5 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»

РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по
УР:

Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь

_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

_______А.Г. Никитина
«28» августа 2024 г.

Приказ № _
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
5 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Человек »

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Лебедева Елена
Михайловна
г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1.Пояснительная записка
1Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития. разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных
по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее
ИПР).
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Человек» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи
учебного предмета «Человек».
Цель - формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем
окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи программы:
 формирование представлений о себе;
 формирование представлений о собственном теле;
 распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
 соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в
зеркале;
 отнесение себя к определенному полу;
 формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
 формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое);
 формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье
рук перед едой, после посещения туалета);
 формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением первоочередных
потребностей;
 формирование умения обслуживать себя;
 формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
 развитие собственной активности ребенка;
 формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
 формирование и развитие элементарных целенаправленных действий.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Человек».
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы заносятся в
СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и
включают:
1) понимание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в
процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально –
бытовыми умениями, необходимыми
в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу,
включаться школьные дела и др;

3) понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными
слуховыми аппаратами и (или) имплантом и другими личными техническими средствами в разных
ситуациях; умение сообщать о нездоровье, опасности ит.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) способность к осмыслению социальногоо кружения;
6) развитие самостоятельности,
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты освоения программы планируются с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы для обучающихся с ТМНР включают освоенные
обучающимися умения, специфичные
для данного учебного предмета, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся
с ТМНР не являются основным критерием при принятии решения при оценке итоговых
достижений, но рассматриваются как одна из составляющих.
Предметные результаты по формированию и усвоению представлений и умений и
рассматриваются как возможные.
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в
зеркале.
 Представление о собственном теле.
 Отнесение себя к определенному полу.
 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства,
интересы.
 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
 Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
 Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми
оздоровительными процедурами.
 Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
 Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов
утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
 Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли,
обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Ожидаемые результаты:
1. соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
2. реагировать и откликаться на свое имя;
3. называть (показывать) свое имя, фамилию, возраст;
4. уметь называть (показывать) имена своих родителей, членов семьи;
5. различать, называть (показывать) части лица и тела;
6. относить себя к определенному полу;
7. уметь определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
8. уметь обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические
процедуры, одеваться и раздеваться
и др;
9. уметь сообщать о своих потребностях и желаниях;

10. уметь соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и
вечером, мытье рук перед едой и
после посещения туалета);
11. уметь следить за своим внешним видом.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной
отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП
образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие
задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

3.Содержание обучения.
Раздел №1 «Представления о себе» ( 17 ч)
Введение в предмет «Человек». Соблюдение правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение)
частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь,
пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание
(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание
назначения частей лица.
Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов
человека (на схеме тела) (сердце,
легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных
привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии.
Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений
человека.
Раздел № 2 «Семья» ( 10 ч)
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.
Произношение своей фамилии, имени, отчества, даты рождения. Произношение фамилии, имени,
отчества своих родителей. Произношение имени и отчества бабушки и дедушки.
Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи.
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Раздел № 3 «Гигиена тела»( 15 ч)
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
Смешивание воды до комфортной температуры.
Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук,
смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.

Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей.
Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки,
выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке
зубов и полоскании полости рта:
открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную
щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение
последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос:
намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.
Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена
(розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение
фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье
и вытирании ног: намачивание ног,
намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание
тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны.
Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой).
Раздел №4 «Обращение с одеждой и обувью» (15 ч)
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф,
варежки (перчатки), свитер (джемпер,кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка
(платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав
(воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение)
предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание
назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая).
Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение)
головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов.
Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов
обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор
одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя,
летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие
предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого
рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие
обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого
ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение
последовательности действий при раздевании(например, верхней одежды: снятие варежек, снятие
шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).Застегивание
(завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание
предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну
брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк).Обувание обуви (например,
сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя
руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности
действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки,
надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой
(изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого
(левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Раздел №5 «Прием пищи » ( 11 ч)
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват
кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание

(вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку.
Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи
из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в
тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие
губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время
приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с
помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

4. Тематический план.

