического леса.

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о Южной
Америке. Знакомство
школьников с водоемами
изучаемого материка.
Совершенствование навыков
показа географических
объектов на настенной карте.
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
растительного мира земного
шара. Сообщение сведений о
растительности тропических
лесов Южной Америки.
Закрепление знания
обучающихся о тропических
лесах земного шара в процессе
сравнения лесов Африки,
Северной Америки и Южной
Америки.

Показывают на настенной
карте заранее выделенные
учителем реки и озера
Южной
Америки.
Составляют
рассказ
об
Амазонке по предложенным
учителем
предложениям.

Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
животного мира земного шара.
Сообщение школьникам
сведений о типичных
представителях животного
мира тропических лесов
Южной Америки.

По
рисункам
называют
животных зоны тропических
лесов Южной Америки. По
предложенным
учителем
предложениям
составляют
рассказ
об
одном
из
животных тропического леса.

Знакомятся с природными
зонами Южной Америки. По
рисункам называют растения
материка. По предложенным
учителем
предложениям
составляют рассказ об одном
из растений тропического
леса.

Отмечают на контурной карте
крупные реки и озѐра Южной
Америки. Сравнивают Амазонку и
Нил по характеру течения и
питания. Называют сходства и
различия. Описывают одну из рек
Южной Америки по предложенному
учителем плану.
Перечисляют природные зоны, в
которых
расположена
Южная
Америка. Отмечают их в контурной
карте. Показывают и называют на
карте
тропический
лес.
Рассказывают,
как
меняется
Амазония
в
результате
хозяйственной
деятельности
человека. Составляют рассказ об
одном из растений. Зарисовывают в
тетради
некоторые
растения,
которые водятся только на этом
материке.
Рассказывают, от чего зависит
многообразие
животного
мира
тропического леса Южной Америки.
Составляют рассказ об одном из
животных, зарисовывают его в
тетради.
Обозначают
зону
тропических лесов на контурной
карте.

30

48. Растительный мир
саванн степей
полупустынь и
горных районов.

1ч.

49. Животный мир
саванн, степей,
полупустынь,
пустынь.

1ч.

Закрепление знаний
обучающихся о тропических
лесах земного шара в процессе
сравнения лесов Африки,
Северной Америки и Южной
Америки.
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
природных условий Южной
Америки. Сообщение сведений
о разнообразии растительного
мира Южной Америки.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
разнообразии природных
условий Южной Америки.
Знакомства школьников с
животным миром саванн,
пустынь, степей и гор Южной
Америки.

Показывают
на
карте
саванны,
степи,
горные
районы материка, используя
помощь учителя. Записывают
в
тетрадь
названия
представителей
растительного
мира,
выделенных
в
тексте
учебника.

Показывают
на
карте
саванны,
степи,
горные
районы материка, используя
помощь
учителя.
По
иллюстрации
перечисляют
представителей
животного
мира
саванн,
степей,
полупустынь,
пустынь
Южной
Америки.
Записывают
названия
животных в тетрадь.

Рассказывают
о
разнообразии
растений в зоне степей Южной
Америки. Сравнивают пустыни
Африки
и
Южной
Америки.
Показывают,
как
изменяются
природные зоны в горах на карте
«Высотная
поясность
Южной
Америки». Зарисовывают в тетради
растения
Южной
Америки.
Составляют рассказ об одном из
представителей растительного мира
Южной Америки .
Рассказывают
о
разнообразии
животных в зоне степей Южной
Америки. Записывают названия
животных в тетрадь. Объясняют как
взаимосвязан
животный
и
растительный
мир
саванн.
Зарисовывают в тетради животных
Южной Америки.
Составляют
рассказ об одном из представителей
животного мира Южной
Америки.

31

50. Население и
государства.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
Южной Америке.
Формирование представлений о
коренном и пришлом
населении материка.

Показывают
государства
заранее
учителем.

на

карте Показывают на политической карте
материка, крупные
государства
Южной
выделенные Америки.
Рассказывают
о
разнообразном составе народов
Южной Америки. Наносят на
контурную карту

Сообщение сведений о
государствах Южной Америки.

51. Государства
Южной Америки:
Бразилия.

1ч.

Сообщение сведений о
государствах Южной Америки.
Совершенствование навыков
работы с политической картой.

Показывают
на
карте
изучаемые
государства,
используя помощь учителя.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются местные
жители этих стран, используя
помощь учителя.

52. Государства
Южной Америки:
Аргентина.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Знакомство с государством
Южной Америки –Аргентиной.

Показывают
на
карте
изучаемые
государства,
используя помощь учителя.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются местные
жители этих стран, используя
помощь
учителя.

