4 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Математические представления»
(Образовательная область «Математика»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Кадетова Светлана Владимировна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования
математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три
столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут
овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного
обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные
для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать
математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать
необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка
растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений
и умений и применение их в повседневной жизни.
Основные задачи реализации содержания:
• формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях;
• формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность;
• овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления»,
«Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления»,
«Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала
по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических
задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при
сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при
посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе

ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в
блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д.
Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере
телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач
и многое другое. В учебном плане предмет представлен с 1 по 4 год обучения с примерным
расчетом по 2 часа в неделю .Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также
возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в
дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета
недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную
программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

В учебном плане данный предмет представлен в обязательной части, предметная область
«Математика».
класс
количество
часов в неделю
количество
часов в год

4 класс
2
68

2.Планируемые результаты освоения содержания .

Личностные результаты
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося);
формирование уважительного отношения к окружающим;
формирование умения выполнять задание в течение определённого периода времени;
формирование умения выполнять действия по образцу и подражанию;
формирование умения использовать по назначению учебные материалы.
Предметные результаты
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления
• умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
• умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать множества (один – много, мало, пусто).
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, счет с опорой на наглядность
• умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой(1 –
10);
• умение пересчитывать предметы в доступных пределах (1 – 10).
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач
• умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и
прослеживать последовательность событий;
• умение распознавать цифры (1-10), обозначающие номер дома, квартиры, автобуса.

3. Содержание учебного предмета .
№ п/п
1

Раздел
Количественные
представления 28 ч

2

Представления о
величине 9ч

3

Представления о
форме 14ч

4

Пространственные

Виды деятельности
Нахождение одинаковых предметов.
Разъединение множеств.
Объединение предметов в единое множество. Различение
множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом (1 - 10)).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение,
уравнивание множеств).
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми
группами.
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
Обозначение числа цифрой. Написание цифры.
Знание отрезка числового ряда 1 – 10. Определение места числа
(от 0 до 10) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной)
последовательности (1- 10, 10 – 1).
Различение однородных (разнородных по одному признаку)
предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), «на глаз», наложения.
Определение среднего по величине предмета из трех
предложенных предметов.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по
возрастанию).
Различение однородных (разнородных) предметов по длине.
Сравнение предметов по длине.
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине.
Сравнение предметов по ширине.
Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по
высоте.
Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по
толщине.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб»,
«призма», «брусок».
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами,
фигурой.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник,. Соотнесение геометрической
формы с геометрической фигурой.
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей.
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
прямоугольник) из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник).
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
Ориентация в пространственном расположении частей тела на

представления

5

10ч

Временные
представления 7ч

себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу),
перед (спереди), зад (сзади).
Определение месторасположения предметов в пространстве:
близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху),
снизу (внизу), впереди, сзади, на, в, внутри, перед, за, над, под,
напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в
пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд,
назад.
Узнавание (различение) частей суток.
Знание порядка следования частей суток. Узнавание
(различение) дней недели.
Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение
деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера,
сегодня, завтра, давно, недавно. Различение времен года.

4. Календарно-тематическое планирование .
№

1.

колич.
часов

тема урока

Геометрическое тело: шар.

дата

Основные виды учебной деятельности
и электронные учебно-методические
материалы

Представление о форме.
4.09
1
соотнесение шара и круга. Работа с
презентацией PowerPoint

2.

Геометрическое тело: куб.

1

5.09

знакомство

с

кубом.

Работа

с

презентацией PowerPoint

3.
4.

Геометрическое тело: призма.
Геометрическое тело: брус.

1
1

11.09
12.09

знакомство с призмой
соотнесение геометрических тел с
фигурами Работа с презентацией
PowerPoint

5.

Количественные представления.
18.09
Преобразование
множеств 1
преобразование
множеств
(увеличение,
уменьшение,
(увеличение,
уменьшение,
уравнивание множеств).
уравнивание множеств). Работа с
презентацией PowerPoint

6.

7.
8.
910
1112
1314
1516

Узнавание цифр. Соотнесение
количества
предметов
с
числом.
Знание отрезка числового ряда
1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).
Определение места числа (от 0
до 9) в числовом ряду.
Счет в прямой (обратной)
последовательности.
Состав числа 2. Сложение и
вычитание в пределах 2.
Состав числа 3. Сложение и
вычитание в пределах 3.
Состав числа 4. Сложение и
вычитание в пределах 4.

