ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» Руководитель МО: ______________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. __________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса (вариант 2) учебного предмета «Окружающий природный мир» (Образовательная область «Окружающий мир») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Зверева Мария Юрьевна г. Нелидово 2024г I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа «Окружающий природный мир» предназначена для учащихся 7класса (вариант 2), составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП (вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Нормативно-правовую базу разработки АООП (вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют: – Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями); – Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; – Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования; – Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; – Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); – Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); – Устав ГКОУ «Нелидовская школа-интернат». Цель обучения: формирование представлений о живой и не живой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Задачи: - уточнять представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных её элементах; - расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; - вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные; описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; - формулировать знания учащихся о природе своего края; - формулировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Окружающий живой мир» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: ― полисенсорности восприятия объектов; ― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; ― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.; ― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; ― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. 1.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью. 1 группа обучающихся, для которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦ, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений. Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно практической деятельности. 2группа обучающихся, для которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Обще моторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. 3 группа часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорнодвигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетра парез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу. Организация уроков по домоводству требует дифференцированного подхода к детям. 1.2. Место предмета в учебном плане Предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область учебного плана ГКОУ «Нелидовская школа-интернат, реализующая адаптированные общеобразовательные программы». В соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на данный предмет в 7классе отводиться 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов (34 уч. недели) 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы обучающимися рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся 2.1. Личностные результаты • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»; • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; • Формирование уважительного отношения к окружающим; • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; • • • • • • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 2.2 Предметные результаты Минимальный уровень Достаточный уровень Умение выполнять исследовательские 1. Представления о явлениях и объектах действия с природным материалом: песок, неживой природы, смене времени года и вода, камни и др. доступным способом. соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к Умение совершать доступные конкретным природным и климатическим практические действия с природным условиям: материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удерживание, Умение проявлять интерес к объектам и пересыпание, переливание, перекладывание и явлениям неживой природы; др. Умения распознавать и различать объекты Умение проявлять интерес к природным неживой природы (вода, воздух, земля, объектам; исследовать природные объекты с огонь, лес и др.); использованием различных анализаторов Умения распознавать и различать временна (слуховой, зрительный и др.), узнавать года, характерные признаки времен года, природный объект. погодных изменений, их влиянии на жизнь человека. 2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Умение проявлять интерес к объектам живой природы. Умение распознавать и различать объекты животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» «вредные», «дикие» - «домашние» и др.) Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, посильный уход за ними. осуществлять Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе. 3. Элементарные течении времени: представления о Умение различать части суток, дни, недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Умение распознавать течение времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д. ВЫБОР ТЕМ И ПОРЯДОК ИХ ИЗУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЩАЩЕГОСЯ, И ЕГО СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ 2.3 Базовые учебные действия 1 2 3 4 Характеристика базовых учебных действий Группа БУД Учебные действия и умения Подготовка ребенка к умение понимать мимику и пантомимику нахождению и обучению в сверстников, направленность взгляда на говорящего среде сверстников, к взрослого/задание; эмоциональному, умение оценивать состояние сверстников, взрослых коммуникативному по мимике, пантомимике. взаимодействию с группой обучающихся. Формирование учебного умение выполнять инструкции педагога; поведения умение выполнять действия по образцу и по подражанию; умение использовать по назначению учебный материал. Формирование умения умение выполнять задание в течение определенного выполнять задание периода времени; умения выполнять задание от начала до конца; умение выполнять задание с заданными качественными параметрами. Формирование умения умение пошагово выполнять задание; самостоятельно переходить умение следовать наглядной развернутой от одного задания (операции, инструкции педагога; действия) к другому в умение следовать словесной инструкции педагога; соответствии с расписанием умение самостоятельно выполнять задание. занятий, алгоритмом действия т.д. 3. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с ТМНР по учебному предмету «Окружающий природный мир» в 7 классе поводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми и предметными результатами освоения АООП. Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего урока. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями. В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие. 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы». Растительный мир. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса. Животный мир. Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.). Объекты природы. Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Временные представления. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня. 5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 5.1 Оценка личностных результатов. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Оценка результатов осуществляется в баллах: 0 - нет фиксируемой динамики; 1 - минимальная динамика; 2 - удовлетворительная динамика; 3 - значительная динамика. 5.2 Оценка предметных результатов. В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг предметных результатов обучения по предмету «Окружающий природный мир» проводится в 2 этапа: 1 этап – сентябрь (входной контроль) 2 этап – май (итоговый контроль) Цель мониторинга оценка уровня сформированности представлений, действий/операций и определение достижения планируемых результатов по предмету «Окружающий природный мир». На основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) разработаны контрольно-измерительные материалы (КИМ). (Приложение) Мониторинг сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа: 1 этап – сентябрь (входной контроль) 2 этап – январь (промежуточный контроль) 3 этап – май (итоговый контроль) 5.3 Оценка базовых учебных действий. 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, часто допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. После подсчета всех баллов на психолого-педагогическом консилиуме коллегиально определяется уровень сформированности БУД каждого обучающегося. Результаты фиксируются в индивидуальной карте развития школьника. Высокий уровень сформированности БУД 80 – 64 баллов Средний уровень сформированности БУД 63 – 35 баллов Низкий уровень сформированности БУД 34 – 17 баллов БУД не сформированы 16 – 0 баллов 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии. Технологии обучения: 1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к ин информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. 2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. 4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. 5) Гуманно–личностная технология (с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленностью, педагогическим сотрудничеством). Основными видами деятельности учащихся на уроке являются: • совместные действия с педагогом; • деятельность по подражанию; • деятельность по образцу; • деятельность по последовательной инструкции; • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности; • самостоятельная деятельность обучающегося. Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении. В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил. Методы и формы обучения: • обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности; • процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей; • детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое; • большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации; • обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка. • • • • • • 1) 2) 3) 4) 5) Методы и приемы работы: наглядно – слуховой; зрительно – двигательный; совместные действия ребенка со взрослым; подражание действиям взрослого; жестовая инструкция; собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого. Методы обучения: Метод мотивации учебной деятельности Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др. Метод формирования новых умений Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др. Метод обобщения и систематизации изученного Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиком; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др. Метод контроля результатов обучения Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций Поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др. Учебно-методический комплекс • Учебник «Мир природы и человека». 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова и др.] М.: Просвещение • Рабочая тетрадь «Мир природы и человека». 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова и др.] М.: Просвещение • Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004 • Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2005. - 208с. • Матвеева Н.В. «Живой мир», 3кл. Просвещение,2016. • Плешаков А.А. «Зеленые страницы»: кн. для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 2008. • Плешаков. А.А. «От земли до неба»: атлас-определитель для учащихся нач. кл. - М.: Просвещение, 2008. • Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва, 2006г 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Количество часов Основные виды учебной деятельности и электронные учебнометодические материалы Временные представления-6 часов Человек и природа. 2 «Осень, в гости просим!» 2 Одежда и обувь человека осенью. 2 Беседа. Работа по презентации. Работа с презентациями в формате PowerPoint Экскурсия. Беседа, рассмотрение картин. Работа с презентациями в формате PowerPoint Одень куклу на прогулку. Работа с презентациями в формате PowerPoint Растительный мир – 8 часов «Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец) «Что нам осень принесла?» Фрукты «Что нам осень принесла?» Грибы Какие бывают растения? Части дерева (лист). 2 2 2 2 Лепка из пластилина «Огурец». Работа с презентациями в формате PowerPoint Лепка из пластилина «Фрукты». Работа с презентациями в формате PowerPoint Лепка из пластилина «Грибы». Работа с презентациями в формате PowerPoint Рисование. Аппликация. Работа с презентациями в формате PowerPoint Объекты неживой природы - 2 часа Явления природы: дождь, листопад. 2 Составление гербария. Животный мир - 2 часа А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. 2 Работа по картинкам, карточкам. Работа с презентациями в формате PowerPoint Временные представления – 2 часа Занятия и труд людей осенью. 1 Работа с презентацией в формате PowerPoint Обобщающий урок "В гости к осени". 1 Работа с презентацией в формате PowerPoint Животный мир-2 часа В мире животных. 1 Работа с презентацией в формате PowerPoint Сравнение зверей и птиц. 1 Работа с презентацией в формате PowerPoint Временные представления-3 часа "Здравствуй, зимушка – зима!" Одежда и обувь человека зимой. 2 1 Экскурсия. Работа с презентацией в формате PowerPoint Работа с презентацией в формате PowerPoint Объекты неживой природы-1 час Зимние явления природы (снег, метель, лёд). 1 Работа с презентацией в формате PowerPoint Временные представления-2 часа Зимние забавы. 2 Игры на улице. Работа с презентацией в формате PowerPoint Растительный мир-1 час Что делают растения зимой? Ёлка. 1 Работа с презентацией в формате PowerPoint Временные представления-3 часа Новый год. Изготовление украшений на ёлку. 3 Изготовление украшений. Работа с презентацией в формате PowerPoint Животный мир - 5 часов Животные и птицы зимой. 1 Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint Дикие животные. Заяц, волк. 2 Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint Домашние животные. Кошка и собака. Уход. 2 Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint Временные представления-1 час. Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? 1 Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint Объекты неживой природы - 6 часов Природа и рукотворный мир. Из чего что сделано? Дерево. Ткань. Резина. Воздух и вода. Значение для человека, животных. 1 Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint 3 Работа с презентацией в формате PowerPoint 2 Работа с презентацией в формате PowerPoint Временные представления - 4 часа Явления природы: солнце, ветер. Оживает всё кругом! Одежда и обувь весной. 1 2 1 Работа с презентацией в формате PowerPoint. Беседа. Работа с презентацией в формате PowerPoint. Беседа. Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint Растительный мир - 2 часа Растения весной. Части растений (лист, ветки) Комнатные растения. Уход. 2 Беседа. Работа по таблице. Работа с презентацией в формате PowerPoint Животный мир - 3 часа Животные весной. В гости к Мухе - Цокотухе. 2 1 Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint Работа с презентацией в формате PowerPoint Временные представления-6 часов Труд людей весной. В саду и в огороде. Обобщающий урок "Весна пришла!" Части суток. День - ночь. 2 1 1 2 Работа с презентацией в формате PowerPoint Работа с презентацией в формате PowerPoint Работа с презентацией в формате PowerPoint Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint Животный мир - 2 часа Закрепление по теме "Животные". Закрепление по теме "Птицы". 1 1 Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint Растительный мир - 2 часа Закрепление по теме "Растения". Закрепление по теме "Явления природы" Скоро лето! Подготовка к контрольной работе. Годовая контрольная работа. ИТОГО: Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint 2 Объекты неживой природы - 5 часов Работа по картинкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint 2 Работа с презентацией в формате PowerPoint 1 Работа по карточкам. Работа с презентацией в формате PowerPoint 1 Выполнение контрольной работы. 1 68