1 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАННО
на МО
учителей начальных классов Заместитель директора по
УР:
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор: ГКОУ
«Нелидовская школа–
интернат»
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Математические представления»
(Образовательная область «Математика»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Диринова Ольга Петровна

г. Нелидово
2024г
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Математические представления» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математические
представления» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2
часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Математические представления».
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с
тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от
него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек,
нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением
интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без
специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети
непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным
приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для
решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на
котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать
необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1
ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Основные задачи реализации содержания:
• формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях;
• формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с
опорой на наглядность;
• овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
2

Ожидаемые личностные результаты
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• овладение начальными
развивающемся мире;

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося);
•

формирование уважительного отношения к окружающим;

• формирование умения выполнять задание в течение определённого периода времени;
•

формирование умения выполнять действия по образцу и подражанию;

•

формирование умения использовать по назначению учебные материалы.

Возможные предметные результаты
1) Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
• умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
• умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать множества (один – много, мало, пусто).
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, счет с опорой на
наглядность
•
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
его цифрой(1 –10);
• умение пересчитывать предметы в доступных пределах (1 – 10).
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач
• умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий;
• умение распознавать цифры (1-10), обозначающие номер дома, квартиры, автобуса.

3.Содержание обучения.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»,
«пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом (1-10). Преобразование
множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов
по единице. Счет равными числовыми группами. Узнавание цифр. Соотнесение
количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.
Знание отрезка числового ряда 1 – 10. Определение места числа (от 0 до 10) в
3

числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности (1- 10, 10 – 1).

Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на
глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех
предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по
возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине.
Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов
по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте.
Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение
предметов по весу. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по
толщине.

Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок».
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание
(различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник,.
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение
формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону
(трафарету, контурной линии).

Пространственные представления.
•
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом
человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади).
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь),
далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, на, в, внутри, перед, за, над,
под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вверх, вниз, вперёд, назад.

Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.
Узнавание (различение) дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.
Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера,
сегодня, завтра, давно, недавно. Различение времен года.
Содержание разделов

4

№

Название раздела, темы

Количество Контрольные
часов
работы

п/п
1.

Количественные представления.

15

2. Представления о величине.

9

3 Представление о форме.

12

4 Пространственные представления.

16

5 Временные представления.

14
Итого:

66

5

4. Тематический план
№
п/п

дата

к-во
часо
в

название раздела, темы
урока

виды деятельности

Раздел 1 «Количественные представления» (15 часов)
1
1
Нахождение одинаковых
-фиксация взгляда на лице учителя, установление с ним контакт
предметов
- слушание обращённой речи
- рассматривание натуральных предметов
- нахождение 2 одинаковых предметов (мяч, кукла, машина) среди множества игрушек.
- игра "Найди пару" (из 3 предметов находить 2 одинаковых). Работа с презентациями в формате
PowerPoint
2
1
Разъединение множеств.
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- рассматривание множества предметов.
- нахождение одинаковых предметов на доске.
- игра "Кто в домике живёт" (разъединение группы предметов в разные домики) Работа с
презентациями в формате PowerPoint
3
1
Объединение предметов в - принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
единое множество.
- рассматривание множество предметов.
- нахождение одинаковых предметов на доске.
- игра "Чей домик?" (объединять одинаковые предметы в один домик) Работа с презентациями в
формате PowerPoint
4
1
«Один» и «много»
-фиксация взгляда на лице учителя, установление с ним контакта
- слушание обращённой речи
- рассматривание натуральных предметов: шишки, листики
- нахождение предмета отличного от других. – соотнесение со словом "один".
- выделение много одинаковых предметов.
- соотнесение со словом "много".
- игра "В гости к белочке" (словом, жестом показывать "один" и "много" предметов)
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с

5

1

6.

Один - много хлопков

Число и цифра 1.
Написание цифры 1.

