ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО Заместитель УР: УТВЕРЖДАЮ директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» _____________Н.Н. Козырь _________А.Г. Никитина Приказ № _ от «29» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса (вариант 1) учебного предмета «Чтение» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Лебедева Елена Михайловна г. Нелидово 2024г 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Материально – техническое обеспечение.. 5. Тематический план. 3 1.Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат». Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (литературное чтение)». Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи обучения: − Совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научнопознавательного текстов; − развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; − развитие положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 7 классе определяет следующие задачи: − формирование качества техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; − формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения; − развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений; − развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения; − формирование нравственно-эстетических и гражданско-патриотических норм поведения обучающихся на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе); − совершенствование техники чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания); − закрепление умения выделять главную мысль произведения, называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя; − формирование умения выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте; − закрепление умения подробно и кратко пересказывать прочитанное; − закрепление умения конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после; − закрепление навыка заучивания наизусть; − развитие эмоциональной сферы, эстетических чувств (в произведениях обучающиеся должны научиться видеть красивое и безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости, уметь различать тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т. п.); − развитие мыслительной деятельности, устранение затруднений в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении; − развитие и коррекция памяти и логического мышления; − выработка жизненно необходимых речевых навыков. 2.Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 7 классе Личностные результаты: 4 − принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 7 классе Минимальный уровень: − уметь читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целыми словами; − уметь читать про себя проанализированные ранее тексты; − отвечать на вопросы учителя; − пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные обучающимся по изображённым событиям; − высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме; − выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя); − заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников); − принимать участие в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту. Достаточный уровень: − уметь читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом); − уметь читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию тексты; − выделять тему и идею произведения с помощью учителя; − формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя); − делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно; − характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам; − выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя); − соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя); − заучивать наизусть не менее 10 стихотворений; − читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении. Уметь составлять отзывы под руководством учителя. 3.Содержание обучения. Обучение чтению в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию знаний русского языка в различных ситуациях. На уроке чтения в старших классах учитель использует в комбинации различные формы работы: групповую, индивидуальную и парную. В методических аппаратах книг для чтения предусмотрены задания, выполнение которых должно проходить в парах или группе. Учителю необходимо варьировать формы работы в связи с весьма разнородным составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации различных форм работы помогут в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода и сделают урок интересным и разнообразным. На уроках чтения в старших классах учитель пользуется, как правило, классической классификацией методов обучения: − словесные методы: рассказ, объяснение, беседа − наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т. п. − практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение. Помимо этих методов на уроках чтения в старших классах, особенно в 7–9 классах, возможно использование методов другой классификации: 5 − объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти); − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации); − метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь её решения); − частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). Содержание разделов Тема раздела № п/п итого 1 Устное народное творчество 13ч 2 Из произведений русской литературы XIX века 49ч 3 Из произведений русской литературы XX века 67ч 4 Внеклассное чтение 7ч Итого: 136ч Произведения для внеклассного чтения: В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха». А. Р. Беляев «Чудесное око». В. В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бо чок», «Мышарик», «Вести из леса» .