8 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных
классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
интернат»

Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева ________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.

___________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
8 класса (вариант 1)
учебного предмета

«История Отечества»
(Образовательная область «Человек и общество»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель
высшей категории
Козырь Надежда Николаевна
г. Нелидово
2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Нормативно – правовые документы

-

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), вариант 1. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

-

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (утверждена приказом
Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026)

-

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Нелидовская школаинтернат».

-

Якубовская Э.В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования

обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. Русский язык. Чтение. Мир истории.
История Отечества : 5-9-е классы / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.:
Просвещение, 2023;

-

Бгажнокова И. М. Мир истории. История Отечества. Методические рекомендации. 6–9

классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы / И. М. Бгажнокова, И. В. Карелина. —

М. :

Просвещение, 2020.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения
обучающимися
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания
личности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской
позиции, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета:

-

формирование нравственного сознания развивающейся личности, способных к

определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей
страны;

-

развитие

умения

применять

исторические

знания в

учебной

и

социальной

деятельности.
Основные задачи изучения предмета:

истории;

овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной

-

формирование представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические

эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;

-

формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и

настоящего;
усвоение терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории;

-

формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;

-

формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности

современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

- воспитание обучающихся в духе

патриотизма, уважения к своему Отечеству;

-

воспитание гражданственности и толерантности;

-

коррекция и развитие познавательных психических процессов.

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их
умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.
Программа для 8 класса охватывает период с XVII до начала XX в. (февраль 1917 г.). В
программе 4 раздела, каждый из
них состоит из 4–5 тем.

III.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 1 учебный год (2023 - 2024) на 68 часов, по 2 часа в неделю.
1 четверть – 16 часов, 2 че6тверть – 16 часов, 3 четверть – 20 часов, 4 четверть – 16 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и
дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов:

-

цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях

с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;

-

экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам,

нравственным категориям;

- объективности для устранения субъективных оценок, искажений в

толковании исторических фактов.

Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с
учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе невозможно из-за
специфики развития обучающихся.
Содержание обучения имеет практическую направленность. Особое внимание обращено на
коррекцию

имеющихся

у

обучающихся

специфических

нарушений.

Принцип

коррекционной

направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип
научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
На уроках истории обучающиеся должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из
истории нашей Родины, современной общеполитической жизнью страны, получают основы правового и
нравственного воспитания. Материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни
общества.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает
возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием,
математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у
детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для
преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что
описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную
(смысловую) основу изучаемых явлений.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа создана на основе ФГОС и предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Личностные результаты:

- объяснять значение слов и понятий;
- по датам определять век;
- составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия по темам
разделов;

- составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий;
- самостоятельно работать с картой;
- объяснять смысл прочитанного.
Предметные результаты
Минимальный уровень

Достаточный уровень

объяснять значение слов и ключевых
понятий по каждой теме; - по вопросам учителя
устанавливать причинно-следственные связи в
важных общественных явлениях:
отмена крепостного права;
изменение деятельности судов;
доступ простых людей (наряду с богатым
сословием) к участию в работе земских
(волостных) собраний, городской думы и др. читать короткие отрывки из произведений
писателей и поэтов второй половины XIX в.;
описывать содержание картин,
иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик
персонажей из указанного периода истории
(В. В. Верещагин, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н.
Н. Ге и др.).

