ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО: _____________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» __________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса (вариант 1) учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Лебедева Елена Михайловна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1.Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Программа предусматривает обучение в 3 классе в объеме 68 часов, по 2 урока в неделю по I варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/. Проблема обеспечения личной безопасности человека приобретает особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья. Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети. Цель программы: • формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме. Основными задачами преподавания ОБЖ являются: - изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся; - сформировать мотивацию к здоровому образу жизни; - выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и викторин, направленных на выработку навыка самостоятельной работы. Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных средств обучения (компьютер). Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как: • провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.; • сюжетно-ролевые игры; • активные паузы (проведение физкультминуток). На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями. Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год. Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент, то необходимо соблюдать следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения: • Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д. • Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Норма: 4—7 видов за урок. • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7—10 минут. • Количество видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех. • Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут. • Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: - метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); - активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); - методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки). • Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения. • Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы). • Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого. • Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т. д. • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. • Психологический климат на уроке. Наличие на уроке эмоциональных разрядок. • Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 80%. • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. 2.Планируемые результаты • • • • • • • • • • В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета «Основы безопасной жизнедеятельности»: - формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни; - формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах, безопасного поведения в природе, нравственного выбора и ответственности человека в отношении к самому себе и окружающим людям; - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты. Личностные результаты: развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Научатся: -сформировывать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • -научить самостоятельно, формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения; -сформирмировывать установку на здоровый образ жизни. Предметными результатами изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются: Предметные: 1.В познавательной сфере: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности 2. В ценностно-ориентационной сфере: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Минимальный и достаточный уровни усвоения по основам безопасности жизнедеятельности на конец обучения в 3 классе: Минимальный уровень: использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: перехода улицы; проезда в общественном транспорте; безопасного пользования предметами бытовой химии, электроприборами; оказания ПМП; правильных действий в случае любой опасности. Достаточный уровень: использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: перехода улицы; проезда в общественном транспорте; безопасного пользования предметами бытовой химии, электроприборами; оказания ПМП; правильных действий в случае пожара правильных действий в лесу, дома, в помещении, с животными , с незнакомцем и т.д. 3.СОДЕРЖАНИЕ № п/ п 1 2 Тема Краткое содержание темы Безопасность. Безопасность в доме. Что такое безопасность и где нас подстерегает опасность. Какие опасности нас подстерегают в помещении (острые, колющие, режущие предметы, электроприборы, водопровод, лекарства, химикаты, газ, перила, балкон, лифт). 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Личная безопасность в доме. Личная безопасность на улице. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность на воде. Безопасность на льду. Безопасность при общении с животными. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах. Безопасность на природе. Как вести себя если раздался звонок в дверь, звонок по телефону (умение пользоваться телефоном). Будь осторожным с окружающими, с незнакомыми на улице. Знакомство с основными правилами безопасности на улице. Знать основные правила пожарной безопасности. Как действовать при возникновении пожара в доме, в школе. Основные правила поведения учащихся на дорогах и улицах. Знакомство с дорожными знаками и сигналами. Сигналы светофора. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в зимней, весенней периоды. Основные спасательные средства. Предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках. Меры безопасности при общении и уходе за домашними животными в городе и селе. Знакомство с основными правилами оказания первой помощи при ушибах и ссадинах Какая опасность нас подстерегает в лесу: гроза, пожар. Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование раздела 7 8 9 10 11 Безопасность на воде. Безопасность на льду. Безопасность при общении с животными. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах. Безопасность на природе. Итого Безопасность. Безопасность в доме. Личная безопасность в доме. Личная безопасность на улице. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Количество часов 8 6 4 8 4 10 6 4 6 6 6 68 Тематический план (68 ч в год, 2 ч в неделю) № п\ п Тема урока Электронно-методические материалы, виды деятельности Количество часов 1 четверть – 18 часов. Безопасность. 1-2 Что такое безопасность и где нас подстерегает опасность. Безопасность в доме. 3-4 Какие опасности нас подстерегают в помещении (острые, колющие, режущие предметы). 