ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО: ____________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса (вариант 1) учебного предмета «Мир природы и человека» (Образовательная область «Естествознание») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель начальных классов Колесникова Юлия Алексеевна г. Нелидово 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Пояснительная записка 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Изучение предмета призвано решать следующие задачи: ―формирование естествоведческих знаний; ―формирование умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром; ―накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации; ―закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизация знаний и накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности. Общая характеристика учебного предмета Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: ― полисенсорности восприятия объектов; ― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; ― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.; ― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; 2 ― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Место курса «Мир природы и человека» в учебном плане Предмет «Мир природы и человека» является частью предметной области «Естествознание», относится к обязательной части учебного плана. Предмет изучается с 1 по 4 класс. В 3 классах из учебного плана выделяется 34ч. (1 час в неделю). 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных и личностных результатов: Личностные результаты: К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Мир природы и человека» относятся: 1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; 2) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; 3) умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс); 4) использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 5) умение обращаться за помощью и принимать помощь; 6) понимание инструкций к учебному заданию в разных видах деятельности; 7) сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 8) умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 9) активное участие в деятельности по предложенному плану в общем темпе; 10) адекватное использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.) 11) умение работать с учебными принадлежностями 12) соблюдение порядка на рабочем месте; 13) представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; 14) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе 15) ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям; 16) ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; 17) элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; 17) любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России; 18) элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе; 3 19) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города; 20) уважение к защитникам Родины; 21) положительное отношение к своему национальному языку и культуре; 22) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; 23) интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Красноярского края, города Красноярска 24) представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе; 25) представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; 26) уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; 27) умение видеть красоту природы и человека; Предметные результаты Минимальный уровень: - представления о назначении объектов изучения; - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; - ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; - адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; - название сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе; - представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; - знание требований к режиму дня школьника; - отнесение изученных объектов к определённым группам (видо-родовые понятия); - составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану. Достаточный уровень: - представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание отличительных существенных признаков групп объектов; - знание правил гигиены органов чувств; - знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учётом возрастных особенностей; - готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; - ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного; - выполнение задания без текущего контроля учителя(при наличии предваряющего и итогового контроля), адекватное восприятие похвалы; - проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; - соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; - выполнение доступных природоохранительных действий; 3. Содержание обучения. Сезонные изменения Временные изменения. -2ч День. Ночь. Вечер. Утро. Дни недели рабочие и выходные, порядок следования. Неделя и месяц. Время суток на циферблате часов. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч). Времена года. 6ч 4 Осень, зима, весна, лето раннее и позднее, середина сезона. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Календарь. Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году начиная с января. Значение солнечного тепла и света. Смена времён года. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). Сезонные изменения в неживой природе. Температура воздуха (тепло-холодно, жара, мороз,.. замеры температуры), осадки (снег, дождь, иней, град), ветер (холодный тёплый, сила и направление ветра), солнце (яркое - тусклое, греет, светит), облака, тучи, гроза, состояние водоёмов (лужи покрылись льдом, тёплая холодная), почва (сухая, влажная, заморозки). Солнце. Растения и животные в разное время года. Жизнь животных в разное время года (звери, птицы, рыбы, насекомые). Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Весенний сбор веток для гнездования. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (гололёд, жара). Неживая природа.2ч Земля: песок, глина, камни. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства, место и значение в природе и жизни человека. Элементарные сведения о Земле, как планете. Живая природа.16ч Растения. Растения культурные. Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Первичные представления о способах размножения (на примере гороха, фасоли). Арбуз, дыня, тыква. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой. Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника. Сравнение по окраске, форме, вкусу. Деревья. Тополь, рябина. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена тополя. Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки. Растения комнатные. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе). Растения дикорастущие. Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов. Беседа о раннецветущих растениях нашего края. Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Забота и уход за животными. Скотный двор, ферма. Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Место и значение в жизни человека. Роль в природе. Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Помощь птицам зимой и весной в период гнездования (сбор веток для гнёзд). Птицы перелетные и зимующие на примере наблюдения за птицами. Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. Охрана природы. 5 Наблюдение за жизнью животных в природе. Ознакомление с видами помощи диким животным и птицам. Ознакомление с правилами ухода за домашними животными. Человек.-4ч Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. Здоровый образ жизни: гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Прогулки и занятия спортом. Человек – член общества. Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес. Магазины (промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.). Краеведческий музей. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в учреждениях. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Правила поведения. Наша Родина - Россия. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны (День Победы, Масленица, День космонавтики, день Учителя). Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Безопасное поведение.4 ч Предупреждение заболеваний и травм. Одевание по погоде. Предупреждение вирусных заболеваний (предупреждение контактов с больными людьми). Поведение во время простуды (постельный режим, соблюдение назначений врача, изоляция больного, проветривание, отдельная посуда). Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения в зоопарке, в лесу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице. Поведение в общественном транспорте. Правила безопасного использования учебных принадлежностей. Практическая работа с инвентарём для уборки класса. Правила обращения с горячей водой в чайнике. Телефоны первой помощи. 4. Тематический план 6 № Раздел. Тема урока. Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебно-методические материалы 7 Дата 1 2 3 4 5 Лето. Признаки лета. Месяцы лета. Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. Вступать в контакт и работать в коллективе. Работать с учебными принадлежностями. Называть признаки лета, знать и называть летние месяцы по порядку. Мин. уровень: узнавание и называние на иллюстрациях, фотографиях летних месяцев. Дост. уровень: узнавание и называние признаков лета, знать названия летних месяцев, называние летних месяцев по порядку. Работа с презентациями в формате PowerPoint Растения и Положительное отношение к окружающей действительности. животные летом. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Работать с информацией. М.: иметь представления о жизни растений и животных в летний период. Д.: составление рассказа по иллюстрациям о летнем лесе, о жизни растений и животных в летнем лесу. Работа с презентациями в формате PowerPoint Осень. Признаки Формировать основы экологической культуры. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. осени. Месяцы Формировать интерес к учению. осени. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Экскурсия в Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. природу. Знать названия осенних месяцев, порядок их следования, основные признаки осени. М.: Отгадывание загадок об осени. Узнавание и называние на иллюстрациях , фотографиях осенних месяцев. Д.: Умение видеть осенние изменения в природе, самостоятельно называть их. Знание названия осенних месяцев, называние месяцев по порядку. Работа с презентациями в формате PowerPoint Растения и Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. животные Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с осенью. одноклассниками и учителем. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Работать с информацией в учебнике и дополнительной литературе (сказки, героями которых были животные) М.: Составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений о растениях осенью по предложенному плану. Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о растениях и животных осенью по иллюстрации. Работа с презентациями в формате PowerPoint Растения сада и Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей. огорода. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Растения леса. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Уметь называть, распознавать, определять по признакам, 8 6 Занятия людей осенью. 7 Дикие животные. 8 Домашние животные. 9 Неживая природа. Солнце в разные времена года. различать растения сада, огорода и леса, находить их на картинках. М.: Отнесение изученных растений к определённым группам: растения сада, растения огорода, растения леса. Уметь различать фрукты и овощи, выделять их признаки, находить их на картинках. Д.: Описание формы и цвета растений сада и огорода. Отнесение изученных растений к определённым группам: растения сада, растения огорода, растения леса. Работа с презентациями в формате PowerPoint Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Умение вступать в контакт и работать в коллективе. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. Узнавать и называть занятия людей осенью. М.: Составление предложений о занятиях людей осенью. Д.: Составление описательного рассказа по картинке о занятиях людей осенью. Работа с презентациями в формате PowerPoint Формировать основы экологической культуры. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Работать с информацией учебника: рассматривание иллюстраций, нахождение и называние диких животных. М.: Составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений о диких животных по предложенному плану. Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о диких животных. Работа с презентациями в формате PowerPoint Формировать основы экологической культуры. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Работать с информацией учебника: рассматривание иллюстраций, нахождение и называние домашних животных. М.: Составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений о домашних животных по предложенному плану. Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о домашних животных. Нахождение и называние диких и домашних животных на иллюстрациях. Работа с презентациями в формате PowerPoint Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и социальной частей. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Узнавать и называть солнце, как объект неживой природы. М.: Нахождение иллюстраций с изображением солнца в разные времена года. 9 Д.: Составление мини-рассказов по картинкам «Солнце в разные времена года». Работа с презентациями в формате PowerPoint 10 Воздух. Значение Формировать интерес к учению. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с воздуха. одноклассниками и учителем. Термометр. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Работать с информацией в учебнике, рассматривание иллюстраций, работать с натуральным объектом: термометр, знать значение воздуха, название прибора: термометр. М.: Представления о назначении термометра. Д.: Рассказ по вопросам учителя о значении воздуха и назначении термометра. Работа с презентациями в формате PowerPoint 11 Ветер. Формировать основы экологической культуры. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Направление ветра. Экскурсия. Формировать интерес к учению. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану, контролировать и оценивать свои действия. Работать с информацией в учебнике. Наблюдение за изучаемым в природе. Определение направления ветра . М.: Наблюдение наличия ветра в естественных условиях. Д.: Наблюдение наличия ветра в естественных условиях. Определение направления ветра. Работа с презентациями в формате PowerPoint 12 Растения. Части Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в растений. разных видах деятельности. Сравнение Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. растений. Работать с информацией учебника. Называть части растения. Описывать растения по графическому плану. Различать растения (натуральные объекты и рисунки). М.: Иметь представления о назначении растений. Называние частей растений. Д.: Описание растений по предложенному плану. Знание названий изучаемых растений. Умение различать растения. Работа с презентациями в формате PowerPoint 13 Плоды и семена. Положительное отношение к окружающей действительности. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Узнавать и называть плоды и семена. М.: Иметь представления о назначении плодов и семян. Д.: Нахождение и показ плодов и семян на картинке и в натуральном виде. Составление предложений о значении плодов и семян. Работа с презентациями в формате PowerPoint 14 Птицы. Строение Положительное отношение к окружающей действительности, 10 птиц. 15 Виды птиц. 16 Зима. Признаки зимы. Месяцы зимы. Экскурсия в природу. 17 Растения и животные зимой. готовность к организации взаимодействия с ней. Вступать в контакт и работать в коллективе. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. Работать с информацией. Составлять описания птиц по вопросам учителя и графическому плану. М.: Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам «Что делают птицы?», «Чем можно угостить птиц». Работать с загадками о птицах. Д.: Составлять предложения по сюжетным картинкам самостоятельно . Составлять описания птиц по вопросам учителя и графическому плану. Работа с презентациями в формате PowerPoint Формировать основы экологической культуры. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. Работать с информацией. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о видах птиц. М.: Иметь представления о разных видах птиц. Д.: Сравнивать части тела различных видов птиц; узнавать птиц на рисунке, определять виды птиц. Работа с презентациями в формате PowerPoint Формировать основы экологической культуры. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Формировать интерес к учению. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Знать названия зимних месяцев, порядок их следования, основные признаки зимы. М.: Отгадывание загадок о зиме. Узнавание и называние на иллюстрациях , фотографиях зимних месяцев. Д.: Умение видеть зимние изменения в природе, самостоятельно называть их. Знание названия зимних месяцев, называние месяцев по порядку. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Работать с информацией в учебнике и дополнительной литературе (сказки, героями которых были животные зимой) М.: Составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений о растениях зимой по предложенному плану. Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о растениях и животных зимой по иллюстрации. Работа с презентациями в формате PowerPoint 11 18 Зимующие птицы. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Обращаться за помощью и принимать помощь. Активно участвовать в деятельности. Работать с информацией. М.: Узнавание и называние зимующих птиц на иллюстрациях. Кормление зимующих птиц. Д.: Узнавание и называние зимующих птиц на иллюстрациях и в натуральном виде в естественных условиях. Кормление зимующих птиц. Работа с презентациями в формате PowerPoint 19 Занятия людей зимой. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Обращаться за помощью и принимать помощь. Активно участвовать в деятельности. Узнавать и называть занятия людей зимой на иллюстрациях.. М.: Составление предложений о занятиях людей зимой. Д.: Составление описательного рассказа по картинке о занятиях людей зимой.. Работа с презентациями в формате PowerPoint 20 Человек. Дыхание человека Болезни органов дыхания. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Работать с информацией из учебника. Знать название органов дыхания, болезни органов дыхания. М.: Называние на иллюстрациях органов дыхания. Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, нахождение на картинках органов дыхания. Знание названий болезней органов дыхания. Работа с презентациями в формате PowerPoint Формировать интерес к учению. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Знание основных правил профилактики болезней органов дыхания. М.: Представления об элементарных правилах профилактики болезней органов дыхания. Д.: Знание некоторых правил профилактики болезней органов дыхания, называние их. Работа с презентациями в формате PowerPoint 21 Правила профилактики болезней органов дыхания. 