№
п/п

Планируемые результаты
Колво
часов

Содержател
ьная линия.
Тема

Минимальный

Достаточный

уровень

уровень

Дата
Основн
ые виды
учебной
деятельнос
ти и
электронн
ые учебнометодическ
ие
материалы

Раздел №1 «Представления о себе» (17 ч)
1

1ч

Узнавание
(различение
) мальчика и
девочки по
внешнему
виду

Формировани
е знаний о
собственной
гендерной
принадлежнос
ти (мальчик,
девочка).

Понимание обращенной
речи учителя, умение
выполнить
предложенные задания
максимально
самостоятельно.

Соблюдение
правил ТБ и
санитарногигиеническ
их
требований.

2

1ч

Идентифика
ция себя как
мальчика,
юноши

Формировани
е знаний о
собственной
гендерной
принадлежнос
ти (мальчик,
девочка).

Понимание обращенной
речи учителя, отклик
вербальный и
невербальный кивком
головы или др. жестами,
умение
идентифицировать себя
как мальчика

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
изображений
детей
(мальчиков и
девочек);
игровая,

изобразитель
ная.
3

1ч

Узнавание
(различение
) частей тела
(голова
(волосы,
уши, шея,
лицо),
туловище
(спина,
живот),
руки
(локоть,
ладонь,
пальцы),
ноги
(колено,
ступня,
пальцы,
пятка)

Узнавание
частей тела
(голова
туловище
руки (локоть,
ладонь,
пальцы), ноги

Понимание обращенной
речи учителя, отклик
вербальный и
невербальный кивком
головы или другими
жестами, умение
узнавать (различать),
называть (показывать)
части головы.

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
изображений
головы и
изображений
руки (ее
частей) в
наглядном
пособии
«Части
тела», работа
с
пиктограмма
ми; игровая,
изобразитель
ная.

4

1ч

Знание
назначения
частей тела

Называние
назначения
частей тела
человека

Показывание на себе, на
другом, на игрушке
частей тела человека

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
сюжетных
изображений
в наглядном
пособии
«Части
тела»;
игровая.

5

1ч

Узнавание
частей лица
человека
(глаза,
брови, нос,
лоб, рот
(губы, язык,
зубы)

Называние
частей лица
человека
(глаза, брови,
нос, лоб, рот
(губы, язык,
зубы).

Показывание на себе, на
другом, на игрушке
частей лица человека
(глаза, брови, нос, лоб,
рот (губы, язык, зубы).

Слушание
объяснений
учителя,
практически
е
упражнения.

6

1ч

Знание
назначения
частей лица

Знание
назначения
частей лица

Показывание на себе, на
другом, на игрушке
частей лица человека
(глаза, брови, нос, лоб,
рот (губы, язык, зубы). И
уметь называть

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
изображений

7

назначение частей тела.

лица в
наглядном
пособии
«Части
тела», работа
с
пиктограмма
ми; игровая,
изобразитель
ная.

Знание
строения
человека
(скелет,
мышцы,
кожа)

Формировани
е знаний о
строения
человека
(скелет,
мышцы, кожа)

Показывание на себе, на
другом, на игрушке
скелет, мышцы, кожа И
уметь называть их.

Слушание
объяснений
учителя, по
возможности
повторение
слов,
реагировани
е жестами,
мимикой
лица.
Элементарна
я учебная.

8

1ч

Узнавание
внутренних
органов
человека
(сердце,
легкие,
печень,
почки,
желудок)

Узнавание
(различение)
внутренних
органов
человека (на
схеме тела)
(сердце,
лёгкие).

Показывание на себе, на
другом, на игрушке
внутренние органы
человека (сердце, легкие,
печень, почки, желудок),
уметь называть их
назначение

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
сюжетных
изображений
в наглядном
пособии
«Части
тела».
Игровая.

9

1ч

Знание
назначения
внутренних
органов

Формировани
е знаний
внутренних
органов
человека.

