6 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по
УР:

Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

___________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

__________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
6 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Природоведение»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна
г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 13

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена

на

основе

общеобразовательной

Федеральной

программы

адаптированной

обучающихся

с

основной

нарушениями

интеллекта, далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушениями
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета
«Природоведение». Цель обучения - освоение знаний о многообразии
природных объектов,

развитие

интереса

к

изучению природы,

воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к
природе и применение практических сведений в повседневной жизни
учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:

3

− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство
с основными направлениями природоохранительной работы; − воспитание
социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6
классе определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах
неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой
природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме
человека и его здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как
дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и
животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и
обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Личностные результаты:
− воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

4

− формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам
в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила
здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними
животными;
− формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления
соблюдать и вести здоровый образ жизни;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой
медицинской помощи при незначительных травмах;
− формирование бережного отношения к материальным ценностям, к
предметам живой и неживой природы.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Минимальный уровень:
−

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,

фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осиналиственное дерево леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой
группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную
книгу России;

5

− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа
жизни, понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное
отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по
заданию педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных

оснований

для

классификации

(клевер-

травянистое

дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное,
растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников,
объяснять свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и
обществе, правила здорового образа жизни;

6

− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная
оценка своей работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Система оценки достижения обучающимися нарушениями
интеллекта планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «Природоведение» в 6
классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика; −
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.

При оценке

7

предметных

результатов

учитывается

уровень

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных
результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− даѐт правильные ответы на все поставленные вопросы, может
подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения; −
адекватно использует терминологию; −
умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;
− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочѐты ученик исправляет при незначительной помощи
учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет
допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− при помощи учителя или учащихся даѐт правильные односложные
ответы на поставленные вопросы;
− в речи не использует изученную терминологию;
− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.

8

Оценка

«5»

ставится

-

при

самостоятельном безошибочном

выполнении всех заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух
негрубых недочѐтов или одной ошибки; допускается незначительная
помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной
ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной
помощи учителя, материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
состоит из трѐх разделов: «Растительный мир», «Животный мир»,
«Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся
простейшие классификации растений и животных.

Учитель должен

обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы
растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей
планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и
животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры
и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени
должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края.

9

При знакомстве с домашними животными, комнатными и
декоративными растениями следует обязательно опираться на личный
опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное
отношение к объектам природы, умение видеть еѐ красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять
пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных
привычек

и

формированию

необходимых

санитарно-гигиенических

навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют
знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения
учебного предмета «Природоведение".
Основными
природоведения

организационными

являются:

формами

фронтальная,

работы

групповая,

на

уроке

коллективная,

индивидуальная работа.
При

проведении

уроков

природоведения

предполагается

использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ
с включением в него элементов беседы или объяснения,
сопровождающегося демонстрацией, опытов);
− репродуктивный

метод

(воспроизведение

и

применение

информации);
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения);

10

− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют

при

проведении

лабораторных

и

практических

работ,

предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой
природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее
незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация
словаря).
− выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности
обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в
тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации
описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на
карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись
рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
п/
п
1.

Название раздела

Введение

Количество
часов

Контрольные работы

1

1

11

2.

Растительный мир

17

1

3.

Животный мир

35

1

4

Человек

12

1

5.

Обобщение

3

1

68

5

Итого:

12

III.
№

Тема

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол- Программное содержание.
во
часов

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Введение - 1час
1

Живая природа:
растения, животные,
человек

1

Формирование
представлений о предметах
и явлениях живой
природы, умения
дифференцировать живую
и неживую природу.

Узнают объекты живой природы
на иллюстрациях и фотографиях,
относят к объектам живой или
неживой природе.
Называют изученные объекты. В
рабочих тетрадях обводят
картинки с изображением живых
организмов.

Выделяют существенные признаки
объектов живой природы, относят
объекты к живой или к неживой
природе, устанавливают
взаимосвязи между живой и
неживой природой.
Выписывают в тетрадь общие
признаки живых организмов.

Растительный мир – 17 часов

13

2

Разнообразие
растительного мира.

1

Формирование
представлений о
многообразии
растительного мира.
Разнообразие растений.
Дикорастущие и
культурные растения.
Значение растений.

Узнают растения на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные объекты; рассказывают
о значении растений.
Дописывают в тетрадь
определения, используя текст
учебника: дикорастущие,
культурные.
Зарисовывают в тетрадь овощи и
фрукты.

3

Среда обитания
растений.

1

Формирование
представлений о среде
обитания растений и
многообразии
растительного мира.
Растения леса (деревья,
травянистые растения).
Растения луга (травы:
клевер, васильки, лютики).
Растения водоемов
(камыш, рогоз, кувшинки).
Растения полей, садов,
огородов (пшеница, рожь,
овощи, фрукты).

Узнают растения леса, водоемов,
садов, огородов на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к разным группам
(растения леса, водоемов, садов,
огородов).
Выполняют задание в рабочей
тетради: продолжи предложения.
Записывают среду обитания
растений.

Называют представителей
растительного мира, выделяют
признаки дикорастущих и
культурных растений, относят
растения к разным группам на
основании этих признаков;
рассказывают о значении
растений и их роли в
окружающем мире. В рабочих
тетрадях рассматривают
рисунки, заполняют таблицу,
используя слова для справок,
записывают название
культурных и дикорастущих
растений.
Знают места произрастания
растений, узнают и называют 2–3
представителя растений леса, луга,
водоемов, полей, садов, огородов.
Заполняют схему «Среда обитания
растений», рассказывают, где
встречаются эти растения.

14

4

Строение растений.

1

Формирование
представлений о частях
растений и их функциях.
Части растения: цветок,
стебель, лист, корень.
Внешний вид. Значение.

Узнают части растений на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
рассказывают о назначении
органов растений.
Раскрашивают части растений на
рисунке в рабочей тетради,
соединяют части растения и его
название, используя помощь
учителя.

Узнают и называют части
растений, и показывают их на
натуральных объектах, картинах,
схемах, знают функции частей
растений и их значение для
растения.
Выполняют задания:
раскрашивают части растений в
рабочей тетради и подписывают их;
узнают растения по их контуру,
соединяют части растения и его
название.