7

1

Число и цифра 2

8

1

Соотнесение количества с
цифрой. Цифра 2

9

1

Написание цифры 2

презентациями в формате PowerPoint
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- рассматривание на доске предметы.
- соотнесение одного предмета с одним хлопком в ладоши, много предметов - много хлопков в
ладоши
- слушание музыки "Похлопаем в ладоши", выполнение по подражанию за учителем хлопки:
один и много хлопков. Работа с презентациями в формате PowerPoint
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- рассматривание предметов на доске
- нахождение среди множества предметов один отличный от всех, обозначение предмета цифрой
1
-соотнесение по подражанию, по словесной инструкции (с помощью учителя) один предмет с
карточкой "1"
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции
- написание цифры 1 ручкой, соблюдая строчку. Работа с презентациями в формате PowerPoint
- нахождение за столом в течение определённого периода времени
- рассматривание на доске и на парте два предмета
- рассматривание цифры 2
- показ (по подражанию, по словесной инструкции) два пальчика
- называние словом цифру 2
- игра "Бабочки на цветах" (учиться на цветы накладывать 2 бабочки) Работа с презентациями в
формате PowerPoint
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции.
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- рассматривание предметов на доске
- нахождение среди множества предметов двух одинаковых предметов, обозначение предметов
цифрой 2
-соотнесение по подражанию, по словесной инструкции (с помощью учителя) двух предметов с
карточкой "2"
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
- принятие помощи учителя, взгляд направлен на лицо взрослого, на выполняемое задание
- рассматривание цифры 2.
- раскрашивание цифры 2 карандашами

10

1

Число и цифра 3

11

1

Соотнесение количества с
цифрой. Цифра 3

12

1

Написание цифры 3

13

1

Прямой счет в пределах 3х

14

Обратный счет в пределах
3

- игра "Напиши меня" (написание цифры два пальчиком по песку)
- написание цифры 2 ручкой, соблюдая строчку
- удержание ручки 3 пальцами Работа с презентациями в формате PowerPoint
- умение сидеть за столом в течение определённого периода времени
- рассматривание на доске и на парте трёх предметов
- рассматривание цифры 3
- показ (по подражанию, по словесной инструкции) три пальчика
- называние словом цифры 3
- игра "Собери грибы" (учиться складывать в корзину 3 гриба)
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- рассматривание предметов на доске
- нахождение среди множества предметов двух одинаковых предметов, обозначение предметов
цифрой 3
-соотнесение по подражанию, по словесной инструкции (с помощью учителя) двух предметов с
карточкой "3"
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- рассматривание цифры 3
- раскрашивание цифры 3 карандашами
- игра "Напиши меня" (писать цифру три пальчиком по песку)
- написание цифры 3 ручкой, соблюдение строчки
- удержание ручки 3 пальцами Работа с презентациями в формате PowerPoint
- принятие помощи учителя, взгляд направлен на лицо взрослого, на выполняемое задание
- выполнение простых речевых инструкций
- рассматривание натуральных объектов "кубики"
- рассматривание предметных картинок "кубики"
- игра "Сосчитай грибы" (считать вместе с учителем предметы)
- игра «Сосчитай листья» Работа с презентациями в формате PowerPoint
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- выполнение простых речевых инструкций
- узнавание и различение цифр 1, 2, 3

15

16

1

17

1

18

1

19

1

- рассматривание натуральных объектов "шишки"
- рассматривание предметных картинок "шишки"
- игра "Посчитай со мной" (считать вместе с учителем предметы в обратной последовательности)
Числовой ряд 1,2,3.
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
Написание цифр 1,2,3.
- выполнение простых речевых инструкций
- узнавание и различение цифр 1, 2, 3
-написание цифр 1,2,3
- удержание ручки 3 пальцами Работа с презентациями в формате PowerPoint
Раздел 2 «Представление о величине» (9 часов)
Большой - маленький
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- выполнение простых речевых инструкций
- рассматривание 2 одинаковых предметов: мяч, кукла, кубик
- выделение больших - маленьких предметов способом приложения, наложения, приставления
друг к другу
- игра "Соберём бусы для куклы" (нанизывать большие бусины на шнурок, нанизывать маленькие
бусины на шнурок) Работа с презентациями в формате PowerPoint
Подбери одежду для
- принятие помощи учителя, взгляд направлен на лицо взрослого, на выполняемое задание
большой и маленькой
- выполнение простых речевых инструкций
куклы
- выбор и подбор одежды для куклы в соответствии с её ростом, с погодными условиями
- определение своих внешних данных (цвет глаз, волос, рост и т.д.) Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Штриховка большого и
-фиксирование взгляда на лице учителя, установление с ним контакта
маленького листа
- умение слышать обращённую речь
- рассматривание больших и маленьких, обводить листья по контуру
- игра "Разноцветные листья" (штриховать в разных направлениях листья разного размера) Работа
с презентациями в формате PowerPoint
Длинный - короткий
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- выполнение простых речевых инструкций
- рассматривание натуральных объектов: шарф.
- с помощью метода наложения определение величины: длинный шарф – короткий шарф.
- различение предметов по величине: длинный шарф- короткий шарф.
- игра "Найди, чей шарф" (у зайки - короткий шарф, у лисы - длинный", наклеивать шарф под
изображение зверюшки)
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

