3 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Мир природы и человека»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель начальных классов
Колесникова Юлия Алексеевна

г. Нелидово
2024г
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1.

Пояснительная записка

1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание
простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Изучение предмета призвано решать следующие задачи:
―формирование естествоведческих знаний;
―формирование умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим
миром;
―накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации;
―закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизация
знаний и накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной
и учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического
взаимодействия
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде
и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира
через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в
совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации
знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной
и учебной деятельности;
2

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая
природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого
количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и
накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Место курса «Мир природы и человека» в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» является частью предметной области «Естествознание»,
относится к обязательной части учебного плана. Предмет изучается с 1 по 4 класс.
В 3 классах из учебного плана выделяется 34ч. (1 час в неделю).

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
предметных и личностных результатов:
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Мир природы и человека»
относятся:
1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
3) умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель класс);
4) использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
5) умение обращаться за помощью и принимать помощь;
6) понимание инструкций к учебному заданию в разных видах деятельности;
7) сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
9) активное участие в деятельности по предложенному плану в общем темпе;
10) адекватное использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из за парты и т. д.)
11) умение работать с учебными принадлежностями
12) соблюдение порядка на рабочем месте;
13) представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;
14) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
15) ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам,
способность сочувствовать природе и её обитателям;
16) ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
17) элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов;
17) любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России;
18) элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем
окружении и о себе;
3

19) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
20) уважение к защитникам Родины;
21) положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
22) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории
России и её народов;
23) интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,
Красноярского края, города Красноярска
24) представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в
семье и в обществе;
25) представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на
улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
26) уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к
сверстникам и младшим;
27) умение видеть красоту природы и человека;
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- название сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника;
- отнесение изученных объектов к определённым группам (видо-родовые понятия);
- составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3 предложений об изученных
объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
- представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учётом возрастных
особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного;
- выполнение задания без текущего контроля учителя(при наличии предваряющего и итогового
контроля), адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с
детьми;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;

3. Содержание обучения.
Сезонные изменения
Временные изменения. -2ч
День. Ночь. Вечер. Утро. Дни недели рабочие и выходные, порядок следования. Неделя и
месяц. Время суток на циферблате часов. Определение времени по часам с точностью до 5 мин
(10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Времена года. 6ч
4

Осень, зима, весна, лето раннее и позднее, середина сезона. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Календарь.
Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году начиная с января.
Значение солнечного тепла и света. Смена времён года. Взаимозависимость изменений в неживой
и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе.
Температура воздуха (тепло-холодно, жара, мороз,.. замеры температуры), осадки (снег,
дождь, иней, град), ветер (холодный тёплый, сила и направление ветра), солнце (яркое - тусклое,
греет, светит), облака, тучи, гроза, состояние водоёмов (лужи покрылись льдом, тёплая холодная), почва (сухая, влажная, заморозки). Солнце.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь животных в разное время года (звери, птицы, рыбы, насекомые). Сбор листьев,
плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и
осенние растения. Весенний сбор веток для гнездования.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (гололёд, жара).
Неживая природа.2ч
Земля: песок, глина, камни. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие
признаки объектов: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства, место и значение
в природе и жизни человека. Элементарные сведения о Земле, как планете.
Живая природа.16ч
Растения.
Растения культурные.
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана
капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Первичные
представления о способах размножения (на примере гороха, фасоли).
Арбуз, дыня, тыква. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза
и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
Деревья. Тополь, рябина. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья.
Семена тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки. Узнавание и называние. Различение частей
растений: корень, стебель, листья, цветки.
Растения комнатные. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными
растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Растения дикорастущие.
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие.
Наблюдения за появлением первых цветов. Беседа о раннецветущих растениях нашего края.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая
людям. Забота и уход за животными. Скотный двор, ферма.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Место и значение
в жизни человека. Роль в природе.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело.
Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Помощь птицам зимой и весной в период
гнездования (сбор веток для гнёзд).
Птицы перелетные и зимующие на примере наблюдения за птицами.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана природы.
5

Наблюдение за жизнью животных в природе. Ознакомление с видами помощи диким
животным и птицам. Ознакомление с правилами ухода за домашними животными.
Человек.-4ч
Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита
глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь
уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться
носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Здоровый образ жизни: гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Прогулки и занятия
спортом.
Человек – член общества. Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая,
скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
Магазины (промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.). Краеведческий музей.
Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении.
Правила поведения в учреждениях.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (маршрутные такси,
трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие
национальности. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны (День Победы,
Масленица, День космонавтики, день Учителя). Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны.
Безопасное поведение.4 ч
Предупреждение заболеваний и травм. Одевание по погоде. Предупреждение вирусных
заболеваний (предупреждение контактов с больными людьми). Поведение во время простуды
(постельный режим, соблюдение назначений врача, изоляция больного, проветривание, отдельная
посуда).
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит).
Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе. Правила поведения в зоопарке, в лесу. Предупреждение
отравления ядовитыми грибами, ягодами. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения ребенка на улице. Поведение в общественном транспорте. Правила
безопасного использования учебных принадлежностей. Практическая работа с инвентарём для
уборки класса. Правила обращения с горячей водой в чайнике. Телефоны первой помощи.

4. Тематический план

6

№

Раздел. Тема
урока.

Основные виды деятельности обучающихся на уроке и
электронные учебно-методические материалы

7

Дата

1

2

3

4

5

Лето. Признаки
лета. Месяцы
лета.

Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением
школы, обучением.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Работать с учебными принадлежностями.
Называть признаки лета, знать и называть летние месяцы по
порядку.
Мин. уровень: узнавание и называние на иллюстрациях,
фотографиях летних месяцев.
Дост. уровень: узнавание и называние признаков лета, знать
названия летних месяцев, называние летних месяцев по
порядку. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Растения и
Положительное отношение к окружающей действительности.
животные летом. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Работать с информацией.
М.: иметь представления о жизни растений и животных в
летний период.
Д.: составление рассказа по иллюстрациям о летнем лесе, о
жизни растений и животных в летнем лесу. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Осень. Признаки Формировать основы экологической культуры. Готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
осени. Месяцы
Формировать интерес к учению.
осени.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Экскурсия в
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
природу.
Знать названия осенних месяцев, порядок их следования,
основные признаки осени.
М.: Отгадывание загадок об осени. Узнавание и называние на
иллюстрациях , фотографиях осенних месяцев.
Д.: Умение видеть осенние изменения в природе,
самостоятельно называть их. Знание названия осенних
месяцев, называние месяцев по порядку. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Растения и
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей.
животные
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
осенью.
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия.
Работать с информацией в учебнике и дополнительной
литературе (сказки, героями которых были животные)
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений о растениях осенью по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о растениях и
животных осенью по иллюстрации. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Растения сада и
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей.
огорода.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Растения леса.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Уметь называть, распознавать, определять по признакам,
8

6

Занятия людей
осенью.

7

Дикие животные.

8

Домашние
животные.

9

Неживая
природа. Солнце
в разные времена
года.

различать растения сада, огорода и леса, находить их на
картинках.
М.: Отнесение изученных растений к определённым группам:
растения сада, растения огорода, растения леса. Уметь
различать фрукты и овощи, выделять их признаки, находить их
на картинках.
Д.: Описание формы и цвета растений сада и огорода.
Отнесение изученных растений к определённым группам:
растения сада, растения огорода, растения леса. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Умение вступать в контакт и работать в коллективе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников.
Узнавать и называть занятия людей осенью.
М.: Составление предложений о занятиях людей осенью.
Д.: Составление описательного рассказа по картинке о занятиях
людей осенью. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Формировать основы экологической культуры.
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия.
Работать с информацией учебника: рассматривание
иллюстраций, нахождение и называние диких животных.
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений о диких животных по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о диких животных.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Формировать основы экологической культуры.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с информацией учебника: рассматривание
иллюстраций, нахождение и называние домашних животных.
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений о домашних животных по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о домашних
животных. Нахождение и называние диких и домашних
животных на иллюстрациях. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве её природной и социальной частей.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Узнавать и называть солнце, как объект неживой природы.
М.: Нахождение иллюстраций с изображением солнца в разные
времена года.
9

