ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель УР: директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» _____________Н.Н. Козырь _________А.Г. Никитина Приказ № _ «28» августа 2024 г. от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класса (вариант 2) учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Кадетова Светлана Владимировна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Пояснительная записка. 2. 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2 3. 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. В соответствии с учебным планом учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика». В учебном плане предмет представлен с 1 по 4 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации. Место учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в учебном плане для первой ступени обучения (1– 4 классы) в соответствии с годовым учебным планом образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (2 вариант) предоставлено в следующей таблице: Класс 4 класс Количество учебных недель 34 Количество часов в неделю 2 часа Количество часов в год 68 часов 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. Личностные и предметные результаты освоения программы. Освоение АООП (вариант 2) учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных. Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Возможные предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»: 1)Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. · Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. · Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. · Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. · Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. · Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация». 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. · Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. · Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. · Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речевых подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов идействий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;общение с помощью электронных средств коммуникации(коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. · Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. · Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. · Узнавание и различение образов графем (букв). · Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. · Начальные навыки чтения и письма. 3.Содержание обучения. Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства (например, «LanguageMaster»). Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство (например: «BigMac», «TalkBlock», «Go TalkOne»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора (например, “Stepbystep”). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора (например: «GoTalk», «MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). Чтение и письмо. Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). Тема Школа. Школьная жизнь.4ч Наши сказки 6ч 4 класс Виды деятельности Коммуникация. - Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя. - Привлечение к себе внимания доступным способом. - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. - Выражение желаний доступным способом. - Понимание эмоционального состояния при чтении художественных произведений. Развитие речи. - Понимание, называние доступным способом слов «школа», «учиться», «учитель», «спортивный зал», «библиотека», «класс», «парта», «ученик», слов, обозначающих деятельность учащихся за партой, слов, обозначающих признак действия, состояния «грустно», «весело», «хорошо», «плохо». - Упражнения на закрепление понимания, называния (употребления) слов и сочетаний, обозначающих деятельность учащихся на уроке. - Узнавание (различение), называние (употребление) доступным способом имён учащихся класса, педагогов. - Работа с предметными и сюжетными картинками. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест) Чтение и письмо. - Знакомство с карточками с картинкой и напечатанными словами. Узнавание (различение) фотографий, напечатанных слов, обозначающих имена. - Понимание карточек с картинкой и напечатанными словами, - Составление сочетаний из карточек с картинкой и напечатанными словами. Коммуникация. - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Выражение эмоций при воспроизведении действий героев сказок. - Понимание эмоционального состояния при чтении художественных произведений. Развитие речи. - Слушание сказок. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Последовательное воспроизведение действий по сюжету сказки доступным способом. Времена года.6ч Семья 5ч В мире профессий. 5ч Береги здоровье 5ч - Называние доступным способом любимых героев и их действий. Чтение и письмо. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки, их действия Коммуникация. - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание эмоционального состояния при чтении художественных произведений. Развитие речи. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, - Повторение, понимание, называние ( употребление) знакомых слов по теме - Рассматривание картинок. Составление сочетаний по картинкам доступным способом. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Понимание (употребление) сочетаний, обозначающих признаки времени года. Чтение и письмо. - Знакомство с карточками с картинкой и напечатанными словами по теме. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при составлении сочетаний по теме Коммуникация. - Приветствие собеседника, прощание доступным способом. - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. Развитие речи. - Понимание, называние ( употребление) слов «мама», «папа», «брат», «сестра», «бабушка», «дедушка». - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих деятельность членов семьи в различных ситуациях. - Понимание, воспроизведение доступным способом стихов о семье. Чтение и письмо. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. Коммуникация. - Ответы на вопросы доступным способом. Развитие речи - Понимание, называние (употребление) слов , обозначающих профессии, инструменты папы, музыкальные инструменты. - Слушание стихов о профессиях, рассматривание картинок. - Понимание, называние (употребление) слов «работа», «профессия». Знакомство с профессиями родителей. Просматривание фотографий. - Называние профессий за педагогом. Соотнесение названия профессии с картинкой, понимание вида деятельности. Чтение и письмо. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при составлении сочетаний. Коммуникация. - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. - Понимание эмоционального состояния собеседника при слушании потешек. Развитие речи. - Понимание, называние (употребление) слов «человек», «здоровье», Знакомство с буквами и чтение слогов и слов.37ч «болеть». - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих части тела, действия различными частями тела (работать вырезать, бегать). - Понимание текстов потешек и стихов о здоровье, воспроизведение доступным способом. - Инсценировка по тексту стихов. Чтение и письмо. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. Коммуникация. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) Развитие речи. - Повторение ситуаций, в которых произносятся звуки «а», «у», «м», «о», «с», «х», «ш», «л», «ы».(ассоциации с картинкой: нюхает цветок, воет волк и т.д.). -Рассматривание ситуаций, в которых произносятся звуки «н», «р», «к». Воспроизведение ситуаций по ролям - Повторение за педагогом слов, с изучаемым звуком в начале, в конце и в середине слова. Чтение и письмо. -Знакомство с графическим изображением буквы. -Выкладывание букв из палочек, ниток и т.д. Выкладывание контура буквы мелкими предметами. - Обведение, штриховка. Элементы письма. - Чтение слогов, слов. 4.Тематическое планирование. Речь и альт. коммун. N п/п Дата Ко лво час ов Тема урока Школа. Школьная жизнь. 1 1 Снова в школу. 4.09 2 5.09 1 С Маршак. Сентябрь 3 11.09 1 Заучивание стизотворения С.Маршака «Сентябрь» Времена года. Лето. 4 12.09 1 Как мы провели лето. 5 18.09 1 И.Волознев. Лето, лето красное. 6 19.09 1 М Пришвин. Золотой луг Времена года. Осень 7 25.09 1 Осень к нам пришла. Виды деятельности - Установление контакта, реагирование на собственное имя. Приветствие (прощание) доступным способом. Привлечение к себе внимания доступным способом. - Повторениее, называние доступным способом слов «знакомых слов. Узнавание (различение), называние (употребление) доступным способом имён учащихся класса, педагогов. Работа с картинками. - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами . Составление сочетаний по теме доступным способом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Самостоятельное воспроизведение стихотворения - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года. Рассматривание картин летней природы. Ответы на вопросы по теме. - Повторение (узнавание) карточек с картинкой и напечатанными словами «лето», «жара», «цветы», «трава». Составление сочетаний доступным способом - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выражение своих желаний доступным 8 26.09 1 М.Ивенсон. Листопад 9 2.10 1 Дары осени. Наш огород. 10 3.10 1 Дары осени. Наш сад. Наши сказки. 8 9.10 1 Играем в сказку. Репка. 9 10.10 1 Играем в сказку Колобок. 10 16.10 1 Играем в сказку Теремок способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета осени (красный, желтый, зеленый). Рассматривание картинок .Ответы на вопросы доступным способом. Расширение словаря по теме. - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «осень», «листья», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «осень», «листья», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». - Выражение благодарности доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих овощи (огурец, помидор, картофель, морковь). Рассматривание картинок «на огороде», «работа в поле». Понимание обобщающего слова «овощи» - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими овощи. - Выражение благодарности доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан) Рассматривание картинки «работа в саду». Понимание обобщающего слова «фрукты» - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими фрукты. - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Последовательное воспроизведение действий по сюжету сказки доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Последовательное воспроизведение действий по сюжету сказки доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами . - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Последовательное воспроизведение действий по сюжету сказки 17.10 1 Играем в сказку Три медведя Семья. 12 23.10 1 З. Александрова. Наша семья. 13 24.10 1 Разучивание стихотворения «Наша семья» 14 6.11 1 Г Бромловская. Бабушкины руки 15 7.11 1 Я – помощник. 11 В мире профессий. 16 13.11 1 17 14.11 Профессии. Повторение С. Михалков. Дело было вечером. доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами . - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Последовательное воспроизведение действий по сюжету сказки доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами . - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Воспроизведение доступным способом. - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих деятельность членов семьи, изображенной на картинке «семья за работой»». Составление сочетаний по теме доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. - Ответы на вопросы доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов «работа», «профессия. Знакомство с профессиями родителей. Просматривание фотографий. - Использование карточек с рисунком и напечатанными словами, обозначающими профессии. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Называние профессий за педагогом. Соотнесение названия профессии с картинкой, 18 1 Повторение отрывков из стихотворения «Дело было вечером» 19 1 А. Барто. Маляр. 20 1 Повторение стихотворения «Маляр» 21 1 Г. Ладонщиков. Мастерица Береги здоровье 22 1 Моё здоровье. Повторение. 23 1 Потешки о здоровье. 24 1 К Чуковский. Мойдодыр понимание вида деятельности - Воспроизведение доступным способом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Называние профессий за педагогом. Соотнесение названия профессии с картинкой, понимание вида деятельности - Воспроизведение доступным способом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выполнение движений, имитирующих действия героев. - Воспроизведение доступным способом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выполнение движений, имитирующих действия героев. - Воспроизведение доступным способом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выполнение движений, имитирующих действия героев. - Воспроизведение доступным способом. - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов «человек», «здоровье», «болеть», слов, обозначающих части тела, действия различными частями тела (работать вырезать, бегать) - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выполнение движений, имитирующих действия героев. - Воспроизведение доступным способом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным 25 1 Времена года. Зима 26 1 Инсценировка стихотворения «Мойдодыр» Русская зима. 27 1 Повторение. К Ушинский «На опушке» 28 1 Повторение. В. Степанов. Как на тоненький ледок. 