Подбери ленты для кукол

- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- выполнение простых речевых инструкций
- рассматривание ленты
- сравнение предметов по длине, накладывание лент друг на друга
- игра "Ленты для куклы Кати и Маши" (выбирать и подбирать ленты в зависимости от размера
куклы: для большой куклы Кати - длинные ленты, для маленькой куклы Маши - короткие ленты)
Работа с презентациями в формате PowerPoint
Длинный хвостик,
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
короткий хвостик
- выполнение простых речевых инструкций
- рассматривание предметных картинок лиса, заяц
- выделение длинного и короткого хвостика.
- игра "Подбери хвостик зверюшке"
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Длинный и короткий
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
поезд
- выполнение простых речевых инструкций
- перемещение в классе без проявления дискомфорта
- просмотр наглядных картинок: поезд длинный, поезд короткий
- игра "Построй поезд" (из кубиков строить поезд длинный и короткий).
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Штриховка:
длинная - принятие помощи учителя
лента, короткая лента
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- последовательное выполнение штриховки различных предметов, подражание действиям
педагога, либо по образцу Работа с презентациями в формате PowerPoint
Конструктивная игровая - перемещение в классе без проявления дискомфорта
деятельность «Вот что я - выбор из общих кубиков большие кубики, называние речью - большие, жестом - разводить в
умею»
разные стороны руки
- сравнение больших и маленьких предметов (ставить кубик на кубик)
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Раздел 3 «Представление о форме» (12 часов)
«Круг»
- принятие помощи учителя, направление взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- выполнение простых речевых инструкций - рассматривать круг

26

1

"Маленькие и большие
круги"

27

1

«Предметы похожие на
круг»

28

1

«Раскрашивание круга»

29

1

«Обведение круга по
контуру»

30

1

«Штриховка круга»

- обводка пальцем геометрической фигуры по контуру
- узнавание круга в окружающем пространстве
- составление целого круга из 2-х частей
-игра "Найди круг" (находить круг среди геометрических фигур)
- раскрашивание круга "Солнышко", не выезжая за контур. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
- рисование круга пальчиком на песке.
-фиксация взгляда на лице учителя, установление с ним контакт
- слышать обращённую речь
- рассматривание кругов
- дифференциация больших и маленьких кругов
- игра "Коробочка" (раскладывать маленькие круги в маленькую коробку, большие круги в
большую коробку). Работа с презентациями в формате PowerPoint
-фиксация взгляда на лице учителя, установление с ним контакт
- слышать обращённую речь
- рассматривание предметных картинок: солнышко, снеговик
- узнавание и называние фигуры – круг
- составление предметов из 2 половинок
- игра "Где спрятался круг" (находить геометрическую фигуру круг на сюжетной картинке
«Пришла зима») Работа с презентациями в формате PowerPoint
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- рассматривание геометрической фигуры "круг"
- раскрашивание круга по словесной инструкции учителя
- игра "Хочу быть красивым" (держать 3 пальцами карандаш, раскрашивать круг цветными
карандашами, не выезжать за контур) Работа с презентациями в формате PowerPoint
- умение выполнять задание в течение определённого периода времени
-рассматривание геометрической фигуры "круг"
- обводка круга по контуру пальцем.
- игра "Хочу стать ярким" (обводить карандашом геометрическую фигуру круг по контуру)
- игра «Новогодний шар» Работа с презентациями в формате PowerPoint
- умение выполнять задание в течение определённого периода времени
- рассматривание геометрической фигуры круг
- выполнение штриховки круга карандашом в разных направлениях.