Жюль Берн «Дети капитана Гранта». А. П. Гайдар «Судьба барабанщика». Т.Д.Дефо «Робинзон Крузо». Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит». В. П. Катаев «Хуторок в степи». 4.Материально-техническое обеспечение учебного предмета «ЧТЕНИЕ» включает: 7 класс – Аксёнова А.К. 7 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2018 г.; 1. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика). 2. Р.И. Лалаева. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт Петербург. 1998г. 3. С.Н. Костромина, Л.Г.Нагаева. Как преодолеть трудности в обучении чтению. Москва. «Ось-89» 2004г. 4. Н.П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Москва. «Ось 89». 2005г. 5. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2009. 8.А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе «М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2002г. Информационное обеспечение образовательного процесса 6 Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Развитие ребёнка http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyam-ogribah.html#.UpUSodJdV8U Технические средства обучения (средства ИКТ) Интерактивный комплекс. 7 5. Тематический план. № п/п 1-2 3-5 6 7 8-9 Содержательная линия. Тема Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Жанры устного народного творчества Выявление знаний учащихся о жанрах устного народного творчества, изучение жанров. Беседа о происхождении УНТ, как отражении жизни человеческого общества, о сходствах и различии жанров. Работа над пониманием фольклорного текста, работа над выразительным чтением, над правильным оформлением устных высказываний учащихся. Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами, и выражениями. Заучивание наизусть. Работа в парах. Работа с презентациями в формате PowerPoint Русская народная сказка «Сивка- Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Анализ сказки по бурка» вопросам учителя, выяснение морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул (троекратные повторения, зачин, концовка сказки). Словарная работа. Объяснение слов и выражений, замена их синонимами: «добрые кони, добрые молодцы, встал как вкопанный, видимо-невидимо». Выборочное чтение по заданию учителя, чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом, нахождение в тексте сказки отрывков, подходящих к иллюстрации. Пересказ сказки с использованием сказочных слов и выражений. Работа с презентациями в формате PowerPoint Русская народная сказка Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Анализ сказки по «Журавль и цапля» вопросам учителя, выяснение морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Словарная работа со словами и выражениями: «Сказка о животных. Присказка. Долговязый, худо» Выборочное чтение по заданию учителя, чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом, нахождение в тексте сказки отрывков, подходящих к иллюстрации. Пересказ сказки с использованием сказочных слов и выражений. Работа с презентациями в формате PowerPoint Русская народная сказка Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Анализ сказки по «Умный мужик» вопросам учителя, выяснение морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Выяснение главной мысли сказки, соотнесение ее с пословицами. Словарная работа. Выборочное чтение по заданию учителя, чтение по ролям. При чтении по ролям обратить внимание на рассудительность царя, на умную хитрость бедного мужика, растерянность и глупость богатого мужика. Работа с иллюстративным материалом, нахождение в тексте сказки отрывков, подходящих к иллюстрации. Пересказ сказки с использованием сказочных слов и выражений. Работа с презентациями в формате PowerPoint Былина «Три поездки Ильи Совершенствование техники выразительного чтения былины, обращая внимание на язык 8 Кол-во часов 2 3 1 1 2 Дата Муромца» 10 Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы...» «По улице мостовой» 11 Пословицы и загадки. 12 Внеклассное чтение. Русские народные сказки. 13 А.С. Пушкин. Страницы биографии. былины, на ее напевность. Выразительное чтение, беседа по содержанию, объяснение значения устаревших слов «Сказитель, три версты, попона, тесовая стена, казна», нахождение сходства былины с другими жанрами УНТ. Чтение по ролям разговора Ильи Муромца с разбойниками. Подчеркнуть насмешливость в голосе богатыря, когда он говорит, о том, что взять с него нечего; выбрать интонацию для чтения слов атамана. Описание облика Ильи Муромца. Работа с презентациями в формате PowerPoint Совершенствование техники выразительного чтения. Словарная работа над словами: «кручина, неровня, глупенький разумок». Работа над выразительным чтением песни. Анализ народных песен с опорой на вопросы учителя, музыку, произведения искусства. Выяснить с каким природным явлением сравнивает девушка свою тоску и какое чувство вызывает девушка, которую насильно отдали замуж. Доказать, что девушка вышла замуж не по любви, а по приказу. Работа над особенностями текста фольклорной песни. Беседа по иллюстрации к народной песне «По улице мостовой». Прослушивание записи песни. Работа с презентациями в формате PowerPoint Выразительное