ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. __________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классы (вариант 1) учебного предмета «Адаптивная физическая культура» (Образовательная область «Физическая культура») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель физической культуры Антонова Татьяна Александровна г. Нелидово 2024г Содержание 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематическое планирование. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Пояснительная записка 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часав неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи обучения: − воспитание интереса к физической культуре и спорту; − овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, − лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; − коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; − развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности); − воспитание нравственных качеств и свойств личности; − содействие военно- патриотической подготовке. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классах определяет следующие задачи: − формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта; − формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу,ловкость и другие; − развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать; − формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м; − формирование умения метать мяч на дальность и в цель; − совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений − совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке; − формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме; − совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия; − совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами; − формирование мотивации к здоровому образу жизни; − совершенствование техники и приемов в спортивных играх. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классах Личностные результаты: Владение навыками коммуникации и принятыми нормамисоциального взаимодействия; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной деятельности. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной и игровой деятельности. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классе Минимальный уровень: − иметь представления о физической культуре как средстве укрепленияздоровья, физического развития и физической подготовки человека; − выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя; − знать основные правила поведения на уроках физической культуры иосознанно их применять; − иметь представления о двигательных действиях; знать строевыекоманды и выполнять строевых действий по словесной инструкции; − уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − ходить в различном темпе с различными исходными положениями; − иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в спортивных играх и эстафетах; − взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований; − иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. − Достаточный уровень: − практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры; − самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики; − выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня; − знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий; − уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах; − уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях;осуществлять их объективное судейство; − знать спортивные традиции своего народа и других народов; − знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека; − знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности; − знать правила техники выполнения двигательных действий; − знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки; − соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Критерии оценки предметных результатов Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре. При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения. К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок: − старт не из требуемого положения; − отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту,длину; − несинхронность выполнения движений. Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной ошибки и несколько мелких. Также значительной оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техникадвижения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения. Оценка «2» не ставиться. Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитиеми избежать которых он не может физически. В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей. В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 5 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре. Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся. Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебногогода, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств. Тесты для проведения тестирования уровня физической подготовленности обучающихся 5 класса: − бег 60м; − прыжок в длину с места; − сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (мальчики); подниманиетуловища из виса лёжа на перекладине (девочки). − − - наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу; смешанное передвижение на 500 поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи. При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала. Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты) усвоения физических умений, развития физических качеств у обучающихся 5 класса Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся. 1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития. 2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности. Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок. Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги. 3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от поламаксимальное количество раз. 4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз. 5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени. 6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.). 7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов АООП: 1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги. 3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен. 4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук. 5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени. Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств, усвоения умений, навыков по адаптивной физической культуре (5 класс). № п./п. Виды Показатели испытаний (тесты) Учащиеся Оценка Мальчики Девочки «3» «4» «5» 9,8 и больше 9,7/9,5 9,4/9,0 «3» «4» «5» 12,6 и больше 12,512,0 11,9/11,3 1 Бег 60 м. (сек.) 2 Поднимание туловища из положения, лёжа на спине (количество разза 1м.) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа наполу (количество раз) 20/15 27/21 35/28 15/12 22/16 35/23 135/125 145/136 155/146 125/115 135/126 145/136 9/6 15/10 8/5 9/6 12/8 Наклон вперёд из и.п. стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке (см +5 +8 +6 +11 +16 3 4 5 6 ниже уровня скамейки) Бег на 500 м 19/16 +12 Без учета времени *данные нормативы являются относительными и усреднёнными и требуют корректировки (адаптации) с учётом уровня психофизического развития и подготовленности обучающихся конкретного класса. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура» отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделенодва взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физическойкультуры, которые имеют самостоятельное значение. Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5-9 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие егопотенциальных возможностей. В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих направленному развитию двигательных возможностей подростков. В связи с увеличением индивидуальных различий, обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений. В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания. При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием двигательных качеств используются: словесный и наглядный методы. Начиная с 5-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом. Содержание разделов № Количество часов Название раздела 1 Знания о физической культуре В процессе обучения 14 2 Гимнастика 3 Легкая атлетика 20 4 Лыжная подготовка 16 5 Спортивные игры 18 Итого: 68 Контрольные работы (количество) № 1 2 3 4 5 6 Тематическое планирование 5 класс Тема предмета Сроки Кол-во Виды деятельности часов Легкая атлетика – 8 час Инструктаж потехнике Беседа по технике безопасностина занятиях легкой атлетикой. безопасности на уроках 1 Выполнение ходьбы с сочетанием разновидностей ходьбы. легкой атлетики. Выполнение медленного бега вравномерном темпе до 2 мин. Медленный бег с равномерной Подвижная игра с бросками и ловлей мяча скоростью Значение ходьбы для 1 Определение оптимального двигательного режима для своего укрепления здоровья возраста, его виды. Выполнение продолжительной ходьбы в человека. Продолжительная различном темпе, сохраняя правильное положение тела в движении. ходьба 15-20 мин в различном темпе Спортивная ходьба.Бег с 1 Выполнение ходьбы легко исвободно, не задерживая переменной скоростью до 2 дыхание. Ходьба на скорость на 60 м. мин Выполнение бега легко исвободно, не задерживая дыхание Запрыгивание на препятствие 1 Выполнение ходьбы с поочередными выталкиваниями вверх с правой и высотой до 30-40см левой ноги (накаждый шаг). Ходьба с перешагиванием препятствий. Ходьба в быстром темпе, с малым продвижением вперед. Выполнение пружинистого толчка ногами, мягкое приземление, сохраняя равновесие. Прыжки через вертикальные препятствия. Подвижная игра для развитияпрыжковой выносливости Бег на отрезках до 30 м. 1 Освоение названий беговыхупражнений и Беговые упражнения последовательность ихвыполнения. Выполнение специальных беговых упражнений, быстрого бега на отрезках. Выполнение перехода от стартового разбега к бегу. Метание набивного мяча (1 1 Определение названия мяча, какие качества развивают упражнения с кг) двумя руками снизу, из-за этим мячом. Демонстрация техники бросков набивного мяча двумя головы, через голову руками снизу, из-за головы, через голову. Выполнение броска согласовывая движения рук и туловища 7 Техника бега с низкого старта 8 Бег на средние дистанции (150 м) 9 Инструктаж потехнике безопасности назанятиях спортивными играми. Значение и основные правила закаливания Перемещение на площадке, прием и передача мяча двумя руками у стены и в парах Бросок мяча через сетку одной рукой и ловля двумя руками после подачи Баскетбол. Упрощенные правила игры в баскетбол; права и обязанности игроков, предупреждение травматизма. Стойка баскетболиста. Передача мяча двумя руками 10 11 12 13 Выполнение ходьбы в различных темпах с упражнениями в движении. Выполнение бега в различномтемпе. Выполнение специальныхбеговых упражнений. Освоение понятия низкий старт.Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по дистанции. Выполнение бега по прямой с низкого старта 1 Выполнение ходьбы в различных темпах с упражнениями в движении. Выполнение бега в различномтемпе. Демонстрация техники подсчета ЧСС. Выполнение специальных беговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции. Выполнение подсчета ЧСС Подвижные игры -10 часов 1 Беседа по технике безопасностина занятиях спортивными играми. Беседа об основных средствах иправилах закаливания организма. Передвижение, исполнение команд в колонне сохраняя дистанцию и равнение в затылок. Ознакомить с бегом в чередовании с ходьбой. Подвижная игра на внимание 1 Выполнение основных перемещений на площадке. Выполнение упражнений на развитие мышц кистей рук и пальцев, выполнение приема и передачи мяча двумя руками у стены и в парах 1 Выполнение упражнений на развитие мышц кистей рук и пальцев. Выполнение бросков мяча через сетку одной рукой и ловля двумя руками после подачи 1 1 Беседа о санитарно- гигиенические требования к занятиям баскетболом, права и обязанности игроков на площадке, предупреждение травматизма. Освоение простейших правил в баскетболе. Подвижная игра на броски и передачи мяча. 1 Демонстрация стойки баскетболиста. Освоение стойки баскетболиста. Освоение передачи мяча двумя руками. руками от груди с отгруди в парах с продвижением вперед. 14 Ведение мяча с обводкой препятствий 1 15 Бросок мяча по корзине с низу двумя руками и от груди с места. Эстафеты с элементами баскетбола 1 16 Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам Прием и передачи мяча в парах и тройках. 1 17 18 19 20 Техника безопасности и правила поведенияна занятиях по гимнастике. Перестроение из колонны по одномув колонну по два наместе. Значение утренней гимнастики шагомнавстречу друг другу. Осваивание ловлю мяча двумяруками с последующим ведением и остановкой. Выполнение ведения мяча наместе и в движении Демонстрация техники ведениямяча. Освоение техники ведения мяча. Выполнение передвижений без мяча, остановку шагом. Выполнение ведения мяча собводкой условных противников. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди в парахс продвижением вперед Демонстрация техники броска мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места. Освоение техники броска мячапо корзине различными способами. Выполнение бросков по корзине двумя руками снизу и от груди с места, демонстрирование элементов техники баскетбола. Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Осваивают упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Учебная игра по упрощенным правилам. Передачи мяча в парах на расстоянии 3-4 метров. Передачи мяча в движении. Гимнастика -14 ч 1 Беседа по ТБ на занятиях гимнастикой. Выполнение строевых действий согласно расчету и команде. Выполнение перестроения из колонны по одному в колоннупо два Выполнение упражнения сочетание ходьбы и бега в колонне. Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжков через скакалку на месте в равномерном темпе 2 1 Выполнение поворотов наместе налево и направо переступанием. Выполнение ритмичной ходьбы с сохранение заданного темпа ходьбы. 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног Упражнения с сопротивлением Упражнения наразвитие ориентации в пространстве 1 Повороты направо,налево, кругом (переступанием). Упражнения наравновесие Лазание по гимнастической стенке вверх-вниз разноименным способом, с одновременной перестановкой руки и ноги Расхождение вдвоем поворотом при встрече на гимнастической скамейке Упражнения с гимнастическими палками Упражнения для формирования правильной осанки Упражнения со скакалками 1 Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и 1 1 1 2 2 1 1 1 Выполнение ОРУ типа зарядки. Подвижная игра с бегом Выполнение фигурной маршировки. Выполнение упражнений на укрепление мышц туловища, рук и ног Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении на скамейке Выполнение ходьбы «змейкой»,«противоходом». Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в различных исходных положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге. Ориентирование в пространстве, сохранение равновесия при движении по скамейке. Выполнение перестроений на месте. Прыжки через скакалку наодной, двух ногах Выполнение корригирующих упражнений на дыхание. Выполняют лазание по гимнастической стенке разными способами: ставя ноги на разноименные рейки. Выполнение упражнений, сохраняя равновесие при выполнении упражнения нагимнастической скамейке Выполнение согласование движения палки с движениями туловища, ног. Выполнение составление и выполнение комбинации наскамейке Переноска 2- 3 набивных мячей весом до 5-6 кг. Переноска гимнастического коня и козла, матов на расстояние до 15 м. Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжковых упражнений с точностьюпрыжка Выполнение построения в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Выполнение прыжка в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передача набивного мяча сидя, стоя из точности движений 33 34 Техника безопасности и правила поведенияна уроках лыжной подготовкой Совершенствованиетехники выполнения скользящего шага без палок и с палками одной руки в другую над головой . Лыжная подготовка -16 часов 1 Беседа о правилах обращения с лыжным инвентарем и техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Выполнение упражнения в подготовке к занятию, подборлыжного инвентаря 1 35 36 Прохождение отрезков на времяот 200 до 300 м 2 37 38 Одновременный бесшажный ход 2 39 Спуск в высокой стойке со склона, подъем «лесенкой»с соблюдением техники безопасности Поворот махом наместе 1 42 Повороты переступанием в движении. 1 43 44 Обучение правильному падению при прохождении 2 40 41 2 Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Повторение безопасного способа переноски лыж придвижении в колонне. Одевание лыжного инвентаря. Передвижение на лыжах свободным, накатистым шагом без палок и с палками Построение в шеренгу с лыжами у ноги. Повторение безопасного способа переноски лыж придвижении в колонне. Одевание лыжного инвентаря. Прохождение на лыжах отрезков на скорость Освоение способа передвижения одновременного бесшажного хода на лыжах. Демонстрация техники одновременного бесшажного хода. Выполнение передвижения одновременным бесшажным ходом Совершенствование способа подъема на лыжах. Выполнение сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке. Выполнение техники подъема «лесенкой» Освоение способа поворота на лыжах махом. Демонстрация техники поворота махом на месте. Выполнение поворота махом налыжах. Выполнение передвижение скользящим шагом по лыжне спалками Построение в шеренгу слыжами у ноги. Переход на учебную лыжню в колонне по одному. Передвижение по учебномукругу ступающим и скользящим шагом. Выполнение упражнения, демонстрирую уверенное отрывание от снега лыжи, наклон в сторону поворота и вперед, сильно отталкиваясь отлыжи Выполнение способа торможения на лыжах. Освоение техники падения набок 45 46 47 48 спусков Одновременный двухшажный ход Прохождение на лыжах за урок до 1км Игры на лыжах: «Пятнашки простые», «Самый меткий» 49 50 Настольный теннис.Правила соревнований. 51 52 Техника отбивания мяча то одной, то другой стороной ракетки Правильная стойка теннисиста, техника короткой и длинной подачи мяча Техника отбиваниямяча над столом, заним и дальше от него Правила соревнований понастольному теннису. Учебная игра в настольный теннис 53 54 55 56 57 Бег на короткуюдистанцию 2 1 1 Освоение способа передвижения одновременногодвухшажного хода на лыжах. Демонстрация техники одновременного двухшажного хода. Выполнение передвижения одновременным двухшажным ходом Прохождение дистанции на лыжах за урок Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх налыжах Спортивные игры -8 часов 2 Ознакомление с простейшимиправилами игры настольного тенниса, наказаниями при нарушениях правил. Ознакомление с атрибутикой игры настольный теннис. Ознакомление с основной стойкой теннисиста. Выполнение упражнений на развитие мышц кистей рук и пальцев. Выполнение упражнений в отбивание и жонглирование мяча ракеткой. 2 Жонглирование теннисным мячом, выполнение отбивания мяча стороной ракетки, передвижение, выполнение ударов со стандартных положений 1 Определение названия подачи. Выполнение подачи мяча, принимая правильное исходное положение 1 Повторение техники отбивания мяча. Выполнение правильной стойки теннисиста. 2 Ознакомление с правилами соревнований по настольному теннису. Одиночная игра Концентрирование внимания во время игры. Легкая атлетика – 12 часов 1 Выполнение ходьбы группами на перегонки. Выполнение перепрыгивания через набивные мячи 58 Бег на среднюю дистанцию (300 м) 1 59 Прыжок в длину с места 1 60 Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг с места на дальность Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору10 м Ходьба на скорость до 5 мин. в различном темпе с изменением шага Эстафета 4*30 м 1 61 62 63 64 65 66 67 68 Бег на скорость до 60 м Бег на выносливость: кроссовый бег, чередующийся с быстрой ходьбой Выполнение бега с высокого старта, стартовый разбег и старт из различных исходныхположений. Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднююдистанцию. Выполнение метания малогомяча на дальность с места (коридор 10 м) Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение упражнений для прыжков в длину с места Выполнение метания на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега . Толкание набивного мяча на дальность 2 Выполнение бега на дистанции 30 м (3-6 раза) за урок, на 60м –3 р Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м. 1 Ходьба на скорость до 5 мин. вразличном темпе с изменениемшага. Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м 2 Выполнение специально-беговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега Выполнение беговых упражнений. Выполнение ускорения на дистанции в 30 м с низкого старта 2 1 Выполнение специально- беговых упражнений. Выполнение равномерного бега по длинной дистанции. Правильное удерживание корпуса и рук в медленном беге в сочетании с дыханием Тематическое планирование 6 класс № Тема предмета 1 Инструктаж потехнике безопасности на уроках легкой атлетики. Медленный бег с равномерной скоростью Значение ходьбы для укрепления здоровья человека. Продолжительная ходьба 15-20 мин в различном темпе Бег в равномерном темпе до 5 мин 2 3 Сроки Кол-во Виды деятельности часов Легкая атлетика – 8 час Беседа по технике безопасностина занятиях легкой атлетикой. 1 Выполнение ходьбы с сочетанием разновидностей ходьбы. Выполнение медленного бега вравномерном темпе до 2 мин. Подвижная игра с бросками и ловлей мяча 1 Определение оптимального двигательного режима для своего возраста, его виды. Выполнение продолжительной ходьбы в различном темпе, сохраняя правильное положение тела в движении. 1 Выполнение ходьбы с заданиями. Выполнение бега легко и свободно, не задерживая дыхание. Выполнение прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» Выполнение бега на отрезке с ускорением 30 м.Выполнение запрыгивания на препятствие. Выполнение метания мяча на дальность из-за головы через плечо Освоение названий беговыхупражнений и последовательность ихвыполнения. Выполнение специальных беговых упражнений, быстрого бега на отрезках. Выполнение перехода от стартового разбега к бегу. Выполнение специально-беговых упражнений. Выполнение бега 60 м сускорением и на время. Выполнение бросканабивного мяча, согласовывая движения руки туловища Выполнение специально-беговых упражнений. Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по 4 Запрыгивание на препятствие высотой до 40-50см 1 5 Бег на отрезках до 30 м. Беговые упражнения 1 6 Метание набивного мяча1 кг двумя руками снизу, из-за головы, через голову 1 7 Бег на короткую дистанцию 60 м с низкого старта 1 8 Бег на средние дистанции (300 м) 9 Инструктаж по технике безопасности на занятиях спортивными играми. 