3 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»

РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
Руководитель МО:
интернат»
____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Человек»

(Образовательная область «Окружающий мир»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель начальных
классов
Колесникова Юлия Алексеевна
г. Нелидово
2024г
1

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания
им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения – овладение социально-бытовыми умениями, используемые в
повседневной жизни.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
 представления о собственном теле;
 распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
 соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале;
 отнесение себя к определенному полу;
 развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
 формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
 формировать представления о возрастных изменениях;
 формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья;
 формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами;
 формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
 формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером,
мытье рук перед едой, после посещения туалета);
 формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей;
 формировать умения обслуживать себя;
 формировать умения следить за своим внешним видом;
 формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой
деятельности;
 формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
 развитие собственной активности ребенка;
 формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
 формирование и развитие целенаправленных действий;
 развитие планирования и контроля деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
2

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о
своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа
жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и
вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться,
мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию
умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании
и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение
использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи
в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел
«Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем
ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных
традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в
семье. Важно,
чтобы образцом
культуры
общения
для
ребенка
являлось
доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон.
Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и
взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды,
намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать
последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в
плане усложнения самих навыков.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия
специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В
домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования
навыков самообслуживания.
В учебном плане предмет представлен на протяжении 9 лет обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане данный предмет представлен в обязательной части, предметная
область «Окружающий мир» и составляет 68 часов в год.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
Ожидаемые личностные результаты:
1. формирование социально-значимых навыков и жизненных компетенций;
2. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей;
3. осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
4. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
5. социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной
деятельности;

6.
7.

владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.

Возможные предметные результаты:
3

1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
 Представление о собственном теле.
 Отнесение себя к определенному полу.
 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
 Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
 Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3.Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
 Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
 Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
 Умение следить за своим внешним видом.
4. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности
семьи.

3. Содержание обучения
Представления о себе
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела(голова
(волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги
(колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение)
частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения
частей лица. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья.
Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание
видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о
себе.
Гигиена тел
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи
воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка
рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры
воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана,
вытирание рук.
Подстригание
ногтей
ножницами.
Вытирание
лица.
Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание
воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий
при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой,
4

намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов,
полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос,
вытирание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей.
Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног:
намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.
Гигиена интимной зоны.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка,
шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка,
трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения
предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы
(молнии), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки,
туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя,
выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).
Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Выбор
одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды
(повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Различение сезонной
одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки,
шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого
рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание
левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части
правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка,
стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании
(например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие
куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии,
пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват
брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину,
натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища
правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога,
вставление ноги в сапог). Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны
одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).
Выворачивание одежды.
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление
малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности
действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк,
колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование
туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива
воды, мытье рук.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана):
захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана),
втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Сообщение о
желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из
тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание
ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки
5

ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование
салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.
Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи.
№
п/п
1

Раздел

Виды учебной деятельности

Представления о
себе 13ч

2.

Гигиена тела 17ч

3.

Обращение с
одеждой и обувью
21ч

4.

Туалет 5ч

5.

