4 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАННО
на МО
учителей начальных классов Заместитель директора по
УР:
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор: ГКОУ
«Нелидовская школа–
интернат»
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Мир природы и человека»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова Светлана Владимировна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематическое планирование.
5. Материально – техническое обеспечение.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии
с

требованиями

федерального

государственного

образовательного

стандарта

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в
4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель
и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и неживой
природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Задачи обучения:

 первоначальное формирование естественнонаучных знаний;
 обобщение и систематизация полученных ранее знаний;
 первоначальное

формирование

умения

наблюдать,

анализировать,

взаимодействовать с окружающим миром;

 развитие способности раскрывать причинно-следственные связи между
природными явлениями и жизнью человека;

 знакомство с объектами и явлениями окружающего мира.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе
определяет следующие задачи:

 углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой
природе, новых знаний об основных ее элементах;

 расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и

простейших опытных действий;

 формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;

 углубление знаний обучающихся о природе своего края;
 формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности
человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе;

 формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и
неживой природы;

 формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике
света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии
Солнца на жизнь растений, животных, человека;

 закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений,
животных, человека;

 раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и
жизнью человека;

 воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
2.Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Личностные результаты:

 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей, сопереживания к животным;

 воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей
и чувства любви к природе;

 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;

 осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, любви к родной природе;

 овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия,

в

том

числе

владение

вербальными

и

невербальными

коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации.
Предметные результаты

Минимальный уровень:

 иметь представления о назначении объектов изучения;
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных
условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

 относить

изученные

объекты

к

определенным

группам

(видо-

родовые понятия);

 называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемойгруппе;
 иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;

 знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;

 знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
 ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;
 составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;

 адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:

 узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
 иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;

 относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для
классификации;

 давать развернутую характеристику своего отношения к изученнымобъектам;
 знать правила гигиены тела;
 знать отличительные существенные признаки групп объектов;
 знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;

 отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять
желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;

 соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

 выполнять доступные природоохранительные действия;
 проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

 проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

 выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней
ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу.
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно
связано с другими учебными предметами. При подборе

учебного материала

используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся,
способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает
практическое

взаимодействие

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в
натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных
учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего
мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным
и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе
решения проблемных ситуаций.
Практическая

направленность

учебного

предмета

реализуется

через

развитие

способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях
человека как биосоциального существа для осмыслен- ной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы
необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся
должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно
проводить простейшие опыты.
В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные
вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека,
показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то,
что сами обучающиеся могут сде-лать для сохранения чистоты природы.

Содержание разделов
у
№ п\п

Название раздела

Количество часов

1.

Времена года. Осень

3

Контрольные
работы
1

2.

Живая природа. Растения

7

1

3.

Времена года. Зима

3

4.

Неживая природа

4

5.

Живая природа. Животные

5

6.

Времена года. Весна

3

7.

Живая природа. Человек

4

8.

Безопасное поведение

2

Времена года. Лето

3

Итого:

34

1

1

4

4.Тематическое планирование. Мир природы и человека.
№

1

Кол-во
часов

Тема урока.
Времена года

1

Осень.
Экскурсия в
природу.

2

Растения осенью. 1

3

Животные
осенью.

4

Труд
осенью.

1

людей 1

Основные виды учебной деятельности и
электронные учебно-методические
материалы
Выполнять учебные задания, поручения
самостоятельно.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением.
Слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию.
Активно участвовать в деятельности.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия.
Составление
повествовательного
или
описательного рассказа из 5-7 предложений
о растениях осенью по предложенному
плану.
Ответы на вопросы и постановка вопросов
по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о растениях и животных
осенью по иллюстрации.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей.
Использовать
принятые
ритуалы

Дата

01.09

08.09

15.09

22.09

5

Неживая
природа.

1

Почва.

6

Песок.

1

7

Глина.

1

социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия.
Работать с информацией.
Составление
повествовательного
или
описательного рассказа из 5-7 предложений
по предложенному плану.
Ответы на вопросы и постановка вопросов
по содержанию изученного, проявление
желания рассказать об изученном.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных 29.09
заданий.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения, выделять
существенные, общие и отличительные
свойства предметов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей 06.10
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Р.Активно участвовать в деятельности.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных 13.10
заданий, поручений, договорённостей
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Активно участвовать в деятельности.
Работать с информацией.
Составление
повествовательного
и
описательного рассказа из 5-7 предложений
об изученных объектах по предложенному
плану.Работа с презентациями в формате
PowerPoint

8

Камни.

9

Рельеф. Горы и 1
холмы.

10

Равнины
овраги.

11

Живая природа. 1
Растения.

1

и 1

Огород

12

Лес.

1

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному
плану.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному
плану.
Работать с информацией.

20.10

27.10

10.11

17.11

24.11

Работа с
PowerPoint
13

Сад.

14

Растения
1
культурные
и
дикорастущие.

15

Лекарственные
растения.

1

16

Парки.

1

1

презентациями

в

формате

Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному
плану.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения, выделять
существенные, общие и отличительные
свойства предметов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате

PowerPoint

17

Растения поля.

1

18

Зима.

1

19

Растения зимой.

1

20

Животные зимой. 1

Положительное отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Умение вступать в контакт и работать в
коллективе.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия
и действия одноклассников.
Наблюдать под руководством взрослого за
предметами и явлениями окружающей
действительности.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Ощущать себя как частью окружающего
мира.
Использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате

PowerPoint

21

Труд
зимой.

людей 1

22

Животные.

1

Домашние
животные.

23

Птицы.

1

24

Дикие птицы.

1

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве её природной и
социальной частей.
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Активно участвовать в деятельности.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности.
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности.
Обращаться за помощью и принимать
помощь.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

25

Домашние птицы. 1

Готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе.
Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку
деятельности.
Делать простейшие обобщения.

26

Насекомые.

1

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать
предложенному
плану,
контролировать и оценивать свои действия.
Работать
с
информацией
(понимать
изображение,
текст,
элементарное
схематическое изображение.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

27

Весна .Растения 1
весной.

28

Животные
весной.

Самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договорённостей.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать
в общем темпе.
Делать простейшие обобщения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных
заданий.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию.
Следовать
предложенному
плану,
1контролировать
и
оценивать
свои
действия.
Работать
с
информацией
(понимать
изображение,
текст,
элементарное
схематическое изображение.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

29

Труд
весной.

людей 1

30

Безопасное
поведение. ПДД

1

31

Мозг человека.

1

32

Лето.
летом.

33

Животные летом. 1

Растения 1

Положительное отношение к окружающей
действительности.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Работать с информацией.
Определение
правильного
поведения по иллюстрациям. Составление
рассказа о безопасном поведении. Выбор
правильного поведения в стихотворном
тексте. Заучивание телефонов экстренной
помощи. Правила поведения при беседе
по
телефону.
Игра
«Телефонный звонок». Ответы на вопросы.
Разыгрывание ситуаций по правилам
поведения в
школе. Составление
рассказа по правилам поведения в школе.
Рисунок «Как
правильно вести себя на уроке.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций.
Нахождение
предложения в тексте по заданию учителя.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Работать с информацией.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Способность к осмыслению социального
окружения,
принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному
плану.
Работать с информацией.

34

Труд
летом.

людей 1

Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Положительное отношение к окружающей
действительности.
Слушать и принимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться
в деятельность.
Работать с информацией.

5.Материально – технического обеспечение.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы , «Мир природы и человека» в 2 ч.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва
Просвещение, 2018.
1. Рабочая тетрадь. 4 класс. (VIII вид). (выпуск 2014 г.). Матвеева Н.Б., Попова М.А.
2. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».