ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО на МО учителей начальных классов Заместитель директора по УР: Руководитель МО: ___________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор: ГКОУ «Нелидовская школа– интернат» _____________Н.Н. Козырь Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класса (вариант 1) учебного предмета «Мир природы и человека» (Образовательная область «Естествознание») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Кадетова Светлана Владимировна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематическое планирование. 5. Материально – техническое обеспечение. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека». Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи обучения: первоначальное формирование естественнонаучных знаний; обобщение и систематизация полученных ранее знаний; первоначальное формирование умения наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром; развитие способности раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека; знакомство с объектами и явлениями окружающего мира. Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе определяет следующие задачи: углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой природе, новых знаний об основных ее элементах; расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий; формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; углубление знаний обучающихся о природе своего края; формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе; формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и неживой природы; формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека; закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека; раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и жизнью человека; воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. 2.Планируемые результаты освоения рабочей программы. Личностные результаты: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой; осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родной природе; овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации. Предметные результаты Минимальный уровень: иметь представления о назначении объектов изучения; узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; относить изученные объекты к определенным группам (видо- родовые понятия); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемойгруппе; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать развернутую характеристику своего отношения к изученнымобъектам; знать правила гигиены тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения; соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; выполнять доступные природоохранительные действия; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу. 3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмыслен- ной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сде-лать для сохранения чистоты природы. Содержание разделов у № п\п Название раздела Количество часов 1. Времена года. Осень 3 Контрольные работы 1 2. Живая природа. Растения 7 1 3. Времена года. Зима 3 4. Неживая природа 4 5. Живая природа. Животные 5 6. Времена года. Весна 3 7. Живая природа. Человек 4 8. Безопасное поведение 2 Времена года. Лето 3 Итого: 34 1 1 4 4.Тематическое планирование. Мир природы и человека. № 1 Кол-во часов Тема урока. Времена года 1 Осень. Экскурсия в природу. 2 Растения осенью. 1 3 Животные осенью. 4 Труд осенью. 1 людей 1 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно-методические материалы Выполнять учебные задания, поручения самостоятельно. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Работа с презентациями в формате PowerPoint Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Активно участвовать в деятельности. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Составление повествовательного или описательного рассказа из 5-7 предложений о растениях осенью по предложенному плану. Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о растениях и животных осенью по иллюстрации. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. Использовать принятые ритуалы Дата 01.09 08.09 15.09 22.09 5 Неживая природа. 1 Почва. 6 Песок. 1 7 Глина. 1 социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Работать с информацией. Составление повествовательного или описательного рассказа из 5-7 предложений по предложенному плану. Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать об изученном. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных 29.09 заданий. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения, выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей 06.10 действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Активно участвовать в деятельности. Работать с информацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных 13.10 заданий, поручений, договорённостей Обращаться за помощью и принимать помощь. Активно участвовать в деятельности. Работать с информацией. Составление повествовательного и описательного рассказа из 5-7 предложений об изученных объектах по предложенному плану.Работа с презентациями в формате PowerPoint 8 Камни. 9 Рельеф. Горы и 1 холмы. 10 Равнины овраги. 11 Живая природа. 1 Растения. 1 и 1 Огород 12 Лес. 1 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. Вступать в контакт и работать в коллективе. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. Работать с информацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. Вступать в контакт и работать в коллективе. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. Работать с информацией. 20.10 27.10 10.11 17.11 24.11 Работа с PowerPoint 13 Сад. 14 Растения 1 культурные и дикорастущие. 15 Лекарственные растения. 1 16 Парки. 1 1 презентациями в формате Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. Вступать в контакт и работать в коллективе. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. Работать с информацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения, выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint 17 Растения поля. 1 18 Зима. 1 19 Растения зимой. 1 20 Животные зимой. 1 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Умение вступать в контакт и работать в коллективе. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Работа с презентациями в формате PowerPoint Ощущать себя как частью окружающего мира. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Работать с информацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint 21 Труд зимой. людей 1 22 Животные. 1 Домашние животные. 23 Птицы. 1 24 Дикие птицы. 1 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и социальной частей. Обращаться за помощью и принимать помощь. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Активно участвовать в деятельности. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей действительности. Обращаться за помощью и принимать помощь. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей действительности. Обращаться за помощью и принимать помощь. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint 25 Домашние птицы. 1 Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Делать простейшие обобщения. 26 Насекомые. 1 Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану, контролировать и оценивать свои действия. Работать с информацией (понимать изображение, текст, элементарное схематическое изображение. Работа с презентациями в формате PowerPoint 27 Весна .Растения 1 весной. 28 Животные весной. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Делать простейшие обобщения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану, 1контролировать и оценивать свои действия. Работать с информацией (понимать изображение, текст, элементарное схематическое изображение. Работа с презентациями в формате PowerPoint 1 29 Труд весной. людей 1 30 Безопасное поведение. ПДД 1 31 Мозг человека. 1 32 Лето. летом. 33 Животные летом. 1 Растения 1 Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Работать с информацией. Определение правильного поведения по иллюстрациям. Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание телефонов экстренной помощи. Правила поведения при беседе по телефону. Игра «Телефонный звонок». Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на уроке. Работа с презентациями в формате PowerPoint Ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Работать с информацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint Способность к осмыслению социального окружения, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. Работать с информацией. 34 Труд летом. людей 1 Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Работать с информацией. 5.Материально – технического обеспечение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , «Мир природы и человека» в 2 ч. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Просвещение, 2018. 1. Рабочая тетрадь. 4 класс. (VIII вид). (выпуск 2014 г.). Матвеева Н.Б., Попова М.А. 2. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.