Д.: Составление мини-рассказов по картинкам «Солнце в
разные времена года». Работа с презентациями в формате
PowerPoint
10 Воздух. Значение Формировать интерес к учению.
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
воздуха.
одноклассниками и учителем.
Термометр.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия.
Работать с информацией в учебнике, рассматривание
иллюстраций, работать с натуральным объектом: термометр,
знать значение воздуха, название прибора: термометр.
М.: Представления о назначении термометра.
Д.: Рассказ по вопросам учителя о значении воздуха и
назначении термометра. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
11 Ветер.
Формировать основы экологической культуры. Готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Направление
ветра. Экскурсия. Формировать интерес к учению.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану, контролировать и оценивать
свои действия.
Работать с информацией в учебнике. Наблюдение за
изучаемым в природе. Определение направления ветра .
М.: Наблюдение наличия ветра в естественных условиях.
Д.: Наблюдение наличия ветра в естественных условиях.
Определение направления ветра. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
12 Растения. Части
Положительное отношение к окружающей действительности.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в
растений.
разных видах деятельности.
Сравнение
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
растений.
Работать с информацией учебника. Называть части растения.
Описывать растения по графическому плану. Различать
растения (натуральные объекты и рисунки).
М.: Иметь представления о назначении растений. Называние
частей растений.
Д.: Описание растений по предложенному плану. Знание
названий изучаемых растений. Умение различать растения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
13 Плоды и семена. Положительное отношение к окружающей действительности.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Узнавать и называть плоды и семена.
М.: Иметь представления о назначении плодов и семян.
Д.: Нахождение и показ плодов и семян на картинке и в
натуральном виде. Составление предложений о значении
плодов и семян. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

14

Птицы. Строение

Положительное отношение к окружающей действительности,
10

птиц.

15 Виды птиц.

16 Зима. Признаки
зимы. Месяцы
зимы.
Экскурсия в
природу.

17 Растения и
животные зимой.

готовность к организации взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану.
Работать с информацией. Составлять описания птиц по
вопросам учителя и графическому плану.
М.: Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам «Что делают
птицы?», «Чем можно угостить птиц». Работать с загадками о
птицах.
Д.: Составлять предложения по сюжетным картинкам
самостоятельно . Составлять описания птиц по вопросам
учителя и графическому плану. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Формировать основы экологической культуры.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану.
Работать с информацией. Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них информацию о видах птиц.
М.: Иметь представления о разных видах птиц.
Д.: Сравнивать части тела различных видов птиц; узнавать
птиц на рисунке, определять виды птиц. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Формировать основы экологической культуры. Готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Формировать интерес к учению.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Знать названия зимних месяцев, порядок их следования,
основные признаки зимы.
М.: Отгадывание загадок о зиме. Узнавание и называние на
иллюстрациях , фотографиях зимних месяцев.
Д.: Умение видеть зимние изменения в природе,
самостоятельно называть их. Знание названия зимних месяцев,
называние месяцев по порядку. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с информацией в учебнике и дополнительной
литературе (сказки, героями которых были животные зимой)
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений о растениях зимой по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о растениях и
животных зимой по иллюстрации. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint

11

18 Зимующие
птицы.

Положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Активно участвовать в деятельности.
Работать с информацией.
М.: Узнавание и называние зимующих птиц на иллюстрациях.
Кормление зимующих птиц.
Д.: Узнавание и называние зимующих птиц на иллюстрациях и
в натуральном виде в естественных условиях. Кормление
зимующих птиц. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

19 Занятия людей
зимой.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Активно участвовать в деятельности.
Узнавать и называть занятия людей зимой на иллюстрациях..
М.: Составление предложений о занятиях людей зимой.
Д.: Составление описательного рассказа по картинке о занятиях
людей зимой.. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

20 Человек.
Дыхание
человека Болезни
органов дыхания.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с информацией из учебника. Знать название органов
дыхания, болезни органов дыхания.
М.: Называние на иллюстрациях органов дыхания.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, нахождение на картинках органов дыхания. Знание
названий болезней органов дыхания. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Формировать интерес к учению.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знание основных правил профилактики болезней органов
дыхания.
М.: Представления об элементарных правилах профилактики
болезней органов дыхания.
Д.: Знание некоторых правил профилактики болезней органов
дыхания, называние их. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

21 Правила
профилактики
болезней органов
дыхания.

12

22 Профилактика
простудных
заболеваний. Экс
курсия в
мед.блок.

Формировать основы экологической культуры. Готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Формировать интерес к учению.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знание основных правил профилактики простудных
заболеваний.
М.: Представления об элементарных правилах профилактики
простудных заболеваний.
Д.: Знание некоторых правил профилактики простудных
заболеваний, называние их.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

23 Окружающая
среда и здоровье
человека.

Положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней.
Вступать в контакт и работать в коллективе.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану.
Работать с информацией. Делать простейшие выводы о
влиянии окружающей среды на здоровье человека.
М.: Иметь представления о влиянии окружающей среды на
здоровье человека.
Д.: Иметь представления о взаимосвязях между окружающей
средой и здоровьем человека. Составление рассказа по
вопросам учителя об окружающей среде. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знакомство с понятиями: кровь, сердце, пульс. Знание значения
крови. Нахождение на иллюстрациях и таблицах кровеносных
сосудов, сердца. Определение пульса.
М.: Иметь элементарные представления о значении крови,
сердца.
Д.: Знание значения крови. Нахождение на иллюстрациях и
таблицах кровеносных сосудов, сердца. Определение пульса.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

24 Кровь. Сердце.
Пульс.

25 Питание
человека.
Молочные,
мясные и сухие
продукты.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знание правил питания человека, необходимости питания,
полезных продуктов питания.
М.: Узнавание и называние на иллюстрациях и в натуральном
виде продуктов питания.
Д.: Знание правил питания человека, необходимости питания,
полезных продуктов питания. Умение различать молочные,
мясные и сухие продукты питания. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint

13

26 Весна. Признаки
весны.

Положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Называть признаки весны. Определять по признакам время
года.
М.: Узнавание на иллюстрациях весеннее время года.
Д.: Название признаков весны. Составление рассказа «Весна
пришла». Определять по признакам время года.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

27 Сезонные
изменения в
природе.
Экскурсия.

Формировать основы экологической культуры. Готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Формировать интерес к учению.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Наблюдение и называние сезонных изменений в природе в
естественных условиях.
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений по предложенному плану об
изменениях в природе.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о сезонных
изменениях. Работа с презентациями в формате PowerPoint
Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Знать названия весенних месяцев, порядок их следования,
основные признаки весны.
М.: Отгадывание загадок о весне.. Узнавание и называние на
иллюстрациях , фотографиях весенних месяцев.
Д.: Умение видеть весенние изменения в природе,
самостоятельно называть их. Знание названия весенних
месяцев, называние месяцев по порядку. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве её природной и социальной частей.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Работать с информацией в учебнике, рассматривание
иллюстраций и называние растений в весенний период.
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений о растениях весной по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о растениях весной
по иллюстрации. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

28 Месяцы весны.

29 Растения весной.

14

30 Животные
весной.

31 Птицы весной.

Положительное отношение к окружающей действительности.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Работать с информацией в учебнике и дополнительной
литературе (сказки, героями которых были животные весной)
М.: Составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений о животных весной по
предложенному плану.
Д.: Ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию
изученного, проявление желания рассказать о животных весной
по иллюстрации. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности.
Работать с информацией.
М.: Узнавание и называние перелётных птиц на иллюстрациях.
Кормление птиц ранней весной..
Д.: Узнавание и называние перелётных птиц на иллюстрациях и
в натуральном виде в естественных условиях. Кормление птиц.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

32 Занятия людей
весной.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.
Следовать предложенному плану, контролировать и оценивать
свои действия.
Узнавать и называть занятия людей весной на иллюстрациях..
М.: Составление предложений о занятиях людей весной.
Д.: Составление описательного рассказа по картинке о занятиях
людей весной. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

33 Веселый май.
- Экскурсия.
34

Формировать основы экологической культуры. Готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Формировать интерес к учению.
Формировать умение слушать и вступать в диалог.
Уметь соблюдать правила поведения на экскурсии,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Отгадывать загадки о весне. Видеть и называть признаки
весны. Отвечать на вопросы учителя. Называть весенние
месяцы по порядку. Анализировать объекты природы с целью
выделения признаков.
М.: Уметь соблюдать правила поведения на экскурсии,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Д.: Анализировать объекты природы с целью выделения
признаков. Уметь соблюдать правила поведения на экскурсии,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

15

5. Материально – техническое обеспечение.
1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы , «Мир природы и человека» в 2 ч. Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Просвещение, 2018.
2. Рабочая тетрадь. 3 класс. (VIII вид). (выпуск 2014 г.). Матвеева Н.Б., Попова М.А.
3. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».