чтение пословиц и загадок, подбор интонации при их чтении. Работа над особенностями народных произведений малых форм. Работа над смысловым значением пословиц, подбор ситуаций к которым можно отнести эти пословицы. Выяснить в чем прямой и переносный смысл пословиц Подбор пословиц по разной тематике: о чтении книг, о временах года, о животных. Отгадывание загадок, рисование картинок-отгадок. Самостоятельное составление загадок. Проведение урока- викторины. Работа в парах и группах. Работа с презентациями в формате PowerPoint Выборочное чтение и рассказывание понравившихся отрывков из сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненными самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа над пониманием особенностей жанра сказки, видами сказок (волшебные, бытовые, о животных). Проведение конкурса, викторины, соревнования по знаниям сказок. Рисование героя сказок, на которого хотели бы быть похожим Работа в парах, группах. Работа с презентациями в формате PowerPoint Из произведений русской литературы 19 века. Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. С. Пушкина. Беседа по презентации «Образ бережно хранимый». Словарная работа над словами и выражениями: «гувернер, рать, сень наук, лицей, лицеисты, рукописные журналы», объяснение смысла предложения «Пушкин не сразу, но зато решительно оставил их позади себя». Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями, отражающими разные этапы его творчества. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся сказках А. С. Пушкина. Краткий пересказ сказок. Краткий пересказ о жизни и творчестве писателя. Работа с презентациями 9 1 1 1 1 1418 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 19 А.С. Пушкин «Зимний вечер». 20 А.С. Пушкин. «У Лукоморья…»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») в формате PowerPoint Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением сказки. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Найти художественные определения и сравнения, которые использует автор, чтобы рассказать о белке, О Черноморе и о его витязях, о царевне. Какую роль эти художественные средства играют в описании чудес. Работа над сложными для понимания словами и выражениями «вымолвить, светлица, снурок, град, грамота, клев, не привальный(берег), бает, идти четами, булат и др.» Работа с иллюстративным материалам, подбор к ним отрывков из текста. Работа над характеристиками персонажей (сестриц, князя Гвидона, царя Салтана),Объяснение их поступков, описание их внешнего вида. Чтение по ролям. При чтении по ролям обратить внимание на авторские слова, которые помогут передать состояние героев(«печально отвечает», «лукаво подмигнув», «с криком ловят», «изумился князь Гвидон» и т.д.)Коллективное обсуждение отношения Пушкина к царю Салтану (любуется, презирает, смеется, издевается), высказывание собственного мнения учащихся к царю Салтану. Определить, как проявляется троекратный повтор, характерный для сказок. Составление плана последней части, пересказ по плану. Заучивание наизусть отрывка из сказки. Просмотр отрывков из фильма, созданного по этой сказке. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Обратить внимание как поэт описывает погоду, какие глаголы и сравнения использует, чтобы показать бурю живым существом. Как такое описание помогает нам понять состояние поэта, его настроение. Какое событие происходило в это время в Петербурге. Составление образа няни. Работа с трудными для понимания словами и выражениями (обветшалая, лачужка, веретено). Разучивание стихотворения наизусть. Прослушивание романса композитора М.П.Яковлева на слова этого стихотворения и выяснить, как музыка соответствует настроению, которое передано в стихотворении. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа над выразительным чтением поэмы (спокойно в начале, таинственно о чудесах в лесу и долине, торжественно о тридцати богатырях, энергично о всех остальных сказочных героях, очень эмоционально о родной земле и снова спокойно последние четыре строки). Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Выяснить о каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает автор, можно ли на этой основе отнести поэму к другому жанру,и к какому. Выборочное чтение. Работа с трудными для понимания устаревшими словами и выражениями. Характеристика колдуна Черномора. Сравнение его с дядькой Черномором из сказки «О 10 5 1 1 21 Внеклассное чтение. Произведения А.С. Пушкина (по выбору педагога) 22 М.Ю. Лермонтов. Страницы биографии. 2325 М.Ю. Лермонтов. «Бородино». 26 И.А. Крылов. Страницы биографии. 2729 И.А. Крылов басни «Кукушка и Петух» «Волк и Журавль» «Слон и Моська» царе Салтане..». Разные это персонажи или нет. Прослушивание: «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила». Работа с презентациями в формате PowerPoint Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества М. Ю. Лермонтова. Выборочное чтение (о появлении стихотворений «Смерть поэта», «Бородино»). Ответы на вопросы учителя по тексту. Словарная работа (пансион, свобода мыслей, поручик, рабство). Определить стихотворение, которое принесло известность М.Ю.Лермонтову. С каким событием оно связано. Сравнить судьбы А.