5 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
Руководитель МО:
__
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина ___________Н.Н. Козырь
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
5 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Природоведение»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна

г. Нелидово
2024г

1

−

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ........................................................................9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....................................................13

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
программа

адаптированная

определяет

«Природоведение». Цель
обучающихся

к

цель

и

основная
задачи

общеобразовательная
учебного

предмета

обучения - расширить кругозор и подготовить

усвоению

систематических

биологических

и

географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
3

−
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство
с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам
объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп
объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
Личностные результаты:
− интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
4

− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
−

развитие этических чувств, проявление доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой
и неживой природы;
− установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному
отношению к природе и другим материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)
на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека;

5

−
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы

6

и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм
в отношении изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися с
умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Природоведение» в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.

7

−
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
−

правильно

раскрытое

содержание

понятий,

закономерностей,

биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
−

правильное использование рисунков, гербариев, натуральных

объектов и других источников знаний,
− самостоятельный ответ,

с

опорой

на

ранее

приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;
умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного

материала,

соблюдение

основных

правил

культуры

письменной и устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований

программы,

затруднение

при

самостоятельном

воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы;
8

− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка «2» - не ставится
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле
страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования
космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении
Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в
природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с
оболочками Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают
основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы
предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и
видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны

(например,

Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,

9

−
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и
их нахождения на географической карте.
Основными
природоведения

организационными
являются:

формами

фронтальная,

работы

групповая,

на

уроке

коллективная,

индивидуальная работа.
При

проведении

уроков

природоведения

предполагается

использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет,

а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

(рассказ

10

с

включением

в

него

элементов

сопровождающегося демонстрацией

беседы

или

объяснения,

опытов);

− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют

при

проведении

лабораторных

и

практических

работ,

предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой
природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее

незнакомых слов; закрепление и уточнение

значений слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное
чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и

и объяснительное

выполнение заданий,

направленных на формирование умений анализировать

прочитанное,

устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять
главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя
слова для справок;

11

− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
п/п
1.

Контрольные
работы

Введение

Количество
часов
2

2.

Вселенная

6

1

3.

Наш дом-Земля:

3.1

Воздух

8

1

3.2

Полезные ископаемые

14

1

16

1

6

1

4.

Поверхность суши. Почва
Есть на земле страна Россия

14

1

5.

Повторение по курсу «Неживая природа»

2

1

68

7

3.3
3.4

Название раздела

Вода

Итого:

12

III.
№

Тема предмета

Колво
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Введение - 2 часа
1

Вводный урок Что
такое
природоведение?

1

2

Предметы и явления
неживой и живой
природы

1

Знакомство с учебным
предметом «Природоведение».
Формирование
представлений о предметах и
явлениях, которые изучаются
на уроках природоведения
Знакомство с предметами и
явлениями живой и неживой
природы.
Формирование умения
дифференцировать предметы и
явления живой и неживой
природы

Узнают природные явления на
иллюстрациях и фотографиях,
относят объекты к живой или
неживой природе; называют
природные предметы и явления

Выделяют
существенные
признаков объектов природы,
относят предметы к природе,
называют природные явления

Узнают объекты неживой
природы на иллюстрациях и
фотографиях, относят объекты к
живой или неживой природе;
называют изученные объекты
живой и неживой природы
Дописывают слова,
обозначающие явления
природы, в тетради

Выделяют существенные
признаки объектов живой и
неживой природы, относят
объекты к живой или неживой
природе, устанавливают
взаимосвязи между живой и
неживой природой.
Выполняют задание в рабочей
тетради: заполняют таблицу
«Предметы и явления живой и
неживой природы»

Вселенная - 6 часов
3

Небесные тела:
планеты, звезды

1

Знакомство с небесными
телами: звёзды, Солнце,
планеты.

Называют изученные небесные
тела. Относят небесные тела к
разным группам на основании
признаков с помощью учителя

Называют изученные
небесные тела (звезды, Солнце,
планеты) и их признаки.
Относят небесные тела к
разным группам на основании

13

признаков

4

Солнечная система.
Солнце

1

5

Исследование
космоса. Спутники.
Космические корабли

1

6

Полеты в космос

1

Формирование представления
о Солнце как центре
Солнечной системы, о
значении Солнца для жизни на
Земле. Формирование умения
давать краткую
характеристику планетам
Солнечной системы

Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты, планета
Земля, Солнечная система – и их
основные признаки.
Рассматривают на рисунке
строение Солнечной системы.
Выписывают названия планет