5-6 7-8 Какие опасности нас подстерегают в помеще нии (электроприборы, водопровод, лекарства, химикаты, газ). Какие опасности нас подстерегают в помещении (перила, балкон, лифт). Личная безопасность в доме. 9-10 Звонок в дверь, звонок по телефону (умение пользоваться телефоном). Беседа. Правила безопасного поведения. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 Беседа. Правила безопасного поведения с (острые, колющие, режущие предметы). Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 Беседа. Правила безопасного поведения с (электроприборы, водопровод, лекарства, химикаты, газ). Презентация. 2 Беседа. Правила безопасного поведения с (перила, балкон, лифт). Презентация. 2 Беседа. Правила безопасного поведения дома. Телефон. Работа с презентациями в формате 2 PowerPoint. Личная безопасность на улице. 11-12 Будь осторожным с окружающими, с незнакомыми на улице. Беседа. Правила безопасного поведения с окружающими, с незнакомыми на улице. Телефон. 2 дата 13-14 Знакомство с основными правилами безопасности на улице. Игра «Мы играем- правила изучаем». Пожарная безопасность. 15-16 Основные правила пожарной безопасности. Беседа. Правила безопасного поведения на улице. Игра «Мы играем- правила изучаем». Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 Беседа. Ситуации, в которых пожар произошел по вине детей. Правила пожарной безопасности. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах. 17-18 Знакомство с основными Беседа о правилах оказания первой помощи при ушибах и правилами оказания первой ссадинах. Игра «Мы играем- правила изучаем». Работа с помощи при ушибах и презентациями в формате PowerPoint. ссадинах. Игра «Мы играем- правила изучаем». II четверть -14 часов 1-2 Как действовать при .Беседа. возникновении пожара в Правила пожарной безопасности. Работа с презентациями в доме, в школе. формате PowerPoint. Безопасность на дорогах. 3-4 Основные правила поведения учащихся на дорогах и улицах. 2 2 Беседа. Правила поведения учащихся на дорогах и улицах. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 5-6 Знакомство с дорожными знаками и сигналами. Беседа. Дорожные знаки. Светофор. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 7-8 Сигналы светофора Беседа. Дорожные знаки. Светофор. Работа с презентациями в формате 2 Безопасность на воде. 9-10 Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в зимней период. PowerPoint. Беседа. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в зимней период. Презентация. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 11-12 Основные спасательные средства. Безопасность на льду. 13-14 Предосторожность при движении на льду, катании на лыжах и коньках. 1-2 Опасности на льду. Беседа. Основные спасатель ные средства. Чтение стихотворений. Игра: «Нарисуй запрещающие знаки» по правилам поведения у воды. Работа с презентациями в формате PowerPoin 2 Беседа. Правила и меры безопасного поведения при движении на льду, катании на лыжах и коньках. Игра: «Помоги другу». 2 III четверть - 20 часов. Беседа. Правила и меры безопасного поведения при движении на льду, катании на лыжах и коньках. Основные спасательные средства. 2 Безопасность при общении с животными. 3-4 Меры безопасности при общении и уходе за домашними животными Презентация: «Про кошек и собак» Беседа. 5-6 2 Меры безопасности при Презентация: «Какие бывают животные» общении и уходе за Беседа. домашними животными в городе. 7-8 Меры безопасности при Беседа о мерах безопасности при общении и уходе за домашними общении и уходе за животными в селе. домашними животными в Составление правил безопасного поведения. селе. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах. 2 9-10 2 Основные правила оказания Беседа о правилах оказания первой помощи при ушибах и первой помощи при ушибах ссадинах. Работа с презентациями в формате PowerPoint. и ссадинах. 2 11-12 Игра «Мы играем- правила изучаем». Составление алгоритмов принятия медицинской помощи при ушибах и порезах в игровой форме. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенней период. Безопасность на природе. 15-16 Какая опасность нас подстерегает в лесу. Беседа. Чтение стихотворений о лете. Составление правил и мер безопасного поведения на водоёмах в весенней период. 2 Презентация: «Лесные опасности». Беседа. 2 17-18 Гроза Беседа о соблюдении правил безопасности при грозе. Чтение рассказов о грозе. Презентация. 2 19-20 Пожар. Беседа о соблюдении правил пожарной безопасности. Чтение рассказов о пожаре. Презентация. 2 Безопасность на воде. 13-14 4 четверть – 16 часов. Безопасность в доме. 1-2 Опасно ли быть неряхой? Безопасность на дорогах. 3-4 Улица – не место для игр. Беседа. Правила безопасного поведения с (электроприборы, водопровод, лекарства, химикаты, газ). Презентация. 2 Беседа. Правила поведения учащихся на дорогах и улицах. Презентация. 2 5-6 Обобщающий урок по безопасности на дороге. Викторина. Личная безопасность на улице. 7-8 «Если ты заблудился». 9-10 «Осторожно! Незнакомец». Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». Викторина. Правила поведения учащихся на дорогах и улицах. Презентация. 2 Беседа. Правила безопасного поведения с окружающими, с незнакомыми на улице. Телефон. 2 Беседа. Правила безопасного поведения на улице. Игра «Мы играем- правила изучаем». Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 Безопасность. 11-12 Прогулка весной и летом. «Береги и охраняй природу» Презентация: «Лесные пожары». Беседа. 2 13-14 Игра «Мы играем- правила изучаем». Игра по правилам дорожного движения. Отгадывание кроссвордов о правилах поведения на природе. Работа с презентациями в формате PowerPoint. 2 15-16 Повторение. Правила безопасного поведения на дорогах, при Ч. С., в лесу и у водоёмов. Игра: «Да, нет». 2 5. Материально-техническое обеспечение -Проектор -Компьютер Аношкина Л.И. Тематическое планирование и примерное содержание занятий для учащихся 1–4 классов специальных коррекционных школ. – Омск, 1998, 112с. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя). Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64с. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в текстах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 104 с. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс: поурочные планы / сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 113 с. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 64 с., цв. вкл. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Вместе с детьми). Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64с.