1 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАННО
на МО
учителей начальных классов Заместитель директора по
УР:
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор: ГКОУ
«Нелидовская школа–
интернат»
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Речь и альтернативная
коммуникация»
(Образовательная область «Язык и речевая практика»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Диринова Ольга Петровна

г. Нелидово
2024г

1

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе рассчитана на 33 учебные
недели и составляет 3 часа в неделю, 99 часов в год .
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения
при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные
жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят
отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с
аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях,
имеются
трудности
выбора
и
использования
форм
общения,
включая
коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее
функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая)
речь
отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно
затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на
обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и
невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное
поэтапное
планомерное
расширение
жизненного опыта
и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого
организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и
социальную
среду,
что
предполагает планомерную, дозированную, заранее
программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах,
организованное
включение
в общение. Программно-методический материал по
«Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
2

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков
установления, поддержания и завершения контакта.
При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются
обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство
коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной
(звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации,
например, жест, пиктограмма или др.
К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика,
предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка,
пиктограмма,
напечатанное
слово),
электронные устройства
(коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной
речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по
развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в
ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок,
не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными
средствами.
Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к
осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Освоение АООП (вариант 2) учебного предмета «Речь и альтернативная
коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с
умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных
предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация»:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация»:
1)Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
3

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Навыки
пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках
коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речевых
подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование
индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с
графическими изображениями объектов идействий путем указания на изображение или
передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;общение с
помощью
электронных
средств
коммуникации(коммуникатор,
компьютерное
устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
3. Содержание обучения
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на
собственное
имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих
желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая
её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом,
предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на
вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание
диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником,
соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком
(словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
4

(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим
предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим
предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие
(несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний,
благодарности, обращение
за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного
символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы
на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения
(фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов
с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы
на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства
(например, «LanguageMaster»). Привлечение
внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение
за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь
устройство (например: «BigMac», «TalkBlock», «Go TalkOne»). Выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и
т.д. с использованием пошагового коммуникатора (например, “Stepbystep”). Выражение
своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием коммуникатора (например: «GoTalk», «MinTalker», «SmallTalker», «XLTalker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия),
благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного
компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи,
учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание
слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за
и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание
содержания текста.
5

Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи
(учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние
(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и
др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак
действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и
др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой,
твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние
(употребление)
простых
предложений. Называние
(употребление)
сложных
предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе.
Пересказ
текста
по
плану,
представленному графическими изображениями
(фотографии, картинки, мнемокартинки).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение
собственного
имени
посредством
напечатанного
слова
(электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и
объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование
графического
изображения
(электронного
устройства)
для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование
графического
изображения (электронного
устройства)
для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова
(электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для
обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление
простых предложений с использованием графического изображения (электронного
устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых
6

событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как
средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога
(слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
№
Название раздела, темы
п/п
1. Школа. Школьная жизнь.

К-во
часов
10

2.

Наши сказки

8

3.

Времена года.

10

4.

Одежда. Обувь

7

5.

Животные. Птицы .

11

6.

Семья

7

7.

Город

11

8.

Дом. Квартира.

12

9.
10
Итого:

В мире профессий
Береги здоровье

12
11
99

7

4. Тематический план
N п/п

Дата

Кво
час

Тема урока

Виды деятельности и электронные учебнометодические материалы

Школа. Школьная жизнь.
1

1

Школа.