5

Деревья,
кустарники, травы.

1

Закрепление, уточнение и
расширение представлений
о деревьях, кустарниках,
травах.

Узнают деревья, кустарники,
травы на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к разным группам –
деревьям, кустарникам, травам,
называют представителей разных
групп растений.
Дописывают предложения в
рабочей тетради: о каких деревьях
говорится в предложениях.

Выполняют классификацию
растений и признаки разных групп,
относят растения к разным
группам на основании основных
признаков.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, приводят примеры
растений (деревья, кустарники,
травы) своей местности.

15

6

Лиственные
деревья.

1

Закрепление, уточнение и
расширение представлений
о лиственных деревьях,
формирование
представления о видах
лиственных деревьев.
Признаки
лиственных
деревьев.
Листопад.
Дикорастущие
и
культурные лиственные
деревья.

Называют лиственные растения
на иллюстрациях и фотографиях.
Показывают изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе. Называют лиственные
дикорастущие и культурные
деревья (по 2 представителя). В
рабочей тетради подчеркивают
названия лиственных деревьев;
раскрашивают деревья на
рисунках .

Знают классификацию растений,
знают признаки лиственных
растений, относят растения к
лиственным на основании
основных признаков. Называют
представителей лиственных
дикорастущих и культурных
растений (по 3–4 представителя).
Относят лиственные растения к
разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (лиственное,
дикорастущее, культурное).
Выполняют задание в рабочей
тетради: определяют дерево по
описанию. Соединяют описание с
названием дерева.

16

7

Хвойные деревья.

1

Закрепление, уточнение и
расширение представлений
о лиственных деревьях.
Признаки хвойных
деревьев. Хвойный лес.
Тайга.

Узнают хвойные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют хвойные
деревья (по 2 представителя). На
рисунках подписывают названия
хвойных деревьев. Записывают в
тетрадь ответ на вопрос: как
называется хвойный лес,
используя рисунок.

8

Дикорастущие
кустарники.

1

Формирование
представлений о
дикорастущих
кустарниках.

Узнают дикорастущие
кустарники на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к изучаемой группе,
называют дикорастущие
кустарники
(2 представителя).
В рабочей тетради выполняют
задание «Четвертый лишний»,
зачеркивают лишние слова в
предложенном перечне
дикорастущих растений.

Знают признаки хвойных
растений, относят растения к
хвойным на основании основных
признаков. Называют
представителей хвойных растений
(3 представителя).
Относят хвойные растения к
разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (хвойное,
дикорастущее).
В рабочей тетради на рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и сосну.
Называют сходство и различия.
Узнают и называют дикорастущие
кустарники (не менее 3),
выделяют существенные
признаки дикорастущих
кустарников, относят изученные
растения к различным группам
(кустарники, дикорастущие
кустарники) с учетом оснований
для классификации. В тетради
подписывают на рисунке части
кустарника.

17

9

10

Культурные
кустарники.

1

Травы.

1

Формирование
представлений о
культурных
кустарниках.

Знают классификацию растений,
признаки кустарников. Узнают
культурные кустарники
на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе,
называют
культурные
кустарники (2–3 представителя),
имеют представление о значении
культурных
кустарников.
Выполняют в тетради задание
«Четвертый лишний», зачеркивают
лишние слова в предложенном
перечне культурных растений.
Закрепление,
Узнают и называют дикорастущие и
уточнение и
культурные травы (не менее 5),
относят изученные растения к
расширение
различным группам (травы
представлений о
дикорастущие и культурные) с
травах.
учетом оснований для
Формирование
классификации.
представлений о
Раскрашивают в тетради рисунки с
дикорастущих и
изображением травянистых
культурных травах.
растений; называют культурные и
Использование
человеком культурных дикорастущие травы.
растений.

Узнают и называют культурные
кустарники
(не менее 3), выделяют
существенные признаки культурных
кустарников, относят изученные
растения к различным группам
(кустарники, культурные
кустарники) с учетом оснований для
классификации.
Составляют рассказ о целебных
свойствах ягод, растущих в саду на
кустарниках.

Знают классификацию растений,
признаки трав. Узнают
дикорастущие и культурные травы
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят травы к изучаемой группе,
называют дикорастущие и
культурные травы
(подорожник, ромашка, укроп,
петрушка).
В тетради подписывают рисунки
названиями известных травянистых
растений; рассказывают какие
культурные травы выращивает
человек на огороде, как использует.

18

11

Декоративные
растения.

1

Формирование
представлений о
декоративных
растениях.

12

Лекарственные
растения.

1

Формирование
представлений о
лекарственных
растениях. Лечебные
свойства. Правила их
использования.

Узнают декоративные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты (2–3),
относят растения к изучаемой
группе, называют декоративные
растения, рассказывают о значении
лекарственных растений.
Выполняют задание в рабочей
тетради: выписывают буквы с
одинаковых лепестков и составляют
названия цветов; рисуют букет для
мамы, используя предложенные
рисунки цветов.
Узнают лекарственные растения
(ромашка, шиповник, календула) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, рассказывают о значении
лекарственных растений. По
картинкам в тетради собирают
лекарственные травы для домашней
аптечки.

Узнают и называют декоративные
растения
(не менее 5), выделяют
существенные признаки
декоративных растений. Используя
текст учебника, дописывают в
рабочую тетрадь определение
декоративных растений. В тетради
заполняют таблицу, используя слова
для справок: выписывают названия
декоративных цветов, кустарников,
деревьев.
Узнают и называют лекарственные
растения, относят изученные
растения к различным группам
(дикорастущие и культурные) с
учетом оснований для
классификации.
Используя рисунки в рабочей
тетради, собирают травы для
домашней аптечки; объясняют, как
они лечат разные болезни.

19

13

Комнатные
растения. Уход за
комнатными
растениями.

1

Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
комнатных растениях,
формирование умения
ухаживать за
комнатными
растениями.

14

Комнатные
растения: герань,
бегония, фиалка,
традесканция.

1

Формирование
представлений о
многообразии
комнатных растений,
формирование умение
ухаживать за
комнатными
растениями.

Узнают комнатные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
комнатных растений, относят
отдельные растения к группе
комнатных растений, выполняют
действия по уходу за растениями
под контролем учителя.
Узнают герани, бегонии, фиалки,
традесканции на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты,
выполняют действия по уходу за
растениями под контролем учителя.
Выполняют задание в рабочей
тетради: узнают на рисунках
комнатные растения и подписывают
их названия, используя слова для
справок.

