ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ УР: «Нелидовская школа– Руководитель МО: интернат» ____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 2) учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Кадетова Светлана Владимировна г. Нелидово 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………….............................................................. 3 2.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ………………….................................................................... 4 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………................................................. 11 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.....................................................25 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Рабочая программа коррекционного курса «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе следующих документов: -Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". -Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599). Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). В соответствии с учебным планом коррекционный курс «Речь и альтернативная коммуникация» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация». Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения - формирование коммуникативных навыков с использованием средств невербальной коммуникации. Основные задачи коррекционной работы - выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» во 2 классе Личностные результаты: - Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»; - Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности; 3 - Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. Предметные результаты: - Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов - Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения - Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач - Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения - Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека - Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Коммуникация с использованием невербальных средств Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства «Language Master». 4 Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки («Big Mac», «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора «Step by step». Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора «GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). Развитие речи средствами невербальной коммуникации Импрессивная речь Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). 5 Сообщение имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). Чтение и письмо. Глобальное чтение Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Начальные навыки письма Формирование умения писать буквы (слоги, слова, предложения) Тема раздела Виды деятельности 6 Школа. Школьная жизнь 6ч Коммуникация - Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя. - Привлечение к себе внимания доступным способом. - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. - Установление зрительного контакта с собеседником в игре. - Выражение желаний доступным способом. Развитие речи - Понимание, называние доступным способом слов: здравствуй, до свидания, учитель, класс, ученик, тетрадь, ручка, карандаш, альбом, кубики. - Понимание, называние доступным способом обобщающих понятий: школьные принадлежности, игрушки. - Понимание, называние доступным способом слов, обозначающих действия предмета: учиться, писать, рисовать, играть. - Понимание, называние доступным способом слов, обозначающих признак действия, состояния: хорошо, плохо, молодец. - Упражнения на закрепление понимания, называния (употребления) слов и сочетаний, обозначающих деятельность учащихся на уроке. - Узнавание (различение), называние (употребление) доступным способом имён учащихся класса, педагогов. - Работа с предметными и сюжетными картинками. Чтение и письмо - Знакомство с карточками с картинкой и напечатанными словами. - Узнавание (различение) фотографий, напечатанных слов, обозначающих имена. Наши сказки 8ч Коммуникация Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Выражение эмоций при воспроизведении действий героев сказок. - Понимание эмоционального состояния при чтении художественных произведений. Развитие речи. - Слушание сказок. Употребление звукоподражания при слушании. - Пересказ доступным способом слов и действий по сюжету сказки. - Называние доступным способом любимых героев и их действий. 7 Времена года 9ч Одежда. Обувь 4ч Чтение и письмо - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки, их действия. Коммуникация - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание эмоционального состояния при чтении художественных произведений. Развитие речи - Понимание, называние (употребление) обобщающих понятий: время года, овощи, фрукты, ягоды, грибы. - Понимание, называние (употребление) слов: лето, солнце, лес, весна, дождь, ручей, зима, горка, осень, ветер, морковь, картофель, груша, банан. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета: красный, желтый, зеленый, белый. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета: смотри, дай, гулять, играть, собирать. - Понимание слов, обозначающих состояние: хорошо, плохо, тепло, холодно. - Рассматривание картинок. Составление сочетаний по картинкам доступным способом. Чтение и письмо - Знакомство с карточками с картинкой и напечатанными словами - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при составлении сочетаний по теме Коммуникация - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог). - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Развитие речи - Понимание, называние (употребление) обобщающих понятий: одежда, обувь. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих одежду: платье, футболка, трусы, майка. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих обувь: тапочки, ботинки. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета: чистый, красивый. - Понимание слов, обозначающих действия предмета: одеваться, раздеваться. - Работа с предметными картинками. - Составление сочетаний при работе с сюжетной картинкой. - Использование, называние (употребление) слов, обозначающих предметы одежды, обуви. 8 Чтение и письмо - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при составлении сочетаний. Животные. Птицы 6ч Семья 4ч Дом. Квартира 4ч Коммуникация - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог). - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Развитие речи - Понимание, называние (употребление) обобщающих понятий: животные, птицы - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих животных, птиц: кошка, собака, корова, заяц, медведь, лиса, лес, дом. - Понимание, называние (употребление) словосочетаний: домашние животные, дикие животные, лесные птицы. - Работа с предметными картинками. - Составление сочетаний при работе с сюжетной картинкой. - Использование, называние (употребление) слов, обозначающих животных, птиц. Чтение и письмо - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при составлении сочетаний. Коммуникация - Приветствие собеседника, прощание доступным способом. - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. Развитие речи - Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа). - Называние (употребление) слов «мама», «папа», «бабушка». - Рассматривание фотографий членов семьи учащихся. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих деятельность членов семьи в различных ситуациях. Чтение и письмо - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом. Коммуникация - Ответы на вопросы доступным способом. - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Развитие речи - Понимание, называние (употребление) обобщающих понятий: посуда, мебель. - Понимание, называние (употребление) слов: дом, квартира, чайник, кастрюля, кровать, шкаф. - Понимание слов, обозначающих действия предмета: готовить, приготовить. 9 Знакомство с буквами 25ч - Понимание, называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак: мой, твой. - Понимание назначения предметов мебели, посуды. Чтение и письмо - Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при составлении сочетаний. Коммуникация - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) Развитие речи - Рассматривание ситуаций, в которых произносятся звуки: А, У, М, О, С, Х (ассоциации с картинкой: нюхает цветок, воет волк и т.д.). - Воспроизведение ситуаций по ролям - Повторение за педагогом слов, с изучаемым звуком в начале, в конце и в середине слова. Чтение и письмо - Знакомство с графическим изображением буквы. - Выкладывание букв из палочек, ниток и т.д. Выкладывание контура буквы мелкими предметами. - Обведение, штриховка. 10 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс «Речь и альтернативная коммуникация». Д К Тема урока Виды деятельности ол-во часов Мой класс- мои друзья. Школа. 1 Здравствуй, школа! - Установление контакта, реагирование на собственное имя. Здравствуй, класс! - Повторение, называние доступным способом слов «школа», «учиться», «учитель». «спортивный зал», «библиотека», «класс», «парта», «ученик». - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «школа», «учиться», «класс», «парта», «учиться», «учитель». «спортивный зал», «библиотека», «ученик». 1 Мой класс – мои - Приветствие (прощание) доступным способом. Привлечение к себе внимания доступным друзья. способом. -Узнавание (различение), называние (употребление) доступным способом имён учащихся класса, педагогов. Работа с картинками. - Узнавание (различение) фотографий, напечатанных слов, обозначающих имена. Понимание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими школьные принадлежности. 1 З. Александрова «В - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. школу» - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). 1 Готовимся к - Привлечение к себе внимания доступным способом. Выражение согласия (несогласия) урокам. Мой доступным способом. портфель. - Повторение, называние (употребление) слов, обозначающих деятельность учащихся за партой. Работа с картинками. Понимание, называние доступным способом слов, обозначающих школьные принадлежности. Упражнения на закрепление понимания, N п/п 1 2 3 4 ата 11 5 1 6 1 7 1 Наши сказки. 8 1 называния (употребления) слов и сочетаний, обозначающих деятельность учащихся на уроке. - Повторение, понимание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими деятельность учащихся за партой. Составление сочетаний из карточек с картинкой и напечатанными словами ( «я ученик», «сидеть за партой», «пишу в тетради», «возьми карандаш» и т.п. Перемена, игра, - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Выражение желаний доступным игрушка. способом. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих действия «учиться», «играть». Рассматривание сюжетных картинок, понимание изображенных действий. - Составление сочетаний из карточек с картинкой и напечатанными словами «я играю», «я складываю кубики», «играю с машинкой», «возьми куклу» и т.п. На уроке, на - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Выражение желаний доступным перемене способом. - Соотнесение картинки со словом, обозначающим деятельность на переменке или на уроке. Сообщение о изображенном на картинке действии доступным способом - Составление сочетаний из карточек с картинкой и напечатанными словами Имена моих - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. одноклассников. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест) Знакомые Репка. сказки. - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании «дед», «баба», «внучка», «собака», «кошка», «мышка». Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «дед», «баба», «внучка», «собака», «кошка», «мышка». 12 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 Герои «Репка». сказки - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. - Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании «дед», «баба», «внучка», «собака», «кошка», «мышка». Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «дед», «баба», «внучка», «собака», «кошка», «мышка». Знакомые сказки. - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. Колобок. - Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании «дед», «баба», «заяц», «медведь», «волк», «лиса». Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «дед», «баба», «заяц», «медведь», «волк», «лиса». Герои сказки - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. «Колобок» - Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании «дед», «баба», «заяц», «медведь», «волк», «лиса». Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «дед», «баба», «заяц», «медведь», «волк», «лиса». Знакомые сказки. - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. Теремок. - Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки Герои сказки - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. «Теремок» - Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки 13 14 1 15 1 Времена года. Осень 16 1 17 1 18 1 19 1 Знакомые сказки. - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. Три медведя. - Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки Герои сказки «Три - Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки. медведя» - Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки Осень золотая. - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета осени (красный, желтый, зеленый). Рассматривание картинок. Ответы на вопросы доступным способом. - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «осень», «листья», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». А.Плещеев - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. «Осенью» - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «осень», «листья», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». Что нам осень - Выражение благодарности доступным способом. принесла. Овощи. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих овощи (огурец, помидор, картофель). Рассматривание картинок «на огороде», «работа в поле». - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими овощи. Что нам осень - Выражение благодарности доступным способом. 14 принесла. Фрукты. Одежда. Обувь. 20 1 Наша одежда 21 1 Одежда в шкафу 22 1 В школу, прогулку. 23 1 В магазине. Животные. Птицы 24 1 - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих фрукты (яблоко, груша, апельсин) Рассматривание картинки «работа в саду» - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими фрукты. - Выражение просьбы доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих предметы одежды, обуви, головные уборы. - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими предметы одежды, обуви, головные уборы. - Выражение просьбы доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов «шкаф», «вверху», «внизу», «положить», «взять». - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при составлении сочетаний, обозначающих действия с одеждой. на - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. - Понимание ситуации «одеваемся в школу», «одеваемся на прогулку». Употребление слов, обозначающих одежду для школы, для прогулки. Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета «чистый», «красивый», «тёплый». - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при составлении сочетаний, обозначающих действия с одеждой. - Выражение согласия (несогласия) доступным способом. - Понимание, называние (употребление) слов «магазин», «купить», «деньги». - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при составлении сочетаний, обозначающих действия с одеждой. Животные дома и на ферме - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Понимание, называние (употребление) слов «дом», «животные», «ферма». 15 25 1 Детеныши животных 26 1 Потешка «Киска» 27 1 Е Чарушин «Кошка» 28 1 Потешка «Собачка» В Сутеев «мяу»?» 29 30 1 домашних «Кто сказал Птицы на птичьем дворе Закрепление слов, обозначающих домашних животных. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими домашних животных. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих домашних животных и их детенышей - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими домашних животных и их детенышей. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест) - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест) - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест) - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест) - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Понимание, называние (употребление) слов «дом», «птицы», «птичий двор». Знакомство со словами, обозначающими домашних птиц. 16 31 1 Детёныши птиц. домашних 32 1 Животные леса 33 1 Детёныши животных 34 1 А. Барто «Зайка» 35 1 А. Барто «Мишка» 36 1 Птицы в лесу. диких - Использование с карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими домашних птиц. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Употребление слов, обозначающих домашних птиц и их детенышей - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими домашних птиц и их детенышей. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Понимание, называние (употребление) слов «лес», «животные». Употребление слов, обозначающими диких животных. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими диких животных. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих диких животных и их детенышей - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими диких животных и их детенышей. - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Понимание, называние (употребление) слов «лес», «птицы», «дерево», «кормушка».. Использование слов, обозначающих птиц. 17 - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими птиц. Времена года. Зима 37 1 Зима в городе 38 1 Зимний лес 39 1 И. Суриков «Зима» 40 1 Зимние радости Знакомство с буквами. 41 1 Книжка букварь. 