31

1

32

1

33

1

34

1

35

1

36

1

- игра "Снежный ком" (штриховать круг внутри контура) Работа с презентациями в формате
PowerPoint
«Квадрат»
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- рассматривание квадрата
- обводка пальцем геометрической фигуры квадрат по контуру.
- рисование квадрата на песке
- узнавание квадрата в окружающем пространстве
- игра "Подарок под ёлкой" (наклеивать квадрат на лист бумаги) Работа с презентациями в
формате PowerPoint
«Маленькие и большие - участие в процессе общения и совместной деятельности
квадраты»
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- выполнение задания в течение определённого периода времени
- рассматривание квадрата
- дифференцирование маленьких и больших квадратов
- игра "Волшебная коробочка" (наклеивать маленькие квадраты в маленькую коробку, большие
квадраты в большую коробку) Работа с презентациями в формате PowerPoint
«Предметы похожие на
- участие в процессе общения и совместной деятельности
квадрат»
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- умение выполнять задание в течение определённого периода времени
- рассматривание геометрической фигуры "квадрат"
- узнавание квадрата в окружающем пространстве.
- игра "Где спрятался квадрат" (находить геометрическую фигуру "квадрат" на сюжетной
картинке «Скоро Новый год») Работа с презентациями в формате PowerPoint
«Раскрашивание
- выполнение задания в течение определённого периода времени
квадрата»
- рассматривание геометрической фигуры "квадрат"
- раскрашивание квадрата по словесной инструкции учителя)
- игра "Хочу быть красивым" (держать 3 пальцами карандаш, раскрашивать квадрат цветными
карандашами, не выезжать за контур) Работа с презентациями в формате PowerPoint
«Обведение квадрата по
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
контуру»
- рассматривание геометрической фигуры "квадрат"
- обводка квадрата по контуру пальцем
- игра "Хлопушка" (обводить карандашом геометрическую фигуру квадрат по контуру)
«Штриховка квадрата»
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта

- рассматривание геометрической фигуры квадрат.
- выполнение штриховки квадрата карандашом в разных направлениях.
- игра "Спрячь подарок в коробочку" (штриховать квадрат внутри контура) Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Раздел 4 «Пространственные представления» (16 часов)
37

1

Как я выгляжу

38

1

Ориентация в
пространственном
расположении частей тела
на себе, на другом
человеке

39

1

Ориентация в
пространственном
расположении частей тела
на изображении

40

1

Понятие "верх", "низ".

41

1

Ориентация в
пространственном
расположении частей тела
на себе верх (вверху)

- перемещение в классе без проявления дискомфорта
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- рассматривание себя в зеркале
- показ частей тела на себе: голова, руки, ноги, туловище
- игра «Назови и покажи» Работа с презентациями в формате PowerPoint
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- рассматривание себя в зеркале
- нахождение частей своего тела
- игра "Что у меня есть" (находить части тела на себе, показывать жестом на части тела)
- рассматривание другого человека
- показ на нем частей тела
- игра "Какой ты" (показывать части тела на другом человеке) Работа с презентациями в формате
PowerPoint
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- рассматривание предметной картинки "тело человека"
- соотнесение частей тела на изображении с частями тела на себе
- игра «Сложи Деда Мороза» (наклеивать части тела на человечка) Работа с презентациями в
формате PowerPoint
- умение слышать обращённую речь
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- показ середины тела человека.
- игра "Собери человечка" (соединять верхнюю и нижнюю часть человечка, обозначать середина
человечка красной полоской)
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- показ частей тела, которые находятся вверху (руки, голова)
- следование инструкции учителя: поднять голову вверх, поднять руки вверх.