Показывание на себе, на
другом, на игрушке
внутренние органы
человека и знать
назначения внутренних
органов

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
сюжетных
изображений
в наглядном
пособии
«Части
тела».
Игровая.

10

1ч

Знание

Формировани

Уметь перечислить

Слушание

вредных
привычек

е знаний о
вредных
привычках
человека.

вредные привычки и
назвать их влияние на
здоровье подростка

объяснений
учителя,
практически
е
упражнения.

11

1ч

Сообщение
о состоянии
своего
здоровья

Уметь
сообщить о
состоянии
своего
здоровья

Уметь сообщить о
состоянии своего
здоровья и показать или
назвать части тела,
головы, о которых идет
речь

Слушание
объяснений
учителя, по
возможности
повторение
слов,
реагировани
е жестами,
мимикой
лица.
Элементарна
я учебная.

12

1ч

Называние
своего
имени и
фамилии

Называние
своего имени
и фамилии

Называние общих
сведений о себе: имя,
фамилия, возраст, пол.

Слушание
объяснений
учителя, по
возможности
повторение
слов,
реагировани
е жестами,
мимикой
лица.
Элементарна
я учебная.

13

1ч

Называние
своего
возраста,
даты своего
рождения

Называние
общих
сведений о
себе: имя,
фамилия,
возраст, пол.

Называние общих
сведений о себе: имя,
фамилия, возраст, пол.

Слушание
объяснений
учителя, по
возможности
повторение
слов,
реагировани
е жестами,
мимикой
лица.
Элементарна
я учебная.

14

1ч

Знание
видов
деятельност
и для
организации
своего

Уметь
организовыва
ть свое
свободное
время

Уметь называть виды
деятельности

Слушание
объяснений
учителя, по
возможности
повторение
слов,

свободного
времени

реагировани
е жестами,
мимикой
лица.
Элементарна
я учебная.

15

1ч

Сообщение
сведений о
себе

Называние
общих
сведений о
себе: имя,
фамилия,
возраст, пол.

Уметь рассказать о себе

Слушание
объяснений
учителя, по
возможности
повторение
слов,
реагировани
е жестами,
мимикой
лица.
Элементарна
я учебная.

16

1ч

Рассказ о
себе

Формировани
е знаний о
собственной
гендерной
принадлежнос
ти (мальчик,
девочка).

Называние общих
сведений о себе: имя,
фамилия, возраст, пол.

Слушание
объяснений
учителя, по
возможности
повторение
слов,
реагировани
е жестами,
мимикой
лица.
Элементарна
я учебная.

Формировани
е знания о
возрастных
представлени
й (ребёнок,
взрослый,
малыш,
большой).

Называние общих
сведений о себе: имя,
фамилия, возраст, пол.

17

1ч

Знание
возрастных
изменений
человека

Называние домашнего
адреса.

Называние домашнего
адреса.

Слушание
объяснений
учителя, по
возможности
повторение
слов,
реагировани
е жестами,
мимикой
лица.
Элементарна
я учебная.

Раздел № 2 «Семья» ( 10 ч)
18

1ч

Узнавание

Узнавание (различение)

Уметь узнавать

Слушание

19

1ч

(различение
) членов
семьи на
фотография
х.

членов семьи.

Узнавание
(различение
) детей и
взрослых.

Узнавание (различение)
членов семьи.

членов семьи
на
фотографиях.
называть по
имени отчеству
членов семьи

Уметь узнавать
на фотографиях
детей, братьев,
сестер,
взрослых.
называть по
имени отчеству
членов семьи

20

1ч

Произношен
ие своей
фамилии,
имени,
отчества,
даты
рождения.

Формирование знания о
возрастных
представлений
(ребёнок, взрослый,
малыш, большой).

Умение
произносить
свою
фамилию, имя,
отчество, даты
рождения.