С,Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Краткий пересказ о жизни и творчестве писателя. Работа с презентациями в формате PowerPoint Совершенствование навыка выразительного чтения. Выборочное чтение отрывков (как старый солдат убеждает слушателей, описание ночи перед сражением). Анализ стиховотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Составление образа солдата. Подтвердить примерами из текста, что ветеран войны храбр, скромен, верен клятве защищать Родину. Как автор передает боевое настроение русских солдат. Подтвердить строчками стихотворения, что русских воинов можно действительно назвать богатырями. Работа с трудными для понимания словами и выражениями (редут, лафет, кивер, бивак, хват, уланы, драгуны, на поле грозной сечи.). Определение главной мысли (идеи) стихотворения. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Пересказ по иллюстрации. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества И. А. Крылова. Кто герои басен Крылова, кто по-настоящему скрывается под их обличьем. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Выяснить, что такое мораль басни. Разбор слова «баснописец» по значению, по составу. Беседа о знакомых учащимся произведениях И. А. Крылова. Краткий пересказ о жизни и творчестве баснописца. Работа с презентациями в формате PowerPoint Повторение особенностей басни как жанра литературы. Работа над выборочным чтением. Работа над выразительным чтением басен. Чтение по ролям, передать при этом восхищение Петуха и Кукушки друг другом, грубость Волка, рассудительность Журавля, хвастливость и торжество Моськи. Работа с иллюстративным материалом. Анализ произведений по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Нахождение общего и различий между сказкой и 11 1 1 3 1 3 30 Внеклассное чтение «О чём рассказывают басни» 31 Н.А. Некрасов. Страницы биографии. 32 Н.А. Некрасов «Несжатая полоса» 3334 Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». 35 Л.Н. Толстой. Страницы биографии. басней. Работа с иллюстрациями, подбор к ним отрывков из басни. Инсценирование эпизодов басен. Определение морали басен. Работа с пословицами, соотнесение их с баснями. Заучивание басни наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Конкурс на лучшее чтение басни. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н. А. Некрасова. Выборочное чтение (о случае в саду, о первых шагах в самостоятельную жизнь). Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Н. А. Некрасова. Выяснение главной темы поэзии Н.А.Некрасова. Объяснение, почему Н.А.Некрасова называли народным поэтом. Краткий пересказ о жизни и творчестве писателя. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа над техникой выразительного чтения стихотворения. Работа над выборочным чтением. Работа над трудными для понимания незнакомыми словами и выражениями (станица, плети, заунывную). Анализ стихотворения по вопросам учителя. Работа над средствами выразительности в стихотворении. Найти в тексте художественные определения, относящиеся к существительным осень, дума, вьюга, зёрна, птицы, ветер, ответ, песня. Какой частью речи являются эти определения и с какой целью автор их использует. Определение настроения всего стихотворения, состояния пахаря. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование. Выделение действующих персонажей стихотворения. Чтение по ролям, подбирая правильную интонацию для чтения слов «автора», колосьев, ветра. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением (о встрече смотрителя с медведем, как отразились на смотрителе встречи с другими генералами, описание усиления мороза к ночи, как сама природа влияет на дальнейшее развитие событий). Анализ стихотворения по вопросам учителя. Работа над средствами выразительности в стихотворении. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями: столбовая дорога, ямщичок обратный, шкалик, смотритель, барин материк, тракт. Характеристика персонажей: смотрителя, вожака. Определение комичности ситуации, описанной поэтом; драматичности и тяжести случившегося. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества Jl. Н. Толстого. Выяснение, кто оказал большое внимание на формирование характера Л.Н.Толстого. Какой след оставила в жизни писателя игра в «зеленую палочку». Выборочное чтение (детские воспоминания, найти строки о упорстве мальчика). Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о 12 1 1 1 2 1 3646 Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 47 Внеклассное чтение. Произведения о силе человеческого характера, о красивых и смелых поступках людей.(по выбору педагога) 48 А.П. Чехов. Страницы биографии. 4951 А.П. Чехов « Хамелеон» знакомых учащимся произведениях JI. Н. Толстого. Краткий пересказ о жизни и творчестве писателя. Работа с презентациями в формате PowerPoint Беседа о истории создания повести «Кавказский пленник» и что легло в основу этой повести. Совершенствование техники чтении. Чтение по ролям (обратить внимание на спокойный твердый тон Жилина). Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом: найти в тексте предложения, которые могут служить подписями к иллюстрациям в книге, сделать свои рисунки к повести. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями (аул, татары, сакля, лоханка, бешмет, мечеть чалма, верста, рассолодел, аршин). Выделение главной мысли произведения. Размышления о названии повести, случайно ли Толстой выбирает такие фамилии для действующих лиц. Характеристика главных действующих лиц Жилина, Костылина. Коллективное обсуждение поступков героев повести, как повлияла трусость Костылина на их дальнейшую судьбу, как ведут себя в плену герои (смирение или побег), почему Жилину удалось среди врагов найти друга Дину. Высказывание собственной точки зрения. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина по плану. Определить отношение автора к своим персонажам. Деление текста на части, озаглавливание частей. Описание природы, деревни, убранства дома, одежды татар. Работа над пересказом содержания прочитанного. Пересказ глав повести по плану. Работа с пословицами: подбор их к главным героям. Работа с презентациями в формате PowerPoint Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.П. Чехова. Влияние семьи на будущего писателя, актерский талант Чехова. Выборочное чтение. Подбор отрывков из текста в учебнике к иллюстрациям. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А.П. Чехова. Определить отличие юмористических рассказов Чехова от сатирических. Краткий пересказ о жизни и творчестве писателя. Работа с презентациями в формате PowerPoint Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Обратить внимание на начальственно-повелительную или нерешительно- трусливую интонацию речи Очумелова в зависимости от ситуаций, в которых оказывается надзиратель. Работа над выборочным чтением. Подбор отрывков из текста к иллюстрациям. Анализ текста по вопросам учителя. Выяснить, с какой целью А.П. Чехов выбирает для своих персонажей такие фамилии, как Очумелов, Хрюкин, Елдырин. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными 13 11 1 1 3 52 Внеклассное чтение. Чтение юмористических рассказов. 53 В.Г. Короленко. Страницы биографии. 5463 В.Г. Короленко «Дети подземелья» 6465 Внеклассное чтение. Чтение произведений русских писателей XIX века (выбор произведений на усмотрение учителя) для понимания и незнакомыми словами и выражениями (надзиратель, городовой, мировой, конфискованный крыжовник) Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц. Описание понятий и поведения с использованием цитат. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки зрения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. Г. Короленко. Выборочное чтение. Прочитать о порядках, которые царили в гимназии, выразить свое отношение к ним. Ответы на вопросы учителя по тексту. Определить, что было главным в творчестве В.Г. Короленко. Краткий пересказ о жизни и творчестве писателя. Работа с презентациями в формате PowerPoint Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. (Часовня, престол, поглощен, визит, покорнейше прошу) Работа над характеристикой героев повести, составление сравнительной характеристики главных героев. Сравнение взаимоотношений Валика и Васи с сёстрами. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном. Описание природы: сопоставление красоты приближающего вечера и грустной картины разрушающейся часовни. Описание внешнего вида детей. Употребить в описании определения и сравнения, которые использует автор. Сравнение отношения отца к Васе до и после прихода Тыбурция. Объяснение названия повести. Попытаться определить, кто может быть виновным в трагической судьбе Маруси. Работа над пересказом содержания прочитанного по плану. Сочинение на тему «Минуты радости и тревоги» по плану и опорным словам. Работа с презентациями в формате PowerPoint Анализ прочитанных произведений. Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказы вание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтении. Составление отзыва о прочитанном. Работа с презентациями в формате PowerPoint Из произведений русской литературы XX века 14 1 1 10 2 66 А. М. Горький. Биография 6773 А. М. Горький. «Детство» 7478 А. М. Горький. «В людях» 7980 М.В. Исаковский. «Детство» 81 М.В. Исаковский. «Ветер» 82 М.В. Исаковский. «Весна» 83 К. Г. Паустовский. Биография. 8488 К. Г. Паустовский «Последний чёрт» Анализ прочитанных произведений. Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтении. Составление отзыва о прочитанном. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. М. Горького. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа с презентациями в формате PowerPoint Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Чтение по ролям. Работа над характеристикой героев повести. Работа над содержанием прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном. Работа с презентациями в формате PowerPoint Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Чтение по ролям. Работа над характеристикой героев повести. Озаглавливание частей текста, работа над содержанием прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.В. Исаковского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над выразительным чтением. Сравнительный анализ произведений М. Горького и стихотворения М. Исаковского. Уметь выразительно читать по ролям стихотворение. Работа с презентациями в формате PowerPoint Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. Г. Паустовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях К.Г. Паустовского. Работа с презентациями в формате PowerPoint Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над 15 1 7 5 2 1 1 1 5 89 М.М. Зощенко Биография. 9093 М.М. Зощенко. «Великие путешественники» 94 К.М. Симонов. Биография. 9598 К.М. Симонов. « Сын артиллериста» (отрывки) 99101 В.П. Катаев Биография. «Флаг» 102 Н.