2

1

Класс

3

1

Учитель и
ученики

4

1

Школьные
принадлежности

5

1

За партой

6

1

На уроке

- Установление контакта, реагирование на
собственное имя.
- Понимание, называние доступным способом слов
«школа», «учиться», «учитель». Понимание,
называние доступным способом кабинетов
«спортивный зал», «библиотека», т.д.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами «школа», «учиться».
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Установление зрительного контакта с
собеседником, реагирование на собственное имя.
- Понимание, называние доступным способом слов
«класс», «парта», «ученик».
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами «класс», «парта». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Приветствие (прощание) доступным способом.
- Узнавание (различение), называние (употребление)
доступным способом имён учащихся класса,
педагогов.
- Узнавание (различение) фотографий,
напечатанных слов, обозначающих имена. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Привлечение к себе внимания доступным
способом.
- Понимание, называние доступным способом слов,
обозначающих школьные принадлежности. Работа с
предметными картинками.
- Понимание карточек с картинкой и напечатанными
словами, обозначающими школьные
принадлежности. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Привлечение к себе внимания доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих деятельность учащихся за партой.
Работа с картинками
- Знакомство, понимание карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими
деятельность учащихся за партой. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
8

7

1

На перемене

8

1

Игра

9

1

Игрушки

10

1

Мы играем

1

Репка

способом.
- Упражнения на закрепление понимания, называния
(употребления) слов и сочетаний, обозначающих
деятельность учащихся на уроке.
- Составление сочетаний из карточек с картинкой и
напечатанными словами ( «я ученик», «сидеть за
партой», «пишу в тетради», «возьми карандаш» и
т.п. Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих действия «учиться», «играть»,
признак действия, состояния «грустно», «весело»,
«хорошо», «плохо». Рассматривание сюжетной
картинки.
- Знакомство, понимание карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими признак
действия, состояния «грустно», «весело»,
«хорошо», «плохо». Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих действия «учиться», «играть».
Рассматривание сюжетных картинок, понимание
изображенных действий.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Установление зрительного контакта с
собеседником в игре.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих игрушки.
- Использование карточек, обозначающих игрушки с
картинкой и напечатанными словами. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение желаний доступным способом.
- Упражнения на закрепление понимания, называния
(употребления) слов и сочетаний, обозначающих
деятельность учащихся в игре.
- Составление сочетаний из карточек с картинкой и
напечатанными словами ( «я играю», «я складываю
кубики», «играю с машинкой», «возьми куклу» и
т.п. Работа с презентациями в форматеPowerPoint

Наши сказки
11

- Понимание эмоционального состояния
собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания
при слушании «дед», «баба», «внучка», «собака»,
«кошка», «мышка». Воспроизведение доступным
способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «дед», «баба», «внучка»,
9

12

1

Колобок

13

1

Теремок

14

1

Три медведя

15

1

Любимые герои

«собака», «кошка», «мышка». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Понимание эмоционального состояния
собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания
при слушании «дед», «баба», «заяц», «медведь»,
«волк», «лиса» . Воспроизведение доступным
способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «дед», «баба», «заяц»,
«медведь», «волк», «лиса». Работа с презентациями
в форматеPowerPoint
- Понимание эмоционального состояния
собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания
при слушании. Воспроизведение доступным
способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими героев
сказки. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Понимание эмоционального состояния
собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания
при слушании. Воспроизведение доступным
способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими героев
сказки. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение эмоций при воспроизведении действий
героев сказок.
- Называние доступным способом любимых героев и
их действий.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими героев
сказки. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint

Времена года. Осень
16

1

Осень

17

1

Деревья

- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года, цвета осени (красный,
желтый, зеленый). Рассматривание картинок.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами «осень», «дерево». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года, цвета осени (красный,
желтый, зеленый). Рассматривание картинок.
- Использование карточек с картинкой и
10

18

1

В лесу осенью

19

1

За грибами

20

1

В парке

21

1

Овощи

22

1

Овощи в поле

23

1

Овощи на огороде

24

1

Фрукты

напечатанными словами «осень», «дерево». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов
«осень», «листья», «дерево», «лес» (много деревьев).
Составление сочетаний по картине доступным
способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «осень», «листья»,
«дерево», «лес» . Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов
«осень», «листья», «дерево», «лес» (много деревьев),
«гриб». Составление сочетаний по картине
доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «осень», «листья»,
«дерево», «лес», «гриб» . Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов
«осень», «листья», «дерево», «гулять», «дорожки»,
«парк».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «осень», «листья»,
«дерево», «гулять», «дорожки», «парк». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение благодарности доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих овощи (огурец, помидор, картофель).
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими овощи.
- Выражение благодарности доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих овощи (огурец, помидор, картофель).
Рассматривание картинки «работа в поле»
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими овощи.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение благодарности доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих овощи (огурец, помидор, картофель).
Рассматривание картинки «на огороде»
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими овощи.
- Выражение благодарности доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих фрукты (яблоко, груша, апельсин)
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими фрукты.
11

