ГКОУ «Нелидовская школа–интернат». РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» Руководитель МО: __ ____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина ___________Н.Н. Козырь Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса (вариант 1) учебного предмета «Природоведение» (Образовательная область «Естествознание») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Зверева Мария Юрьевна г. Нелидово 2024г 1 − СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ........................................................................9 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....................................................13 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная программа адаптированная определяет «Природоведение». Цель обучающихся к цель и основная задачи общеобразовательная учебного предмета обучения - расширить кругозор и подготовить усвоению систематических биологических и географических знаний. Задачи обучения: − формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; 3 − − демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой; − формирование специальных и общеучебных умений и навыков; − воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; - воспитание социально значимых качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; − формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; − формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках; − формирование умения выделять существенные признаки групп объектов; − знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; − умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения; Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе Личностные результаты: − интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам; 4 − овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима дня; − владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой природы; − установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим материальным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе Минимальный уровень: − узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях; − представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; − отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное ископаемое); − называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); − соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека; 5 − − соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); − выполнение несложных заданий под контролем учителя; − адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень: − узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя; − представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы); − называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; − выделение существенных признаков групп объектов; − знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; − участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; − выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы 6 и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; − совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; − выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; − осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. 7 − Критерии оценки предметных результатов Устный ответ: Оценка «5» ставится за: − полный ответ, правильно отражающий основной материал курса: − правильно раскрытое содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами; − правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и других источников знаний, − самостоятельный ответ, с опорой на ранее приобретенные знания; − соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления письменных работ; Оценка «4» ставится обучающемуся, если: − знание всего учебного программного материала; умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; − незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ; Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее: − знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя; − умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; 8 − наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» - не ставится II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия». При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, 9 − Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. Основными природоведения организационными являются: формами фронтальная, работы групповая, на уроке коллективная, индивидуальная работа. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: − объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ 10 с включением в него элементов сопровождающегося демонстрацией беседы или объяснения, опытов); − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) − метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов); − проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала; − проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря); − работа с учебником (первичное, выборочное чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и и объяснительное выполнение заданий, направленных на формирование умений анализировать прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное); − выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; 11 − заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов; − дидактические игры (классификация, разрезные картинки). Содержание разделов № п/п 1. Контрольные работы Введение Количество часов 2 2. Вселенная 6 1 3. Наш дом-Земля: 3.1 Воздух 8 1 3.2 Полезные ископаемые 14 1 16 1 6 1 4. Поверхность суши. Почва Есть на земле страна Россия 14 1 5. Повторение по курсу «Неживая природа» 2 1 68 7 3.3 3.4 Название раздела Вода Итого: 12 III. № Тема предмета Колво часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Введение - 2 часа 1 Вводный урок Что такое природоведение? 