10 Стойка баскетболиста. Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед 11 12 Ведение мяча с обводкой препятствий 13 14 Бросок мяча по корзине с низу двумя руками и от груди с места. Эстафеты с элементами баскетбола Комбинации из основных элементов техники 15 16 дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения руки туловища Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по дистанции. Выполнение бега по прямой с низкого старта 1 Выполнение специально-беговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции. Метание мяча на дальность Спортивные игры -10 часов 1 Беседа по технике безопасности, санитарно- гигиенические требования кзанятиям баскетболом, права и обязанности игроков на площадке, Предупреждение травматизма. Освоение простейших правилами игры, правилами судейства, наказаниями при нарушениях правил игры. Подвижная игра на броски и передачи мяча. 1 Совершенствование стойки баскетболиста. Выполнение ведение мяча в движении. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди с шагом навстречу друг другу. Совершенствуют ловлю мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Выполнение ведения мяча на месте и в движении 2 Совершенствование техники ведения мяча. Выполнение передвиженийбез мяча, остановку шагом. Выполнение ведения мяча собводкой условных противников. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед 2 Совершенствование техники броска мяча по корзине различными способами. Выполнение бросков по корзине двумяруками снизу и от груди сместа, демонстрирование элементов техники баскетбола. Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. 2 Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. перемещений и владении мячом. 17 18 Прием и передачи мяча в парах и тройках. 19 Техника безопасности и правила поведенияна занятиях по гимнастике. Перестроение из колонны по одномув колонну по два на месте. Повороты направо, налево, кругом (переступанием). Упражнения на равновесие Упражнения на преодоление сопротивления 20 21 Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Учебная игра по упрощенным правилам 2 Передачи мяча в парах на расстоянии 3-4 метров. Передачи мяча в движении. Гимнастика -14 ч 1 Беседа по ТБ на занятиях гимнастикой. Выполнение строевых действий согласно расчету и команде. Выполнение перестроения из колонны по одному в колоннупо два Выполнение упражнения сочетание ходьбы и бега в колонне. Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжков через скакалку на месте в равномерном темпе 1 1 22 Упражнения на развитие ориентации в пространстве 1 23 Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног Упражнения с сопротивлением Упражнения с гимнастическими палками 1 24 25 26 27 28 Расхождение вдвоем поворотом при встрече 1 2 2 Ориентирование в пространстве, сохранение равновесия при движении по скамейке. Выполнение перестроений на месте. Прыжки через скакалку на одной, двух ногах Выполнение строевых действий и команд. Тренировочные упражнения на изменение скорости передвижения при ходьбе/ беге. Выполнение упражнений на преодоление сопротивления Выполнение ходьбы «змейкой», «противоходом». Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в различных исходных положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге. Выполнение фигурной маршировки. Выполнение упражнений на укрепление мышц туловища, рук и ног Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении на скамейке Согласование движения палки с движениями туловища, ног. Составление и выполнение комбинации на скамейке Выполнение упражнений, сохраняя равновесие при выполнении упражнения нагимнастической скамейке 29 30 31 на гимнастической скамейке Упражнения для формирования правильной осанки Упражнения со скакалками 32 Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений 33 ТБ и правила поведения на уроках лыжной подготовкой Совершенствование одновременного бесшажного хода Одновременный двухшажный ход 34 35 2 Переноска 2- 3 набивных мячей весом до 5-6 кг. матов на расстояние до 15 м. Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжковых упражнений с точностьюпрыжка 1 Выполнение построения в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Выполнение прыжка в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передача набивного мяча сидя, стоя из одной руки в другую над головой . Лыжная подготовка -16 часов 1 Беседа о правилах обращения с лыжныминвентарем и техники безопасности на занятияхлыжной подготовкой. Выполнение строевыхдействий с лыжами. Совершенствование одновременного бесшажного хода 1 2 36 37 Поворот махом на месте 2 38 39 Комбинированное торможение лыжами ипалками 2 40 41 Обучение правильному падению при прохождении спусков 2 Закрепление способа передвижения попеременным Двухшажным ходом налыжах. Передвижение одновременным бесшажным ходом. Освоение техники одновременного двухшажного хода Закрепление способа передвижения на лыжах.Выполнение поворота махом на лыжах. Передвижение попеременным и одновременным двухшажным ходом Освоение способа торможения на лыжах. Передвижение попеременным и одновременным двухшажным ходом Выполнение способа торможения на лыжах. Освоение техники падения на бок 42 43 44 45 46 47 48 Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100150 м Игры на лыжах: «Пятнашки простые», «Самый меткий» Прохождение на лыжах за урок до 1,5 км Игры на лыжах : «Переставь флажок», «Попади в круг», «Кто быстрее», «Следи за сигналом» 49 50 Инструктаж по ТБ на уроках спортивных играх. Техника отбивания мяча то одной, то другой стороной ракетки 51 52 Техника отбивания мячанад столом, за ним и дальше от него Правильная стойка теннисиста, техника короткой и длинной подачи мяча Правила соревнований понастольному теннису. Учебная игра в настольный теннис 53 54 55 56 1 2 2 Тренировочные упражнения на комбинированное торможение на лыжах. Прохождение на лыжах отрезков на скорость. Выполнение поворота махом на лыжах. Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, закрепление изученной техники подъема Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх на лыжах 1 Прохождение дистанции на лыжах за урок 1 Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх налыжах Спортивные игры -8 часов 2 Беседа по ТБ, санитарно- гигиенические требования к занятиям спортивными играми. Жонглирование теннисным мячом, выполнение отбивания мяча стороной ракетки, передвижение, выполнение ударов со стандартных положений 2 Повторение техники отбивания мяча. Выполнение правильной стойки теннисиста 2 Определение названия подачи. Выполнение подачи мяча, принимая правильное исходное положение 2 Ознакомление с правилами соревнований по настольному теннису. Одиночная игра Концентрирование внимания во время игры. 57 Бег на скорость до 60 м 58 Бег на среднюю дистанцию (400 м) 59 Прыжок в длину с места 60 Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг сместа на дальность Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору10 м Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Эстафета 4*60 м 61 62 63 64 65 Легкая атлетика – 12 часов 1 Выполнение ходьбы группами на перегонки. Выполнение перепрыгивания через набивные мячи Выполнение бега с высокого старта, стартовый разбег и старт из различных исходныхположений. 1 Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднююдистанцию. Выполнение метания малогомяча на дальность с места (коридор 10 м) 1 Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение упражнений для прыжков в длину с места Выполнение метания на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега 1 . Толкание набивного мяча на дальность 2 Выполнение бега на дистанции 30 м (3-6 раза) за урок, на 60м –3 р Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м. 1 Ходьба на скорость до 5 мин. вразличном темпе с изменениемшага. Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м 2 Выполнение специально-беговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега Выполнение беговых упражнений. Выполнение ускорения на дистанции в 30 м с низкого старта 66 67 Бег на скорость до 60 м 2 68 Бег на выносливость: кроссовый бегчередующийся с быстрой ходьбой 1 Выполнение специально- беговых упражнений. Выполнение равномерного бега по длинной дистанции. Правильное удерживание корпуса и рук в медленном беге в сочетании с дыханием Тематическое планирование 7 класс № Тема предмета 1 Инструктаж по ТБ уроках легкой атлетики. Ходьба в различном темпе с выполнением заданий учителя Значение ходьбы для укрепления здоровья человека. Продолжительная ходьба 1520 мин в различном темпе с изменением шага Бег с переменной скоростью до 5 мин 2 3 Сроки Кол-во Виды деятельности часов Легкая атлетика – 8 час Беседа о правилах ТБ на занятиях легкой атлетикой. 1 Выполнение упражнений в ходьбе в определенном темпе с выполнением заданий. Преодоление полосы препятствий. Метание мяча в вертикальную цель 1 Определение оптимального двигательного режима для своего возраста, его виды. Выполнение продолжительной ходьбы в различном темпе, сохраняя правильное положение тела в движении. Метание мяча в вертикальную цель. Выполнение прыжков через скакалку 1 4 Запрыгивание на препятствие высотой до 50-60 см 1 5 Бег на отрезках до 60м. Беговые упражнения 1 6 Метание набивного мяча (2-3 кг) двумя руками снизу, из-за головы, через голову 1 7 Бег на короткую дистанцию (60-80 м) с низкого старта 1 Выполнение ходьбы с заданиями. Выполнение бега легко и свободно, не задерживая дыхание. Выполнение прыжка в высотус разбега способом «перешагивание» Выполнение бега на отрезке с ускорением 30 м.Выполнение запрыгивания на препятствие. Выполнение метания мяча на дальность из-за головы через плечо Освоение названий беговыхупражнений и последовательность ихвыполнения. Выполнение специальных беговых упражнений, быстрого бега на отрезках. Выполнение перехода от стартового разбега к бегу. Выполнение специально-беговых упражнений. Выполнение бега 60 м сускорением и на время. Выполнение бросканабивного мяча, согласовывая движения руки туловища Выполнение специально-беговых упражнений. Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по дистанции. Выполнение броска набивного мяча, 8 Бег на средние дистанции (300 м) 9 Инструктаж по технике безопасности на занятиях спортивными играми. 10 Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед 11 12 Ведение мяча с обводкой препятствий 13 14 Бросок мяча по корзине снизу двумя руками и от груди с места. Эстафеты с элементами баскетбола 15 16 Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. согласовывая движения руки туловища Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по дистанции. Выполнение бега по прямой с низкого старта 1 Выполнение специально-беговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции. Метание мяча на дальность Спортивные игры -10 часов 1 Беседа по технике безопасности, санитарно- гигиенические требования кзанятиям баскетболом, права и обязанности игроков на площадке, Предупреждение травматизма. Освоение простейших правилами игры, правилами судейства, наказаниями при нарушениях правил игры. Подвижная игра на броски и передачи мяча. 1 Совершенствование стойки баскетболиста. Выполнение ведение мяча в движении. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди с шагом навстречу друг другу. Совершенствуют ловлю мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Выполнение ведения мяча на месте и в движении 2 Совершенствование техники ведения мяча. Выполнение передвиженийбез мяча, остановку шагом. Выполнение ведения мяча собводкой условных противников. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед 2 Совершенствование техники броска мяча по корзине различными способами. Выполнение бросков по корзине двумяруками снизу и от груди сместа, демонстрирование элементов техники баскетбола. Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. 2 Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. 17 18 Прием и передачи мяча в парах и тройках. 19 Техника безопасности и правила поведенияна занятиях по гимнастике. Перестроение из колонны по одномув колонну по два на месте. Повороты направо,налево, кругом (переступанием). Упражнения на равновесие 20 Учебная игра по упрощенным правилам 2 Передачи мяча в парах на расстоянии 3-4 метров. Передачи мяча в движении. Гимнастика -14 ч 1 Беседа по ТБ на занятиях гимнастикой. Выполнение строевых действий согласно расчету и команде. Выполнение перестроения из колонны по одному в колоннупо два Выполнение упражнения сочетание ходьбы и бега в колонне. Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжков через скакалку на месте в равномерном темпе 1 21 Упражнения на преодоление сопротивления 1 22 Упражнения на развитие ориентации в пространстве 1 23 Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног Упражнения с сопротивлением Упражнения с гимнастическими палками 1 24 25 26 27 28 Расхождение вдвоем поворотом при встрече на гимнастической скамейке 1 2 2 Ориентирование в пространстве, сохранение равновесия при движении по скамейке. Выполнение перестроений на месте. Прыжки через скакалку на одной, двух ногах Выполнение строевых действий и команд. Тренировочные упражнения на изменение скорости передвижения при ходьбе/ беге. Выполнение упражнений на преодоление сопротивления Выполнение ходьбы «змейкой», «противоходом». Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в различных исходных положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге. Выполнение фигурной маршировки. Выполнение упражнений на укрепление мышц туловища, рук и ног Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении на скамейке Согласование движения палки с движениями туловища, ног. Составление и выполнение комбинации на скамейке Выполнение упражнений, сохраняя равновесие при выполнении упражнения нагимнастической скамейке 29 30 31 Упражнения для формирования правильной осанки Упражнения со скакалками 32 Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений 33 ТБ и правила поведения на уроках лыжной подготовкой Совершенствование одновременного бесшажного хода Одновременный двухшажный ход 34 35 1 Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжковых упражнений с точностьюпрыжка 1 Выполнение построения в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Выполнение прыжка в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передача набивного мяча сидя, стоя из одной руки в другую над головой . Лыжная подготовка -16 часов 1 Беседа о правилах обращения с лыжныминвентарем и техники безопасности на занятияхлыжной подготовкой. Выполнение строевыхдействий с лыжами. Совершенствование одновременного бесшажного хода 1 2 36 37 Поворот махом на месте 2 38 39 Комбинированное торможение лыжами и палками 2 40 41 Обучение правильному падению при прохождении спусков Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м 2 42 Переноска 2- 3 набивных мячей весом до 5-6 кг. матов на расстояние до 15 м. 1 Закрепление способа передвижения попеременным Двухшажным ходом налыжах. Передвижение одновременным бесшажным ходом. Освоение техники одновременного двухшажного хода Закрепление способа передвижения на лыжах.Выполнение поворота махом на лыжах. Передвижение попеременным и одновременным двухшажным ходом Освоение способа торможения на лыжах. Передвижение попеременным и одновременным двухшажным ходом Выполнение способа торможения на лыжах. Освоение техники падения на бок Тренировочные упражнения на комбинированное торможение на лыжах. Прохождение на лыжах отрезков на скорость. 43 44 45 46 47 48 Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100150 м Игры на лыжах: «Пятнашки простые», «Самый меткий» Прохождение на лыжах за урок до 1 до 2 км Игры на лыжах : «Переставь флажок», «Попади в круг», «Кто быстрее», «Следи за сигналом» 49 50 Инструктаж по ТБ на уроках спортивных играх. Техника отбивания мяча то одной, то другой стороной ракетки 51 52 Техника отбивания мяча над столом, за ним и дальше от него Правильная стойка теннисиста, техника короткой и длинной подачи мяча Прыжки с места и с шага в высоту и длину(2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). Учебная игра в настольный теннис 53 54 55 56 57 Бег на короткую дистанцию 2 2 Выполнение поворота махом на лыжах. Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, закрепление изученной техники подъема Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх на лыжах 1 Прохождение дистанции на лыжах за урок 1 Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх налыжах Спортивные игры -8 часов 2 Беседа по ТБ, санитарно- гигиенические требования к занятиям спортивными играми. Жонглирование теннисным мячом, выполнение отбивания мяча стороной ракетки, передвижение, выполнение ударов со стандартных положений 2 Повторение техники отбивания мяча. Выполнение правильной стойки теннисиста 2 Определение названия подачи. Выполнение подачи мяча, принимая правильное исходное положение 2 Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (1-2 серии прыжков по 5-5 прыжков за урок), играют в учебнуюигру (по возможности) Легкая атлетика – 12 часов 1 Выполнение ходьбы группами на перегонки. 58 Бег на среднюю дистанцию (400 м) 1 59 Прыжок в длину с места 1 60 Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг сместа на дальность Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору10 м Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Эстафета 4*60 м 1 Бег на скорость до 60 м 2 61 62 63 64 65 66 67 68 Бег на выносливость: кроссовый бег, чередующийся с быстрой ходьбой Выполнение перепрыгивания через набивные мячи Выполнение бега с высокого старта, стартовый разбег и старт из различных исходныхположений. Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднююдистанцию. Выполнение метания малогомяча на дальность с места (коридор 10 м) Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение упражнений для прыжков вдлину с места Выполнение метания на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега . Толкание набивного мяча на дальность 2 Выполнение бега на дистанции 30 м (3-6 раза) за урок, на 60м –3 р Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м. 1 Ходьба на скорость до 5 мин. вразличном темпе с изменениемшага. Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м 2 Выполнение специально-беговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега Выполнение беговых упражнений. Выполнение ускорения на дистанции в 30 м с низкого старта 1 Выполнение специальных беговых упражнений. Закрепление тактики бега на длинной дистанции. Тематическое планирование 8 класс № Тема предмета 1 Инструктаж по ТБ уроках легкой атлетики. Медленный бег до 5 минут 2 Медленный бег с преодолением полосы препятствий Сроки Кол-во Виды деятельности часов Легкая атлетика – 8 час Беседа о правилах ТБ на занятиях легкой атлетикой. 1 Выполнение упражнений в ходьбе в определенном темпе с выполнением заданий. Выполнение бега легко и свободно. 1 3 Бег с переменной скоростью до 5 мин 1 4 Запрыгивание на препятствие высотойдо 50-60 см 1 5 Равномерный бег 500 м 1 6 Метание набивного мяча (2-3 кг) двумя руками снизу, из-за головы, через голову 1 7 Бег на короткую дистанцию (60-80 м) с низкого старта 1 Определение оптимального двигательного режима для своего возраста, его виды. Выполнение продолжительной ходьбы в различном темпе, сохраняя правильное положение тела в движении. Выполнение запрыгиваний на определенную высоту Выполнение прыжков через скакалку Выполнение ходьбы с заданиями. Выполнение бега легко и свободно, не задерживая дыхание. Выполнение прыжка в высотус разбега способом «перешагивание» Выполнение бега на отрезке с ускорением 30 м.Выполнение запрыгивания на препятствие. Выполнение метания мяча на дальность из-за головы через плечо Выполнение специально-беговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции. Метание мяча на дальность Выполнение специально-беговых упражнений. Выполнение бега 60 м сускорением и на время. Выполнение бросканабивного мяча, согласовывая движения руки туловища Выполнение специально-беговых упражнений. Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения руки туловища Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по дистанции. Выполнение бега по прямой с низкого старта 1 Выполнение специально-беговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции. Метание мяча на дальность Спортивные игры -10 часов 1 Беседа по технике безопасности . Предупреждение травматизма. Освоение простейших правилами игры, правилами судейства, наказаниями при нарушениях правил игры. Подвижная игра на броски и передачи мяча. 8 Бег на средние дистанции (300 м) 9 Инструктаж по технике безопасности на занятиях спортивными играми. Ведение мяча с изменением направления 10 Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед 1 11 12 Ведение мяча с обводкой препятствий 2 13 14 Бросок мяча по корзине одной рукой от головы Эстафеты с элементами баскетбола 2 15 16 Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. 2 17 Вырывание и выбивание 2 Совершенствование стойки баскетболиста. Выполнение ведение мяча в движении. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди с шагом навстречу друг другу. Совершенствуют ловлю мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Выполнение ведения мяча на месте и в движении Совершенствование техники ведения мяча. Выполнение передвиженийбез мяча, остановку шагом. Выполнение ведения мяча собводкой условных противников. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед Совершенствование техники броска мяча по корзине различными способами. Выполнение бросков по корзине двумяруками снизу и от груди сместа, демонстрирование элементов техники баскетбола. Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Учебная игра по упрощенным правилам Освоение способов вырывания и выбивания мяча с 18 мяча 19 Техника безопасности и правила поведенияна занятиях по гимнастике. Перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте. Повороты направо,налево, кругом (переступанием). Упражнения на равновесие 20 демонстрацией учителем. Выполнение вырывание, выбивание, ловлю, передачу и ведения мяча в парах Гимнастика -14 ч 1 Беседа по ТБ на занятиях гимнастикой. Выполнение строевых действий согласно расчету и команде. Выполнение перестроения из колонны по одному в колоннупо два Выполнение упражнения сочетание ходьбы и бега в колонне. Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжков через скакалку на месте в равномерном темпе 1 21 Упражнения на преодоление сопротивления 1 22 Упражнения на развитие ориентации в пространстве 1 23 Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног Упражнения с сопротивлением Упражнения с гимнастическими палками 1 Расхождение вдвоем поворотом при встрече на гимнастической скамейке Упражнения для 2 24 25 26 27 28 29 1 2 1 Ориентирование в пространстве, сохранение равновесия при движении по скамейке. Выполнение перестроений на месте. Прыжки через скакалку на одной, двух ногах Выполнение строевых действий и команд. Тренировочные упражнения на изменение скорости передвижения при ходьбе/ беге. Выполнение упражнений на преодоление сопротивления Выполнение ходьбы «змейкой», «противоходом». Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в различных исходных положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге. Выполнение фигурной маршировки. Выполнение упражнений на укрепление мышц туловища, рук и ног Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении на скамейке Согласование движения палки с движениями туловища, ног. Составление и выполнение комбинации на скамейке Выполнение упражнений, сохраняя равновесие при выполнении упражнения нагимнастической скамейке Переноска 2- 3 набивных мячей весом до 5-6 кг. матов на расстояние до 30 31 формирования правильной осанки Упражнения с гантелями 32 Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений 33 ТБ и правила поведения на уроках лыжной подготовкой Одновременный одношажный ход Коньковый ход 34 35 15 м. Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжковых упражнений с точностьюпрыжка 1 Выполнение построения в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Выполнение прыжка в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передача набивного мяча сидя, стоя из одной руки в другую над головой . Лыжная подготовка -16 часов 1 Выполнение строевых действий с лыжами. Беседа о технике безопасности во время передвижений с лыжами под рукой и на плече. Освоение техники одновременного одношажного хода Передвижение одновременным одношажным ходом по лыжне. 1 2 36 37 Торможение и поворот «плугом» 2 38 39 Комбинированное торможение лыжами и палками 2 40 41 Обучение правильному падению при прохождении спусков Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м 2 42 1 Освоение техники конькового хода с последующей демонстрацией. Выполнение техники передвижения коньковым ходом на короткой дистанции100-150 метров. Освоение способа торможенияна лыжах. Демонстрация способа торможения «плугом». Выполнение торможения «плугом» на дистанции 100м после разбега. Выполнение передвижения комбинированными способами ходов. Освоение способа торможения на лыжах. Передвижение попеременным и одновременным двухшажным ходом Выполнение способа торможения на лыжах. Освоение техники падения на бок Тренировочные упражнения на комбинированное торможение на лыжах. Прохождение на лыжах отрезков на скорость. 43 44 45 46 47 48 Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100150 м Игра «Гонка навыбывание» 2 Прохождение на лыжах за урок до 1 до 2 км Игры на лыжах: «Пятнашки простые», «Самыйметкий» 1 49 50 Инструктаж по ТБ на уроках спортивных играх. Техника отбивания мяча то одной, то другой стороной ракетки 51 52 Техника отбивания мяча над столом, за ним и дальше от него Правильная стойка теннисиста, техника короткой и длинной подачи мяча Прыжки с места и с шага в высоту и длину(2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). Учебная игра в настольный теннис 53 54 55 56 57 Бег на короткую дистанцию 2 Выполнение поворота махом на лыжах. Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, закрепление изученной техники подъема Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх на лыжах Прохождение дистанции на лыжах за урок Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх налыжах Спортивные игры -8 часов 2 Беседа по ТБ, санитарно- гигиенические требования к занятиям спортивными играми. Жонглирование теннисным мячом, выполнение отбивания мяча стороной ракетки, передвижение, выполнение ударов со стандартных положений 2 Повторение техники отбивания мяча. Выполнение правильной стойки теннисиста 1 2 Определение названия подачи. Выполнение подачи мяча, принимая правильное исходное положение 2 Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (1-2 серии прыжков по 5-5 прыжков за урок), играют в учебнуюигру (по возможности) Легкая атлетика – 12 часов 1 Выполнение ходьбы группами на перегонки. Выполнение перепрыгивания через набивные мячи Выполнение бега с высокого старта, стартовый разбег и старт из различных исходныхположений. 58 Бег на среднюю дистанцию (400 м) 1 59 Прыжок в длину с места 1 60 Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг сместа на дальность Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору10 м Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Эстафета 4*60 м 1 66 67 Бег на скорость до 60 м 2 68 Бег на выносливость: кроссовый бег, чередующийся с быстрой ходьбой 2000м 1 61 62 63 64 65 Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднююдистанцию. Выполнение метания малогомяча на дальность с места (коридор 10 м) Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение упражнений для прыжков в длину с места Выполнение метания на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега . Толкание набивного мяча на дальность 2 Выполнение бега на дистанции 30 м (3-6 раза) за урок, на 60м –3 р Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м. 1 Ходьба на скорость до 5 мин. вразличном темпе с изменениемшага. Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м 2 Выполнение специально-беговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега Выполнение беговых упражнений. Выполнение ускорения на дистанции в 30 м с низкого старта Выполнение специальных беговых упражнений. Закрепление тактики бега на длинной дистанции. Тематическое планирование 9 класс № Тема предмета 1 Инструктаж по ТБ уроках легкой атлетики. Прохождение на время отрезков от 100-300 м Пешие переходы по пересеченной местности до 3-4 км Медленный бег с равномерной скоростью от 6 до 10 минут 2 3 4 5 6 7 8 Бег с изменением скорости по ориентирам и сигналу учителя до 6 мин Прыжки с ноги на ногу до 10-15 м с приземлением на две ноги Прыжки со скакалкой до 2 мин Бег на 60 м Бег на средние дистанции (500 м) Сроки Кол-во Виды деятельности часов Легкая атлетика – 8 час Беседа о правилах техники безопасности на занятиях легкой 1 атлетикой. Прохождение отрезков с максимальной скоростью. Выполнение бега с различного старта на 60 м Выполнение прыжка в длину 1 Совершение пешеходныхпереходов на заданную дистанцию. Выполнение бега на дистанцию 100 м с преодолением препятствий 1 Выполнение бега легко и свободно, без лишних движений. Выполнение специальных беговых упражнений Эстафетный бег 4*100 м 1 Выполнение бега с изменением скорости по ориентирам и сигналу учителя до 6 мин. Выполнение перепрыгивания через набивные мячи (расстояние 80100 см, длина 4 метра) 1 Выполнение специальных беговых упражнений Выполнение многоскоков с мягким приземлением на две ноги. Выполнение толкания набивного мяча весом 3-4кг 1 Выполнение медленного бега 6 мин. Перепрыгивание с одной ноги на другую, выполнение прыжков на двух ногах через вращающуюся скакалку вперед, назад с промежуточным подскоком до 15-20 секунд. Выполнение метания различных предметов из мягких материалов весом 100-150 г в цель 1 Выполнение повторного бега из исходного положения высокого старта. Выполнение метания различных предметов из мягких материалов весом100-150 г на дальность бег по дистанции. Выполнение бега по прямой с низкого старта 1 Выполнение специально-беговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в 9 Вырывание и выбиванием мяча в парах 10 Ведение мяча шагом с обводкой препятствий 11 12 Передача мяча и ловля в движении бегом в парах и тройках Бросок по корзине двумя руками от груди в движении. Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. 13 14 15 16 17 18 Эстафеты с мячами и игра «Мяч капитану» 19 Упражнения на гимнастической стенке Упражнения с гимнастическими палками. Кувырок вперед 20 беге на дистанции. Метание мяча на дальность Спортивные игры -10 часов 1 Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Демонстрирование стойки баскетболиста, выполнение защитных действий против игрока без мяча и с мячом 1 Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния,с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Выполнение передвижений с мячом, демонстрирование техники ведения мяча 2 Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах в движении. Выполнение бросков по корзине двумя руками от груди с места, демонстрирование элементов техники баскетбола Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парахв движении. Выполнение бросков по корзине двумя руками от груди в движении, демонстрирование элементов техники баскетбола 2 Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Учебная игра по упрощенным правилам 2 Выполнение вырывание, выбивание, ловлю, передачу и ведения мяча в парах Гимнастика -14 ч 1 Выполнение упражнений на гимнастической стенке 2 1 Выполнение упражнений с предметом, совмещая движения палки с движениями туловища, ног.Выполнение элемента акробатики 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Упражнения на формирование правильной осанки. Кувырок назад Дыхательные упражнения. «Полушпагат», руки в стороны Упражнения в расслаблении мышц. Мост из положения лежа на спине. Переноска груза и передача предметов. Стойка на лопатках. Разновидности равновесий (на бревне). Акробатическая комбинация Упражнения со скакалкой 1 Выполнение упражнений на сохранение правильного положения тела в движениии стоя на месте 1 Выполнение дыхательных упражнений при выполнении упражнений различной интенсивности. Выполнение «полушпагата», руки в стороны 1 Выполнение упражнений на расслабление мышц, простых элементов самомассажа. Выполнение упражнения мост из положения лёжа на спине Выполнение передачи набивного мяча (3 кг) в колонне справа/слева, передача нескольких предметов в кругу. Выполнение стойки на лопатках Демонстрирование элементов акробатики. Сохранение равновесия на ограниченной поверхности. Выполнение упражнений в пролезании сквозь ряд обручей, катании, пролезании в катящийся обруч. Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в различных исходных положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге. Выполнение несложных комбинаций на скамейке Преодоление полосы препятствий Лазанье различными способами 2 ТБ и правила поведения на уроках лыжной подготовкой Одновременный бесшажный ход Одновременный 1 2 2 1 1 Составление и выполнение комбинации на скамейке Преодоление полосы препятствий: канат, гимнастическая стенка, скамейка Выполнение лазания различными способами Лыжная подготовка -16 часов 1 Выполнение строевых действий с лыжами. Беседа о технике безопасности во время передвижений с лыжами под рукой и на плече. Освоение техники одновременного одношажного хода Передвижение одновременным бесшажным ходом по лыжне. 2 Беседа о значение занятий лыжным спортом для трудовой 35 одношажный и двухшажный ход 36 37 Спуск в средней и высокой стойке со склона, подъем «лесенкой», «ёлочкой» с соблюдением техники безопасности Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне Обучение правильному падению при прохождении спусков Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100150 м Игра «Гонка навыбывание» 2 Прохождение на лыжах за урок до 3 до 4 км Прохождение дистанции 2 км на время 1 Тренировочные упражнения на комбинированное торможение на лыжах. Прохождение на лыжах отрезков на скорость. Выполнение поворота махом на лыжах. Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, закрепление изученной техники подъема Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх на лыжах Прохождение дистанции на лыжах за урок 1 Прохождение дистанции на лыжах за урок. 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Отбивание мяча то одной, то другой стороной ракетки. Удары по мячу ракеткой на высоту 40-60 см – стоя и в движении вперед шагом с перемещением в сторону. 2 2 1 2 2 деятельности человека. Передвижение по учебномукругу попеременным двухшажным и одновременным бесшажным ходом Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, демонстрирование изученной техники подъема. Преодоление бугров и впадин на лыжах Выполнение лыжных эстафет по кругу. Выполнение поворота на лыжах. Выполнение способа торможения на лыжах. Освоение техники падения на бок Спортивные игры -8 часов 2 Жонглирование теннисным мячом, выполнение отбивания мяча стороной ракетки, передвижение, выполнение ударов со стандартных положений 51 52 53 54 55 56 57 Удар толчком справа, слева . Совершенствование ранее изученной техники стойки теннисиста, короткой и длинной подачи мяча Техника отбивания мяча над столом, за ним и дальше от него. Упрощенные правила игры Прыжки с места и с шага в высоту и длину(2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). Учебная игра в настольный теннис Бег на 60 м 58 Бег на среднюю дистанцию (800 м) 59 Прыжок в длину с места 60 Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг сместа на дальность Метание теннисного мяча на дальность с 61 62 2 Выполнение стойки теннисиста и подачи мяча.Одиночная игра 2 Выполнение отбивания мяча ракеткой. Одиночная игра 2 Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (1-2 серии прыжков по 5-5 прыжков за урок), играют в учебнуюигру (по возможности) Легкая атлетика – 12 часов 1 Выполнение ходьбы группами на перегонки. Выполнение перепрыгивания через набивные мячи Выполнение бега с высокого старта, стартовый разбег и старт из различных исходныхположений. 1 Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднююдистанцию. Выполнение метания малогомяча на дальность с места (коридор 10 м) 1 Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение упражнений для прыжков в длину с места Выполнение метания на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега 1 . Толкание набивного мяча на дальность 2 Выполнение бега на дистанции 30 м (3-6 раза) за урок, на 60м –3 р Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на полного разбега по коридору10 м Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Эстафета 4*100 м 1 Ходьба на скорость до 5 мин. вразличном темпе с изменениемшага. Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м 2 66 67 Бег на скорость до 60 м 2 Выполнение специально-беговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега Выполнение беговых упражнений. Выполнение ускорения на дистанции в 30 м с низкого старта 68 Бег на выносливость: кроссовый бег, чередующийся с быстрой ходьбой 2000м 1 63 64 65 дальность с полного разбега по коридору 10 м. Выполнение специальных беговых упражнений. Закрепление тактики бега на длинной дистанции. 5.Материально-техническое обеспечение Спортивное оборудование: Спортивный инвентарь гимнастические маты гимнастические стенки малые и большие резиновые мячи скакалки, гимнастические палки гимнастические скамейки гимнастические обручи баскетбольные стойки набивные мячи, мячи скалодром фитболы, диски здоровья спортивный уголок эспандер сенсорно-динамическая комната «Дом Совы» тренажеры лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки.