ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ УР: «Нелидовская школа– интернат» Руководитель МО: _________Е.М. Лебедева _________А.Г. Никитина Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. ____________Н.Н. Козырь Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса (вариант 1) учебного предмета «Математика» (Образовательная область «Математика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Никитина Алла Геннадьевна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАError! Bookmark not defined. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» В 7 КЛАССЕ III. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ5 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕError! Bookmark not defined. 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: − формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни; − коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; - воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе определяет следующие задачи: − совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1 000 000; − совершенствование умения выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; − формирование умения приводить дробь к общему знаменателю; − формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями; − формирование умения выполнять умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000; − формирование умения нахождения десятичных дробей; − совершенствование умения решать составные арифметические задачи (3 - 4 действия); − формирование умения решать задачи, связанные с производственным процессом (производительность труда, время, объём всей работы); − формирование умения решать задачи, связанные с процессом изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход); − совершенствование умения решать задачи на расчет стоимости товара 3 (цена, количество, общая стоимость); − формирование умения решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); − совершенствование умения решать задачи на нахождение части целого; − совершенствование умения решать простые и составные арифметические задачи на движение (скорость, время, пройденный путь); совершенствование умения решать простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра прямоугольника (квадрата); − формирование построения геометрических фигур (параллелограмм, ромб), симметрично расположенных относительно оси, центра симметрии; − воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в повседневной жизни. 4 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» В 7 КЛАССЕ Личностные результаты: − формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − сформирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям; − формирование эстетических чувств, отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 7 класса Минимальный уровень: − знать числовой ряд 1—100 000 в прямом порядке (с помощью учителя); − уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 000 (в том числе с использованием калькулятора); − уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 100 000; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений (в том числе с использованием калькулятора); − уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений (в том числе с использованием калькулятора); − знать алгоритм выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; − уметь использовать калькулятор с целью проверки правильности вычислений (устных и письменных); − уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений (лёгкие случаи), в том числе с использованием калькулятора; − уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя); − уметь выполнять умножение и деление чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы на однозначное число письменно (с помощью учителя); − знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать; − уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, имеющие в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием калькулятора; − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 5—20, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности; − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, включая смешанные числа (лёгкие случаи), с помощью учителя; − уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей (с помощью учителя); − уметь решать арифметические задачи в 2 действия; − уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара); − уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); − уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; − уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей от числа; − уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля линий, углов, окружностей, в разном положении на плоскости; − знать свойства элементов многоугольника (параллелограмм); − узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета. Достаточный уровень: − знать числовой ряд в пределах 1 000 000 в прямом и обратном порядке; − знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000; − знать разряды и классы в пределах 1 000 000; − уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел; − уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; − уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000; − уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений; − уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; − уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки, деление с остатком приемами письменных вычислений, с последующей проверкой правильности вычислений; − уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами мерами стоимости, длины, массы письменно; − уметь выполнять умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно; − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа; − уметь выполнять вычитание обыкновенных дробей из целого числа (целые числа от 1 – 20); 6 − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, включая смешанные числа; − уметь приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю (легкие случаи); − знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать, выполнять преобразования десятичных дробей; − уметь записывать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей; − уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами времени (легкие