объяснений
учителя,
рассматрива
ние
фотографий,
называние
имени
родителей
(или
указание на
фотографию
своих
родителей в
случае
неговорения)
. Игровая.
Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
фотографий,
называние
имени
детей(братье
в, сестер,
одноклассни
ков, друзей)
и взрослых
(или
указание на
фотографию
в случае
неговорения)
. Игровая.
Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
фотографий,
называние
своей
фамилии,
имени,
отчества,
даты
рождения

(или
написание в
тетради в
случае
неговорения)
.Игровая.
21

1ч

Произношен
ие фамилии,
имени,
отчества
своих
родителей.

Знать имена и фамилию
своих родителей

Умение
произносить
фамилию, имя,
отчество, своих
родителей.

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
фотографий,
называние
фамилии,
имени,
отчества
родителей
(или
указание на
фотографию
своих
родителей в
случае
неговорения)
. Игровая.

22

1ч

Произношен
ие имени и
отчества
бабушки и
дедушки.

Знать имена своих
бабушки и дедушки.

Уметь
произносить
имя и отчество
своих бабушки
и дедушки.

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
фотографий
имени и
отчества
бабушки и
дедушки
(или
указание на
фотографию
в случае
неговорения)
. Игровая.

23

1ч

Знать свою социальную
роль в семье(сын, внук)

Получает
представление
о добром
заботливом,
уважительном
отношении
членов семьи

Слушание
объяснений
учителя,
Игровая.

Определени
е своей
социальной
роли в семье

друг к другу
24

1ч

25

1ч

Различение
социальных
ролей
членов
семьи
Представлен
ие о
бытовой и
досуговой
деятельност
и членов
семьи

26

1ч
Представлен
ие о
профессион
альной
деятельност
и членов
семьи.

27

1ч

Рассказ о
своей семье.

Называет обязанности в Называет
семье
выполнение
членами семьи
своих
обязанностей

Слушание
объяснений
учителя,.
Игровая.

Представление о
бытовой и досуговой
деятельности членов
семьи

Получает
представление
о домашней
хозяйственной
деятельности
членов семьи,
досуге семьи

Слушание
объяснений
учителя,
Игровая.

Представление о
профессиональной
деятельности членов
семьи

Называет
профессии
взрослых
членах своей
семьи

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
фотографий,
называние
профессиона
льной
деятельност
и членов
семьи (или
указание на
картинках и
фотографиях
в случае
неговорения)
. Игровая.

Формирование знаний о
своей семье.

Знание
семейных
праздников
(Новый год,
День
рождения).

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
фотографий,
рассказ о
своей семье
(или
указание на
фотографиях
своих
родителей в
случае
неговорения)

. Игровая.
Раздел № 3 «Гигиена тела»( 15 ч)
Различение
Знать что такое
Уметь
вентилей с
краны сгорячей и
различать
горячей и
холодной водой
вентили с
холодной водой
горячей и
холодной
водой,
называть
вентили по
цвету(Синий,
красный)

28

1ч

Слушание
объяснений
учителя,
практически
е
упражнения
в
определении
вентилей с
горячей
(холодной)
водой,

29

1ч

Регулирование
напора струи
воды

Вода (напор воды,
тонкая струйка,
большая струя,
большой напор)

Уметь
регулировать
напор воды,
делать напор
слабым-тонкая
струйка,
большой
напор)

практически
е
упражнения
в
регулирован
ии напора
струи воды

30

1ч

Смешивание
воды до
комфортной
температуры

Понимать, что такое
комфортная
температура воды.

Уметь
смешивать
воду до
комфортной
температуры

Слушание
объяснений
учителя,
практически
е
упражнения
в
регулирован
ии напора
струи воды,
практически
е
упражнения
в
смешивании
воды до
комфортной
температуры
.

31

1ч

Мой нос. Уход
за носом.

Формирование
понятия гигиена
носа, уход за носом.

Уметь показать
приемы и
последовательн
ость чистки и
мытья носа.

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
изображений

.
Практически
е
упражнения.
Игровая.
32

1ч

Предметы
санитарии и
гигиены: мыло,
мыльница,
полотенце,
мочалка, зубная
щетка,
шампунь, гель
для душа.

Знать назначение
предметов
санитарии гигиены

Уметь
пользоваться
мылом,
мыльницей,
полотенцем,
мочалкой,
зубной щеткой,
шампунем

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
предметов
санитарии и
гигиены на
изображения
х, и
натуральных
предметов.
Элементарна
я учебная.

33

1ч

Мытье и
вытирании рук
полотенцем

Формирование
понятия гигиена рук

Уметь
соблюдать
последовательн
ость действий
при мытье и
вытирании рук
полотенцем
(открывание
крана,
регулирование
напора струи и
температуры
воды,
намачивание
рук,
намыливание
рук, смывание
мыла с рук,
закрывание
крана,
вытирание
рук).

Слушание
объяснений
учителя,
наблюдение
за
действиями
учителя.
Практически
е действия.

34

1ч

Подстригание
ногтей
ножницами.

Формирование
понятия гигиена
рук.

Уметь
выполнять
подстригание
ногтей
ножницами.

Слушание
объяснений
учителя,
наблюдение
за
действиями
учителя.

Практически
е действия.
35

1ч

Гигиена тела

Формирование
понятия гигиена
тела

Соблюдение
последовательн
ости действий
при мытье и
вытирании тела
(ополаскивание
тела водой,
намыливание
частей тела,
смывание
мыла,
вытирание
тела)

Слушание
объяснений
учителя,
наблюдение
за
действиями
учителя.
Практически
е действия.

36

1ч

Расчесывание
волос.

Формирование
понятия мытьё
волос.
Расчёсывание
волос.

Соблюдение
последовательн
ости действий
при мытье и
вытирании
волос
(намачивание
волос,
намыливание
волос,
смывание
шампуня с
волос,
вытирание
волос)

Слушание
объяснений
учителя,
наблюдение
за
действиями
учителя.
Практически
е действия.

37

1ч

Мытье ушей.
Чистка ушей.

Формирование
понятий: мытье
ушей, чистка ушей.

Соблюдение
последовательн
ости действий
при мытье и
чистке ушей.

38

1ч

Гигиена ног

Формирование
понятия гигиена
ног.

Соблюдение
последовательн
ости действий
при мытье и
вытирании ног
(намачивание
ног,
намыливание
ног, смывание
мыла,
вытирание ног)

Слушание
объяснений
учителя,
наблюдение
за
действиями
учителя.
Практически
е действия.

39

1ч

Мытье и
вытирании ног.

Формирование
понятия гигиена
ног.

Соблюдение
последовательн
ости действий
при мытье и
вытирании ног
(намачивание
ног,
намыливание
ног, смывание
мыла,
вытирание ног)

Слушание
объяснений
учителя,
наблюдение
за
действиями
учителя.
Практически
е действия.

40

1ч

Уход за лицом

Формирование
понятия гигиена
лица

Соблюдение
последовательн
ости действий
при мытье и
вытирании
лица
(открывание
крана,
регулирование
напора струи и
температуры
воды,
набирание
воды в руки,
выливание
воды на лицо,
протирание
лица,
закрывание
крана,
вытирание
лица)

Слушание
объяснений
учителя,
наблюдение
за
действиями
учителя.
Практически
е действия.

41

1ч

Очищение
носового хода.

Формирование
понятия гигиена
носа

Соблюдение
последовательн
ости действий
при очищении
носового хода.

Слушание
объяснений
учителя,
наблюдение
за
действиями
учителя.
Практически
е действия.

42

1ч

Чистка зубов.
Полоскание
полости рта.

Гигиена полости
рта.

Соблюдение
последовательн
ости действий
при чистке
зубов и
полоскании

Слушание
объяснений
учителя,
наблюдение
за
действиями

полости рта.

учителя.
Практически
е действия.

Раздел №4 «Обращение с одеждой и обувью» (15 ч)
43

1ч

Обращение с
одеждой.

44

1ч

Знание
назначения
предметов одежды

45

1ч

Детали
предметов
одежды.

Посильное
участие в
процессе
одевания и
раздевания.

Узнавание
(различение)
предметов
одежды (пальто
(куртка, шуба,
плащ), шапка,
шарф, варежки
(перчатки),
свитер
(джемпер,
кофта),
рубашка
(футболка),
майка, трусы,
юбка (платье),
брюки
(джинсы,
шорты), носки
(колготки))

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.
Знание
назначения
деталей
предметов
одежды.

Узнавание
(различение)
деталей
предметов
одежды
(пуговицы
(молнии,

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по

заклепки),
рукав
(воротник,
манжеты))
Знание
назначения
деталей
предметов
одежды.
46

1ч
Обувь.

возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

Узнавание
(различение)
видов обуви.

Узнавание
(различение)
предметов
обуви (сапоги
(валенки),
ботинки,
кроссовки,
туфли,
сандалии,
тапки

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

47

1ч

Виды обуви

Узнавание
(различение)
видов обуви.

Знание
назначения
видов обуви
(спортивная,
домашняя,
выходная,
рабочая) .
Различение
сезонной обуви
(зимняя,
летняя,
демисезонная)

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

48

1ч

Головные уборы.

Узнавание
(различение)
головных уборов
(шапка, шляпа,
кепка, панама,
платок)

Знание
назначения
головных
уборов.
Различение
сезонных
головных
уборов

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности

повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.
49

1ч

Сезонная одежда

Различение
сезонной одежды
(зимняя, летняя,
демисезонная)

Различение по
сезонам
предметов
одежды
(предметов
обуви,
головных
уборов) .
Выбор одежды
для прогулки в
зависимости от
погодных
условий.

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

50

1ч

Виды одежды.

Различение видов
одежды
(повседневная,
праздничная,
рабочая,
домашняя,
спортивная)

Выбор одежды
в зависимости
от
предстоящего
мероприятия.

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

51

1ч

Расстегивание и
застегивание
молнии, пуговицы,
ремня, кнопки,
шнурка.

Формирование
умения
расстегивание
(развязывание)
молнии,
пуговицы и тд.

Расстегивание
(развязывание)
и застегивание
(завязывание)
липучки
(молнии,
пуговицы,
ремня, кнопки,
шнурка).
Снятие
предмета

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо

одежды
(например,
кофты: захват
кофты за край
правого рукава,
стягивание
правого рукава
кофты, захват
кофты за край
левого рукава,
стягивание
левого рукава
кофты)

е
применение
знаний.
Игровая.

52

1ч

Снятие обуви

Формирование
различения
правого и левого
предмета обуви.

Снятие обуви
(например,
ботинок: захват
рукой задней
части правого
ботинка,
стягивание
правого
ботинка, захват
рукой задней
части левого
ботинка,
стягивание
левого
ботинка)

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

53

1ч

Снятие верхней
одежды: варежек,
шапки, куртки,
снятие куртки,
сапог

Формирование
соблюдения
последовательнос
ти действий при
снятии верхней
одежды.
Контроль своего
внешнего вида.

Соблюдение
последовательн
ости действий
при раздевании
(например,
верхней
одежды: снятие
варежек,
снятие шапки,
расстегивание
куртки, снятие
куртки,
расстегивание
сапог, снятие
сапог)

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

54

1ч

Надевание
предмета одежды

Формирование
соблюдения
последовательнос
ти действий при
надевании

Надевание
предмета
одежды
(например,
брюк: захват

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние

55

1ч

Обувание обуви

комплекта
одежды.
Контроль своего
внешнего вида.

брюк за пояс,
вставление
ноги в одну
брючину,
вставление
ноги в другую
брючину,
натягивание
брюк)

картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

Стимулировать
ребёнка к
посильному
участию в
процессе
обувания обуви

Обувание
обуви
(например,
сапог: захват
двумя руками
голенища
правого сапога,
вставление
ноги в сапог,
захват двумя
руками
голенища
левого сапога,
вставление
ноги в сапог).
Различение
правого
(левого)
ботинка
(сапога, тапка)

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

Формирование
различения
правого и левого
предмета обуви.

56

1ч

Одень себя

Узнавание
(различение)
видов одежды

Соблюдение
последовательн
ости действий
при одевании
комплекта
одежды
(например:
надевание
колготок,
надевание
футболки,
надевание
юбки,
надевание
кофты)

Слушание
объяснений
учителя,
рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

57

1ч

Одежда с лица и
изнанки.