Приём пищи 6ч

Просмотр видеороликов, мультфильмов, демонстрирующих
идентичность девочки и мальчика, правилам ухода за частями
тела.
Рассматривание
муляжей,
предметных
картинок,
иллюстраций.
Узнавание, различение, показ, называние объектов и
изображений. Выбор соответствующих натуральных объектов,
муляжей, картинок из массы других. Складывание разрезных
картинок. Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц. Составление предложений.
Выполнение практических работ. Раскрашивание картинок.
Просмотр видеороликов, мультфильмов о соблюдении гигиены
тела, о режиме дня, закаливании, правилам ухода за телом.
Прослушивание стихов (А.Барто, К.Чуковский) о соблюдении
чистоты. Заучивание потешек, считалок.
Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц.
Составление предложений. Проведение практических работ.
Раскрашивание картинок.
Просмотр видеороликов, мультфильмов, презентаций
о
соблюдении гигиены тела, о режиме дня, закаливании, правилах
ухода за одеждой и обувью.
Прослушивание стихов, сказок о соблюдении чистоты.
Заучивание потешек, считалок, физкультминуток.
Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц. Составление предложений.
Раскрашивание картинок. Составление памяток. Проведение
практических работ.
Рассматривание картинок с изображением частей суток,
жизнедеятельности людей в разный период времени.
Выбор соответствующих картинок из массы других.
Складывание разрезных картинок.
Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц. Составление предложений.
Раскрашивание картинок. Проведение практических работ.
Просмотр видеороликов, мультфильмов о соблюдении гигиены
тела, о режиме дня.
Рассматривание муляжей, предметных картинок, иллюстраций.
Узнавание, различение, показ, называние продуктов
и
изображений.
Выбор соответствующих натуральных объектов, муляжей,
картинок из массы других. Складывание разрезных картинок.
6

6.

Семья 6ч

Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц. Проведение практических
работ. Составление предложений. Раскрашивание картинок.
Просмотр мультфильмов о семье («Три кота», «Простоквашино»).
Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, фотографий.
Узнавание, различение, показ, называние членов семьи и
изображений.
Выбор соответствующих картинок из массы других.
Складывание разрезных картинок.
Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц.
Составление предложений. Раскрашивание картинок.

4. Тематический план
№
п/п

Название раздела, темы
урока

Представления о себе
1
Идентификация себя как
мальчика (девочки). Кто в
классе девочка, а кто
мальчик.

2

Это я. Мое имя, фамилия

3

Это я, а это ты
одноклассников)

4

5

(Имена

Рассказ о себе: сообщение
сведений о себе, знание
видов деятельности для
организации
своего
свободного времени
Узнавание
(различение)
частей тела (голова (лоб,
брови,
глаза,
щечки,
подбородок, уши, шея,

Основные виды деятельности
обучающихся на уроке и
электронные учебно-методические
материалы
Работа с предметными картинками.
Практические упражнения на узнавание и
различение мальчика и девочки по
внешнему виду. Наблюдение за своим
внешним видом с использованием
зеркала.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Реакция на свое имя и фамилию. Узнавание
себя на фотографии, в зеркале.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Узнавание себя и одноклассников на
фото. Называние имен одноклассников.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Составление сообщения о ребенка
(подбор
фотографий).
Работа
с
фотографиями - рассказ о себе по фото
и видах деятельности
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Упражнений на узнавание (различение)
частей тела у себя, у куклы и на
картинке. Загадки о частях тела.
Дидактическая игра
7

Дата

6

волосы), туловище(спина,
живот), руки (плечи, локти,
пальцы),
ноги(колени,
пятки, пальцы))
Знание назначений частей
тела. Что умеет мое тело?

7
Руки: локоть, пальцы,
ладонь. Что умеют наши
руки?
Пальчиковая
гимнастика.

Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Выполнение упражнений по инструкции.
Название
действий
по
картинке.
Выполнение физкультминутки.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Упражнений на узнавание (различение)
частей рук у себя. Соотнесение пальцев
одной и другой руки. Простые
пальчиковые игры и упражнения
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Упражнений на узнавание (различение)
частей ног у себя. Работа с предметными
картинками. Упражнения на развитие
крупной моторики ног.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Узнавание (различение) частей лица у
себя, у куклы, на картинке.
Простые загадки о глазах, языке и др.
частях лица. Знание частей лица.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Работа с предметными картинкаминазвать настроение. Показать мимикой
разное настроение. Дидактическая игра.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Дидактическая
игра
«Доктор».
Распределить роли. Умение рассказать
доктору о том, что болит.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.

8

Ноги: колени, ступня,
пятка, пальцы. Что умеют
наши ноги?

9

Узнавание(различение)
частей
лица
человека
(глаза, брови, нос, рот
(губы, язык, зубы)). Знание
назначений частей лица.

10

Мое лицо. Мимика.

11

Понятие
«здоровье»
(самочувствие).
Сообщение сведений о
своем здоровье.

12

Знание
возрастных Работа с карточками Монтессори .
изменений человека.
Последовательность развития человека
(карточки).
Назвать каждый период
жизни.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Обобщающий урок по теме Рассказ о себе по желанию (о здоровье,
«Представления о себе»
увлечениях, частях тела, настроении)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Семья
Понятие
«Семья», Дать понятия слов Семья, Родители,
«Родители»,
Родственники. Дети называют своих
«Родственники». Назвать членов семьи по фото.
всех членов своей семьи.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.

13

14

8

15

Члены семьи (мама, папа, Узнавание и различение членов своей
я, брат, сестра). Родители семьи. Называние имен.
(взрослые) и дети.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
16
Родственники:
бабушки, Узнавание и различение членов своей
дедушки, тети, дяди.
семьи. Называние имен.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
17
Семья. Представления о Различение на картинке членов семьи,
бытовой
деятельности занятых бытовыми делами.
членов семьи.
18
Семья. Представления о Различение на картинке членов семьи в
досуговой
деятельности досуговой деятельности.
членов семьи.
Занятия Работа с презентациями в формате
детей дома.
PowerPoint и интерактивной доской.
19
Рассказ о своей семье.
Узнавание и различение членов своей
семьи по фотографии. Соотнесение мои
и не мои родители. Рассказать о своей
семье.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Гигиена тела
20
Мытье рук. Различение и Работа с предметными картинками и
узнавание
предметов, предметами. Различение и узнавание
необходимых для мытья предметов, необходимых для мытья рук:
рук.
мыло, мыльница, полотенце, кран,
холодная и теплая вода. Простые загадки
о предметах гигиены.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
21
Мытье
рук. Удерживание мыла под струей воды.
Последовательность
Намыливание рук. Смывание мыла.
действий при мытье рук. Закрывание
крана.
Вытирание
Вытирание рук полотенцем полотенцем.
Место
предметов.
Проведение физкультминутки.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
22
Мытье
рук. Правила мытья рук. Выполнение
Самостоятельное
инструкции.
Определение
места
открывание и закрывание положения предметов.
кранов.
Регулирование
температуры воды.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
23
Мытье
рук. Выполнение инструкции. Определение
Самостоятельное
места положения предметов.
открывание и закрывание Работа с презентациями в формате
кранов.
Регулирование PowerPoint и интерактивной доской.
температуры воды
24
Мытье рук. Сушка рук с Удерживание мыла под струей воды.
помощью автоматической Намыливание рук. Смывание мыла.
сушилки и полотенцем
Закрывание крана. Сушка рук
25

Умывание.

Выполнение действий по инструкции.
9

26

Последовательность
действий при умывании.
Выкладывание из карточек
алгоритма действий
Практическое
занятие.
Умывание

27

Чистим
зубы.
Последовательность
действий при чистке зубов.
Выкладывание из карточек
алгоритма действий

28

Полоскание полости рта
(обучение)

29

Практическое
Чистим зубы

30

Нос. Зачем нужен нос

31

Уши. Моем уши

32

Мытье ушей.

33

Расчесывание волос. Уход
за волосами.

34

Расчесывание волос. Уход
за волосами.

35

Причесывание
куклы.
Причесывание
перед
зеркалом. Резинки, заколки
для волос для девочек.

36

Утренний

занятие.

туалет.

Я

Просмотр мультфильма.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Правила мытья рук. Выполнение
действий по инструкции.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Работа с предметными картинками.
Последовательность
действий:
открывание тюбика, смачивание щетки,
выдавливание зубной пасты. Чистка
зубов, полоскание рта, мытье щетки,
закрывание тюбика
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Умение набирать воду, полоскать рот и
выплевывать воду.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Правила ухода за зубами. Чистка зубов,
полоскание
рта,
мытье
щетки,
закрывание тюбика.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Различение запахов. Выражение чувств –
нравится/не нравится
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Нахождение ушей у себя. Мытье рук.
Мытье ушей. Вытирание
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Нахождение ушей у себя. Правила ухода
за ушами. Мытье рук. Мытье ушей.
Вытирание
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Правила ухода за волосами. Составление
рассказа, как ухаживают за волосами.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Дидактическая игра «Парикмахерская»
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Практическая
работа.
Удерживание
расчески в правильном положении.
Движения при расчесывании перед
зеркалом. Работа с предметами по уходу
за волосами.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Выполнение действий последовательно.
10

37

38

39

40

41

умываюсь. Причесываюсь. Называние
действий.
Выполнение
Умение следить за своим действий по образцу и инструкции
внешним видом.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Туалет
Туалет для девочек и Правила поведения в туалете. Туалет для
мальчиков.
Правила мальчиков.
Туалет
для
девочек.
поведения в туалете.
Различие мальчиков и девочек.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Сообщение о желании Использование
речи или жестов.
сходить
в
туалет
с Самостоятельное
посещение
использованием
слова туалета.Упражнение
в
одевании,
(жеста МАКАТОН).
соблюдении правил личной гигиены
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Соблюдение
Выложить алгоритм последовательности
последовательности
посещения туалета.
действий
в
туалете. Работа с презентациями в формате
Выкладывание из карточек PowerPoint и интерактивной доской.
алгоритма действий.
Сообщение
о Использование
речи
или
жестов.
необходимости сходить в Самостоятельное посещение туалета.
туалет. Посещение туалета. Использование туалетной бумагу при
Использование туалетной необходимости
(понимание
ее
бумаги
при назначения)
необходимости.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Сообщение
о
необходимости сходить в
туалет. Мытье рук после
туалета

Обращение с одеждой и обувью
42
Узнавание и различение
одежды: куртка, пуховик,
шарф, варежки, перчатки,
свитер,
кофта,
брюки,
джинсы, рубашка, блузка,
водолазка.
Назначение
предметов одежды
43
Узнавание и различение
одежды. Детали одежды:
пуговицы
(молния,
кнопки), рукава(манжеты),
воротник,
карманы. Их
назначение
44
Различение видов одежды
(повседневная, школьная,
праздничная, домашняя)

Использование
речи
или
жестов.
Составление
алгоритма
действий.
Самостоятельное посещение туалета с
последующим мытьем рук.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Рассмотрение своей одежды, название и
сравнение
одежды.
Назначение
предметов
одежды.
Работа
с
раскрасками.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Нахождение
деталей
на
одежде,
называние деталей.
Назначение
деталей.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Называние своей одежды. Называние
предметов одежды. Презентация «Виды
одежды»
Соотношение предмета одежды и
11

45
Надевание
Застегивание
липучек, кнопок.

куртки.
молнии,

46
Надевание
куртки.
Различение
куртки
и
пуховика. Своих и чужих
вещей
47

48

Раздевание. Расстегивание
кнопок, липучек, молнии.
Снятие куртки.
Узнавание и различение
головных уборов: шапка,
бейсболка, платок (кепка,
панама).
Назначение
головных уборов.

49

картинки.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Последовательное просовывание рук в
рукава, застегивание куртки. Различение
моя и не моя куртка. Застёгивание
молнии, липучек.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Работа с предметными картинками.
Последовательное просовывание рук в
рукава, застегивание куртки. Различение
моя и не моя куртка. Застёгивание
молнии, липучек.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Последовательность
действий
при
раздевании. Называние действий.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Презентация
«Головные
уборы»
Различение и называние головных
уборов. Беседа о назначении головных
уборов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Понимание « сезонные» головные

уборы. Различение сезонных головных
Узнавание и различение
головных уборов: шапка,
уборов.
бейсболка, платок (кепка,
панама).
Различение
Работа с презентациями в формате
сезонных головных уборов
PowerPoint и интерактивной доской.
50
Надевание шапки, шарфа и
варежек. Снимание.
51
Надевание
перчаток.
52

и

снимание

Переодевание на
урок
адаптивной физкультуры.
Соблюдение
последовательности
действий при раздевании.
Выкладывание из карточек
алгоритма действий.