25

1

Фрукты в саду

26

1

Одежда

27

1

Обувь

28

1

Головные уборы

29

1

Одежда в шкафу

30

1

В школу

31

1

На прогулку

Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение благодарности доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих фрукты (яблоко, груша, апельсин)
Рассматривание картинки «работа в саду»
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими фрукты.

Одежда. Обувь
- Выражение просьбы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих предметы одежды.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими предметы
одежды. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение просьбы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих обувь.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими обувь.
- Выражение просьбы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих головные уборы.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими головные
уборы. Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение просьбы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов
«шкаф», «вверху», «внизу», «положить», «взять».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами при составлении сочетаний,
обозначающих действия с одеждой.
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Понимание ситуации «одеваемся в школу».
Употребление слов, обозначающих одежду для
школы. Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета «чистый»,
«красивый».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами при составлении сочетаний,
обозначающих действия с одеждой. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Понимание ситуации «одеваемся на прогулку».
Употребление слов, обозначающих одежду для
прогулки. Понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих признак предмета «теплый»,
«красивый».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами при составлении сочетаний,
обозначающих действия с одеждой. Работа с
12

32

1

В магазине

презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов
«магазин», «купить», «деньги».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами при составлении сочетаний,
обозначающих действия с одеждой. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint

Животные. Птицы
33

1

Домашние
животные

34

1

На ферме

35

1

Домашние
животные и их
детеныши

36

1

Домашние птицы

37

1

На птичьем дворе

38

1

Домашние птицы

- Выражение просьбы о помощи доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов «дом»,
«животные», «ферма». Знакомство со словами,
обозначающими домашних животных.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими домашних
животных.
- Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов «дом»,
«животные», «ферма». Закрепление слов,
обозначающих домашних животных.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими домашних
животных. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих домашних животных и их
детенышей
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими домашних
животных и их детенышей. Работа с презентациями
в форматеPowerPoint
- Выражение просьбы о помощи доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов «дом»,
«птицы», «птичий двор». Знакомство со словами,
обозначающими домашних птиц.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими домашних
птиц. Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов «дом»,
«птицы», «птичий двор». Знакомство со словами,
обозначающими домашних птиц.
- Использование с карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими домашних
птиц.
- Поддержание зрительного контакта с
13

и их детеныши

39

1

Дикие животные

40

1

Звери в лесу

41

1

Дикие животные
и их детеныши

42

1

Птицы

43

1

Птицы на
кормушке

собеседником (диалог)
- Употребление слов, обозначающих домашних птиц
и их детенышей
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими домашних
птиц и их детенышей. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение просьбы о помощи доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов «лес»,
«животные». Знакомство со словами,
обозначающими диких животных.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими диких
животных. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов «лес»,
«животные». Употребление слов, обозначающими
диких животных.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими диких
животных. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих диких животных и их детенышей
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими диких
животных и их детенышей. Работа с презентациями
в форматеPowerPoint
- Выражение просьбы о помощи доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов «лес»,
«птицы», «дерево». Знакомство со словами,
обозначающими птиц.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими птиц.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов «лес»,
«птицы», «дерево», «кормушка».. Использование
слов, обозначающих птиц.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими птиц.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