Узнавание
(различение)
видов одежды

Различение
лицевой
(изнаночной),

Слушание
объяснений
учителя,

передней
(задней)
стороны
одежды, верха
(низа) одежды.
Выворачивание
одежды

Выворачивание
одежды

рассматрива
ние
картинок
одежды, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

Раздел №5 «Прием пищи » ( 11 ч)
58

1ч

Столовые приборы
их назначение.

Знать столовые
приборы их
назначение.

Уметь
показывать и
называть
столовые
приборы
(тарелка
суповая,
тарелка мелкая,
салатник,
кружка. стакан,
ложка, вилка,
нож,
половник), их
назначение.

Слушание
объяснений
учителя.
Рассматрива
ние
картинок с
изображения
ми столовых
приборов, по
возможности
повторение
слов.
Практическо
е
применение
знаний.
Игровая.

59

1ч

Я хочу есть, пить.

Выражение
просьбы
доступными
средствами.

Уметь сказать
правильно о
времени и
желании
приема пищи

Слушание
объяснений
учителя,
работа с
пиктограмма
ми,
карточками
со словами.
Рассматрива
ние
сюжетных
изображений
.
Элементарна
я учебная.

60

1ч

Питье из кружки
/стакана .

Формирование
умения пить
губами воду из
ложки, питьё
через
соломинку,
питьё из
кружки.

Знать
последовательн
ость операций:
захват кружки,
поднесение ко
рту, наклон
кружки,
втягивание
жидкости в рот,
опускание
кружки на стол.

Слушание
объяснений
учителя.
Самостоятел
ьное
выполнение
действий.

61

1ч

Наливание жидкости
в кружку, стакан.

Знать
последовательн
ость операций:
захват кружки,
поднесение ко
рту, наклон
кружки,
втягивание
жидкости в рот,
опускание
кружки на стол.

Уметь наливать
жидкость в
кружку, стакан.
наклон
кружки/стакана
, втягивание /
вливание
жидкости в рот,
опускание
кружки/стакана
на стол)

Слушание
объяснений
учителя.
Самостоятел
ьное
выполнение
действий.
наливание
жидкости в
кружку,
стакан.
наклон
кружки/стак
ана, с
помощью
учителя.

62

1ч

Сообщение о
желании есть. Еда
ложкой

Формирование
умения есть
ложкой.

Сообщение о
желании есть.
Еда ложкой
(захват ложки,
зачерпывание
ложкой пищи
из тарелки,
поднесение
ложки с пищей
ко рту, снятие с
ложки пищи
губами,
опускание
ложки в
тарелку)

Слушание
объяснений
учителя.
Самостоятел
ьное
выполнение
действий

63

1ч

Еда руками.

Формирование
умения есть
руками.

Еда руками.
Использование
салфетки во
время приема
пищи

Слушание
объяснений
учителя.
Самостоятел
ьное
выполнение

действий
6465

2ч

Еда вилкой

Формирование
умения приема
пищи вилкой

Использование
ножа и вилки
во время
приема пищи
(отрезание
ножом кусочка
пищи от целого
куска,
наполнение
вилки
гарниром с
помощью
ножа)

Слушание
объяснений
учителя.
Самостоятел
ьное
выполнение
действий

66

1ч

Накладывание пищи
в тарелку

Формирование
умения
накладывания
пищи в тарелку

Формирование
умения
накладывать
пищу в
тарелку,
наливать в
чашку.

Слушание
объяснений
учителя.
Самостоятел
ьное
выполнение
действий

6768

2ч

Итоговый урок

Формирование
понятий о
режиме дня.

Уметь
рассказать свой
режим дня

5. Материально – техническое обеспечение.
Основная литература:
1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические
материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. —
181 с. — (Коррекционная педагогика).
2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
[Текст]/ Л.В.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.;под ред. Л.Б.Баряевой,
Н.Н.Яковлевой.–СПб., 2011.–480с. URL: https://schoolfiles.net/1199811
Дополнительная литература:
1. Бережная О.В., Прядко Н.А. Модель работы по формированию социально-бытовых
навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья // МНКО. 2016. №3 (58).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/model-raboty-po-formirovaniyu-sotsialno-bytovyhnavykov-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта
для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И.
Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. — М. : Просвещение, 2013. — 42 с. URL: http://avkrasn.ru/article-1609.html
3. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие для СПО / под ред.
Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 285
с. — Серия : Профессиональное образование. – URL: https://www.studmed.ru/kumarinagf-korrekcionnaya-pedagogika-v-nachalnom-obrazovanii_3f171be8eb7.html
4. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Дети с
ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном государственном
образовательном стандарте // Проблемы современного образования. 2011. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovyanuzhdayutsya-v-spetsialnom-gosudarstvennom-obrazovatelnom-standarte
5. Парфенова Т.А., Рябова Н.В. Технологии формирования социально-бытовой
ориентации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский
педагогический журнал. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiiformirovaniya-sotsialno-bytovoy-orientatsii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyamizdorovya
6. Приходько О.Г., Кондрашова А.А. Социальное развитие детей с ограниченными
возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-detey-s-ogranichennymivozmozhnostyami-zdorovya
7. Тематический словарь в картинках: Я и моё тело: Внутренние органы человека.
(Программа «Счастливый ребенок»). – М.: Школьная книга, 2014. – 20 с.: цв. ил. – URL:
https://brainy-kid.ru/2019/05/25/22-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BC
%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/
8. Тематический словарь в картинках: Я и моё тело: Органы чувств человека. (Программа
«Счастливый ребенок»). – М.: Школьная книга, 2014. – 44 с.: цв. ил. – URL: https://brainykid.ru/2019/05/25/22-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D0%BC
%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/
9. Тематический словарь в картинках: Я и моё тело: Тело человека (части тела). (Программа
«Счастливый ребенок»). – М.: Школьная книга, 2014. – 20 с.: цв. ил. – URL: https://brainykid.ru/2019/05/25/22-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D0%BC
%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/
10. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с
нарушением интеллекта. - 2-е изд., переработано и дополи. - СПб.: Речь, 2015. - 477 с. –
URL: http://zav.ansya.ru/health/shipicina-l-m--neobuchaemij-rebenok-v-semee-i/pg-1.html
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. Дидактическая игра-презентация «Личная гигиена» https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-prezentacija-lichnaja-gigiena.html
2. Интерактивная викторина «Рецепты здорового образа жизни» - http://pedsovet.su/load/11851-0-49724
3. Интерактивная дидактическая игра по теме «Посуда» https://easyen.ru/load/tekhnologija/igry/interaktivnaja_didakticheskaja_igra_posuda/234-1-065173
4. Интерактивная игра «Здоровый малыш» - https://www.maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-igrazdorovyi-malysh.html
5. Интерактивная игра «Одень детей» по теме «Одежда» - https://infourok.ru/interaktivnayaigra-oden-detey-dlya-doshkolnikov-po-teme-odezhda-2500491.html
6. Интерактивная игра по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» http://www.myshared.ru/slide/1013942
7. Интерактивная игра по формированию ЗОЖ «Путешествие по стране Неболейка» https://www.maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-igra-po-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizniputeshestvie-po-strane-neboleika.html
8. Презентация «Играем с Машей» (Части тела) https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/logopediya/prezentaciya-quot-igraem-s-masheyquot-po-leksicheskoy-teme-chasti-tela-1145169
9. Презентация «Поведение за столом» - https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-poviedieniie-zastolom-1-klass.html
10. Презентация «Уход за одеждой и обувью» (урок – сказка) - https://edupres.ru/prezentatsiidlya-klassnyh-chasov/5-klass/file/20581-ukhod-za-odezhdoj-i-obuvyu-urok-skazka

11. Презентация и сценарий проведения игры «Организм человека» https://infourok.ru/prezentaciya-i-scenariy-provedeniya-igri-organizm-cheloveka-klass3177837.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».