1 2 Предметы и явления неживой и живой природы 1 Знакомство с учебным предметом «Природоведение». Формирование представлений о предметах и явлениях, которые изучаются на уроках природоведения Знакомство с предметами и явлениями живой и неживой природы. Формирование умения дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы Узнают природные явления на иллюстрациях и фотографиях, относят объекты к живой или неживой природе; называют природные предметы и явления Выделяют существенные признаков объектов природы, относят предметы к природе, называют природные явления Узнают объекты неживой природы на иллюстрациях и фотографиях, относят объекты к живой или неживой природе; называют изученные объекты живой и неживой природы Дописывают слова, обозначающие явления природы, в тетради Выделяют существенные признаки объектов живой и неживой природы, относят объекты к живой или неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой. Выполняют задание в рабочей тетради: заполняют таблицу «Предметы и явления живой и неживой природы» Вселенная - 6 часов 3 Небесные тела: планеты, звезды 1 Знакомство с небесными телами: звёзды, Солнце, планеты. Называют изученные небесные тела. Относят небесные тела к разным группам на основании признаков с помощью учителя Называют изученные небесные тела (звезды, Солнце, планеты) и их признаки. Относят небесные тела к разным группам на основании 13 признаков 4 Солнечная система. Солнце 1 5 Исследование космоса. Спутники. Космические корабли 1 6 Полеты в космос 1 Формирование представления о Солнце как центре Солнечной системы, о значении Солнца для жизни на Земле. Формирование умения давать краткую характеристику планетам Солнечной системы Называют изученные небесные тела – Солнце, планеты, планета Земля, Солнечная система – и их основные признаки. Рассматривают на рисунке строение Солнечной системы. Выписывают названия планет Называют изученные небесные тела – звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2–3 другие планеты Солнечной системы – и их признаки; называют объекты, которые входят в состав Солнечной системы. Сравнивают небесные тела, делают вывод, чем звезды отличаются от планет, записывают в таблицу Ознакомление обучающихся с Узнают искусственные спутники Узнают и называют исследованиями космоса и их и космические корабли на искусственные спутники и значением для человечества иллюстрациях и фотографиях, космические корабли, называют изученные объекты называют их назначение. Показывают на картинках и называют какие приборы люди используют для исследования космоса Ознакомление обучающихся с Называют первого космонавта Называют фамилии первых исследованиями космоса, Ю. А. Гагарина, первую космонавтов формирование представления о женщину-космонавта В.В. (Ю. А. Гагарин, полетах человека в космос и Терешкову, подписывают В. В. Терешкова), имеют первых космонавтах фамилии на рисунках в рабочих представления о современных тетрадях полетах в космос и их 14 7 Смена дня и ночи 1 8 Смена времен года. Сезонные изменения в природе 1 значении, подписывают фамилии на рисунках в рабочих тетрадях; подбирают проверочные слова к новым терминам Формирование представлений Называют части суток. Называют части суток, их о суточном вращении Земли и Перечисляют причины смены признаки и причины смены дня дня и ночи (с опорой на смене дня и ночи. и ночи. учебник); выбирают и Подчеркивают название частей подчеркивают правильный ответ суток, подбирают обобщающее в рабочей тетради; подписывают слово в рабочих тетрадях на рисунках время суток Формирование представлений Определяют времена года на Называют признаки времен года, осуществляют иллюстрациях и фотографиях, о годовом движении Земли классификацию времен года на называют изученные времена вокруг Солнца, смене времен основании основных года и их основные признаки. года признаков. Подписывают на рисунках Называют причины смены названия месяцев времен года. В рабочих тетрадях показывают стрелками в какие время года происходят природные явления Наш дом - Земля - 44 часа 15 Планета Земля. Оболочки Земли 1 Закрепление знаний о Солнечной системе. Формирование представления о Земле как планете, отличие Земли от других планет Солнечной системы Называют планету Земля и ее основные оболочки – вода, суша, воздух. Вставляют в текст в рабочей тетради пропущенные слова, используя слова для справок Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Называют спутники Земли. Описывают форму Земли и называют основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная). Заполняют таблицу в рабочей тетради «Чем образованы оболочки Земли?» 10. Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле 1 Формирование представлений о воздухе. Уточнение и обобщение знаний о значении воздуха для человека, животных и растений Формирование представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха Рассказывают о значении воздуха для растений, животных и человека, о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха Называют газы, которые входят в состав воздуха и рассказывают о его значении, о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха. Проводят опыты «Как почувствовать и увидеть воздух?» 11 Свойства воздуха 1 Формирование в процессе демонстрации опытов представления о свойствах воздуха (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту Называют свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов. Записывают свойства воздуха в рабочую тетрадь, используя слова для справок Узнают и называют свойства воздуха после демонстрации опытов; описывают опыты, демонстрирующие свойства воздуха; знают свойства воздуха и использование их в быту. Рассматривают рисунок в 9 16 12. 13 Давление и движение воздуха Температура воздуха. Термометр 1 1 Формирование представления о Составляют рассказ по свойствах (упругость, сжатие) картинкам об использовании и движении воздуха свойств воздуха в быту (накачивание шин, матрасов, игрушек). Выполняют задание в рабочей тетради: «Составить и записать предложения из перепутанных слов» рабочей тетради и составляют рассказ, используя опорные слова Описывают свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается); называют свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умеют использовать свойства воздуха в быту. Проводят опыт и отвечают на вопрос: как определить движение воздуха? Формирование представления Узнают термометр на Узнают термометр в естественных условиях, имеют о термометре и его устройстве, иллюстрациях и фотографиях, читают записанную температуру представление о назначении формирование умения термометра; умеют читать измерять температуру воздуха, воздуха; понимают положительные (со знаком показание термометра; умеют читать показания термометра плюс) и отрицательные (со использовать показание знаком минус) показания термометра в повседневной температуры. жизни (одежда – температура Рассматривают рисунки в воздуха). рабочей тетради, подписывают, Записывают в тетрадь с какую температуру показывают помощью цифр и знаков термометры показания термометра 17 14. Движение воздуха в природе. Ветер 1 Формирование представлений о движении воздуха – ветре, силе ветра и использовании ветра человеком Узнают ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях; называют ветра (ураган); имеют представления об использовании силы ветра человеком. В рабочей тетради отвечают на вопрос: что может ветер? Вставляют недостающие слова 15 Состав воздуха. Кислород, его значение и применение 1 Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойствах: значение кислорода, свойства кислорода Называют свойства кислорода, относят кислород к газам, входящим в состав воздуха; знают значение кислорода для человека, животных и растений. 16 Состав воздуха. Углекислый газ и азот 1 Формирование представлений о составе воздуха, о значении углекислого газа и азота и их свойствах Рассказывают о движении воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), называют причины появления ветер. Выписывают из словаря в учебнике определения слов «ветер», «ураган» Называют газы, входящие в состав воздуха; знают свойства кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности. «Состав Заполняют схему «Состав помощь воздуха» Заполняют схему воздуха», используя учителя Называют газы, входящие в состав воздуха (углекислый газ, азот), относят углекислый газа и азот к газам, входящим в состав воздуха. Рассматривают диаграмму «Состав воздуха» и подписывают названия газов, используя предложенный текст Называют газы, входящие в состав воздуха, знают свойства углекислого газа, роль углекислого газа в жизни растений и имеют представления об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Свойства газов» 18 17 Значение и охрана воздуха 1 Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воздуха Имеют представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты. Составляют рассказ по рисункам «Как человек использует воздух» Рассказывают о роли воздуха для жизни на Земле; устанавливают (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; соблюдают в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни. Выполняют задание в рабочей тетради: дописывают слова в прочитанном тексте «Что мы узнали о воздухе?» 18. Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана 1 Обобщение и систематизация понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных Имеют представления о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах, принимаемых для его защиты Рассказывают о составе воздуха, свойствах воздуха, роли воздуха для жизни на Земле; устанавливают (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знают и соблюдают в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни 19 19 Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи 1 Формирование представления о Имеют представление о полезных ископаемых, их назначении полезных видах и значении ископаемых. Заполняют схему «Полезные ископаемые» в рабочей тетради 20 Гранит, известняк 1 Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – граните, известняке Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называют изученные полезные ископаемые; относят полезные ископаемые к группе, используемых в строительстве; имеют представление о назначении данной группы полезных ископаемы. Называют полезные ископаемые; выделяют признаки полезных ископаемых; относят полезные ископаемые к разным группам (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). Заполняют схему «Полезные ископаемые» в рабочей тетради. Приводят