ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО: ____________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класса (вариант 1) учебного предмета «Рисование» (Образовательная область «Искусство») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Кадетова Светлана Владимировна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Учебный предмет «Рисование» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часав год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная образовательная программаопределяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство». Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: воспитание интереса к изобразительному искусству; раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них; формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности; формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе определяет следующие задачи: развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей природной среде и формирование у детей умений фиксировать у детей умений фиксировать полученные при наблюдении впечатления цветными ахроматическими художественными материалами; формирование умений анализировать форму и строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно и различать пропорции, рассматривать объект аналитически, выделяя его части, и изображать его правдиво; обучение некоторым правилам работы над композицией в практической деятельности; обучение восприятию некоторых произведений изобразительного искусства, сопутствующих теме определенного занятия, и произведений декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия. 2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. Личностные результаты: осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) кобучению; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории икультуре других народов; способность к осмыслению социального окружения, своего места внем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявлениесоциальных мотивов учебной деятельности; воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств; овладение начальными навыками изменяющемся и развивающемся мире; адаптации в динамично овладение социально-бытовыми навыками, используемыми вповседневной жизни; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях. Предметные результаты Минимальный уровень: − знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований приработе с ними; − знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета; − знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; знать − название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; уметь организовывать рабочее место в зависимости от характеравыполняемой − работы; − следовать при выполнении работы инструкциям педагогическогоработника; − владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); − рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции; − применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельнымикрасками с целью передачи фактуры предмета; − − ориентироваться в пространстве листа; размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; − адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета. Достаточный уровень − знать названия жанров изобразительного искусства; − знать названий некоторых народных и национальных промыслов(Дымково, Гжель, Хохлома и др.); − знать основных особенностей некоторых материалов, используемых врисовании, лепке и аппликации; − знать искусства: и применять выразительные «изобразительная поверхность», средств изобразительного «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; − знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построенияорнамента, стилизации формы предмета и др.; − знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); − знать способы лепки (конструктивный, пластический,комбинированный); − находить необходимую для выполнения работы информацию вматериалах учебника, рабочей тетради; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя илиинструкциям, представленным в других информационных источниках; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности иодноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − использовать разнообразные технологические способы выполненияаппликации; − применять разные способы лепки; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; − различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства; − различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. 3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование различных способов воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых с натуры. В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы работы мастеров в различных видах жанров изобразительного искусства, важность и особенности воспроизведение образов с натуры и попамяти. Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь необычными предметами, создаваемые руками мастеров. Содержание разделов № Название раздела п/п Количество часов Контрольные работы 1. «Обучение композиционной деятельности» 2. «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» 3. «Обучение восприятию произведений искусства» 4 - 4. «Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи» 10 - 34 - Итого: 11 - 9 - 4. Тематический план . № п/ п Тема 1 2. Дата Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебно- методические материалы Грибная 1 поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная аппликация с дорисовыван ием 05.09 Что изображают художники? Как они изображают ? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках 12.09 Природа — наша колыбель, наша мама и защитница. Лес — это уникальное царство природы, где растут деревья, кустарники и травы, где живут звери, птицы, насекомые и множество других животных. Место, где можно встретить мхи, лишайники. А какой же лес без грибов? Они растут везде — на земле, на деревьях и пнях, под слоем Знакомиться с выполнением аппликации способом обрывания. Развивать технические навыки и приемы обрывной аппликации. Получать опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Уметь различать грибы, разные по листьев и опавшей хвои. Прогулка по лесу успокаивает, приносит радость и хорошее настроение. Воспитание интереса к творчеству. Знакомство с выполнением аппликации способом обрывания. Закрепление технических навыков и приемов обрывной аппликации. Дальнейшая практика в рисовании (дорисовывании). Закрепление знаний о дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, о местах, где они растут. Закрепление обобщающего понятия «съедобные грибы». Воспитание усидчивости, взаимопомощи. Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей через использование технологии бумагопластики. Развитие мышления, внимания. Воспитание любви к живой природе и желания заботиться о ней. Формирование эстетического восприятия окружающего мира. Работа по образцу. Наблюдение за действиями учителя и повторение этапов работы. Помощь учителя при необходимости. Оценка своей работы. Задание', аппликация из обрывков цветной бумаги при изображении деревьев (березы, дуба, ели, сосны). Обрывная аппликация. работа с презентациями в формате PowerPoint Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Картины, создаваемые художниками. Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Различные жанры изобразительного искусства. Рассматриваем картины знаменитых художников И. Шишкина, В. Сурикова, К. Моне. Продолжаем знакомиться с различными жанрами в изобразительном искусстве — пейзаж, натюрморт, портрет. Рисование по памяти. Рисование с натуры. Выражение в картинах красоты природы, настроения, игры К о л. ч а с. 1 и их картинах цвета, состояния души. Опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Задание: составить рассказ по картине художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Работа с презентациями в формате PowerPoint 3. Нарисуй 1 предмет похоже, как его видишь с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка 19.09 4. Листья осенью. Рисование 1 26.09 5. Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование 1 03.10 Рисование с натуры. Натура. Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Ведущий вид занятий по изобразительному искусству. Важнейшее средство изучения натуры, окружающей действительности. Изучает форму, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность, положение в пространстве, перспективу. Формирование умения анализировать и сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Наблюдение и передача наиболее типичных образов предметов, явлений. Развитие художественных навыков при создании рисунка с натуры. Пропорция. Симметрия. Творческие умения и навыки работы цветными мелками. Помощь учителя. Сравнение своей работы с работой одноклассников. Задание: нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка. Работа с презентациями в формате PowerPoint Осень. Замечательная красивая пора. Деревья кругом нарядные, как в праздник. Желтые, красные, зеленые и коричневые листочки. Под ногами — ковер тоже из листьев, они шуршат, как будто шепчут. Хорошо гулять осенью в парке. Красиво, празднично. Королевский наряд! Не зря говорят — Королеваосень. Рассматривание картин художников (Леонардо да Винчи. «Дубовая ветвь с желудями», Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины»). Художники любуются красотой веточки дуба и ягодами смородины, внимательно их рассматривают, а потом рисуют похоже. Выбор листочков и веточки. Любование. Рассматривание, изучение цвета, формы. Рисование и раскрашивание в технике акварели по-сырому. Композиция рисунка. Пропорции. Выбор необходимых цветов. Графическое изображение, раскрашивание. Задание: листья осенью. Рисование. Материалы и инструменты: бумага, карандаши, акварель, кусочек губки, образец, иллюстрации картин художников.. Работа с презентациями в формате PowerPoint Зеленый цвет бывает разным. Он может быть теплым и холодным. Это зависит от освещения. Теплые цвета воспринимаются более