Времена года. Зима
44

1

Зима

- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
14

45

1

На горке

46

1

На катке

47

1

Зимой в лесу

48

1

Зимние забавы

1

Знакомство

обозначающих время года, цвета зимы (белый,
голубой). Рассматривание картин зимней природы.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами «зима», «снег». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
«дети», «санки», «лыжи», «горка».. Рассматривание
картинки «на горке». Составление сочетаний по
теме
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «зима», «снег», «дети»,
«санки», «лыжи», «горка».
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов
«коньки», «каток» . Рассматривание картинки «на
катке». Составление сочетаний по картине
доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и Работа с
презентациями в форматеPowerPoint напечатанными
словами «коньки», «каток».
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов
«зима», «да», «нет», «дерево», «лес» (много
деревьев). Составление сочетаний по картине
доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «зима», «да», «нет»,
«дерево», «лес» (много деревьев). Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов
«зима», снеговик», «дерево», «гулять», «дорожки»,
«парк».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «зима», снеговик»,
«дерево», «гулять», «дорожки», «парк». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint

Семья
49

- Приветствие собеседника, прощание доступным
способом. Тренировочные упражнения в
изображении доброжелательного выражения лица
(игра с зеркалом)
- Понимание, называние ( употребление) слов
«мама», «папа», «брат», «сестра», «бабушка»,
«дедушка». Рассматривание фотографий членов
семьи учащихся
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом. Работа с презентациями в
15

50

1

Семья

51

1

Семья дома

52

1

Все за работой

53

1

Семья за обедом

54

1

В городе

55

1

Улица

форматеPowerPoint
- Приветствие собеседника, прощание доступным
способом. Тренировочные упражнения в
изображении доброжелательного выражения лица
(игра с зеркалом)
- Понимание, называние ( употребление) слов
«мама», «папа», «брат», «сестра», «бабушка»,
«дедушка». Рассматривание фотографий членов
семьи учащихся
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих деятельность членов семьи,
изображенной на картинке «вечер в семье».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих деятельность членов семьи,
изображенной на картинке «семья за работой»».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих деятельность членов семьи,
изображенной на картинке «семья за обедом».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint

Город
- Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов
«город», «улица», «дорога», «тротуар», «дома»,
«здания», «транспорт». Работа с предметными
картинками.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанным словом«город», «улица», «дорога»,
«тротуар», «дома», «здания», «транспорт». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом. Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Составление сочетаний при работе с сюжетной
картинкой «улица».
- Использование карточек с картинкой и
16

56

1

Светофор

57

1

Транспорт

58

1

Наземный,
водный,
воздушный
транспорт

59

1

Мы пассажиры

60

1

Едем в гости

61

1

Машины спешат
на помощь

напечатанным словом «город», «улица», «дорога»,
«тротуар», «дома», «здания», «транспорт». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом. Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Составление сочетаний при работе с сюжетной
картинкой «переходим улицу».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом «улица», «дорога», «тротуар»,
«транспорт», «пешеход».
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом. Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Составление сочетаний при работе с сюжетной
картинкой «едут машины».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом «улица», «дорога», «тротуар»,
«транспорт», «водитель», «пассажир». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом. Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Использование, называние (употребление) слов,
обозначающих предметы-виды транспорта и слов,
обозначающих способы передвижения (едет, летит,
плывёт). Составление сочетаний «самолёт летит»,
«машина едет», «корабль плывёт»
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, при составлении сочетаний.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом. Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- Использование, называние (употребление) слов,
обозначающих предметы-виды транспорта и слов,
обозначающих способы передвижения (едет, летит,
плывёт). Составление сочетаний «самолёт летит»,
«машина едет», «корабль плывёт»
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, при составлении сочетаний.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Использование, называние (употребление) слов,
обозначающих предметы-виды транспорта и слов,
обозначающих способы передвижения (едет, летит,
плывёт). Составление сочетаний, обозначающих
выбор транспорта (ответ на вопрос)
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, при составлении сочетаний.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
17

- Знакомство с названиями машин экстренной
помощи. Понимание, называние (употребление) .
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанным словом, обозначающим название
машин экстренной помощи. Работа с презентациями
в форматеPowerPoint
Дом. Квартира.
62

