ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ УР: «Нелидовская школа– Руководитель МО: интернат» ____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1) учебного предмета «Рисование» (Образовательная область «Искусство») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Кадетова Светлана Владимировна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3 2.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 9 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................10 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................... 22 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство». Цель обучения развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в 4 рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: − воспитание интереса к изобразительному искусству; − раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; − воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; − формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного эстетического кругозора; произведений искусства, искусства. − Расширение развитие умения художественно- эмоционального анализировать их восприятия содержание и формулировать свое мнение о них; − формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; − обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; − обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) − обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента изобразительной и др., деятельности; − применяемым в разных формирование умения видах создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; − воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). 5 Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе определяет следующие задачи: − развитие формирование у образов обучающихся предметов эстетического и восприятия явлений и окружающей действительности в процессе их познания; − формирование интереса обучающихся к изобразительному искусству, потребности к изображению воспринимаемой действительности, изображения разных в видах желания овладеть изобразительной приемами деятельности; − формирование приемов рассматривания объектов, явлений окружающей действительности, произведений изобразительного искусства и народного творчества; − обучение приемам наблюдения с целью последующего изображения; − формирование способов изображения в рисовании, лепке, в работе над аппликацией, а также развитие технических навыков работы с разными художественными материалами. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе Личностные результаты: − осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению; − формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; − развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − формирование мотивации к творческому труду; − формирование бережного отношения к материальным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 2 класса Минимальный уровень: − использовать материалы для рисования, аппликации, лепки; − рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону); − рисовать простым карандашом различные виды линий; − знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил обращения; − организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы под контролем учителя; − владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); − уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта. Достаточный уровень: − знать о работе художника, ее особенностях; − выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги; − рисовать предметы самостоятельно от руки; − передавать основные смысловые связи в несложном рисунке; − выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы и цвета; − знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково) − знать выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет и др.; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя; − применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ На втором году обучения осуществляется закрепление полученных знаний о художественных материалах и технических способах работы с ними. В лепке закрепляется прием размазывания пластилина внутри силуэта (низкий рельеф). В работе над аппликацией у обучающихся закрепляются умения вырезать силуэт изображения по линии сложенного контура. Изучаются приемы работы с акварельными красками – в сравнении с приемами работы гуашью. Особое место отведено способам выделения изображения из фона, поскольку обучающимися эта задача самостоятельно не решается. № 1 Название раздела , темы «Обучение Количество Контрольные часов работы 11 композиционной деятельности» 2 «Развитие у учащихся 10 умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» 3 «Обучение восприятию 2 произведений искусства» 4 Развитие у учащихся восприятия цвета предметов формирование переливать и умений его в 11 живописи» Итого: 34 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема предмета Сроки Колво Электронный учебно-методический материал, виды деятельности. часов 1 Здравствуй, золотая осень! Называют художественные материалы и Рисование инструменты по вопросам учителя. С помощью учителя правильно располагают материалы для рисования на столе. Обводят листья по шаблону. Стараются раскрашивать, не выходя за контуры Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 2 Рисование разных линий. Проводят прямые, волнистые, ломаные линии под контролем учителя. Сравнивают форму линий и точек с другими формами. Используют линии в рисунке, по образцу, под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 3 3. Ветка с вишнями. Лепка. С помощью учителя повторяют свойства пластилина. Организовывают рабочее место под контролем учителя. Отщипывают, разминают и скатывают пластилин под контролем учителя. Выполняют задание с помощью учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 4 Грибы. Показывают части грибов. Проводят от руки Рисование линии в нужных направлениях под контролем учителя. Работают по шаблону. Ориентируются на листе под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 5 Форма и цвет разных деревьев. Рассказывают о изделиях, игрушках, Аппликация сделанных из природных материалов по вопросам учителя. Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (орехи) и изготовлением из них игрушек. Рассказывают о свойствах орехов (форма, величина, поверхность). Анализируют объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя. Составляют план выполнения поделки и оценивают свое изделие с помощью учителя. Изготавливают поделку из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и др.) под контролем учителя. Владеют навыками обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 6 Деревья. Береза, елка осенью Определяют деревья в различное время года по наводящим вопросам. Показывают и называют, с помощью учителя части дерева. Работают по опорным точкам. Рисуют с помощью учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 7 Овощи и фрукты. Рисование Рассматривают картины. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисуют овощи и фрукты с помощью шаблонов, под контролем учителя . Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 8 Смешивание красок. Гуашь Рассматривают картину. Пользуются кистью под контролем учителя. Смешивают краски под контролем учителя. Называют полученные цвета. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 9 Белые уточки на реке. Рассматривают картину. С помощью учителя Рисование» различают светлый и темный фон. Работают художественными материалами под контролем учителя. Рисуют самостоятельно, по образцу. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 10 Акварельные краски. Называют свойства акварельных красок. Называют правила рисования акварельным красками. Называют цвета. Самостоятельно организовывают свое рабочее место. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 11 Рисование фона. Небо равильно располагают лист при работе с акварелью. Ориентируются на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Изучают навыки работы с акварелью. Выполняют задание под контролем учителя. Рисуют самостоятельно, по образцу. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 12 Главные цвета. Составные По вопросам учителя показывают на картинке цвета. главные и составные цвета. По наводящим вопросам определяют радостные и грустные цвета. Изучают навыки работы с акварелью. Смешивают краски под контролем учителя по вопросам учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 13 Рисование картины. Акварель Рассматривают картины. Повторяют и называют цвета. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисунок выполняют по образцу, под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 14 Лепка игрушек. Кубики Рассматривают образцы игрушек. Готовят рабочее место под контролем учителя. С помощью учителя изучают свойства пластилина. Учатся отщипывать и разминать пластилин. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 15 Снеговик. Лепка Рассматривают картину. Различают части картины. Создают предметы, состоящие из 2-3 частей. Соединяют части путем прижимания друг к другу под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 16 Рисунок «Снеговики во дворе». Рассматривают картины. С помощью учителя Гуашь различают светлый и темный фон. Разбавляют краски под контролем учителя.Рисуют самостоятельно, по образцу. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 17 Рисование веточки ели с Рассматривают картины. Повторяют и новогодними шарами называют геометрические фигуры. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисунок выполняют по образцу, под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 18 Панорама «В лесу зимой» Рассматривают картину. Организовывают рабочее место под контролем учителя. Отрезают прямые линии. Работают по готовым заготовкам, под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 19 Изготовление из бумаги Рассказывают о картоне: сорт, цвет, игрушек в форме шара. «Шар физические свойства, особенности по вопросам из кругов» учителя. Повторяют правила работы с шаблоном. Знакомятся с понятиями «контур», «силуэт». Вырезают ножницами по контурной линии под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 20 Аппликация «Медведь» Работают техникой и способами аппликации. Создают и изображают на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (мишка). Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 21-22- Знакомство с Дымковской 23 игрушкой. Элементы узора Различают элементы росписи по наводящим Рисование Дымковской вопросам учителя. Лепят игрушку под игрушки контролем учителя. Украшают дымковские 3 Рассматривают Дымковские игрушки. игрушки с помощью цветного пластилина. Рассматривают Дымковские игрушки, отвечают на вопросы. Владеют техникой создания узора дымковской росписи с помощью печаток, тычков ватными палочками. Развивают чувство ритма, цвета. Выражают в художественнотворческой деятельности свое эмоционально-ценностное отношение к народному промыслу, интерес к народной игрушке. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 24 Рисование птиц. Гуашь Рассматривают изображение птиц. Повторяют свойства гуаши по наводящим вопросам учителя. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают по шаблону, под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 25 Аппликация «Домик для птиц» Рассматривают изображение птиц. Повторяют свойства гуаши по наводящим вопросам учителя. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают по шаблону, под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 26 Рисунок «Ваза» Используют образец для создания целой формы изображаемого предмета — вазы. Ориентируются на листе под контролем учителя. Создают изображения на основе простых и сложных форм. Подбирают цвета под контролем учителя. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 27 Цветы в работах известных Рассматривают картины художников, художников изображающих цветы. Учатся различать техники, манеры и приемы выполнения работ различными художниками. Работают по шаблонам. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 28-29 Открытка к 1 и 9 Мая 2 Закрепляют умение выделять главное в рисунке цветом и размером. Прорисовывают детали рисунка кистью акварельными красками. Работают под контролем учителя. Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 30 Рисование весенней веточки. Понимают и выполняют словесную инструкцию учителя. Передают основные внешние характерные признаки изображаемого предмета (форма величина, цвет) с опорой на образец Сравнивают свой рисунок с натурой. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 31 Аппликация «Весенние цветы» Воспринимают и эстетически оценивать красоту природы. Называют первые весенние цветы. Изображают средствами аппликации первый нежный весенний цветок. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. 32-3334 Нарисуй свою картину 3 Под контролем учителя располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Выполняют работу по выбору, из предложенных образцов. Работают с использованием шаблона. Использовалась презентация PowerPoint, интерактивная доска. Перечень учебно- методических средств обучения. - М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. Изобразительное искусство. Учебник по изобразительному искусству для 2 класса Москва, «Просвещение». 2018г.