ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» Руководитель МО: ____________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса (вариант 2) учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель начальных классов Колесникова Юлия Алексеевна г. Нелидово 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ: 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Пояснительная записка 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Общая характеристика предмета Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной 2 (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика». В учебном плане предмет представлен с 1 по 4 год обучения. Место учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в учебном плане для 3 класса в соответствии с годовым учебным планом образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (2 вариант) составляет 68 часов. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. Освоение АООП (вариант 2) учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных. Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Возможные предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»: 1)Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. · Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. · Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. 3 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. · Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. · Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. · Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация». 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. · Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. · Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. · Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речевых подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов идействий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;общение с помощью электронных средств коммуникации(коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. · Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. · Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. · Узнавание и различение образов графем (букв). · Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. · Начальные навыки чтения и письма. 3. Содержание обучения Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с 4 использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства (например, «LanguageMaster»). Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство (например: «BigMac», «TalkBlock», «Go TalkOne»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора (например, “Stepbystep”). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора (например: «GoTalk», «MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. 5 Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического 6 изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). Чтение и письмо. Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). 3 класс Тема Виды деятельности Школа. Школьная жизнь. 2ч Коммуникация. - Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя. - Привлечение к себе внимания доступным способом. - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. - Установление зрительного контакта с собеседником в игре. - Выражение желаний доступным способом. - Понимание эмоционального состояния при чтении художественных произведений. Развитие речи. - Понимание, называние доступным способом слов «школа», «учиться», «учитель», «спортивный зал», «библиотека», «класс», «парта», «ученик», слов, обозначающих деятельность учащихся за партой, слов, обозначающих признак действия, состояния «грустно», «весело», «хорошо», «плохо». - Упражнения на закрепление понимания, называния (употребления) слов и сочетаний, обозначающих деятельность учащихся на уроке. - Узнавание (различение), называние (употребление) доступным способом имён учащихся класса, педагогов. - Работа с предметными и сюжетными картинками. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест) Чтение и письмо. - Знакомство с карточками с картинкой и напечатанными словами. Узнавание (различение) фотографий, напечатанных слов, обозначающих имена. - Понимание карточек с картинкой и напечатанными словами, - Составление сочетаний из карточек с картинкой и напечатанными словами. Коммуникация. - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Выражение эмоций при воспроизведении действий героев сказок. Наши сказки 4ч 7 Времена года. 15ч Семья 3ч Город 7ч - Понимание эмоционального состояния при чтении художественных произведений. Развитие речи. - Слушание сказок. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Инсценировка - Называние доступным способом любимых героев и их действий. Чтение и письмо. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки, их действия Коммуникация. - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание эмоционального состояния при чтении художественных произведений. Развитие речи. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, - Понимание, называние (употребление) слов «осень», «листья», «дерево», «лес» (много деревьев), «гулять», «дорожки», «парк». слов, обозначающих овощи (огурец, помидор, картофель) слов, обозначающих фрукты (яблоко, груша, апельсин). - Понимание, называние (употребление) слов, «дети», «санки», «лыжи», «горка», «коньки», «каток». - Понимание, называние (употребление) слов «зима», «деревья», «парк», «скворечник», «перелетные птицы», «ручей», «кораблик», «таять». - Понимание, называние (употребление) слов обозначающих названия цветов, «лето», «жара», «цветы», «трава». «река», «луг», «песок», «вода». - Рассматривание картинок. Составление сочетаний по картинкам доступным способом. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест) Чтение и письмо. - Знакомство с карточками с картинкой и напечатанными словами - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при составлении сочетаний по теме Коммуникация. - Приветствие собеседника, прощание доступным способом. Тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица (игра с зеркалом) - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. Развитие речи. - Понимание, называние (употребление) слов «мама», «папа», «брат», «сестра», «бабушка», «дедушка». Рассматривание фотографий членов семьи учащихся - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих деятельность членов семьи в различных ситуациях. Чтение и письмо. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. Коммуникация. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог). Выражение согласия (несогласия) доступным способом. 8 Дом. Квартира 4ч Знакомство с буквами 33ч Развитие речи. - Понимание, называние (употребление) слов «город», «улица», «дорога», «тротуар», «дома», «здания», «транспорт». Работа с предметными картинками. - Составление сочетаний при работе с сюжетной картинкой. - Использование, называние (употребление) слов, обозначающих предметы-виды транспорта и слов, обозначающих способы передвижения (едет, летит, плывёт). Составление сочетаний «самолёт летит», «машина едет», «корабль плывёт». - Знакомство с названиями машин экстренной помощи. Понимание, называние (употребление) Чтение и письмо. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при составлении сочетаний. Коммуникация. - Ответы на вопросы доступным способом. - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Развитие речи. - Понимание, называние (употребление) сочетаний «высокий дом», «низкий дом». Узнавание фотографий своего дома. - Понимание, называние (употребление) сочетаний «высокий дом», «низкий дом», слов «квартира», «комната», «кухня», «гостиная», «спальня», «кухня». - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих предметы мебели посуды. Понимание назначения предметов мебели, посуды. - Составление сочетаний, обозначающих деятельность на кухне (мама варит суп, девочка моет посуду) Чтение и письмо. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при составлении сочетаний. Коммуникация. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) Развитие речи. - Повторение ситуаций, в которых произносятся звуки «а», «у», «м», «о», «с», «х»(ассоциации с картинкой: нюхает цветок, воет волк и т.д.).Рассматривание ситуаций, в которых произносятся звуки «ш», «л», «ы». Воспроизведение ситуаций по ролям - Повторение за педагогом слов, с изучаемым звуком в начале, в конце и в середине слова. Чтение и письмо. -Знакомство с графическим изображением буквы. -Выкладывание букв из палочек, ниток и т.д. Выкладывание контура буквы мелкими предметами. - Обведение, штриховка. Элементы письма. 9 4. Тематический план N п/п Дата Колво часо в Тема урока Школа. Школьная жизнь. 1 1 Здравствуй школа! 2 1 Заучивание стихотворения З. Александрова «В школу» Времена года. Лето. 3 1 До свиданья, лето! 4 1 Повторение. Б. Заходер «Лесная дорожка» 5 1 Повторение. И.С. Соколов-Микитов «Лето в лесу» Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебно-методические материалы - Установление контакта, реагирование на собственное имя. Приветствие (прощание) доступным способом. Привлечение к себе внимания доступным способом. - Повторение, называние доступным способом слов «знакомых слов. Узнавание (различение), называние (употребление) доступным способом имён учащихся класса, педагогов. Работа с картинками. - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами. Составление сочетаний по теме доступным способом. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года. Рассматривание картин летней природы. - Повторение (узнавание) карточек с картинкой и напечатанными словами «лето», «жара», «цветы», «трава». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту. - Понимание, воспроизведение доступным 10 способом текста за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Работа с презентациями в формате PowerPoint 6 1 Повторение - Понимание эмоционального состояния, И.С.Соколов-Микитов повторение эмоций по тексту. «Летний рассвет» - Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Работа с презентациями в формате PowerPoint Времена года. Осень 7 1 Здравствуй, осень! 8 1 Повторение. А.Плещеев «Осенью» 9 1 Овощи – огурец, помидор, картофель, морковь. 10 1 Фрукты: яблоко, груша, апельсин, банан. - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета осени (красный, желтый, зеленый). Рассматривание картинок. Ответы на вопросы доступным способом. - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «осень», «листья», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «осень», «листья», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение благодарности доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих овощи (огурец, помидор, картофель, морковь). Рассматривание картинок «на огороде», «работа в поле». Введение обобщающего слова «овощи» - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими овощи. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение благодарности доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан) Рассматривание картинки «работа в саду». Введение обобщающего слова «фрукты - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими фрукты. Работа с презентациями в формате PowerPoint 11 Наши сказки. 8 1 Расскажи сказку. Репка. - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Инсценировка. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Инсценировка - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Инсценировка - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. Инсценировка - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами. Работа с презентациями в формате PowerPoint 9 1 Расскажи сказку. Колобок. 10 1 Расскажи сказку. Теремок 11 1 Расскажи сказку. Три медведя Семья. 