Правильное надевание шапки швом
назад, надевание шарфа,
варежек.
Снимание варежек, шапки, шарфа.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Просовывание пальцев в перчатку,
попадание пальцами в соответствующий
пальчик на перчатке. Физкультминутка.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Выкладывание из карточек алгоритма
действий. Последовательное снимание
одежды.
Расстегивание. Выворачивание. Вешание
одежды на стул. Захват шортов.
Различение передней и задней стороны.
Последовательное
вставление
ног.
Различение передней и задней стороны
12

53

54

Переодевание на
урок
адаптивной физкультуры.
Снимание
одежды,
вешание ее на спинку
стула.
Одевание
спортивной
формы
(шорты, футболка).
Одевание после урока
адаптивной физкультуры.
Складывание
одежды
после урока адаптивной
физкультуры в пакет.

55
Различение
одежды,
нахождение ее на картинке.
56
Одевание
и
кофты
с
молния.

снимание
застежкой

57
Расстегивание
застегивание пуговиц.
58

59

60

61

и

Различение лицевой и
изнаночной
стороны
одежды.
Выворачивание
одежды.
Обувь.
Узнавание
и
различение
предметов
обуви. Ее назначения.
Различение
правого
и
левого ботинка, кроссовки.
Расстегивание
и
застегивание липучки и
молнии на обуви
Обувь.
Виды
обуви:
уличная,
домашняя,
школьная. По сезонам:
летняя,
зимняя,
демисезонная.

62
Обувь. Уход за обувью.

футболки, верха и низа. Одевание через
голову
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Выкладывание из карточек алгоритма
действий. Последовательное снимание
одежды
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Различение своей и чужой одежды.
Одевание колготок, брюк, юбки, кофты.
Последовательное складывание одежды,
складывание в пакет
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Работа с предметными картинками.
Назвать предметы одежды. Сравнить.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Последовательность
действий
при
одевании и снимании. Различение
передней и задней стороны кофты.
Застегивание и расстегивание молнии.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Упражнения
в
расстегивании
и
застегивании крупных пуговиц
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Сравнение лицевой и изнаночной
стороны. Выворачивание одежды.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
«Презентация
«Обувь».
Называние
обуви. Подбор пары.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Различение правого/ левого ботинка,
соотнесение с правой/левой ногой.
Расстегивание и застегивание обуви.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Презентация «Виды обуви» Называние
обуви, ее назначения. Выделение обуви
среди других предметов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Практическое занятие по уходу за
обувью. Предметы по уходу за обувью
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
13

Прием пищи
63

64-65

66

67-68

Использование речи или жестов при
Сообщение о желании
сообщении о желании пить или есть.
пить, есть словом (жестом
Работа с презентациями в формате
МАКАТОН)
PowerPoint и интерактивной доской.
Посуда.
Различение
и Презентация «Виды посуды». Называние
называние посуды.
посуды. Классификация среди других
Посуда для напитков и еды, предметов.
столовые
приборы. «Правила поведения за столом. Работа с
Правила поведения за предметами.
столом. Что едят ложкой? Работа с презентациями в формате
вилкой?
PowerPoint и интерактивной доской.
Посуда.
Различение
и Называние
посуды.
Классификация
называние посуды.
среди других предметов.
Называние
Посуда для напитков и еды, посуды.
столовые приборы.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.
Практическое использование ложки и
Еда
ложкой. салфетки.
Использование салфетки.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint и интерактивной доской.

5. Материально- техническое обеспечение



















Предметные и сюжетные картинки,
фотографии с изображением членов семьи ребенка;
пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения,
пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания,
семейные альбомы;
рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей, предметов быта,
одежды для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и
альбомов;
наборы предметов для занятий;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий,
выполненные крупным шрифтом;
шнуровки с крупными дырочками;
напечатанные слова, обобщающие понятия по теме урока;
пазлы, лото, разрезные картинки;
принадлежности для ухода за своим телом, одеждой;
дидактические игры;
тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью;
насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда;
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
внутрисемейные взаимоотношения и по различным темам;
компьютер;
интерактивная доска.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».