12 22 Профилактика простудных заболеваний. Экс курсия в мед.блок. Формировать основы экологической культуры. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Формировать интерес к учению. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Знание основных правил профилактики простудных заболеваний. М.: Представления об элементарных правилах профилактики простудных заболеваний. Д.: Знание некоторых правил профилактики простудных заболеваний, называние их. Работа с презентациями в формате PowerPoint 23 Окружающая среда и здоровье человека. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. Вступать в контакт и работать в коллективе. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. Работать с информацией. Делать простейшие выводы о влиянии окружающей среды на здоровье человека. М.: Иметь представления о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Д.: Иметь представления о взаимосвязях между окружающей средой и здоровьем человека. Составление рассказа по вопросам учителя об окружающей среде. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Знакомство с понятиями: кровь, сердце, пульс. Знание значения крови. Нахождение на иллюстрациях и таблицах кровеносных сосудов, сердца. Определение пульса. М.: Иметь элементарные представления о значении крови, сердца. Д.: Знание значения крови. Нахождение на иллюстрациях и таблицах кровеносных сосудов, сердца. Определение пульса. Работа с презентациями в формате PowerPoint 24 Кровь. Сердце. Пульс. 25 Питание человека. Молочные, мясные и сухие продукты. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Знание правил питания человека, необходимости питания, полезных продуктов питания. М.: Узнавание и называние на иллюстрациях и в натуральном виде продуктов питания. Д.: Знание правил питания человека, необходимости питания, полезных продуктов питания. Умение различать молочные, мясные и сухие продукты питания. Работа с презентациями в формате PowerPoint 13 26 Весна. Признаки весны. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Называть признаки весны. Определять по признакам время года. М.: Узнавание на иллюстрациях весеннее время года. Д.: Название признаков весны. Составление рассказа «Весна пришла». Определять по признакам время года. Работа с презентациями в формате PowerPoint 27 Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Формировать основы экологической культуры. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Формировать интерес к учению. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Наблюдение и называние сезонных изменений в природе в естественных условиях. М.: Составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений по предложенному плану об изменениях в природе. Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о сезонных изменениях. Работа с презентациями в формате PowerPoint Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Знать названия весенних месяцев, порядок их следования, основные признаки весны. М.: Отгадывание загадок о весне.. Узнавание и называние на иллюстрациях , фотографиях весенних месяцев. Д.: Умение видеть весенние изменения в природе, самостоятельно называть их. Знание названия весенних месяцев, называние месяцев по порядку. Работа с презентациями в формате PowerPoint Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и социальной частей. Обращаться за помощью и принимать помощь. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Работать с информацией в учебнике, рассматривание иллюстраций и называние растений в весенний период. М.: Составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений о растениях весной по предложенному плану. Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о растениях весной по иллюстрации. Работа с презентациями в формате PowerPoint 28 Месяцы весны. 29 Растения весной. 14 30 Животные весной. 31 Птицы весной. Положительное отношение к окружающей действительности. Обращаться за помощью и принимать помощь. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Работать с информацией в учебнике и дополнительной литературе (сказки, героями которых были животные весной) М.: Составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений о животных весной по предложенному плану. Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о животных весной по иллюстрации. Работа с презентациями в формате PowerPoint Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Работать с информацией. М.: Узнавание и называние перелётных птиц на иллюстрациях. Кормление птиц ранней весной.. Д.: Узнавание и называние перелётных птиц на иллюстрациях и в натуральном виде в естественных условиях. Кормление птиц. Работа с презентациями в формате PowerPoint 32 Занятия людей весной. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Следовать предложенному плану, контролировать и оценивать свои действия. Узнавать и называть занятия людей весной на иллюстрациях.. М.: Составление предложений о занятиях людей весной. Д.: Составление описательного рассказа по картинке о занятиях людей весной. Работа с презентациями в формате PowerPoint 33 Веселый май. - Экскурсия. 34 Формировать основы экологической культуры. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Формировать интерес к учению. Формировать умение слушать и вступать в диалог. Уметь соблюдать правила поведения на экскурсии, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Отгадывать загадки о весне. Видеть и называть признаки весны. Отвечать на вопросы учителя. Называть весенние месяцы по порядку. Анализировать объекты природы с целью выделения признаков. М.: Уметь соблюдать правила поведения на экскурсии, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Д.: Анализировать объекты природы с целью выделения признаков. Уметь соблюдать правила поведения на экскурсии, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. 15 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , «Мир природы и человека» в 2 ч. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Просвещение, 2018. 2. Рабочая тетрадь. 3 класс. (VIII вид). (выпуск 2014 г.). Матвеева Н.Б., Попова М.А. 3. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А. 16