12 1 Моя семья. А Плещеев «Мать и дети» - Приветствие собеседника, прощание доступным способом. Тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица (игра с зеркалом) - Понимание, называние (употребление) слов «мама», «папа», «брат», «сестра», «бабушка», «дедушка». Рассматривание фотографий членов семьи учащихся. Составление сочетаний по теме доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). 12 13 1 Вечер в семье. 14 1 Обязанности в семье. Город 15 1 Прогулка по городу 16 1 Что я видел на улице. 17 1 Я дорогу перешёл. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих деятельность членов семьи, изображенной на картинке «вечер в семье». Составление сочетаний доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих деятельность членов семьи, изображенной на картинке «семья за работой»». Составление сочетаний по теме доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Понимание, называние (употребление) слов «город», «улица», «дорога», «тротуар», «дома», «здания», «транспорт». Работа с предметными картинками. Составление сочетаний по теме. - Употребление (понимание) с картинкой и напечатанным словом«город», «улица», «дорога», «тротуар», «дома», «здания», «транспорт». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Составление сочетаний при работе с сюжетной картинкой «улица». - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом «город», «улица», «дорога», «тротуар», «дома», «здания», «транспорт». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Составление сочетаний при работе с сюжетной картинкой «переходим улицу». - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом «улица», «дорога», «тротуар», «транспорт», «пешеход». 13 18 1 Машины едут. 19 1 Прокачусь по земле, по воде, по воздуху. 20 1 Я путешествую. 21 1 Если случится беда. Дом. Квартира. 22 1 Мой дом. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Составление сочетаний при работе с сюжетной картинкой «едут машины». - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом «улица», «дорога», «тротуар», «транспорт», «водитель», «пассажир». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Использование, называние (употребление) слов, обозначающих предметы-виды транспорта и слов, обозначающих способы передвижения (едет, летит, плывёт). Составление сочетаний «самолёт летит», «машина едет», «корабль плывёт» - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при составлении сочетаний. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. - Использование, называние (употребление) слов, обозначающих предметы-виды транспорта и слов, обозначающих способы передвижения (едет, летит, плывёт). Составление сочетаний, обозначающих выбор транспорта (ответ на вопрос) - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при составлении сочетаний. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Знакомство с названиями машин экстренной помощи. Понимание, называние (употребление) . - Знакомство с карточками с картинкой и напечатанным словом, обозначающим название машин экстренной помощи Работа с презентациями в формате PowerPoint - Ответы на вопросы доступным способом. - Понимание, называние (употребление) сочетаний «высокий дом», «низкий дом». Узнавание фотографий своего дома. Понимание, называние (употребление) сочетаний «высокий дом», «низкий дом», слов «квартира», «комната», «кухня». - Использование карточек с рисунком и напечатанными словами «дом», «мой». 14 23 1 Моя комната. 24 1 Моя квартира 25 1 Семья дома Времена года. Зима 26 1 Здравствуй, зимушказима! 27 1 Зима в лесу 28 1 Повторение. И. Суриков «Зима» Работа с презентациями в формате PowerPoint - Ответы на вопросы доступным способом. - Называние (узнавание) доступным способом предметов мебели по фотографии. - Использование карточек с изображением предметов мебели. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Ответы на вопросы доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов «квартира», «комната», «кухня». Понимание назначения помещений «гостиная», «спальня», «кухня». - Использование карточек с рисунком и напечатанными словами «гостиная», «спальня», «кухня». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. - Использование, называние (употребление) слов, обозначающих предметы мебели. Составление сочетаний по картинке «семья дома» - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при составлении сочетаний. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета зимы (белый, голубой). Рассматривание картин зимнего города.Составление сочетаний доступным способом - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», «снег». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов «зима», «да», «нет», «дерево», «лес» (много деревьев). Составление сочетаний по картине доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», «да», «нет», «дерево», «лес» (много деревьев). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. 15 29 1 Снежные игры. 30 1 К Ушинский «На опушке» 31 1 В. Степанов. Как на тоненький ледок. 32 1 И. Суриков. Белый снег пушистый Знакомство с буквами. Повторение 33 1 Наш друг «Букварь» 34 1 Песенка для куклы. Звук и буква Аа. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов «зима», снеговик», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», снеговик», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Закрепление понимания слов «книга» , «школьные принадлежности. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «книга», «читать». Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение звука «а» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «а»: Аня нюхает цветок, качаем куклу, врач смотрит горло. Воспроизведение ситуаций по ролям. -Узнавание графического изображения буквы. 16 35 1 Воет волк. Звук и буква У. 36 1 Собери буквы. А, У 37 1 Чтение слов «ау», «уа». 38 1 Звук и буква Мм. 39 1 Чтение слогов. 40 1 Звук и буква Оо. 41 1 Чтение слогов и слов с буквой О. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Повторение звука «у» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «у»: воет волк, плачет девочка. Воспроизведение ситуаций по ролям. -Узнавание графического изображения буквы. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Узннавание, называние, воспроизведение графического изображения буквы. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Нахождение (узнавание слогов). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Повторение звука «м» за педагогом. Узнавание графического изображения буквы. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Нахождение (узнавание слогов). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Повторение звука за педагогом. Узнавание графического изображения буквы. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, 17 42 1 Чтение слогов и слов с буквами А, У, О, М. 43 1 Звук и буква С. 44 1 Чтение слогов и слов с буквой С. 45 1 Чтение слогов и слов по букварю. 46 1 Звук и буква Х. 47 1 Чтение слогов и слов с буквой Х. 48 1 Чтение слогов и слов по букварю. пропевание (по возможности). - Нахождение (узнавание слогов). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Повторение звука за педагогом. Узнавание графического изображения буквы. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Нахождение (узнавание слогов). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Нахождение (узнавание слогов). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Повторение звука за педагогом. Узнавание графического изображения буквы. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Нахождение (узнавание слогов). Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, 18 пропевание (по возможности). - Нахождение (узнавание слогов). Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с буквами. 49 1 Звук (ш). Знакомство с буквой Шш. 50 1 Собери букву Шш. 51 1 Чтение слогов с буквой Ш. 52 1 Найди звук «ш» 53 1 Чтение слогов и слов по букварю. 54 1 Чтение слогов и слов по таблицам. - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «Ш» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Ш»: душ, течет вода. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «Ш» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Ш»: душ, течет вода. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение за педагогом слов, со звуком «ш» в начале, в конце и в середине слова. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). 19 - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint 55 1 Дифференциация звуков (с-ш). Чтение слогов. 56 1 Звук (л). Знакомство с буквой Лл. 57 1 Собери букву «Л» 58 1 Чтение слогов с буквой Л. 59 1 Найди звук «Л» 60 1 Чтение слогов и слов по букварю. 61 1 Чтение слогов и слов - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Повторение звука «л» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «л»: летит самолёт. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «Л» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Л»: летит самолёт. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение за педагогом слов, со звуком «Л» в начале, в конце и в середине слова. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint - Направление взгляда на указанный объект (книгу, 20 по таблицам. 62 1 63 1 64 1 65 1 66-68 3 картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint Звук (ы). Знакомство с - Направление взгляда на указанный объект (книгу, буквой ы. картинку) - Повторение звука «ы» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «ы»: растягиваем пружину. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. Работа с презентациями в формате PowerPoint Собери букву «Ы» - Направление взгляда на указанный объект (книгу, картинку) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Повторение звука «Ы» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «Ы»: растягиваем пружину. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. Работа с презентациями в формате PowerPoint Чтение слогов с - Направление взгляда на указанный объект (книгу, буквой Ы. картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint Найди звук «Ы» - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение за педагогом слов, со звуком «Ы» в конце и в середине слова. - Выкладывание буквы различными материалами. Обведение, штриховка. Работа с презентациями в формате PowerPoint Чтение слогов и слов - Направление взгляда на указанный объект (книгу, по букварю. картинку) - Узнавание сочетаний, проговаривание, пропевание (по возможности). - Обведение слогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint 5. Материально- техническое обеспечение Материально-техническое оснащение учебного предмета включает: 21 •графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; •электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.); информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; • аудио и видеоматериалы. Список литературы по предмету: 1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014. С. … 2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика). 3.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок. И др.: Упражнения с пиктограммами. – М.: Дрофа, 2007 – 2008. 4.Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интелектуальными нарушениями, а также с РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014. 5.Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов/под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт образования, 2008. 6. Лынская М.И. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с ипользованием инновационных технологий». – Серия: Специальная коррекционная педагогика, Издательство «Парадигма», 2019. 7. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб. -метод.пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2019. 9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика). 10. Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы.— СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.-220 с. 11. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г. 12.Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2 АООП), научный редактор: А.М. Царёв 22