Узнают и называют комнатные
растения, относят изученные
растения к комнатным на основании
сходных признаков, осуществляют
деятельность по
уходу за комнатными растениями.

Узнают и называют изученные
комнатные растения, выделяют
существенные признаки комнатных
растений, называют сходные по
внешним признакам объекты,
известные из других источников,
объясняют свое решение.
Выполняют задание в рабочей
тетради: рассмотри рисунки,
напиши на стрелках, что
необходимо для роста растений.
Напиши в рабочей тетради, как надо
ухаживать за комнатными
растениями.

20

15

Растительный мир
разных районов
Земли.

1

Формирование
представлений о
разнообразии
растительного мира
Земли, о зависимости
внешнего вида
растений от среды
обитания.

Узнают и называют изученные
растения (по 1–2 растения),
выделяют существенные признаки
растений холодного и жаркого
районов Земли, называют сходные
по внешним признакам объекты,
известные из других источников,
объясняют свое решение, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания.
Называют по рисункам растения,
произрастающие в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом.

Узнают растения разных районов
Земли –(холодных районов, с
умеренным климатом, жарких
районов) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят изученные
растения к разным группам по месту
произрастания, называют растения,
произрастающие в районах с
умеренным климатом.
В тетради заполняют таблицу:
выписывают названия растений,
которые растут в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом.

16

Растения нашей
страны.

1

Формирование
представлений о
многообразии
растительного мира
России.

Узнают и называют различные
районы нашей страны (тундра, леса,
степь, пустыня) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют растения,
произрастающие в нашей стране.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану, используя
опорные слова.

Узнают и называют изученные
растения (по 2–3 растения),
выделяют существенные признаки
растений разных районов России,
называют растения,
произрастающие в России,
известные из других источников,
имеют представления о
взаимосвязях внешнего вида
растения и места обитания.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану.

21

17

Растения своей
местности:
дикорастущие и
культурные.

1

18

Красная книга
России и своей
области (края).

1

Закрепление знаний о
растительном мире
России. Обобщение
знаний о растениях
своей местности,
формирование
представлений о
растительном мире
своего края.
Формирование
представлений о
необходимости охраны
природы
(растительного мира),
знакомство с Красной
книгой.

Узнают растения своей местности на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют изученные объекты.
Относят изученные растения к
разным группам, называют растения
своей местности.
Описывают один из кустарников по
плану, используя помощь учителя.

Называют растения,
произрастающие в своей местности.
Относят растения своей местности к
различным классификациям
(деревья, кустарники, травы;
дикорастущие, культурные;
декоративные). Описывают один из
кустарников по плану.

Узнают растения Красной книги
(ландыш, колокольчик, кувшинка)
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют растения из Красной
книги своей местности,
рассказывают о
значении Красной книги.

Называют растения, включенные в
Красную книгу России, известные
из других источников, знают и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе, выполняют
доступные возрасту
природоохранительные действия.

Животный мир – 35 часов

22

19

Разнообразие
животного мира.

1

Формирование
представлений о
многообразии
животного мира.

Узнают животных на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
животных. Относят животных к
разным группам в зависимости от
классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания, выведение
потомства) с опорой на учебник.
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира с опорой на
предложения и иллюстративный
материал, предложенный учителем.

Называют представителей
животного мира, выделяют
признаки животных. Относят
животных к разным группам в
зависимости от классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания, выведение
потомства).
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира по плану;
заполняют таблицу, приводя
примеры названий животных с
разными способами передвижения.

20

Среда обитания
животных.

1

Формирование
представлений о среде
обитания животных и
многообразии
животного мира.

Узнают животных суши, водоемов и
птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных к
разным группам (животные суши,
водоемы, птицы).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соедини стрелками рисунок
с местом обитания животных.

Узнают и называют представителей
животного мира, обитающих на
суше, в воздухе, почве, водоемах;
называют животных, известных из
других источников, объясняют свое
решение.
Сравнивают по рисункам животных
разных мест обитания, делают
вывод о разных способах
приспособления к местам обитания.
Пользуясь текстом учебника,
заполняют таблицу о местах
обитания животных.

23

21

Животные:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие.

1

Формирование
представлений о
многообразии
животного мира на
основе имеющихся у
школьников знаний.

22

Насекомые.

1

Формирование
представлений о
многообразии
насекомых.

Узнают насекомых, рыб,
земноводных, пресмыкающихся,
птиц, млекопитающих на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных к разным
группам.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, соотнося название
животного с названием группы.
Узнают насекомых на иллюстрациях
и фотографиях. называют изученные
объекты, имеют представление о
значении насекомых в природе.
Раскрашивают рисунки с
изображением насекомых.

Узнают и называют представителей
животного мира, относят животных
к разным группам с учетом
основных признаков, выделяют
существенные признаки разных
групп животных.
Заполняют в рабочей тетради
таблицу: распределяют животных
по группам, используя иллюстрации
и рисунки.
Узнают и называют насекомых.
Выделяют существенные признаки
насекомых.
Подписывают на рисунках в
рабочей тетради части тела
насекомого, используя слова для
справок. Считают сколько ног у
насекомых, делают вывод об
отличительных особенностях
насекомых.

24

23

24

Бабочки, стрекозы,
жуки.

Кузнечики, муравьи,
пчелы.

1

1

Уточнение и
расширение
представлений о
бабочках, стрекозах,
жуках.

Уточнение и
расширение
представлений о
кузнечиках, муравьях,
пчелах.

Узнают жуков, бабочек, стрекоз на
иллюстрациях и фотографиях,
относят жуков, бабочек, стрекоз к
изученной группе животных,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
жуков, бабочек, стрекоз в природе.
Рассказывают по рисункам, что
общего у всех насекомых.
Заполняют таблицу в тетради,
используя слова для справок:
выписывают отличительные
особенности каждой группы
насекомых.

