3 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»

РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
_____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
__________А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2024 г.

Приказ № _
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Лебедева Елена
Михайловна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1.Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Программа предусматривает обучение в 3 классе в объеме 68 часов, по 2 урока в неделю по I варианту
Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII
вида / для умственно отсталых детей/.
Проблема обеспечения личной безопасности человека приобретает особую актуальность в связи
с ростом всеобщей напряженности, сложности и неустроенности жизни общества, характерной
чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его
здоровья.
Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII
вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о
гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами
которой все чаще становятся дети.
Цель программы:
• формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка
практических навыков безопасного поведения в социуме.
Основными задачами преподавания ОБЖ являются:
- изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в
соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
- сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
- выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных
ситуациях.
Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими
особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и
викторин, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.
Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели,
макеты, настольные игры, гербарии; электронных средств обучения (компьютер).
Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:
• провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов,
примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;
• сюжетно-ролевые игры;
• активные паузы (проведение физкультминуток).
На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность.
Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем,
связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.
Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за
четверть и за год.
Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент, то необходимо соблюдать
следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
• Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть
воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных
звуковых раздражителей и т. д.
• Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Норма: 4—7 видов за урок.
• Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной
деятельности. Ориентировочная норма 7—10 минут.
• Количество видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д.
Норма: не менее трех.

• Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут.
• Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы
и творческого самовыражения самих учащихся:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия,
выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,
ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,
воображения, самооценки и взаимооценки).
• Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),
умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения.
• Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой
учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
• Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке
физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для
глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы,
особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких
упражнений с 3—4 повторениями каждого.
• Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Выработка понимания сущности
здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка
индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях
выбора поведения и т. д.
• Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка,
похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление
больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.
• Психологический климат на уроке. Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
• Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную
работу. Норма: не менее 60% и не более 80%.
• Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
2.Планируемые результаты
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета «Основы
безопасной жизнедеятельности»:
- формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах,
безопасного поведения в природе, нравственного выбора и ответственности человека в отношении к
самому себе и окружающим людям;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и
творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,
контролю, оценке);
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность
жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Научатся:
-сформировывать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности;

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

-научить самостоятельно, формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового
образа жизни, безопасного поведения;
-сформирмировывать установку на здоровый образ жизни.
Предметными результатами изучения курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» являются:
Предметные:
1.В познавательной сфере:

знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность
личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;

об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных
состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
2. В ценностно-ориентационной сфере:

умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления,
а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные
решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера,
выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного
безопасного поведения.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения по основам безопасности жизнедеятельности на
конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень: использовать приобретенные знания в практической
деятельности и повседневной жизни для:

перехода улицы;

проезда в общественном транспорте;

безопасного пользования предметами бытовой химии, электроприборами;

оказания ПМП;

правильных действий в случае любой опасности.
Достаточный уровень: использовать приобретенные знания в практической
деятельности и повседневной жизни для:

перехода улицы;

проезда в общественном транспорте;

безопасного пользования предметами бытовой химии, электроприборами;

оказания ПМП;

правильных действий в случае пожара

правильных действий в лесу, дома, в помещении, с животными , с незнакомцем и т.д.

3.СОДЕРЖАНИЕ
№
п/
п
1
2

Тема

Краткое содержание темы

Безопасность.
Безопасность в доме.

Что такое безопасность и где нас подстерегает опасность.
Какие опасности нас подстерегают в помещении (острые, колющие,
режущие предметы, электроприборы, водопровод, лекарства,
химикаты, газ, перила, балкон, лифт).

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Личная безопасность в
доме.
Личная безопасность на
улице.
Пожарная
безопасность.
Безопасность на
дорогах.
Безопасность на воде.
Безопасность на льду.
Безопасность при
общении с животными.
Оказание первой
медицинской помощи
при ушибах и ссадинах.
Безопасность на
природе.

