ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАННО
на МО
учителей начальных классов Заместитель директора по
УР:
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор: ГКОУ
«Нелидовская школа–
интернат»
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Мир природы и человека»
(Образовательная область «Естествознание»)
на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова Светлана Владимировна
г. Нелидово
2024г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематическое планирование.
5. Материально – техническое обеспечение.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в
4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель
и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и неживой
природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Задачи обучения:
первоначальное формирование естественнонаучных знаний;
обобщение и систематизация полученных ранее знаний;
первоначальное
формирование
умения
наблюдать,
анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром;
развитие способности раскрывать причинно-следственные связи между
природными явлениями и жизнью человека;
знакомство с объектами и явлениями окружающего мира.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе
определяет следующие задачи:
углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой
природе, новых знаний об основных ее элементах;
расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и
простейших опытных действий;
формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
углубление знаний обучающихся о природе своего края;
формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности
человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе;
формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и
неживой природы;
формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике
света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии
Солнца на жизнь растений, животных, человека;
закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений,
животных, человека;
раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и
жизнью человека;
воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
2.Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Личностные результаты:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей
и чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, любви к родной природе;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия,
в
том
числе
владение
вербальными
и
невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
иметь представления о назначении объектов изучения;
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных
условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
относить
изученные
объекты
к
определенным
группам
(видо-
родовые понятия);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемойгруппе;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для
классификации;
давать развернутую характеристику своего отношения к изученнымобъектам;
знать правила гигиены тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять
желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;
соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней
ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу.
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно
связано с другими учебными предметами. При подборе
учебного материала
используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся,
способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает
практическое
взаимодействие
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в
натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных
учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего
мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным
и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе
решения проблемных ситуаций.
Практическая
направленность
учебного
предмета
реализуется
через
развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях
человека как биосоциального существа для осмыслен- ной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы
необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся
должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно
проводить простейшие опыты.
В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные
вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека,
показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то,
что сами обучающиеся могут сде-лать для сохранения чистоты природы.
Содержание разделов
у
№ п\п
Название раздела
Количество часов
1.
Времена года. Осень
3
Контрольные
работы
1
2.
Живая природа. Растения
7
1
3.
Времена года. Зима
3
4.
Неживая природа
4
5.
Живая природа. Животные
5
6.
Времена года. Весна
3
7.
Живая природа. Человек
4
8.
Безопасное поведение
2
Времена года. Лето
3
Итого:
34
1
1
4
4.Тематическое планирование. Мир природы и человека.
№
1
Кол-во
часов
Тема урока.
Времена года
1
Осень.
Экскурсия в
природу.
2
Растения осенью. 1
3
Животные
осенью.
4
Труд
осенью.
1
людей 1
Основные виды учебной деятельности и
электронные учебно-методические
материалы
Выполнять учебные задания, поручения
самостоятельно.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением.
Слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию.
Активно участвовать в деятельности.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия.
Составление
повествовательного
или
описательного рассказа из 5-7 предложений
о растениях осенью по предложенному
плану.
Ответы на вопросы и постановка вопросов
по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о растениях и животных
осенью по иллюстрации.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей.
Использовать
принятые
ритуалы
Дата
01.09
08.09
15.09
22.09
5
Неживая
природа.
1
Почва.
6
Песок.
1
7
Глина.
1
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия.
Работать с информацией.
Составление
повествовательного
или
описательного рассказа из 5-7 предложений
по предложенному плану.
Ответы на вопросы и постановка вопросов
по содержанию изученного, проявление
желания рассказать об изученном.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных 29.09
заданий.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения, выделять
существенные, общие и отличительные
свойства предметов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей 06.10
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Р.Активно участвовать в деятельности.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных 13.10
заданий, поручений, договорённостей
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Активно участвовать в деятельности.
Работать с информацией.
Составление
повествовательного
и
описательного рассказа из 5-7 предложений
об изученных объектах по предложенному
плану.Работа с презентациями в формате
PowerPoint
8
Камни.
9
Рельеф. Горы и 1
холмы.
10
Равнины
овраги.
11
Живая природа. 1
Растения.
1
и 1
Огород
12
Лес.
1
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному
плану.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному
плану.
Работать с информацией.
20.10
27.10
10.11
17.11
24.11
Работа с
PowerPoint
13
Сад.
14
Растения
1
культурные
и
дикорастущие.
15
Лекарственные
растения.
1
16
Парки.
1
1
презентациями
в
формате
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному
плану.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения, выделять
существенные, общие и отличительные
свойства предметов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
17
Растения поля.
1
18
Зима.
1
19
Растения зимой.
1
20
Животные зимой. 1
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Умение вступать в контакт и работать в
коллективе.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия
и действия одноклассников.
Наблюдать под руководством взрослого за
предметами и явлениями окружающей
действительности.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Ощущать себя как частью окружающего
мира.
Использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
21
Труд
зимой.
людей 1
22
Животные.
1
Домашние
животные.
23
Птицы.
1
24
Дикие птицы.
1
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве её природной и
социальной частей.
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Активно участвовать в деятельности.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности.
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности.
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
25
Домашние птицы. 1
Готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе.
Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку
деятельности.
Делать простейшие обобщения.
26
Насекомые.
1
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать
предложенному
плану,
контролировать и оценивать свои действия.
Работать
с
информацией
(понимать
изображение,
текст,
элементарное
схематическое изображение.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
27
Весна .Растения 1
весной.
28
Животные
весной.
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать
предложенному
плану,
1контролировать
и
оценивать
свои
действия.
Работать
с
информацией
(понимать
изображение,
текст,
элементарное
схематическое изображение.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
1
29
Труд
весной.
людей 1
30
Безопасное
поведение. ПДД
1
31
Мозг человека.
1
32
Лето.
летом.
33
Животные летом. 1
Растения 1
Положительное отношение к окружающей
действительности.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Работать с информацией.
Определение
правильного
поведения по иллюстрациям. Составление
рассказа о безопасном поведении. Выбор
правильного поведения в стихотворном
тексте. Заучивание телефонов экстренной
помощи. Правила поведения при беседе
по
телефону.
Игра
«Телефонный звонок». Ответы на вопросы.
Разыгрывание ситуаций по правилам
поведения в
школе. Составление
рассказа по правилам поведения в школе.
Рисунок «Как
правильно вести себя на уроке.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций.
Нахождение
предложения в тексте по заданию учителя.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Способность к осмыслению социального
окружения,
принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному
плану.
Работать с информацией.
34
Труд
летом.
людей 1
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Работать с информацией.
5.Материально – технического обеспечение.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы , «Мир природы и человека» в 2 ч.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва
Просвещение, 2018.
1. Рабочая тетрадь. 4 класс. (VIII вид). (выпуск 2014 г.). Матвеева Н.Б., Попова М.А.
2. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.