Узнают и называют представителей
насекомых (жуки, бабочки,
стрекозы) в натуральном виде,
естественных условиях, рисунках;
выделяют существенные признаки
насекомых, имеют представления о
взаимосвязях между изученными
объектами и их местом в
окружающем мире.
Описывают особенности внешнего
вида одного из насекомых по плану
и иллюстрациям. Заполняют

таблицу в тетради, используя слова
для справок: выписывают
отличительные особенности каждой
группы насекомых, обосновывают
свой выбор.
Узнают кузнечиков, пчел, муравьев Узнают и называют насекомых
(кузнечики, пчелы, муравьи) в
на иллюстрациях и фотографиях,
натуральном виде, естественных
называют изученные объекты,
условиях, картинах; выделяют
относят к изученной группе
существенные признаки насекомых,
животных, имеют представление о
значении кузнечиков, пчел, муравьев знают и соблюдают правила
безопасного поведения в природе.
в природе.
Рисуют муравейник, рассказывают о Описывают внешний вид кузнечика
по плану.
жизни обитателей муравейника.

25

25

Рыбы.

1

Уточнение и
расширение
представлений о
рыбах.

Узнают рыб на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, имеют представление о
значении рыб в природе. Называют
части тела рыбы по рисунку.

Узнают и называют рыб, выделяют
существенные признаки рыб, имеют
представление о взаимосвязях
между изученными объектами
(рыбами) и их местом в
окружающем мире.
В рабочей тетради на рисунке
подписывают части тела рыбы,
называют отличительные
особенности рыб. Заполняют
пропуски на карточке: внешний вид
и образ жизни рыб.

26

26

Морские и речные
рыбы.

1

Формирование
представлений о
морских и речных
рыбах.

27

Земноводные.
Лягушки. Жабы.

1

Формирование
представлений о
земноводных
животных на примере
жабы и лягушки.

Узнают и называют морских и
речных рыб (не менее 6) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные признаки морских и
речных рыб, имеют представления о
взаимосвязях между изученными
объектами и их местом в
окружающем мире; относят рыб к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации (пресноводные,
морские, хищные).
Заполняют таблицу, пользуясь
текстом учебника, название
пресноводных и морских рыб
Составляют рассказ об одной из рыб
по плану.
Узнают и называют земноводных,
Узнают земноводных – лягушек и
выделяют
существенные признаки
жаб – на иллюстрациях и
земноводных – жаб и лягушек;
фотографиях, называют изученные
имеют представления о
объекты, относят лягушек и жаб к
изученной группе животных, имеют взаимосвязях между изученными
животными и их местом в
представление о значении жаб и
окружающем мире.
лягушек в природе.
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
животных.
Узнают морских и пресноводных
рыб (сельдь, камбала, лосось, сом,
щука) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят сельдь, треску,
камбалу, лосося, карася, окуня, сома,
щуку к изученной группе животных.
Относят изученных рыб к морским и
пресноводным. Составляют рассказ
об одной из рыб по плану и опорным
предложениям. В рабочей тетради
обводят рисунок самой крупной
пресноводной рыбы и называют ее.

27

28

Пресмыкающиеся.
Змеи, ящерицы,
крокодилы.

1

Формирование
представлений о
пресмыкающихся
животных на примере
змей, ящериц,
крокодилов.

29

Птицы.

1

Уточнение и
расширение
представлений о
птицах. Места
обитания. Значение
птиц в природе.

Узнают пресмыкающихся – змей,
ящериц, крокодилов на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят змей, ящериц, крокодилов к
изученной группе животных, имеют
представление о значении
пресмыкающихся в природе.
Выполняют задание в рабочей
тетради: зачеркивают в каждом ряду
названий групп животных лишнее
слово, пишут обобщающее слово
для остальных названий животных.
Узнают птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют птиц, имеют
представление о значении птиц в
природе.
Рассматривают рисунок птицы в
рабочей тетради и подписывают
части тела птицы, используя слова
для справок.

Выделяют существенные признаки
пресмыкающихся, выделяют
существенные признаки змей,
ящериц, крокодилов; имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и их
местом в окружающем мире. В
рабочей тетради соединяют линией
описание с названием групп
животных; подписывают
представителей.

Узнают и называют птиц (ворона,
синица, воробей, голубь, утка).
Выделяют существенные признаки
птиц. Относят птиц к различным
группам: перелетные, зимующие.
Подписывают на рисунках в
рабочих тетрадях части тела птицы.

28

30

31

Ласточки, скворцы,
снегири, орлы.

Лебеди, журавли,
чайки.

1

1

Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
ласточках, скворцах,
снегирях, орлах.

Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
лебедях, журавлях,
чайках.

Узнают птиц: ласточек, скворцов,
снегирей, орлов на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
изученные объекты, относят
ласточек, скворцов, снегирей, орлов
к изученной группе животных.
Относят изученных птиц к
перелетным или зимующим.
Выполняют задание на карточке:

Узнают и называют птиц (ласточки,
скворцы, снегири, орлы).
Выделяют существенные признаки
птиц. Рассказывают о взаимосвязях
между птицами и их местом в
окружающем мире. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, хищные.
В рабочих тетрадях подписывают

заканчивают предложение об
особенностях внешнего вида птиц.

рисунки с изображением птиц,
соединяют изображения птиц с
местами их обитания.
Узнают и называют птиц (лебеди,
журавли, чайки). Выделяют
существенные признаки птиц,
имеют представления о
взаимосвязях между внешним видом
и образом жизни птиц и их средой
обитания. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, водоплавающие.
Называют морских, речных птиц,
птиц, живущих около водоемов,
известных из других источников.
Соединяют в рабочей тетради
изображения птиц с местами их
обитания; объясняют свой выбор

Узнают и называют птиц (лебеди,
журавли, чайки) на иллюстрациях и
фотографиях. называют изученные
объекты. Выделяют существенные
признаки птиц с помощью учителя.
Относят
изученных
птиц
к
перелетным
или
зимующим.
Подписывают название птиц на
рисунках в рабочей тетради.

29

32

Птицы своего края.
Охрана птиц.

1

Расширение и
уточнение знаний о
птицах своей
местности. Типичные
птицы своего края.
Охрана птиц.

Называют птиц, обитающих в своей
местности. Относят птиц,
обитающих в своей местности, к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации: перелетные –
зимующие, водоплавающие (с
помощью учителя). Называют и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе. Рисуют в
тетради рядом с кормушкой одну из
зимующих птиц.