радостно, активно и возбуждающе. У природы, как и у человека, может быть разное настроение. Она может быть радостной или грустной, спокойной или грозной. Художник умеет чувствовать и передавать настроение, состояние природы. Теплые цвета — это солнечные цвета. Главный солнечный цвет — желтый. Он превращает другие цвета в теплые. Веточка с листьями освещается теплыми лучами солнца. Листья окрашены теплым зеленым цветом. Это значит, что для раскрашивания листьев нужно в зеленую краску 6. Веточка с листьями в тени. Рисование 1 10.10 7. Листья 1 березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыван ием 17.10 8. Рассматрива ние картин художников 24.10 1 добавить желтый цвет. Поэтапное выполнение работы. Аккуратное прорисовывание контура рисунка. Уточнение. Заполнение рисунка цветом. Задание: веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint Художник умеет чувствовать и передавать настроение и состояние природы. Главные холодные цвета - синий и голубой. Они могут превратить все остальные цвета в холодные, ледяные. Холодные оттенки зеленого — синевато- зеленый, мятный, нефритовый, малахитовый, изумрудный. Эти цвета охлаждены синим. Если солнце делает цвет теплее, то тень — холоднее. Солнышко спряталось за тучи. Закрыто тучами все небо. Пасмурно. Веточка с листьями осталась в тени, без освещения. Листья теперь окрашены «холодным» зеленым цветом. Темно. Грустно. В зеленый цвет добавляем синий, зеленый цвет становится темно-зеленым. Поэтапное выполнение работы. Аккуратное прорисовывание контура рисунка. Уточнение. Заполнение рисунка цветом. Задание: веточка с листьями в тени. Рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными поверхностями, но и с помощью светотени. Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве. Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью светотени передают в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов очень убедительно, кажется, что они оживают. Свет помогает передать и окружающую среду. Береза, освещенная солнцем. Листья березы. Форма. Цвета. Темно-зеленый, светлозеленый. Теплые цвета. Холодные цвета. Радость. Грусть. Контраст. Тон. Вырезание. Точно. Приклеивание. Дорисовывание. Наблюдение. Сравнивание. Внимание. Аккуратность. Задание: листья березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием. Работа с презентациями в формате PowerPoint Художник и зрители. Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы, что помогает сделать жизнь еще красивее. Картины, создаваемые художниками. Жанр в изобразительном искусстве. Пейзаж. Пейзаж — это изображение природы. Художник-пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное. Рассматриваем картины известных художников (В. Серов. «Заросший пруд. Домотканово», С. Чуйков. «У подножия Тянь-Шаня», «Гималаи», И. Айвазовский. «Буря», Н. Ромадин. «Лесная речка», Н. Крымов. «Лунная ночь», И. Левитан. «Лунная ночь. Большая дорога», К. Коровин. «Последний снег», А. Саврасов. «Весенний день» и др.). Выражение в картине настроения, 9. Нарисуй деревья, которые расположен ы от тебя близко, подальше и совсем далеко. Рисование 10. Нарисуй 1 домики, которые расположен ы от тебя так же: близко, подальше, далеко. Рисование 1 состояния души. Опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Работа с презентациями в формате PowerPoint Расстояние. Линия горизонта. Линия горизонта помогает художнику выстроить картину, показать пространство, и то, что расположено близко, он рисует ярко, крупно, а чем дальше предметы, тем меньше по размеру и менее ярко, бледнее. Линия горизонта помогает изобразить много планов — близко, дальше, далеко. Таким образом, деревья, расположенные близко к нам, рисуем крупно, отчетливо прорисовывая ветви. Они яркие, выразительные, хорошо закрашены. Второй план — деревья уже меньше по размеру, нет прорисовки мелких деталей. Цвета приглушеннее, бледнее. И третий, дальний план — деревья далеко, они намного меньше предыдущих, еще бледнее цвет, совсем не видны мелкие детали, веточки, эти деревья, как в тумане — еле видны их контуры. Контур. Раскраска. Прорисовка. Меньше. Больше. Правильное расположение листа (горизонтально, вертикально). Соблюдение пропорций. Оценка своей работы, сравнение ее с работой одноклассников. Задание: нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко. Работа с презентациями в формате PowerPoint Рисование домиков, расположенных близко и далеко. Что меняется и почему, постараемся понять, познакомившись с понятием «перспектива». Перспектива — это сокращение размеров предмета по мере его удаления, то есть перспектива — это «взгляд вдаль». Правильное определение предметов в пространстве помогает при изображении пейзажей, где крайне важно обращать внимание на дальний и ближний планы. То есть предмет изменил свою форму, исходя из его положения и расположения в пространстве по отношению к глазу художника. Другими словами, предмет сократился или уменьшился с его удалением. Таким образом, домик, расположенный ближе к нам, будет самым большим, ярким, хорошо прорисованным.