устанавливать причины:
борьбы за престол между Софьей и
Петром I;
возникновения волнений и бунта
стрельцов;
поездки Петра I и представителей
дворянства на учебу за границу;
введения Петром I новшеств в жизнь
российского общества;
создания новой столицы России;
деятельности Петра I по просвещению
народа;
создания «Наказа» Екатерины II;
благополучия общества и
международного признания России в период
правления Екатерины Великой;
анализировать и сравнивать
деятельность Петра I и Екатерины II на благо
Российского государства;
описывать:
личностные характеристики и деловые
качества исторических персонажей:
Петра I, Софьи, Екатерины II;
быт и нравы в обществе, принятые в
период правления Петра I, Анны
Иоанновны, Екатерины II;
прогрессивные действия, направленные
на укрепление государства, развитие
образования, культуры; знать следующие
хронологические сведения:
период правления Петра I (1682–1725);
основание Петербурга (1703);
период царствования Екатерины II
(1762–1796);
понимать значение отмены в России
крепостного права; - уметь ответить на
вопросы:
об основных положительных явлениях
периода правления Александра II;
о праве крестьян открыто разрешать
свои дела на сельском сходе;
о введении судов «скорых, правых,
милостивых, равных для всех»; - об
устранении сословных различий при выборе
членов земских собраний, городской думы;
об обустройстве железных дорог,
увеличении их количества в европейской
части России;

об основных положительных явлениях
периода правления Александра III:
финансовом и экономическом укреплении
России; о поиске надёжных союзников
(Франция) против союза Германии, Австрии,
Италии;
об укреплении армии и флота;
знать имена (3–5) представителей пауки,
культуры; объяснять причины снижения
уровня развития экономики, неравномерности
ее развития по следующим ключевым
явлениям истории начала XX в.: привлечение
иностранного капитала для разработки
прибыльных отраслей – нефтяной, угольной,
железодобывающей и др.; частые внешние
займы, высокий процент платежей по долгам;
- война с Японией за право присутствия
России на Дальнем Востоке; - аграрные
беспорядки, требования увеличить земельные
наделы, погромы помещичьих хозяйств;
усиление общественного влияния со
стороны революционных партий и движений,
итоги революции 1905–1907 гг.;
Первая мировая война;
связно описывать сюжетные картины и
фотографии, иллюстрирующие эпизоды
Русско-японской войны, выступления
пролетариата против самодержавия, портреты
Николая II, членов его семьи и др.
- знать имена (фамилии) ключевых
исторических персонажей периода Новой
истории (Николай II, Николай Александрович
Романов, Александра Фёдоровна
(императрица), их дети: Ольга,
Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич
Алексей).
VI. Содержание учебного материала
Раздел I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века
Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в.
Территория Российского государства к концу XVII в. Территориальное деление страны. Занятия
народов Сибири и Дальнего Востока. Развитие промышленности. Появление первых мануфактур.
Сословия. Слияние бояр и дворян. Служилые люди (стрельцы, пушкари, служилые казаки).
Купцы, посадские люди, ремесленники. Крестьяне, закрепощение крестьян. Другие сословия:
священники, монахи, вольные люди.

Отношения России с другими странами
Восстания Запорожских казаков. Богдан Хмельницкий. Война с Польшей. Возвращение
Смоленска и части Украины.
Восстание Степана Разина.
Детство и юность Петра I
Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель – Н. Зотов.
Потешные полки в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного
Петра. Ботик.
Правление Софьи
Смерть Алексея Михайловича, недолгое правление Фёдора. Помощь стрельцов в воцарении
Софьи. Регентство Софьи.
Походы В. Голицына против турецкого султана.
Воцарение Петра I
Подавление бунта стрельцов, борьба за власть с Софьей. Строительство флота, неудачный поход в
Крым. Взятие Азова. Великое посольство, учёба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи
стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками. Военные походы Петра I: завоевание северных и южных
территорий (обзорно). Строительство Петербурга. Деятельность Петра I по просвещению народа:
открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской
академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др. Титулование
Петра Великим, отцом Отечества. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для
последующей истории России.
Раздел II. Российская империя после Петра I (обзорно)
Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие
представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского
университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого
влияния при дворе Анны Иоанновны. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота,
наряды, шутовские свадьбы и др. Царствование Елизаветы Петровны – возврат к русским традициям
и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от
государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и
специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого,
его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых
и др.
Россия в эпоху Екатерины Великой
История прихода к власти Екатерины II. Личность Екатерины: разностороннее образование,
доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку, уважение русской

культуры. Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде
жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремёслах), о необходимости справедливого
распределения государственных повинностей между подданными, прощение и возврат на земли
беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России,
ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных н богоугодных заведений.
Развитие промышленности, торговли, ремёсел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов
– Одессы, Николаева, Екатеринославля, Рыбинска и др. (обзорно). Внешняя политика 34-летнего
правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского
ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, утверждение
международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе (обзорно). Смерть
Екатерины Великой, приход к власти Павла I. Знакомство с развитием науки и образования па
примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др.
Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи,
литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого,
А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова,
Д. Кваренги (выборочно).
Архитектурный облик городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новгорода, Киева
и др. Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности
честное зерцало» (обзорно, на примерах).
Раздел III. Российская империя в первой половине XIX в.
Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.
Правление Павла I (1796–1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства,
подготовка к войне с прежними союзниками. Геополитическое положение России: изменение
территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы
(обзорно). Убийство Павла I. Правление Александра I (1801–1825). Личность «благословенного»
царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных
хлебопашцах». Освобождение крестьян с землёй за выкуп. Франция и Россия в период правления
Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России. Отечественная война 1812 г.
Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией
стран Западной Европы. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар в Москве, Бородинская
битва. Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское
движение в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы
от армии Наполеона. Тяжёлое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения,
усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их

содержание. Возникновение тайных дворянских обществ. Восстание декабристов на Сенатской
площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.
Император Николай I
Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления
свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского
общества,

усложнение

бюрократической

системы

как

опоры

самодержавия.

Обострение

крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало
промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда
машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная
реформа. Промышленность России (обзорно).
Внешняя политика России: война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе.
Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море.
Крымская война (1853–1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой
адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и
защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнёт крепостного строя,
промышленная отсталость в сравнении с Европой.
Раздел IV. Россия в конце XIX – начале XX века
Царь-освободитель Александр II
Правление императора Александра II (1856–1881). Отмена крепостного права. Земская реформа,
собрания гласных (депутатов), земские управы. Городская реформа: утверждение «городового
положения», утверждение городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение
адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей
воинской

повинности

вместо

рекрутского

набора.

Обострение

общественно-политической

обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные
меры со стороны власти.
Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном
море. Политика России в Средней Азии. Окончательное присоединение Кавказа к России. 'Русскотурецкая война (1877–1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего
Востока.
Царь Александр III Миротворец
Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О
незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение
православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении,
компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания. Экономическая политика Александра III
(обзорно): ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства,
перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-

промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного
строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.
Последний Российский император – Николай II
Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы
управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, особые совещания,
Сенат, Святейший синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская
администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный
персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение
Государственной думы.
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX–XX вв., промышленный подъём:
развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог.
Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России:
внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России.
Аграрная реформа П. А. Столыпина. Сельскохозяйственное производство России, его особенности и
удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику
России. Кризис промышленности 1900– 1903 гг., безысходное положение российской деревин,
упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале
XX в. Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о
переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905–1907 гг. Расстрел рабочих 9 января
1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, её
значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III
Государственная дума, её деятельность. Приоритеты внешней политики Российской империи:
Балканский регион, Чёрное море, Дальний Восток.
Русско-японская война (1904–1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение.
Содействие России в создании союза балканских государств. Участие России в Первой мировой
воине. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих
завоеваний.
VII. Реализация программы воспитания
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты,
учет возрастных особенностей обучающихся,

ведущий вид деятельности,

а так же их

образовательные потребности и потенциальные возможности. Воспитательный потенциал урока
реализуется через интеграцию получаемых

знаний

на

уровень эмоционального переживания.

Совокупность этих факторов в процессе организации обучения и воспитания обеспечивает:

-

установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих

позитивному восприятию учащимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке (занятии) информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими

-

(педагогами) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

-

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,

организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;

-

использование

воспитательных

возможностей

содержания

учебного

предмета

через

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, через подбор соответствующих

текстов для чтения, задач для решения,

проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

-

разработка

уроков,

экскурсий,

направленных

на

практикоориентированный

подход,

расширение образовательного пространства школьного предмета, воспитание любви к природе,
родному краю.

Проведение

уроков за пределами

образовательную организацию лесном массиве,
краеведческом музее,

школы

–

интерната:

в детской районной

в окружающем

библиотеке,

на объектах социального назначения (швейная фабрика,

зоопарке,
автовокзал,

магазины, хлебокомбинат и пр.);

-

применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников

командной работе и взаимодействию с другими детьми. Применение на уроках (занятиях) таких
форм как квесты, викторины, брейн – ринги, игры
– провокации, игры – демонстрации и пр.;

-

организация предметных, тематических декад с целью развития познавательной и творческой

активности, раскрытия способности обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;

-

включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к

получению знаний (двигательная активность на уроке, уроки – путешествия, турниры, викторины,
сюрпризные моменты и пр.), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (поощрение, создание
ситуации успеха, сотворчество, поручение важного дела и пр.).

VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дата

Разделы программы

Кол-во
часов

Исторические понятия,
словарь

Ожидаемые результаты

Российское государство в конце XVII – начале XVIII в.
Наше Отечество – Россия в XVII (17) в.
Российское общество в XVII (17) в.

2

Отношения России с другими странами

2

Детство и юность Петра I

2

Правление Софьи
Воцарение Петра I
Великое посольство
Бунт стрельцов

1
2
1
1

Северная война. Основание Петербурга
Разгром шведов под Полтавой
Заслуги Петра Великого в истории
России

3
2

Уезд, волости, стан,
мануфактуры, повинность,
бояре, дворяне, служивые люди,
вольные люди, стрельцы,
купцы
Потешные войска, гвардейские
полки, манёвры, двоецарствие,
тяжбы, заговор, стрелецкий бунт,
Великое посольство, Азовские
походы, Северная война, СанктПетербург, Сенат, сенаторы,
коллеги, табель о рангах, новое
летоисчисление

Уметь показывать на карте территорию и границы
России в XVII (17) в.
Понимать значения слов, обозначающих сословия
российского общества в XVII (17) в.
Уметь объяснять причины возникновения разных
сословий в России: дворян, бояр, купцов и др. Уметь
объяснять причины войн России с Польшей, Швецией,
стремления Украины к союзу с Россией. Знать дату
рождения Петра I, уметь описывать занятия и
интересы, приводить примеры деятельности
Петра I по созданию армии, флота, по укреплению
России, её влияния на другие страны Европы

3
Российская империя после Петра I (1725–1801)

Екатерина I и Пётр II

2

Анна Иоанновна и Иван VI

2

Верховный тайный совет,
духовные и гражданские чины,
Доимочный приказ,
«бироновщина»

Уметь обозначать на ленте времени границы XVII и
XVIII в., устанавливать век по датам.
Знать преемников Петра I, объяснять причины частой

Царствование Елизаветы Петровны и
Петра III

3

Россия в эпоху Екатерины Великой

6

Царедворец, императрица,
Московский университет,
Академия художеств, Эрмитаж,
Казанский собор

смены правителей России после смерти Петра I. Уметь
рассказывать о порядках, образе жизни царедворцев в
период дворцовых переворотов. Уметь отмечать
положительные изменения в государстве в период
правления Елизаветы Петровны, знать отличия этого
периода от периода правления её предшественников.
Знать имена и заслуги великих деятелей России
середины XVII в.: Ломоносова, Шувалова, Суворова,
Румянцева и др.
Уметь работать с картой и лентой времени в
соответствии с заданиями в учебнике.

Монастырские крестьяне,
жалованье, Таврида,
Новороссия, янычары, мещане,
гильдии, Смольный институт,
капиталистые крестьяне

Уметь составлять характеристики исторических
личностей: Екатерины II, Потёмкина, Суворова,
Румянцева и др.
Знать причины и итоги Русско-турецкой войны:
взятие Измаила, освобождение Крыма от власти
Турции; освоение южных земель, строительство
новых городов и др.
Уметь объяснять причины казацко-крестьянских
восстаний в период правления Екатерины Великой.
Знать и уметь обобщать итоги деятельности Екатерины
II в расширении территории России, укрепление её
авторитета в международных отношениях.
Знать о достижениях науки, образования, культуры,
жизни населения России в XVIII в.
Уметь самостоятельно читать и пересказывать учебные
тексты. Уметь описывать исторические события с
опорой на картины, иллюстрации, другие источники

Российская империя в первой половине XIX (19) в.

Отношения России со странами Европы
в конце XVIII (18) – начале XIX (19) в.

2

Павел I и его внутренняя политика

2

Участие России в антифранцузских
коалициях

1

Итальянский и швейцарский походы А.
В. Суворова
1

Император Александр I и его реформы

1

Вторжение Наполеона в Россию

2

Отечественная война 1812 г.
4
Заграничные походы русской армии

1

Россия после войны с Наполеоном

1

Император Николай I

1

Знать и уметь объяснять значения новых слов и
понятий.
Уметь работать с картой, находить и называть места
морских и сухопутных сражений русских войск.
«Прусские порядки»
Объяснять причины ужесточения Павлом I порядков в
Средиземное море,
армии, жизни придворного общества, а также его
Адриатическое море, остров попыток облегчить жизнь крестьянского сословия.
Корфу, Неаполь, Рим
Уметь оценивать мужество и героизм русской армии и
Швейцария,
Альпы, её полководцев в зарубежных военных кампаниях.
Уметь устанавливать родственные связи между
генералиссимус,
АлександроНевская
лавра, Екатериной II, Павлом I, Александром I, объяснять
причины разногласий между членами императорской
полководческий орден
семьи
Республика,
Наполеон
Бонапарт,
Конституция,
революция, революционеры

«Негласный комитет», реформы, Уметь
объяснять
истоки
возникновения
«аракчеевщина», военные
прогрессивных идей о реформах в России у членов
поселения, палочная дисциплина «негласного комитета». Уметь сравнивать и делать
выводы, касательно противоречивой политики
«Властелин мира», маршалы,
Александра I: с одной стороны – демократические
дивизия
реформы, с другой – «аракчеевщина». Уметь
Пехота, кавалерия, артиллерия, самостоятельно
применять
карты,
схемы,
флеши, резерв, трофейные иллюстрации при описании сражений русской армии
знамёна, партизаны
с армией Наполеона. Уметь передавать в суждениях,
объяснениях, рассказах личностное
Битва народов, остров Эльба,
остров св. Елены
отношение к героям 1812 г. Знать особенности
личности Николая I, уметь описывать условия его
Тайные организации, военный
семейного воспитания. Знать и уметь объяснять
переворот
причины возникновения восстания декабристов и их
Технологический институт,
требований к Сенату и императору. Знать итоги
присяга

Восстание декабристов и реформы
Николая I

1

Манифест,
мятежники,
Сенатская
площадь,
декабристы, «Свод законов
Российской
империи»,
казнокрадство

Войны России на Кавказе

1

Отношения России с другими
странами в период правления Николая
I
Крымская война. Оборона Севастополя

1

Народы Кавказа, власть «белого
царя», газават, религиозные
деятели, имамат
«Жандарм Европы», Босфор и
Дарданеллы, Палестина,
христианские святыни
Эскадра, сухопутная оборона,
Малахов курган, минная война,
понтонный мост

3

восстания, его влияние на сознание дворянского
общества в период правления Николая I. Уметь
обобщать позитивные и негативные явления в
реформах и действиях Николая I в управлении
государством. Уметь работать с картой, передавать в
описаниях традиции и обычаи горцев, устанавливать
исторические связи России с Кавказом, её
геополитические интересы и причины войн с горцами.
Знать имена исторических деятелей, писателей,
поэтов участников войн на Кавказе в XIX (19) в.
Знать о причинах и формах участия России в
подавлениях революционных движений в Европе.
Знать о геополитических притязаниях Турции и её
действиях за влияние в Крыму, на Кавказе, на Чёрном
море. Уметь объяснять причины интереса России к
Балканам, Чёрному морю, Палестине, а также
причины конфликта между Россией и другими
странами. Знать причины, ход, участников Крымской
войны. Уметь показывать на карте, схемах места
морских сражений и обороны Севастополя. Знать
имена героев российских полководцев – участников
Крымской войны. Уметь объяснять итоги войны за
Крым

Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) в.
Царь-освободитель Александр II

1

Отмена крепостного права и реформы
Александра II

2

Международные отношения России.
Россия
и
Средняя
Азия.
Русскотурецкая война 1877–1878 гг.

2

Кадетский
корпус,
Георгиевский крест, отмена
крепостного права
Личная и гражданская свобода,
сельский сход, временные
обязательства, уставная грамота,
рекрутские наборы
«Союз трех императоров»,
колонии, балканские народы

Уметь связно рассказывать о воспитании, образовании,
личностных качествах Александра II. Уметь объяснять
и подтверждать примерами историческое значение
отмены крепостного права, влияние этого события на
социальное и общественное устройство России в XIX в.
Понимать значение дипломатической службы на
примере возвращения России на Чёрное море,
договоров с Бухарой, Хивинским ханством и др. Знать
историю помощи России балканским народам в
избавлении от турецкого ига в XIX в. Уметь объяснять

Революционные организации в России
конца XIX (19) в.
Царь Александр III. Укрепление
самодержавия. Отношения России с
европейскими странами

1

Последний российский император –
Николай II. Русско-японская война.
Революционные выступления 1905–
1907 гг.

3

Первая мировая война. Февральская
революция 1917 г. Отречение Николая
II от престола

3

2

«Народная воля», народники,
террор
Незыблемость
самодержавия,
православные устои,
«кухаркины дети», рабочая
стачка
Коронация, забастовки,
«зубатовские кружки», ПортАртур, броненосцы, крейсер
«Варяг», марксизм,
революционные кружки, социалдемократы, Государственная
Дума, национальные окраины,
Столыпинская реформа,
союзники, отречение

причины возникновения тайных революционных
организаций в России. Уметь объяснять причины
ужесточения законов по сохранению незыблемости
самодержавия в период правления Александра III.
Знать об основных направлениях деятельности
правительства и императора по экономическому
развитию России в 80-ые годы XIX в. Уметь
использовать источники литературы и искусства в
описании жизни и быта городского и сельского
населения России (Некрасов, Короленко, Чехов,
Горький, Богданов-Бельский, Репин и др.). Знать
наиболее острые проблемы Русского государства в
конце XIX – начале XX в. Знать причины и итоги
войны с Японией, их влияние на настроение рос.
общества. Знать причины усиления рабочего движения
в России, его социальную динамику в борьбе за права.
Уметь давать хар-ку личности Николая II и его
окружению в условиях роста социальных
противоречий в стране. Знать причины, ход и итоги
Февральской революции 1917 г. Знать примеры
достижений российской науки, культуры, искусства в
начале XX в. Знать имена выдающихся ученых,
писателей, художников, артистов начала XX в.

IХ. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. История Отечества. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
образовательные программы. Авт. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В.
2. «История Отечества». Рабочая тетрадь. 8 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Бгажнокова
И.М., Смирнова Л.В., Федорова Е.Н.
3. Презентации MS Power Point.
4. Видеоэнциклопедия ТВ Центр «История государства Российского»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».