Называют изученные небесные
тела – звезды, Солнце,
Солнечная система, планета
Земля, 2–3 другие планеты
Солнечной системы – и их
признаки; называют объекты,
которые входят в состав
Солнечной системы.
Сравнивают небесные тела,
делают вывод, чем звезды
отличаются от планет,
записывают в таблицу
Ознакомление обучающихся с Узнают искусственные спутники Узнают и называют
исследованиями космоса и их
и космические корабли на
искусственные спутники и
значением для человечества
иллюстрациях и фотографиях,
космические корабли,
называют изученные объекты
называют их назначение.
Показывают на картинках и
называют какие приборы люди
используют для исследования
космоса
Ознакомление обучающихся с Называют первого космонавта
Называют фамилии первых
исследованиями космоса,
Ю. А. Гагарина, первую
космонавтов
формирование представления о женщину-космонавта В.В.
(Ю. А. Гагарин,
полетах человека в космос и
Терешкову, подписывают
В. В. Терешкова), имеют
первых космонавтах
фамилии на рисунках в рабочих представления о современных
тетрадях
полетах в космос и их

14

7

Смена дня и ночи

1

8

Смена времен года.
Сезонные изменения
в природе

1

значении, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях; подбирают
проверочные слова к новым
терминам
Формирование представлений Называют части суток.
Называют части суток, их
о суточном вращении Земли и Перечисляют причины смены
признаки и причины смены дня
дня и ночи (с опорой на
смене дня и ночи.
и ночи.
учебник); выбирают и
Подчеркивают название частей
подчеркивают правильный ответ суток, подбирают обобщающее
в рабочей тетради; подписывают слово в рабочих тетрадях
на рисунках
время суток
Формирование представлений Определяют времена года на
Называют признаки времен
года, осуществляют
иллюстрациях и фотографиях,
о годовом движении Земли
классификацию времен года на
называют
изученные
времена
вокруг Солнца, смене времен
основании основных
года и их основные признаки.
года
признаков.
Подписывают на рисунках
Называют причины смены
названия месяцев
времен года. В рабочих
тетрадях показывают
стрелками в какие время года
происходят природные
явления
Наш дом - Земля - 44 часа

15

Планета Земля.
Оболочки Земли

1

Закрепление знаний о
Солнечной системе.
Формирование представления о
Земле как планете, отличие
Земли от других планет
Солнечной системы

Называют планету Земля и ее
основные оболочки – вода,
суша, воздух.
Вставляют в текст в рабочей
тетради пропущенные слова,
используя слова для справок

Узнают, чем Земля отличается
от других планет Солнечной
системы. Называют спутники
Земли.
Описывают форму
Земли и называют основные
оболочки
Земли
(твердая,
воздушная, водная).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Чем образованы
оболочки Земли?»

10.

Воздух. Воздух и его
охрана. Значение
воздуха для жизни на
Земле

1

Формирование представлений
о воздухе. Уточнение и
обобщение знаний о значении
воздуха для человека,
животных и растений
Формирование представления
о мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха

Рассказывают
о
значении
воздуха для растений, животных
и человека, о мероприятиях,
проводимых с
целью охраны чистоты воздуха

Называют газы, которые входят
в состав воздуха и
рассказывают о его значении, о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха.
Проводят опыты «Как
почувствовать и увидеть
воздух?»

11

Свойства воздуха

1

Формирование в процессе
демонстрации опытов
представления о свойствах
воздуха (прозрачность,
бесцветность, упругость,
теплопроводность) и об
использовании этих свойств в
быту

Называют свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя
слова для справок

Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воздуха; знают свойства
воздуха и использование их в
быту.
Рассматривают рисунок в

9

16

12.

13

Давление и движение
воздуха

Температура воздуха.
Термометр

1

1

Формирование представления о Составляют
рассказ
по
свойствах (упругость, сжатие) картинкам об использовании
и движении воздуха
свойств
воздуха
в
быту
(накачивание шин, матрасов,
игрушек).
Выполняют задание в рабочей
тетради: «Составить и записать
предложения из перепутанных
слов»

рабочей тетради и составляют
рассказ, используя опорные
слова
Описывают свойства воздуха
(упругость, сжатие, теплый
воздух поднимается, холодный
опускается);
называют свойства воздуха с
опорой на иллюстрации или
демонстрируемый опыт; умеют
использовать свойства воздуха
в быту.

Проводят опыт и отвечают на
вопрос: как определить
движение воздуха?
Формирование представления Узнают термометр на
Узнают термометр в
естественных условиях, имеют
о термометре и его устройстве, иллюстрациях и фотографиях,
читают
записанную
температуру
представление о назначении
формирование умения
термометра; умеют читать
измерять температуру воздуха, воздуха; понимают
положительные (со знаком
показание термометра; умеют
читать показания термометра
плюс) и отрицательные (со
использовать показание
знаком минус) показания
термометра в повседневной
температуры.
жизни (одежда – температура
Рассматривают рисунки в
воздуха).
рабочей тетради, подписывают, Записывают в тетрадь с
какую температуру показывают помощью цифр и знаков
термометры
показания термометра

17

14.

Движение воздуха в
природе. Ветер

1

Формирование представлений
о движении воздуха – ветре,
силе ветра и использовании
ветра человеком

Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления об использовании
силы ветра человеком.
В рабочей тетради отвечают на
вопрос: что может ветер?
Вставляют недостающие слова

15

Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение

1

Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
кислорода и его свойствах:
значение кислорода, свойства
кислорода

Называют свойства кислорода,
относят кислород к газам,
входящим в состав воздуха;
знают значение кислорода для
человека, животных и растений.