изучаемые
государства
и
их
столицы. Перечисляют отрасли
промышленности
и
сельского
хозяйства, развитые в этих странах
Показывают изучаемые государства
на карте. Перечисляют виды
промышленности
и
сельского
хозяйства. Отмечают на контурной
карте столицу и крупные города
изучаемых стран. Рассказывают о
достопримечательностях
государства.
Показывают изучаемые государства
на карте. Перечисляют виды
промышленности
и
сельского
хозяйства. Отмечают на контурной
карте столицу и крупные города
изучаемых стран. Рассказывают о
достопримечательностях
государства.

32

53. Государства
Южной Америки:
Перу.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Знакомство с государством
Южной Америки-Перу.

54. Обобщающий урок
по теме
«Южная Америка».

1ч.

Обобщение и
систематизирование знаний
обучающихся о
Южной Америке .

55. Географическое
положение.

1ч.

Показывают
на
карте
изучаемые
государства,
используя помощь учителя.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются местные
жители этих стран, используя
помощь учителя.

Показывают
Южную
Америку на настенной карте.
Называют
характерные
особенности
материка
с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем.
Евразия – 14 часов
Формирование представлений Показывают Евразию на
обучающихся об Евразии как карте полушарий и глобусе,
самом крупном материке
используя помощь учителя.
земного шара. Знакомство с
Дают
краткую
географическим положением
характеристику
географического положения
Евразии.
материка по плану и опорным
предложениям.

Показывают изучаемые государства
на карте. Перечисляют виды
промышленности
и
сельского
хозяйства. Отмечают на контурной
карте столицу и крупные города
изучаемых стран. Рассказывают о
достопримечательностях
государства.
Показывают на карте Южную
Америку.
Дают
краткую
характеристику материка с опорой
на карты и с помощью учителя.

Рассказывают о географическом
положении
Евразии.
Называют
части света, из которых состоит
материк, сравнивают их по площади.
На контурной карте проводят
условную границу между Европой и
Азией и отмечают географические
названия, выделенные в тексте
учебника.

33

56. Очертания берегов
Евразии. Моря
Северного
Ледовитого и
Атлантического
океанов. Острова и
полуострова.

1ч.

Продолжение формирования
представлений о
географическом положении
Евразии. Знакомство с
очертаниями берегов,
островами и полуостровами
океанов, омывающими
материк.

57. Очертание берегов
Евразии Моря
Тихого и
Индийского
океанов. Острова и
полуострова.

1ч.

Продолжение формирования
представлений о
географическом положении
Евразии. Знакомство с
очертаниями берегов,
островами и полуостровами
Тихого и Индийского океанов.
Закрепление знаний
школьников о морях Тихого
океана, омывающих восточное
побережье РФ.

Показывают на физической
карте
океаны,
которые
омывают
Евразию.
Записывают
в
тетрадь
острова
и
полуострова
материка. Составляют рассказ
об одном из морей по
опорным
словам,
и
словосочетаниям, принимая
помощь учителя.
Записывают
в
тетрадь
острова
и
полуострова
Тихого
и
Индийского
океанов. Составляют рассказ
об одном из морей, по
опорным
словам,
и
словосочетаниям, принимая
помощь учителя.

На физической карте показывают и
называют
океаны,
омывающие
материк. Отмечают моря этих
океанов, острова и полуострова на
контурных
картах.
Дают
характеристику одному из морей по
предложенному учителем плану.

На физической карте показывают и
называют
океаны,
омывающие
материк. Отмечают моря этих
океанов, острова и полуострова на
контурных
картах.
Дают
характеристику одному из морей по
предложенному учителем плану.

34

58. Разнообразие
рельефа. Полезные
ископаемые
Европы.

1ч.

59. Разнообразие
рельефа. Полезные
ископаемые Азии.

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о Евразии.
Знакомство с рельефом и
полезными ископаемыми
Европы. Формирование
навыков самостоятельной
работы при выполнении
заданий в тетради на печатной
основе.

Показывают на настенной
карте равнины и горы,
заранее
выделенные
учителем. Подписывают их
названия в контурной карте,
используя помощь учителя.
Называют и показывают
(заранее
обозначенные
учителем на настенной карте)
крупнейшие месторождения
полезных
ископаемых
Европы.
Формирование представлений Показывают на настенной
обучающихся о Евразии.
карте равнины и горы,
Знакомство с рельефом и
заранее
выделенные
полезными ископаемыми Азии. учителем. Подписывают их
Формирование навыков
названия в контурной карте,
самостоятельной работы при
используя помощь учителя.
выполнении заданий в тетради Называют и показывают
на печатной основе.
(заранее
обозначенные
учителем на настенной карте)
крупнейшие месторождения
полезных ископаемых Азии.

Показывают на физической карте
равнины, плоскогорья и горы
Евразии. Отмечают формы рельефа
Евразии
в
контурной
карте.
Перечисляют полезные ископаемые,
которые добывают на материке,
показывают их месторождения на
карте.

Показывают на физической карте
равнины, плоскогорья и горы Азии.
Отмечают формы рельефа Евразии в
контурной
карте.
Перечисляют
полезные ископаемые, которые
добывают на материке, показывают
их месторождения на карте.

35

60. Климат Евразии.

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о Евразии,
особенностях ее климатических
условий. Совершенствование
навыков работы с физической
картой.

Закрашивают в контурной
карте климатические пояса,
заранее
выделенные
учителем.
Составляют
рассказ о климате Росси по
предложенным
учителем
предложениям. На контурной
карте отмечают реки и озера,
используя помощь учителя.

Перечисляют,
в
каких
климатических поясах расположен
материк, называют особенности
каждого из климатических поясов.
Рассказывают,
какие
факторы
определяют
климат
Евразии.
Показывают
и
называют
крупнейшие реки и озера материка и
отмечают их в контурной карте.

61. Реки и озера
Европы.

1ч.

Формирование представлений о
богатстве водных ресурсов
Евразии. Сообщение сведений
о водоемах Европы.
Совершенствование навыков
работы с физической картой.

Показывают реки и озѐра
Европы (заранее выделенные
учителем на карте). Наносят
на контурную карту названия
рек,
озер,
каналов
(с
помощью).
Составляют
рассказ о реках и озерах
Европы по опорным словам
и словосочетаниям.
Формирование представлений о Показывают реки и озѐра
богатстве водных ресурсов
Азии (заранее выделенные
Евразии. Сообщение сведений учителем на карте). Наносят
о водоемах азиатской части
на контурную карту названия
изучаемого материка.
рек,
озер,
каналов
(с
помощью).
Составляют
рассказ о реках и озерах
Азии, по опорным словам и
словосочетаниям.

Называют и показывают реки и
озера, которые расположены в
европейской
части
материка.
Наносят на контурную карту
названия
рек,
озер,
каналов.
Составляют рассказ о реках и озерах
Европы по плану.

62. Реки и озера
Азии.

1ч.

Называют и показывают реки и
озера, которые расположены в
азиатской части материка. Наносят
на контурную карту названия рек,
озер, каналов. Составляют рассказ о
реках и озерах Азии по плану.

36

63. Растительный и
животный мир
Европы.

1ч.

64. Растительный и
животный мир
Азии.

1ч.

65. Население Евразии. 1ч.

66. Культура и быт
народов Евразии.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
Евразии. Сообщение сведений
о растительном и животном
мире изучаемого материка.
Развитие навыков
самостоятельного получения
учебной информации из карт
приложения к учебнику.
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
Евразии. Сообщение сведений
о растительном и животном
мире изучаемого материка.
Развитие навыков
самостоятельного получения
учебной информации из карт
приложения к учебнику
Формирование представлений
обучающихся о
многонациональном населении
материка Евразия .
Формирование представлений
обучающихся о
многонациональном населении
материка Евразия. Сообщение
основных сведений о культуре
и быте народов Евразии.

Называют
растения
и
животных
Европы.
Записывают
в
тетрадь
названия
представителей
растительного и животного
мира, выделенных в тексте
учебника, используя помощь
учителя.

Называют и показывают на карте
природные
зоны
Европы.
Перечисляют
представителей
растительного и животного мира
каждой природной зоны.

Называют
растения
и
животных Азии. Записывают
в
тетрадь
названия
представителей
растительного и животного
мира.

Называют и показывают на карте
природные зоны Азии. Перечисляют
представителей растительного и
животного мира каждой природной
зоны.

На
карте
показывают Называют по иллюстрациям часть
государства Евразии, заранее Евразии, которая более плотно
выделенные учителем.
заселена.
Составляют рассказ о
Составляют рассказ о культуре и
культуре и быте своего края
быте своего края.
по предложенным учителем
предложениям.

37

67. Обобщающий урок
по теме «Евразия».

1ч.

68. Обобщающий урок
по курсу
«География
материков и
океанов».

1ч.

Обобщение и
систематизирование сведений о
крупнейшем материке земного
шара. Развитие навыков
самостоятельной работы при
выполнении заданий в
контурной карте и в тетради на
печатной основе.
Обобщение и
систематизирование знаний по
курсу «География материков и
океанов» Развитие навыков
работы в команде.

Показывают Евразию на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка
с
опорой
на
предложения
и
иллюстративный материал,
предложенный
учителем.

Показывают на карте Евразию.
Дают
краткую
характеристику
материка с опорой на карты и с
помощью учителя.

Показывают
материки
и
океаны на настенной карте с
помощью
учителя.
Подписывают
названия
материков и океанов в
контурной карте.

Показывают на настенной карте
материки и океаны. По описанию и
иллюстрациям определяют, о каком
материке и океане идет речь.
Наносят названия материков и
океанов в контурной карте.

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для
специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Атлас 8 класс
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

38

Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.:
«Просвещение», 1997
Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.:
«Просвещение», 1997
Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга
для учителя. М.: «Первое сентября», 2000
Никитина Н.А.Универсальные поурочные разработки по географии 7 класс. М.: «Вако», 2012

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».