примеры Узнают и называют представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называют полезные ископаемые, известные из других Выполняют задание в рабочей источников, объясняют свое тетради: соединяют стрелкой решение. название полезного Показывают в коллекции ископаемого с его полезные ископаемые: гранит, характеристикой известняк; зачитывают их описание на карточках 20 21 Песок, глина 1 22 Горючие полезные ископаемые. Торф 1 Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – песке, глине Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина); называют изученные полезные ископаемые; относя полезные ископаемых к группе, используемых в строительстве; имеют представление о назначении данной группы полезных ископаемых. Рассматривают рисунки и рассказывают, что производят из песка и глины; дописывают предложения Формирование представления о Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в горючих полезных коллекциях (торф); называют ископаемых. Формирование изученные полезные представления о торфе ископаемые, относят торф к группе полезных ископаемых; имеют представление о назначении торфа. Составляют рассказ по плакату «Что получают из торфа» Узнают и называют представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называют полезные ископаемые, известные из других источников; объясняют свое решение. Заполняют таблицу. Сравнивают между собой песок и глину Узнают и называют представителей горючих полезных ископаемых; выделяют признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относят торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений). В рабочей тетради заполняют схему «Горючие полезные ископаемые» 21 23 Каменный уголь. 1 24 Добыча и использование каменного угля 1 Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о каменном угле Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь); называют изученные полезные ископаемые; относят каменный угль к группе полезных ископаемых. Узнают и называют горючие полезные ископаемые – каменный угль; выделяют признаки каменного угля; относят каменный угль к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Используя текст учебника, записывают свойства каменного угля в рабочую тетрадь Формирование представление о Относят каменный уголь к группе полезных ископаемых; каменном угле, способах представление о добычи и значении каменного имеют значении каменного угля. угля Подписывают на рисунках способы добычи каменного угля Узнают и называют горючие полезные ископаемые – каменный уголь; выделяют признаки каменного угля; относят каменный угль к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Рассматривают образец каменного угля. Записывают в рабочую тетрадь свойства каменного угля. Заполняют таблицу «Свойства каменного угля» Относят каменный уголь к различным группам; с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знают способы добычи каменного угля. Вставляют в текст пропущенные слова «Добыча каменного угля» 22 Называют изученные полезные ископаемые (нефть); относят нефть к группе полезных ископаемых. Описывают свойства нефти: заполняют пропуски в тексте, используя слова для справок 25 Нефть: внешний вид и свойства 1 Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о нефти 26 Добыча и использование нефти 1 Формирование представления о Относят нефть к группе нефти, способах добычи и значении полезных ископаемых; имеют представление о значении нефти нефти. Подчеркивают правильный ответ: в каком состоянии находится нефть 27 Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту 1 Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формирование умения соблюдать Называют изученные полезные ископаемые (природный газ; относят газ к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении природного газа; Узнают и называют горючие полезные ископаемые; выделяют признаки нефти; относят нефть к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Рассматривают пробирку с нефтью и описывают ее свойства, используя слова для справок. Сравнивают каменный уголь и нефть, называют черты различия и сходства Относят нефть к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); рассказывают о способах добычи нефти. Выписывают из словаря в учебнике определения новых слов Узнают и называют горючее полезное ископаемое – природный газ; выделяют признаки природного газа; относят природный газ к различным группам с учетом 23 правила безопасного пользование газом в быту называют (с помощью учителя) правила пользования газом в быту. Подчеркивают на карточке названия горючих полезных ископаемых 28 Черные металлы. Сталь. Чугун 1 Знакомство с черными металлами. Формирование представления о стали, чугуне, способах получения и использовании в промышленности и в быту Называют черные металлы (сталь, чугун), имеют представление об использовании черных металлов. Рассматривают рисунки, подчеркивают названия предметов, изготовленных из металлов, используя помощь учителя 29 Цветные металлы 1 Знакомство с цветными металлами. Формирование представления об алюминии и меди, способах получения и использовании в промышленности и в быту Называют цветные металлы; имеют представление об использовании цветных металлов. Заполняют таблицу в рабочей тетради, используя слова для справок: приводят примеры цветных металлов, разделив их на группы разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знают способы добычи газа. Вставляют пропущенные слова «Запомни правила обращения с газом» Узнают и называют черные металлы – чугун и сталь; знают способы получения черных металлов; выделяют признаки черных металлов, свойства стали и чугуна. Используя рисунки, записывают в рабочую тетрадь названия предметов, сделанных из металлов Узнают и называют цветные металлы – алюминий, медь; знают способы получения цветных металлов; выделяют признаки цветных металлов; производят классификацию цветных металлов (относят алюминий, медь к металлам и цветным металлам). Заполняют таблицу в рабочей тетради: приводят примеры 24 цветных металлов, разделив их на группы 30 Благородные (драгоценные) металлы 1 Формирование представления о благородных (драгоценных) металлах. Формирование представления о золоте, серебре, платине, использовании в промышленности и в быту Называют благородные (драгоценные) металлы; имеют представление об использовании благородных (драгоценных) металлов. Вставляют пропущенные буквы в слова с названиями благородных металлов, составляют предложения с этими словами 31 Охрана полезных ископаемых 1 Формирование представления о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых Называют полезные ископаемые; знают о необходимости охраны полезных ископаемых. Составляют рассказ по плану и с опорой на предложения, предложенные учителем об охране полезных ископаемых Узнают и называют благородные (драгоценные) металлы – золото, серебро, платину; выделяют признаки цветных металлов; производят классификацию драгоценных металлов (относят золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам). Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелками правильные ответы, где применяют драгоценные металлы Узнают и называют полезные ископаемые; знают способы охраны полезных ископаемых. Вставляют в текст карточки пропущенные слова, используя слова для справок 25 32 33 Полезные ископаемые Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов 1 1 Обобщение и систематизация знаний обучающихся о свойствах полезных ископаемых. Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных Имеют представления о полезных ископаемых, их значении для людей. Составляют устный рассказ ободном из полезных ископаемых по плану и опорным предложениям Узнают и называют полезные ископаемые. Проводят классификацию полезных ископаемых. Относят полезные ископаемые к различным группам, объясняют свой выбор; знают свойства полезных ископаемых, знают меры по их охране. Составляют устный рассказ об одном из полезных ископаемых по плану, используя статью учебника Рассказывают о воде в Узнают на рисунках и природе; о значении воды для фотографиях и называют воду в разных формах растений, животных, существования в природе. человека. Подписывают рисунки, Выполняют задание: используя слова для справок: рассматривают рисунки и где встречается вода в подписывают, кому для природе; вставляют жизни нужна вода пропущенные слова в текст карточки 26 34 Свойства воды 1 Формирование представлений о свойствах воды. Называют свойства воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов. Заполняют схему «Основные свойства воды», используя слова для справок; подписывают рисунки, записывают выводы в тетрадь по проведенным опытам 35 Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода 1 Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах Рассказывают о свойствах питьевой воды и растворах, называют растворы. Описывают опыты, подписывают рисунки с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами Узнают и называют свойства воды после демонстрации опытов; описывают опыты, демонстрирующие свойства воды; записывают выводы по проведенным опытам. знают свойства воды и использование этих свойств в быту. Заполняют схему «Основные свойства воды» Называют растворимые и нерастворимые вещества; узнают растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называют их; имеют представления о назначении растворов; выделяют существенные признаки питьевой воды, используют полученные знания при выполнении практических работ (создание растворов – сладкий водный раствор, соленый водный раствор). Заполняют таблицу в рабочей тетради «Растворимые и нерастворимые в воде вещества» 27 36 Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды 1 Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды Узнают чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках. Называют признаки мутной и чистой воды. Выполняют задание: выбирают правильный ответ на вопрос и подчеркивают его Выделяют признаки чистой и мутной воды; относят воду к разным группам; используют полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием). Записывают предложения в правильном порядке по проведению опыта по очистке мутной воды 37 Три состояния воды. Температура и ее измерение 1 Формирование представлений о различных агрегатных состояниях воды: твердое, газообразное, жидкое. Переход воды из одного состояния в другое Узнают воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках. Заполняют схему, используя текст учебника «Состояние воды в природе». Проводят опыты под руководством учителя по изучению свойств трех состояний воды, измеряют ее температуру с помощью термометра Выделяют признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливают зависимости между температурой и состоянием воды; умеют использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем (измерение температуры воды). Проводят опыты по изучению свойств твердой, жидкой и газообразной воды; измеряют