ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. _____________Н.Н. Козырь Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса (вариант 1) учебного предмета «Основы социальной жизни» (Образовательная область «Человек и общество») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Гылка Людмила Евгеньевна г. Нелидово 2024г Пояснительная записка Рабочая программа по ОСЖ в 5 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно- методических документов 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Программа по ОСЖ является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОСЖ. Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, собствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся. Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме. -коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности); -развитие коммуникативной функции как непременное условие социальной адаптации. Занятия по ОСЖ проводятся в кабинете, обеспечивающем выполнение всех видов теоретических и практических работ, предусмотренной программой. Задачи предмета социально – бытовая ориентировка: -формирование знаний, умений, навыков сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни: Планирование коррекционной работы ОСЖ в 5 классе № п/п 1 Разделы Коррекционная работа «Личная гигиена» Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. 2 «Торговля» Развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание при знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров. 3 «Одежда обувь» 4 «Жилище» 5 «Питание» 6 «Культура поведения» «Транспорт» 7 и Развивать логическое восприятие при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению. Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. Развивать мелкую моторику рук и эстетическое восприятие при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке кухонного стола. Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками. Развивать осознанное восприятие в процессе знакомства с городским транспортом и правилами поведения в нем. Основное содержание предмета, практические работы по ОСЖ 5 класс(68ч,2ч в неделю) Разделы Краткое содержание «Введение» Беседа о цели, содержании и значении предмета СБО. Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно - гигиенических требований на занятиях «Личная гигиена»-6ч Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Типы волос и пользование шампунем в соответствии с типом волос. Здоровье и красота прически Гигиена зрения и слуха, гигиена чтения. Как смотреть телевизор. Практические работы Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, ушей, чистка зубов, Выполнение вечернего туалета, Подбор моющего средства в соответствии с типом волос. Подбор расчески, прически причесывание волос Измерение расстояния от книги до глаз, от телевизора до зрителя. Установка настольной лампы Чистка ушей «Одежда и обувь»-10ч Виды одежды и обуви и головных уборов. Классификация одежды по сезонам (верхняя одежда, легкое платье.) Одежда повседневная, праздничная, спортивная. Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой. Предупреждение загрязнения, сушка мокрой одежды. Подготовка к хранению одежды. Правила, приёмы и средства ухода за обувью Правила и приёмы сушки мокрой обуви. Подготовка к хранению обуви. Практические работы Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты ит.д.).значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место приготовления пищи и его оборудование. Кухонные принадлежности и приборы. Правила пользования и ухода за ними.. Кухонные приборы, принадлежности и посуда. Правила пользования и уход за ними. Химические средства по уходу за посудой. Приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды .Яйца отварные, яичница, и омлет. Приготовление салата, винегрета. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку. Практические работы Приготовление бутербродов, салата, винегрета, яичницы, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к завтраку. Чистка и мытьё кухонных принадлежностей и посуды «Питание»-20ч «Культура поведения»-8ч «Жилище»-6ч Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за столом. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. Почтовый адрес дома, школы. «Транспорт»-6ч «Торговля»-8ч Практическая работа Заполнение почтового адреса на открытках. Наземный городской транспорт. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Экскурсии Коллективные поездки в транспорте. Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в продовольственный магазин Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: - Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; - Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; - Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, - творческого отношения к домашнему труду; -Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; -Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь; - формирование у обучающихся знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, -социализация обучающихся; - подготовка обучающихся к самостоятельной жизни. - формирование и совершенствование у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Предметные результаты: Минимальный уровень: - Обучающиеся должны уметь прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами. - Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение. - Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду. - Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. - Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросом к взрослым. - Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении. - Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения. - Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли. Достаточный уровень: -Обучающиеся должны уметь самостоятельно прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами. - Без напоминания взрослых самостоятельно совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение. - Самостоятельно различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду. - Без руководства взрослых следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. - Знать правила хорошего тона, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросом к взрослым. - Уметь писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении. - Знать виды общественного транспорта, соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения. Самостоятельно выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ОСЖ 5 класс. (68ч,2ч в неделю) № п/п 1 Дата прове дения урока Тема урока Кол-во часов Содержание, электрон. учебные материалы Вводное занятие 2 Беседа о цели, содержании и значении предмета социально-бытовой ориентировки. Особенности уроков . Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем.Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях. ЗУН УДЗ-( учащиеся должны знать). УДУ-( учащиеся должны уметь). Учащиеся должны иметь представление о предмете; назначение кабинета и правила поведения в нем. Практические работы №1 Знакомство с кабинетом, оформление тетрадей Раздел «Личная гигиена» 6 часов 2 Правила личной гигиены 2 3 Уход за волосами 2 4 Правила охраны зрения, уход за ушами. 2 Личная гигиена. Значение личной гигиены для здоровья человека Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета Личные вещи: носовой платок, зубная щетка, расческа, мочалка, полотенца, носки, трусики – только для индивидуального пользования. Содержание их в чистоте – залог здоровья Презентация Уход за волосами. Типы волос и пользование шампунем в соответствии с типом волос. Здоровье и красота прически Видео Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как смотреть телевизор. Уход за ушами. Презентация Учащиеся должны иметь представление -о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека УДЗ: -последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; -периодичность и правила чистки зубов; -периодичность и правила чистки ушей; -периодичность мытья головы -правила освещения рабочего места; -правила освещения помещения; -правила охраны зрения при чтении, просмотре телевизионных передач; УДУ: -совершать утренний туалет; - совершать вечерний туалет в определённой последовательности; -выбирать причёску и причёсывать волосы; №2. Выполнение утреннего и вечернего туалета:, мытье рук, лица, ушей, чистка зубов, Выполнение вечернего туалета, чистка ушей. №3 Подбор моющего средства в соответствии с типом волос. Подбор расчески, прически причесывание волос. №4 Измерение расстояния от книги до глаз, от телевизора до зрителя. Установка настольной лампы. Чистка ушей. Раздел «Одежда и обувь» 10 часов Значение одежды, головных уборов и обуви Назначение одежды Повседневный уход за одеждой 2 8 Уход за обувью 2 9 Уход за мокрой обувью. Подготовка к хранению обуви 2 5 6 7 2 2 Виды одежды , обуви и головных уборов Классификация одежды по сезонам (верхняя одежда, легкое платье) Видео Презентация Одежда повседневная, праздничная, спортивная, Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой. Предупреждение загрязнения, сушка мокрой одежды Презентация Правила, приёмы и средства ухода за обувью Правила и приёмы сушки мокрой обуви.. Видео Подготовка к хранению одежды Подготовка к хранению обуви Видео Учащиеся должны иметь представление -почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте; -как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов. УДЗ: -виды одежды и обуви; -правила ухода за одеждой и обувью. УДУ: -подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону; -различать одежду и обувь в зависимости от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная); -сушить мокрую одежду; -чистить одежду; -подбирать крем и чистить кожаную обувь; -чистить замшевую и текстильную обувь; -сушить мокрую обувь; -подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению №5 Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды №6 Чистка и сушка кожаной обуви. Чистка обуви из замши и текстиля. Раздел «Питание» 20 часов 10 11 12 Значение питания 2 Место приготовления пищи Посуда и приспособления . Правила мытья посуды 2 2 Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты ит.д.).значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Презентация Место и условия приготовления пищи. Санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи Кухонные принадлежности и приборы, посуда Правила пользования и ухода за ними. Химические средства по уходу за посудой Презентация Учащиеся должны иметь представление о -значении продуктов питания для здоровья человека; -витаминах, содержащихся в основных продуктах УДЗ: -виды бутербродов №7 Экскурсия по кухне и кухонным шкафам №8 Чистка и мытьё кухонных принадлежностей и посуды Приготовление завтрака 2 14 Сервировка стола к завтраку с учетом меню 2 15 Бутерброды. 2 16 Блюда из яиц 2 17 Яичница, Омлет. 2 18 Салат. 2 Общие правила приготовления салатов. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом 19 Винегрет. 2 Приготовление винегрета. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом. Видео 13 Приготовление завтрака .Различные меню завтрака. Секреты заваривания настоящего чая. Инструктаж по технике безопасности при работе с кипятком, электрочайником. Правила сервировки стола к завтраку. Назначение посуды и приборов. Назначение салфеток в сервировке и трапезе. Видео Простые и комбинированные , горячие и холодные бутерброды. Правила пользования ножом, плитой. Презентация Способы приготовления яиц. Яйца отварные, яичница и омлет. Работа с технологическими картами Инструктаж по технике безопасности работа с электроприборами Презентация Приготовление яичницы и омлета .Работа по технологической карте Инструктаж по технике безопасности работа с электроприборами Видео -различные меню завтрака - санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи -правила заваривания чая -правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником -правила сервировки стола к завтраку; -санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой УДУ: -резать ножом продукты для бутербродов; -отваривать яйца, жарить яичницу и омлет; -нарезать вареные овощи кубиками и соломкой; -накрывать на стол с учетом конкретного меню; -мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду; - пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам; №9 Заваривание чая №10 Сервировка стола к завтраку №11 Приготовление бутербродов №12 Упражнение в приготовление отварных яиц №13 Упражнение в приготовление яичницы, омлета. №14 Упражнение в нарезке овощей соломкой. Приготовление салата. №15 Упражнения в нарезке овощей кубиками Приготовление винегрета Раздел «Культура поведенияе» 8 часов 20 Красота- родная сестра здоровья 2 21 О культуре поведения 2 Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя Видео Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании УДЗ: -требования к осанке при ходьбе, положении сидя и стоя; -правила поведения при встрече и расставании; №16 Упражнения в речевом Вежливые слова. Презентация 22 Правила общения 2 23 Правила поведения за столом 2 Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками речевой этикет при обращении с просьбой и вопросом к старшим и сверстникам Видео Правила поведения за столом во время приема пищи (пользоваться столовыми приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу) Видео -формы обращения с просьбой, вопросом; -правила поведения за столом; УДУ: -следить за своей осанкой; -принимать правильную позу в положении сидя и стоя; -следить за своей походкой и жестикуляцией; -правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками(мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях; -вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам, взрослым; -тактично и вежливо вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу) этикете при встрече и расставании. Тренинг: тон. УДЗ: -виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; -почтовый адрес своего дома и школыинтерната УДУ: -писать адреса на почтовых открытках №19 Зарисовка в тетради городской многоэтажки и сельской усадьбы №17 Упражнения в речевом этикете №18 Упражнения в умении пользоваться столовыми приборами Раздел «Жилище» 6 часов 24 2 Виды жилых помещений в городе и деревне Презентация 2 Жилой дом, интернатские помещения, Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления Почтовый адрес дома и школыинтерната Видео Виды жилых помещений 25 Мой дом 26 Почтовый адрес 2 №20 Заполнение почтового адреса на открытке Раздел «Транспорт» 6 часов 27 2 Виды транспортных средств 28 Экскурсия по р.п.Сузуну в городском 2 Наземный городской транспорт Поведение в транспорте, поведение на улице(правила посадки, покупки билета, поведение в салоне при выходе на улицу Видео Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). Видео УДЗ: -наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; -варианты проезда до школы различными видами транспорта; -количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут; Сюжетно-ролевые игры: посадка в автобус, покупка билета, выход из автобуса транспорте 29 2 Правила дорожного движения Правила дорожного движения , знаки дорожного движения Правила передвижения на велосипеде Видео -правила передвижения на велосипеде. УДУ: -соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу); -соблюдать правила дорожного движения. №21 Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе.(Пешеходная дорожка; Движение пешеходов запрещено; Осторожно дети. И др.) Раздел «Торговля» 8 часов 30 Виды магазинов, их значение 2 Виды торговых предприятий: продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их значение для жизни людей. Презентация 31 Продуктовые магазины 2 32 Продукты для завтрака 2 Порядок приобретения товаров а продовольственных магазинах .Виды отделов в продовольственных магазинах Презентация Правила покупки товаров в продовольственных магазинах Видео 33 Экскурсия в продовольствен ный магазин 2 34 Проверочная работа 2 стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака УДЗ: -основные виды магазинов, их назначение; -виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них; -стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака. УДУ -выбрать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню; -оплачивать покупку; -соблюдать правила поведения в магазине. №22 Упражнение в выборе продуктов для приготовления завтрака с учетом конкретного меню №23 Упражнение в соблюдении правил поведения в магазине Методическая литература 1 Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика) 2 Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика). 3 Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с. - (Коррекционная школа). 4 Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2002. - 79 с. (Методическая библиотека). 5 Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл.