ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. _____________Н.Н. Козырь Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класса (вариант 1) учебного предмета «Основы социальной жизни» (Образовательная область «Человек и общество») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Гылка Людмила Евгеньевна г. Нелидово 2024г Пояснительная записка Рабочая программа по ОСЖ составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Программа по ОСЖ является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОСЖ. Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, сп собствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.о Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме. -коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности); -развитие коммуникативной функции как непременное условие социальной адаптации. Занятия по ОСЖ проводятся в кабинете, обеспечивающем выполнение всех видов теоретических и практических работ, предусмотренной программой. Задачи предмета социально – бытовая ориентировка: -формирование знаний, умений, навыков сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни: Планирование коррекционной работы ОСЖ в 6 классе № п/п Разделы 1 «Личная гигиена» 2 «Одежда и обувь» 3 «Питание» 4 «Семья» 5 «Культура поведения» 6 «Жилище» 7 «Транспорт» 8 «Торговля» 9 «Средства связи» 10 «Медицина» Коррекционная работа Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур. Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц. Способствовать, расши развитию пространственной ориентировкирению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал. Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей. Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой 11 «Учреждения, организации » медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность. Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями. Основное содержание предмета, практические работы по ОСЖ 6 класс (68ч,2ч в неделю) Разделы Краткое содержание «Личная гигиена»-6ч «Одежда и обувь»-14ч «Питание»--12ч «Семья»-2ч «Культура поведения»-2ч «Жилище»-8ч Закаливания организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения)У ход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы)Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног) Профилактика грибковых заболеваний. Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук. Практическая работа Подобрать косметические средства для ухода за кожей рук; Мелкий ремонт одежды (правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва). Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б и шелковых тканей. Глажение фартуков , косынок , салфеток. Практическая работа Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на школьную и домашнюю одежду, подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва. Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности. Приготовление пищи . ужин. Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов. Сервировка стола к ужину Практические работы Варка макарон, картофеля, приготовление каши на воде, и молоке. Пюре. Запеканок (из творога, и других продуктов). Оформление готовых блюд Состав семьи учащихся: имя, отчества, возраст, место работы членов семьи, личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. Правила поведения в общественных местах.(кино, театре, музее, библиотеке). Поведение при посещении массовых мероприятий. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. Повседневная сухая и влажная уборка квартиры. Пылесос. Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход). Уход за полом. Средства по уходу за полом. Практические работы Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним. Мытьё полов. Уход за комнатными растениями : полив, опрыскивание, пересадка. Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. Оплата поезда на всех видах транспорта(разовый, проездной, единый билеты). Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы, в разные точки города, района. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. Экскурсия на вокзал (станцию) «Транспорт»-6ч «Торговля»-4ч «Средства связи»-4ч «Медицинская помощь»-6ч «Учреждения, организации и предприятия»-4ч Продовольственные и специализированные продовольственные магазины. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товара. Экскурсия в специализированный продовольственный магазин. Основные средства связи(почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений(письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). Виды писем9закрытые,открытые, простые, заказные), порядок отправления писем. Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков составление текста телеграмм. Практическая работа Написание адреса и индекса на конвертах. Составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков. Экскурсия на почту, телеграф. Виды медицинской помощи. Виды медицинских учреждений, их значение. Работники медицинских учреждений(врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптек). Виды медицинской помощи: доврачебная, «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Использование различных видов мед. помощи. Экскурсия в аптеку. Дошкольные учреждения и их назначения. Экскурсия в ДДТ. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; -Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; -Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, -творческого отношения к домашнему труду; -Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; -Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь; - Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. -Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности. -Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. -Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. -Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки. Предметные результаты: Минимальный уровень: - Обучающиеся должны знать способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца. -Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ. - Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани. колющими и режущими инструментами, - Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества. Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье. - Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговора со сверстниками и старшими. - Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия. - Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета. - Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов. - Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте. -виды медицинской помощи; функции основных врачей-специалистов; о возможном вреде самолечения. -Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях. - Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества. - Правила поведения в природной среде; правила перекопки почвы и подготовки к посадке; правила высаживания рассады, луковиц, клубней цветочных культур; правила ухода за саженцами. Достаточный уровень: -Обучающиеся должны уметь пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи. -Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ. - Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки. -Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани. - Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье. Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье. - Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми. - Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом. - Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов. - Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города. -Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей. - записываться на приём к врачу; вызывать скорую помощь, врача на дом; приобретать лекарства в аптеке; описывать симптомы болезни. - Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки. o пользоваться садово-огородным инвентарём; высаживать луковицы, клубни, рассаду цветочных культур; ухаживать за саженцами; выдвигать свои идеи по улучшению экологической обстановки; пояснять своё личностное отношение к поведению людей в природной среде. - Уметь писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ОСЖ 6 класс (68ч,2ч в неделю) Дата провед ения урока Тема урока Содержание, , электрон. учебные материалы Кол-во часов № п/п ЗУН УДЗ (учащиеся должны знать) УДУ (учащиеся должны уметь) Практические работы Раздел «Личная гигиена» 6 часов 1 Закаливание организма 2 2 Уход за руками 2 3 Уход за ногами 2 Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания(зарядка, обтирание ,сезонная одежда, физические упражнения) Презентация Уход за ногтями и кожей рук, кремы Видео Уход за ногтями и кожей ног. Профилактика грибковых заболеваний Видео УДЗ: -правила закаливания организма, обтирания; -правила соблюдения личной гигиены во время, физических упражнений. походов; -правила ухода за ногами. УДУ: -мыть руки, стричь ногти на руках и ногах и ухаживать за кожей рук.; -подбирать косметические средства для ухода за кожей рук; -подбирать косметические средства для ухода за ногами. №1 Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук. Подобрать косметические средства для ухода за кожей рук; №2 Подобрать косметические средства для ухода за ногами Раздел «Одежда» 14 часов 4 5 Значение опрятного вида человека Правила пришивания пуговиц, крючков и кнопок. Правила пришивания вешалок, петель. 2 Ремонт одежды правила техники безопасности работе с колющими и режущими инструментами Способы пришивания пуговиц, крючков, кнопок Презентация 2 Правила пришивания вешалок, петель Правила техники безопасности работе с колющими и режущими инструментами Видео УДЗ: -Правила стирки изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей; - санитарно- гигиенические требования и правила техники безопасности работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами; УДУ: -Пришивать пуговицы. крючки и №4 пришивание вешалок, петель, 6 7 8 Выполнение ремонта одежды по распоровшему ся шву Ручная стирка белья. 2 Зашивание распоровшегося шва. Правила техники безопасности работе с колющими и режущими инструментами Видео 2 Правила стирки изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Санитарно- гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми и бытовыми химическими средствами. Видео Глажение фартуков,косы нок, салфеток 2 Правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами. Утюжка фартуков, косынок, салфеток. кнопки; -зашивать одежду по распоровшемуся шву; -подшивать платья, брюки, рукава; -подбирать моющие средства для стирки изделий из х/б и шелковых тканей; -стирать изделия из цветных хлопчатобумажных, шелковых тканей; -гладить эти изделия. №5 Зашивание распоровшегося шва Учащиеся должны иметь представление о -режиме питания. удельном весе молочных продуктов в рационе питания; УДЗ: -способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий. круп, молока и молочных продуктов, овощей; -санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком; -правила пользование электроплитой; -определения доброкачественности продуктов и сроков их хранения; -правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него; №9 Определение срока годности продуктов питания №7 Подобрать моющие средства для стирки изделий из х/б и шелковых тканей; Стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей №8 Утюжка фартуков, косынок, салфеток. Раздел «Питание» 12 часов 9 Гигиена питания 2 10 Меню ужина Сервировка стола к ужину 2 11 Первичная и тепловая обработка картофеля. 2 12 Приготовлени е каши 2 Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него. Определение доброкачественности продуктов, срока годности Презентация Режим питания Приготовление пищи на ужин. (разнообразные меню ) .Сервировка стола к ужину. Презентация Приготовление блюд из картофеля и других овощей. Способы первичной и тепловой обработки картофеля. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользование электроплитой видео Приготовление блюд из круп. Презентация Способы первичной и тепловой обработки круп. Технология приготовления каши на молоке и УДУ: №10 Составление меню на ужин. №11 Сервировка стола на ужин. №12 Варка картофеля №13 Приготовление каши на молоке и 13 Блюда из макарон 2 14 Молоко и молочные продукты 2 15 Семья 2 2 16 Поведение в общественн ых местах каши на воде. Работа по технологической карте приготовление каши. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользование электроплитой Приготовление блюд из макаронных изделий. Знакомство с макаронными изделиями. Способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий Работа по технологической карте. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользование электроплитой Видео Презентация Молочные продуты в рационе питания. Приготовление блюд из молока и молочных продуктов. Способы первичной и тепловой обработки молока и молочных продуктов технология приготовления запеканки. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользование электроплитой -отварить макаронные изделия; -варить кашу на воде и молоке; -отварить картофель и готовить пюре; -готовить запеканки из овощей и творога; -оформлять готовые блюда; -сервировать стол к ужину с учётом различных меню . на воде, с маслом. Оформление готового блюда №14 Приготовление макарон отварных с маслом Оформление готового блюда №15 Приготовление запеканки из творога. Оформление готового блюда Раздел «Семья»2 часа Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст. Место работы членов семьи. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т.д.) Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. Правила поведения в семье; Презентация Учащиеся должны иметь представление о -понятии «семья»; -составе семьи; -распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. УДЗ: -состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников; -место работы и должность родителей; -правила поведения в семье; №16 Рассказ о своей семье Распределение хозяйственнобытовых обязанностей в семье УДЗ: -правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях; -поведение при посещении массовых №17 Сюжетно -ролевая игра «Я в театре» Раздел «Культура поведения» 2 часа Поведение в общественных местах(кино, театре, музее, библиотеке) Поведение при посещении массовых мероприятий. Презентация мероприятиях. УДУ -культурно вести себя в театре, залах музея, читальном зале; -правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятии. Раздел «Жилище» 8 часов Гигиена жилья 2 Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. Презентация 18 Повседневна я уборка жилья. 2 Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки . Пылесос. Санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами. Презентация 19 Цветы в доме 2 Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход) Видео Чистый пол 2 Уход за полом. Средства по уходу за полом в зависимости от покрытия. Видео 17 20 УДЗ: -гигиенические требования к жилому помещению; -правила организации рабочего места школьника; -правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; -санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом; -назначение комнатных растений, уход и допустимое количество их в квартире. УДУ: -производить сухую и влажную уборку помещения; -чистить ковры, книжные полки, батареи; -ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства; -ухаживать за комнатными растениями. №18 Организации рабочего места школьника. УДЗ: -Основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе; -виды междугороднего транспорта; -стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового, единого и проездного №22 Выбор рационального маршрута до магазина «ДИКСИ», до станции №19 Сухая и влажная уборка помещения. Пользование пылесосом и уход за ним. №20 Уход за комнатными растениями : полив, опрыскивание, пересадка №21 Мытьё полов С применением химические средства. Чтение инструкции. Раздел «Транспорт» 6 часов 21 Виды 2 транспортны х средств Основные транспортные средства Пользование городским транспортом .Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты) Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты Презентация 22 Пригородны е поезда 2 Экскурсия на Ж/Д станцию 2 23 Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты билетов); -порядок приобретения билетов и талонов и компостирование талонов. УДУ: -выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу; -ориентироваться в расписании движения пригородных поездов, определять направления и зоны; -пользоваться кассой - №23 Ориентировка в расписании движения поездов автоматом при покупке билета на пригородные поезда. Раздел «Торговля» 4 часа 24 25 Виды специализир ованных магазинов и их назначение Экскурсия в магазин 2 Средства связи их назначение 2 Продовольственные магазины и их отделы.. Виды специализированных продовольственных магазинов. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров. Составить план покупок к ужину, с учетом различных меню. Презентация 2 УДЗ: -основные виды продовольственных магазинов, их отделы; -виды специализированных продовольственных магазинов; --виды и стоимость различных товаров; -порядок приобретения товаров. УДУ: -подбирать продукты к ужину с учетом различных меню; -обращаться к продавцу, кассиру. Раздел «Средства связи» 4 часа 26 Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). Презентация Учащиеся должны иметь представление о -назначении основных средств связи; -порядке отправки писем, посылок, бандеролей, денежных переводов. Сюжетно-ролевая игра « Я покупатель» Упражнения в обращении к продавцу, кассиру №24 Подобрать продукты к ужину с учетом различных меню 27 Виды писем. 2 Виды писем ( закрытое, открытое, простое, заказное). Порядок отправления писем, различных видов. Стоимость пересылки. Написание адреса и индекса на конверте Презентация 28 Экскурсия на почтутелеграф 2 Телеграф, виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных бланков Составление текста телеграмм Видео 29 Медицински е учреждения 2 30 Виды медицинско й помощи 2 Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений( врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптеки) Презентация Виды медицинской помощи: доврачебная., «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Использование различных видов медицинской помощи Видео Телеграмм. УДЗ: -основные средства связи; виды почтовых отправлений; -стоимость почтовых услуг при отправке писем различных видов; -виды телеграфных услуг. УДУ: -находить по справочнику индекс предприятий связи; -записывать адреса с индексом на конвертах; -составлять различные тексты телеграмм; -заполнить телеграммные бланки. №25 Написание адреса и индекса на почтовом конверте №26 Составление текста телеграммы, заполнение телеграфных бланков Раздел «Медицинская помощь» 6 часов Учащиеся должны иметь представление о -назначении поликлиники, аптеки, диспансера, больницы; -порядке записи к врачу, о порядке вызова врача на дом; -отличии медицинского обслуживания на дому от амбулаторного приема и амбулаторного лечения от стационарного. УДЗ: -виды медицинской помощи; -функции основных врачейспециалистов. УДУ: -записываться на прием врачу; -вызвать врача на дом; -приобретать лекарства в аптеке. Раздел «Учреждения, организации и предприятия» 4часа 31 Дошкольные и школьные 2 Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, школа, дом детского творчества). Их УДЗ: -виды детских учреждений и их №27 Вызов «скорой помощи», запись на прием к врачу, вызов врача на дом 32 33,34 учреждения Экскурсия в ДДТ Обобщение пройденного материала. Проверочная работа 2 назначение. Презентация Знакомство с ДДТ. Адрес местного дома детского творчества: какие кружки, секции в нем имеются . Правила поведения в общественных местах 2 Видео назначение; -адрес местного дома детского творчества: какие кружки, секции в нем имеются УДУ: -правильно общаться к работникам дома детского творчества, игротеки и т.д.; -правильно вести себя во время игры, просмотра фильма или журнала в читальном зале; -соблюдать правила поведения в школе. №29 Упражнения в обращении к работникам ДДТ Методическая литература 1 Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика) 2 Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика). 3 Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с. - (Коррекционная школа). 4 Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2002. - 79 с. (Методическая библиотека). 5 Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл.