9 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
интернат»
_________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2024 г.

Приказ № _
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
9 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация»
(образовательная область « язык и речевая практика»)

на 2024-2025 уч. год.
(срок реализации программы)

Программу составила: учитель Егорова Оксана Владимировна

2024

Содержание программы
1. Пояснительная записка
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4.Тематический план.
5.Материально – техническое обеспечение.

1.Пояснительная записка
1Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом
индивидуального плана развития (далее ИПР).
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 34 учебные недели и составляет
102 часа в год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
Цель программы:
Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием средств
вербальной и альтернативной коммуникации, необходимой для социализации, ориентации
в социальной среде и в повседневных жизненных ситуациях, владение которыми в
дальнейшем поможет учащемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни.
Задачи:
Базовые учебные действия (БУД), которые обучающийся должен освоить, включают
регулятивные, познавательные и коммуникативные умения, формируемые на занятиях.
Коммуникативные БУДы: проявление активности в процессе взаимодействия со
взрослыми и с детьми, реагирование на обращения, адекватная вербальная и невербальная
ответная реакция; умение слушать информацию и действовать в соответствии с
ситуацией; проявлять доброжелательность, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
Познавательные БУДы: Использовать средства альтернативной коммуникации для
выражения своих желаний и потребностей. Грамотно формулировать фразы, слушать (до
конца) ответы, адекватно реагировать на результат беседы. Развивать умение устного
высказывания в соответствии с учебной задачей. Формирование диологической формы
речи. Развитие мелкой моторики, графомоторных умений, памяти, внимания, понятийного
аппарата. Овладение разборчивым аккуратным письмом.
Регулятивные БУДы: Принимать цели занятий, произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану, умения следовать словесной инструкции к
заданиям и работать в общем темпе. Формирование умения находить в тексте заданную
информацию. Формировать умение делать обобщения.

2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к
результатам освоения образовательных программ представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения.
К предметным результатам освоения АООП относятся:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира
и личного опыта ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
• Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
• Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.

•

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
• Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
✓ использование
предметов,
жестов,
взгляда,
шумовых,
голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
✓ пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания
на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим
доступным способом;
✓ общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
• Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
• Узнавание и различение образов графем (букв).
• Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
• Начальные навыки чтения и письма.

3. Содержание обучения.
«Речь и альтернативная коммуникация». 9 класс. 102 часа.
Программа построена на основе следующих разделов: «Коммуникация», «Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация (8 часов)
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Понимание и называние собственного имени.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания
звуком (словом, предложением).
Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением).
Задавание вопросов предложением.
Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с
собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (12
часов)
Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Понимание и называние (употребление)
простых предложений.
Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Домашние животные. Составление
рассказа по серии сюжетных картинок.
Слова, обозначающие действие предмета. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям.
Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии,
рисунки, пиктограммы).
Понимание и называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление)
сложных предложений.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Чтение и письмо (82 часа)
Устное народное творчество. Считалки. Потешки. Загадки. Чтение и ответы на вопросы.
Русская сказка «Никита Кожемяка». Выразительное чтение.
Сказка «Как наказали медведя». Пересказ по вопросам к тексту.
Башкирская сказка «Золотые руки». Чтение и ответы на вопросы.
Русская сказка «Два мороза». Обсуждение прочитанного.
Бальмонт К. «Осень». Заучивание стихотворения наизусть.
По И.Бунину «Первый снег». Выразительное чтение текста.
Обобщающий урок «Картины родной природы».
Л.Воронкова «Дорогой подарок». Пересказ по картинкам.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок).
И.Крылов «Ворона и Лисица». Чтение и ответы на вопросы к тексту.
Я.Аким «Твой друг». Заучивание стихотворения наизусть.
Г.Скребицкий «Декабрь». Пересказ текста по картинкам.
Слово и предложение. Запись слов и предложений из трёх-четырёх слов.
Составление предложений. Повторение правила о написании предложения.
Составление и запись предложений по картинкам на тему «Осень».
Распространение предложений по вопросам. Запись предложений.
Списывание печатного текста по Г Скребицкому «Сентябрь».
Списывание печатного текста по В. Астафьеву «Осенние грусти».
Контрольное списывание печатного текста А.Прокофьева «Берёзка».
Г.Витез «Весна подарила». Работа по содержаниюстихотворения
Гласные и согласные звуки и буквы. Определение количества гласных в слове.
Слог. Деление слова на слоги. Упражнение в делении слова на слоги.
Перенос слов. Ударение. Упражнение в переносе слова по слогам.
Слова с мягким знаком. Упражнение в написании слов.
Знакомство с предлогами. Правила правописанияпредлогов.
Употребление предлогов в предложениях.
Связь слов в предложении. Составление предложений.

4.Тематическое планирование.
№
урока
п/п

№ урока по теме

Тема

Кол-во часов

Коммуникация (8 часов)
1-2

1

3-5

2

6-8

3

Установление контакта с собеседником.
2
Приветствие. Прощание. Речевая ситуация
«Давайте познакомимся».
Просьба о помощи. Благодарность. Ответы 3
на вопросы по картинке.
Диалог. Очерёдность в диалоге.
3
Чтение и письмо (35 часов)

Устное народное творчество.Считалки.
4
Потешки. Загадки. Чтение и ответы на
вопросы.
13-14
2
Русская сказка «Никита
2
Кожемяка».Выразительное чтение.
15-17
3
Слово и предложение. Запись слов и
3
предложений из трёх-четырёх слов.
18-20
4
Составление предложений. Повторение
3
правила о написании предложения.
21-23
5
Сказка «Как наказали медведя».Пересказ
3
по вопросам к тексту.
24-26
6
Башкирская сказка «Золотые руки».Чтение 3
и ответы на вопросы.
27-29
7
Составление и запись предложений по
3
картинкам на тему «Осень».
30-32
8
Распространение предложений по
3
вопросам. Запись предложений.
33-34
9
Русская сказка «Два мороза».Обсуждение
2
прочитанного.
35-36
10
Бальмонт К. «Осень». Заучивание
2
стихотворения наизусть.
37
11
Списывание печатного текста по Г
1
Скребицкому «Сентябрь» .
38
12
Списывание печатного текста по В.
1
Астафьеву «Осенние грусти».
39-40
13
По И.Бунину «Первый
2
снег».Выразительное чтение текста.
41
14
Обобщающий урок «Картины родной
1
природы».
42-43
15
Контрольное списывание печатного текста 2
А.Прокофьева «Берёзка».
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (12часов)
9-12

1

44-45

1

Слова, обозначающие предмет, признак
предмета. Понимание и называние

2

(употребление) простых предложений.
46-47

2

48-50

3

51-52

4

53

5

54-55

6

56-57

1

58-59

2

59-62

3

63-67

4

68-70

5

71-73

6

74-78

7

79-83

8

84-87

9

88-90

10

91-92

11

93-94

12

95-97

13

98-99

14

100-101

15

Слова, обозначающие предмет, признак
предмета.
Домашние
животные.Составление рассказа по серии
сюжетных картинок.
Слова, обозначающие действие
предмета.Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным
действиям.
Слова, обозначающие признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно
и др.).
Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
Пересказ
текста
по
плану,
представленному
графическими
изображениями(фотографии,
рисунки,
пиктограммы).
Чтение и письмо (47 часов)

2

Л.Воронкова «Дорогой подарок».Пересказ
по картинкам.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»
(отрывок). Обсуждение рассказа.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Определение количества гласных в слове.
Слог. Деление слова на слоги. Упражнение
в делении слова на слоги.
И.Крылов «Ворона и Лисица».Чтение и
ответы на вопросы к тексту.
Я.Аким «Твой друг». Заучивание
стихотворения наизусть.
Перенос слов. Ударение. Упражнение в
переносе слова по слогам.
Слова с мягким знаком. Упражнение в
написании слов.
Употребление имён собственных в
предложениях.
Г.Скребицкий «Декабрь». Пересказ текста
по картинкам.
Заклички о весне. Выразительное чтение

2

Г.Витез «Весна подарила». Работа по
содержаниюстихотворения
Знакомство с предлогами. Правила
правописанияпредлогов.
Употребление предлогов в предложениях.

2

Связь слов в предложении. Составление
предложений.

2

3

2

1
2

2
4
5
3
3
5
5
4
3
2

3
2

102

Обобщение. Проверка техники чтения.
Чтение понравившихся произведений.

16

1

5.Материально-техническое обеспечение
Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и
науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2018.
Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с
изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для
общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи.
Дидактические игры:
«Послушный карандаш»
«Угадай чего не стало»
«Обведи по точкам»
«Нарисуй дорожку»
«Узоры для раскрашивания»
«Назови меня»
«Что пропало»
«Помоги животным найти свой дом»
Расстройство аутистического спектра: Всемирная организация здравоохранения. – 2016. –
URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/autism-spectrum-disorders/ru
Захарова А.В. Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуниация" для
обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложным
дефектом. - Красноярск, 2016.
Мухина, В.С. Аутизм как компонент психического или личностного развития на этапах
детства, отрочества, юности//Научный электронный журнал "Развитие личности".– 2002.–
№3 – С. 103-112. URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/132.html.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».