случаи); − уметь составлять и решать простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события; − уметь решать составные задачи в 3 -4 арифметических действия; − уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара); − уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); − уметь выполнять решение простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; − уметь выполнять решение и составление задач на одновременное и противоположное движение двух тел; − уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля, линий, углов, многоугольников, окружностей, в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии; − знать виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения; − узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета; − уметь располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии. 7 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «Математика» в 7 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта. Оценка «5» ставится, если обучающийся: − дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; − умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; − умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; − правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; − правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более недочёта. Оценка «4» ставится, если обучающийся: − при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; − при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; − при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; − с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу; − выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. 8 Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; − производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; − понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; − узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; − правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения. Оценка «2» - не ставится. 9 III. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение математике в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: − словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); − наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); − предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); − частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); − исследовательские (проблемное изложение); − система специальных коррекционно – развивающих методов; − методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); − методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); − методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № п/п Название раздела, темы Количество часов 17 4 Нумерация. Арифметические действия с числами в пределах 1 000 000 Умножение и деление чисел на однозначное число Арифметические действия с числам, полученные при измерении Обыкновенные дроби 5 Десятичные дроби 14 6 Повторение пройденного 3 7 Геометрический материал 16 Итого 102 1 2 3 13 32 7 10 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Кол-во часов Тема Электронные учебнометодические материалы Дата Нумерация 1 1ч 2 Нумерация. Таблица классов и разрядов Разложение чисел на разрядные слагаемые 3 Сравнение целых чисел 1ч 4 5 1ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Числа, полученные при измерении массы, 1ч длины, стоимости Мультимедийная презентация, Числа, полученные при измерении 1ч интерактивная доска (Notebook) времени Характеристика основных видов деятельности ученика Читать числа числового ряда в пределах 1 000 000. Работать с таблицей классов и разрядов. Сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000 000. Знать простые и составные, четные и нечетные числа. Дифференцировать числа, полученные при счете и при измерении величин; полученных при измерении величин одной, двумя мерами. Решать простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события. 24 Все арифметические действия с многозначными числами Мультимедийная презентация, Сложение и вычитание многозначных 3ч интерактивная доска (Notebook) чисел Мультимедийная презентация, Умножение многозначных чисел на 4ч интерактивная доска (Notebook) однозначное число Мультимедийная презентация, Деление многозначных чисел на 4ч интерактивная доска (Notebook) однозначное число Мультимедийная презентация, Решение задач и примеров на все интерактивная доска (Notebook) арифметические действия с целыми 4ч числами Мультимедийная презентация, Умножение и деление целых чисел на 10, 3ч интерактивная доска (Notebook) 100 и 1000 с остатком и без остатка Итоговая контрольная работа. 1ч 25 Работа над ошибками 6-8 9-12 13-16 17-20 21-23 26 1ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Сложение и вычитание длин отрезков. 1ч Построение Характеристика основных видов деятельности ученика Выполнять сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через разряд (с записью примера в столбик). Находить значение числового выражения со скобками и без скобок в 3-4 арифметических действия. Производить разбор условия задачи, выделять вопрос задачи составлять краткую запись, формулировать ответ задачи. Использовать алгоритм умножения и деления чисел на 10, 100 и 1000. Все арифметические действия с числами, полученными при измерении массы, длины, стоимости Мультимедийная презентация, Преобразование чисел, полученных при 2ч 27-28 интерактивная доска (Notebook) измерении. Мультимедийная презентация, Сумма сторон треугольника. Периметр. 1ч 29 30-31 Сложение чисел, полученных при 2ч интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, 11 32-33 34-35 36 37 38-41 42-44 45 интерактивная доска (Notebook) измерении величин Мультимедийная презентация, Вычитание чисел, полученных при 2ч интерактивная доска (Notebook) измерении величин Мультимедийная презентация, Сложение и вычитание чисел, полученных 2ч интерактивная доска (Notebook) при измерении величин Мультимедийная презентация, Умножение именованных чисел на 1ч интерактивная доска (Notebook) однозначное число. Мультимедийная презентация, Деление именованных чисел на 1ч интерактивная доска (Notebook) однозначное число. Мультимедийная презентация, Решение примеров и задач на умножение 4ч интерактивная доска (Notebook) и деление именованных чисел на однозначное число Мультимедийная презентация, Умножение и деление чисел, полученных 3ч интерактивная доска (Notebook) при измерении, на 10, 100 и 1 000 Характеристика основных видов деятельности ученика Читать числа, полученные при измерении величин. Дифференцировать числа, полученные при счете и при измерении величин; полученных при измерении величин одной, двумя мерами. Решать простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события. Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами. Выполнять умножение и деление чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами на однозначное число (с записью примера в столбик). Мультимедийная презентация, Подготовка к контрольной работе 1ч интерактивная доска (Notebook) 1ч 47 Итоговая контрольная работа за II четверть Работа над ошибками 48 Параллелограмм. Ромб. Их элементы. 1ч 49 Линии в круге 1ч 50 Урок закрепления 1ч 51 Умножение и деление целых чисел на двузначное число Мультимедийная презентация, Умножение целых чисел на круглые 1ч интерактивная доска (Notebook) десятки Мультимедийная презентация, Деление целых чисел на круглые десятки 1ч 46 52 53 54-55 56-57 58-59 60-62 63-64 65-66 67-70 Умножение и деление целых чисел на круглые десятки Умножение двузначных чисел на двузначное число. Умножение трехзначных чисел на двузначное число. Умножение целых чисел на двузначное число. Решение задач и примеров на умножение целых чисел на двузначное число Деление двухзначных чисел на двузначное число Деление трехзначных чисел на двузначное число Деление четырехзначных чисел на 1ч 1ч 2ч 2ч 2ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 3ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 2ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 2ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 4ч Мультимедийная презентация, 12 71-72 73-77 78 79 80-81 82 двузначное число Деление многозначных чисел на двузначное число, когда в частном нули Все арифметические действия с целыми числами Итоговая контрольная работа за III четверть Работа над ошибками Симметрия. Ось симметрии. Построение симметричных геометрических фигур Урок закрепления 2ч интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 5ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 1ч 1ч 2ч 1ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Характеристика основных видов деятельности ученика Воспроизводить в устной речи алгоритм письменного умножения и деления в процессе решения примеров (с записью примера в столбик). Находить значение числового выражения со скобками и без скобок в 2-3 арифметических действия. Производить разбор условия задачи, выделять вопрос задачи составлять краткую запись, формулировать ответ задачи. Называть компоненты действий (в том числе в примерах). Соблюдать орфографический режим. Дробные числа 83 84-85 86 87-88 89-90 91 92-93 94-95 96-99 100 101 102 Обыкновенные дроби. Преобразования дробей Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. Получение, запись и чтение десятичных дробей. Выражение десятичных дробей в более мелких (крупных), одинаковых долях. Сравнение десятичных долей и дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями. Подготовка к контрольной работе Итоговая контрольная работа Работа над ошибками 1ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 2ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 1ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 2ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 2ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 1ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 2ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 4ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 1ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) 2ч 1ч 1ч Нахождение десятичной дроби от числа. 1ч Итоговый рок 1ч Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Мультимедийная презентация, интерактивная доска (Notebook) Характеристика основных видов деятельности ученика Воспроизводить в устной речи алгоритм письменного сложения и вычитания десятичных и обыкновенных дробей в процессе решения примеров (с записью примера в столбик). Находить значение числового выражения со скобками и без скобок в 2-3 арифметических действия. Производить разбор условия задачи, выделять вопрос задачи составлять краткую запись, формулировать ответ задачи. Называть компоненты действий (в том числе в примерах). Соблюдать орфографический режим. 13 УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Список литературы 1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011 г. 2. Капустина Г. М., Перова М.Н. Математика 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.; Просвещение, 2018 г. Рабочая тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008. 3. Перова М.Н., Яковлева И.М. Рабочая тетрадь по математике для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2008г. 4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе, учебник для вузов. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г. 5. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе 5 – 9 классы. М. « ВАКО» 2007г. 6. Моро М.И., Меленцова Н.В. Карточки с математическими заданиями для 2-го класса. Пособие для учителя. М. «Просвещение» 1983г. 7. Узорова О.В. Устный чет и математические диктанты для начальной школы. М. «Просвещение»1998г. 8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы. Москва, Астрель, 2003г. 9. Волкова С.И. Математика и конструирование. Москва, Просвещение, 2005г. 10. «Я иду на урок математики» Приложение к газете «Первое сентября». МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Счетный материал. Магнитные числа. Геометрический материал (развертки геометрических тел). Таблица умножения. Методические пособия для учителя. Электронные пособия (презентации, интерактивные игры). Звукотехнические пособия (аудиозаписи, видеофильмы). Печатные (таблицы (таблицы-опоры «Меры длины», «Меры времени», «Меры массы», «Меры стоимости»), плакаты, портреты ученых математиков, раздаточные и дидактические карточки). Объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации). Технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, проектор, принтер) ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru 14