температуру воды 28 термометром; записывают выводы в рабочую тетрадь Узнают и называют состояния Узнают и называют состояния воды в естественных воды при нагревании и условиях и на картинах; охлаждении. Подписывают выделяют существенные рисунки, подчеркивают правильный ответ на вопрос: признаки воды при замерзании и нагревании; что происходит с водой при умеют использовать нагревании, охлаждении, полученные знания в быту. замерзании Записывают выводы в рамку в рабочую тетрадь: что происходит с водой при нагревании, охлаждении и замерзании 38 Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании 1 Формирование представлений об изменении состояния воды под воздействием температуры 39 Свойства воды. Лабораторная работа 1 Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя Выполняют лабораторные работы совместно с учителем; называют свойства воды после проведения опыта 40 Работа воды в природе 1 Формирование представлений о работе воды в природе и изменениях, которые происходят под влиянием воды Узнают и называют последствия работы воды – оврагов, пещер, наводнений; подписывают слова на рисунках Выполняют лабораторные работы под контролем учителя; прогнозируют результаты опытов, описывают результаты опытов; делают выводы о свойствах воды Устанавливают взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности); называют по рисункам и подписывают овраги, пещеры, 29 41 Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве 1 Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воды 42 Вода в природе 1 Изучение значения воды в Называют разные состояния воды; узнают их на природе. Формирование представлений о круговороте воды иллюстрациях: дождь, пар, облака, тучи. в природе Рассматривают схему круговорота, вставляют в текст пропущенные слова Знают значения воды для жизни человека; называют (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран). Составляют рассказ по картинкам «Как используют воду в сельском хозяйстве» ущелья Рассказывают о мерах, принимаемых для охраны воды; применяют знания об охране воды на практике. Вставляют пропущенные слова в текст карточки. Приводят свои примеры, используя слова- помощники. Пересказывают написанный текст Составляют рассказ по картинкам о состоянии воды на разных этапах ее круговорота; устанавливают причинно-следственные зависимости. По схеме называют изменения в природе во время круговорота; вставляют в текст пропущенные слова 30 43 Воды суши: ручьи, реки 1 Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках. Правила поведения у водоёмов Составляют рассказ о реках и ручьях. Называю отличия ручья от реки с помощью учителя. Называют правила поведения у водоемов. Подчеркивают правильный ответ в тексте; почему нельзя пить воду из водоемов Рассказывают об образовании рек и ручьёв. Составляют рассказ о реках и ручьях. Называю отличия ручья от реки. Называют правила поведения у водоемов. Выполняют задание в рабочей тетради: подчеркивают правильный ответ в тексте «Воды суши» 44 Озера, болота, пруды 1 Формирование представлений о водах суши: озера, болота, пруды Узнают озера, болота, пруды на иллюстрациях и фотографиях; называют изученные объекты; рассказывают об использовании изученных водоемов. Рассматривают рисунок, соединяют стрелками изображения животных, обитающих на болоте, с водоемом. Записывают в тетрадь названия рыб, которые водятся в водоемах Рассказывают о внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; умеют устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости. Рассматривают рисунок, соединяют стрелками изображения животных, обитающих на болоте, с водоемом; обосновывают свой вывод. Сравнивают водоемы, называют отличительные их признаки. 31 45 Моря и океаны 1 Формирование представлений о морях и океанах и их использовании 46 Охрана воды 1 Формирование представлений об охране воды и мерах, принимаемых по охране водоемов 47 Равнины, холмы, овраги 1 Формирование представлений о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком На основании сравнения заполняют таблицу Узнают моря и океаны на Рассказывают о внешнем виде иллюстрациях и морей и океанов, их основных признаках, о значении фотографиях; изученных водоемов. называют изученные Заполняют таблицу в рабочей объекты; тетради «Использование воды рассказывают об человеком»; составляют использовании рассказ по схеме «Значение изученных водоемов. моря для человека» Рассматривают рисунки в рабочей тетради, подписывают названия морей и океанов Рассказывают об Составляют рассказ о мерах, использовании воды; принимаемых для охраны составляют предложения, водоемов; применяют знания используя опорные слова; об охране воды на практике. раскрашивают опорные Составляют памятку «Правила сигналы для плаката по поведения у водоемов»; охране воды рисуют в тетради опорные сигналы для плаката по охране водоемов Узнают и называют формы Выделяют существенные поверхности (равнины, признаки изученных форм холмы, овраги) на поверхности суши; называют иллюстрациях и фотографиях. холмы и овраги, известные из Заполняют схему в рабочей личного опыта. тетради «Поверхности суши», Заполняют схему в рабочей 32 используя помощь учителя 48 Горы 1 Формирование представлений о формах поверхности Земли. Горы: внешний вид, природа, жизнь и занятия людей в горах Узнают и называют горы на иллюстрациях и фотографиях. Называют занятия людей, живущих в горах. Подписывают и раскрашивают рисунки, как люди используют горы 49 Почва – верхний слой земли. Состав почвы 1 Формирование представлений о почве, ее образовании. Знакомство с составом почвы: перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли. Закрепление знания о роли почвы в жизни растений Рассказывают о назначении почвы. Называют состав почвы, опираясь на схемы и иллюстрации. Рассказывают о роли почвы в жизни растений. Отгадывают загадки о животных, которые обитают в почве; подписывают их на рисунках тетради «Поверхности суши», соединяют стрелками слова и предложения с описанием оврага Выделяют существенные признаки гор. Рассказывают о занятиях людей в горах. Устанавливают простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения. Называют горы, известные из личного опыта. Сравнивают горы и холмы, называю отличительные признаки; заполняют схему их строения Узнают и называют почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Называют вещества, входящие в состав почвы и их значение. Заполняют схему в рабочей тетради «Состав почвы» 33 50 Разнообразие почв 1 Формирование представлений о видах почвы: черноземные, глинистые, песчаные. Знакомство с особенностями почв. Называют виды почв (не менее 2). Называют свойства одного вида почв. Узнают по описанию и подписывают на рисунках виды почв 51 Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы 1 Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значении Рассказывают об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая. Подчеркивают в тексте рабочей тетради название основных частей почвы, которые необходимы для жизни растений Называют виды почв и их основные признаки; выделяют существенные признаки разных видов почв; устанавливают связи между разными видами почв и растительностью; умеют применять эти знания на практике. Выполняют задание: соединяют стрелкой название почвы с ее характеристикой Называют способы обработки почвы в зависимости от сезона; имеют представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; умеют применять знания о сезонной обработке почвы на практике. Делают вывод: почему черноземная почва самая плодородная 34 52 53 Охрана почвы Место России на земном шаре. Знакомство с картой 1 1 Закрепление представлений о значении почвы. Охрана почв, меры, принимаемые для охраны почв Рассказывают о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы. Рассматривают рисунки в рабочей тетради. Обводят те, на которых показано, как человек заботиться о почве Есть на Земле страна Россия- 14 часов Формирование представлений о Называют название своей страны. Рассказывают, какие России, размере территории, формы поверхности есть в климате, рельефе России. Рисуют Государственный флаг России в тетради. Подчеркивают в стихотворении название государства, в котором живут, записывают его в клеточки Называют вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называют меры, принимаемые для охраны почв. Обводят рисунки, на которых показано, как человек заботиться о почве, обосновывают свой выбор Называют особенности климата и рельефа России; узнают на карте России реки и сушу (по цвету); устанавливают причинноследственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом. Записывают в тетради свой адрес 35 54 Моря и океаны, омывающие берега России 1 Знакомство с морями и океанами, омывающими берега России 55 Горы и равнины на территории нашей страны 1 Формирование представления о формах поверхности России: равнины, горы 56 Реки и озера России 1 Знакомство с реками и озёрами России. Знакомство с крупнейшими реками России Рассказывают, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называют основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж). Вставляют в текст пропущенные слова с названием океанов Узнают на иллюстрациях различные формы поверхности – горы, равнины; рассказывают, что на территории России находятся горы и равнины. Подчеркивают слова, которые обозначают формы Называют моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называют их основные признаки. Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелками название моря с его характеристикой земной поверхности на карточке Узнают на иллюстрациях реки; рассказывают, что на территории России находятся реки и озера; называют 1–2 реки России. Подбирают обобщающие России, используя слова для справок Называют реки и озера России: 3–4 названия, называют их основные признаки. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Реки и озера России» Называют горы и равнины России: ВосточноЕвропейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы. Рассказывают об их основных признаках. Вставляют в текст карточки названия равнин и гор 36 слова к перечисленным названиям рек и озер Называют Формирование представления о достопримечательности столице России – Москве: с опорой достопримечательности, стадионы, Москвы транспорт на иллюстрации. Называют столицу России. Подписывают на рисунках герб России и герб Москвы 57 Москва – столица России 1 58 Санкт-Петербург 1 Формирование представления о городе Санкт-Петербург: достопримечательности, реки, разводные мосты 59 Ярославль. Владимир. Ростов. Города «Золотого кольца» 1 Знакомство с городами «Золотого кольца»: Ярославль, Владимир, Ростов: достопримечательности, народные промыслы Называют достопримечательности Москвы. Называют основные виды транспорта Москвы. Находят на картинках и подписывают достопримечательности Москвы Узнают и называют достопримечательности Санкт-Петербурга: разводные мосты, Дворцовая