ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _____________Н.Н. Козырь _________А.Г. Никитина Приказ № _ «28» августа 2024 г. от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класса (вариант 2) учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Зайцева Екатерина Андреевна г. Нелидово 2024г 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Актуальность программы. Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно. В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Рабочая программа разработана в соответствии с: • • • • • • • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГКОУ «Нелидовская школа – интернат»; Учебным планом ГКОУ «Нелидовская школа – интернат» на 2024-2025 уч. год; Годовым календарным учебным планом – графиком ГКОУ «Нелидовская школа – интернат» на 2024-2025 уч. год. 2 Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Задачи: 1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. 2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. 3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. 4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова. 5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму. 6. Обучать навыкам чтения и письма. Задачи предмета: ⎯ развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка; — понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов; — овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения; — умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; — умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом; — понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; — умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях (вербально или невербально); — обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах; — формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв. Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи: — развитие зрительного восприятия; — развитие зрительного и слухового внимания; — развитие пространственных представлений; — развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. 3 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения речевого развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих особые потребности в обучении в сочетании с нарушением интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь вообще отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. 3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 6 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. 4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит в подготовке ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и включаться в деятельность по инструкции; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. 5. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные результаты. 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: - понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; - умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными: - качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями; - понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; 4 - умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами). 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: - мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности; - умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; - умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; - пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; - общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: - узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; - использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму: - узнавание и различение образов графем (букв); - копирование с образца отдельных букв, слогов, слов; - начальные навыки чтения и письма. Базовые учебные действия. Личностные учебные действия • • • • • Коммуникативные учебные действия • • • • Регулятивные учебные • испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач принимать и сохранять цели и задачи решения 5 действия • • • Познавательные учебные действия • • типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Планируемые личностные результаты. 1. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 2. формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 3. формирование уважительного отношения к окружающим; 4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5. освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения; 6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 6 6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов: - «Коммуникация»: Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта; - «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»; - «Импрессивная речь»: Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, различать напечатанные и написанные слова; - «Экспрессивная речь»: Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания. Темы тесно переплетаются с предметами «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», на которых обучающиеся получают представления о себе и предметах окружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек, игр, сценок из сказок, активно работают с пиктограммами. Коммуникация Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий. Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Использование обобщающих понятий. Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие). 7 7. Календарно-тематический план предмета «Речь и альтернативная коммуникация», 102 часа № п/п 1-2 3-4 5 6-7 8-9 Наименование разделов, тем Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Слова — приветствия. Слова — прощания. Реагирование на собственное имя. Выражение своих желаний звуком (словом, предложениием). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложениием). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Обведение по трафарету фигур (огурец, помидор, яблоко, груша) штриховка и раскрашивание их. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в К-во часов 2 Дата Виды деятельности обучающихся Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением, реагирование на собственное имя, узнавание себя на фото. Умение использовать символы и жесты приветствия. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. 2 Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением. 1 Беседа, работа по предметным и сюжетным картинкам по теме «Осень» 2 Обведение по трафарету фигур (огурец, помидор, яблоко, груша). Штриховка и раскрашивание их. 2 Беседа, дидактические игры 8 10 11 12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23 24 25 разговоре. Различение распространенных цветов: черный, синий, зеленый, белый, красный. Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами ). Рабочая строка. Письмо палочек: по контуру, по ориентировочным точкам. Письмо палочек: по начальной точке, самостоятельно. Зарисовка бордюра. Написание палочек: длинных палочек, палочек с петлёй внизу. Рисование бордюра и его штриховка. Узнавание буквы А, а. Конструирование буквы А, а. Письмо буквы А, а Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о Письмо буквы О, о Письмо соединений ао, оа Закрепление знаний по теме «Конструирование 1 Обводка по контуру, шаблону кругов различной величины с последующим раскрашиванием. 1 Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами). 1 Письмо палочек: по контуру, по ориентировочным точкам 2 Письмо палочек: по начальной точке, самостоятельно 2 Написание палочек: длинных палочек, палочек с петлёй внизу. Рисование бордюра и его штриховка. 