29 1 Разучивание. В. Степанов. Как на тоненький ледок 30 1 Повторение. И. Суриков. Белый снег пушистый 31 1 Разучивание. И. Суриков. Белый снег пушистый Знакомство с буквами. Повторение 32 1 Наш «Букварь» способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выполнение движений, имитирующих действия героев. - Воспроизведение доступным способом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выполнение движений, имитирующих действия героев. - Воспроизведение доступным способом. - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета зимы (белый, голубой). Рассматривание картин зимнего города. Составление сочетаний доступным способом - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», «снег». - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выполнение движений по тексту. - Воспроизведение доступным способом. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выполнение движений по тексту. - Воспроизведение доступным способом. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Закрепление понимания слов «книга» , 33 1 Повторение Звук и буква Аа. Звук и буква У. 34 1 Чтение слов «ау», «уа». 35 1 Звук и буква Мм. Звук и буква Оо. 36 1 Чтение слогов. 37 1 Чтение слогов и слов с буквами А, У, О, М. 38 1 Звук и буква С. Звук и буква Х. 39 1 Чтение слогов и слов по букварю. 40 1 Звук (ш). Собери букву Шш. 41 1 Найди звук «ш» «школьные принадлежности. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «книга», «читать». - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение звуков за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносятся звуки. Воспроизведение ситуаций по ролям. -Узнавание графического изображения буквы. Выкладывание, обведение, штриховка - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Нахождение (узнавание слогов). - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение звуков за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносятся звуки. Воспроизведение ситуаций по ролям. -Узнавание графического изображения буквы. Выкладывание, обведение, штриховка - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Нахождение (узнавание слогов). - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение звуков за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносятся звуки. Воспроизведение ситуаций по ролям. -Узнавание графического изображения буквы. Выкладывание, обведение, штриховка - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Повторение графического изображения буквы. - Повторение звука «Ш» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Ш»: душ, течет вода. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение за педагогом слов, со звуком «ш» в начале, в конце и в середине слова. - Выкладывание буквы различными материалами. 42 1 Чтение слогов с буквой Ш. 43 1 Чтение слогов и слов по букварю. 44 1 Звук (л). Собери букву «Л» 45 1 Найди звук «Л» 46 1 Чтение слогов с буквой Л. 47 1 Звук (ы). Собери букву «Ы» 48 1 Чтение слогов с буквой Ы. Знакомство с буквами. 49 1 Звук «Н». Знакомство с буквой «Н» 50 1 Собери букву «Н» Обведение, штриховка. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Закрепление графического изображения буквы. - Повторение звука «Л» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Л»: летит самолёт. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение за педагогом слов, со звуком «Л» в начале, в конце и в середине слова. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «Ы» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Ы»: растягиваем пружину. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «Н» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Н»: у Наума длинный нос. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. 51 1 Найди звук «Н» 52 1 Чтение слогов с буквой «Н» 53 1 Чтение слогов и слов по букварю. 54 1 Чтение слогов и слов по таблицам. 55 1 Звук «Р». Знакомство с буквой «Р» 56 1 Собери букву «Р» 57 1 Найди звук «Р» 58 1 Чтение слогов с буквой «Р» 59 1 Чтение слогов и слов по букварю. - Повторение звука «Н» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Н»: у Наума длинный нос. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение за педагогом слов, со звуком «н» в начале, в конце и в середине слова. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «Р» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Р»: рычит мотор. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «Р» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Р»: рычит мотор. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение за педагогом слов, со звуком «р» в начале, в конце и в середине слова. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, 60 1 Чтение слогов и слов по таблицам. 61 1 Чтение предложений. 62 1 Дифференциация звуков «Л», «Р». Чтение слогов с буквами «Л», «Р». 63 Звук «К». Знакомство с буквой «К» 64 Собери букву «К» 65 Найди звук «К» 66 Чтение слогов с буквой «К» 67 Чтение слогов и слов по букварю. 68 Чтение предложений. пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Чтение с помощью или самостоятельно (по возможности). - Обведение слогов, слов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «К» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «К»: Колю кактус уколол. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «К» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «К»: Колю кактус уколол. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение за педагогом слов, со звуком «к» в начале, в конце и в середине слова. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Чтение с помощью или самостоятельно (по возможности). - Обведение слогов, слов. 5. Материально-технического обеспечения . Материально-техническое оснащение учебного предмета включает: •графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; •электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.); информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; • аудио и видеоматериалы. Список литературы по предмету: 1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014. С. … 2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика). 3.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок. И др.: Упражнения с пиктограммами. – М.: Дрофа, 2007 – 2008. 4.Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интелектуальными нарушениями, а также с РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014. 5.Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов/под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт образования, 2008. 6. Лынская М.И. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с ипользованием инновационных технологий». – Серия: Специальная коррекционная педагогика, Издательство «Парадигма», 2019. 7. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2019. 9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика). 10. Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы.— СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.-220 с. 11. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г. 12.Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2 АООП), научный редактор: А.М. Царёв