42

1

43

1

44

1

45

1

- игра "Что вверху?" (поднимать руки вверх, показывать жестом на голову) Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Ориентация в
- участие в процессе общения и совместной деятельности
пространственном
- умение слышать обращённую речь
расположении частей тела - рассматривание себя в зеркале
на себе низ (внизу)
- следование инструкции учителя: смотреть вниз, показывать жестом на ноги
-игра "Что у тебя под ногами?" (показывать жестом на предмет внизу
Определение
- участие в процессе общения и совместной деятельности
месторасположения
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
предметов в пространстве: - рассматривание 2 предметов, находящихся на разном расстоянии от ребенка.
близко
- нахождение предмета «елочка», расположенного близко
- понимание, показ слова "близко"
- нахождение предмета «ёлочка», расположенного близко к ребенку, ставить карточку "близко"
рядом с предметом.
- игра "Где лежит подарок?" (брать «подарок», лежащий близко) Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Определение
- умение выполнять задание в течение определённого периода времени
месторасположения
- рассматривание 2 предметов, находящихся на разном расстоянии от ребенка
предметов в пространстве: - нахождение предмета, расположенного далеко
далеко
- понимание, показ слова "далеко"
- нахождение предмета «снежок», расположенного далеко от ребенку, ставить карточку "далеко"
рядом с предметом
- игра "Где лежит хлопушка?" (брать предмет, лежащий далеко) Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Определение
- участие в процессе общения и совместной деятельности
месторасположения
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
предметов в пространстве: - умение слышать обращённую речь
справа
- перемещение предмета «шишка» по парте в разные стороны по словесной инструкции учителя
- рассматривание слова "справа"
- понимание слова "справа"
- расположение кубика по показу учителя, ставить кубик по словесной инструкции (поставь
справа)
- игра "Где спрятался предмет" (находить предмет справа, называть (сообщать словом) о его
расположении)

46

1

47

1

48

1

49

1

50

1

- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Определение
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
месторасположения
- умение слышать обращённую речь
предметов в пространстве: - перемещение предмета «шар» по парте в разные стороны
слева
- рассматривание слова "слева"
- понимание слова "слева"
- ставить кубики по показу учителя, ставить кубик по словесной инструкции (поставь слева)
- игра "Где спрятался предмет" (находить предмет слева, называть (сообщать словом) о его
расположении)
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Ориентация на плоскости: - фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
верх и низ
- рассматривание листа бумаги
- рассматривание слова "верх", "низ"
- размещение на доске слова "верх", "низ", по показу учителя
- размещение слова "верх", "низ" на листе бумаги по показу учителя, по словесной инструкции
- игра "Где предмет" (располагать предметную картинку на листе: верх, низ)
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Ориентация на плоскости: - фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
право, лево
- рассматривание слова "право", "лево"
- размещение на доске слова "право", "лево", по показу учителя
- размещение слова "право", "лево" на листе бумаги по показу учителя, по словесной инструкции
- игра "Где предмет?" (располагать предметную картинку на листе: право, лево)
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Игра "В гостях у Весны"
- умение слышать обращённую речь
- умение выполнять задание в течение определённого периода времени
- рассматривание сюжетной картинки «Весна», нахождение на картинке
"солнышко",рассматривание объемной фигуры "шар" желтого цвета , соединение двух частей
солнышка вместе
Игра "В гости к кукле

- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта

Кате"
51

1

52

1

53

1

54

1

55

1

56

1

- рассматривание предметных картинок: юла, машина, мяч, игра "Соедини половинки" (находить
2 половинки предметов, соединять их на плоскости) Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Составление ряда из
- участие в процессе общения и совместной деятельности
предметов: слева направо - фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- умение слышать обращённую речь
- рассматривание предметов: кубики, составление из кубиков ряда слева направо, игра "Поезд"
(приставлять к одному кубику другие кубики)
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции
Составление ряда из
- участие в процессе общения и совместной деятельности
изображений: слева
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
направо
- умение слышать обращённую речь
- рассматривание предметных картинок «цветок», «листок», составление ряда слева направо по
подражанию, по словесной инструкции
- использование материалов "Нумикон" по показу учителя, по словесной инструкции Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Раздел 5 «Временные представления» (14 часов)
Узнавание части суток:
- умение слышать обращённую речь
утро
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
-рассматривание сюжетной картинки "Весеннее утро ", выполнение практического задания:
составление расписания "Моё утро", нахождение на сюжетных картинках "утро"
- игра "Утренние процедуры" Работа с презентациями в формате PowerPoint
Узнавание части суток:
- участие в процессе общения и совместной деятельности
ночь
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- умение слышать обращённую речь
- рассматривание сюжетной картинки "Ночь", показ картинки "ребенок спит", показ жестом
слово "спать", нахождение сюжетной картинки "ночь"
Различение частей суток:
- умение выполнять задание в течение определённого периода времени
день и ночь
- рассматривание сюжетных картинок «Ночной город», «Утро в городе»
- показ на сюжетных картинках отличительные признаки дня и ночи, различение среди картинок
время суток "день" и время суток "ночь" Работа с презентациями в формате PowerPoint
Понедельник - первый
- участие в процессе общения и совместной деятельности
день
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта

57

1

Вторник - второй день

58

1

Среда - середина недели

59

1

Четверг - четвертый день

60

1

Пятница - последний
учебный день

61

1

Узнавание (различение)
дней недели.

- умение слышать обращённую речь
- слушание песни и просмотр видео "Неделя", наблюдение за сменой видов деятельности на
видео, первый день недели - понедельник
- запоминание названия первого дня недели «понедельник».
- составление учебного расписания на понедельник
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- умение слышать обращённую речь
Слушание песни и просмотр видео "Неделя", наблюдение за сменой видов деятельности на видео,
запоминание названия дня недели «вторник».
- составление учебного расписания на вторник Работа с презентациями в формате PowerPoint
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- умение слышать обращённую речь
Слушание песни и просмотр видео "Неделя", наблюден Работа с презентациями в формате
PowerPoint ие за сменой видов деятельности на видео, составление учебного расписания на
среду
-фиксация взгляда на лице учителя, установление с ним контакт
- умение слышать обращённую речь
Составление учебное расписание на четверг, умение ставить слово "четверг" после среды,
составление упорядоченного столбика сверху вниз из изученных дней недели Работа с
презентациями в формате PowerPoint
- участие в процессе общения и совместной деятельности
- фиксация взгляда на лице учителя, установление зрительного контакта
- умение слышать обращённую речь
Слушание песни и просмотр видео "Неделя", наблюдение за сменой видов деятельности на видео
день недели – понедельник, запоминание названия дня недели «пятница».
- различение слов «понедельник» и «пятница»
- составление учебного расписания на пятницу
- умение ставить слово "пятница" после четверга
- составление упорядоченного столбика сверху вниз из изученных дней недели Работа с
презентациями в формате PowerPoint
- участие в процессе общения и совместной деятельности
Наблюдение за сменой видов деятельности на видео «Неделька», составление упорядоченного

62

1

Время года "Весна"

63

1

Время года "Лето"

столбика сверху вниз из изученных дней недели, игра "Неделька"
- игра «Весенние игры» (распределение игр на улице по дням недели)
- участие в процессе общения и совместной деятельности
Рассматривание сюжетной картинки "Весна", показ признаков весны по словесной инструкции
учителя, выполнение практического задания "Раскрашивание ручейка"
- удерживание карандаша 3 пальцами, не выезжать за контур Работа с презентациями в формате
PowerPoint
- участие в процессе общения и совместной деятельности
рассматривание сюжетной картинки "Лето", показ признаков лета, выполнение практического
задания «Раскрашивание цветочка" (раскрашивать цветными карандашами цветы на полянке)
- удерживание карандаша 3 пальцами, не выезжать за контур Работа с презентациями в формате
PowerPoint

5. Материально – техническое обеспечение.
 различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
 наборы предметов для занятий (Монтессори-материал);
 крупные деревянные пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
 крупные мозаики;
 деревянные, пластиковые, картонные пазлы вкладыши;
 пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий, выполненные крупным шрифтом;
 игрушки разных размеров;
 шнуровки с крупными дырочками;
 пирамидки разные по величине, высоте, толщине;
 напечатанные слова, обобщающие понятия по теме урока;
 карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений); карточки с изображением цифр;

 рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал,
выполненный крупным шрифтом на плотной бумаге;
 обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений;
 "Нумикон";
 презентации по темам;
 проектор;
 компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».