16

Состав воздуха.
Углекислый газ и
азот

1

Формирование представлений
о составе воздуха, о значении
углекислого газа и азота и их
свойствах

Рассказывают о движении
воздуха разной силы (ветер,
ураган, шторм), называют
причины появления ветер.
Выписывают из словаря в
учебнике определения слов
«ветер», «ураган»

Называют газы, входящие в
состав воздуха; знают свойства
кислорода и наличие
представлений об
использовании свойств
кислорода в быту, хозяйстве и
промышленности.
«Состав Заполняют схему «Состав
помощь воздуха»

Заполняют
схему
воздуха», используя
учителя
Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый газ,
азот), относят углекислый газа и
азот к газам, входящим в состав
воздуха.
Рассматривают
диаграмму
«Состав
воздуха»
и
подписывают названия газов,
используя предложенный текст

Называют газы, входящие в
состав воздуха, знают свойства
углекислого газа, роль
углекислого газа в жизни
растений и имеют
представления об
использовании свойств
углекислого газа в быту,
хозяйстве и промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Свойства газов»

18

17

Значение и охрана
воздуха

1

Формирование представлений
о значении воздуха, его роли в
жизни растений, животных и
человека. Знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны
воздуха

Имеют
представления
о
значении чистого воздуха и
мерах, принимаемых для его
защиты.
Составляют рассказ по рисункам
«Как человек
использует воздух»

Рассказывают о роли воздуха
для жизни на Земле;
устанавливают (с помощью
учителя) зависимость между
чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и
человека; соблюдают в быту
меры по охране воздуха,
правила здорового образа
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»

18.

Значение воздуха для
жизни на Земле и его
охрана

1

Обобщение и систематизация
понятия о воздухе, его составе,
свойствах и значении для
человека, растений и
животных

Имеют
представления
о
значении чистого воздуха для
жизни на Земле и мерах,
принимаемых для его защиты

Рассказывают о составе
воздуха, свойствах воздуха,
роли воздуха для жизни на
Земле; устанавливают (с
помощью учителя)
зависимость между чистотой
воздуха и жизнью растений,
животных и человека; знают и
соблюдают в быту меры по
охране воздуха, правила
здорового образа жизни

19

19

Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи

1

Формирование представления о Имеют
представление
о
полезных ископаемых, их
назначении
полезных
видах и значении
ископаемых.
Заполняют схему «Полезные
ископаемые» в рабочей тетради

20

Гранит, известняк

1

Формирование представления о
полезных ископаемых,
используемых в строительстве
– граните, известняке

Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях
(мел,
мрамор,
гранит); называют изученные
полезные ископаемые; относят
полезные ископаемые к группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении данной группы
полезных ископаемы.

Называют полезные
ископаемые; выделяют
признаки полезных
ископаемых; относят полезные
ископаемые к разным группам
(твердые, жидкие,
газообразные; горючие,
негорючие).
Заполняют схему «Полезные
ископаемые» в рабочей
тетради. Приводят примеры
Узнают и называют
представителей полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют
признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют
полезные ископаемые,
известные из других

Выполняют задание в рабочей источников, объясняют свое
тетради: соединяют стрелкой решение.
название
полезного Показывают в коллекции
ископаемого с его
полезные ископаемые: гранит,
характеристикой
известняк; зачитывают их
описание на карточках

20

21

Песок, глина

1

22

Горючие полезные
ископаемые. Торф

1

Формирование представления о
полезных ископаемых,
используемых в строительстве
– песке, глине

Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях
(песок,
глина);
называют изученные полезные
ископаемые; относя полезные
ископаемых
к
группе,
используемых в строительстве;
имеют
представление
о
назначении данной группы
полезных ископаемых.
Рассматривают
рисунки
и
рассказывают, что производят
из песка и глины; дописывают
предложения
Формирование представления о Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
горючих полезных
коллекциях (торф); называют
ископаемых. Формирование
изученные
полезные
представления о торфе
ископаемые, относят торф к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
назначении торфа.
Составляют рассказ по плакату
«Что получают из торфа»

Узнают и называют
представителей полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют
признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют
полезные ископаемые,
известные из других
источников; объясняют свое
решение.
Заполняют таблицу.
Сравнивают между собой песок
и глину
Узнают и называют
представителей горючих
полезных ископаемых;
выделяют признаки горючих
полезных ископаемых и торфа,
относят торф к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые, полезные
ископаемые, используемые в
качестве удобрений).
В рабочей тетради заполняют
схему «Горючие полезные
ископаемые»

21

23

Каменный уголь.

