3 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
Руководитель МО:
интернат»
____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Ручной труд»
(Образовательная область «Технологии»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель начальных
классов
Колесникова Юлия Алексеевна
г. Нелидово
2024г
1

Содержание:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
1 Цель: всестороннее развитие личности учащегося младшего школьника с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования
трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших
классах.
Задачи:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира
и о месте человека в нём;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности;
- формирование интереса к разнообразным видам труда;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления и речи);
- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических
умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
- формирование коммуникативной культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов
деятельности в жизни человека.
Огромное значение придаётся ручному труду в развитии ребёнка, т.к. в нём
заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его
обучения и воспитания.
2

Ручной труд является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение ручному труду - одно из основных направлений подготовки учащихся с
нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной трудовой жизни. Его изучение
способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности.
Место курса «Ручной труд» в учебном плане
Предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технологии», относится к
обязательной части учебного плана. Предмет изучается с 1 по 9 класс.
В 3 классе из учебного плана выделяется 34 часов (1 час в неделю)

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
предметных и личностных результатов:

личностные результаты
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье;

- сформированность навыков самообслуживания;
- сформированность основных бытовых навыков и умений;
- сформированность навыков коммуникации со взрослыми;
- сформированность навыков коммуникации со сверстниками;
- способность к самоконтролю, саморегуляции поведения;
-положительное отношение к учебному труду;
- сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и
взрослыми;
-первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-интерес к продуктам художественного творчества;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
-сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
-владение навыками гигиены и обслуживающего труда;
предметные результаты
Минимальный уровень
- усвоить основные приемы работы с различными материалами,
- уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с
помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно
- давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью
учителя, в отдельных случаях — самостоятельно,
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие
пространственные признаки предметов.
Достаточный уровень
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей, знание видов
художественных ремёсел.
- самостоятельная ориентировка в задании.
3

- самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий.
- самостоятельный осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам и инструментов для работы.
- отбор оптимальных и доступных технологических приёмов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей.
- самостоятельное выполнение изделия.
- самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и
несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.

3.Содержание обучения.
Работа с природными материалами-8ч
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят,
виды природных материалов). Заготовка природных материалов. Инструменты,
используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения
деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация,
объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой.
Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха
(аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой и картоном10ч
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая,
крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и
материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов по линейке. Е
ё применение
и устройство;
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Обрывание по контуру
(аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к
центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение
деталей (щелевой замок).
Работа с текстильными материалами 5 ч
4

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку ( кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой
строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку
с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни
человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная
сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся
ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения
игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,
плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя
деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка
(закладки, кухонные предметы, игрушки).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена).
Работа с проволокой 4ч
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание
в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под
прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц,
зверей, человечков.
Работа с древесиной 3ч
Практические работы
·
Экскурсия в столярную мастерскую.
·
Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль
волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок
квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и
макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
·
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек,
обработанных напильником и наждачной бумагой.
Выполнение изделий по показу учителя.
·
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины.
Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон.
Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарногигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины
напильником и наждачной бумагой
Работа с металлоконструктором 4ч
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы
5

планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный
ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.

6

4. Тематический план
№Тема урока
№

Кол- Да
во
та
часов

Основные виды деятельности
обучающихся на уроке и электронные
учебно-методические материалы

1

Вводный урок. Образцы материалов, инструментов, изделий.
Экскурсия в природу с целью
сбора природного материала.

1

Проверка знаний о правилах поведения и
работы на уроках труда. Выявление знаний
о видах ручного труда.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

2

Работа с природным материалом. Аппликация из листьев «Птица»

1

Повторение познавательного материала о
видах природных материалов. Развитие
умения сравнивать и находить сходство и
различие в листьях деревьев.
Закрепление знаний об изделиях,
сделанных из природного материала.

3

Аппликация из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках»

1

4

Аппликация из скорлупы грецких орехов «Рыбы»

1

5

Работа с бумагой и картоном.
Аппликация из обрывной бума
ги «Осеннее дерево»

1

Отвечать на вопросы.
Сравнивать и находить сходство и
различие в природных материалах
самостоятельно или с частичной
помощью учителя.
Составлять аппликацию из при- родных
материалов с опорой на предметнооперационный план в коллективной
беседе.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Отвечать на вопросы.
Сравнивать и находить сходство и
различие в природных материалах
самостоятельно или с частичной
помощью учителя.
Составлять аппликацию из при- родных
материалов с опорой на предметнооперационный план в
коллективной беседе.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Закрепление умений сравнивать
бумагу разных сортов. Формирование
умения изготавливать аппликацию из
обрывной бумаги с опорой на
операционный план.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
7

Аппликация из обрывной бумаги «Медведь»

1

7

Разметка бумаги и картона по
линейке. Изготовление
картины на окантованном
картоне

1

8

Работа с проволокой. Знакомство с видами проволоки и ее
применением. Приемы работы с
проволокой «Волна», «Кольцо»,
«Спираль

1

Давать определение понятия
«проволока».
Рассматривать и запоминать приемы
сгибания проволоки. Овладеть
правильным захватом инструментов.
Выполнять упражнения по резанию
проволоки кусачками и сгибанию ее
руками волной, в кольцо, спираль,
намотке на карандаш и сгибанию
проволоки под прямым углом.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

9

Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки

1

10

Работа с древесиной.
Экскурсия в столярную
мастер- скую. Изготовление
колышка для растений

1

Закреплять навык резания проволоки
кусачками.
Закреплять приемы сгибания проволоки
под прямым углом плоскогубцами.
Анализировать образец изделия
самостоятельно и по вопросам учителя.
Планировать ход работы над изделием с
опорой на предметно- операционный
план самостоятельно и с частичной
помощью учителя.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Рассматривать, понимать , называть,
различать понятия «дерево» и
«древесина».
Запоминать и соблюдать технику
безопасности работы с древесиной,

6

Совершенствование навыка обведения
шаблонов сложной конфигурации
Обрывать бумагу по заранее размеченной
контурной линии изображения
Наклеивать
полученный
силуэт на
бумажную основу.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Освоить
понятие
«оконтовка».
Овладеть способом окантовки картона
полосками бумаги.
Понять и запомнить способ окантовки
картона полосками и листом бумаги.
Выполнять разметку бумаги и картона
по шаблону и линейки.
Резать ножницами по прямой линии.
Сгибать бумагу пополам.
Наносить клей на детали и приклеивать их
на картон.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

8

санитарно-гигиенические требования при
работе с древесиной.
Употреблять в речи слова, обозначающие
технологический процесс обработки
древесины (зачистка деревянной заготовки
напильником и крупно зернистой наждачной
бумагой, шлифовка мелкозернистой
шкуркой) самостоятельно и с частичной
помощью учителя.
Изготовлять несложные предметы из
древесных материалов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Работа с природным материалом Изготовление птицы из
пластилина и сухой травы.

Анализировать образец изделия по
вопросам учителя и самостоятельно.
Рассказывать о технологии изготовления
отдельных частей изделия по вопросам
учителя с опорой на предметнооперационный план
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

11
12

Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения
о металлоконструкторе. Соединение планок винтом и гайкой

Сборка из планок треугольника
Сборка из планок квадрата
13
14

15

Рассказывать о сборочных работах и их
значении.
Рассматривать, узнавать и говорить об
увиденных предметах, сделанных из
деталей металлоконструктора.
Рассматривать, запоминать и называть
инструменты для работы с деталями
металлоконструктора.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Рассматривать, выбирать и называть
нужные детали ( ланки, винт, гайка).
Завинчивать гайку пальцами, за- тем
гаечным ключом.
Подбирать нужное количество планок с
соответствующим числом отверстий и
нужное количество винтов и гаек.
Производить сборку изделий по
образцу.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Осваивать навык формообразования из
проволоки букв.
Производить разметку поволоки по
линейке
Закреплять навык резания проволоки

1
1

Сборка качели

1

Работа с проволокой. Изготовление из проволоки букв

1

9

заданного размера кусачками.
Совершенствовать приемы сгибания
поволоки.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
16

17
18

19

Работа с бумагой и картоном.
Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление складных игрушек

Изготовление цепочки из бумажных колец
Изготовление карнавальной
по- лумаски.

1

1

Вырезать силуэты предметов
симметричного строения.
Осуществлять сборку изделий способом
склеивания деталей , пе реплетением
бумажных полос.
Выполнять отделку изделии
аппликацией.

1

Изготовление карнавальных
головных уборов. Кокошник

1

20

Изготовление карнавальных
головных уборов. Шлем

1

21

Работа с бумагой и
картоном Окантовка
картона листом бу- маги.
Изготовление складной
доски для игры
Работа с текстильными материалами
Экскурсия в школьную швейную мастерскую Применение
ниток. Завязывание узелка на
нитке.

1

23

Виды ручных стежков и строчек.
Строчка
прямыми
стежка- ми

1

24

Сшивание 2 кругов, выкроенных из ткани, прямыми

1

22

Производить разметку по шаблонам
сложной конфигурации и линейке.
Резать ножницами по коротким изгибам
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Рассказывать о технологии изготовления
изделий, игрушек из бу маги
самостоятельно и с частичной помощью
учителя
Изготавливать изделие в соответ- ствии с
технологией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

Рассматривать, узнавать и называть
изделия, сшитые из ткани и других
материалов
Различать виды сточек и стежков.
Выполнять различные виды ручных
стежков и строчек.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
10

25

26

стежка- ми
Виды ручных стежков и строчек. Строчка косыми стежками
на бумаге в клетку по проколам

Изготовление закладки из фотопленки по образцу.

1

Употреблять в речи слова, обозначающие
технологический процесс (сшивание
строчкой\
прямого стежка)
Закреплять правила безопасной работы с
иглой.
Овладевать сточкой косого стежка.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Употреблять в речи слова, обозначающие
технологический процесс ( изготовление
лекала из бумаги, раскрой ткани, выкраивание
деталей из ткани, сшивание сточкой косого
стежка)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Закреплять правила безопасной работы с
иглой.
Овладевать сточкой косого стежка.
Осваивать технологию изготовления
коробки с помощью клапанов и оклейкой
полосками бумаги с опой на предметнооперационный план, ориентируясь на
вопросы и подсказки учителя.
Осваивать технологию изготовления
коробками с бортами, соединенными
встык, с опой на предметно операционный
план и с помощью учителя.
Рассматривать, узнавать и называть
изделия, сшитые из ткани и других
материалов
Различать виды сточек и стежков.
Выполнять различные виды ручных
стежков и строчек.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Закреплять правила безопасной работы с
иглой.
Овладевать сточкой косого стежка.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Осваивать технологию изготовле ния
коробками с бортами, соединенными
встык, с опой на предметно-операционный
план и с помощью учителя.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

29

Работа с бумагой и картоном
Объёмные изделия из картона.
Изготовление открытой коробки с клапанами из тонкого картона по образцу

1

30

Изготовление коробок с бортами, соединёнными встык

1

31

Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямого
стежка в два приёма на
бумаге в клетку

2

32

Изготовление закладки с вышивкой

1

34

Разметка деталей и сборка объёмной игрушки «Матрёшка из
конусов»

2

11

5. Материально – техническое обеспечение.
1. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптир. основные
общеобразоват. программы. Технология. Ручной труд. 3 класс. Л.А.Кузнецова – М.:
Просвещение, 2018
2. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Технология. Ручной труд. 3 класс. Л.А.Кузнецова Кузнецова – М.:
Просвещение, 2016

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».