Как вести себя если раздался звонок в дверь, звонок по телефону
(умение пользоваться телефоном).
Будь осторожным с окружающими, с незнакомыми на улице.
Знакомство с основными правилами безопасности на улице.
Знать основные правила пожарной безопасности. Как действовать при
возникновении пожара в доме, в школе.
Основные правила поведения учащихся на дорогах и улицах.
Знакомство с дорожными знаками и сигналами. Сигналы светофора.
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в зимней, весенней
периоды. Основные спасательные средства.
Предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках.
Меры безопасности при общении и уходе за домашними животными в
городе и селе.
Знакомство с основными правилами оказания первой помощи при
ушибах и ссадинах
Какая опасность нас подстерегает в лесу: гроза, пожар.

Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела

7
8
9
10
11

Безопасность на воде.
Безопасность на льду.
Безопасность при общении с животными.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах.
Безопасность на природе.
Итого

Безопасность.
Безопасность в доме.
Личная безопасность в доме.
Личная безопасность на улице.
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.

Количество
часов
8
6
4
8
4
10
6
4
6
6
6
68

Тематический план
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
№ п\
п

Тема урока

Электронно-методические материалы, виды деятельности

Количество часов

1 четверть – 18 часов.
Безопасность.
1-2
Что такое безопасность и
где нас подстерегает
опасность.
Безопасность в доме.
3-4
Какие опасности нас
подстерегают в помещении
(острые, колющие,
режущие предметы).
5-6

7-8

Какие опасности нас
подстерегают в помеще нии
(электроприборы,
водопровод, лекарства,
химикаты, газ).
Какие опасности нас
подстерегают в помещении
(перила, балкон, лифт).

Личная безопасность в доме.
9-10
Звонок в дверь, звонок по
телефону (умение
пользоваться телефоном).

Беседа.
Правила безопасного поведения. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.

2

Беседа.
Правила безопасного поведения с (острые, колющие, режущие
предметы). Работа с презентациями в формате PowerPoint.

2

Беседа.
Правила безопасного поведения с (электроприборы, водопровод,
лекарства, химикаты, газ). Презентация.

2

Беседа.
Правила безопасного поведения с (перила, балкон, лифт).
Презентация.

2

Беседа.
Правила безопасного поведения дома.
Телефон. Работа с презентациями в формате

2
PowerPoint.

Личная безопасность на улице.
11-12

Будь осторожным с
окружающими, с
незнакомыми на улице.

Беседа. Правила безопасного поведения с окружающими, с
незнакомыми на улице.
Телефон.

2

дата

13-14

Знакомство
с основными правилами
безопасности на улице.
Игра «Мы играем- правила
изучаем».
Пожарная безопасность.
15-16 Основные правила
пожарной безопасности.

Беседа. Правила безопасного поведения на улице.
Игра «Мы играем- правила изучаем». Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.

2

Беседа. Ситуации, в которых пожар произошел по вине детей.
Правила пожарной безопасности. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.

2

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах.
17-18 Знакомство с основными
Беседа о правилах оказания первой помощи при ушибах и
правилами оказания первой ссадинах. Игра «Мы играем- правила изучаем». Работа с
помощи при ушибах и
презентациями в формате PowerPoint.
ссадинах. Игра «Мы
играем- правила изучаем».
II четверть -14 часов
1-2
Как действовать при
.Беседа.
возникновении пожара в
Правила пожарной безопасности. Работа с презентациями в
доме, в школе.
формате
PowerPoint.
Безопасность на дорогах.
3-4
Основные правила
поведения учащихся на
дорогах и улицах.

2

2

Беседа.
Правила поведения учащихся на дорогах и улицах.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

2

5-6

Знакомство с дорожными
знаками и сигналами.

Беседа. Дорожные знаки.
Светофор. Работа с презентациями в формате PowerPoint.

2

7-8

Сигналы светофора

Беседа. Дорожные знаки.
Светофор. Работа с презентациями в формате

2

Безопасность на воде.
9-10
Правила и меры
безопасного поведения на
водоёмах в зимней период.

PowerPoint.

Беседа. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в
зимней период. Презентация. Работа с презентациями в формате
PowerPoint.

2

11-12

Основные спасательные
средства.