1

24

Добыча и
использование
каменного угля

1

Формирование представления о
горючих полезных
ископаемых. Формирование
представления о каменном угле

Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (каменный уголь);
называют изученные полезные
ископаемые; относят каменный
угль
к
группе
полезных
ископаемых.
Узнают
и
называют горючие полезные
ископаемые – каменный угль;
выделяют признаки каменного
угля; относят каменный угль к
группе полезных ископаемых и
горючих полезных ископаемых.
Используя
текст
учебника,
записывают свойства каменного
угля в рабочую тетрадь
Формирование представление о Относят каменный уголь к
группе полезных ископаемых;
каменном угле, способах
представление
о
добычи и значении каменного имеют
значении каменного угля.
угля
Подписывают
на
рисунках
способы добычи каменного угля

Узнают и называют горючие
полезные
ископаемые
–
каменный уголь; выделяют
признаки
каменного
угля;
относят каменный угль к
группе полезных ископаемых и
горючих
полезных
ископаемых.
Рассматривают
образец
каменного угля. Записывают в
рабочую тетрадь свойства
каменного угля. Заполняют
таблицу «Свойства каменного
угля»

Относят каменный уголь к
различным группам; с учетом
разных классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные
ископаемые), знают способы
добычи каменного угля.
Вставляют
в
текст
пропущенные слова «Добыча
каменного угля»

22

Называют
изученные
полезные ископаемые
(нефть); относят нефть к
группе полезных ископаемых.
Описывают свойства нефти:
заполняют пропуски в тексте,
используя слова для справок

25

Нефть: внешний вид
и свойства

1

Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представления о
нефти

26

Добыча и
использование нефти

1

Формирование представления о
Относят нефть к группе
нефти, способах добычи и значении полезных ископаемых; имеют
представление о значении
нефти
нефти.
Подчеркивают
правильный
ответ: в каком состоянии
находится нефть

27

Природный газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила обращения с
газом в быту

1

Формирование представления о
горючих полезных ископаемых.
Формирование представление о
природном газе, способах добычи и
значении природного газа.
Формирование умения соблюдать

Называют
изученные
полезные ископаемые
(природный газ; относят газ к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении природного газа;

Узнают и называют горючие
полезные ископаемые;
выделяют признаки нефти;
относят нефть к группе
полезных ископаемых и
горючих полезных
ископаемых.
Рассматривают пробирку с
нефтью и описывают ее
свойства, используя слова для
справок. Сравнивают
каменный уголь и нефть,
называют черты различия и
сходства
Относят нефть к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие
полезные ископаемые);
рассказывают о способах
добычи нефти.
Выписывают из словаря в
учебнике определения новых
слов
Узнают и называют горючее
полезное ископаемое –
природный газ; выделяют
признаки природного газа;
относят природный газ к
различным группам с учетом

23

правила безопасного пользование
газом в быту

называют (с
помощью учителя) правила
пользования газом в быту.
Подчеркивают на карточке
названия горючих полезных
ископаемых

28

Черные металлы.
Сталь. Чугун

1

Знакомство с черными металлами.
Формирование представления о
стали, чугуне, способах получения
и использовании в
промышленности и в быту

Называют черные металлы
(сталь, чугун), имеют
представление об
использовании черных
металлов.
Рассматривают рисунки,
подчеркивают названия
предметов, изготовленных из
металлов, используя помощь
учителя

29

Цветные металлы

1

Знакомство с цветными
металлами. Формирование
представления об алюминии и
меди, способах получения и
использовании в промышленности
и в быту

Называют цветные металлы;
имеют представление об
использовании цветных
металлов.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, используя слова для
справок: приводят примеры
цветных металлов, разделив
их на группы

разных классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные
ископаемые); знают способы
добычи газа.
Вставляют пропущенные
слова «Запомни правила
обращения с газом»
Узнают и называют черные
металлы – чугун и сталь;
знают способы получения
черных металлов; выделяют
признаки черных металлов,
свойства стали и чугуна.
Используя рисунки,
записывают в рабочую тетрадь
названия предметов,
сделанных из металлов
Узнают и называют цветные
металлы – алюминий, медь;
знают способы получения
цветных металлов; выделяют
признаки цветных металлов;
производят классификацию
цветных металлов (относят
алюминий, медь к металлам и
цветным металлам).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: приводят примеры

24

цветных металлов, разделив
их на группы

30

Благородные
(драгоценные)
металлы

1

Формирование представления о
благородных (драгоценных)
металлах. Формирование
представления о золоте, серебре,
платине, использовании в
промышленности и в быту

Называют благородные
(драгоценные) металлы;
имеют представление об
использовании благородных
(драгоценных) металлов.
Вставляют пропущенные
буквы в слова с названиями
благородных металлов,
составляют предложения с
этими словами

31

Охрана полезных
ископаемых

1

Формирование представления о
значении полезных ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны
полезных ископаемых

Называют полезные
ископаемые; знают о
необходимости охраны
полезных ископаемых.
Составляют рассказ по плану
и с опорой на предложения,
предложенные учителем об
охране полезных ископаемых

Узнают и называют
благородные (драгоценные)
металлы – золото, серебро,
платину; выделяют признаки
цветных металлов; производят
классификацию драгоценных
металлов (относят золото,
серебро, платину к металлам и
драгоценным металлам).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
правильные ответы, где
применяют драгоценные
металлы
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают способы
охраны полезных ископаемых.
Вставляют в текст карточки
пропущенные слова,
используя слова для справок

25

32

33

Полезные
ископаемые

Вода в природе. Роль
воды в питании
живых организмов

1

1

Обобщение и систематизация
знаний обучающихся о свойствах
полезных ископаемых.