площадь – на иллюстрациях и фотографиях Называют города Золотого кольца: Ярославль, Владимир, Ростов. Рассказывают о достопримечательностях городов «Золотого кольца» с помощью учителя. Узнают и называют СанктПетербург на картинках и иллюстрациях, рассказывают об его основных достопримечательностях Называют города «Золотого кольца»: Ярославль, Владимир, Ростов. Называют основные достопримечательности: набережная в Ярославле, театр; собор и Золотые Выполняют задание: соединяют линиями, с именем каких великих людей связаны названия городов ворота во Владимире; Ростовский кремль. Вписывают в таблицу названия некоторых достопримечательностей 37 60 Нижний Новгород, Казань, Волгоград 1 Формирование представления о городах Нижний Новгород, Казань, Волгоград: достопримечательности, промышленность Называют города Нижний Новгород, Казань, Волгоград Рассказывают о достопримечательностях с помощью учителя, опираясь на иллюстрации. Находят на карте названия городов и выписывают их в тетрадь 61 Новосибирск, Владивосток 1 Формирование представления о городах Новосибирск, Владивосток: достопримечательности, промышленность, порт Называют города Новосибирск, Владивосток. Рассказывают о достопримечательностях городов; показывают их на карте 62 Население и народы России 1 Формирование представления о населении России и России как многонациональном государстве Называют отдельных представителей народов России. Называют места, где проживает население России. городов Золотого кольца Узнают и называют города Нижний Новгород, Казань, Волгоград; называют основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган); называют города, известные из других источников. Заполняют таблицу: по описанию определяют название городов Узнают и называют города Новосибирск, Владивосток; называют основные достопримечательности городов; называют города, известные из других источников. Составляют рассказ о городе Владивостоке, используя слова для справок Называют представителей народов России. Рассказывают о традициях, обычаях населения России; занятиях городского и сельского населения. 38 63 Ваш город. Важнейшие географические объекты региона 1 Формирование представления о своей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний: поверхность, водоёмы, растительный и животный мир 64 Ваш город. Важнейшие географические объекты региона 1 Формирование представления о своей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний: промышленность и сельское хозяйство, достопримечательности. 65 Экскурсия 1 Расширение и закрепление знаний о родном городе; о важнейших географических объектах Узнают на иллюстрациях и называют городское и сельское население. Заполняют схему «Население нашей страны», используя помощь учителя Называют основные географические объекты и особенности своей местности: поверхность, водоёмы с опорой на учебник. Называют представителей растительного и животного мира своего региона Заполняют схему «Население нашей страны»; определяют, какие рисунки подходят к стихотворениям Называют и посещают достопримечательные места города; Рассказывают в ходе экскурсии о достопримечательностях Показывают на карте основные географические объекты и особенности своей местности: поверхность, водоёмы. Рассказывают о представителях растительного и животного мира своего региона Показывают на Рассказывают о иллюстрациях достопримечательностях достопримечательности своего города. Называют своего города с помощью промышленные предприятия и учителя. Называют направления сельского промышленные предприятия хозяйства своего региона, своего региона Рассказывают о населении своей местности, их традициях и обычаях 39 66 Экскурсия 1 67 Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия» 1 68 Неживая природа. Обобщающий урок 1 региона Называют важнейшие географические объекты региона Расширение и закрепление знаний о родном городе; о важнейших географических объектах региона Называют и посещают достопримечательные места города; Называют важнейшие географические объекты региона Повторение – 2 часа Называют отдельные города Закрепление знаний о России: России, отдельных формах рельефа, водоемах, представителей народов городах, населении России Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы Узнают и называют изученные предметы неживой природы на иллюстрациях, фотографиях; относят к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, города совместно с учителем; Рассказывают и изучают важнейшие географические объекты региона Рассказывают в ходе экскурсии о достопримечательностях города совместно с учителем; Рассказывают и изучают важнейшие географические объекты региона Называют особенности климата и рельефа России, называют моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называют отдельные реки, озера, горы, равнины России; называют отдельные города России и их достопримечательности Узнают и называют изученные предметы неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде; относят предметы неживой природы к разным группам (вода, 40 почва); называют предметы, относящиеся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды или воздуха; называют элементарные правила безопасного поведения в природе; рассказывают о значении неживой природы в жизни человека воздух, полезные ископаемые, почва); выделяют существенные признаки каждой группы; рассказывают о взаимосвязях между неживой и живой природой; соблюдают правила безопасного поведения в природе 41