Называют птиц, обитающих в своей
местности, выделяют существенные
признаки птиц. Относят птиц,
обитающих в своей местности, к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации: перелетные –
зимующие, водоплавающие.
Называют и соблюдают правила
безопасного поведения в природе,
выполняют доступные возрасту
природоохранительные действия.
Выписывают в тетрадь названия
птиц своего края.

30

33

Млекопитающие.

1

Формирование
понятия
млекопитающие на
основе уточнения и
расширения
имеющихся
представлений:
признаки, внешний
вид, детеныши, среда
обитания (суша и
вода).

Узнают и называют
млекопитающих на иллюстрациям
и
фотографиям.
Относят
млекопитающих к разным группам,
имеют представление о значении
млекопитающих
в природе.
Дополняют предложения в рабочей
тетради
об
отличительных
особенностях
млекопитающих,
используя иллюстрации и опорные
понятия.

Узнают
и
называют
млекопитающих в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах.
Выделяют
существенные
признаки
млекопитающих.
Называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках, или
известных из других источников.
Относят
млекопитающих
к
различным группам с учетом
различных
оснований
для
классификации: обитающие в воде
и на суше, хищные, травоядные,
всеядные.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Различия по способу
питания», используя словарь для
справок.

31

34

Млекопитающие
суши.

1

Формирование
представлений о
млекопитающих суши
на основе имеющихся
знаний. Животные
лесов, степей,
пустынь.

Узнают млекопитающих суши на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты.
Узнают животных суши на рисунках
в рабочей тетради, по контуру
соединяют линиями с местами их
обитания.

Узнают и называют (не менее 5)
млекопитающих суши (лесов,
степей, пустынь) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, имеют представления о
взаимосвязях между
млекопитающими и их местом в
окружающем мире, называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках или
известных из других источников.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают слова, которые
подходят для рассказа о разных
млекопитающих суши.

32

35

Млекопитающие
морей и океанов.

1

Формирование
представлений о
млекопитающих морей
и океанов: признаки,
внешний вид.

Узнают млекопитающих морей и
океанов (китов, дельфинов) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют млекопитающих морей и
океанов.
Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как приспособился
организм млекопитающих животных
к обитанию в морях и океанах.

Узнают и называют млекопитающих
морей и океанов (киты, тюлени,
дельфины) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Имеют представления о
взаимосвязях между
млекопитающими морей и океанов
(внешний вид, образ жизни) и их
местом в окружающем мире.
Называют млекопитающих морей и
океанов из тех, которые были
изучены на уроках, или известных
из других источников, объясняют
свой выбор.
Подчеркивают в тексте рабочей
тетради отличительные особенности
водных млекопитающих; называют
признаки сходства; чем морские
млекопитающие отличаются от
сухопутных.

36

Домашние
животные в городе и
деревне.

1

Расширение и
уточнение
представлений о
домашних животных:
признаки, внешний
вид.

Узнают домашних животных на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют домашних животных,
относят домашних животных к
разным группам (птицы,
млекопитающие), имеют
представление о значении домашних
животных.

Узнают и называют домашних
животных в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки домашних животных,
называют домашних животных из
тех, которые были изучены на
уроках или известных из других
источников, объясняют свой выбор.

33

37

Сельскохозяйствен
ные животные:
Лошади.

1

38

Сельскохозяйствен
ные животные:
Коровы.

1

Выписывают в таблицу рабочей
Выписывают в таблицу рабочей
тетради названия диких и домашних тетради, используя свои примеры,
животных из стихотворения .
названия диких и домашних
животных .
Расширение и
Узнают лошадей на иллюстрациях Узнают и называют лошадей в
уточнение
и
фотографиях,
называют натуральном виде в естественных
представлений о
изученные
объекты,
относят условиях и на картинах, выделяют
лошадях.
лошадей к домашним животным, существенные признаки лошадей,
Формирование
имеют представление о значении относят лошадей к разным группам
представлений о
с учетом различных оснований для
лошадей.
сельскохозяйственны х Включаются в дидактическую игру классификации (перевозка грузов,
животных: внешний
спортивные соревнования, цирк,
«Где чей детеныш?» .
вид, питание,
полиция). Сформированы
использование
представления к самостоятельной
жизни.
человеком.
Выполняют задание в рабочей
тетради: вписывают названия
животных и их детенышей.
Расширение и
Узнают коров на иллюстрациях и Узнают и называют коров в
уточнение
фотографиях, называют изученные
натуральном виде в естественных
представлений о
объекты, относят коров к домашним условиях и на картинах, выделяют
коровах.
животным, имеют представление о
существенные признаки коров,
Формирование
относят коров к определенным
значении коров в жизни человека.
представлений о
Описывают внешний вид коровы по группам животных с учетом
сельскохозяйственны х плану и опорным словам.
различных оснований для
животных: внешний
классификации (млекопитающие,
вид, питание,
домашние, сельскохозяйственные
использование
животные).
человеком, уход и
Описывают внешний вид коровы по
содержание.
плану.

34

39

Сельскохозяйствен
ные животные:
козы, овцы, свиньи.

1

40

Домашние птицы:
куры, утки, индюки.

1

Узнают и называют коз, овец,
свиньях на иллюстрациях и
фотографиях, относят коз, овец,
свиней к домашним животным,
имеют представление о значении коз,
овец, свиней.
Рассказывают об одном из животных
с опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем.
Расширение и
Узнают кур, уток, индюков на
иллюстрациях и фотографиях,
уточнение
называют изученные объекты,
представлений о
курах, утках, индюках. относят кур, уток, индюков к
домашним птицам, имеют
Формирование
представление о значении кур, уток,
представлений о
сельскохозяйственны индюков.
В рабочей тетради узнают на
х птицах: внешний
рисунках домашних птиц и
вид, использование
подписывают их названия.
человеком, уход и
содержание.
Расширение и
уточнение
представлений о козах,
овцах, свиньях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных.

Узнают и называют коз, овец,
свиней в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки изученных животных.
Составляют рассказ об одном из
животных по плану.

Узнают и называют домашних птиц
(кур, уток, индюков) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки изученных животных,
относят домашних птиц к
определенным группам с учетом
различных оснований для
классификаций (птицы, домашние,
водоплавающие).
В рабочей тетради узнают на
рисунках домашних птиц и
подписывают их названия;
сравнивают утку и домашнюю
курицу, делают вывод о сходстве по
внешнему виду.

35

41

42

Уход за животными
в живом уголке или
дома.

Аквариумные
рыбки.

1

1

Формирование
представлений о
«живом уголке»,
правилах ухода за
животными в «живом
уголке».

Узнают животных «живого уголка»
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами выполнения
несложных действий по уходу за
животными в «живом.

Узнают и называют животных
«живого уголка» в натуральном виде
в естественных условиях и на
картинах, относят животных
«живого уголка» к определенным
группам (птицы, рыбы,

Общие правила ухода
за животными в
«живом уголке» или
дома.

уголке» под руководством учителя,
имеют представление о значении
«живого уголка».
В рабочей тетради подчеркивают
названия животных, которые могут
жить дома или в живом уголке.

млекопитающие, пресмыкающиеся),
знают о правилах по уходу за
животными в «живом уголке»,
выполняют доступные возрасту
действия по уходу за животными.
В рабочей тетради подчеркивают
названия животных, которые могут
жить дома или в «живом уголке»
Обосновывают свой выбор.

Формирование
представлений об
аквариумных рыбах на
основе имеющихся
знаний. Правила
содержания и ухода за
аквариумными
рыбками.

Узнают аквариумных рыбок на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами выполнения
несложных действий по уходу за
аквариумными рыбками под
руководством учителя. В рабочей
тетради узнают на рисунках
аквариумных рыбок и подписывают
их названия; зачеркивают лишнюю
рыбку, используя помощь учителя.

Узнают и называют аквариумных
рыбок (гуппи, золотые рыбки) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки
аквариумных рыбок, знают правила
ухода и содержания за
аквариумными рыбами.
В рабочей тетради подписывают
рисунки аквариумных рыбок;
зачеркивают лишнюю рыбку.

36

43

Канарейки,
попугаи.

1

Формирование
представлений о
декоративных и певчих
птицах на основе
имеющихся знаний:
внешний вид, правила
содержания и ухода
дома или в «живом
уголке».

Узнают певчих и декоративных птиц
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют известные учащимся
певчих и декоративных птиц,
знакомятся с правилами выполнения
несложных действий
по уходу за певчими и
декоративными птицами под
руководством учителя.

Узнают и называют певчих и
декоративных птиц (канарейки,
попугаи) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Выделяют существенные
признаки певчих и декоративных
птиц. Называют певчих и
декоративных птиц, которые были
изучены на уроке и известны
обучающимся из других

В рабочей тетради узнают на
рисунках птиц и подписывают их
названия, используя слова для
справок. Обводят названия певчих
птиц, используя помощь учителя.

источников, знают правила ухода и
содержания певчих и декоративных
птиц.
В рабочей тетради подписывают
рисунки названиями птиц,
используя слова для справок.
Обводят названия певчих птиц.
Отвечают на вопрос: каких птиц
называют певчими

37

44

Морские свинки,
хомяки, черепахи.

1

Формирование
представлений о
морских свинках,
хомяках и черепахах:
внешний вид, правила
ухода.

45

Домашние кошки.

1

Расширение и
уточнение
представлений о
домашних кошках:
внешний вид, правила
ухода и содержания
кошек в доме.

Узнают морских свинок, хомяков,
черепах на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за морскими свинками,
хомяками, черепахами под
руководством учителя. Выполняют
задание в рабочей тетради:
отвечают на вопросы (кого чем
кормить) и выбирают правильные
ответы соотнося их с названиями
животных, используя помощь
учителя.
Выделяют существенные признаки
кошек, относят кошек к
определенным группам
(млекопитающие, домашние
животные, длинношерстные,
короткошерстные)
Знают правила ухода и содержания
кошек.
Выполняют задание в рабочей

Узнают и называют животных в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки морских
свинок, хомяков, черепах, знают
правила ухода за морскими
свинками, черепахами, хомяками и
их содержания.
Выполняют задание в рабочей
тетради: выбирают правильные
ответы на вопрос (кого чем
кормить) и записывают их рядом с
названием животного.

тетради: подчеркивают в тексте
слова, относящиеся к кошке;
показывают на рисунке стрелками
еду, которую ест кошка.

Записывают в рабочую тетрадь
советы, как необходимо ухаживать
за котенком.

Узнают кошек на иллюстрациях и
фотографиях, относят кошек к
группе домашних животных,
знакомятся с правилами выполнения
несложных действий по уходу за
кошками под руководством учителя,
имеют представление о значении
кошек в жизни человека.

38

46

Собаки.

1

Расширение и
уточнение
представлений о
собаках: внешний вид,
виды собак, правила
ухода за собаками и
содержания их в доме.

Узнают и называют собак на
иллюстрациях и фотографиях,
относят собак к группе домашних
животных, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий по
уходу за собаками под руководством
учителя, имеют представление о
значении собак в жизни человека.
Рассматривают рисунки в рабочих
тетрадях; заполняют схему
«Группы собак».

47

Животные
холодных районов
Земли.

1

Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных холодных
районов, зависимости
внешнего вида и
образа жизни
животных от среды
обитания.

Называют животных
холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) на иллюстрациях
и фотографиях. Относят животных
холодных районов Земли к разным
группам
животных:
млекопитающие,
птицы.
Описывают
отличительные
признаки внешнего вида животных,
обитающих на севере.

Выделяют существенные признаки
собак, относят собак к
определенным группам
(млекопитающие, домашние
животные, служебные, охотничьи,
декоративные), знают правила ухода
и содержания собак. Заполняют
таблицу в рабочей тетради «Породы
собак», используя слова для
справок. Составляют памятку об
уходе за собакой,
живущей в доме.
Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах.
Выделяют
существенные признаки животных
холодных районов Земли, имеют
представления о взаимосвязях
между внешним видом животных,
их образом жизни и средой
обитания.
Относят изученных
животных
к
определенным
группам: млекопитающие, птицы,
млекопитающие
суши,
млекопитающие морей и океанов.

39

48

Животные
умеренного пояса.

1

Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных умеренного
пояса, зависимости
внешнего вида и
образа жизни.

Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как приспособились
животные к жизни в суровых
условиях.
Узнают животных умеренного пояса Узнают и называют животных
Земли на иллюстрациях и
умеренных районов Земли (не
фотографиях, называют изученные
менее 5) в натуральном виде в
объекты, относят животных
естественных условиях и на
умеренных районов Земли к разным картинах, выделяют существенные
группам животных:
признаки животных умеренного
млекопитающие, птицы. В рабочей пояса Земли, имеют представления
тетради узнают на животных
о взаимосвязях между внешним
умеренного пояса нашей страны и
видом животных, их образом жизни
подписывают их названия,
и средой обитания, относят
используя помощь учителя.
изученных животных к
определенным группам животных –
млекопитающие, пресмыкающиеся,
птицы; травоядные, хищники.
Выписывают в тетрадь название
животных, обитающих в умеренном
поясе нашей страны.

40

49

Животные жарких
районов Земли.

1

Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных жаркого
пояса, зависимости
внешнего вида и
образа жизни.

Узнают животных жаркого пояса
Земли на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных жарких
районов Земли к разным группам
животных: млекопитающие, птицы.
Рассказывают об особенностях
внешнего вида одного из животных
жарких районов Земли по плану и
опорным предложениям.

Узнают и называют животных
жарких районов Земли (лев, слон,
кенгуру, жираф) в натуральном виде
в естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки животных жарких районов
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним видом
животных, их образом жизни и
средой обитания, относят изученных
животных к определенным группам
животных – травоядные, хищники.
По рисункам и иллюстрациям
называют особенности внешнего
вида животных жарких районов
Земли.

41

50

Животный мир
нашей страны.

1

Формирование
представлений о
многообразии
животного мира
России: взаимосвязь
образа жизни и
природных условий.
Охрана природы.

Узнают животных различных
районов нашей страны (тундры,
лесов, степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют животных, обитающих в
нашей стране, относят животных
России к разным группам (птицы,
млекопитающие).

51

Охрана животных.
Заповедники.
Красная книга
России.

1

Формирование
представлений о
необходимости
охраны природы
(животного мира),
знакомство с Красной
книгой: заповедники,
заказники. Зоопарки.

Узнают животных Красной книги
(тигр, соболь, зубр, пеликан) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
Красной книги. В рабочей тетради
узнают на рисунках животных,
охраняемых в заповедниках, и
подписывают их названия,
раскрашивают их карандашами
разных цветов.

Узнают и называют животных
разных районов нашей страны (по
2–3 животных), выделяют
существенные признаки животных
разных районов России, называют
животных, обитающих в России,
известных из других источников,
имеют представления о
взаимосвязях внешнего вида
животного и места обитания,
относят животных к разным
группам на основании различных
признаков ( пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие; хищные,
травоядные).
Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу
России, знают и соблюдают правила
безопасного поведения в природе.
В рабочей тетради подписывают
рисунки животных, охраняемых в
заповедниках, раскрашивают их
карандашами разных цветов.

42

52

53

Животные вашей
местности. Красная
книга области
(края).

Как устроен наш
организм.

1

1

Закрепление знаний о
растительном мире
России. Обобщение
знаний о животных
своей местности,
формирование
представления о
животном мире своего
края.
Расширение и
уточнение
представлений о
строении тела
человека.
Формирование
представлений об
организме человека.

Узнают животных своей местности
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных своей местности
к разным группам животных (птицы,
млекопитающие).

Человек – 12 часов
Называют части тела на
иллюстрациях. Называют основные
органы человека (сердце, легкие,
желудок, кишечник, печень, почки,
органы чувств) на иллюстрациях, с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия основных частей тела
человека. Рассматривают рисунки,
записывают в тетрадь, чем
отличаются и что общего у людей,
изображенных на рисунках.

Называют животных, обитающих в
своей местности, относят животных
своей местности к различным
классификациям (млекопитающие,
птицы, рыбы; хищные, травоядные)

Называют части тела и органы
человека (сердце, легкие, желудок,
кишечник, печень, почки, органы
чувств). Показывают основные
органы человека на схемах и
муляжах.
В рабочей тетради соединяют точки
и подписывают названия основных
частей тела человека. Заполняют
таблицу «Части тала. Внутренние
органы человека», используя слова
для справок.

43

54

55

Как работает наш
организм.

Здоровый образ
жизни человека.

1

1

Формирование
представлений о
внутренних органах
человека и их
взаимодействии:
Формирование
представлений о
пищеварительной
системе, дыхательной
системе, кровеносной
системе,
выделительной
системе, нервной
системе; о
согласованной работе
организма человека.
Формирование
представлений о
здоровом образе
жизни: соблюдение
чистоты, правильное
питание, чередование
работы и отдыха,
закаливание, занятие
спортом, отсутствие
вредных привычек.

Называют системы органов с опорой
на учебник и иллюстрации.
Рассказывают о значении систем
органов в организме человека с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия внутренних органов
человека.

Имеют
представления
о
взаимосвязях между органами
организма человека.
Называют
системы органов. Рассказывают о
значении систем органов в
организме человек и их работе.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради:
вписывают названия
отдельных органов в соответствии.
с названными системами; соединяют
линией рисунки с изображением
внутренних органов человека с их
значением и функциями.

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни. Понимают
значение здорового образа жизни в
жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем
взрослого).
Записывают правила здорового
образа жизни, используя опорные
предложения в рабочей тетради

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению
санитарногигиенических норм.
Составляют свой режим дня.
Записывают в тетрадь правила
здорового образа жизни, используя
опорные слова

44

56

Осанка.

1

Уточнение и
расширение
представлений о
правильной осанке.
Профилактика
нарушения осанки

Узнают правильную осанку на
иллюстрациях и фотографиях. Знают
и соблюдают правила здорового
жизни, понимают его значение в
жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем
взрослого). Дорисовывают на
рисунке в рабочей тетради, как надо
сидеть правильно.

Имеют представление о влиянии
осанки на здоровье человека.
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, совершают
действия по соблюдению
санитарногигиенических норм.
Подчеркивают в тексте карточки те
условия, при которых осанка будет
правильной.

57

Органы чувств.

1

Расширение и
уточнение
представлений об
органах чувств
человека.

Узнают органы чувств (глаза, уши,
нос, язык) на иллюстрациях и
схемах, называют изученные органы,
имеют представление о значении
органов чувств.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств, используя
помощь учителя.

58

Правила гигиены и
охрана органов
чувств.

1

Формирование знаний
о правилах гигиены
органов чувств.

Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
жизни, понимают их значение в
жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем
взрослого)

Узнают и называют изученные
органы (глаза, уши, нос, кожа, язык),
показывают их на рисунках, схемах,
макетах.
Относят зрение, слух, осязание,
вкус к органам чувств, имеют
представление о взаимосвязи
органов чувств в организме и их
значении.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств.
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, совершают
действия по соблюдению
санитарногигиенических норм.
Составляют правила гигиены
органов чувств, записывают в
тетрадь

45

59

Здоровое питание.

1

Формирование
представлений о
здоровом питании.
расширение и
уточнение знаний о
продуктах питания.

Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
питания, понимают их значение в
жизни человека.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения, используя слова
для справок и помощь учителя.

Узнают и называют продукты
животного и растительного
происхождения, выделяют их
признаки, относят продукты к
соответствующим группам. Знают и
соблюдают правила здорового
образа питания, совершают
действия по соблюдению
санитарно-гигиенических норм.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения; что вредно и что
полезно для организма.

46

60

Дыхание. Органы
дыхания. Правила
гигиены.

1

Формирование
представлений об
органах дыхания и
правилах гигиены
органов дыхания.

Узнают и называют органы дыхания
(нос, легкие) на иллюстрациях и
схемах, имеют представление о
значении органов чувств. Знают и
соблюдают правила здорового
образа жизни, понимают его
значение в жизни человека,
соблюдают правила личной
гигиены.
В рабочей тетради на рисунках
находят органы дыхания и
подписывают их.

61

Оказание первой
медицинской
помощи.

1

Формирование
представлений о
первой помощи и
правилах ее оказания.
Оказание помощи при
порезах, царапинах,
ушибах,
обморожении, ожогах.

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, понимают
его значение в жизни человека,
соблюдают правила безопасного
поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого),
выполняют несложные задания по
первой доврачебной помощи (под
контролем взрослого).

Узнают и называют изученные
органы (нос, легкие), показывают их
на рисунках, схемах, макетах.
Относят нос, легкие к органам
дыхания, имеют представление о
взаимосвязи органов и систем в
организме и их значении. Знают и
соблюдают правил здорового образа
жизни, совершают действия по
соблюдению
санитарногигиенических норм.
На рисунках в рабочей тетради
находят органы дыхания и
подписывают их; дополняют рассказ
о значении носа для организма
человека, вставляя пропущенные
слова в текст карточки.
Знают и соблюдают правила
безопасного поведения. Выполняют
доступные возрасту меры первой
доврачебной помощи. Соединяют
линией рисунок с нужной
рекомендацией по оказанию
помощи при
повреждениях кожи

47

62

Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение за
медицинской
помощью.

1

Формирование
представлений о
простудных
заболеваниях и мерах,
принимаемых для
профилактики и
лечения.
Профилактика
простудных
заболеваний

63

Специализация
врачей.

1

Формирование
представлений о
специализации врачей
и необходимости при
заболевании
обращаться к врачу.

64

Медицинские
учреждения нашего
города.

1

Уточнение и
расширение
представлений о
медицинских
учреждениях своего
города и их
специализации.

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, правила
личной гигиены, понимают их
значения в жизни человека,
выполняют несложные задания по
оказанию первой доврачебной
помощи (под контролем взрослого).
По рисункам в рабочей тетради,
составляют и записывают
предложения о способах
закаливания, используя помощь
учителя.

Знают и соблюдают правила
поведения при простудных
заболеваниях, знают и соблюдают
правила профилактики простудных
заболеваний, совершают действия
пособлюдению
санитарногигиенических норм.
Выполняют доступные возрасту
меры первой доврачебной помощи.
Используя рисунки в рабочей
тетради, составляют и записывают
предложения о способах
закаливания.
Узнают врачей на иллюстрациях,
Называют специализацию врачей
фотографиях, называют
(педиатр, терапевт, лор, окулист),
специализации врачей. Выписывают соотносят заболевания внутренних
названия специализации врачей, к
органов и специализацию врача.
которым можно обратиться за
Выписывают в тетрадь названия
помощью при разных видах
врачей, к которым можно
заболевания, используя слова для
обратиться за помощью при разных
справок.
видах заболевания.
Знают медицинские учреждения
Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
своего города, знают правила
поведения в медицинских
поведения в медицинских
учреждениях.
учреждениях.

48

65

66

Медицинские
учреждения нашего
города.

Неживая природа.

1

1

Уточнение и
расширение
представлений о
медицинских
учреждениях своего
города и их
специализации.

Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях.

Обобщение – 3 часа
Узнают и называют изученные
Обобщение и
предметы на иллюстрациях,
закрепление
фотографиях, относят изученные
представлений о
предметах и явлениях предметы к определенным группам
(вода, воздух, полезные ископаемые,
неживой природы.
почва), называют предметы,
относящиеся к почве, полезным
ископаемым, свойства воды,
воздуха, знают элементарные
правила безопасного поведения в
природе, имеют представление о
значении неживой природы в жизни
человека.

Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях.

Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде, относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва), выделяют существенные
признаки каждой группы. Имеют
представления о взаимосвязях
между неживой и живой природой.
Знают и соблюдают правила
безопасного поведения в природе.

49

67

Живая природа.

1

Обобщение и
закрепление
представлений о живой
природе, умение
дифференцировать
живую и неживую
Природу.

Называют изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях,
относят изученные объекты к
определенным группам (растения,
животные, организм человека).
называют объекты, относящиеся к
растениям, животным, организму
человека. Имеют представление о
значении живой природы.

Называют изученные объекты
живой природы. Относят объекты
живой природы к разным группам:
растения (деревья, кустарники,
травы, хвойные, лиственные,
декоративные), животные
(насекомые, рыбы,
пресмыкающиеся, земноводные,
млекопитающие) и организм
человека. Выделяют существенные
признаки разных групп растений и
животных. Имеют представление о
взаимосвязях между неживой и
живой природой.

68

Живая природа.

2

Обобщение и
закрепление
представлений о
живой природе,
умения
дифференцировать
живую и неживую
Природу.

Называют элементарные правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают о правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни с
опорой на учебник.

Называют и соблюдают правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают о правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни.

50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение 6 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Москва: «Просвещение», 2021г.
2. Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. Природоведение. 5-6 классы. Методические
рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва:
«Просвещение», 2017 г.
3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Рабочая тетрадь по природоведению для 6 класса
в коррекционной школе

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».