42 1 с буквами Песенка для куклы «а» - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета зимы (белый, голубой). Рассматривание картин зимнего города. - Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», «снег». - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов «зима», «да», «нет», «дерево», «лес» (много деревьев). Составление сочетаний по картине доступным способом. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», «да», «нет», «дерево», «лес» (много деревьев). - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. - Понимание, называние (употребление) слов «зима», снеговик», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», снеговик», «дерево», «гулять», «дорожки», «парк». – - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Закрепление понимания слов «книга», «школьные принадлежности. - Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «книга», «читать». - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение звука «а» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых 18 43 1 Буква Аа 44 1 Найди звук «а». 45 1 Собери букву А 46 1 Воет волк «у» 47 1 Буква Уу 48 1 Найди звук «у». 49 1 Собери букву У произносится звук «а»: Аня нюхает цветок, качаем куклу, врач смотрит горло. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение звука «а» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «а»: Аня нюхает цветок, качаем куклу, врач смотрит горло. Воспроизведение ситуаций по ролям. -Знакомство с графическим изображением буквы. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Повторение за педагогом слов, со звуком «а» в начале, в конце и в середине слова. - Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) -Складывание заглавной буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими предметами. - Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Обведение, дштриховка. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Повторение звука «у» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «у»: воет волк, плачет девочка. Воспроизведение ситуаций по ролям. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Знакомство с графическим изображением буквы. - Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Повторение за педагогом слов, со звуком «у» в начале, в конце и в середине слова. - Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог) - Складывание заглавной буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими 19 50 1 Повторение «у». звуков «а», 51 1 Звук «а» в начале слова. 52 1 Звук «у» в начале слова. 53 1 Слог «Ау». 53 1 54 1 Смотай клубочек. Сочетание «Ау» Повторение по картинке «В лесу». 55 1 Слог «уа» 56 1 57 1 58 1 Смотай клубочек. Сочетание «Уа» Повторение по картинке «Успокоим малыша». Звук «м». Буква Мм предметами. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Обведение, штриховка. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог). -Повторение слов, обозначающих предметы, изображённые на картинке. Выделение первого звука. Указание на букву, обозначающую звук. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог). -Повторение слов, обозначающих предметы, изображённые на картинке. Выделение первого звука. Указание на букву, обозначающую звук. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог). -Повторение слов, обозначающих предметы, изображённые на картинке. Выделение первого звука. Указание на букву, обозначающую звук. - Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог). Рассматривание картинки. Повторение звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение слога «ау». Воспроизведение ситуации «заблудились» по ролям. Закрепление графического изображения слога «ау». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков. Проведение дорожки от буквы «А» к букве «у». Слушание рассказа педагога, повторение звуков: кричит филин, девочка заблудилась. Называние предметов, изображенных на картинке доступными способами. Рассматривание картинки. Повторение звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение слога «уа». Воспроизведение ситуации «плачет малыш» по ролям. Закрепление графического изображения слога «уа». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков. Проведение дорожки от буквы «У» к букве «а». Слушание рассказа педагога, повторение звуков: малыш плачет, мама укачивает. Называние предметов, изображенных на картинке доступными способами. Повторение звука «м» за педагогом Знакомство с графическим изображением буквы. 20 59 1 60 1 61 1 62 1 63 1 64 1 65 1 66 1 67 1 68 1 69 1 Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Найди звук «м». Повторение за педагогом слов, со звуком «м» в начале, в конце и в середине слова. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Собери букву М Складывание заглавной буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими предметами. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Слог «ам» Рассматривание картинки. Повторение звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение слога «ам». Воспроизведение ситуации «кушает малыш» по ролям. Смотай Закрепление графического изображения слога «ам». Игра «смотай клубочек»: клубочек.Сочетание «Ам» слияние звуков. Проведение дорожки от буквы «А» к букве «м». Повторение по картинке Слушание рассказа педагога, повторение звуков: малыш кушает, мама кормит. «Кушает малыш». Называние предметов, изображенных на картинке доступными способами. Смотай Закрепление графического изображения слога «ум». Игра «смотай клубочек»: клубочек.Сочетание «Ум» слияние звуков. Проведение дорожки от буквы «У» к букве «м». Три медведя «ам-ам-ам» Закрепление сочетания слога «ам». Рассматривание картинки. Повторение сочетания звуков за педагогом. Воспроизведение ситуации по ролям. Закрепление звука, буквы Рассматривание картинки. Называние доступным способом слов «мама», «малыш». Мм. Мама, малыш. Игра «Смотай клубочек»: слияние звуков, проведение дорожки от буквы«М» к букве «а». Закрепление звука, буквы Рассматривание картинки. Называние доступным способом слов «корова», Мм. Слог «му». «телёнок». Игра «Смотай клубочек»: слияние звуков, проведение дорожки от буквы «М» к букве «у». Оля плачет «о» Повторение звука «о» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «о»: у Оли зуб болит, осуждение, удивление. Воспроизведение ситуаций по ролям. Буква Оо Знакомство с графическим изображением буквы. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. 21 70 1 Найди звук «о». 71 1 Что похоже на букву «О» 72 1 73 74 1 1 75 76 1 1 77 78 1 1 Смотай клубочек. Сочетание «ом» Слоги «ам», «ум», «ом» Смотай клубочек. Сочетание «мо» Слоги «ма», «му», «мо» Закрепление звука, буквы «о» Узнай букву. Звук «х». Буква Хх 79 1 Найди звук «х». 80 81 1 1 Собери букву Х Слоги «ах», «ух», «ох» 82 1 Слоги «ха», «ху», «хо» 1 Звук «с». Буква Сс 1 Найди звук «с». 83 84 11.04 Повторение за педагогом слов, со звуком «а» в начале, в конце и в середине слова. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Называние предметов круглой формы. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Закрепление графического изображения слога «ом». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков. Проведение дорожки от буквы «о» к букве «м». Узнавание сочетаний «ам», «ум», «ом». Слияние слогов. Закрепление графического изображения слога «мо». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков. Проведение дорожки от буквы «м» к букве «о». Узнавание сочетаний «ма», «му», «мо». Слияние слогов. Рассматривание картинок. Называние доступным способом слов «мальчик», «ведро», «девочка», «обруч», «дед», «орден». Выделение звука «о» в начале, в конце слова Обведение, штриховка знакомых букв. Узнавание (чтение) слогов. Повторение звука «х» за педагогом Знакомство с графическим изображением буквы. Обведение, штриховка буквы. Повторение за педагогом слов, со звуком «х» в начале, в конце слова. Обведение, штриховка буквы. Складывание буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими предметами. Рассматривание картинок. Повторение звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение слогов. Воспроизведение ситуации, изображенной на картинках по ролям. Обведение контура. Повторение сочетаний за педагогом. Знакомство с графическим изображением слогов. Обведение контура. Повторение звука «с» за педагогом Знакомство с графическим изображением буквы. Обведение, штриховка буквы. Повторение за педагогом слов, со звуком «с» в начале, в конце слова. Обведение, 22 85 1 Что похоже на букву «с» 86 1 Слоги «ас», «ус», «ос» 87 1 Слоги «са», «су», «со» 88 1 Повторение. штриховка буквы. Называние предметов, похожих на букву «с». Выкладывание контура буквы мелкими предметами. Знакомство со слогами. Повторение сочетаний за педагогом. Знакомство с графическим изображением слогов. Узнавание слогов. Обведение контура. Повторение сочетаний за педагогом. Знакомство с графическим изображением слогов. Обведение контура Рассматривание картинок. Узнавание (чтение) букв, слогов, слов. Воспроизведение ситуации, изображенной на картинках по ролям. Времена года. Весна. 89 1 Весна пришла 90 1 91 1 92 1 93 1 Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета весны (зеленый). Рассматривание картин весенней природы. Ответы на вопрос доступным способом. Повторение (употребление) с карточками с картинкой и напечатанными словами «весна», «сосулька», «ручей», «трава». Потешка «Уж как красно - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту солнышко припекло» стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). Б Заходер «Рассеянная Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения. зима» Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). В Сутеев «Как зима - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту кончилась» стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест) Весенние развлечения. Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. 23 Понимание, называние (употребление) слов «весна», «ручей», «почки», «гулять», «проталинки», «парк». Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «весна», «ручей», «почки», «гулять», «проталинки», «парк». Времена года. Лето 94 1 95 1 96-99 4 Скоро лето. - Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок. Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года. Рассматривание картин летней природы. - Повторение (узнавание) карточек с картинкой и напечатанными словами «лето», «жара», «цветы», «трава». Б. Заходер «Лесная - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту дорожка» стихотворения. Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). И.С. Соколов-Микитов - Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту «Лето в лесу» стихотворения. - Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово, звукоподражание, символ, картинка, жест). 24 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Материально-техническое оснащение коррекционного курса включает: • графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; • электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.); информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); • аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие общение людей, обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных средств коммуникации. 1.Альтернативная Коммуникация. Методический сборник Штягинова Е.А., Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври-чайлд» (Великобритания), 2010 г. 2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно – развивающего обучения и реабилитациии: Пособие для педагогов и родителей / С.Е.Гайдукевич, В.Гайслер, Ф.Готан и др.; Науч.ред. С.Е.Гайдукевич. 3. Р.И.Лалаева «Методические рекомендации к постановке логопедических диагнозов и проведению обследованию звукопроизношения». 4. Е. Янушко Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет 5. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, атакже с РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014 6. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2011 - №4 –С. 12-22 7.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/10/08/sredstva-alternativnoykommunikatsii-kak-sposoby-obshcheniya-u http://ege.pskgu.ru 25