Безопасность на льду.
13-14 Предосторожность при
движении на льду, катании
на лыжах и коньках.

1-2

Опасности на льду.

Беседа. Основные спасатель ные средства. Чтение стихотворений.
Игра: «Нарисуй запрещающие знаки» по правилам поведения у
воды. Работа с презентациями в формате PowerPoin

2

Беседа. Правила и меры безопасного поведения при движении на
льду, катании на лыжах и коньках.
Игра: «Помоги другу».

2

III четверть - 20 часов.
Беседа. Правила и меры безопасного поведения при движении на
льду, катании на лыжах и коньках.
Основные спасательные средства.

2

Безопасность при общении с животными.
3-4

Меры безопасности при
общении и уходе за
домашними животными

Презентация: «Про кошек и собак»
Беседа.

5-6

2

Меры безопасности при
Презентация: «Какие бывают животные»
общении и уходе за
Беседа.
домашними животными в
городе.
7-8
Меры безопасности при
Беседа о мерах безопасности при общении и уходе за домашними
общении и уходе за
животными в селе.
домашними животными в
Составление правил безопасного поведения.
селе.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах.

2

9-10

2

Основные правила оказания Беседа о правилах оказания первой помощи при ушибах и
первой помощи при ушибах ссадинах. Работа с презентациями в формате PowerPoint.
и ссадинах.

2

11-12

Игра «Мы играем- правила
изучаем».

Составление алгоритмов принятия медицинской помощи при
ушибах и порезах в игровой форме. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.

2

Правила и меры
безопасного поведения на
водоёмах в весенней
период.
Безопасность на природе.
15-16 Какая опасность нас
подстерегает в лесу.

Беседа.
Чтение стихотворений о лете.
Составление правил и мер безопасного поведения на водоёмах в
весенней период.

2

Презентация: «Лесные опасности». Беседа.

2

17-18

Гроза

Беседа о соблюдении правил безопасности при грозе.
Чтение рассказов о грозе.
Презентация.

2

19-20

Пожар.

Беседа о соблюдении правил пожарной безопасности.
Чтение рассказов о пожаре.
Презентация.

2

Безопасность на воде.
13-14

4 четверть – 16 часов.
Безопасность в доме.
1-2

Опасно ли быть неряхой?

Безопасность на дорогах.
3-4
Улица – не место для игр.

Беседа.
Правила безопасного поведения с (электроприборы, водопровод,
лекарства, химикаты, газ). Презентация.

2

Беседа. Правила поведения учащихся на дорогах и улицах.
Презентация.

2

5-6

Обобщающий урок по
безопасности на дороге.
Викторина.

Личная безопасность на улице.
7-8
«Если ты заблудился».

9-10

«Осторожно! Незнакомец».
Опасные ситуации:
контакты с незнакомыми
людьми на улице».

Викторина. Правила поведения учащихся на дорогах и улицах.
Презентация.

2

Беседа. Правила безопасного поведения с окружающими, с
незнакомыми на улице.
Телефон.

2

Беседа. Правила безопасного поведения на улице.
Игра «Мы играем- правила изучаем». Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.

2

Безопасность.
11-12

Прогулка весной и летом.
«Береги и охраняй
природу»

Презентация: «Лесные пожары». Беседа.

2

13-14

Игра «Мы играем- правила
изучаем».

Игра по правилам дорожного движения. Отгадывание кроссвордов
о правилах поведения на природе. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.

2

15-16

Повторение.

Правила безопасного поведения на дорогах, при Ч. С., в лесу и у
водоёмов. Игра: «Да, нет».

2

5. Материально-техническое обеспечение
-Проектор
-Компьютер
Аношкина Л.И. Тематическое планирование и примерное содержание занятий для учащихся 1–4
классов специальных коррекционных школ. – Омск, 1998, 112с.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:
ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя).
Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2008. – 64с.
Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в текстах, кроссвордах, стихах,
играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 104 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс: поурочные планы / сост. Г.Н. Шевченко. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 113 с.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд.,
дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 64 с., цв. вкл.
Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. –
64 с.
Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Вместе с
детьми).
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. –
64с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».