1

Дом

63

1

Квартира

64

1

Комнаты

65

1

Мебель

66

1

Посуда

67

1

Продукты
питания

68

1

На кухне

- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) сочетаний
«высокий дом», «низкий дом». Узнавание
фотографий своего дома.
- Использование карточек с рисунком и
напечатанными словами «дом», «мой». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) сочетаний
«высокий дом», «низкий дом», слов «квартира»,
«комната», «кухня».
- Использование карточек с рисунком и
напечатанными словами «дом», «мой». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов
«квартира», «комната», «кухня». Понимание
назначения помещений «гостиная», «спальня»,
«кухня».
- Использование карточек с рисунком и
напечатанными словами «гостиная», «спальня»,
«кухня». Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих предметы мебели. Понимание
назначения предметов мебели.
- Использование карточек с рисунком и
напечатанными словами, обозначающими предметы
мебели. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих предметы посуды. Понимание
назначения предметов посуды и действий с ними.
- Использование карточек с рисунком и
напечатанными словами, обозначающими предметы
посуды. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих продукты питания. - Использование
карточек с рисунком и напечатанными словами,
обозначающими продукты питания. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
18

69

1

Бытовые приборы

70

1

В комнате

71

1

Уборка

способом.
- Использование, называние (употребление) слов,
обозначающих продукты питания, посуду.
Составление сочетаний, обозначающих
деятельность на кухне (мама варит суп, девочка
моет посуду)
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, при составлении сочетаний.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Использование, называние (употребление) слов,
обозначающих бытовые приборы и их назначение.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, обозначающих бытовые
приборы. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Использование, называние (употребление) слов,
обозначающих предметы мебели. Составление
сочетаний по картинке «семья дома»
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, при составлении сочетаний.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Использование, называние (употребление) слов,
обозначающих предметы уборки, действия при
проведении уборки. Составление сочетаний, при
ответе на вопрос по картинке «уборка».
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, при составлении сочетаний.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

Времена года. Весна.
72

1

Весна

73

1

Друзья птиц

- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года, цвета весны (зеленый).
Рассматривание картин весенней природы.
- Знакомство с карточками с картинкой и
напечатанными словами «весна», «сосулька»,
«ручей», «трава». Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов
«деревья», «парк», «скворечник», «перелетные
птицы». Рассматривание картинки «друзья птиц».
Составление сочетаний по теме
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «деревья», «парк»,
«скворечник», «птицы». Работа с презентациями в
19

74

1

У ручья

75

1

Насекомые

76

1

На лугу

77

1

Кто где живет

форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов
«ручей», «кораблик», «таять». Рассматривание
картинки «у ручья». Составление сочетаний по
картине доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «ручей», «кораблик»,
«таять». Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов
«большой», «маленький», «жук», «бабочка»,
«комар», «пчела». Рассматривание картинки
«насекомые» Составление сочетаний по картине
доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «большой», «маленький»,
«жук», «бабочка», «комар», «пчела». Работа с
презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов «лес»,
«луг», «цветы», «деревья». Рассматривание
картинки «на лугу». Составление сочетаний по
картине доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами «лес», «луг», «цветы»,
«деревья». Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Использование слов, по теме «весна».
Рассматривание картинок животных, наазывание
доступным способом изображенных на картинке
мест обитания. Составление сочетаний по картине
доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint

В мире профессий
78

1

Профессии

- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов
«работа», «профессия». Слушание стихов о
профессиях, рассматривание картинок. Работа с
презентациями в форматеPowerPoint

79

1

Кто кем работает

- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов
«работа», «профессия. Знакомство с профессиями
родителей. Просматривание фотографий.
20

80

1

В космосе

81

1

Папины
инструменты

82

1

В мастерской

83

1

Музыкальные
инструменты

84

1

На концерте

85

1

Человек

86

1

Наше тело

- Использование карточек с рисунком и
напечатанными словами, обозначающими
профессии. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов
«космонавт», «ракета», «космос». Рассматривание
картинки «в космосе».
- Использование карточек с рисунк Работа с
презентациями в форматеPowerPoint ом и
напечатанными словами.
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих инструменты. Понимание
назначения инструментов.
- Использование карточек с рисунком и
напечатанными словами, обозначающими
инструменты. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих действия с инструментами.
Рассматривание картинки «в мастерской.
- Использование карточек с рисунком и
напечатанными словами, обозначающими
инструменты. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих музыкальные инструменты, их
назначение Рассматривание предметных картинок с
музыкальными инструментами, соотнесение их с
предметами.
. - Использование карточек с рисунком и
напечатанными словами, обозначающими
музыкальные инструменты. Работа с презентациями
в форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Использование, называние (употребление) слов,
обозначающих слова «артист», «концерт».
Рассматривание картинки «на концерте».
Составление сочетаний.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, при составлении сочетаний.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

Береги здоровье
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов
«человек», «здоровье», «болеть». Использование
карточек с картинкой и напечатанным словом.
- Выражение согласия (несогласия) доступным
21

87

1

Органы чувств

88

1

Вещи, нужные
для чистоты

89

1

Мой режим дня

90

1

В гостях у
Мойдодыра

способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих части тела, действия различными
частями тела (работать вырезать, бегать)
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих органы чувств, составление
сочетаний (нос нюхает, глаза смотрят).
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом.
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих предметы гигиены, действия с ними.
Рассматривание предметных картинок с предметами
гигиены.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Понимание, называние (употребление) слов
«режим дня», «часы», «время», Составление
сочетаний, обозначающих режимные моменты.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, обозначающих режимные
моменты. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Понимание эмоционального состояния
собеседника при слушании потешек. Составление
сочетаний с использованием слов, обозначающих
предметы гигиены.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими предметы
гигиены. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint

Времена года. Лето
91

Лето

92

Цветы в саду

- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года. Рассматривание картин
летней природы. Знакомство с карточками с
картинкой и напечатанными словами «лето»,
«жара», «цветы», «трава». Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов
обозначающих названия цветов. Рассматривание
22

93

На реке

94

Рыбы

95

На рыбалке

96-99

Море и его
обитатели

картинки «цветы в саду». Определение, называние
(употребление) цвета.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими название
цветка и цвет. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние ( употребление) слов
«река», «луг», «песок», «вода». Рассматривание
картинки «на реке». Составление сочетаний по
картине доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами. Работа с презентациями в
форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих названия рыб. Рассматривание
картинки «на рыбалке» Составление сочетаний по
картине доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими названия
рыб.
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих названия рыб. Рассматривание
картинки «на рыбалке» Составление сочетаний по
картине доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и
напечатанными словами, обозначающими названия
рыб. Работа с презентациями в форматеPowerPoint
- Выражение своих желаний доступным способом
при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих названия рыб. Рассматривание
картинки «море и его обитатели» Составление
сочетаний по картине доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и напечата
Работа с презентациями в форматеPowerPoint нными
словами, обозначающими названия рыб.

5. Материально – техническое обеспечение.
Материально-техническое оснащение учебного предмета включает:
•графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с
изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для
общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
•электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и
воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, “Big Mac”, “Step by step”,
“GoTalk”, “MinTalker, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например,
планшетный
компьютер
и
др.);
информационно-программное
обеспечение:
компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin”
23

и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения
(например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для
коррекции различных нарушений речи;
• аудио и видеоматериалы.
Список литературы по предмету:
1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с использованием
средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5,
2014. С. …
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение
детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /
под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. —
(Коррекционная
педагогика).
3.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок. И др.: Упражнения с
пиктограммами. – М.: Дрофа, 2007 – 2008.
4.Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические
символы для людей с двигательными и интелектуальными нарушениями, а также с
РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014.
5.Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и
физическим недоразвитием: Пособие для педагогов/под ред. Лисовской Т.В. – Минск:
Национальный институт образования, 2008.
6. Лынская М.И. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с
ипользованием инновационных технологий». – Серия: Специальная коррекционная
педагогика, Издательство «Парадигма», 2019.
7. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В.
Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2019.
9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические
материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. —
181 с. — (Коррекционная педагогика).
10. Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы.—
СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.-220 с.
11. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек
(PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.
12.Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными
нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе
требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(вариант 2 АООП),
научный редактор: А.М. Царёв

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».