И. Рыленков Биография. «Деревья» 103 Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи – просторечными словами и выражениями. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над рассказом-описанием. Работа над характеристикой героев. Высказывание своего мнения о прочитанном. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.М. Зощенко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М.М. Зощенко. Работа с презентациями в формате PowerPoint Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Высказывание своего мнения о прочитанном. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. М. Симонова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа с презентациями в формате PowerPoint Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Определение главной мысли произведения. Соотнесение пословиц с содержанием текста. Высказывание своего мнения о прочитанном. Разучивание наизусть отрывка произведения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.П. Катаева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Определение главной мысли произведения. Составление рассказа по прочитанному. Сравнение стихотворения К.Симонова «Сын артиллериста» и рассказа В.Катаева «Флаг». Высказывание своего мнения о прочитанном. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н.И. Рыленкова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над характеристикой героя. Определение главной мысли стихотворения. Составление рассказа по прочитанному. Сравнение стихотворения М. Исаковского «Детство» и стихотворения Н. Рыленкова «Деревья». Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с презентациями в формате PowerPoint Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Выразительное чтение стихотворения. Обсуждение народных 16 1 4 1 4 3 1 1 кукушки» 104 Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…» 105 Внеклассное чтение. Поэты о русской природе. 106110 Ю.И. Коваль Биография. «Капитан Клюквин» 111115 Ю.И. Коваль «Картофельная собака» 116120 Ю.Я. Яковлев Биография. «Багульник» 121122 Внеклассное чтение. Чтение произведений о взаимоотношениях человека с животными. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (выбор примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка. Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Выразительное чтение стихотворения. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка. Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное рисование. Работа с уголком внеклассного чтения, читательскими дневниками. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю.И. Коваля. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Составление характеристики клеста по данному плану. Характеристика рассказчика истории по опорным словам. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение. Работа с презентациями в формате PowerPoint Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выделение комического в рассказе. Составление характеристики собаки Тузика. Характеристика рассказчика истории по опорным словам. Работа с иллюстративным материалом. Описание собаки по плану. Составление рассказа от первого лица. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю.И. Коваля. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о породах собак с опорой на иллюстрации и знания учащихся. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Составление характеристик героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Составление рассказа от первого лица. Составление рассказа по данному плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение. Работа с презентациями в формате PowerPoint Анализ прочитанных произведений. Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате 17 1 1 5 5 5 2 авторов и произведений на усмотрение учителя) Р.П. Погодин Биография. «Время говорит - пора» PowerPoint 128131 А.Г. Алексин Биография. «Двадцать девятое февраля» 4 132133 К.Я. Ваншенкин Биография. «Мальчишка» Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. Г. Алексина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Чтение по ролям. Сопоставление пословицы с текстом произведения. Работа над описанием внешнего вида Лили Тарасовой. Характеристика героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части по данному плану, пересказ по плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение. Работа с презентациями в формате PowerPoint Знакомство с биографией и основными этапами творчества К.Я. Ваншенкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Составление характеристик героев стихотворения. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли стихотворения. Коллективное обсуждение. Работа с презентациями в формате PowerPoint 134 К.Я. Ваншенкин «Снежки» 1 135136 Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей (выбор авторов и произведений на усмотрение педагога) Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выделение главной мысли стихотворения. Коллективное обсуждение. Работа с презентациями в формате PowerPoint Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате PowerPoint 123127 5 Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р.П. Погодина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Составление характеристик героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение. Работа с презентациями в формате PowerPoint Итого-136ч. 18 2 2