Домик, расположенный чуть дальше, будет уже меньше в размере, краски приглушеннее, линии рисунка не такие четкие, как на первом плане. Третье изображение домика — это дальний план. Домик самого маленького размера в сравнении с первыми. Краски приглушенные, не яркие. Домик виден плохо, как в тумане или дымке. Он совсем далеко. Поэтапное рисование. Композиция рисунка. Центр композиции. Аккуратно. Контур рисунка. Выбор цвета. Задание: нарисуй домики, которые расположены от тебя так же: близко, подальше, далеко. Работа с презентациями в формате PowerPoint 11. Нарисуй картинупейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположен ы близко, далеко. Дом стоит перед елью и загораживае т 1 12. Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт 1 13. Беседа о творчестве художников. Портрет человека 1 Внимательное рассматривание картин художниковпейзажистов. (А. Саврасов. «Проселок», К. Шебеко. «Осенний хоровод», И. Левитан. «Озеро. Русь»). Деревья. Усвоение понятий «далеко-близко». Даль. Убегает. Меньше размер. Больше размер. Перед ним. За ним. Загораживает. Построение рисунка. Планы. Дальний план. Передний план. Этапы построения. Начальное понятие перспективы. Работа по законам перспективы. Перспектива — это направление в искусстве рисунка, которое помогает определить размеры различных объектов, изменяющихся в зависимости от их расположения от нас. Перспектива также служит для того, чтобы сделать наш рисунок объемным. Она учитывает в рисунке точку, с которой мы смотрим на происходящее, что мы видим с этой точки. Поэтапное построение рисунка, учитывая перспективу. Размер. Пропорции. Структура рисунка. Выбор цвета. Оценка своей деятельности. Задание: нарисовать картину-пейзаж. Составить рассказ по картине известного художника. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко. Дом стоит перед елью и загораживает ее. Материалы и инструменты: иллюстрация картины известного художника. Работа с презентациями в формате PowerPoint Натюрморт. Натюрморт — это изображение неодушевленных предметов. Натюрморт — такая картина, для которой художник сам собирает и расставляет вещи так, как ему нужно. Тут все так близко и крупно изображено, что даже хочется потрогать. Объекты изображения для художника ценны сами по себе: разнообразие их форм, цветосочетаний, фактур, их плотность, мягкость, твердость, сочность, влажность, спелость, изящество и хрупкость восхищают его и вдохновляют на творчество. Художник спокойно, неторопливо, внимательно разглядывает предметы вблизи, показывает их зрителю крупным планом, все это позволяет ему выявить такие свойства и качества предметов, которые заставляют зрителя по-новому увидеть знакомые, привычные вещи и оценить их красоту. Рассматривание натюрмортов, выполненных известными художниками (И. Хруцкий, К. Моне, В. Стожаров, Ф. Снейдерс, И. Машков и др.). Поэтапное выполнение работы. Компоновка. Прорисовывание по точкам. Форма предмета. Детали. Уточнение. Раскрашивание фона. Раскрашивание предметов. Аккуратность. Внимательность. Выполнение творческого задания согласно условиям. Выражение своего отношения к натуре. Обсуждение творческих работ. Задание: нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт. Работа с презентациями в формате PowerPoint Портрет — это изображение какого-то определенного человека (известного многим людям или только тебе). Множество портретов. Известные люди. Ученые. Художники. Писатели. Труженики. Герои. Знаменитые люди. Портреты. Сохранение образа. Жизнь. Наша память. Дела. Прославили свое имя. Портреты знаменитых художников и скульпторов. Восхищаемся. Помним. Любовь к природе. Окружающий мир. Явления природы. Человек. Понимать человека. Поведение. 14. Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки 1 15. Портрет моей подруги. Лепка и рисование 1 16. Нарисуй свой автопортрет 1 Настроение. Любовь ко всему живому. Представлять. Мечтать. Придумывать. Фантазия и реальность. Рассматривание портретов, выполненных известными художниками (О. Кипренский. «Портрет А. Пушкина», П. Заболотский. «Портрет поэта М. Лермонтова», Н. Кузнецов. «Портрет композитора П. Чайковского», В. Серов. «Портрет балерины Т. Карсавиной» и др.). Задание: беседа о творчестве художников. Портрет человека. Работа с презентациями в формате PowerPoint Изображать портрет человека, чтобы получилось похоже. Рассматривание картины И. Селиванова «Портрет девочки». Изображение портрета девочки. Черты лица. Глаза. Нос. Рот. Рассматривание картины И. Фирсова «Юный живописец». Наблюдение процесса рисования портрета. Порядок рисования портрета. Рассматривание лица, натуры. Разные формы носа, губ, глаз. Широкие. Узкие. Размер. Большие, маленькие. Различные черты лица у разных людей. Дорисовывание картинок. Поэтапное выполнение работы. Показать характер. Выражение лица. Разное. Добрый. Злой. Спокойный. Срисовывание. Рисование по образцу. Задание: изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки. Работа с презентациями в формате PowerPoint Пластилинография — это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Работа с пластилином. Разнообразные комплексные объемы. Пластика. Форма. Сюжет. Преимущества пластилинографии перед лепкой объемных фигур. Процесс лепки. Стека. Уточнение деталей. Замазывание. Окончательное изображение, полученное в технике пластилинографии. Рисование с натуры. Сравнение. Сохранение пропорций. Поэтапное выполнение рисунка. Образец. Пространство. Плоскость. Набросок. Уточнение. Прорисовывание деталей. Выбор необходимого цвета. Тон. Контур рисунка. Окончательный рисунок. Работа с акварельными красками, пластилином. Учим детей живописными средствами, а также средствами пластилинографии создавать портрет. Работа выполняется вместе с учителем. Задание: портрет моей подруги. Лепка и рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint Портрет всегда рисуется с натуры. Художнику нужно передать не только внешний облик человека — лицо, фигуру, движение, костюм, но и его характер, настроение, внутренний мир, возраст — это и есть главная ценность этого жанра. Портреты бывают одиночные, групповые и автопортрет. Автопортрет — художник рисует сам себя, глядя в зеркало. Последовательность рисования лица человека. Овал лица. Форма глаз, бровей. Цвет лица, бровей, ресниц, волос. Уточнение деталей. Фигура. Одежда. Настроение. Рисуем похоже. Личность. Средства художественной выразительности. Развитие наблюдательности. 17. Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравлени е 18. Беседа. 1 Художники о тех, кто защищает Родину 19. Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. 1 1 Развитие художественных навыков при создании образа на основе знаний простых форм. Цвет в рисунке. Контраст. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создать образ, выражать характер изображаемого. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников. Задание: нарисуй свой автопортрет. Работа с презентациями в формате PowerPoint Поздравительная открытка. Создание открытки художниками. Ты — художник. Понимание роли художника в создании поздравительной открытки. Приобретение навыка выполнения лаконичного выразительного изображения. Фантазия и образ. Множество открыток. Создание средствами живописи (акварель) эмоционально-выразительного образа новогоднего праздника. Разные открытки. Разные формы. Изображение как выражение доброго пожелания. Тема Нового года. Новый год — один из самых любимых и ярких праздников, который с удовольствием отмечают во всех странах мира. Все приготовления к празднику, сам праздник и воспоминания о нем у всех людей вызывают яркие чувства и эмоции радости, удовольствия, ожидания, счастья, любви, заботы друг о друге, о своих близких и родных; и в этом все люди очень похожи. Образ Деда мороза, Снегурочки. Задание: создание эскиза открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравление. Работа с презентациями в формате PowerPoint Родина. Ее просторы необъятны. Богатства Родины. Поля, леса, долины, озера. Звери, птицы. Недра. Полезные ископаемые. Охрана Родины от врагов. Герои-защитники. Богатыри. Рассказы. Былины. Память. Илья Муромец. Добрыня Никитич. Алеша Попович. Художник В. Васнецов. Картина «Богатыри». Образы героев. Сила. Мужество. Ум. Доброта. Персонажи. Значимость образа. Место героя в композиции с учетом значимости, заслуг, внешних данных. Самоотверженность. Преданность Родине. Жизнь. Ценность жизни. Картины, создаваемые художниками. Рассматривание картин художников — В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Богатырь», П. Корина «Александр Невский». Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Выражение в картинах любви к Родине, стремления защитить, сберечь Родину, ее богатства. Опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Работа с презентациями в формате PowerPoint Опыт восприятия искусства. Учимся быть зрителями и начинающими художниками. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Картины, создаваемые художниками. Рассматриваем картины известных художников П. Корина «Александр Невский», И. Рисование Билибина «Тридцать три богатыря». Учимся у художников. В этот период вооружение древнерусского воина состоит из палицы, копья, меча. Легкая защита не стесняет движения и помогает в бою. Рассматривание вооружения богатырей. Продолжение знакомства с понятиями «форма», «простая форма». Простые и сложные формы. Развитие способности целостного обобщенного видения формы. Весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности при восприятии сложной формы и умение «разделить» ее на множество простых форм. Задание: нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. Рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint 20. Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках 1 Сказка. Сказочный мир. Игра. Сюжет. Герои сказок. Добро. Зло. Добрые и злые сказочные герои. Правда. Ложь. Борьба добра и зла. Истина. Образное представление о героях этих сказок: Бабе- Яге, Лешем, Водяном, Кощее Бессмертном, русалках, добрых и злых колдунах, о ковре- самолете и шапке-невидимке и т. д. Сказки заставляют детей смеяться и сопереживать, волнуясь за героев, учат отличать добро от зла, правду от лжи, дают первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и заслуженном наказании, они заставляют любить окружающий мир. Увлекательный мир русской народной сказки. Дома злых и добрых героев сказок. Рисование доброго и злого. Общее и разное. Образ и предметы доброго и злого мира. Последовательное выполнение работы. Композиция рисунка. Центр композиции. Этапы выполнения. Задание: доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках. Работа с презентациями в формате PowerPoint 21. Школьные соревновани я в беге. Лепка. Рисунок 1 Бег. Динамика. Движение. Как изобразить бегущего? С фигурой человека уже знакомы. Теперь нужно заставить человека двигаться. Нарисовать человека в движении непросто, но интересно. Поэтапное рисование. Первым этапом рисования будет создание «каркаса». Для этого простым карандашом, тонкими линиями нарисуем положение тела. Рисуя «каркас», помним, что он не стоит на месте, и поэтому нужно сразу нарисовать и изгиб позвоночника, и приподнятые и согнутые в локтях руки, и ноги с согнутыми коленями, и наклоненную вперед голову. Рассматривание вазы из раскопок Древней Греции. Изображение художником бегущих спортсменов. Соревнование. Руки. Ноги. Наклон фигуры. Бег. Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с учетом просмотренного материала. Рисование бегущих, глядя на выполненную лепку. Композиция рисунка, центр композиции. Соблюдение пропорций. Прорисовка. Выбор цвета. Сравнивание своей работы с работами одноклассников. Задание: школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок. Работа с презентациями в формате PowerPoint 22. Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море 1 23. Нарисуй море. Рисование 1 24. Беседа. Художники и скульпторы 1 25. Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй 1 Одни художники любят писать небо, другие предпочитают портреты, кисти третьих покоряются разнообразные природные ландшафты. Но совсем отдельно в этом ряду аналогий стоит вода. Реки, океаны, озера, моря занимают огромную площадь и очень многообразны, и живописны. Художники, которые воплощают водные пейзажи на холстах, называются маринистами. Художники наблюдают. Вода. Волна. Очертания. Цвет. Тон. Рисование по памяти. Зарисовки. Этюды. Знаменитый русский художник И. Айвазовский. Его картина «Девятый вал». Рассматривание. Рассуждение. Знаменитые художники и их картины (К. Моне. «Морской пейзаж», В. Ван Гог. «Море в Сент-Мари», И. Левитан. «Берег Средиземного моря»). Изображение моря в картинах художниковсказочников. Задание: составить рассказ по картине известного художникамариниста. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Работа с презентациями в формате PowerPoint Море. Сердитое. Доброе. Большое. Бескрайнее. Буря. Волны. Высокие волны. Спокойное море. Акварелью по мокрой бумаге — рисование по- сырому. Краски. Тон. Синий. Зеленый. Рисование по порядку, поэтапно. Набросок. Прорисовка. Уточнение деталей. Окончательный рисунок. Заливка цветом. Особая нетрадиционная техника. Лист бумаги смачивается чистой водой (кусочком поролона или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой или пальцами наносится изображение. Краски растекаются в разных направлениях, и получаются очень интересные разводы. Задание: море. Рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint Поза животного. Скульптура. Наблюдение за позой животного. Зарисовка частей тела. Дорисовывание. Рисование по памяти. Рассматривание зарисовок и рисунков художникованималистов, их работу по созданию образа животного. Процесс создания. Задание: составить рассказ по картине художника- анималиста. Что хотел рассказать художник? Материалы и инструменты: иллюстрации картин известных художников-анималистов. Работа с презентациями в формате PowerPoint Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг — то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. В Африке живут жирафы — самые высокие животные. У жирафа светлая шкура, на которой разбросаны большие бурые пятна. Шерсть у жирафов гладкая, на спине и шее растет короткая темная грива. У жирафов есть рожки на голове. Жирафам сложно есть траву, потому что у них очень длинная шея. Основная пища этих 26. Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование 27. Насекомые. Стрекоза. Лепка 1 1 животных — сочные листья с веток высоких деревьев. Жираф без труда дотягивается до самых верхних веток. Рассматривание животного. Шея. Ушки. Рожки. Туловище. Ноги. Форма. Простые формы. Сложная форма. Соединение в одно целое. Образ животного. Выполнять работу с учетом композиции. Работать поэтапно. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, эмоциональности. Задание: животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй. Работа с презентациями в формате PowerPoint Зоопарк. Знакомство с зоопарком. Наша планета такая разная, на ней живет столько различных существ, что обо всех сразу не расскажешь. Каждое животное живет в своем мире, и он бывает не похож на наш. Люди придумали специальные места, где они создают маленький мир, похожий на родной дом животного, и «приглашают» его жить в этом доме, чтобы мы могли ходить к нему в гости. Так появились зоопарки. Бегемоты, или, как их еще называют, гиппопотамы, живут в Африке. У них толстое неуклюжее тело и большая голова. Бегемот часами лежит в воде, выставив наружу лишь ноздри и глаза. Бегемоты кажутся неуклюжими и неповоротливыми. На берегу они передвигаются медленно, перебирая своими короткими лапами. Но бегемот отлично плавает и ныряет. Рассматривание животного. Шея. Ушки. Туловище. Ноги. Форма. Простые формы. Сложная форма. Соединение в одно целое. Образ животного. Осваивание навыков работы об общего к частному. Выполнять работу с учетом композиции. Работать поэтапно. Задание: звери в зоопарке. Бегемот. Рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint Насекомые — самая крупная группа организмов из обитающих ныне на Земле. Их больше, чем остальных животных и растений вместе взятых. Стрекозы — одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные. У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное, словно руль, тело направляет ее в полете. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Стрекозы активны все лето, а осенью впадают в спячку. Процесс работы. Рассматриваем образец. Приступаем к работе. Для работы можно использовать любой цвет пластилина, ведь все виды насекомых неповторимы. Скатывание двух деталей — овальной и продолговатой. Соединение обеих заготовок. Полученная деталь — туловище и хвост стрекозы. Кончик хвоста надрезается стекой. Присоединение к передней части туловища круглого шарика-головы. Прикрепление глазшариков к передней части головы. Создание двух пар одинаковых крылышек. Прикрепление крылышек по обе стороны от туловища. Юркое и очень красивое насекомое готово. Этапы работы. Последовательность в выполнении работы. Соблюдение пропорций. Сравнение оригинала (образца) с выполненной работой. Аккуратность. Задание: стрекоза. Лепка. Работа с презентациями в формате PowerPoint 28. Насекомые. Стрекоза. Рисование 1 29. Беседа. Народное искусство. Гжель 1 30. Украшать 1 изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда) Стрекоза. Полет стрекозы неизменно вызывает восторг тех, кому доводится его видеть. Несмотря на то что эти чудесные насекомые встречаются чуть ли не везде и в больших количествах, они не перестают удивлять. Особенно когда стрекоза неожиданно замирает в полете. Кажется, что она вотвот упадет, но она создана для такого движения, и именно оно для нее наиболее характерно. Рисовать же животных или насекомых лучше всего в самых характерных для них позах. Рисование поэтапное. Рисование туловища стрекозы в виде овала. Спереди — окружность для головы и длинная линия хвоста. Нахождение середины туловища и проведение линии для крыльев. Соединение головы стрекозы с ее туловищем, прорисовывание формы хвоста. Рисование крыльев. Обведение контура. Удаление ластиком лишних контурных линий с рисунка. Раскрашивание акварелью, глядя на образец. Выбор цветов. Рисование фона. Аккуратность. Композиция рисунка. Задание: стрекоза. Рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint Беседа о Гжели. Гжель — это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия. Изначально Гжелью называлась местность на юго-востоке Московской области. Жители сел и деревень, находившиеся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства. Свои произведения мастера изготавливают из глины. Все изделия обжигают в печи. После обжига изделия макают в специальный розовый раствор. Так легко найти дефекты и трещинки. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок с тенью». В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Особенностью гжельской росписи является использование трех основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты. Ознакомление детей с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Гжель. Обучение детей узнавать изделия с гжельской росписью. Задание: беседа. Народное искусство. Гжель. Отвечать на вопросы по теме. Работа с презентациями в формате PowerPoint Продолжение знакомства детей с разнообразием русских народных промыслов, обучение детей узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Знакомство детей с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца, выделение каймы. Обучение рисованию простейших цветов из капелек, выделение середины цветком. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Развитие чувства цвета, композиционных умений. Совершенствование навыков работы 31. Беседа. 1 Улица города. Люди на улице города 32. Рисунок по описанию. Улица города 1 33. Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета 1 с гуашью. Обучение смешиванию красок для получения нового цвета. Воспитание интереса к истокам русской народной культуры, желанию расписывания посуды «под Гжель». Задание: украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда). Работа с презентациями в формате PowerPoint Город. Улицы города. Пешеходы. Транспорт. Машины. Коммуникация. Составление рассказов по картинам художников (П. Кончаловский. «Сан Джиминисано», «Крым. Алупка»; Т. Насипова. «Станция метро «Сокол», Ю. Пименов. «Новая Москва»). Обучение составлению описательного рассказа. Использование точных слов для обозначения предметов. Закрепление знаний о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Улица. Грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте. Животные. Бежит собака рядом с дорогой. Прогулка по улицам своего города. Наблюдение и зарисовки. Внимательное рассматривание всего того, что видим. Материал необходим для создания рисунка по описанию. Формирование навыков составления рассказа по картинке, закрепление знаний о поведении на дороге. Задание: составление рассказов. Улица города, люди на улице города. Работа с презентациями в формате PowerPoint Город. Улицы города. Пешеходы. Транспорт. Машины. Собака бежит. Художественное творчество — рисование. Использование материала зарисовок после прогулки по городу. Улицы города. Побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела. Наблюдение того, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание на то, что в это время нельзя отвлекаться и шалить. «Улица» — движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу. Замысел. Сюжет. Поэтапное выполнение работы. Композиция рисунка. Центр композиции. Пропорции фигур. Сложная форма. Простая форма предмета. Контур. Цвет. Выбор необходимых цветов. Практика работы с красками. Самостоятельная работа детей. Задание: рисунок по описанию. Улица города. Работа с презентациями в формате PowerPoint Разговор о лете. Лето — это время года, которое радует своими красками, разнообразными цветами. Лето — пестрый сезон! Больше всего в летней поре зеленых красок. Трава зеленая, листья на деревьях и кустах тоже зеленые! Но не одной зеленью ярко лето. Небо в летнюю пору — ярко-голубое. Краски рассвета — нежно-алые. Закат переливается многими оттенками: красным, розовым, сиреневым. Но уж в летнюю грозу небо показывается совсем в другом обличье! Наползают сизые тучи, наливаются чернотой, а блестящие молнии прорезают небо. Множество красок дарят лету цветы. Красные розы, белые ромашки с желтой серединкой, оранжевые садовые 34. Нарисуй венок из цветов и колосьев 1 лилии, голубые анютины глазки, фиолетовые колокольчики, пурпурные мальвы. А яркие абрикосы, полосатые арбузы, яркокрасные помидоры, желтоватые груши, краснощекие яблоки! Эти дары природы тоже по-своему раскрашивают лето. Лето — красочная пора, и даже не потому, что летом можно видеть вокруг множество разнообразных цветов. Не в пестроте дело. У лета много красок. Их все хочется увидеть, хочется насладиться ими. Хорошо в краю родном! Рассматривание картин художников (И. Шишкин. «Рожь», Г. Мясоедов. «Дорога во ржи», К. Маковский. «Девушка в венке», А. Шилов. «Портрет Оленьки»). Развитие познавательной активности. Формирование позитивного взгляда на мир. Воспитание эмоциональной отзывчивости к красоте природы. Формирование бережного отношения к природе. Задание: рассказ по иллюстрациям картин художников и рисункам. Работа с презентациями в формате PowerPoint Тема лета. Летние пейзажи природы с цветами и полянами радуют яркими красками, навевая безмятежное настроение. Хочется полностью окунуться в атмосферу счастья и радости. Бескрайнее ромашковое поле под ярким солнышком, с мягкой травкой, манящей прилечь и беспечно считать облака. Ромашковый луг под голубым небом — природа радует неприхотливыми, но любимыми цветами. Разноцветные бабочки над золотистой поляной цветущего люпина, рассеивающей пряный аромат в знойном воздухе лета. Летняя поляна с желтеющими лютиками и лиловыми колокольчиками, будто всматривающимися в бездонное голубое небо. Рисование венка из полевых цветов и колосьев. Рисование поэтапное. Центр композиции. Окружность. Деление окружности на равные промежутки. Помощь учителя. На пересечении окружности и линии деления — рисование кружков (центр ромашек). Дорисовывание лепестков. Заполнение оставшихся промежутков. Васильки и колоски. Форма цветка. Форма лепестков. Контур. Сравнение. Размер. Уточнение деталей. Прорисовка. Подбор необходимых цветов. Аккуратное раскрашивание. Задание', рисование венка из цветов и колосьев. Работа с презентациями в формате PowerPoint 5.Материально – технического обеспечение. 1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , «изобразительное искусство» М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Просвещение, 2018 2. Примерная программа 0 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронкова.- М.: Просвещение, 2013. «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе» И.А. Грошенков. «Просвещение», 1975