Формирование представлений о
воде в природе и о значении воды
для растений и животных

Имеют
представления
о
полезных ископаемых, их
значении для людей.
Составляют устный рассказ
ободном
из
полезных
ископаемых по плану и
опорным предложениям

Узнают и называют полезные
ископаемые.
Проводят
классификацию
полезных
ископаемых.
Относят
полезные
ископаемые
к
различным
группам,
объясняют свой выбор;

знают свойства полезных
ископаемых, знают меры по
их охране.
Составляют устный рассказ
об одном из полезных
ископаемых по плану,
используя статью учебника
Рассказывают о воде в
Узнают на рисунках и
природе; о значении воды для фотографиях и называют воду
в разных формах
растений, животных,
существования в природе.
человека.
Подписывают рисунки,
Выполняют задание:
используя слова для справок:
рассматривают рисунки и
где встречается вода в
подписывают, кому для
природе; вставляют
жизни нужна вода
пропущенные слова в текст
карточки

26

34

Свойства воды

1

Формирование представлений о
свойствах воды.

Называют свойства воды
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов.
Заполняют схему
«Основные свойства воды»,
используя слова для справок;
подписывают рисунки,
записывают выводы в тетрадь
по проведенным опытам

35

Растворимые и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода

1

Формирование представлений о
свойствах воды, растворимых и
нерастворимых веществах

Рассказывают о свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы.
Описывают
опыты,
подписывают рисунки с
растворимыми
и
нерастворимыми в воде
веществами

Узнают и называют свойства
воды после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воды; записывают выводы по
проведенным опытам. знают
свойства воды и
использование этих свойств в
быту.
Заполняют схему «Основные
свойства воды»
Называют растворимые и
нерастворимые вещества;
узнают растворы в
естественных условиях и на
иллюстрациях и называют их;
имеют представления о
назначении растворов;
выделяют существенные
признаки питьевой воды,
используют полученные
знания при выполнении
практических работ (создание
растворов – сладкий водный
раствор, соленый водный
раствор). Заполняют таблицу
в рабочей тетради
«Растворимые и
нерастворимые в воде
вещества»

27

36

Прозрачная и мутная
вода. Очистка
мутной воды

1

Формирование представлений о
свойствах воды, чистой воде и
очистке воды

Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и на
рисунках. Называют признаки
мутной и чистой воды.
Выполняют задание:
выбирают правильный ответ
на вопрос и подчеркивают
его

Выделяют признаки чистой и
мутной воды; относят воду к
разным группам; используют
полученные знания при
выполнении практических
работ (очистка воды
отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном порядке по
проведению опыта по очистке
мутной воды

37

Три состояния воды.
Температура и ее
измерение

1

Формирование представлений о
различных агрегатных состояниях
воды:
твердое,
газообразное,
жидкое. Переход воды из одного
состояния в другое

Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном виде
и на рисунках.
Заполняют схему, используя
текст учебника «Состояние
воды в природе». Проводят
опыты под руководством
учителя по изучению свойств
трех состояний воды,
измеряют ее температуру с
помощью термометра

Выделяют признаки воды в
разных агрегатных
состояниях; устанавливают
зависимости между
температурой и состоянием
воды;
умеют использовать
полученные знания при
выполнении практических
работ совместно с учителем
(измерение температуры
воды).
Проводят опыты по изучению
свойств твердой, жидкой и
газообразной воды; измеряют
температуру воды

28

термометром; записывают
выводы в рабочую тетрадь
Узнают и называют состояния Узнают и называют состояния
воды в естественных
воды при нагревании и
условиях и на картинах;
охлаждении. Подписывают
выделяют существенные
рисунки, подчеркивают
правильный ответ на вопрос: признаки воды при
замерзании и нагревании;
что происходит с водой при
умеют использовать
нагревании, охлаждении,
полученные знания в быту.
замерзании
Записывают выводы в рамку в
рабочую тетрадь: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении и
замерзании

38

Расширение при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании

1

Формирование представлений об
изменении состояния воды под
воздействием температуры

39

Свойства воды.
Лабораторная работа

1

Формирование умения применять
знания о свойствах воды на
практике, выполнять практические
действия под контролем учителя

Выполняют лабораторные
работы совместно с учителем;
называют свойства воды
после проведения опыта

40

Работа воды в
природе

1

Формирование представлений о
работе воды в природе и
изменениях, которые происходят
под влиянием воды

Узнают и называют
последствия работы воды –
оврагов, пещер, наводнений;
подписывают слова на
рисунках

Выполняют лабораторные
работы под контролем
учителя;
прогнозируют результаты
опытов, описывают
результаты опытов; делают
выводы о свойствах воды
Устанавливают
взаимозависимости между
явлениями природы (работа
воды и форма поверхности);
называют по рисункам и
подписывают овраги, пещеры,

29

41

Значение воды в
природе.
Использование воды
в быту,
промышленности и
сельском хозяйстве

1

Формирование представлений о
значении воды для человека,
знакомство с мерами,
принимаемыми для охраны воды

42

Вода в природе

1

Изучение значения воды в
Называют разные состояния
воды;
узнают их на
природе. Формирование
представлений о круговороте воды иллюстрациях: дождь, пар,
облака, тучи.
в природе
Рассматривают схему
круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова

Знают значения воды для
жизни человека; называют
(совместно с учителем)
правила охраны воды в быту
(выключать воду, плотно
закрывать кран). Составляют
рассказ по картинкам «Как
используют воду в сельском
хозяйстве»

ущелья
Рассказывают о мерах,
принимаемых для охраны
воды; применяют знания об
охране воды на практике.
Вставляют пропущенные
слова в текст карточки.
Приводят свои примеры,
используя слова- помощники.
Пересказывают написанный
текст
Составляют рассказ по
картинкам о состоянии воды
на разных этапах ее
круговорота; устанавливают
причинно-следственные
зависимости. По схеме
называют изменения в
природе во
время круговорота; вставляют
в текст пропущенные слова

30

43

Воды суши: ручьи,
реки

1

Формирование представлений о
водах суши: ручьях и реках.
Правила поведения у водоёмов

Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки с помощью
учителя. Называют правила
поведения
у
водоемов.
Подчеркивают правильный
ответ в тексте; почему нельзя
пить воду из водоемов

Рассказывают
об
образовании рек и ручьёв.
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки. Называют
правила
поведения
у
водоемов.
Выполняют задание в рабочей
тетради:
подчеркивают правильный
ответ в тексте «Воды суши»

44

Озера, болота, пруды

1

Формирование представлений о
водах суши: озера, болота, пруды

Узнают озера, болота, пруды
на иллюстрациях и
фотографиях; называют
изученные объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом. Записывают в
тетрадь названия рыб,
которые водятся в водоемах

Рассказывают о внешнем виде
озер, болот, прудов,
водохранилищ и образовании
изученных водоемов, о
значении изученных
водоемов; умеют
устанавливать простейшие
причинно-следственные
зависимости.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом; обосновывают
свой вывод. Сравнивают
водоемы, называют
отличительные их признаки.

31

45

Моря и океаны

1

Формирование представлений о
морях и океанах и их
использовании

46

Охрана воды

1

Формирование представлений об
охране воды и мерах,
принимаемых по охране водоемов

47

Равнины, холмы,
овраги

1

Формирование представлений о
формах поверхности Земли,
внешнем виде равнин, холмов,
оврагов и их использовании
человеком

На основании сравнения
заполняют таблицу
Узнают моря и океаны на Рассказывают о внешнем виде
иллюстрациях и
морей и океанов, их основных
признаках, о значении
фотографиях;
изученных водоемов.
называют
изученные
Заполняют таблицу в рабочей
объекты;
тетради «Использование воды
рассказывают
об
человеком»; составляют
использовании
рассказ по схеме «Значение
изученных водоемов.
моря для человека»
Рассматривают
рисунки
в рабочей
тетради,
подписывают названия морей
и океанов
Рассказывают об
Составляют рассказ о мерах,
использовании воды;
принимаемых для охраны
составляют предложения,
водоемов; применяют знания
используя опорные слова;
об охране воды на практике.
раскрашивают опорные
Составляют памятку «Правила
сигналы для плаката по
поведения у водоемов»;
охране воды
рисуют в тетради опорные
сигналы для плаката по
охране водоемов
Узнают и называют формы Выделяют существенные
поверхности
(равнины, признаки изученных форм
холмы,
овраги)
на поверхности суши; называют
иллюстрациях и фотографиях. холмы и овраги, известные из
Заполняют схему в рабочей личного опыта.
тетради «Поверхности суши», Заполняют схему в рабочей

32

используя помощь учителя

48

Горы

1

Формирование представлений о
формах поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа, жизнь и
занятия людей в горах

Узнают и называют горы на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Называют занятия людей,
живущих в горах.
Подписывают и раскрашивают
рисунки, как люди используют
горы

49

Почва – верхний слой
земли. Состав почвы

1

Формирование представлений о
почве, ее образовании. Знакомство
с составом почвы: перегной, песок,
глина, вода, воздух, минеральные
соли. Закрепление знания о роли
почвы в жизни растений

Рассказывают о назначении
почвы.
Называют
состав
почвы, опираясь на схемы и
иллюстрации. Рассказывают о
роли почвы в жизни растений.
Отгадывают
загадки
о
животных, которые обитают в
почве; подписывают их на
рисунках

тетради «Поверхности суши»,
соединяют стрелками
слова и предложения с
описанием оврага
Выделяют
существенные
признаки гор. Рассказывают
о занятиях людей в горах.
Устанавливают простейшие
зависимости между формой
поверхности
суши
и
занятиями населения.
Называют горы, известные из
личного опыта.
Сравнивают горы и холмы,
называю отличительные
признаки; заполняют схему их
строения
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Называют вещества,
входящие в состав почвы и их
значение. Заполняют схему в
рабочей
тетради «Состав почвы»

33

50

Разнообразие почв

1

Формирование представлений о
видах почвы:
черноземные,
глинистые, песчаные.
Знакомство с особенностями почв.

Называют виды почв (не
менее 2). Называют свойства
одного вида почв. Узнают по
описанию и подписывают на
рисунках виды почв

51

Основное свойство
почвы – плодородие.
Обработка почвы

1

Формирование представлений о
плодородии почвы, способах
обработки почвы и ее значении

Рассказывают об основном
свойстве почвы, о значении
обработки
почвы
для
получения урожая.
Подчеркивают
в
тексте
рабочей тетради название
основных
частей
почвы,
которые необходимы для
жизни растений

Называют виды почв и их
основные признаки; выделяют
существенные признаки
разных видов почв;
устанавливают связи между
разными видами почв и
растительностью; умеют
применять эти знания на
практике.
Выполняют задание:
соединяют стрелкой название
почвы с ее характеристикой
Называют способы обработки
почвы в зависимости от
сезона; имеют представления
о взаимосвязи обработки
почвы с ее плодородием;
умеют применять знания о
сезонной обработке почвы на
практике.
Делают вывод: почему
черноземная почва самая
плодородная

34

52

53

Охрана почвы

Место России на
земном шаре.
Знакомство с картой

1

1

Закрепление
представлений
о
значении почвы.
Охрана почв, меры, принимаемые
для охраны почв

Рассказывают
о
необходимости охраны почв и
некоторых мерах, которые
принимаются для защиты
почвы.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради. Обводят те,
на которых показано, как
человек заботиться о почве

Есть на Земле страна Россия- 14 часов
Формирование представлений о
Называют название своей
страны. Рассказывают, какие
России, размере территории,
формы поверхности есть в
климате, рельефе
России.
Рисуют Государственный флаг
России в тетради.
Подчеркивают
в
стихотворении
название
государства, в котором живут,
записывают его в
клеточки

Называют вредные
воздействия на почву: костры,
пожары, вырубка лесов,
бытовой мусор, химикаты,
вода, ветер; называют меры,
принимаемые для охраны
почв.
Обводят рисунки, на которых
показано, как человек
заботиться о почве,
обосновывают свой выбор

Называют особенности
климата и рельефа России;
узнают на карте России реки и
сушу (по цвету);
устанавливают
причинноследственные
зависимости между
территорией, солнечной
освещенностью и климатом.
Записывают в тетради свой
адрес

35

54

Моря
и
океаны,
омывающие берега
России

1

Знакомство с морями и океанами,
омывающими берега России

55

Горы и равнины на
территории нашей
страны

1

Формирование представления о
формах поверхности России:
равнины, горы

56

Реки и озера России

1

Знакомство с реками и озёрами
России. Знакомство с
крупнейшими реками России

Рассказывают,
что
территорию России омывают
теплые и холодные моря;
называют основные признаки
этих морей (лед, снег,
холодно,
тепло, солнце,
пляж).
Вставляют
в
текст
пропущенные слова с
названием океанов
Узнают на иллюстрациях
различные
формы
поверхности – горы, равнины;
рассказывают, что на
территории России находятся
горы и равнины.
Подчеркивают слова, которые
обозначают формы

Называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют их основные
признаки.
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
название моря с его
характеристикой

земной поверхности на
карточке
Узнают
на
иллюстрациях реки;
рассказывают,
что
на
территории России находятся
реки и озера; называют 1–2
реки России.
Подбирают
обобщающие

России, используя слова для
справок
Называют реки и озера
России: 3–4 названия,
называют их основные
признаки.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Реки и озера России»

Называют горы и равнины
России: ВосточноЕвропейская
равнина,
Западно-Сибирская равнина,
Кавказские горы, Уральские
горы. Рассказывают об их
основных признаках.
Вставляют в текст карточки
названия равнин и гор

36

слова к перечисленным
названиям рек и озер
Называют
Формирование представления о
достопримечательности
столице России – Москве:
с
опорой
достопримечательности, стадионы, Москвы
транспорт
на иллюстрации.
Называют столицу России.
Подписывают на рисунках
герб России и герб Москвы

57

Москва – столица
России

1

58

Санкт-Петербург

1

Формирование представления о
городе Санкт-Петербург:
достопримечательности, реки,
разводные мосты

59

Ярославль.
Владимир. Ростов.
Города «Золотого
кольца»

1

Знакомство с городами «Золотого
кольца»: Ярославль, Владимир,
Ростов: достопримечательности,
народные промыслы

Называют
достопримечательности
Москвы. Называют основные
виды транспорта Москвы.
Находят на картинках и
подписывают
достопримечательности
Москвы

Узнают и называют
достопримечательности
Санкт-Петербурга: разводные
мосты, Дворцовая площадь –
на иллюстрациях и
фотографиях
Называют города Золотого
кольца: Ярославль, Владимир,
Ростов. Рассказывают о
достопримечательностях
городов «Золотого кольца» с
помощью учителя.

Узнают и называют
СанктПетербург на картинках
и иллюстрациях,
рассказывают об его
основных
достопримечательностях
Называют города «Золотого
кольца»: Ярославль,
Владимир, Ростов. Называют
основные
достопримечательности:
набережная в Ярославле,
театр; собор и Золотые

Выполняют
задание:
соединяют линиями, с именем
каких великих людей
связаны названия городов

ворота во Владимире;
Ростовский
кремль.
Вписывают в таблицу
названия
некоторых
достопримечательностей

37

60

Нижний Новгород,
Казань, Волгоград

1

Формирование представления о
городах Нижний Новгород, Казань,
Волгоград:
достопримечательности,
промышленность

Называют города Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Рассказывают
о
достопримечательностях
с
помощью учителя, опираясь
на иллюстрации.
Находят на карте названия
городов и выписывают их в
тетрадь

61

Новосибирск,
Владивосток

1

Формирование представления о
городах Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт

Называют
города
Новосибирск, Владивосток.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов; показывают их на
карте

62

Население и народы
России

1

Формирование представления о
населении России и России как
многонациональном государстве

Называют
отдельных
представителей народов
России.
Называют места, где
проживает население России.

городов Золотого кольца
Узнают и называют города
Нижний Новгород, Казань,
Волгоград; называют
основные
достопримечательности
городов (Нижегородский
кремль, Казанский кремль,
мечеть, Мамаев курган);
называют города, известные из
других источников. Заполняют
таблицу: по описанию
определяют название городов
Узнают и называют города
Новосибирск, Владивосток;
называют основные
достопримечательности
городов; называют города,
известные из других
источников.
Составляют рассказ о городе
Владивостоке, используя слова
для справок
Называют представителей
народов России.
Рассказывают о традициях,
обычаях населения России;
занятиях городского и
сельского населения.

38

63

Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона

1

Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний: поверхность,
водоёмы, растительный и
животный мир

64

Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона

1

Формирование представления о
своей местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
промышленность и сельское
хозяйство,
достопримечательности.

65

Экскурсия

1

Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о важнейших
географических объектах

Узнают на иллюстрациях и
называют городское и
сельское население.
Заполняют схему «Население
нашей страны», используя
помощь учителя
Называют
основные
географические объекты и
особенности
своей
местности:
поверхность,
водоёмы с опорой на
учебник.
Называют
представителей
растительного и животного
мира своего региона

Заполняют схему «Население
нашей страны»; определяют,
какие рисунки подходят к
стихотворениям

Называют
и
посещают
достопримечательные места
города;

Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях

Показывают
на
карте
основные
географические
объекты
и особенности
своей
местности:
поверхность,
водоёмы.
Рассказывают
о
представителях
растительного и животного
мира своего региона
Показывают
на Рассказывают о
иллюстрациях
достопримечательностях
достопримечательности
своего города. Называют
своего города с помощью промышленные предприятия и
учителя.
Называют направления сельского
промышленные предприятия
хозяйства своего региона,
своего региона
Рассказывают о населении
своей местности, их
традициях и обычаях

39

66

Экскурсия

1

67

Обобщающий урок
по разделу «Есть на
Земле страна
Россия»

1

68

Неживая природа.
Обобщающий урок

1

региона

Называют важнейшие
географические объекты
региона

Расширение и закрепление знаний
о родном городе; о важнейших
географических объектах региона

Называют
и
посещают
достопримечательные места
города;
Называют важнейшие
географические объекты
региона

Повторение – 2 часа
Называют отдельные города
Закрепление знаний о России:
России, отдельных
формах рельефа, водоемах,
представителей народов
городах, населении
России

Обобщение и закрепление
представлений о предметах и
явлениях неживой природы

Узнают
и
называют
изученные
предметы
неживой природы
на
иллюстрациях, фотографиях;
относят к определенным
группам
(вода,
воздух,
полезные ископаемые,

города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с учителем;
Рассказывают и изучают
важнейшие географические
объекты региона
Называют особенности
климата и рельефа России,
называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют отдельные
реки, озера, горы, равнины
России; называют отдельные
города России и их
достопримечательности
Узнают и называют
изученные предметы неживой
природы на картинах, схемах
и в натуральном виде; относят
предметы неживой природы к
разным группам (вода,

40

почва); называют предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойствам воды или воздуха;
называют элементарные
правила безопасного
поведения в природе;
рассказывают о значении
неживой природы в жизни
человека

воздух, полезные ископаемые,
почва); выделяют
существенные признаки
каждой группы; рассказывают
о взаимосвязях между
неживой и живой природой;
соблюдают правила
безопасного
поведения в природе

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».