1

19.09

соотнесение количества предметов
с числом. Работа с презентацией
PowerPoint

1

25.09

работа с числовым рядом. Работа с
презентацией PowerPoint.

1

26.09

работа с числовым рядом. Работа с
презентацией PowerPoint.

2
2
2

2.10
3.10
9.10
10.10
16.10
17.10
23.10 23

2

работа с числовым рядом. Работа с
презентацией PowerPoint

выполнение
математических
действий.
формирование
знаний
состава
чисел, умений выполнять действий
сложения и вычитания
выполнение
математических

1718
1920
2122
2324
2526
2728
29

30

31

32

33
34
3536

37
38
39
40
41
4243
44-

Состав числа 5. Сложение и 2
действий.
вычитание в пределах 5.
формирование
знаний
состава
чисел,
умений
выполнять
действий
Состав числа 6. Сложение и 2
сложения и вычитания. Работа с
вычитание в пределах 6.
презентацией PowerPoint
Состав числа 7. Сложение и 2
вычитание в пределах 7.
Состав числа 8. Сложение и 2
вычитание в пределах 8.
Состав числа 9. Сложение и 2
вычитание в пределах 9.
Состав числа 10. Сложение и 2
вычитание в пределах 10.
Представления о величине.
Сравнение двух предметов по 1
формирование умений сравнивать
величине
способом
предметы. Работа с презентацией
PowerPoint
приложения
(приставления),
«на глаз», наложения.
Составление упорядоченного 1
формирование умений сравнивать
ряда
по
убыванию
(по
предметы. Работа с презентацией
PowerPoint
возрастанию).
Различение
предметов
по 1
формирование умений различать и
толщине. Сравнение предметов
сравнивать предметы по толщине,
по толщине.
глубине, измерять предметы. Работа с
презентацией PowerPoint
Различение
предметов
по 1
глубине. Сравнение предметов
по глубине.
Измерение с помощью мерки.
1
Узнавание линейки (шкалы 1
формирование умений пользоваться
делений), ее назначение.
линейкой. Работа с презентацией
PowerPoint
Измерение длины отрезков, 2
длины (высоты) предметов
линейкой.
Временные представления.
Порядок следования частей 1
формирование
представлений
о
суток.
частях суток, смене времён года,
знание названий месяцев и сезонов в
Последовательность
дней 1
году,
последовательности
дней
недели.
недели.
Работа
с
презентацией
Смена дней: вчера, сегодня, 1
PowerPoint
завтра.
Соотнесение деятельности с 1
временным промежутком.
Порядок следования сезонов в 1
году.
Последовательность месяцев в 2
году.
Пространственные представления.
Определение
2
формирование представлений месте

45
4647
4849
5051

месторасположения предметов
в пространстве.
Составление
предмета 2
(изображения) из нескольких
частей.
Определение
отношения 2
порядка следования.
Определение,
2
месторасположения предметов
в ряду.

расположения
предметов
в
пространстве;
определение
отношения
порядка
следования:
первый, последний, крайний, перед,
после, за, следующий за, следом,
между;
определении,
месторасположения предметов в ряду.
Работа с презентацией PowerPoint

Повторение
5253

Геометрические тела.

5463

Сложение и вычитание чисел в 10
пределах 10.

2

формирование
геометрических

представлений
телах. Работа

о
с

презентацией PowerPoint

Выполнение действий сложения и
вычитания чисел в пределах 10. Работа
с презентацией PowerPoint

6466

Последовательность месяцев в 3
году.

повторение
последовательности
месяцев. Работа
с
презентацией
PowerPoint

6768

Определение
отношения 2
порядка следования

повторение

порядка

следования.

Работа с презентацией PowerPoint

5.Материально- техническое обеспечение


















различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (Монтессори-материал);
крупные деревянные пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
крупные мозаики;
деревянные, пластиковые, картонные пазлы вкладыши;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий, выполненные крупным
шрифтом;
игрушки разных размеров;
шнуровки с крупными дырочками;
пирамидки разные по величине, высоте, толщине;
напечатанные слова, обобщающие понятия по теме урока;
карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений); карточки
с изображением цифр;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания,
вырезания, наклеивания и другой материал, выполненный крупным шрифтом на плотной бумаге;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных
математических представлений;
"Нумикон";
презентации по темам;
проектор;
компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».