2 Умение узнавать букву, находить ее среди других, конструировать ее из мелких предметов и полосок Умение узнавать и писать букву А, а. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы о из мелких предметов 2 2 1 1 Письмо буквы О, о Письмо отдельных букв, слогов 1 Конструирование изученных букв, написание изученных букв самостоятельно 9 26-27 28-29 30-31 32-33 34 35 букв «А», «О», написание палочек и штриховки». Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте. Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия) благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать букву У, у в словах 2 Беседа, дидактические игры, работа с шаблонами 2 Дидактические игры с использованием звучащих игрушек 2 Конструирование буквы У, у. Практический контроль. Письмо буквы У, у 2 Чтение слов и слогов с изученными буквами. 1 1 Прослушивание слов, начинающихся на звук У (утка, улитка) выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук у Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) Письмо буквы по обводке, по опорным точкам, по образцу Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры 10 36-37 38-39 40 Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Узнавание буквы М, м. Конструирование буквы М, м 2 Письмо буквы М, м 1 Чтение слов и слогов с изученными буквами. 42-43 Письмо слогов ма, мо, му. 44-45 Письмо слогов ам, ом,ум 46-47 Чтение слогов и слов с изученными буквами. Понимание простых по звуковому составу слов. Глобальное чтение этих слов. 48 Реагирование на собственное имя. Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педаго41 2 1 2 2 2 Работа с пиктограммами Прослушивание слов, начинающихся на звук м (МЯЧ, Машина, малина) выделение звука м, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук м. Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) Письмо буквы по обводке, по опорным точкам, по образцу Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Глобальное чтение слов. 1 Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов). 11 49-50 51 52 53-54 55 56 57-58 гов). Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Называние (употребление) обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета Использование графического изображения для обозначения признака предмета. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак Понимание простых предложений (нераспространённ ых и распространённых) Называние (употребление) 2 Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. 1 Понимание обобщающих понятий. 1 Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета, дидактические игры, 2 Использование графического изображения для обозначения признака предмета, дидактические игры 1 Дидактические игры 1 Дидактические игры, опорные схемы 2 Предметные картинки, дидактические игры 12 59-60 61 простых по звуковому составу слов Глобальное чтение. Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль. Формирование умения узнавать букву С, с. 2 Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль. 1 62-63 Конструирование буквы С, с. 2 64-65 Чтение слогов и слов с буквой С, с. Письмо буквы с Письмо слогов са, со, су по следам анализа. Узнавание буквы Х х. Формирование умения узнавать и писать букву Х х. Конструирование буквы Х х. 2 66-67 68-69 70-71 72-73 2 2 Чтение слогов и слов 2 с буквой Х х. Письмо букв Х х 2 Прослушивание слов, начинающихся на звук с (слон, слива.) выделение звука с, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук с. Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу Прослушивание слов, начинающихся на звук х (хлеб.) выделение звука х, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук х Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, 13 74-75 Чтение слогов и слов с буквой Х х. 2 76-77 Письмо слогов ха, хо, ху по следам анализа. Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты», «Овощи». Шаблоны. Умение работать с шаблонами. Узнавание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш. 2 78-79 80-81 82-83 84-85 86 87 88 89 2 Дидактические игры, использование опорных схем 2 Чтение слогов и слов 2 с буквой ш. Письмо буквы ш Чтение слогов и слов 2 с буквой Ш ш. Письмо слогов ша, 1 шо, шу Ознакомление со 1 словом «хорошо», «плохо», жестом и символом. Деление 1 предложений на слова. Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. дидактические игры Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры 1 Прослушивание слов, начинающихся на звук ш (шар, ерш, шалаш.) выделение звука ш, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук ш Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры Чтение слогов и слов с изученными буквами Работа с пиктограммами Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильнодвигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условнографическое изображение предложения. Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам. 14 90 91 92 Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье». Обобщающее повторение. Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л. Конструирование буквы Л, л. 1 Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам. 1 Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать букву среди других букв 1 Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо по образцу Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу 93 Чтение слогов и слов 1 с буквой Л, л. 94 Письмо буквы Л, л 1 95 96 97 98 Чтение слогов и слов с буквой л. Письмо слогов ал, ол, ул по следам анализа. Чтение и письмо слогов с буквой л. Письмо слогов ла, ло, лу по следам анализа. Письмо строчной буквы у и отдельных её элементов. Письмо слов ау, ау по следам анализа. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, 1 1 Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу 1 Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу 1 Работа с карточками, предметными картинками 15 99 100 101 102 названия предметов, действий. Узнавание 1 (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование 1 карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Чтение слогов и 1 слов с изученными буквами. Письмо слогов и слов. Закрепление знаний 1 по изученным темам Работа с карточками, предметными картинками Работа с карточками, предметными картинками Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры 16 8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Речь и альтернативная коммуникация» включает: - графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, - наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи; . технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства - компьютерные устройства, синтезирующие речь - информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм. - компьютерные программы символов. - компьютерные программы для общения, синтезирующие речь - обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; - аудио и видеоматериалы. Список литературы 1. А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Москва. 2. Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.Москва «Просвещение» 2003. 3. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева. https://vk.com/wall384780695_887. ВКонтакте © 2006-2023. 4. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. 5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 7. Учебник: Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч./ А.К.Аксёнова, С.В Комарова-М.: Просвещение, 2017. 8. Янушко Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010. 17